Жили себе в тяжелых трудах клоун и акробатка в одном очень бедном цирке, за просмотр которого никто не хотел платить и медных грошей. В этом цирке еще был старый пес, которого выавали за дрессированного волка, был петух, которому пристегивали павлиний хвост, была гнусавая шарманка, ручку которой вращал хозяин этого цирка. Хозяин был весьма прожорливым и круглым стариком, который мог бы всех смешить с утра до вечера своей глупостью, но вместо этого он изображал из себя серьезного умника, а чтобы это лучше получалось, предпочитал перед публикой не появляться.
Это был самый обычный день. Повозка с полудохлым мулом остановилась на окраине почти заброшенной деревни. Клоун и акробатка натянули шатер шатер, расставили внутри него складные стулья, с грустью думая, что большая часть из них, как всегда будет пустовать. Тем временем хозяин, трубя в старый горн, ходил по окрестностям и приглашал публику на вечернее представление. За ним следовал пес, который подвывал звуку подобия музыкального инструмента и крику хозяина.
Начало смеркаться. В шатре загорелись керосиновые лампы. Хозяин толкался у входа в шатер с шляпой, в которую публике следовало кидать подаяние. Клоун гриммировался перед треснувшим зеркалом в кибитке. Его подруга разминалась перед выступлением. Каждый день их мучил страх, что совсем никто не явится на их представление. Время в эти мгновения тянулось особенно медленно. Все трое думали в эти моменты о том, чтобы начать зарабатывать на жизнь чем-то другим.
Но вот, из темноты вышла старушка, с мешочком картошки и других овощей. Хозяин выскомерно кивнул, чтобы она оставила мешок у его ног и пропустил её внутрь. Потом приплелся усталый пахарь, от которого разило вином. Он положил хозяину руку на плечо, думал, что бы сказать, но промолчал, и вынул из кармана пару медных монет. Прибежала улыбчивая женщина с растрепанными волосами, в которых застряло сено. Она одарила хозяина корзиной, где были вареные яйца, кусок сыра, печеное мясо. Ей он приветливо улыбнулся. Потом набежал десяток чумазых детей, которые накидали мелочи в шляпу хозяина, который смотрел на них заранее строго. Пришло еще трое нездешних лесорубов с бочонком, к которому по очереди прикладывались. Они щедро одарили хозяина суммами поболее, чем все деревенские вместе взятые. Когда акробатка уже начала ходить на руках, под заунывное бренчание шарманки, в шатер проскользнули еще две женщины, положившие монеты на шарманку.
Акробатка закладывала ноги за голову, высоко подпрыгивала, кувыркаясь в воздухе, прошла по натянутому канату, под замечания публики, что на это совсем не интересно смотреть, ибо канат натянут слишком низко. Через полчаса замечания публики о том, что так и они могут, акробатка ушла со сцены и вышел, курящий большую сигару клоун, у которого дым пошел из ушей. Потом загорелась шляпа, наконец он начал плеваться огнем. Потом он изобразил охоту на петуха-павлина, в итоге которой птица исчезла под одной полой его пиджака, а из под другой появилась тряпичное подобие рождественской индейки, которую он начал, было, есть, но пришла собака в волчьей шкуре с большими ушами, хвостом и пастью, размером с духовку. Этот маскарадный костюм с собаки свалился, под дружный хохот публики. Клоун осмелел, начал показывать зверю, длинный язык, за который пес его немного потаскал по сцене. Потом он превратил подобие жаренного павлина в живого ежа, вокруг которого собака бегала и лаяла, не решаясь съесть. Потом пес задрал ногу и помочился на клоуна, который самодовольно расшаркивался перед публикой, превращая ежа обратно в тряпичную индейку на блюде.
В заключение представления, на сцену вышла гимнастка, только в платье, под которым были мешки с сеном в месте груди и ягодиц. Ресницы её были из павлиньих перьев, глаза размером с блюдца, а нарисованный огромный рот занимал всю остальную часть лица. Она начала кокетничать с клоуном, который совсем растерялся, а потом превратил птицу в большой подсолнух, который был отвергнут женщиной. Потому его снова пришлось превратить в птицу, приготовленную к еде. Кривляясь барышня поглотила этот подарок клоуна, а потом вытащила из-под юбки ленту сосисок. Клоун разрыдался под смех публики, а потом связал бусы сарделек в кольцо и начал крутить ими и жонглировать. Потом превратил их в цветы и они с акробаткой, которая снова вышла к публике в трико принялись их дарить зрителям.
Обычно зрители после этого расходились, похлопав в ладоши из вежливости, унося бумажный цветок, как память о дурацком вечере за грошовую плату.
В тот вечер трое лесорубов никуда не собирались уходить. Они так и остались сидеть на складных треногих табуретах, покуривая свои трубки, попивая пиво их бочонка.
- Если господа желают, - угодливо заговорил с ними толстяк, перестав крутить шарманку. - Мои артисты могут усладить их слух игрой на мандолине и флейте, а так же пением заморских песен, которые вы можете услышать только от нас. Но, господа, это только за отдельную плату...
Он снял шляпу и протянул её угрюмым лесорубам, которые вертели в грубых ручищах хрупкие бумажные цветы. Они переглянулись, потом кинули монеты в его шляпу, и около часа мужчина и женщина, облаченные в одежду на манер аристократов, перекрасив лица, одев другие парики, пели и играли. Когда они исчерпали репертуар, один из лесорубов, откинул опустевший бочонок, выбил давно потухшую трубку и заговорил, грозно глядя на толстяка. Хозяин цирка плохо понимал его язык. Женщина шептала ему на ухо, переводя на его язык разгвор лесорубов.
- Все это было не так уж и плохо! - начал он, обращаясь к товарищам. - Может мне только так кажется, после того, как я потерял счет времени в лесу, а потом на реке, гоняя эти чертовы плоты на лесопилку. Я одного не понимаю, друзья, почему все пожертвования публики идут в шляпу этой свиньи, которая ничего не умеет, только все портит своей мерзкой шарманкой!
- Не нашего ума это дело! - отмахнулся один, засовывая цветок в петлицу.- Идем спать, а то работать завтра...
- Успеешь ты заработать на свой домик на берегу лесного озера! - возразил третий лесоруб. - Мне тоже обидно за этих молодых людей! Они, как мы, работают, и с работой их не каждый их нашего брата справится, а весь их заработок присваивает себе этот бездельник, который весит в два раза больше их двоих. На нашей шее тоже сидит такой землевладелец, который нам кидает жалкие крохи и обещание светлого будущего.
- Вот я и говорю, может сначала с этим поросенком расправимся, а потом возьмемся за большого борова?
Так хозяин цирка в тот вечер был связан лесорубами, брошен на плот и пущен по реке, которая текла в другое королевство, на его родину, где его искали стражи порядка за то, что он когда-то растратил государственные деньги, работая чиновником и бежал. Его нашел один крестьянин, которого он много лет назад несправедливо обобрал. Так он попал в тюрьму, где его заставили тяжело трудиться, до конца жизни.
Лесорубы утром протрезвели, испугались того, что натворили ночью, и пошли работать дальше. А артисты спешно собрались еще ночью и отправились подальше их тех мест, где случилось преступление, возможно убийство с их молчаливого согласия.
Через много лет спустя один из лесорубов, как и мечтал купил себе дом на берегу озера в лесу и охотничьи угодья, а потом еще выгодно женился и сам стал богатым землевладельцем. Теперь уже он нанимал лесорубов и батраков на поля. И в один прекрасный день, на его пороге встала та самая пара артистов - уже потрепанных жизнью, постаревших, оборванных.
- Какого дьявола вы тут делаете? - спросил он их. - Почему вы больше не веселите уставших после тупой работы людей? Куда вы дели шатер, повозку, мула, костюмы, животных?
- Как-то у нас не получается... - глядя в землю пробурчали они. - Мы уже давно работаем на полях или в лесу, так проще и надежнее...
- Когда-то у моего деда были очень дорогие и хорошие часы с боем. И в них жили мыши. Я решил их оттуда прогнать. После этого часы остановились навсегда, и ни один мастер не может их починить. Я совсем не трогал механизм, только аккуратно притравил мышей дымом, потом вытянул оттуда крючком их, заделал дырку. Я так и не понял, в чем там было дело. Так же и мы тогда, поломали механизм этого цирка, который для многих бедняков был единсвенной забавой. Если не видишь необходимости в какой-то детали, то это значит только то, что ты её не видишь, а не то, что она не нужна...
- Так вы дадите нам работу? Мы целых три дня ничего не ели, только шли сюда через горы...
- Для того, чтобы работать в лесу или поле, или на реке вы не годитесь! Я вас, пожалуй, сначала откормлю, но в долг, с процентами, а потом дам вам работу специально для вас - будете веселить моих работников и меня по вечерам.
- Может лучше в поле или прислугой по дому?
- Вы кушайте, но перед этим подпишите долговые расписки...

Дракончик по имени Вова очень хотел работать в цирке. И обязательно клоуном, чтоб носик красный поролоновый надевать, ездить на одноколесном велосипеде, жонглировать конфетами и смешить детей.

Но где же это видано, чтоб драконы клоунами работали? Их можно на веревочке по арене водить, или просить взлететь под купол цирка, или рыкнуть, да так, чтоб пострашнее и с огнем. Вот только дракончик Вова совсем не хотел ни на кого рычать.

Однажды в город, где жил дракончик приехал цирк. Дракончик приоделся, тщательно почистил зубки и отправился на собеседование к директору цирка. Но застать директора оказалось не так-то просто. Он все время был занят – давал указания мартышкам, которые отказывались делать акробатические трюки, ругался с медведем, случайно съевшим зрительские призы, следил чтобы удавы и кобры не перепутались (хотя они и сидели в соседних клетках) и делал еще много другой работы.

Когда директор все-таки освободился, он уделил дракончику время:
— Значит вы, хотите работать в цирке?
— Да-да! – заулыбался дракончик. – Это моя давняя мечта.
— Ну, что ж, в таком случае, — начал директор, — я могу поставить вас отдельным номером. Скажем, между дрессированными львами и обезьянами? Вы сможете летать под куполом и выпускать пламя?
— Нет- нет, — замотал головой дракончик. – Я хочу работать у вас клоуном.
— Клоуном? – удивленно переспросил директор. – Но дракон не может быть клоуном! Так не бывает!
— Почему? – простодушно спросил дракончик.
— Да потому… потому… потому что… — директор не знал, что ответить и попросил ассистента позвать ему циркового клоуна.

Не прошло и минуты, как клоун прикатил на своем одноколесном велосипеде, улыбаясь и разбрасывая конфетти по дороге.
— Ну-ка, скажи, — обратился к клоуну директор цирка, — отчего дракон не может быть клоуном?

Клоун удивленно заморгал глазами, — Отчего? Оттого что дракон должен летать и выпускать пламя, а клоун улыбаться и смешить народ.
— Но я тоже могу улыбаться, — возразил дракончик.
— Этого недостаточно, — многозначительно заметил клоун.
— Совсем недостаточно, — подтвердил директор.

Дракончик вздохнул.
Директор поправил очки на переносице. Клоун сделал несколько кругов на одноколесном велосипеде вокруг директорского стола.
— Если хочешь, — сказал директор, — можешь работать у нас драконом. Будешь выступать между львами и обезьянами.

Пришлось дракончику Вове согласиться. Все-таки лучше в цирке работать, чем не работать. В качестве реквизита ему выдали красивый блестящий чепчик и тапочки. Жить дракончик тоже переехал в цирк. Ему выделили собственную комнату. Не очень просторную, но зато по соседству с семейством жирафов. Они, кажется, были самыми любезными созданиями из всех артистов – всегда желали дракончику доброй ночи и доброго утра, сообщали последние новости.

Но работать цирковым драконом оказалось совсем непросто. Приходилось разучивать множество новых движений, лететь плавно, выпускать огня не много и не мало, чтобы не спалить зрителей. И потом, мартышки все время грозились выскочить на сцену еще до того, как дракончик закончит свой номер.

Шли дни. Цирк гастролировал по разным городам, давал представления для детей и взрослых, и дракончик уже почти забыл о своей мечте стать клоуном. В конце концов, работать драконом было не так уж и плохо. Зрители любили его и после представлений всегда оставались, чтобы сфотографироваться с настоящим живым драконом. Только по ночам дракончику снились чудесные красочные сны, о том, как он стал клоуном, как ездит на одноколесном велосипеде, как носит красный поролоновый носик на веревочке и как разбрасывает на зрителей мишуру или жонглирует маленькими мячиками.

Однажды утром, накануне большого представления, директор собрал всех на чрезвычайное совещание. Оказалось, что цирковой клоун заболел. Он, конечно, мог выйти на сцену и показать свой номер даже с высокой температурой. Но вот только зрители (а среди них были и маленькие дети ) могли заразиться. Директор просто не представлял, кем заменить клоуна.

Казалось, представление обречено на провал. И тут он вспомнил, что когда-то дракончик Вова очень хотел быть клоуном. Отчего бы ему теперь не попробовать? Даже если и не получится, публика хотя бы не будет скучать.

Директор тут же сказал дракончику:
— Сегодня ты будешь играть клоуна в нашем цирке. Пойди и получи реквизит.
Дракончик растерялся:
— Но я же должен выступать с номером дракона?
— Да, но номер клоуна важнее, — ответил директор, — все зрители хотят видеть в цирке клоуна. А если его не будет, дети очень расстроятся.

Дракончик не стал спорить. Он пошел в костюмерную и получил одежду клоуна. А еще красный круглый носик, одноколесный велосипед и шарики, чтобы жонглировать. Только теперь, когда его мечта была так близко, ему отчего-то было очень грустно. Может оттого, что работать драконом ему тоже нравилось?

Ровно в три часа дня началось представление. Зрители сидели на всех местах цирка. А те, кому мест не хватило, толпились в проходах и на лестницах. На арену вышел ведущий, который поприветствовал гостей и назвал первый номер – Слоновьи бега. Тут же за его спиной послышался топот тяжелых ног, от которого стоящие зрители попадали навзничь. Ведущий едва успел освободить слонам дорогу.

После этого выступал фокусник, за ним лихач с крокодилами и наконец дракончик – клоун.

Растерянный он вышел на арену, низко поклонился зрителям и… забыл все, что должен был делать. Наступила полная тишина. Зрители молчали и ждали. Директор, выглядывающий из-под лестницы, нервно кусал себе ногти. Дракончик молчал, низко опустив голову. Ему было стыдно, что он всех подвел.

Внезапно ему в голову пришла удивительная идея. Он взлетел в воздух, точно также как делал, когда выступал с номером дракона, описал под куполом цирка круг, а затем не опускаясь на пол принялся жонглировать маленькими мячиками. Толпа заревела от восторга.

После этого дракончик сел на одноколесный велосипед и поехал, так как делал это клоун. Внезапно он взмыл ввысь вместе с велосипедом, и помчался по воздуху, разбрасывая на зрителей горстки разноцветной мишуры. Толпа снова заревела от восторга.

Когда дракончик опустился обратно на пол, он уже не чувствовал волнения. Он принялся выделывать разные смешные трюки, корчить мордочки и задорно шмыгать своим красным поролоновым носиком.

Номер вышел просто великолепный. А когда он все-таки закончился, зрители требовали его продолжения на бис.

Надо ли говорить о том, что с этого дня директор цирка изменил концертную программу. Теперь в ней стоял специальный номер Дракона-Клоуна, который так любили дети и взрослые. И каждый хотел сфотографироваться на память с этим чудесным артистом.

Вот так ребята всегда бывает в жизни – кто-то говорит «Нет! У тебя ничего не выйдет! Не смеши народ!», а ты все равно помнишь о своей мечте. И даже когда немножко забываешь или сомневаешься – мечта сама пробивает себе дорогу, чтобы сделать нас счастливыми…

  • Тип: mp3
  • Размер: 12,5 MB
  • Продолжительность: 00:13:45
  • Скачать рассказ бесплатно
  • Слушать рассказ online

Your browser does not support HTML5 audio + video.

НЕ ХУЖЕ ВАС, ЦИРКОВЫХ

Я теперь часто бываю в цирке. У меня там завелись знакомые и даже друзья. И меня пускают бесплатно, когда мне только вздумается. Потому что я сам теперь стал как будто цирковой артист. Из-за одного мальчишки. Это все не так давно случилось. Я шел домой из магазина, — мы теперь на новой квартире живем, недалеко от цирка, там же и магазин большой на углу. И вот я иду из магазина и несу бумажную сумочку, а в ней лежат помидоров полтора кило и триста граммов сметаны в картонном стаканчике. И вдруг навстречу идет тетя Дуся, из старого дома, добрая, она в прошлом году нам с Мишкой билет в клуб подарила. Я очень обрадовался, и она тоже. Она говорит:
— Это ты откуда?
Я говорю:
— Из магазина. Помидоров купил! Здрасте, тетя Дуся!
А она руками всплеснула:
— Сам ходишь в магазин? Уже? Время-то как летит!
Удивляется. Человеку девятый год, а она удивляется.
Я сказал:
— Ну, до свиданья, тетя Дуся.
И пошел. А она вдогонку кричит:
— Стой! Куда пошел? Я тебя сейчас в цирк пропущу, на дневное представление. Хочешь?
Еще спрашивает! Чудная какая-то. Я говорю:
— Конечно, хочу! Какой может быть разговор!..
И вот она взяла меня за руку, и мы взошли по широким ступенькам, и тетя Дуся подошла к контролеру и говорит:
— Вот, Марья Николаевна, привела вам своего мужичка, пусть посмотрит. Ничего?
И та улыбнулась и пропустила меня внутрь, и я вошел, а тетя Дуся и Марья Николаевна пошли сзади. И я шел в полутьме, и опять мне очень понравился цирковой запах — он особенный какой-то, и как только я его почуял, мне сразу стало и жутко отчего-то и весело ни от чего. Где-то играла музыка, и я спешил туда, на ее звуки, и сразу вспомнил девочку на шаре, которую видел здесь так недавно, девочку на шаре, с серебряным плащом и длинными руками; она уехала далеко, и я не знаю, увижу ли я ее когда-нибудь, и странно стало у меня на душе, не знаю, как объяснить… И тут мы наконец дошли до бокового входа, и меня протолкнули вперед, и Марья Николаевна шепнула:
— Садись! Вон в первом ряду свободное местечко, садись…
И я быстро уселся. Со мной рядом сидел тоже мальчишка величиной с меня, в таком же, как и я, школьном костюме, нос курносый, глаза блестят. Он на меня посмотрел довольно сердито, что я вот опоздал и теперь мешаю и все такое, но я не стал обращать на него никакого внимания. Я сразу же вцепился всеми глазами в артиста, который в это время выступал. Он стоял в огромной чалме посреди арены, и в руках у него была игла величиной с полметра. Вместо нитки в нее была вдета узкая и длинная шелковая лента. А рядом с этим артистом стояли две девушки и никого не трогали вдруг он ни с того ни с сего подошел к одной из них и — раз! — своей длинной иглой прошил ей живот насквозь, иголка выскочила у нее из спины! Я думал, она сейчас завизжит как зарезанная, но нет, она стоит себе спокойно и улыбается. Прямо глазам своим не веришь. Тут артист совсем разошелся — чик! — и вторую насквозь! И эта тоже не орет, а только хлопает глазами так они обе стоят насквозь прошитые, между ними нитки, и улыбаются себе как ни в чем не бывало. Ну, милые мои, вот это да!
Я говорю:
— Что же они не орут? Неужели терпят?
А мальчишка, что рядом сидит, отвечает:
— А чего им орать? Им не больно!
Я говорю:
— Тебе бы так! Воображаю, как ты завопил бы…
А он засмеялся, как будто он старше меня намного, потом говорит:
— А я сперва подумал, что ты цирковой. Тебя ведь тетя Маша посадила… А ты, оказывается, не цирковой… не наш.
Я говорю:
— Это все равно, какой я — цирковой или не цирковой. Я государственный, понял? А что такое цирковой — не такой, что ли?
Он сказал, улыбаясь:
— Да нет, цирковые — они особенные…
Я рассердился:
— У них что, три ноги, что ли?
А он:
— Три не три, но все-таки они и половчее других — куда там! — и посильнее, и посмекалистее.
Я совсем разозлился и сказал:
— Давай не задавайся! Тут не хуже тебя! Ты, что ли, цирковой?
А он опустил глаза:
— Нет, я мамочкин…
И улыбнулся самым краешком рта, хитро-прехитро. Но я этого не понял, это я теперь понимаю, что он хитрил, а тогда я громко над ним рассмеялся, и он глянул на меня быстрым своим глазом:
— Смотри представление-то!.. Наездница!..
И правда, музыка заиграла быстро и громко, и на арену выскочила белая лошадь, такая толстая и широкая, как тахта. А на лошади стояла тетенька, и она начала на этой лошади на ходу прыгать по-разному: то на одной ножке, руки в сторону, а то двумя ногами, как будто через скакалочку. Я подумал, что на такой широкой лошади прыгать — это ерунда, все равно как на письменном столе, и что я бы тоже так смог. Вот эта тетенька все прыгала, и какой-то человек в черном все время щелкал кнутом, чтобы лошадь немножко проворней двигалась, а то она трюхала, как сонная муха. И он кричал на нее и все время щелкал. Но она просто ноль внимания. Тоска какая-то… Но тетенька наконец напрыгалась досыта и убежала за занавеску, а лошадь стала ходить по кругу.
И тут вышел Карандаш. Мальчишка, что сидел рядом, опять быстро глянул на меня, потом отвел глаза и равнодушно так говорит:
— Ты этот номер когда-нибудь видел?
— Нет, в первый раз, — говорю я.
Он говорит:
— Тогда садись на мое место. Тебе еще лучше будет видно отсюда. Садись. Я уже видел.
Он засмеялся. Я говорю:
— Ты чего?
— Так, — говорит, — ничего. Карандаш сейчас чудить начнет, умора! Давай пересаживайся.
Ну, раз он такой добрый, чего ж. Я пересел. А он сел на мое место, там, правда, было хуже, столбик какой-то мешал. И вот Карандаш начал чудить. Он сказал дядьке с кнутом:
— Александр Борисович! Можно мне на этой лошадке покататься?
А тот:
— Пожалуйста, сделайте одолжение!
И Карандаш стал карабкаться на эту лошадь. Он и так старался, и этак, все задирал на нее свою коротенькую ногу, и все соскальзывал, и падал — очень эта лошадь была толстенная. Тогда он сказал:
— Подсадите меня на этого коняшку.
И сейчас же подошел помощник и наклонился, и Карандаш встал ему на спину, и сел на лошадь, и оказался задом наперед. Он сидел спиной к лошадиной голове, а лицом к хвосту. Смех, да и только, все прямо покатились! А дядька с кнутом ему говорит:
— Карандаш! Вы неправильно сидите.
А Карандаш:
— Как это неправильно? А вы почем знаете, в какую сторону мне ехать надо?
Тогда дядька потрепал лошадь по голове и говорит:
— Да ведь голова-то вот!
А Карандаш взял лошадиный хвост и отвечает:
— А борода-то вот!
И тут ему пристегнули за пояс веревку, она была пропущена через какое-то колесико под самым куполом цирка, а другой ее конец взял в руки дядька с кнутом. Он закричал:
— Маэстро, галоп! Алле!
Оркестр грянул, и лошадь поскакала. А Карандаш на ней затрясся, как курица на заборе, и стал сползать то в одну сторону, то в другую сторону, и вдруг лошадь стала из-под него выезжать, он завопил на весь цирк:
— Ай, батюшки, лошадь кончается!
И она, верно, из-под него выехала и протопала за занавеску, и Карандаш, наверно, разбился бы насмерть, но дядька с кнутом подтянул веревку, и Карандаш повис в воздухе. Мы все задыхались от смеха, и я хотел сказать мальчишке, что сейчас лопну, но его рядом со мной не было. Ушел куда-то. А Карандаш в это время стал делать руками, как будто он плавает в воздухе, а потом его опустили, и он снизился, но как только коснулся земли, разбежался и снова взлетел. Получилось, как на гигантских шагах, и все хохотали до упаду и с ума сходили от смеха. А он так летал и летал, и вот с него чуть не соскочили брюки, и я уже думал, что сейчас задохнусь от хохота, но в это время он опять приземлился и вдруг посмотрел на меня и весело мне подмигнул. Да! Он мне подмигнул, лично. А я взял и тоже ему подмигнул. А что тут такого? И тут совершенно неожиданно он подмигнул мне еще раз, потер ладони и вдруг разбежался изо всех сил прямо на меня и обхватил меня двумя руками, а дядька с кнутом моментально натянул веревку, и мы полетели с Карандашом вверх! Оба! Он захватил мою голову под мышку и держал поперек живота, очень крепко, потому что мы оказались довольно-таки высоко. Внизу не было людей, а сплошные белые полосы и черные полосы, так как мы быстро вертелись, и было немножко даже щекотно во рту. И когда мы пролетали над оркестром, я испугался, что стукнусь о контрабас, и закричал:
— Мама!
И сразу до меня долетел какой-то гром. Это все смеялись. А Карандаш сразу меня передразнил и тоже крикнул со слезами в голосе:
— Мя-мя!
Снизу слышался грохот и шум, и мы так плавно еще немножко полетали, и я уже стал было привыкать, но тут неожиданно у меня прорвался мой пакет, и оттуда стали вылетать мои помидоры, они вылетали, как гранаты, в разные стороны — полтора кило помидоров. И наверно, попадали в людей, потому что снизу несся такой шум, что передать нельзя. А я все время думал, что теперь не хватало только, чтобы вылетела еще и сметана — триста граммов. Вот тогда-то мне влетит от мамы будь здоров! А Карандаш вдруг завертелся волчком, и я вместе с ним, и вот этого как раз не нужно было делать, потому что я опять испугался и стал брыкаться и царапаться, и Карандаш тихонько, но строго сказал, я услышал:
— Толька, ты что?
А я заорал:
— Я не Толька! Я Денис! Пустите меня!
И стал вырываться, но он еще крепче меня сжал, чуть не задушил, и мы стали совсем медленно плыть, и я увидел уже весь цирк, и дядьку с кнутом, он смотрел на нас и улыбался. И в этот момент сметана все-таки вылетела. Так я и знал. Она упала прямо на лысину дядьке с кнутом. Он что-то крикнул, и мы немедленно пошли на посадку…
Как только мы опустились и Карандаш выпустил меня, я, сам не знаю почему, побежал изо всех сил. Но не туда; я не знал куда, и я метался, потому что голова немного кружилась, и наконец я увидел в боковом проходе тетю Дусю и Марью Николаевну. У них были белые лица, и я побежал к ним, а кругом все хлопали как сумасшедшие.
Тетя Дуся сказала:
— Слава богу, цел. Пошли домой!
Я сказал:
— А помидоры?
Тетя Дуся сказала:
— Я куплю. Идем.
И она взяла меня за руку, и мы все трое вышли в полутемный коридор. И тут мы увидели, что возле настенного фонаря стоит мальчик. Это был тот самый мальчик, что сидел рядом со мной. Марья Николаевна сказала:
— Толька, где ты был?
Мальчик не отвечал.
Я сказал:
— Куда ты подевался? Я как на твое место пересел, что тут было!.. Карандаш меня под небо уволок.
Марья Николаевна сказала:
— А ты почему сел на его место?
— Да он мне сам предложил, — сказал я. — Он сказал, что лучше будет видно, я и сел. А он ушел куда-то!..
— Все ясно, — сказала Марья Николаевна. — Я доложу в дирекцию. Тебя, Толька, снимут с роли.
Мальчик сказал:
— Не надо, тетя Маша.
Но она закричала шепотом:
— Как тебе не стыдно! Ты цирковой мальчик, ты репетировал, и ты посмел посадить на свое место чужого?! А если бы он разбился? Ведь он же неподготовленный!
Я сказал:
— Ничего. Я подготовленный… Не хуже вас, цирковых! Плохо я разве летал?
Мальчик сказал:
— Здорово! И хорошо с помидорами придумал, как это я-то не догадался. А ведь очень смешно.
— А артист этот ваш, — сказала тетя Дуся, — тоже хорош! Хватает кого ни попадя!
— Михаил Николаевич, — вступилась тетя Маша, — был уже разгорячен, он уже вертелся в воздухе, он тоже не железный, и он твердо знал, что на этом месте, как всегда, должен был сидеть специальный мальчик, цирковой. Это закон. А этот малый и тот — они же одинаковые, и костюмы одинаковые, он не разглядел…
— Надо глядеть! — сказала тетя Дуся. — Уволок мальчонку, как ястреб мышь.
Я сказал:
— Ну что ж, пошли?
А Толька сказал:
— Слушай, приходи в то воскресенье в два часа. В гости приходи. Я буду ждать тебя возле контроля.
— Ладно, — сказал я, — ладно… Чего там!.. Приду.

Цирк шапито

Пред вами — вы знаете что?
Игрушечный цирк шапито.
Сейчас обезьяны
Забьют в барабаны,
И выйдет — вы знаете кто?

Висит на хвосте обезьянка.
А родом она — африканка.
Хоть мал ее рост,
Зато ее хвост
Длинней, чем сама обезьянка.

А это — наш Попка-дурак.
И сам он зовет себя так.
А мы называем
Его попугаем.
Наш Попка — совсем не дурак

Василий Васильевич, клоун.
Вы скоро узнаете, кто он.
При виде собак
Он сгорбится так,
Что сразу поймете вы, кто он.

А вот акробатка — Матрешка.
Покуда она еще крошка.
Но время придет,
Она подрастет —
И станет Матреной Матрешка.

Наш ослик — совсем как живой —
Умеет кивать головой.
Скажи ему: «Здравствуй,
Приятель ушастый!» —
А он и кивнет головой.

А это — оседланный конь.
За повод его только тронь,
Быстрее, чем птица,
По кругу помчится
Красивый оседланный конь.

Вот два акробата-медведя,
По имени Миша и Федя.
Увидим сейчас,
Как пустятся в пляс
Мохнатые Миша и Федя.

А это — наш фокусник-еж.
На елку его позовешь, —
Все яблоки с елки
К себе на иголки
Нанижет бессовестный еж.

Вот это — машина-такси,
А кто на ней едет, — спроси.
Ее пассажирка —
Мартышка из цирка,
А пудель — водитель такси.

Вот маленький плюшевый слон.
Хоть мал он, но очень силен.
Ему еще ста нет,
А старше он станет,
Быть может, и вырастет он.

Сейчас заведем мы игрушки.
Запрыгают зайцы, лягушки.
Козел и баран
Забьют в барабану
И дружно запляшут игрушки.

С. Маршак

Цирк Дурова

МЕДВЕДЬ, ГИЕНА И КОЗА

Взгляните в цирке Дурова
На медвежонка бурого.
Он косолап и мешковат,
Но превосходный акробат.

А кто же это рядом с ним?
Щенок обыкновенный.
Когда ‘же вырастет большим,
Кем будет он? Гиеной!

Глядит медведь во все глаза.
Гиена глаз не сводит
С площадки цирка, где коза
На двух копытцах ходит.

— Как жаль, что нет у нас копыт
Для танцев на арене! —
Косматый Мишка говорит
Морщинистой гиене.

ОБЕЗЬЯНА НА ВЕЛОСИПЕДЕ

На седле велосипеда —
Обезьяна-непоседа.

Руки держит на руле,
Хвост волочит по земле,

Нажимает на педаль,
Исподлобья смотрит вдаль,

И зовет на состязанье
Все семейство обезьянье.

МОРСКОЙ ЛЕВ

А вот заслуженный циркач —
Блестящий лев морской.
Он вертит носом пестрый мяч
Свободно, как рукой.

ЛИСА И КОЛОКОЛ

Тех, кто хочет поучиться,
Можно делу обучить:
Насобачилась лисица
В медный колокол звонить.

Белый голубь в черной сбруе
Ходит, ласково воркуя.

Он в колясочке по кругу
Возит белую подругу.

ПО ДУШЕ КОТУ РАБОТА

Изворотливый и гибкий
Между стоек ходит кот.
По порядку, без ошибки
Все он стойки обойдет.

По душе коту работа,
Вероятно, потому,
Что уж больно неохота
Взаперти сидеть ему!

Зовет лентяев на урок
Ученая лисица.
Проснись, енот! Вставай, сурок!
Пожалуйте учиться!

БЕЛЫЙ КОТ

Не страшен этот белый кот
Ни крысам, ни мышам,
Частенько с ними он ведет
Беседу по душам.

Мышей он ласково зовет
Из ящика без крышки.
— Эй, малыши! — мурлычет кот, —
Давайте в кошки-мышки!

ОБЕЗЬЯНКА

У обезьянки цирковой,
По имени Мавруша,
Есть медвежонок — не живой,
А сделанный из плюша.

И хорошо, что не живой,
А сделанный из плюша:
Его порой вниз головой
Несет гулять Мавруша.
Или, взобравшись на карниз,
Его роняет носом вниз.

МЕДВЕДЬ, ГИЕНА И УТКА

— Это вправду или в шутку? —
Говорит медведь гиене,
Целлулоидную утку
Увидавши на арене.

Но гиена, видно, трусит,
Шепчет: «Звать ее не стоит.
Эта утка нас укусит,
Хоть она и целлулоид!»

МУЗЫКАНТЫ

Посмотрите вы, какие
Музыканты — львы морские!

И не снилось в океане
Никогда морскому льву,
Что играть на барабане
Он отправится в Москву.

И не думали тюлени,
Что запляшут на арене!

С. Маршак

Хохочущее, яркое,
Чудное, заводное,
С огнями разноцветными,
Шарами разодетое

Большое представление.
Что всем на удивление
Приехало, притопало,
Пришлёпало, пришло.

Здесь чудо-музыканты
В больших зелёных бантах.
Жонглёры, акробаты,
Летают на канатах.

Собаки, кошки, мишки,
Львы, тигры и мартышки,
А рядом с ними слон —
Силач и чемпион.

Факир глотает шпагу!
Вот смелость и отвага!
А клоун дарит смех,
Улыбки и успех!

И будут хлопать дети
На цирковой планете
Хоть двадцать три часа подряд.
О Цирк! Ты – сказочный парад!

С. Рагулина

Впервые на арене
Для школьников Москвы —
Ученые тюлени,
Танцующие львы.

Жонглеры-медвежата,
Собаки-акробаты,
Канатоходец-слон,
Всемирный чемпион.

Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.

Летающие
Кони,
Читающие
Пони.

Выход борца
Ивана Огурца.
Веселые сцены,
Дешевые цены.
Полные сборы.
Огромный успех.

Кресло-полтинник.
Ложи
Дороже.
Выход обратно —
Бесплатно
Для всех!

—————————-

Начинается программа!
Два ручных гиппопотама,
Разделивших первый приз,
Исполняют вальс-каприз.

—————————-

В четыре руки обезьяна
Играет на фортепьяно.

Вот, кувыркаясь на седле,
Несется пудель на осле.

—————————-

По проволоке дама
Идет, как телеграмма.

—————————-

Зайцы, соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки.

Машет палочкой пингвин,
Гражданин полярных льдин.

В черный фрак пингвин одет,
В белый галстук и жилет.

С двух сторон ему еноты
Перелистывают ноты.

—————————-

На зубах висит гимнаст,
До чего же он зубаст!

Вот такому бы гимнасту
Продавать зубную пасту!

—————————————

Мамзель Фрикасе
На одном колесе.

—————————-

Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке.
А морскую черепаху —
Гладить мытую рубаху.

—————————-

Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.

Подбрасывает сразу
И ловит он шутя
Фарфоровую вазу,
Две лампы и дитя.

—————————-

Белый шут и рыжий шут
Разговор такой ведут:

— Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор?

— Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос.

—————————-

Негритянка Мэри Грей —
Дрессировщица зверей.

Вот открылись в клетку двери.
Друг за другом входят звери.

Мэри щелкает хлыстом.
Лев сердито бьет хвостом.

Мэри спрашивает льва:
— Сколько будет дважды два?

Лев несет четыре гири.
Значит, дважды два — четыре!

С. Маршак

Про цирк (азбука)

Акробат прыгуч и ловок,
Он скакал без остановок.
На скаку почистил брюки,
На скаку прочел журнал,
На скаку он вымыл руки
И на ужин поскакал!

Антиподист

Видел в цирке я картину:
Лег один артист на спину
И ногами без промашки
Перебрасывает чашки.
А когда собрал сервиз,
Кинул ложечку на бис!

Бегемот на батуте

Вот забрался на батут
Бегемот…
Литавры бьют…
Это страшная минута
Для несчастного батута.

Велофигуристка

Есть одно лишь колесо.
А на нем седло - и все!
Не боится риска
Велофигуристка!

Гимнасты

Кидает гимнаста
Гимнаст и глядит,
Как гимнаст от гимнаста
К гимнасту летит!

Конь во весь опор бежит,
На коне лихой джигит,
Пролезает под конем,
Кувыркается на нем
Весело, ловко…
Ай да джигитовка!

Дрессированная собака

У воспитанной собаки
Нету времени для драки.
Нужно ей решать примеры,
Перепрыгивать барьеры,
Приносить мячи в зубах,
Танцевать на двух ногах,
Застилать свою кровать
И котов дрессировать.

Езда на верблюде

На верблюжем горбу
Усидеть нелегко,
Но зато высоко
И видать далеко!

Ёлка в цирке

Разбойники скачут
Втроем на быке.
Снегурочка крутится
На турнике.
Летит Дед Мороз
На ракете…
Нет ёлки
Смешнее
На свете!

Он бросает кольца вверх,
Он устроил фейерверк:
Пять, и шесть, и семь колец,
И двенадцать наконец!
Удивляются вокруг:
- Как ему хватает рук?

«Зеркало»

Называют «зеркалом»
В цирке круг бумажный.
Может прыгнуть в «зеркало»
Лишь артист бесстрашный.
Если в «зеркале» дыра,
Смельчаку кричат: «Ура!»

В Москве ли,
В Праге ли,
В Мадриде ли
Кто в цирке
Самый главный?
Зрители!

Икарийские игры

Чтобы кинуть вверх сынка,
Папа дал ему пинка.
Возвращается сынок:
- Папа, дай еще разок!

Бедный йог на сабли лег!
Угли съел несчастный йог!
Не пугайтесь, дети,
Это клоун Петя!
Угли - из морковки,
Сабли - из веревки,
Смотрит из корзины
Кобра из резины!

Канатоходец

По канату он катался,
Сделать сальто попытался,
Еле-еле не упал…
Нервы людям истрепал!

Клоун Рыжий,
Клоун Белый,
Клоун трус
И клоун смелый,
Клоун Бом
И клоун Бим,
Клоун может
Быть любым.
На проделки их
Глазея,
Мы кричим:
«Вот это да!»…
Только клоуна-злодея
Не бывает никогда!

Их прыжки легки и метки.
Львиный рык похож на гром.
Даже в цирке, даже в клетке
Остается лев царем.

Метатель ножей

Если дрожь в руках, не трожь,
Этот острый длинный нож -
Ты уйми сначала дрожь,
А потом его метнешь!

Музыкальные эксцентрики

Один играет на пиле,
Другой играет на метле,
Играет третий на дровах,
И все стоят на головах!

Наездница

Лошадка шелкогривая
Танцует на площадке.
Наездница красивая
Танцует на лошадке.

Обручей на ней не счесть:
Десять, двадцать, двадцать шесть,
Двадцать девять, тридцать три…
Где артистка?
Там, внутри…
Ах, она играет в прятки?
Все равно мы видим пятки!

Пластический этюд

Может этот паренёк
Завязаться, как шнурок.
Лишь одно меня тревожит -
Вдруг распутаться не сможет?

Роликобежцы

Нету льда -
Не беда.
Синяки -
Пустяки.
Лихо чертят ролики
Крестики и нолики!

Почему такой силач,
Как малыш, играет в мяч?
Лишь такому силачу
Этот мячик по плечу:
Серебристый, новый,
Стокилограммовый!

Тарелки на тростях

На арене, на тростях
Крутятся тарелки… Ах!..
Глубоки тарелки,
Да осколки мелки!

Трапеция для слонихи

Почему слониха
Не летает лихо?
Просто нет трапеции
Для ее комплекции.

Укротитель

Укротитель топ ногой!
Лева фыркнул - ишь, какой…
Укротитель шлеп бичом!
Леве это нипочем…
Укротитель хлоп хлыстом!
Лева помахал хвостом…
Укротитель дал пирог…
Лева сделал кувырок.

Фокусница

Фокусница превратила
Человека в крокодила.
В удивленье замер зал.
Встал Сережа и сказал:
- Тетя, сделайте обратно,
Человеку неприятно!

Он всех больше, он всех выше,
На ходулях смело вышел,
С подкидной доски взлетел,
Приземлился… заревел!
Но зачем ему реветь?
Потому что он медведь.

Если хочешь похандрить,
Лучше в цирк не приходить.
Ненавидит цирк хандру.
Цирк хандре не по нутру.

Цирковая кошка

Чем чаще кошка
Ест уху,
Тем жить спокойней
Петуху!

Чревовещатель

Когда он закрывает рот,
Живот его поет.
Когда он открывает рот,
Молчит его живот.
Обидно, что при этом
Он не поет дуэтом!

Часто-часто, четко-четко,
Каблучками грохоча,
Бьет чечеточник чечетку
И танцует «ча-ча-ча»!

Что такое шапито?
Это будто решето!
Из него сыпятся
Пудели и мячики,
Пляшущие девочки,
Скачущие мальчики,
Рыжий клоун корчится,
Вертится и дразнится,
Ну а нам хохочется,
Нам все это нравится!
Продолжай, шапито!
Не уйдет домой никто!

Щелчок по-клоунски

Рыжий Белого поймал,
Будто бабочку, в сачок.
Белый Рыжего поймал,
Будто рыбку, на крючок.
Рыжий - БАХ!
И Белый - БАХ!
Шишки выросли на лбах!

Укротитель строг, и все же
Он в душе большой добряк.
Вот и в азбуке похожи
Твердый знак на мягкий знак.

Очень букве «Ы» обидно,
Буква горем сражена:
- Почему меня не видно
В слове «ЦИРК»,
Хоть я слышна?..
Существуют «ПРЫГУНЫ» -
Значит, в цирке буква «Ы»!

Эквилибрист

Три катушки
Друг на дружке.
Он забрался
На катушки
И ничуть
Не раздражается,
Что катушки
Разъезжаются!

Ювелирная работа

По канату он шагал,
А на лбу держал кинжал,
На кинжале вазу нес,
А на ней лежал поднос,
А на нем стакан компота…
Ювелирная работа!

Язык по-клоунски

Что за хохот? Что за крик?
Клоун показал язык.
Очень редко языки
Так бывают велики!

Л. Яковлев

Мы с мамой в цирке побывали
(Мечтал об этом с давних пор).
Артистов разных повидали,
И мне понравился жонглёр.

Подбрасывал тарелки в воздух,
И ни одной не уронил!
Я затаил дыханье просто,
Ему я хлопал, что есть сил!

Мне захотелось попытаться
Как вырасту, жонглёром стать.
Немного потренироваться,
А после в цирке выступать.

Достал тарелки я из шкафа,
И стал подбрасывать, как он…
Но падали тарелки на пол
И бились, издавая звон.

Наверно, глядя на жонглёра,
Секрет какой-то проглядел…
Эх, попадёт за это скоро!..
Жонглёром быть я расхотел!

А. Монвиж-Монтвид

Девочка и лев

Что случилось в городе?
Куда пропали дети?

Не галдят,
Не поют,
Стекла мячиком
Не бьют.

Позабыли дети
Обо всем на свете.

ПОТОМУ ЧТО

В цирке, над кассой,
Висит объявленье:

Всего лишь одно
представленье!
Своими трюками,
немыслимыми штуками
арены мира покорил
африканский лев
Кирилл!

Значит, надо торопиться,
В кассу очередь толпится —
Триста
Тридцать
Три руки
Крепко сжали
Пятаки.

Вдруг
Скрипнула дверь.
Может, выглянет зверь?
Интересно, какой?
Ой!..

Отворяется дверь —
Это вовсе не зверь.

На цыпочках
Заплаканный
Выходит
УКРОТИТЕЛЬ:

— Дети, не шумите!
Прошу вас, прекратите!
Дело в том, что у льва
Разболелась голова.
Ах, невыносимо,
Лев наглотался дыма.
Сколько раз я говорил,
Чтобы сторож не курил…

Я волнуюсь, извините,
Медяками не звените.
Умоляю, не сердитесь,
Потихоньку расходитесь.

Представленье отменяется,
Касса закрывается.
Т-с-с!

Что поделать —
Разбрелась
Очередь у кассы.
Девочки и мальчики
Вспомнили про мячики,
На асфальте во дворах
Расчертили «классы».

Осталась возле цирка
Девочка одна.
Девочка недавно
Сама была больна.

Стоит, такая рыжая,
В руке скакалка.
Стоит и не уходит:
Льва ей жалко.

Девочка рыжую челку
В дверную просунула щелку,
Тяжелую дверь потянула —
И внутрь прошмыгнула.

А в цирке пусто и темно,
А в цирке тишина.
Под самым куполом окно
Желтеет, как луна.

И вдруг над ее головой
Такой оглушительный вой,
Что прямо трясутся поджилки
И с пола взлетают опилки.

Громадный лев
По клетке мечется,
Ревет от боли
И не лечится.

У льва полотенце
Вокруг головы…
Очень свирепо
Болеют львы!

Заткнула девочка уши:
— Нельзя ли потише, Кирюша?

Потом
У решетки
Привстала,
Из кармана достала
И льву
Ко лбу
Приложила
Пятак,
Прохладный пятак.

Ладошкой прижала покрепче
И в ухо мохнатое шепчет:

— Лев, лев, левушка,
Желтая головушка,
Успокойся,
Меня не бойся,
Не пойдем к врачу,
Я сама полечу.

Угомонился лев.
Усами повел, присмирев.

Смотрит — рыжая головенка,
Но не совсем как у львенка.

Задумчиво
Лев
Зевнул
И девочке руку лизнул.

…По коридору
Кто-то бежит,
Бежит, торопится,
Пол дрожит.

Лев вздрогнул,
А девочка шепчет ему:
— Только, смотри,
Никому-никому!..

Теплый пятак
В кулачке
Зажала —
И убежала.

Примчался укротитель,
С ним двое докторов.
— Скорее осмотрите,
Быстрее подлечите!

А доктора:
— Простите,
Ваш лев совсем здоров,
Практически здоров!

Дрессировщик скачет,
Смеется, чуть не плачет,
Целует докторов:

— Мой лев здоров!
Кирилл здоров!
Совсем, совсем здоров!

Повесьте снова объявление,
Что состоится представление!

Клокочет цирк. Огни горят.
Детей полным-полно.
А клоуны-то что творят —
До чертиков смешно!

Но разом стихло все, едва
Директор объявил:
— ПРОЩАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ ЛЬВА!
ОРКЕСТР, ПРОШУ!
КИ-РИЛЛ!!!

Грохнул трубами оркестр.
Дети повскакали с мест.
Эскимо никто не ест.

Выходит лев.
Он не сердит,
Он жмурится от света
И с удовольствием глядит
На представленье это —
На головы из темноты
И на разинутые рты.

А перед ним бумажный круг,
Бумажный круг тугой.
И чуть поодаль — тоже круг,
Натянутый, другой.
Еще подальше — третий круг.

И кто-то факелом
Из рук
Один, другой и третий круг
Поджег,
поджег,
поджег…

Лев напружинился.
И вдруг
Оркестр умолк.

Сквозь три пылающих кольца!
Ребячьи екнули сердца…

Лев приземлился. Замер
И цирк
обвел
глазами.

Там, за столбом, не на виду,
В далеком боковом ряду
Мелькнула головенка,
Похожая на львенка.

Кирилл
К барьеру подошел.
Нашел он девочку,
Нашел
Среди других детей!

Лев
пасть
в улыбке растянул,
Зеленым глазом подмигнул
И поклонился ей.

Бродячий цирк

Для радости ребячьей
Приехал цирк бродячий.
В поющем и в звенящем,
В нём всё, как в настоящем:
Гимнаст летит,
И скачет конь,
Лисица прыгает в огонь,
Собачки учатся считать,
Выходит пони их катать.
Мартышка к зеркалу спешит,
И клоун публику смешит.
В конце выходит чародей
И на глазах у всех людей
Из ничего, из пустоты
Живые достаёт цветы,
Потом, как будто для игры,
Бросает в публику шары.
У детворы глаза блестят,
…А в небо голуби летят!

А. Стройло

Особенно радуют маленьких человечков походы в цирк. Там очень много экзотических животных, которых можно посмотреть и даже потрогать. Стихи про цирк полны хороших впечатлений и радости. Ребенок с восхищением будет учить такие стихи, и рассказывать их на публике. Совсем маленьким жителям будет вдвойне интересно читать такие произведения, ведь они еще ни разу не были в цирке. Фантазия у ребенка развита очень хорошо, поэтому при прочтении о разнообразных трюках, которые делают дрессированные животные, дети будут представлять себе удивительную картину.

Цирк – это не только животные, но и акробаты, клоуны, жонглеры и фокусники. Акробатические трюки без страховки, которые люди делают под куполом цирка – завораживающее зрелище. Даже само описание в стихах заставляет ребенка задуматься не только о красоте таких номеров, но и об огромной опасности, которая присутствует на протяжении всего выступления. Дети очень обожают веселые истории, которые рассказывает клоун. Этот человек очень позитивно влияет на детишек. Он одет в яркий костюм, который очень сильно привлекает к себе внимание. Для ребенка такой фактор очень важен. Даже если дите еще ни разу в жизни не видело клоуна, то по описанию в стихотворной форме представить себе, как он выглядит, сможет очень даже хорошо.

Ребята просто обожают различные фокусы. Авторы произведений находят такие слова, которые могут описать всю глубину выступления и передать магию фокусов красивыми и подходящими словами. Ребенок будет в предвкушении будущего посещения цирковой арены.

Стихи про цирк наделены определенным волшебством, которое случается прямо на глазах. Воображение ребенка поможет ему представить все описанные действия, и как наяву побывать в цирке. Благодаря чудесному и точному описанию всего происходящего малыш сможет пережить огромное количество положительных эмоций. Эти стихи нужны не только для того, чтобы развеселить маленького читателя, но и дают возможность увидеть интересный мир изнутри. Изучайте с ребенком как можно больше стихов, это не только полезно для его воображения, но и является отличным «тренажером памяти».