Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 31.07.2015 19:33 Просмотров: 8061

Сентиментализм как художественное направление возник в западном искусстве во второй половине XVIII в.

В России его расцвет пришёлся на период с конца XVIII до начала XIX в.

Значение термина

Сентиментализм – от фр. sentiment (чувство). Идеология разума эпохи Просвещения в сентиментализме заменяется приоритетом чувства, простоты, уединённого размышления, интереса к «маленькому человеку». Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо
Главным героем сентиментализма становится естественный человек (живущий в мире с природой). Только такой человек, по мнению сентименталистов, сможет быть счастливым, обретя внутреннюю гармонию. Кроме того, важным является воспитание чувств, т.е. естественных начал человека. Цивилизация же (городская среда) является для людей враждебной средой и искажает его естество. Поэтому в произведениях сентименталистов возникает культ частной жизни, сельского существования. Сентименталисты считали негативными понятия «история», «государство», «общество», «образование». Их не интересовало историческое, героическое прошлое (как интересовало это классицистов); повседневные впечатления составляли для них суть человеческой жизни. Герой литературы сентиментализма – обычный человек. Если это даже человек низкого происхождения (служанка или разбойник), то богатство его внутреннего мира ничуть не уступает, а иногда и превосходит внутренний мир людей высшего сословия.
Представители сентиментализма не подходили к человеку с однозначной моральной оценкой – человек сложен и способен как на возвышенные, так и на низкие поступки, но от природы в людях заложено доброе начало, а зло – плод цивилизации. Однако у каждого человека всегда есть шанс вернуться к своему естеству.

Развитие сентиментализма в искусстве

Родиной сентиментализма была Англия. Но во второй половине XVIII в. он стал общеевропейским явлением. Наиболее ярко сентиментализм проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.

Сентиментализм в английской литературе

Джеймс Томсон
В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон написал поэмы «Зима» (1726), «Лето» (1727), «Весна» и «Осень», позже изданные под названием «Времена года» (1730). Эти произведения способствовали читающей английской публике пристальнее посмотреть на родную природу и увидеть прелесть идиллической деревенской жизни в отличие от суетной и испорченной городской. Появилась так называемая «кладбищенская поэзия» (Эдвард Юнг, Томас Грей), в которой выражалась мысль о равенстве всех перед смертью.

Томас Грей
Но более полно сентиментализм выразил себя в жанре романа. И здесь прежде всего следует вспомнить Сэмюэла Ричардсона, английского писателя и печатника, первого английского романиста. Обычно он создавал свои романы в эпистолярном жанре (в форме писем).

Сэмюэл Ричардсон

Основные персонажи обменивались длинными откровенными письмами, и через них Ричардсон вводил читателя в сокровенный мир их мыслей и чувств. Помните, как А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет о Татьяне Лариной?

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Джошуа Рейнольдс« Портрет Лоренса Стерна»

Не менее известен был и Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» и «Сентиментального путешествия». «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Сентиментализм во французской литературе

У истоков французской сентиментальной прозы стоит Пьер Карле де Шамблен де Мариво с романом «Жизнь Марианны» и аббат Прево с «Манон Леско».

Аббат Прево

Но наивысшим достижением в этом направлении стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778), французского философа, писателя, мыслителя, музыковеда, композитора и ботаника.
Главными философскими произведениями Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы, были «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».
Руссо впервые попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Под влиянием идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум и др.
Ж.Ж. Руссо сделал природу самостоятельным объектом изображения. Его «Исповедь» (1766-1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, в которой он ярко выражает субъективистскую установку сентиментализма: художественное произведение – это способ выражения авторского «я». Он считал, что «разум может ошибаться, чувство – никогда».

Сентиментализм в русской литературе

В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина» (1818)
Эру русского сентиментализма начал Н. М. Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791-1792).
Затем была написана повесть «Бедная Лиза» (1792), которая считается шедевром русской сентиментальной прозы. Она имела большой успех у читателей и явилась источником подражания. Появились произведения с подобными названиями: «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и т.д.
Поэзия Карамзина также развивалась в русле европейского сентиментализма. Поэта интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума.

Сентиментализм в живописи

Особенно сильное влияние сентиментализма испытал художник В. Л. Боровиковский. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи и главную задачу сентиментализма: передачу внутреннего мира человека.

На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) художник изобразил горничных семьи Львовых. Очевидно, что портрет написан с большой любовью к моделям: он увидел и мягкие локоны волос, и белизну лиц, и лёгкий румянец. Умный взгляд и живая непосредственность этих простых девушек – в русле сентиментализма.

Во многих своих камерных сентиментальных портретах В. Боровиковский сумел передать многообразие чувств и переживаний изображаемых людей. Например, «Портрет М.И. Лопухиной» – один из самых популярных женских портретов кисти художника.

В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797). Холст, масло. 72 х 53,5 см. Третьяковская галерея (Москва)
В. Боровиковский создал образ женщины, не связанный ни с каким общественным статусом – это просто красивая молодая женщина, но живущая в гармонии с природой. Лопухина изображена на фоне русского пейзажа: стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной: изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, нежно-лиловая шаль – с поникшими бутонами роз. Портрет полон жизненной достоверности, глубины чувств и поэтичности.
Русский поэт Я. Полонский почти через 100 лет спустя посвятил портрету стихи:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
(Мария Ивановна Лопухина умерла совсем молодой, в возрасте 24 лет, от чахотки).

В. Боровиковский «Портрет Е.Н. Арсеньевой» (1796). Холст, масло. 71,5 х 56,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А вот на этом портрете изображена Екатерина Николаевна Арсеньева – старшая дочь генерал-майора Н.Д. Арсеньева, воспитанница общества благородных девиц при Смольном монастыре. Позже она станет фрейлиной императрицы Марии Федоровны, а на портрете изображена лукавой кокетливой пастушкой, на соломенной шляпке – колосья пшеницы, в руке – яблоко, символ Афродиты. Чувствуется, что характер у девушки лёгкий и жизнерадостный.

Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Но если для классицистов на первом месте было государство и общественные интересы, то для сентименталистов - конкретный человек с его чувствами и переживаниями. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, настроению. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.

Главные герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами. В произведениях этого направления чувствительность перерастает в меланхолию, сопровождаемую вздохами и слезами.

Идеал чувствительности сильно повлиял на целое поколение образованных людей и в Европе и в России, для многих определив стиль жизни. Чтение сентиментальных романов входило в норму поведения образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая " влюблялася" в обманы и Ричардсона, и Руссо", получала таким образом в российской глуши такое же воспитание, как и все барышни во всех европейских столицах. Литературным героям сочувствовали, как реальным людям, подражали им. В целом сентиментальное воспитание принесло немало хорошего.

В последние годы правления Екатерины II (приблизительно с 1790 года и до ее кончины в 1796 году) в России происходило то, что обычно происходит в конце долгих царствований: в государственных делах начался застой, высшие места были заняты старыми сановниками, образованная молодежь не видела возможности приложения своих сил на службе отечеству. Тогда и вошли в моду сентиментальные настроения - не только в литературе, но и в жизни.

Властителем дум молодых людей 90-х годов стал Николай Михайлович Карамзин - писатель, с именем которого и принято соотносить понятие " русский сентиментализм". Родился 1(12).12.1766 в с. Михайловка Симбирской губернии. Воспитание получил в частных пансионах в Симбирске и Москве. Посещал лекции в Московском университете. Знал несколько новых и древних языков.

В 1789 - 1790 гг. писатель предпринял путешествие по Европе. Посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию, причем в Париже стал свидетелем событий французской революции, увидел и услышал почти всех ее деятелей. Поездка дала Карамзину материал для его знаменитых "Писем русского путешественника", которые являются не путевыми заметками, а художественным произведением, продолжающим традицию европейского жанра "путешествия" и "романов воспитания".

Русская литература 18 века

(сентиментализм и классицизм)

Ученицы 9А класса

Школы-гимназии №3

Ахмедовой Азизы.


Вступление. 3

1. Литература петровского времени. 4

2. Эпоха классицизма. 5

3. Эпоха сентиментализма. 13

Заключение. 18


Вступление

Первого января 1700 года по указу Петра Первого неожиданно для всех было отпраздновано наступление "нового года и столетнего века".

Отныне россияне должны были жить по новому календарю. Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При активной поддержке Петра создается и новая светская литература.

"Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке", - писал А.С. Пушкин.

Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры - сторонники нововведений Петра - видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, что следует переделать. Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все.


1. Литература петровского времени

Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному "работнику на троне". Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае, если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой эпохи - злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые " школьные драмы", пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.

Многочисленное духовное сословие к реформам было настроено враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.

Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана - всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана - "Духовный регламент" (1721г) и "Правда воли монаршей"(1722г) - написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.

Разнообразно поэтическое творчество Прокоповича. Он сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. Его "Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую"(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы " Поэтики" и " Риторики" (1706-1707г) на латинском языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее" услаждение и пользу". В стихах он требовал ясности и осуждал "темноту" ученой поэзии XVII века. В "Риторике" он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: "высокий","средний" и "низкий", закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, - Ломоносов изучал их в рукописи.

2. Эпоха классицизма

Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры "На хулящих учение". Во второй сатире "На зависть и гордость дворян злонравных" представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

Мысль о природном равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

"Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. "

Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

"Главно воспитания в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. "

Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть " высокие" (оды, поэма), "средние" (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем "высокий" слог отличается от "низкого", было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало "утверждающее" начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

"С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим". Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик".

В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

"Архангельский мужик", первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых восемнадцатого века, замечательный поэт Ломоносов стал реформатором русского стихосложения.

В 1757 году ученый пишет предисловие к собранию сочинений " О пользе книг церковных в российском языке", в котором излагает знаменитую теорию " трех штилей". В нем Ломоносов выдвигал в качестве основы литературного языка общенациональный язык. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы.

В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились "три штиля" русской поэзии: "высокий"-церковнославянские слова и русские,

"посредственный" (средний) - русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, "низкий" - русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому стилю соответствуют свои жанры: " высокие" - героические поэмы, оды, трагедии, "средние" - драмы, сатиры, дружеские письма, элегии, "низшие" - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению высоких жанров.

Сам Ломоносов писал преимущественно в "высоких" жанрах.

Так, "Ода на день восшествия не престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года" написана "высоким штилем" и прославляет дочь Петра Первого. Отдав должное добродетелям императрицы, ее "кроткому гласу", " доброму и прекрасному лику", стремлению " расширять науки", поэт заводит речь об её отце, которого называет "человеком, каков не слыхан был от века". Петр - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с её необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей - ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в "Оде 1747 года" нашли выражение просветительские идеалы поэта.

"Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде".

Вера в человеческий разум, стремление познать "тайны множества миров", дойти до сути явлений через " малый вещи знак" - это темы стихотворений "Вечернее размышление", "Случались вместе два астронома в пиру…".

Для того чтоб принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о "красоте и важности учении", которое делает человека творцом. "Сами свой разум употребляйте", - призывает он в стихотворении "Послушайте, прошу"….

При Екатерине II русский абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых держав. Ужесточение крепостного права стало основной причиной крестьянской войны1773-1775 годов, под руководством Е.И. Пугачева

В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности.

Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи Державиных заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь шестнадцати лет от роду смог он поступить в казанскую гимназию, да и то проучился там недолго. В 1762 году Гавриила Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских недорослей он был вынужден начинать службу рядовым и только через десять лет получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Не правда ли, странное сочетание: рядовой царской армии и поэт? Но пребывание в солдатской, а не в офицерской среде позволило Державину проникнуться тем, что называется духом русского народа. Он был необычайно уважаем солдатами, задушевные беседы с выходцами из русских крестьян научили его восприятию народной нужды и горя как государственной проблемы. Слава пришла к Державину только в сорок лет, в 1783 году, когда Екатерина II прочла его "Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице". Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного;

Проступки снисхожденьем правишь,

Как волк овец, людей не давишь,

Ты знаешь прямо цену их.

Самые высокие похвалы высказаны самым обычным разговорным языком. Себя же автор выводит как "ленивого мурзу". В этих насмешливых строфах читатели различали очень едкие намеки на самых сильных вельмож:

То, возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом,

То вдруг, прельщаяся нарядом,

Скачу к портному по кафтан.

Так описан всемогущий любимец Екатерины - князь Потёмкин. По правилам литературного этикета все это было немыслимо. Сам Державин боялся своей дерзости, но ода императрице понравилась. Автор сразу стал знаменитым поэтом и попал в милость при дворе.

Екатерина неоднократно говорила Державину, что ждет от него новых од в духе "Фелицы". Однако Державин был глубоко разочарован, когда увидел вблизи жизнь двора Екатерины Второй. В аллегорической форме поэт показывает свои чувства, которые он испытывает от придворной жизни, в маленьком стихотворении "На птичку".


И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: "Пой, птичка, пой! "

Он был обласкан Екатериной II - Фелицей - и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. Но чиновничья карьера Державина, несмотря на то, что он не был оставлен монаршей милостью и получил еще не одну должность, не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина, его действительное, а не традиционно-притворное радение о пользе Отечества. Так, например, Александр I назначил Державина министром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свое решение недопустимостью столь "ревностной службы". Литературная слава и государственная служба сделали Державина богатым человеком. Последние свои годы он провел в спокойствии и достатке, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Ярчайшим произведением Державина стала прославившая его "Фелица". В ней соединены два жанра: ода и сатира. Явление это явилось поистине революционным для литературы эпохи классицизма, ведь, согласно классицистической теории литературных жанров, ода и сатира принадлежали к разным "штилям", и смешивание их было недопустимо. Однако Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим классицистические каноны.

На протяжении второй половины восемнадцатого века наряду с классицизмом формировались и другие литературные течения. В период, когда классицизм был ведущим литературным течением, личность проявляла себя преимущественно в государственной службе. К концу века сформировался взгляд на ценность отдельной личности. "Человек богат своими чувствами".

3. Эпоха сентиментализма

С шестидесятых годов XVIII века в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм.

Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Но если для классицистов на первом месте было государство и общественные интересы, то для сентименталистов - конкретный человек с его чувствами и переживаниями. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, настроению. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.

Главные герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами. В произведениях этого направления чувствительность перерастает в меланхолию, сопровождаемую вздохами и слезами.

Идеал чувствительности сильно повлиял на целое поколение образованных людей и в Европе и в России, для многих определив стиль жизни. Чтение сентиментальных романов входило в норму поведения образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая " влюблялася" в обманы и Ричардсона, и Руссо", получала таким образом в российской глуши такое же воспитание, как и все барышни во всех европейских столицах. Литературным героям сочувствовали, как реальным людям, подражали им. В целом сентиментальное воспитание принесло немало хорошего.

В последние годы правления Екатерины II (приблизительно с 1790 года и до ее кончины в 1796 году) в России происходило то, что обычно происходит в конце долгих царствований: в государственных делах начался застой, высшие места были заняты старыми сановниками, образованная молодежь не видела возможности приложения своих сил на службе отечеству. Тогда и вошли в моду сентиментальные настроения - не только в литературе, но и в жизни.

Властителем дум молодых людей 90-х годов стал Николай Михайлович Карамзин - писатель, с именем которого и принято соотносить понятие " русский сентиментализм". Родился 1(12).12.1766 в с. Михайловка Симбирской губернии. Воспитание получил в частных пансионах в Симбирске и Москве. Посещал лекции в Московском университете. Знал несколько новых и древних языков.

В 1789 - 1790 гг. писатель предпринял путешествие по Европе. Посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию, причем в Париже стал свидетелем событий французской революции, увидел и услышал почти всех ее деятелей. Поездка дала Карамзину материал для его знаменитых "Писем русского путешественника", которые являются не путевыми заметками, а художественным произведением, продолжающим традицию европейского жанра "путешествия" и "романов воспитания".

Вернувшись в Россию летом 1790 г., Карамзин развивает бурную деятельность, собирая вокруг себя молодых литераторов. В 1791 г. начинает издавать "Московский журнал", где публикует свои "Письма русского путешественника" и повести, положившие начало русскому сентиментализму: "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь".

Главной задачей журнала Карамзин видел перевоспитание "злых сердец" силами искусства. Для этого требовалось, с одной стороны, сделать искусство понятным людям, освободить от высокопарности язык художественных произведений, а с другой стороны, для воспитания вкуса к изящному, изображать жизнь не во всех ее проявлениях (подчас грубых и некрасивых), а в тех, которые приближаются к идеальному состоянию.

В 1803 г. Н.М. Карамзин начал работу над задуманной им "Историей государства Российского" и ходатайствовал об официальном назначении его историографом. Получив эту должность, он изучает многочисленные источники - летописи, грамоты, другие документы и книги, пишет ряд исторических работ. Восемь томов "Истории государства Российского" были выпущены в январе 1818 г. тиражом 3000 экз. и сразу же разошлись, так что потребовалось второе издание. В Петербурге, куда Карамзин переехал для издания "Истории... ", он продолжал работать над последними четырьмя томами.11-й том вышел в 1824 году, а 12-й - уже посмертно.

Последние тома отразили перемену в воззрениях автора на исторический процесс: от апологии "сильной личности" он переходит к оценкам исторических событий с моральной точки зрения Значение "Истории... " Карамзина трудно переоценить: она пробудила интерес к прошлому России в широких кругах дворянского общества, воспитывавшегося в основном на античной истории и литературе, и о древних греках и римлянах знавших больше, чем о своих предках.

Н.М. Карамзин умер 22.5(3.6).1826 г.

Творчество Николая Михайловича Карамзина сыграло в русской культуре огромную и неоднозначную роль. Карамзин-писатель выступил как реформатор русского литературного языка, став предшественником Пушкина; основоположник русского сентиментализма, он создал абсолютно идеальный и не имеющий ничего общего с действительностью образ народа. Со времен Карамзина язык литературы все больше стал сближаться с разговорной речью - сначала дворян, а потом и народной; однако одновременно все больше обозначался и усиливался разрыв в мировоззрении этих двух слоев русского общества. Как журналист, Карамзин показал образцы самых разных видов периодических изданий и приемы тенденциозной подачи материала. Как историк и общественный деятель, он был убежденным "западником" и повлиял на целое поколение пришедших ему на смену творцов отечественной культуры, однако стал настоящим просветителем дворянства, заставив его (особенно женщин) читать по-русски и открыв ему мир российской истории.


Заключение

Таким образом, в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов - гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями " злонравия и тирании" Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным. Герои произведений - представители средних и низших классов. С восемнадцатого века начинается процесс демократизации литературы.

И снова российская действительность вторглась в мир литературы и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. Но в поэзии конца XVIII века понятие "русский человек" отождествлялась лишь с понятием "русский дворянин". Державин и другие поэты и писатели 18 века сделали только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.

Павел I успел прожить только 40 дней. Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития искусства больших гражданственных идей, масштабных проблем, ...


Материал, меняющий облик русской литературы XVIII в., созданный некогда буржуазными исследователями. Революционное брожение среди крестьянства, непосредственно не нашедшее своего отражения в письменной литературе, все же своеобразно сказалось в ней. Еще в начале века протест крестьянства против...


Свободолюбивых персонажей трагедии Сума­рокова, не сходивших со сцены в то время.СентиментализмКлассицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из « ...


  • Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение
  • Пейзажа и архитектуры. Написанием этой картины завершилось складывание городского пейзажа в искусстве второй половины XVIII века. 4. Новые принципы строительства Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма 4.1 Старый город В начале царствования Екатерины II, пишет М. ...


    Зарождение и первые шаги отечественного машиностроения - все эти явления, определявшие уровень материальной культуры, возникли только в XIX столетии, их не знал предшествующий век. Крепостничество в этот период являлось огромным препятствием на пути общественно-экономического и культурного развития...


    1739). Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей, в основном в Италии. Первая четверть XVIII века стала временем превращения...


  • Сравнительная характеристика литературы Эпохи Просвещения и Сентиментализма
  • Его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более...


  • Литература ХVIII века: М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев
  • В человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе. М. В. ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) «С Ломоносова начинается наша литература... он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича...


    Классицизм в русской литературе 18 века

    Собственно литература 18 века

    Литература петровского времени

    Знать отличия литературы 18 в. от древней литературы.

    Иметь представление о том, что такое классицизм и сентиментализм;

    Своеобразие литературного процесса в 18 в.

    Занятие №1

    Цели:

    Ход занятия:

    1. Оргмомент, цели:

    2. Актуализация:

    3. Лекция:

    18 литературный век равен веку хронологическому. Общее значение литературного 18 века заключается в его переходном характере: от древней литературы словесность делала переход к классике (19 век).

    Отличия русской литературы 18 века от древней литературы:

    1. Древняя литература была рукописной, а в 18 веке литература получила печатный станок, что сделало печатное слово распространённым;

    2. Древняя литература не претендовала на авторство, чего нельзя сказать о литературе 18 века, хотя в это время было всё еще много безымянных произведений, всё же появились первые профессиональные писатели;

    3. Древняя литература во многом была церковной, а среди литературы 18 века достаточно много и светских произведений;

    Внутри литературы 18 века можно выделить 2 этапа её развития:

    Этот этап охватывает 1/3 18 века вплоть до 30-х гг.

    Именно в это время большое развитие получает книгопечатание. Происходит 1–ая орфографическая реформа, в результате которой из алфавита уходят устаревшие буквы (например, юсы). В петровскую эпоху впервые начинает выходить газета с политическими новостями. Именно в это время появились следующие книги: «Юности честное зеркало», «Приклады, как писать комплименты» и др. Активно в петровскую эпоху развивается лирика, т.е. стихи. Они пишутся не в привычном для нас виде, а часто даже не имеют рифмы, хотя первые поэты уже записывают их в столбик. Именно в это время назревает необходимость реформы русского стихосложения, которую начинает проводить Василий Кириллович Тредиаковский. Позднее этот вопрос вызывает интерес и у Михаила Васильевича Ломоносова, который предлагает свой проект реформы. 17 октября 1672 года принято считать датой рождения русского театра. В этот день состоялась первая премьера при дворе царя Алексея Михайловича, длившаяся без антрактов 10 часов.

    Данный период характеризуется развитием двух литературных направлений: классицизма и сентиментализма. С возникновением и развитием классицизма связаны такие имена, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков. Денис Иванович Фонвизин, Гаврила Романович Державин.


    Имя Ломоносова связано не только с историей развития словесности, но и других наук. В филологию этот человек вошел не только как автор «Российской грамматики» и создатель теории о трех «штилях» языка (высоком, среднем и низком), не только как автор драматургических произведений, но и как талантливый поэт, переводивший оды древнегреческого поэта Анакреона, а также создавший свои. Самыми известными из них стали «Ода на взятие Хотина» (написана после захвата русскими войсками турецкой крепости, расположенной в Молдавии), «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». В этой оде есть такие строки: «…может собственных Платонов,/ И быстрых разумом Невтонов/ Российская земля рождать».

    Фонвизин вошел в русскую литературу как автор самого известного на тот период драматического произведения – комедии «Недоросль» (1782), которая до сих пор не сходит со сцены. Главной темой этого произведения стал очень волновавшийся писателя вопрос о дворянском «злонравии». Фонвизин писал: «Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало моё сердце». Главный герой пьесы – Митрофан - предстаёт перед нами полным невеждой, он недоросль в моральном отношении, т. к. не умеет уважать достоинство других людей и в гражданском смысле, так как совсем не понимает своих обязанностей перед государством.

    Развитие сентиментализма связано в русской литературе, прежде всего, с именем Карамзина . Этот писатель стал одним из наиболее последовательных просветителей, осуждавших тиранию и деспотизм правителей, ратовавших за внесословную ценность человека. Наиболее известны такие произведения, как «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза». Оба они впервые были опубликованы в журнале, издаваемым самим Карамзиным («Московский журнал»). Огромным подвигом писателя была его работа над «Историей государства Российского». Пушкин писал: «Древняя Россия … найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Однако всем этим не исчерпываются заслуги писателя. Белинский полагал, что творчество Карамзина оказало существенное влияние на развитие литературы 19 века. Критик даже говорил о карамзинском периоде в русской литературе, продолжавшемся вплоть до 20-х гг. 19 века. Белинский писал: «Карамзин … первый заменил мёртвый язык книги живым языком общества».

    4. Д/З

    Учить лекцию, выписать определения того, что такое классицизм, сентиментализм, что такое ода; доклады по творчеству Державина и Радищева (на 5 мин).

    В процессе своего развития литература, как русская, так и мировая, проходила множество этапов. Особенности литературного творчества, которые повторялись на определенном отрезке времени и были характерными для большого количества произведений, обуславливают так называемый художественный метод или литературное направление. История развития русского литературного творчества напрямую перекликается с западноевропейским искусством. Течения, господствовавшие в мировой классике, рано или поздно находили отражение и в русской. В этой статье будут рассмотрены основные черты и признаки такого периода, как сентиментализм в русской литературе.

    Вконтакте

    Новое литературное течение

    Сентиментализм в литературе принадлежит к наиболее заметным направлениям, он зародился в европейском искусстве в XVIII веке, под влиянием эпохи Просвещения. Страной возникновения сентиментализма считается Англия. Определение этого направления произошло от французского слова santimentas , которое в переводе на русский язык означает « ».

    Такое название было избрано из-за того, что основное внимание приверженцы стиля уделяли внутреннему миру человека, его чувствам и эмоциям. Уставшая от героя-гражданина, характерного для классицизма, читающая Европа с восторгом приняла нового ранимого и чувственного человека, изображенного сентименталистами.

    В Россию это течение пришло в конце XVIII века посредством художественных переводов западноевропейских писателей, таких как Вертер, Ж.Ж. Руссо, Ричардсон. Это направление возникло в западноевропейском искусстве в XVIII веке. В литературных произведениях это течение проявилось особенно ярко. Распространилось в России благодаря художественным переводам романов европейских писателей.

    Основные черты сентиментализма

    Зарождение новой школы, проповедовавшей отказ от рассудочного взгляда на мир, стало ответом на гражданственные образцы разума эпохи классицизма . Среди основных признаков можно выделить следующие особенности сентиментализма:

    • Природа используется как фон, оттеняющий и дополняющий внутренние переживания и состояния человека.
    • Закладываются основы психологизма, авторы ставят на первое место внутренние чувства отдельно взятого человека, его размышления и терзания.
    • Одной из ведущих тем сентиментальных произведений становится тема смерти. Часто возникает мотив самоубийства по причине невозможности разрешить внутренний конфликт героя.
    • Среда, которая окружает героя, второстепенна. Она не имеет особого влияния на развитие конфликта.
    • Пропаганда изначальной духовной красоты простого человека , богатства его внутреннего мира.
    • Разумный и практичный подход к жизни уступает место чувственному восприятию.

    Важно! Прямолинейный классицизм порождает совершенно противоположное себе по духу течение, в котором на первый план выходят внутренние состояния личности, вне зависимости от низости ее сословного происхождения.

    Уникальность русского варианта

    В России данный метод сохранил свои основные принципы, но в нем выделилось две группы. Одна представляла собой реакционный взгляд на крепостничество. Повести авторов, входящих в нее, изображали крепостных крестьян очень счастливыми и довольными своей судьбой. Представители этого направления – П.И. Шаликов и Н.И. Ильин.

    Вторая группа имела более прогрессивный взгляд на крестьян. Именно она стала основной движущей силой в развитии литературы. Главные представители сентиментализма в России – Н. Карамзин, М. Муравьев и Н. Кутузов.

    Сентиментальное направление в русских произведениях прославляло патриархальный уклад жизни, резко критиковал и подчеркивал высокий уровень духовности у представителей низшего класса. Он пытался через воздействие на духовность и внутренние чувства научить читателя чему-то. Русский вариант этого направления выполнял просветительскую функцию.

    Представители нового литературного направления

    Придя в Россию в конце XVIII века, новое течение нашло много приверженцев. Самым ярким его последователем можно назвать Николая Михайловича Карамзина. Именно его считают открывателем эпохи литературы чувств.

    В своем романе «Письма русского путешественника» он использовал излюбленный жанр сентименталистов – путевые записки. Этот жанр позволил показать все, что увидел во время своего путешествия автор, через его собственное восприятие.

    Помимо Карамзина довольно яркие представители этого течения в России – Н.И. Дмитриев, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, В.И. Лукин. В свое время к этой группе принадлежал В.А Жуковский с некоторыми своими ранними повестями.

    Важно! Н.М. Карамзин считается самым ярким представителем и основателем сентиментальных идей в России. Его творчество вызывало много подражаний («Бедная Маша» А.Е. Измайлова, Г.П. Каменева «Прекрасная Татьяна» и т.п.).

    Примеры и тематика произведений

    Новое литературное течение предопределило новое отношение к природе: она становится не просто местом действия, на фоне которого развиваются события, а приобретает очень важную функцию – оттенять чувства, эмоции и внутренние переживания персонажей .

    Основная тематика произведений заключалась в изображении прекрасного и гармоничного существования личности в мире природы и противоестественности испорченного поведения аристократического слоя.

    Примеры произведений сентименталистов в России:

    • «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина;
    • « » Н.М. Карамзина;
    • «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина;
    • «Марьина роща» В. А. Жуковского;
    • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;
    • «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова;
    • «Генриетта» И. Свечинского.

    «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

    Жанры

    Эмоциональное и чувственное восприятие мира вынуждало к использованию новых литературных жанров и возвышенной образной лексики, соответствующей идейной нагрузке. Упор на то, что в человеке должны преобладать естественные начала, и на то, что лучшей средой обитания является естественная, предопределил основные жанры сентиментализма в литературе. Элегия, дневник, психологическая драма, письма, психологическая повесть , путешествие, пастораль, психологический роман, мемуары стали основой произведений «чувственных» авторов.

    Важно! Обязательным условием абсолютного счастья сентименталисты считали добродетель и высокую духовность, которые должны естественным образом присутствовать в человеке.

    Герои

    Если для предшественника данного направления, классицизма, было характерно изображение героя-гражданина, человека, чьи действия подчинены разуму, то новый стиль в этом отношении произвел революцию. На первый план выходит не гражданственность и разум, а внутреннее состояние человека, его психологический фон. Чувства и естественность, возведенные в культ, способствовали абсолютному раскрытию скрытых чувств и мыслей человека . Каждый образ героя становился уникальным и неповторимым. Изображение такого человека становится самой главной целью этого течения.

    В любом произведении писателя-сентименталиста можно найти тонкую чувствительную натуру, которая сталкивается с жестокостью окружающего мира.

    Выделяются следующие особенности изображения главного героя в сентиментализме:

    • Четкое различение положительных и отрицательных героев. Первая группа демонстрирует непосредственные искренние чувства, а вторая – это эгоистичные лжецы, потерявшие свое естественное начало. Но, несмотря на это, авторы этой школы сохраняют веру в то, что человек способен вернуться к истинной естественности и стать положительным персонажем.
    • Изображение героев-противников (крепостной и помещик), противостояние которых отчетливо демонстрирует превосходство низшего класса.
    • Автор не избегает изображения определенных людей с конкретной судьбой. Часто прототипами героя в книге выступают реальные люди.

    Крепостные и помещики

    Образ автора

    Автор играет большую роль в сентиментальных произведениях. Он открыто демонстрирует свое отношение к героям и их действиям. Основной задачей, стоящей перед писателем, является дать возможность прочувствовать эмоции героев , вызвать у него сочувствие к ним и их поступкам. Реализуется эта задача путем вызова сострадания.

    Особенности лексики

    Для языка сентиментального направления является характерным наличие распространенных лирических отступлений, в которых автор дает свою оценку описанному на страницах произведения. Риторические вопросы, обращения и восклицания помогают ему расставить правильные акценты и обратить внимание читателя на важные моменты. Чаще всего в таких произведениях преобладает экспрессивная лексика с использованием просторечных выражений . Знакомство с литературой становится возможным для всех слоев . Это выводит ее на новый уровень.

    Сентиментализм как литературное направление

    Сентиментализм

    Вывод

    Новое литературное направление полностью изжило себя к концу XIX века. Но, просуществовав относительно недолгое время, сентиментализм стал своеобразным толчком, который помог всему искусству, и литературе в частности, сделать огромный шаг вперед. Классицизм, который сковывал творчество своими законами, остался в прошлом. Новое течение стало своеобразной подготовкой мировой литературы к романтизму, к творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.