\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока литературы по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише"

Разработку урока прислала: Наумова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, высей категории, МОУ СОШ №6 города Волжска, Республики Марий Эл.

"13 солнц Киша..." (Урок литературы в 5 классе по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише")

Цель урока :

  • - Познакомить учащихся с произведением Д.Лондона "Сказание о Кише";
  • - Ввести понятие "сказание" в контексте литературоведческого образования;
  • - Продолжить работу над характеристикой героя;
  • - Определить, что значит быть взрослым.

Оборудование: Текст произведения; "Рабочие тетради по литературе для 5 класса М.Н.Наумовой; портрет Д.Лондона; опорные материалы урока.

Ход урока:

I. Предварительная работа по теме урока.

Учитель: Наше путешествие по стране Литературии продолжается... Произведения великих русских и зарубежных писателей уже были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г.Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.

Сегодня очередная встреча с великим... Это рассказ Джека Лондона "Сказание о Кише".

Джек Лондон - один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.

Так кто же такой Джек Лондон?

Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима - Джона Лондона, фермера. Дела Джона Лондона шли с переменным успехом, так что его пасынок, едва окончив начальную школу, устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и пятнадцати лет Джек ушёл с фабрики - в устричные пираты залива Сан-Франциско. Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне "Софи Сазерленд", джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар "золотой лихорадки" - зимовка на Клондайке.

Оттуда Джек вернулся без единой унции золота и полный решимости добывать средства к существованию писательским трудом. Он отчётливо сознавал, что таланта, впечатлений и усердия ему не занимать. Он положил себе за правило вырабатывать тысячу слов в день. Журналы не устояли. В двадцатый век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон вошёл профессиональным писателем. И быстро стал писателем известным и высокооплачиваемым. Однако на этом не успокоился. В 1902 году, специально, чтобы написать книгу "Люди бездны", Джек Лондон, член Американской социалистической партии, три месяца провёл в лондонских трущобах, выдавая себя за списанного на берег матроса. В начале 1904 года отправился корреспондентом на русско-японскую войну. В 1907 году по собственному проекту построил яхту "Снарк" и совершил на ней двухгодичное плавание к островам Океании. Поблажек для себя в работе не допускал: тысяча слов в день - "Зов предков", "Морской Волк", "Мартин Иден"… Бешеные деньги и безумные траты. Нельзя сказать, что ему везло. Едва выстроенный "Дом Волка", задуманный как "родовой замок" для будущих поколений Лондонов, сгорел. Долгожданный наследник так и не появился. Творческое воображение иссякло.

Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: "Джек был от природы добр, безрассудно щедр - воистину друг из друзей, король славных малых... Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце... Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос - они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов - словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды" (Обращение к портрету писателя)

Он прожил жизнь бойцом, "моряком в седле", как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг - итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ "Сказание о Кише". Дома вы прочитали это произведение.

II. Работа по анализу текста.

Понравился ли вам рассказ? Почему? (Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).

Назовите героев рассказа.

  • Киш - главный герой рассказа;
  • Клош-Кван - вождь племени;
  • Бок - отец Киша;
  • Айкига - мать героя;
  • Массук - соплеменник;
  • Уг-Глук - охотник племени;
  • Бим и Боун - два молодых, лучших в поселке охотника.

В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).

Продолжение урока в архиве.....

На берегу сурового северного моря, где зимняя ночь бесконечна, а лето так коротко, жило эскимосское племя. Люди занимались охотой на медведя и заготавливали мясо впрок, ведь охота не всегда была удачной. Больше всех добычи приносил отец главного героя, Бок, ведь он был опытным и умным охотником.

Случилось так, что Бок погиб, охотясь на огромного медведя, и его сын Киш остался вдвоем со своей матерью и стал единственным кормильцем в семье. Вскоре мальчик заметил, что слабым – женщинам, старикам, детям, достаются остатки добычи. Эти бедные люди часто по ночам плачут от голода в своих иглу, в то время, как сильные охотники мучаются от обжорства.

Киш унаследовал от отца обостренное чувство справедливости, гордость и отвагу. На одном из советов мальчик смело высказался в защиту слабых, чем вызвал насмешки старших соплеменников. Мальчика изгнали с совета, и тому пришлось доказывать свою правоту на деле. Он пошел на охоту. Вскоре люди оценили по достоинству смелость и смекалку юного Киша, который, к стыду старших, доказал, как должен поступать смелый охотник и настоящий мужчина. Через некоторое время он возвращается с добычей. Ему удается убить медведицу и двоих медвежат. Он делится мясом с другими по справедливости.

Дела идут хорошо, Киш ходит на охоту, возвращается с добычей. Он убивает только медведей, и сам их разделывает, как полагается настоящему мужчине. Даже опытным охотникам не понятно, как ему удается справляться со свирепыми медведями, а особенно с медведицами, которые ходят с детьми. Его даже начинают подозревать в колдовстве. Когда же люди его племени задают ему прямой вопрос об этом, мальчик раскрывает свой секрет.

Помогли ему очень простые вещи – китовый ус и китовый жир. Он скручивал китовый ус, помещал его в шарик из жира, и оставлял на морозе. Потом эти шарики он скармливал медведям, и когда они таяли в их желудке, китовый ус распрямлялся, и своими острыми концами причинял невыносимую боль жертве. Через несколько дней мучений, обессиленный медведь уже не представлял угрозы для мальчика, и Киш убивал его копьем.

Ум и сила

Ми видим, как ум помог мальчику заслужить уважение у людей племени и спасти их от голода. Но кроме смышлености, мальчик обладает смелостью и упорством.

Таким образом он смог отстоять справедливость в отношении к старым и слабым людям племени. Уважение к нему стает настолько большим, что его хотят сделать вождем, когда Клош-Кван, старый вождь племени, умрет.

Киш – «равный среди равных мужчин»

Детские образы в произведениях Джека Лондона занимают особе место. Они написаны с большой теплотой и любовью, возможно, чуть-чуть автобиографичны.

Дело в том, что жизнь самого писателя с раннего детства складывалась нелегко: слишком рано маленькому Джеку пришлось стать взрослым и узнать, что такое тяжкий труд. Сам о себе Джек Лондон говорил, что уже с юного возраста был «равным среди равных мужчин». Возможно, этим и объясняется появление в его произведениях такого героя, как гордый и мудрый Киш, который не довольствуется объедками, а хочет достойного существования для себя, своей матери, других обделенных. «Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придете ко мне и не скажете: «Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил». Киш произносит слова, полные огромного достоинства, и в дальнейшем соплеменники действительно приходят к нему и просят его говорить.

Сказание, легенда, притча…

«Сказание о Кише» – произведение, не совсем характерное для творчества Джека Лондона. Оно написано в стиле легенды, на что указывают зачин «давным-давно». Автор ссылается на давность событий, указывая на то, что продолжительность жизни, измерение отрезков времени исчисляется героями произведения в «солнцах». Лондон пишет: «Киш видел уже 13 солнц», то есть, мальчику – 13 лет.

Лексика героев также очень специфична. И это не удивительно. Скитаясь по Америке, писатель наблюдал за жизнью коренного населения, присматривался к их быту, изучал культурные традиции. В других произведениях автор не раз выражает восхищение находчивостью, силой и выносливостью местных жителей, индейцев, эскимосов. Любимые герои писателя – настоящие мужчины, немногословные и мужественные. Их национальность, принадлежность к разным эпохам не имеет значения. Главное – все они живут в суровых условиях, имеют свой кодекс чести, болезненно справедливы, а порой и беспощадны, как к себе, так и к окружающим. Племя Киша живет вдали от цивилизации. В племени действуют свои законы, с нашей точки зрения странные, жесткие, порой жестокие, но с определенной долей справедливости.

«… посмотреть друг другу в лицо»

Стоит отметить глубокую философичность «Сказания о Кише». «Солнце поднимается над землей, чтобы люди смогли согреться и посмотреть друг другу в лицо». В этой фразе заложен великий смысл: надежды людей на лучшее, ожидание тепла не только от солнечных лучей, но и от тех, с которыми ты живешь бок о бок, уверенность в том, что жизнь продолжается, и солнце согревает не только тела, но и души.

Людей в племени нельзя однозначно назвать злыми и недобрыми. Они – обыкновенные, со свойственными всему человеческому племени достоинствами и недостатками. Выставив с насмешками Киша с совета, они в то же время начинают искренне беспокоиться, когда мальчик долго не появляется в поселении, и даже снаряжают за ним спасательную экспедицию. Позже даже самые большие скептики признают право мальчика на свое мнение и справедливость его претензий.

Трогательна любовь мальчика к животным, живущим в племени и верно служащим человеку. Очень долго люди племени не могли понять, почему Киш не берет с собой на охоту собак, ведь каждому эскимосу известно – нет лучше помощника, чем хорошо обученная охотничья собака. И только позже, когда мальчик раскрывает секреты своего успеха, соплеменники понимают, что Киш таким образом заботится о собаках: съев по ошибке шарик, четвероногие друзья умрут в муках. Киш этого допустить не может, и оставляет собак в стойбище.

Урок литературы в 5 классе

Д.Лондон «Сказание о Кише» как рассказ о взрослении человека в суровых условиях

Цель: выявление художественной идеи сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

Задачи:

1.формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, работы с текстом, лексической работы;

2.развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова дерзкий.

Ход урока

1. Слово учителя .

Какие события и факты из жизни юного Джека Лондона показались вам необычными, произвели на вас особое впечатление? Почему?

Настоящее имя писателя Джон Гриффит. Две страсти владели им на протяжении всей жизни – любовь к книгам и любовь к приключениям. Именно тяга к путешествиям и авантюрам гнали его ловить устриц в запрещённых местах, заниматься пушным промыслом у Берингова побережья, стать свидетелем и участником «золотой лихорадки» на Клондайке.

Годы странствий и приключений не прошли бесследно: предания севера, удивительные человеческие судьбы нашли воплощение на страницах его книг.

Дома вы прочитали «Сказание о Кише». Сказание, или предание, легенда – жанр фольклора, сообщающий о событиях «давно минувших дней», сохранившихся в благодарной памяти потомков.

2.Беседа с классом.

Где происходили события, описанные в сказании? Как вы представляете себе жизнь канадских эскимосов?

Почему же однажды на совете племени раздался голос тринадцатилетнего Киша? Какова его манера держаться со взрослыми?

- «Справедливость» - ключевое понятие в словах Киша. Что хотел добиться Киш? Почему на совете не удалось сделать это? За что же прогневались на Киша мужчины племени?

Лексическая работа: определите значение слова дерзкий . Какое из значений более всего подходит для характеристики поступка Киша?

3.Работа по группам. Одна группа доказывает правоту охотников, другая приводит обратные доводы.

4.Работа с текстом.

Какие чувства владели Кишем, когда он покидал совет? Как автор передаёт внутреннее состояние мальчика?

Удалось ли Кишу отстоять свою правоту?

Почему удачная охота Киша стала вызывать в посёлке толки о колдовстве?

В чём была тайна Киша и как она раскрылась?

Почему Киш раскрыл свой секрет мужчинам племени?

Уважение к Кишу повлияло и на отношение к его матери. Расскажите, как жили женщины племени. Почему Айкига пользовалась в посёлке особым почётом?

Почему легенда о Кише пережила его самого? Чем привлекателен образ главного героя? Можем ли мы назвать Киша человеком гордым и смелым, честным и трудолюбивым? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Как вы понимаете последнюю фразу рассказа? Какой смысл вкладывает автор в финал своего рассказа?

Почему Киш стал первым человеком в своём посёлке?

5 .Подведение итогов урока.

Каким, по вашему мнению, вырастет Киш и можно ли будет его роду гордиться им?

Чему учит рассказ Лондона? (написать письменный ответ на вопрос)

Гриценко Елизавета

Научно-исследовательская работа. Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише».

Скачать:

Предварительный просмотр:

филиал Муниципального общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы № 17 –

Средняя общеобразовательная школа № 3

Научно-исследовательская работа

Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише»

Выполнила:

Гриценко Елизавета,

ученица 5 а класса

Филиал МОУ СОШ № 17-СОШ № 3

Руководитель:

Толмачева Наталья Михайловна

учитель русского языка и литературы

г. Карталы, 2015 год

  1. Введение …………………………………………………………….3
  2. Основная часть
  1. Интересные факты из биографии писателя…………………... 4
  2. Термины: Образ, главный герой, сказание…………………….6
  3. Образ Киши………………………………………………………8
  1. Заключение…………………………………………………………10
  2. Список литературы………………………………………………..11
  1. Введение

Я только начала заниматься научными исследованиями и это моя первая работа. Но я с полной ответственностью могу сказать, что заниматься литературоведческим исследованием очень полезно по нескольким причинам:

  1. Расширяешь свой кругозор и получаешь новые знания.
  2. Возможно именно мы (молодые учёные) сможем найти что-то новое, что не заметили исследователи ранее. Ведь мы смотрим на произведения совершенно под новым углом.
  3. Мы (молодые учёные) сможем раскрыть образы героев изученных нами произведений, что поможет нашим одноклассникам сэкономить время и расширить кругозор не меньше нашего.

Мой выбор пал на произведение Джека Лондона «Сказание о Кише», не только потому, что его интересно читать. Образ главного героя мне показался достаточно сложным и актуальным для нашего времени. Большинству ребят очень хочется повзрослеть, они стараются казаться взрослыми. Девочки начинают рано наносить макияж, а парни показывают свою мужественность в разговорах употребляя нецензурную лексику. По моему мнению, раскрытие образа главного героя поможет многим молодым ребятам понять, что значит быть взрослыми в столь раннем возрасте.

Степень изученности проблемы.

Я смогла найти только различные конспекты уроков по проведению «Сказание О Кише»: либо один урок, либо ряд уроков литературы с зарубежными авторами. Это позволяет говорить о том, что этому произведению мало уделялось внимания, а значит и тема моего исследования мало изучена. Из этого следует – она актуальна.

Цель моей работы : Раскрыть образ главного героя и при этом показать, каким образом можно в очень юном возрасте не просто казаться взрослым, а поступать, как взрослый человек.

Таким образом, задачами моего исследования стали:

  1. Выявить основные этапы взросления главного героя.
  2. Изучить его жизненную позицию.
  3. Ответить на главный вопрос: Киши кажется взрослым или он рано повзрослевший малыш?

Объект исследования: Главный герой (Киши).

Предмет исследования: Произведение Джека Лондона «Сказание о Кише».

Методологическая основа исследования . В ходе исследования применялись сравнительно-литературоведческий метод, биографический метод, а также принцип избирательности и принцип целостности.

  1. Основная часть

2.1 Интересные факты из биографии Джека Лондона

По моему мнению, Джек Лондон не только великий автор, но и очень интересный. В его честь назвали одно из озёр Дальнего Востока. Есть две версии названия этого озера.

Одна из версий говорит, что старожилы, проживающие близь этого озера, утверждают, что во время обнаружения озера, на берегу была найдена книга Джека Лондона «Мартин Иден» .

Однако есть и другая версия возникновения этого названия у озера. Существует версия, что многие геологи очень любили произведения Лондона. Есть убеждения, что целых два руководителя различных экспедиций хотели назвать какой-нибудь из географических объектов в честь этого автора. И в 1932 году геолог П.И. Скорняков, осуществил свою мечту и назвал в его честь одно из озёр северо-востока, дав ему имя Джека Лондона .

Как отмечает Лунина Ирина Евгеньевна в своей диссертации «Художественный мир Джека Лондона», «по данным проведенного в 1952 г. ЮНЕСКО исследования, Дж.Лондон был признан самым популярным писателем в Европе и России и самым «переводимым» писателем» .

Думаю, немало важно знать, что Джек Лондон – это его не настоящее имя. Настоящее - Джон Гриффит Чейни. Джек – это сокращение от Джона, так его называли самые близкие люди. Его мать вышла замуж за Джона Лондона, на тот момент малышу Чейни исполнился почти год. После замужества матери, Джона Гриффити Чейна все стали звать, как и его отчима, Джон Лондон .

Маленький Джек Лондон не понаслышке знал, что значит вести себя как взрослый. Работал мальчик не меньше взрослого мужчины. Он рано начал трудовую жизнь, которая была полна лишений. В начальной школе он продавал утренние и вечерние газеты. После окончания начальной школы стал работать на консервной фабрике простым рабочим, но работа оказалась слишком тяжёлой для мальчика, и он ушёл. После этого он нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско. После чего он был нанят матросом на шхуну, где впервые и побывал в море. Шхуна, на которую нанялся Джек была промысловой, она отправлялась к берегам Японии и в Берингово море.

Я считаю, что именно такая разнообразная и трудовая жизнь Джека Лондона позволила ему написать одно из самых замечательных произведений, которое я анализирую в своей работе – «Сказание о Кише».

Но если бы Джек Лондон был необразованным матросом, то мы бы никогда не смогли читать его произведения. Именно поэтому, я думаю, что в моей работе стоит рассказать об образовании этого писателя.

Он самостоятельно подготовился и сдал все экзамены для того, чтобы поступить в Калифорнийский университет. Однако после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учёбу, вынужден был уйти. Весной 1897 года он отправляется на рудники, в то время это называли «золотой лихорадкой». Он уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898. Лондон испытал все «прелести» северной зимы. Золотом он не был осыпан, зато судьба подарила ему огромное количество встреч, думаю, что именно там он и повстречал нашего героя Киши .

Таким образом, Джек Лондон был человеком, который:

Я считаю, что именно перечисленные мною события его жизни позволили создать Лондону образ «Киши».

  1. Термины: Образ, главный герой, сказание.

Рассмотрев термин образ в различных толковых словарях, я пришла к выводу, что в словарях под редакциями Ефремовой, Ожегова, Шведовой и Ушакова, есть общее и различное. Общим можно считать: облик, вид, подобие. Различным в этих толковых словарях – живое, отражение, идея, чувство, изображение, обобщение, отражение, тип, характер .

А в философском энциклопедическом словаре, на мой взгляд, даётся самое верное понятие образу: «результат отражения объекта в сознании человека» .

Таким образом, каждое определение дополняет и распространяет то общее, что дано в них. Я вывела своё определение образа, чтобы понимать, что я имею ввиду, говоря об образе Киши.

Образ – это результат отражения в сознании человека, облика, вида, подобия, которое является живым, обобщенным отражением идей, чувств и характера кого-либо.

Поскольку я рассматриваю не просто образ в произведении, а образ главного героя, то необходимо рассмотреть и дефиницию: главный герой.

Когда я искала определение этого термина, то столкнулась с проблемой. Именного этого словосочетания я не нашла. Очень часто встречается формулировка термина «герой», а также в литературоведческом словаре можно найти термин «литературный герой»: « одно из главных действующих лиц произведения искусства(в отличие от персонажа)» . По моему мнению, это определение можно приравнять к искомому понятию «главный герой». В толковых словарях в определения слова «герой» находится указание на литературного героя. Общим в толковых словарях под редакциями Ожегова, Шведовой и Ефремовой является: главный, действующий, подвиги, лицо; а различное: необычный, вызывает интерес, воплощает черты эпохи .

Таким образом, термины литературный герой и главный герой произведения можно считать тождественными. К термину в литературоведческом словаре «литературный герой», для полного понимая необходимо добавить то общее и различное, что есть в толковых словарях. Получаем следующую дефиницию: главный герой – это главное действующее лицо произведения, которое является необычным, благодаря тому, что воплощает черты эпохи, в связи с чем вызывает интерес.

Произведение, в котором я буду рассматривать образ главного героя является сказанием, это указано в самом названии произведения: «Сказание о Кише». Получается, что сам автор с самого начала подразумевает знание этого слова. Это говорит, что нам просто необходимо рассказать о значении этого слова.

Значение этой дефиниции можно искать только в литературоведческом словаре. Так в словаре под редакцией Фриче, Луначарского говорится, что сказание подразумевает под собой несколько видов: исторические, житийные, апокрифические, поучения и повести . Прочитав само произведение можно с точностью сказать, что оно относится к повести-сказанию. Повесть-сказание - это «обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, которые аналогичны современной литературной повести» .

Из всего выше сказанного следует, что в повести-сказании образом главного героя можно считать результат отражения в сознании человека вид, облик главного действующего лица в произведении.

2.3 Образ Киши

События, описанные в сказании, происходили у полярного моря, где жил главный герой. Он жил в игле. Иглу – это ледяной дом эскимосов, который имеет куполообразную форму .

Главным героем является мальчик Киши, которому 12 лет .

Его голос раздаётся на совете, несмотря на то, что таким маленьким было запрещено высказываться. Первый раз его голос раздался, потому что, когда они ели, мясо было жесткое старое и в нем было много костей. Потом голос Киша раздался в новь, потому что он гордился своим отцом. Мальчик отрыто, не боясь никого заявляет, что он сможет ходить на охоту и убивать медведей самостоятельно.

«Справедливость» является ключевым понятием в словах Киша. Киш хотел добиться справедливости и равенства, несмотря на возраст. Он считал справедливо помогать своему племени, если ты можешь это делать и неважно сколько тебе лет. Справедливо, если каждому жителю города достанется хороший кусок мяса. Но мужчины племени считали несправедливо, если им будет указывать какой-то маленький мальчик, не повидавший жизнь.

Я составила таблицу доказательств, которые говорят о правоте охотников племени и обратные доводы и вот, что получилось:

Таким образом, читатель должен понять и мальчика, который говорит, как взрослый мужчина и мужчин племени.

Покидая совет Киш испытывал злость, расстройство и досаду. Автор передаёт его чувства словами: «Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам…. он стиснул зубы и пошёл».

Кишу всё-таки удалось отстоять свою правоту, потому что он сумел доказать, что он может сам убить медведя без какой-либо помощи.

Удачная охота главного героя стала вызывать в посёлке толки о колдовстве. Этому есть объяснение. Мальчик убил пятерых медведей, остался не вередимым, на нем не было царапин. Вот почему жители считали его колдуном .

Киш не считал секретом или тайной свою удачную и лёгкую охоту. Он взял китовый жир и облепил смятый ус, концы которого были очень острыми и получился комок жира с китовым усом внутри. Эти комки жира приносили большую боль медведю и с ним можно было легко расправиться. Мужчины хотели получить тайну его охоты украдкой, но нужно было только спросить. Когда к нему пришел Клош-Кван и попросил рассказать, как он охотится. Мальчик не задумываясь рассказал об этом.

Из родителей у главного героя была только мама. Она жила не богато, жители города не обращали на неё внимание, ей доставалось плохое мясо, как и многим женщинам из племени. Жила мама Киши в маленькой игле. Но потом, когда Киш начал ловить медведей, на маму Киша и на него самого смотрели другим взглядом .

Несмотря на то, что его прогнали с совета, он не озлобился, он приносил мясо всему посёлку, кормил всех, делил всё по честному, как и обещал, не забывал и о семье, о доме: «Я хочу построить себе новую иглу, - сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. - Это дожлна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить» .

Я считаю, что Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым.

Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться, а не колдовство.

  1. Заключение

Проводя своё исследование с целью изучения образа главного героя произведения «Сказание о киши», я познакомилась с терминами: образ, главный герой, сказание, также я вывела дефиниции наиболее полные, охватывающие все стороны этих определений. Я познакомилась с произведением и изучила литературоведческую терминологию.

Целью моей работы было раскрыть образ героя так, чтобы показать, как должен поступать подросток, если хочет, чтобы к нему прислушивались взрослые и считали его равным.

Я считаю, что цель достигнута. Основополагающими чертами главного героя являются:

  1. Слова соотносятся с делом.
  2. Слова не бросаются на ветер.
  3. Идёт на тяжелый труд, на труд не соотносимый с возрастом.
  4. Труд должен быть не только физическим, но и умственным.
  5. «Справедливость» является ключевым понятием в словах.

Основными этапами взросления можно назвать следующие:

Первый: Смело выражает свою точку зрения на совете.

Второй: Решается пойти на трудное дело – охоту.

Третий: Начинает приносить пользу племени, принося хорошую добычу с охоты.

Четвёртый: Осознание того, что ему по статусу положено соответствующее жильё. Он не может построить его сам, так как постоянно занят охотой, его ему должны построить соплеменники, которые питаются за его счет.

Пятый: Легко раскрывает тайну своей удачной охоты, тем самым помогая другим охотникам приносить больше мяса племени.

Шестой: Становится первым человеком племени, а в последствии и вождём.

Таким образом, отвечая на вопрос: Киши кажется взрослым или он рано повзрослевший малыш? Можно смело сказать, что он повзрослевший малыш. Ему пришлось повзрослеть, потому что отец рано умер, а маме нужна была помощь, нужно, чтобы она хорошо питалась. Именно поэтому Киши проходит все этапы взросления.

Проведя это исследование, я смогу познакомить большое количество учащихся не только с терминами, но и с образом главного героя «Сказание о Киши». Я смогу донести до них свою мысль, что накрашенные лица девочек и ругательства из уст мальчиков не делают их взрослыми. Я смогу подтвердить это на примере двенадцатилетнего мальчика по имени Киши.

  1. Список литературы
  1. Диссертация доктора филологических наук. - Лунина, Ирина Евгеньевна. – Москва//Филологические науки. Художественная литература -- США -- Американская литература -- кон. 19 - нач. 20 в. (2-ая пол. 90-х гг. 19 в. - 1917 г.) -- Персоналия писателей -- Лондон Джек (1876-1916) - писатель -- Общая характеристика и значение творчества писателя. – 618 С.
  2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  3. Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.
  4. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. – М., 2005 г.
  5. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
  6. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.
  7. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
  8. Электронный ресурс: Джек Лондон «Сказание о Киши» .

    Цель работы состоит в изучении содержания и своеобразия произведения Джека Лондона прежде всего в аспекте восприятия и художественного отображения им образа главного героя.

    В первой главе проекта говорится о Джеке Лондоне как об авторе книги «Сказание о Кише». Изучив биографические сведения об этом авторе были выделены следующие факторы, повлиявшие на содержание рассматриваемого текста:

    1. Испытал на себе, в раннем детстве, самую различную и трудную работу.
    2. Занимался самообразованием, так как получить образование в университете у него не хватило средств.
    3. Повстречал огромное количество народа, образы которых, по моему мнению, стали основой многих произведений.
    4. Побывал в Японском и Балтийском морях, а также на севере.

    Во втором параграфе проекта были рассмотрены термины, необходимые для литературоведческого анализа образа, а именно: главный герой, образ, сказание.

    В третьем параграфе раскрывается образ главного героя в произведении «Сказание о Кише».

    Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым. Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться ему.

    Киш вырастит хорошим мальчиком, раз в столь юном возрасте он думает не только о себе, а о целом племени.

    Рассказ о Киши учит нас, что нужно не просто бросать слова, а делать. Если ты хочешь быть взрослее, то будь готов совершать взрослые поступки. Будь готов, что в тебя не поверят. И только упорством и трудом можно добиться уважения среди взрослых.

    Полученные новые знания позволят мне не просто раскрыть образ героя, при обсуждении этого произведения на внеурочной деятельности, но и показать ребятам, что значит быть взрослым.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Гриценко Елизавета 5 а класс филиал МОУСОШ № 17 СОШ № 3

    «Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише »

    Спасибо за внимание!

Конспект урока по литературе

5 класс

Д.Лондон «Сказание о Кише» как рассказ о взрослении человека в суровых условиях

Цель: выявить художественную идею сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

Задачи:

1.формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, работы с текстом, лексической работы;

2.развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова дерзкий.

: 1)познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;

2) продолжить формирование навыка работы с текстом;

3)ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования;

4)продолжить работу над характеристикой героя;

5) помочь разобраться в мотивах человеческих поступков; определить, что значит быть взрослым.

Слово учителя

Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей.

С этим именем у нас ассоциируются бескрайние просторы Севера,

экзотические края южных морей, благородные и бесстрашные животные и суровые и

мужественные люди, способные преодолевать любые трудности. Его биография, его

личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских

героев, вызывала не меньший интерес, чем

его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало. ДЛ прожил

небольшую, но трудную жизнь, а его путь к славе не был усыпан розами. Он голодал,

бродяжничал, работал по 14 – 18 часов. Но никогда не угасали в нем жажда знаний, любовь

к книгам. Только упорный труд, постоянная работа с книгами, настойчивое стремление

добиться успеха и завоевать место под «литературным солнцем» привели его к

заслуженному торжеству. Первую славу писателю принесли рассказы о Севере. Они

переносят нас на Аляску и реку Клондайк.

- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).

И все – таки Клондайк открыл ему свою золотоносную жилу: на много лет он стал источником сюжетов рассказов. Север подарил миру большого писателя.

Никогда он не забывал он величественных картин суровой арктической природы, своеобразные нравы и обычаи золотоискателей, их взаимоотношения с местными индейскими племенами.

Клондайк подарил Лондону тему Севера, его поэзию и правду.

Настоящее имя писателя Джон Гриффит. Две страсти владели им на протяжении всей жизни – любовь к книгам и любовь к приключениям. Именно тяга к путешествиям и авантюрам гнали его ловить устриц в запрещённых местах, заниматься пушным промыслом у Берингова побережья, стать свидетелем и участником «золотой лихорадки» на Клондайке.

Годы странствий и приключений не прошли бесследно: предания севера, удивительные человеческие судьбы нашли воплощение на страницах его книг.

Дома вы прочитали «Сказание о Кише». Сказание, или предание, легенда – жанр фольклора, сообщающий о событиях «давно минувших дней», сохранившихся в благодарной памяти потомков.

Какие события и факты из жизни юного Джека Лондона показались вам необычными, произвели на вас особое впечатление? Почему?

2.Беседа с классом.

Где происходили события, описанные в сказании? Как вы представляете себе жизнь канадских эскимосов?

Почему же однажды на совете племени раздался голос тринадцатилетнего Киша? Какова его манера держаться со взрослыми?

- «Справедливость» - ключевое понятие в словах Киша. Что хотел добиться Киш? Почему на совете не удалось сделать это? За что же прогневались на Киша мужчины племени?

Лексическая работа: определите значение слова дерзкий . Какое из значений более всего подходит для характеристики поступка Киша?

3.Работа по группам. Одна группа доказывает правоту охотников, другая приводит обратные доводы.

4.Работа с текстом.

Какие чувства владели Кишем, когда он покидал совет? Как автор передаёт внутреннее состояние мальчика?

Удалось ли Кишу отстоять свою правоту?

Почему удачная охота Киша стала вызывать в посёлке толки о колдовстве?

В чём была тайна Киша и как она раскрылась?

Почему Киш раскрыл свой секрет мужчинам племени?

Уважение к Кишу повлияло и на отношение к его матери. Расскажите, как жили женщины племени. Почему Айкига пользовалась в посёлке особым почётом?

Почему легенда о Кише пережила его самого? Чем привлекателен образ главного героя? Можем ли мы назвать Киша человеком гордым и смелым, честным и трудолюбивым? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Как вы понимаете последнюю фразу рассказа? Какой смысл вкладывает автор в финал своего рассказа?

Почему Киш стал первым человеком в своём посёлке?

5.Подведение итогов урока.

Каким, по вашему мнению, вырастет Киш и можно ли будет его роду гордиться им?

Чему учит рассказ Лондона? (написать письменный ответ на вопрос)

Какие краски в них преобладают? Почему?

Обратите внимание на контрастность картин. Как вы думаете, с чем это связано?

Почему человека привлекает Север? Почему ЛД выбрал это место для своего повествования? Что его интересует?

Законы Севера суровы. Он требует выдержки, мужества, стойкости, ответственности, чувства благородства. Каждый день проверяет человека на человечность.

«Север проверял человека, и становилось ясно, чего ты стоишь, кто ты: подлец или герой, трус или смельчак. Суровый север промывал человеческую породу. Слабые и робкие, нечестные и жадные уезжали, сильные и мужественные оседали здесь»)

3. Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев? ( «Здесь издавна живут те, кто не знает южного солнца, теплой зимы, для кого север – это родина. А суровая природа кормит и одевает своих сыновей. Это коренные жители. Они отличаются от пришельцев с юга цветом кожи, языком, обычаями. Но добро и зло, глупость и мудрость, трусость и смелость одинаково понимают и оценивают все люди на земле независимо от национальности»).

4. Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Назовите героев рассказа.

- Обратили внимание, что этот рассказ называется - «сказание».

Он создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки.

Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».

1. Какие строки этого произведения говорят о том, что это происходило очень давно?

2. Сюжет опирается на народное сказание о Кише.

3. Фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев.

4. Как писатель передает особенности речи рассказчика?

5. Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»? (тест)

Событие

Отношение соплеменников

1. Киш на совете старейшин

«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью», «грозили совсем лишить мяса, обещали задать ему жестокую порку»

2. Киш отправляется на первую охоту

«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головой, с сожалением смотрели на Айкигу»

3. «Пропажа» Киша

«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела»

4. Возвращение мальчика

«Сначала было много сомнений и споров», «не могли поверить», «увидели то, чему не хотели верить», «стали поговаривать о колдовстве»

5. Киш – отважный охотник

«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»

6. Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?

Мальчику Кишу было по северному счету «13 солнц». В рассказе говорится, что солнце поднимается над землей, чтобы люди могли согреться и поглядеть друг другу в лицо. Как вы понимаете эти слова?

Несмотря на то что «Киш был всего только мальчик, а его мать - всего только женщина», он выступил на совете мужчин, не сгибая ни перед кем спину. Почему охотники сочли его слова дерзостью? Чего требовал Киш? Что увидел Киш на совете, поглядев этим людям в лицо?

- Как осуществил свои намерения Киш, что он сделал?

Нарушение обычая: мальчики 13 лет никогда не ходили на охоту

Как отнеслись соплеменники к пропаже Киша? Так ли уж были дурны эти люди? Как вели они себя, когда поднялась пурга, а Киш не вернулся с охоты?
- Чем увенчалась первая охота героя?

- Поверили ли этому соплеменники?

Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?

- Как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?

- Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким? (Бесстрашие, смекалка, наблюдательность, сила воли, чувство справедливости, ответственность перед соплеменниками) Торжество человеческой воли и ответственности.

Север заставляет сражаться за существование. А для этого необходимы не только крепкие бицепсы и ясная голова, но непритупляющееся чувство милосердия и ответственности. Именно оно поднимает человека над суровой природой и дает ощутить себя ее частью и хозяином

Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».

Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым?