Мир искусства. Сергей Дягилев

Сергей Павлович Дягилев российский театральный и художественный деятель, писатель, меценат, первый балетный импресарио XX века.

Сергей Павлович Дягилев родился (19) 31 марта 1872 года в Новгородской губернии, в дворянской семье кадрового военного. В 1896 году окончил юридический факультет Петербургского университета, параллельно учась в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова. Увлекался живописью, театром, историей художественных стилей.

В 1898 году Дягилев вместе с художником А.Бенуа создал объединение «Мир искусства» и стал соредактором одноименного журнала, где публиковал новейшие произведения писателей и художников, и сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах. А вскоре стал организатором выставок картин русских художников за границей.

Но главным делом жизни Дягилева стали «Русские сезоны» 1909-1929 годов, где он собрал творческий коллектив из самых великих деятелей искусства начала XX века и внес огромный вклад в пропаганду за рубежом русского оперного и балетного искусства.

В первом сезоне - «Исторические русские концерты» - выступили Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, А.Глазунов, Ф.Шаляпин. Затем был Русский балет в Париже, который очаровал всех высоким уровнем исполнительского мастерства и хореографии, блестящей живописью декораций и эффектными костюмами.
В 1910 году Сергей Дягилев отмечал: «Революция, которую мы произвели в балете, касается, может быть, всего менее специальной области танцев, а больше всего декораций и костюмов». По сути, Русские сезоны продемонстрировали невиданный ранее синтез трех искусств, где живопись стала доминантой, а танец рассматривался как «живое проявление театральной декорации».

Спектакли Дягилева радикально изменили мир танца. Невероятным кажется то, что ему удавалось в течение двух десятков лет сводить воедино таких знаменитых деятелей, как И. Стравинский, К.Дебюсси, М. Равель, Л. Бакст, П. Пикассо, А. Бенуа, А. Матисс,
Н. Гончарова, М. Фокин, Л. Мясин, А. Бенуа, В. Нижинский, М.Кшесинская, Ида Рубинштейн, К. Шанель, М. Ларионов, Ж. Кокто, А. Павлова, Ф. Шаляпин, С. Лифарь, Дж. Баланчин, В. Серов. Т. Карсавина, Н. Рерих…Как неимоверно сложно было организовать совместную творческую работу художников, принадлежавших к столь различным областям искусства.
«Русский балет» гастролировал по Европе, США и Южной Америке, добиваясь все большего успеха.
Дягилев умел не только распознать талант и собрать великолепную труппу, имевшую интернациональный состав, но и воспитать хореографа. Благодаря свежести балетмейстерских идей балет Дягилева был в центре внимания балетного мира.

Несмотря на огромный успех «Русского балета», Дягилев испытывал материальные затруднения и прибегал к помощи меценатов. В умении совмещать искусство с предпринимательством заключался творческий гений Дягилева, его дар импресарио. А гибкость финансовой политики стала залогом успешной работы труппы в течение многих лет.

Выступления «Русского балета Дягилева», существовавшего до 1929 года, явились триумфом русского балетного искусства и способствовали развитию и возрождению балетных театров в других странах. За годы работы труппа поставила более 20 балетов (отечественных и зарубежных композиторов), которые до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира.

Скончался Сергей Павлович Дягилев 19 августа 1929 года. Великого импресарио похоронили рядом с могилой Стравинского в Венеции на острове Сен-Мишель.

Валентин Гросс. Тамара Карсавина и Вацлав Нежинский в балете "Видение розы"

Сергей Петрович Дягилев (1872—1929) — совершенно особый русский европеец, всем европейцам европеец. Он сделал для вхождения России в Европу, в мировое культурное пространство, если не больше, то столько же, сколько Петр Великий. С той, конечно, понятной разницей, что преобразователь поставил Россию в ряд европейских первостепенных держав как политическую силу, а Дягилев сделал мировым достоянием отечественную культурную мощь.

Недавно, в 2005 году, в России издали, наконец, полный текст книги о Дягилеве Сергея Лифаря — последнего премьера и балетмейстера («хореавтора», как он говорит) дягилевского балета, питомца и культурного наследника великого мастера культуры. Сергей («Серж») Лифарь — в течение тридцати лет главный балетмейстер парижской Гранд Опера и до Нуреева самая главная фигура балета на Западе. Его книга — первое, что нужно читать о Дягилеве. Кто такой Дягилев, знают все и давно, даже и в Советском Союзе не пытались дезавуировать этого эмигранта поневоле, — но то было знание, в общем, сухо-информативное; со страниц книги Лифаря встает живой Дягилев. При этом автор, Сергей Михайлович Лифарь, — человек высококультурный и знающий то, о чем пишет, из первых рук.

Лео Бакст "Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней" 1906

Главная правда о Дягилеве:

Сергей Петрович любил говорить, что в его жилах течет «петровская» кровь, любил все делать «по-петровски» и любил, когда говорили, что он похож на Петра Великого. В них и было общее — и в размахе, и в горячей любви к России. Но Петр Великий производил свои государственные реформы в России, пересаживая западноевропейскую культуру на русскую почву, — Дягилев хотел произвести реформы в мировом искусстве, перевезя русское искусство в Западную Европу.

Дягилев начинал как пропагандист нового искусства — искусства модернизма, он ввел модернизм в Россию как новое слово мировой художественной практики. Этому делу был посвящен организованный им журнал «Мир Искусства», выходивший в 1898—1904 годах. Конечно, он был не первый: существовал журнал «Северный Вестник», в котором схожую художественную пропаганду вел Аким Волынский и в котором начинал печатать свои, уже зрелые, вещи Чехов, существовал московский символизм во главе с Валерием Брюсовым и созданным им журналом «Весы». Но Дягилев, начиная делать что-то, делал это эпически-масштабно — и доводил до конца. Он был по природе организатор, причем блестящий организатор; то, что сейчас, из практики кино, получило название продюсер. Дягилев — продюсер мирового масштаба и невиданного ранее, а то и после размаха и охвата культурных тем. Если не в литературе, то в живописи и в музыке Дягилев — организатор и вождь русского художественного модернизма. Он создал эпоху.

И отвечая тем, кто утверждал, что Дягилев с прочими «мирискусниками» искореняет классическую традицию в угоду преходящей моде, Дягилев писал:

Кто упрекает нас в слепом увлечении новизной и непризнании истории, тот не имеет о нас ни малейшего понятия. Я говорю и повторяю, что мы воспитались на Джотто, на Шекспире и на Бахе, что это самые первые и самые великие боги нашей мифологии.

Задача жизни Дягилева была — ввести в мировой классический пантеон Россию, русское национальное искусство:

Единственный возможный национализм — это бессознательный национализм крови. И это сокровище редкое и ценнейшее. Сама натура должна быть народной, должна невольно, может быть, против воли вечно рефлектировать блеском коренной национальности. Надо вы́носить в себе народность, быть, так сказать, ее родовым потомком, с древней, чистой кровью нации. Тогда это имеет цену, и цену неизмеримую.

Словосочетание «русский национализм», да еще рядом с «кровью», настолько сегодня дискредитировано, что не мешает дать этим словам Дягилева дальнейшую экспликацию — из того же текста. Он пишет о Левитане, который «успел научить нас тому, что мы не умели ценить и не видели русской природы русскими глазами…Стоит нам на минуту выбраться из удушливого чада пыльных городов и хоть немного ближе подойти к природе, чтобы вспомнить с благодарностью великие уроки художника русской земли».

Второе в хронологическом ряду грандиозное деяние Дягилева — собрание им сокровищ русской исторической живописи, особенно XVIII века. Он вообще, можно сказать, открыл этот период в русской живописи, сам написал книгу о Левицком. И это задача была уже не узко-художественная, а широко культурно-историческая: собрать образы России, как они зафиксированы в произведениях живописи — и не только русской. Это было что-то равное труду Карамзина с его Историей Государства Российского, о которой Пушкин сказал: Карамзин — Колумб, открывший Россию. Так Дягилев восстановил и собрал ее живой пластический образ в самый славный период ее существования — с восемнадцатого века и далее. Эти бесценные сокровища покрывались пылью и пропадали в бесчисленных, пришедших в упадок дворянских имениях. Он сумел убедить владельцев уступить эти сокровища государству, нации — чтобы хотя бы сохранить их в начавшееся бурное время аграрных волнений 1905 года. И это ему удалось — в феврале 1906 года открылась эта грандиозная выставка, на которой было представлено 6000 картин в громадных залах Таврического — потемкинского — Дворца. Можно сказать, что это был последний парад великой России перед ее исчезновением в бурях новой эпохи. Судьба распорядилась иронически: именно в Таврическом Дворце разместилась Первая Государственная Дума — тогдашнее детище революционных дней. Дягилевские картины вернулись на прежние места — и, в основном, погибли: как в продолжающихся крестьянских бунтах первой революции, так и окончательно — во второй революции. То, что сейчас есть в музеях, — это малая часть по сравнению с тем, что собрал тогда Дягилев.

Трудно было не только собирать, но и сохранять русскую культуру в самой России. И Дягилев выезжает в Европу — сначала опять-таки с художественными выставками, а затем и с организацией ставших легендарными Русских Сезонов в Париже. Тут его — да что его — Россию! — ждали наибольшие триумфы. Дягилев открыл Европе русскую музыку: Римский-Корсаков, Бородин и, особенно, Мусоргский стали порождающим семенем новой европейской музыки. Дягилев показал Европе Шаляпина в «Борисе Годунове» — и, наконец, он показал ей Русский Балет с новооткрытыми — им же — гениями: Нижинским и композитором Стравинским; Анна Павлова взлетела к мировой славе тоже после этих выступлений у Дягилева.

Остальное — история. Балетная труппа Дягилева оказалась отрезанной от России с началом Первой мировой войны. Последующие русские события отнюдь не благоприятствовали возвращению. Но Дягилев с большим интересом следил за первыми шагами нового искусства уже в советской России, когда художественная свобода еще не была подавлена идеологической догмой режима. Памятник этих настроений — балет «Стальной Скок» на музыку Прокофьева и сюжет лесковской «Блохи». В этой постановке принимали участие московский художник Якулов и Илья Эренбург, работавший вместе с другими над либретто. Этот проект особенного успеха не имел, но Дягилев, в более широком развороте, все же наметил новые пути балета — в сторону его приближения к конструктивному стилю эпохи. Как пишет Лифарь, пластика стала преобладать над плясом.

Что говорить, Дягилев действительно вернул балет Западу, почти уже там исчезнувший. Но России он оставил еще больше — память о себе как человеке, способном не только учиться у Европы, но и учить ее. В этом смысле Дягилев такой же русский уникум, как Лев Толстой и Достоевский.

Борис Парамонов

Валентин Серов "Портрет Сергея Дягилева" 1904

Лео Бакст - "Эскиз костюма к балету "Карнавал" на музыку Шумана

Тамара Карсавина в партии Коломбины. Балет "Карнавал", 1910

Лео Бакст - "Эскиз костюма к балету "Карнавал " на музыку Шумана

Лео Бакст "Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина " Нарцисс" 1911

Лео Бакст. Эскиз костюма Иды Рубинштейн к балету "Саломея" - Танец семи покрывал

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

Афиша спектакля "Русских сезонов" с эскизом Лео Бакста с Вацлавом Нежинским

Эскиз декорации Александра Бенуа к опере Игоря Стравинского " Соловей" 1914

Вацлав Нижинский в партии Петрушки, "Петрушкa" 1911


Эскиз декораций Николая Рериха к балету "Весна священная"

Михаил и Вера Фокины в балете " Шахерезада" 1914

"Михаил и Вера Фокины в балете "Карнавал"

Тамара Карсавина в балете "Женские причуды" 1920

Эскиз декорации Льва Бакста к балету "Синий бог" 1912

Вацлав Нижинский в партии Синего бога

Репетиция балета "Свадебка" на музыку Стравинского на крыше Оперы Монте-Карло, 1923

"Портрет Анны Павловой", 1924

Балет "Жар-птица" 1910

"Эскиз к балету " Клеопатра"


Макет декорации по эскизу Лео Бакста

Пабло Пикассо "Эскиз костюма к балету "Треуголка" , 1919


Пабло Пикассо "Эскиз декорации к балету "Треуголка" , 1919

Рудольф Нуриев

Особая благодарность dizzy_do за подробные репродукции и фотографии в посте

Он вел роскошную жизнь, зная, что является объектом наблюдения для многих людей. Но после своей смерти не оставил ни копейки. Похороны легендарного антрепренёра оплатили его давние покровительницы Миccия Серт и Коко Шанель . Они же были далеко не последними людьми в длинном списке тех, кто на протяжении долгого времени помогал ему реализовывать самые смелые проекты и покорять неприступный Париж. Франция пала к ногам провинциального мальчика благодаря его организаторским способностям и деньгам щедрых спонсоров.

Сергей Дягилев в гимназические годы. Фото: РИА Новости

Неудавшийся юрист

Когда 18-летний Сергей Дягилев приехал из Перми в Петербург, сложно было представить, что этот юный провинциал сможет выбиться в люди и стать настоящей легендой своего времени. По настоянию отца молодой человек собирался изучать право, однако северная столица с ее невероятными возможностями изменила его планы. Сергей спешил просвещаться: посещал театры и выставки, занимался вокалом. Именно в городе на Неве он решил осуществить свою детскую мечту — стать композитором. Однажды Дягилев пригласил избранную публику послушать отрывки из сочиненной им оперы «Борис Годунов», в которой сам исполнил роль самозванца. Увы, старания будущего антрепренера собравшиеся не оценили. Позднее сам Сергей признает, что этот провал пришелся как нельзя кстати, поскольку голос у него был «очень сильным и очень противным».

Следующим этапом в жизни молодого человека стало увлечение изобразительным искусством. В поисках знаний и шедевров он разъезжал по различным европейским городам, посещал картинные галереи и мастерские художников. В 1897 году Дягилев с успехом провел свою первую выставку немецких и английских акварелистов. Затем вместе с Александром Бенуа создал творческое содружество художников «Мир искусства» и журнал с одноименным названием.

В 28 лет Сергей получил должность чиновника особых поручений при директоре Императорских театров. Однако спустя несколько лет оставил пост из-за конфликта с начальством. И все же именно это место помогло молодому человеку обрести новые полезные знакомства. Одним из которых стала тесная дружба с фавориткой цесаревича Николая Матильдой Кшесинской . Дягилев часто провожал известную балерину домой после спектакля. Именно Кшесинская свела его со своим покровителем князем Владимиром и великим князем Андреем (двоюродным братом Николая). Уже тогда начинающий антрепренер понимал, что деньги и талант работают куда эффективнее, чем просто талант.

«Взятие» Парижа

В 1906 году благодаря стараниям Дягилева Париж увидел выставку «Два века русской живописи и скульптуры». Уже через год искушенных французов покорили «Исторические русские концерты», в которых принимали участие Римский-Корсаков , Рахманинов , Глазунов , Шаляпин . Последний имел особый успех у европейцев. В 1908 году он блистал на сцене парижской Гранд Опера в постановке «Борис Годунов». Время «Русских сезонов» пришло лишь в 1909 году.

Кстати, Дягилев далеко не сразу стал поклонником хореографии: говорят, что любовь к этому виду искусства открылась у него после просмотра «Спящей красавицы» Петипа в 1893 году. Эта невероятная постановка тогда буквально потрясла весь Петербург. Некоторое время местные жители вместо обычного приветствия при встрече задавали один единственный вопрос: «А вы уже видели “Спящую красавицу”?».

Подготовка к «сезонам» была непростой. Небольшая размолвка антрепренёра с Кшесинской, которая была возмущена тем, что получила одну роль в столь масштабном проекте, и внезапная смерть друга — великого князя Владимира оставили его без обещанной некогда поддержки царского двора. Пришлось срочно выезжать в Париж, искать новых спонсоров. К счастью, решить вопрос финансирования удалось. Одной из тех, кто вложил свои деньги в это, по сути, рисковое мероприятие стала владелица музыкального салона и очень состоятельная дама Миссия Серт. Впоследствии Серт и Дягилев станут друг для друга не просто партнерами, но и верными друзьями.

«Русские сезоны» должны были идти на сцене Шатле, но, когда Сергей увидел зал театра, мгновенно понял — это обветшалое здание требует немедленного обновления. За несколько недель его полностью преобразили, добавив в интерьер больше роскоши. В день премьеры зрители располагались на роскошных сиденьях, обитых темно-красным бархатом, все вокруг как будто говорило им, что они — избранные.

В тот вечер на сцене блистала непревзойденная Анна Павлова и ряд других сильных балерин. Но вся зрительская любовь досталась Вацлаву Нижинскому . Стоит отметить, что до этого мужчина-танцовщик всегда находился в тени партнерши. Нижинскому удалось затмить женскую часть труппы. Публика окрестила молодого человека «богом танца». Конечно, подобный триумф нравился далеко не всем коллегам артиста, и первой из-за профессиональной ревности с дистанции сошла Павлова. Хотя сама она утверждала, что разорвала отношения с Дягилевым, поскольку хотела создать собственную труппу.

Несмотря на успех, вложения антрепренёра были несравнимы с доходами. Однако казалось, что огромные долги ничуть не смущают Дягилева. Со свойственным ему энтузиазмом он снова начал искать меценатов и планировать второй приезд «Русских сезонов».

Коллега, любовник, предатель

Постановки «Русских сезонов» одна за другой вызывали одобрение публики: «Жар-птица», «Шахерезада», «Петрушка». Но Дягилев хотел еще больших экспериментов и признания, благо, Серт снабжала его не только деньгами, но и полезными знакомствами. Одним из них стала встреча с Клодом Дебюсси . Тандем композитора и антрепренёра подарил зрителям настоящую сенсацию — эротичный мужской танец «Послеполуденный отдых фавна», который создал и исполнил Нижинский. Это был первый скандал на сезонах, который в некотором роде взбодрил зрителей и оказался значительно лучше уже привычного успеха.

Задумки Дягилева и его команды часто опережали время, а потому публике порой требовались месяцы и даже годы, чтобы понять и по достоинству оценить то, что артисты «сезонов» показывали на сцене. Так было с «Весной священной» Стравинского , премьера которой состоялась 29 мая 1913 года. Хореографией вновь занимался Нижинский. Постановка давалась ему с трудом, однако зрители не оценили потраченных сил. Уже через пять минут после начала представления зал стал возмущаться, свистеть и даже топать ногами. Спектакль пришлось остановить и начать заново. Этот провал задел и без того хрупкую психику Нижинского, который впоследствии закончил свои дни в клинике для душевнобольных.

С самого появления Вацлава в труппе он стал не просто коллегой и возлюбленным Дягилева, но и его личным открытием. Антрепренер считал, и не без основания, что именно благодаря ему взошла звезда «Бога танца». Сергей содержал своего фаворита, делал ему дорогие подарки, чего только стоит сапфировый перстень от Картье, которым была скреплена «помолвка» любовников, старался всячески образовывать своего протеже и прививать ему чувство прекрасного. Однако наряду с «пряником» Вацлав прекрасно знал, что такое «кнут». Сергей ни на секунду не давал ему забыть, что своим успехом танцовщик обязан именно его деньгам и связям. Увы, вместо благодарности Нижинский отплатил Сергею предательством. Во время гастролей по Южной Америке, которые Дягилев пропустил из-за суеверия (гадалка предсказала ему смерть на воде), Вацлав неожиданно обвенчался с танцовщицей Ромолой Пульски . Узнав об этом, брошенный любовник начал громить все подряд, а успокоившись, нашел повод, чтобы уволить предателя из труппы.

Новая любовь

Оставшись без хореографа и ведущего солиста, Дягилев отправился искать замену Нижинскому. Подходящий вариант он обнаружил в балетной школе Большого театра. Красавец Леонид Мясин как нельзя лучше подходил на роль нового премьера и... любовника. Сергей действовал по уже хорошо отработанной схеме обольщения: дорогие подарки, путешествия за границу, решение всех материальных проблем протеже, а главное — обещание невероятного карьерного взлета. 18-летний Леонид хоть и раздумывал над предложением известного антрепренера и даже хотел отказаться, но не смог. Впоследствии танцовщик так же, как и его предшественник, стал хореографом «Русских сезонов». А потом, словно повторяя судьбу Вацлава, женился на американской балерине Вере Кларк , разбив сердце своему «создателю».

Однако и талантливому Мясину тоже нашлась замена в лице Сержа Лифаря . С подачи Дягилева и при полной его финансовой поддержке молодой человек некоторое время жил в Италии, где брал уроки у педагога Нижинского и Павловой — легендарного Чеккети . В самом начале их встречи Сергей пообещал сделать из своего фаворита второго Нижинского, и ему это удалось. Но успехами своего гениального любовника он наслаждался недолго. Еще в 1921 году у 57-летнего Дягилева диагностировали сахарный диабет, который прогрессировал, поскольку тот наотрез отказывался соблюдать предписанные врачом диету и режим. В 1929 году стало ясно, что конец близок, хотя сам Сергей старался не впадать в депрессию и продолжал строить планы на будущее. Состояние его резко ухудшилось, когда он находился в Венеции. Гадалка оказалась права, легендарный антрепренер умер «на воде». 19 августа друзья Дягилева проводили его в последний путь. Все траты, связанные с похоронами, как и раньше, взяли на себя давние покровительницы — Миссия Серт и Коко Шанель. Еще при жизни антрепренера две эти женщины конкурировали между собой за внимание Сергея, оставаясь при этом подругами. Но на этот раз им больше нечего было делить. Любимый Серж покинул их обеих.

Говорил без конца с ними о постановке и вот пишу тебе с их согласия и их одобрения мои соображения по поводу твоего замысла постановки. Самое главное, я приехать в Швейцарию абсолютно не могу по тем же причинам, что и ты, и рад был бы, кстати, увидеть сестру и ее семью, которых не видел три года с лишним. Физически невозможно нам свидеться, чтобы переговорить и столковаться о постановке, и единственный выход - это установка взаимного соглашения по переписке: другого исхода нет, и надо или согласиться с этим, или отказаться. Жалко, что ты мало сговорился с Жидом, а это очень живой человек, и с полномочиями. Но нечего делать.

Твоя мысль - модернистическое толкование постановки «Антония и Клеопатры» - единогласно нами отброшена и вот по каким зрело обдуманным соображениям.

Самое главное, это «соотнесение»-впечатление на зрителей, на залу «современной» декорации, современных костюмов с текстом и действующими лицами римской и египетской истории. Результат - непрерывный гомерический хохот залы. Если бы я и лично поверил, что это хорошее толкование возможности представить трагедию Шекспира, я ее не защитил бы - твою точку зрения - потому что я морально ответствен за то, чтобы спектакль состоялся. Важно в нем и следующее: возможность услышать редкий драматический талант Рубинштейн - но при этой постановке я ей моими декорациями и костюмами решительно помешаю - ей, Жиду, Шекспиру. Nous beneficierons seulement tous les deux - toi et moiФр. - «Мы извлечем пользу только вдвоем - ты и я». - но на это я не могу согласиться.

Подумай хорошенько. Если есть два ярко противопоставленных мира - египетский и римский в этой гениальной трагедии (это может быть тебе, как и мне, - отправной пункт для работы?), то представь себе Марка в форме современного итальянского генерала - самый живописный костюм (с орденами?); в противоположность ему Клеопатра - как одета? Если быть модернистом, держаться (а это необходимо) couleur localeФр. - «местного колорита». , то она должна быть одета как жена египетского солдата, а ее двор - наполовину английский, наполовину турецкий. Какой ее дворец? Модерн египетский, ты скажешь. Значит - смесь faux-mauresqueФр. - «псевдомавританского». и мебели от Марle et C°; это и есть современное убранство дворца? Не будет ли свита Клеопатры напоминать танцоров из Каира? Подумай ты об этом? И верно Жид заметил, что весь текст Шекспира в устах итальянских солдат и египетских современных «дев» будет звучать ужасающе театрально, риторикой. В лучшем случае это будет напоминать ходовую репетицию спектакля, когда артисты не сумели запастись костюмами.

Но самое главное, самое для меня ужасное, - это то, что я буду работать contre coeurФр. - «против желания». , без всякой инсинуации и увлечения, потому что я не верю и не уверую в постановку, и в результате получится холодное и нудное исполнение заказа!

В самом лучшем положении ты, ибо тебе легко написать модернистическую музыку, и так как ты порешил и условием поставил, что ты ни на репетиции, ни на спектакли не обязываешься приехать, - tu auras le plus beauФр. - «тебе достанется самое лучшее». , ибо твоя музыка (и, убежден, отличная) останется и после спектакля, век ее будут гутировать. А что спектакль после шумного скандала провалится? Ну и черт с ним? Я не могу этого на себя взять, ибо я прежде всего и раньше всего безумно люблю эту трагедию и все сделаю, чтобы она имела огромный успех, и еще нахожу, что трагедия должна показать исключительный драматический талант Рубинштейн, такой новый и свежий, восторгающий всех передовых литераторов, художников - до кубистов включительно, - должна найти чудесную оправу, вот поэтому я сам настаивал и настаиваю на твоем драгоценном сотрудничестве.

Итак, скажу тебе от всего сердца: если ты относишься только эгоистически к спектаклю, тогда лучше нам, видимо, разойтись, чем принять постановку, выгодную только одному или двум из нас всех. Ведь публика Парижа - это не публика времен Шекспира, когда достаточно было на стул поставить паспарту «лес», чтобы зрители вообразили - лес. Ведь вся эта публика Парижа и Москвы - прогнившие эстеты и твою мысль примут не как простую постановку, а чрезвычайно пикантное блюдо, не без рокфорной и другой вони; три четверти же публики будут хохотать, скандалить и требовать:«Деньги назад». Не погублю спектакль [!] Ни за что [!]

Но если ты примешь мою точку зрения, которая заключается не в исторической, поэтической и инструментальной прихоти, а в выражении своего понимания этой трагедии Шекспира, то вопрос разрешится очень просто, ибо каждому из нас предстоит выявить себя по поводу этой вещи. Всегда это будет прежде всего живо (величайший для меня идеал), и подлинно, и индивидуально.

Моя точка зрения такая: два мира - Египетский и Римский. Один - хитрый и сладострастный, пряный и высокомерный; другой - солдатский, прежде всего Рим - uber allesНем. - «превыше всего». , и возвышение и падение Антония - это возвышение и падение римлянина. Для него Египет - это всё, это его любовь, он и говорит, уезжая: «Прощай, Египет!» - в этом смысле! Но в минуту смерти обоих оказалась Любовь - человеческая, сильнее Рима и Египта, и остались только мистические любовники. Вот моя канва. Что я пользуюсь историческим материалом критически - это известно всякому, кто не близоруко смотрит на мои интерпретации. Мне меньше всего важна археология, и ею я играю, часто смешивая нарочно все стили, но для главного, для подлинного впечатления, искреннего воплощения и я не додумался бы до сцены современного отравления, чтобы близкие умирающего стояли бы с аппаратом для промывания желудка или клистиром; это было бы и страшно, и жутко. Но я сейчас почувствовал, какой безумный хохот был бы при появлении чего-нибудь подобного в сцене смерти Клеопатры.

Вспомни, когда я с пеной у рта просил и требовал у СережиАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства» , чтобы и в музыке, и на сцене в «Играх» пролетал аэро! Сережа и ДебюссиКомпозитор фыркали и негодовали, а эту идею спер КоктоПисатель, поэт, драматург для «Парада ». Но «Игры» были модернистскими.

Я мог бы часами писать на эту тему, доказывая сцена за сценой, акт за актом, как можно погубить эту чудную вещь, трактуя ее модернистически, и просто прошу тебя стать на эту, мою точку зрения, и вообразить себе ярко, что происходит модернистическое на сцене, - читай сцену за сценой! Разумеется, ты придешь к моему выводу, ибо ты просто скульптурно не представил себе это перевоплощение трагедии!

Но если ты откажешься от этой точки зрения, то вопрос можно и легко разрешить в трех, четырех письмах. Мадам Рубинштейн оставляет за тобой право на весь план сочинения музыки и распределение. Она (да и я) думаем, что хорошо было бы иметь увертюру к каждому действию, потом музыку, отмечающую появление римских лагерей под стенами и в палатках, затем «смерть Клеопатры». Все это в оркестре, не на сцене - я уже тебе писал, из-за каких соображений заглушение звучностей и прочее. Ты реши, сколько музыки думаешь написать, что, по сколько минут (это важно для меня) и приблизительно - что ты задумываешь в смысле оркестра, количество инструментов. Затем, когда ты это все решишь, сейчас же мне ответь и сообщи срочно необходимый и самым подробным образом твой гонорар, способ владения музыкой, на какой срок и т.д. Лучше было бы, если ты прислал бы сам проект контракта, и его, с изменениями или без, подпишет мадам Рубинштейн через своего представителя. Но это, если ты примешься горячо, все можно подготовить в три-четыре недели, то есть подписать контракт и, таким образом, у тебя будет возможность приняться сейчас за работу. Во время нее ты можешь мне сообщать твои соображения, поскольку они должны прийти в соприкосновение с моей постановкой, и я все себе отмечу. Времени много. Перевод Жида будет готов только не раньше чем через пять-шесть месяцев. Вот все, что я могу тебе сейчас сказать, искренне и горячо желая, чтобы наше сотрудничество состоялось!

Сергей Дягилев… этот человек не был ни танцовщиком, ни хореографом – и все же его имя неразрывно связано с русским балетом в частности и русским искусством вообще.

Сергей Павлович Дягилев родился в Новгородской губернии в 1872 году. Отец его – дворянин – был офицером, но семья была не чужда искусству: дядя по отцу Иван Павлович был меценатом, основал музыкальный кружок. В Перми, где прошло детство будущего антрепренера, дом Дягилевых называли «пермскими Афинами» – интеллигенция собиралась в нем, чтобы музицировать, разыгрывать спектакли.

Окончив гимназию, 18-летний С. Дягилев отправляется в Санкт-Петербург. Он мечтает стать композитором или певцом и некоторое время учится в консерватории, но параллельно заканчивает юридический факультет университета. В столице он подружился со своим кузеном Дмитрием Философовым, познакомился с его друзьями – , .

В 1898 году – через два года после окончания университета – С. Дягилев и Д. Философов задумали издавать журнал и привлекли к его финансированию меценатов – С. И. Мамонтова и М. К. Тенишеву. Журнал, получивший название «Мир искусства», вышел в следующем году. Этот журнал, печатавшийся на превосходной бумаге елизаветинским шрифтом, с прекрасными художественными репродукциями, знакомил читателей и с отдельными зарубежными и отечественными художниками, и целыми периодами в истории искусства, впоследствии в не стали публиковаться статьи о писателях и композиторах, в 1900 году появился литературный отдел. Одновременно с журналом возникло творческое объединение «Мир искусства», основным художественным принципом которого стало стремление к символизму, признание приоритета эстетического начала в искусстве, призванном выражать личность творца.

Деятельность С. Дягилева не ограничивается изданием журнала. В 1897 году он организовал выставку немецких и английских акварелистов, в 1898 – выставку финских и русских художников, в 1905 году – историко-художественную выставку русских портретов, а в 1906 – выставку русского искусства в Париже.

С 1907 года С. Дягилев очень серьезно занимается представлением русского искусства за рубежом. Выступления русских артистов, организованные им в Париже, были названы «Русскими сезонами». Начинались они с «Исторических русских концертов», где выступали , в 1908 году последовал сезон русской оперы, который особых доходов не принес. Французская публика очень любила балет. С. Дягилев поначалу пренебрегал этим жанром, утверждая, что «никакого содержания и смысла в нем нет», а исполнение его не требует «даже маленьких умственных способностей». Но не учитывать вкусы публики нельзя – и с 1909 года он привозит в Париж балет. Так начались балетные «Русские сезоны», продолжавшиеся до 1913 года.

С. Дягилев обладал поразительным «чутьем на таланты». Именно в его антрепризе впервые «засияли» такие балетные «звезды», как и Нижинские, . Антрепренер смотрел на балет как на синтез искусств, призванный быть проводником новых идей, отсюда проистекало пристальное внимание к оформлению спектаклей. Костюмы и декорации создавали А. Бенуа и Л. Бакст – его соратники по «Миру искусства», а впоследствии С. Дягилев стал привлекать к этому лучших художников того времени – А. Матисса, П. Пикассо.

Не меньшее значение имело сотрудничество С. Дягилева с композиторами-современниками. Благодаря ему появилось немало новых балетов: « », « », « », « » и « » , « », « » и «Стальной скок» , « » , «Легенда об Иосифе» . К музыкальной стороне балета С. Дягилев подходил очень серьезно. Например, в «

Серге́й Па́влович Дя́гилев (31 марта , Селищи , Новгородская губерния - 19 августа , Венеция) - русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства », организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева », антрепренёр .

Биография

На протяжении трёх десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории . В молодости Дягилев тщетно пытался найти своё поприще. Важным моментом в его жизни стала встреча с писателем Львом Толстым , после которой он решил посвятить себя коллекционированию автографов знаменитых современников. В 1896 году он окончил университет, но вместо того чтобы заняться юриспруденцией, начал деятельность в области изобразительного искусства.

Условно деятельность С. П. Дягилева можно разделить на два периода:

  • 1898-1906 годы - жизнь Дягилева в России, когда интересы его были сосредоточены, главным образом, в области изобразительного искусства;
  • 1906-1929 годы - деятельность Дягилева в качестве импресарио за рубежом. Начав с организации выставки в 1906 году, вскоре он сосредоточился на области музыкального театра, в первую очередь, балета .

Деятельность в Петербурге

В 1898 году совместно с художником А. Н. Бенуа стал инициатором создания журнала «Мир искусства », издававшегося С. И. Мамонтовым и княгиней М. К. Тенишевой ; был его редактором (с 1903 года - совместно с Бенуа), с 1902 года руководил изданием. В 1898-1904 годах также сам писал искусствоведческие статьи; является автором монографии о художнике Д. Г. Левицком (1902).

В этот период организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс в Санкт-Петербурге:

  • 1897 год - выставка британских и немецких акварелистов, знакомившая русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве;
  • Выставка скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств ;
  • 1898 год - выставка русских и финляндских художников в музее Штиглица , которую сами мирискусники считали своим первым выступлением (помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства », Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке других крупнейших представителей молодого искусства - Врубеля , Серова , Левитана);
  • 1905 год - историко-художественная выставка русских портретов XVII-XVIII веков в Таврическом дворце ;
  • 1906 год - выставка русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа , Грабаря , Кузнецова , Малявина , Репина , Серова , Явленского , Рериха и др.

Вместе с Дягилевым в Императорские театры пришли многие современные художники (Ап. М. Васнецов , А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , В. А. Серов , К. А. Коровин , Е. Е. Лансере).

В сезон 1900-1901 годов Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия ». Дягилев привлёк к постановке художников группы «Мир искусства », но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось его увольнением.

Исторические русские концерты. Русские сезоны. Русский балет Дягилева

Сергей Дягилев, 1910 год.

Дягилев постоянно сотрудничал с «открытым» им композитором И. Ф. Стравинским . Стивен Уолш отмечал, что «Дягилев и Стравинский, будто русские герои карикатур: обнимались и вместе выпивали вечером, а днём отчаянно ругались из-за денег и контрактов».

В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства », в частности А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , А. Я. Головин , Н. К. Рерих , Б. И. Анисфельд . «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства. За двадцать лет своего существования они полностью изменили традиционные представления о театре и танце, также способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

Во время войны, начиная с середины 1910-х годов, он в корне изменил стилистику представлений, оставив экзотику, придворную пышность и ориентализм и обратившись к авангарду . Первым спектаклем новой музыкальной формы и хореографии стал балет «Парад » Эрика Сати , скандальная премьера которого прошла в Париже в году. Отойдя от стилистики «Мира искусства», Дягилев начал сотрудничать преимущественно с европейскими художниками; также его постоянными сотрудниками были супруги Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов .

Труппа Дягилева давала сезоны в Париже и в Лондоне, а также гастролировала в Италии, Германии, США. Начиная с зимы 1923 года она репетировала в Монте-Карло , где состоялись первые представления многих премьер. До Первой мировой войны Дягилев был одержим идеей представить свои постановки в России, выступить в Санкт-Петербурге было его мечтой - однако, несмотря на приложенные усилия и многочисленные попытки, по разным причинам ему это не удалось. В начале 1920-х годов при помощи Маяковского , которого он всячески привечал в Берлине и Париже, Дягилев вновь пытался организовать гастроли труппы или хотя бы свою поездку в СССР, однако затем от этой идеи отказался.

Многие современники, художники и поэты, использовали яркие символы, метафоры в передаче восприятия личности С. П. Дягилева: «лучезарное солнце» (В. А. Серов), «Геркулес», «Петр Великий» (А. Н. Бенуа), «орёл, душивший маленьких птичек» (В. Ф. Нижинский), «Жёлтый Дьявол на аренах европейских стран» (А. Л. Волынский), «Нерон в чёрном смокинге над пламенеющим Римом» (А. Белый) , «Монстр» (С. Ю. Судейкин не называл его иначе).

Личная жизнь

Отношения с Мясиным

В 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил в труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной », у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её в нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Он был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв со своим фаворитом и несколько дней никого к себе не подпускал, кроме Нувеля и своих слуг Беппо и Василия. По словам артиста Михаила Семёнова, «Дягилев будто помешался»; «его друзья, опасаясь за его здоровье и даже разум, денно и нощно не выпускали его из виду», - писал Арнольд Хаскелл .

Начиная с 1924 года, Мясин, к тому времени женившийся на Савиной, вновь сотрудничал с Дягилевым, который, по-видимому, совершенно охладел к нему. Согласно свидетельству композитора Дукельского , во время работы над балетом «Зефир и Флора » он говорил ему, что «у Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, – это деньги».

Болезнь и смерть

В 1921 году у Дягилева диагностировали сахарный диабет , однако он почти не соблюдал предписанную диету :520 . Развитию недуга способствовали образ жизни, а также постоянные резкие изменения массы тела. Начиная с 1927 года, у него развился фурункулёз , способный привести к развитию сепсиса , что было смертельно опасно в те времена, когда антибиотики ещё не были известны. Летом 1929 года в Париже врач предписал Дягилеву соблюдать диету и много отдыхать, предупредив, что несоблюдение рекомендаций повлечёт за собой опасные последствия для его здоровья :534 .

Дягилев проигнорировал предписание, отправившись с труппой в Берлин, затем в Кёльн и через Париж - в Лондон, где вновь посетил врача, посоветовавшего ему нанять медсестру, что также не было сделано: за ним ежедневно ухаживал Кохно , делая необходимые процедуры и перевязки. Отправив труппу в отпуск и вернувшись в Париж, он вновь посетил своего лечащего врача, который настаивал на курсе лечения термальными водами в Виши . Вместо этого Дягилев вместе со своим протеже Игорем Маркевичем предпринял «музыкальное» путешествие вдоль Рейна, посетив Баден-Баден (где он обсудил новый балет с Хиндемитом и виделся с Набоковым , позднее написавшим: «Несмотря на его внешний вид, казалось, что у него было хорошее настроение. Он весело рассказывал о своих планах на оставшуюся часть лета и на новый осенний сезон» ), Мюнхен (ради опер Моцарта и Вагнера) и Зальцбург . Оттуда Дягилев послал Корибут-Кубитовичу письмо с настойчивой просьбой приехать к нему в Венецию. Расставшись с Маркевичем в Веве , 7 августа Дягилев отправился в Венецию. На следующий день он въехал в «Гранд-отель де Бан де Мер », куда вечером прибыл Лифарь .

К тому времени у него уже началось заражение крови из-за абсцессов :538 . С 12 августа он больше не вставал с постели, за ним ухаживал Лифарь. Даже будучи больным, Дягилев продолжал строить планы и напевать из Вагнера и Чайковского. 16 августа к нему приехал Кохно, 18-го - посетили Мисиа Серт и Шанель . Получив телеграмму от Корибут-Кубитовича, который не спешил приехать по его вызову, Дягилев заметил: «Ну конечно, Павка запоздает и приедет после моей смерти» . Вечером к нему пришёл священник . Ночью температура у Дягилева поднялась до 41°, он больше не приходил в сознание и скончался на рассвете 19 августа 1929 года.

Так как у Дягилева при себе не было средств, похороны оплатили М. Серт и Г. Шанель. После короткой панихиды в соответствии с обрядом православной церкви, тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew ) и эпитафия: «Венеция - постоянная вдохновительница наших успокоений» - фраза, написанная им незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком) и другая театральная атрибутика. На том же кладбище рядом с могилой Дягилева находится могила композитора Игоря Стравинского , а также поэта Иосифа Бродского , который назвал Дягилева «Гражданином Перми».

Официальной наследницей Дягилева оказалась сестра его отца, Юлия Паренсова-Дягилева, проживавшая в Софии (она отказалась от наследства в пользу Нувеля и Лифаря). 27 августа Нувель организовал панихиду по усопшему в Париже, в соборе Александра Невского .

Видео по теме

Сочинения

  • Сложные вопросы, «Мир искусства», 1899, No 1-2, No 3-4 (в соавторстве с Д. В. Философовым);
  • Русская живопись в XVIII в., т. 1 - Д. Г. Левицкий , СПБ, 1902.

Адреса

В Санкт-Петербурге
  • 1899 - осень 1900 года - доходный дом на Литейном проспекте , 45;
  • осень 1900-1913 гг. - доходный дом Н. И. Хмельницкого, набережная реки Фонтанки , 11.
В Венеции
  • Лидо , Grand Hotel des Bains

Судьба Дягилевых в СССР

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева - Юрия и Валентина - трагичны. Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу; Юрий был отправлен в ссылку (по другим данным, подвергся административной высылке), умер в Ташкенте (по другим данным, в городе Чирчик Ташкентской области) в 1957 году.
  • Старший племянник Сергей Валентинович Дягилев был симфоническим дирижёром. Как и отец, Валентин Павлович, был репрессирован в 1937 году по сфабрикованной политической статье. Провёл 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался 13 августа 1967 года.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев , невропатолог, был вынужден скрывать родство со знаменитым дядей.
  • Правнучатый племянник Сергей Александрович Дягилев - композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.

Память

В Париже

В России

В Перми

В других городах

  • Именем Дягилева назван лицей искусств в Екатеринбурге и школа искусств в Зеленограде, а также теплоход «Сергей Дягилев».
  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории московского сада «Эрмитаж » открылся ночной клуб «Дягилев » (также известный как «Dяgilev proжект»). Его логотипом стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ С. П. Дягилева.

Образ в искусстве

Изобразительное искусство

  • Портрет кисти Валентина Серова (1904).
  • Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Льва Бакста (1905).
  • В бонистике: Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.
  • В филателии:

В кинематографе

  • С. П. Дягилев стал прообразом импресарио Лермонтова в фильме «Красные башмачки » (1948, роль исполнил австрийский актёр Антон Уолбрук).
  • В фильме «Нижинский » (1980, США) роль Дягилева исполнил Алан Бейтс .
  • В фильме «Анна Павлова » («Мосфильм», 1983, режиссёр Эмиль Лотяну) роль Дягилева исполнил Всеволод Ларионов .
  • «Коко Шанель и Игорь Стравинский » (2009) - в фильме, в частности, показаны отношения Дягилева с композитором Стравинским .
  • «Париж Сергея Дягилева» - документальный фильм режиссёра Никиты Тихонова , авторы сценария Виолетта Майниеце и Юлия Тихонова (39 мин.; 2010, Россия).
  • «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» - документальный фильм-интервью с Эдвардом Радзинским , Николаем Цискаридзе ,Александром Васильевым режиссёра Светланы Астрецовой (2017, Россия).
  • В телесериале «Мата Хари » (2017) роль Дягилева исполнил Андрей Тартаков .

В театре

  • Образ Дягилева показан в балете Мориса Бежара «Нижинский - клоун Божий» (1972, театр «Ла Монне ») и в нескольких спектаклях Джона Ноймайера , посвящённых судьбе танцовщика Вацлава Нижинского .

В драматическом театре роли Дягилева исполняли:

Документальные фильмы

  • 2001 - Избранники. Россия век XX, выпуск 28: Сергей Дягилев (реж. Станислав Раздорский, Никита Воронов, Анатолий Васильев)
  • 2002 - Судьба подвижника. Сергей Дягилев (реж. Виктор Спиридонов, Александр Васильев)
  • 2010 - «Париж Сергея Дягилева» - документальный фильм режиссёра