Атланты Нового Эрмитажа - монументальная группа скульптур-колонн, поддерживающих портик (каменное крыльцо) здания Нового Эрмитажа в центре Санкт-Петербурга.

Здание Нового Эрмитажа было построено в период с 1842 по 1851 гг. по указу Николая I для размещения в нем музея. Это первое в нашей стране здание, построенное специально для учреждения культуры. Архитектурный стиль - Неогрек. Авторы проекта: архитекторы Лео фон Кленце, Василий Петрович Стасов, Николай Ефимович Ефимов.

Главной особенностью этого здания является портик в греческом стиле с поддерживающими его статуями-колоннами в виде фигур атлантов. Всего их 10. Авторы этих атлантов - группа из 150 каменотесов под руководством скульптора Александра Ивановича Теребенёва. Выполнены из серого гранита. Высота - 5 м. Изготавливались в течении 5 лет!

Один из атлантов серьезно пострадал после попадания артиллерийского снаряда в 1941 г.

Сегодня эти скульптуры являются одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга, наряду с такими достопримечательностями как: Медный всадник, шпиль Петропавловского собора, кораблик на шпиле Адмиралтейства и др.

По сложившейся традиции многие прохожие и туристы трут на счастье огромные пальцы ног атлантов. В частности это популярно среди молодоженов, которые здесь проводят свои свадебные фотосессии.



Здание Нового Эрмитаж а по адресу Миллионная улица, 35 - единственное из всех корпусов Государственного Эрмитажа , которое было созданоспециально для хранения разросшейся коллекции музея.

Оно было построенов 1852 году по проекту немецкого архитектора Лео Кленце. Надо признать, что само приземистое двухэтажное здание Нового Эрмитажа не является образцом архитектуры, достойным восхищения, однако, гранитные скульптуры атлантов, украшающие главный входвыделяют и облагораживают это здание.

По древнегреческой мифологии - титаны, призванные Зевсом поддерживать небесный свод. Так и у здания Нового Эрмитажа атланты поддерживают массивный балкон.

Десять одинаковых атлантов были созданы по рисунку Гальбига, по модели скульптора А.И.Теребенева, который за их создание был удостоен звания академика.

Пятиметровые фигуры атлантов высекали на протяжении пяти лет 150 мастеров- каменотесов из серого сердобольского гранита. Затем, на протяжении еще 3 лет - вручную полировали пятиметровые статуи.

Атланты изображены в виде молодых юношей великолепного телосложения. На их головах венки из колосьев, на лица ниспадают пряди волос, набедренные повязки из медвежьих шкур. Лица их горды и одухотворены, они не склонились под тяжкой ношей, горды оказанной им честью нести громаду.

Атланты давно обросли легендами и стали частью петербургского фольклора. Так, по известной примете, жених и невеста в день бракосочетания должны подержаться за большие пальцы атлантов, тогда брак их будет счастливым, а дети, рожденные в этом браке - очень красивыми.Помогают атланты и в решении личных проблем, главное - подержаться за большой палец скульптуры в одиночестве.


Атланты получили всероссийскую известность и стали настоящим символом Петербурга, наряду с Медным Всадником, и Чижиком-Пыжиком , после вышедшей в 1966 году песни Александра Городницкого «Атланты».

«Когда на сердце тяжесть и холодно в груди
К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди.
Там без питья и хлеба, забытые в веках
Атланты держат небо на каменных руках»…

Быть может, именно атланты поддерживают низкое питерское небо, чтобы оно окончательно не опустилось на хмурые крыши.

Крыльцо Нового Эрмитажа – один из символов Петербурга. Его украшают знаменитые атланты – исполинского размера фигуры, обросшие множеством городских легенд и не единожды воспетые советскими бардами. До 20-х годов прошлого века здесь был главный вход эрмитажного комплекса.

Построенное в середине XIX века здание, которое должно было вместить разросшуюся художественную коллекцию Зимнего дворца, спроектировал немецкий архитектор Лео фон Кленце. К тому времени он уже зарекомендовал себя как автор нескольких удачных проектов музейных комплексов в Европе. Многие искусствоведы считают фон Кленце основателем архитектурного стиля неогрек, сочетавшего современные тенденции с античными традициями. В стиле древнегреческих построек решен и портик Нового Эрмитажа.

На суд Николая I было предложено два художественных проекта галереи крыльца музея. Согласно первому, портик должны были поддерживать кариатиды, согласно второму – атланты. После утверждения второго проекта, европейский скульптор Иоганн Гальбиг представил уменьшенную модель фигур египетских фараонов, которые и должны были стать теми самыми атлантами. Такой вариант не удовлетворил заказчика, и на основе чертежей фон Кленце русскими мастерами были выполнены скульптуры, по сей день поддерживающие портик Нового Эрмитажа.

Скульптор Александр Теребенёв использовал для фигур камень с берегов Ладожского озера – сердобольский гранит. 150 каменотесов на протяжении двух лет трудились над созданием атлантов. Сама конструкция портика, выполненная из известняка, к сожалению, не дошла до нас в изначальном виде, поскольку в ходе реставрационных работ 2000 года цвет и фактура внешней отделки ее были изменены.

Каждый рассказ об эрмитажных атлантах обязательно в начале или в конце содержит цитату из известной песни Александра Городницкого. Не будем нарушать этой традиции и мы.

«Их тяжкая работа важней других работ

Из них ослабни кто-то – и небо упадет»

Монументальные фигуры, держащие на своих плечах небесный свод стали своеобразным символом стабильности, надежности и постоянства. Может быть, поэтому одной из городских народных традиций является посещение атлантов женихом и невестой во время свадьбы. Потри большой палец левой ноги одного из атлантов – и твой брак будет незыблемым долгие годы.

Стоит отметить, что на самом деле атланты не являются несущей частью конструкции. Вес портика опирается только на колонны, а атланты – исключительно декоративный элемент здания. Однако, с начала прошлого века фундамент Нового Эрмитажа стал давать осадку, и портик в прямом смысле лег на плечи исполинских фигур. К 90-м годам XX столетия под этим весом на статуях стали появляться трещины. До сих пор найдено никакого инженерного решения этой проблемы, но хочется верить, что в ближайшее время небо не упадет на землю.

Самый большой урон скульптурной композиции нанесло попадание снаряда в одну из фигур в декабре 1941 года.

“Дом с Атлантами” - так большинство людей называют эту несомненно выдающуюся достопримечательность города Петербурга) На самом деле конечно же никакой это не дом - скорее часть здания Нового Эрмитажа, так называемый “портик”

Из них ослабни кто-то - и небо упадёт…

Портик Нового Эрмитажа расположен на главном фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу. До середины 1920-х годов здесь был вход в музей


Портик украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита-рапакиви. Остальные элементы портика - пилоны, фриз и колонки балкона - выполнены из кирновского мраморизованного известняка. Во время реставрации здания 2000 года кирновский камень был закрашен под вид штукатурки, в результате чего исчезли его естественный цвет и фактура

Автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Л. Кленце в 1840 году представил два проекта портика; в отвергнутом при обсуждении проекте вместо атлантов были кариатиды. В соответствии с замыслом Кленце скульптор И. Гальбиг выполнил уменьшенную модель атланта в виде фараона; модель из Мюнхена была прислана в Санкт-Петербург. В 1846 году Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята


Изготовление всех фигур велось под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью - руками, ногами, торсом…; лица Тербенёв заканчивал собственноручно. Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. Кленце в изданном им в 1850 году к окончанию строительства Нового Эрмитажа писал:

Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже

Первые трещины в стенах и перекрытиях Нового Эрмитажа были отмечены в 1880-1890-х годах; вскоре был сделано предположение, что они связаны с появлением наклонной осадки фундамента из-за осадки правой части здания. Более всего от этой осадки пострадал портик. Трещины на скульптурах атлантов впервые были замечены в 1909 году, новые трещины появлялись в 1914, 1921, 1948, 1976, 1987, 1997, 2000 годах. На правой стороне портика образовалась сквозная трещина, продолжившаяся в верхней части здания; при реставрации эта трещина была оформлена в искусственно созданный осадочный шов

В 1997 году была проведена инженерная оценка состояния и устойчивости конструктивных элементов портика, включая атлантов; измерения выполнялись с помощью высокочувствительных датчиков - пьезоакселерометров

Жёстко связан с фасадной стеной здания: в уровне перекрытий и в уровне фундаментов. В результате основная часть здания, нагруженная больше, оседая, увлекает за собой портик. Неравномерная осадка - крен в сторону здания - вызывает деформации: в измерениях 1997 года максимальное горизонтальное смещение (до 4 см) было отмечено в верхнем уровне четырёх атлантов, расположенных по поперечным осям портика


Атланты были установлены на гранитные постаменты и поддерживают головой и руками балки-прогоны портика. Проект предполагал, что эти балки будут опираться только на колонны, а атланты не будут несущим элементом. Однако даже при небольшой деформации конструкции деформируются и скульптуры, испытывающие дополнительные напряжения; это приводит к возникновению трещин

По результатам исследования были сделаны рекомендации: каким-либо образом убрать жёсткую связь между портиком и зданием. Также предлагалось изменить соединение скульптур с балками-прогонами, исключив опирание балок - при этом для обеспечения устойчивости атлантов необходимо создать специальные горизонтальные связи. Однако до сих пор не дошло до какой-либо практической реализации этих рекомендаций


Во время ленинградской блокады, 29 декабря 1941 года, в портик Нового Эрмитажа попал один из 30 снарядов из дальнобойных орудий, попавших в здания Эрмитажа. Один из атлантов был повреждён особенно серьёзно - на его торсе образовалась рваная “рана”

Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни “Атланты”:

…Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках…


Атланты Эрмитажа в Санкт-Петербурге – десять пятиметровых гранитных статуй титанов, установленных в галерее портика здания Нового Эрмитажа. Могучие фигуры Атлантов, шагнувшие из мира древнегреческих мифов на мостовые Петербурга, удерживают на плечах небесный свод, олицетворяя собой мощь, красоту и несокрушимость Северной столицы.

Держащие небо

Здание Нового Эрмитажа, выходящее на Миллионную улицу, было построено в 1852 г. по чертежам архитектора из Мюнхена Лео Кленце. Двухэтажное строение не отличается архитектурным совершенством, и лишь гранитные исполины, украшают его, неудержимо притягивая взгляды и сердца жителей и гостей города.

В исходном проекте главный вход предусматривалось украсить легковесными фигурами кариатид в образе фараонов, но известные русские архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов разработали более интересное решение. Портик предлагалось оформить статуями атлантов, чьи мощные фигуры визуально рассматривались, как великолепные колонны для поддержки массивного балкона.

Весной 1844 г. был проведен конкурс, на который талантливый скульптор А.И.Теребенёв в качестве образца представил величественную фигуру колосса. За статую, выполненную из глины и представленную на конкурс, он получил звание академика Императорской Академии художеств.

Огромные фигуры по моделям Теребенёва высекали пять лет 150 каменотесов, используя для этого сердобольский гранит благородного серо-графитного цвета, который в то время добывали в каменоломнях на островах Ладожского озера, и долго вручную полировали, доводя до сияющего великолепия. Первый атлант, вырезанный из гранита, произвел столь сильное впечатление на Николая I, что император удостоил автора царским подарком - перстнем с бриллиантом.

В 1848 г. десять атлантов «родились» и заняли свои места у входа в портик Нового Эрмитажа.

Атланты изображены в виде прекрасных молодых юношей с телосложением и красотой эллинских героев. Их сильные ступни со вздувшимися от напряжения венами упираются в тяжелые постаменты, вырубленные из разновидности черно-розового карельского гранита - рапакиви. Головы украшены венками из колосьев, бедра - медвежьими шкурами.

Тайна необыкновенного мистического впечатления, которое оказывают на человека эти фигуры, скрывается в удивительном реализме и ощущении присутствия некой силы, исходящей от темных фигур, сверкающих полированной поверхностью. Это не декоративные статуи, призванные лишь украшать и услаждать взор. Видно, что каменные тела юношей испытывают ужасное напряжение, на пределе сил удерживая колоссальную тяжесть небесного свода и укрывая землю от вечного хаоса. Они не позируют, не красуются мощью - их прекрасные лица, искаженные болью и упорством, полны одухотворенного мужества и гордости.

Век XX - XXI

В советское время 1921 – 1938 гг. исследования скульптур и архитектурных конструкций проводились под руководством известного реставратора Игоря Крестовского, который обнаружил крупные трещины на угловых фигурах.

В 1997 г. ученые НИИ Министерства обороны провели комплексные научно-технические исследования креплений атлантов с применением точной аппаратуры. Были выявлены сдвиги в фундаменте, нарушения в изначально эластичной конструкции, компенсирующей вертикальное смещение огромных скульптур при изменениях температуры, снеговой нагрузки, влажности, а также серьезные трещины в самих фигурах.

В 2010 г. руководство Эрмитажа выделило средства на дополнительные исследования состояния крепежных конструкций статуй и их надежность. В 2011 г. были подготовлены предварительные расчеты и проекты по проведению масштабной реконструкции и реставрации, но по причине дефицита финансирования до сих пор в полном объеме не проведены ни инструментальные исследования, ни реставрационные работы.

Легенды и традиции

Еще в 1941 г. родилась легенда о гранитных исполинах. Фашистский снаряд повредил одного из Атлантов, но тот выстоял, и люди поверили, что крайний справа гигант, лицо которого обращено в сторону Марсова поля, одарен особой сакральной силой. Монументальные фигуры, удерживающие небо над Петербургом, стали для всех символом защиты, надежности и постоянства. Сегодня к подножью исполинов композиторы, художники и писатели приходят за вдохновением, старики – за воспоминаниями, влюбленные – за мечтами о будущем. Все знают, что пострадавший в военное время Атлант может исполнить желаемое, если дотянуться до большого пальца его правой ноги.

У молодоженов также существует ритуал - чтобы брак был вечным, а дети здоровыми, жених и невеста одной рукой держатся за большой палец на ноге Атланта, одновременно соединяя свободные руки и формируя неразрывное кольцо, которое выдержит любые испытания на прочность.