«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

В романе-эпопее “Война и мир” мысль семейная занимает очень важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делают семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. На примере своих героев Лев Николаевич ярко показал разнообразие семейных отношений, их положительные и отрицательные стороны.

Все семьи в романе так естественны, словно существовали в реальной жизни. Даже сейчас, два века спустя, мы можем встретить дружную семью Ростовых или эгоистичную «стаю» Курагиных. У членов одной семьи есть общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из Болконских, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. Семья Болконских принадлежит к старинной русской аристократии. Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служивого дворянства, преданного тому, кому «присягал». Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях «две добродетели: деятельность и ум». Воспитывая своих детей, он развивал в них эти качества. И князь Андрей, и княжна Марья отличаются своим духовным воспитанием от других дворянских детей.

Во многом миропонимание этой семьи отражают слова старого князя, отправляющего сына на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет... а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» (четкие нравственные критерии, понятие о чести семьи, рода). Вызывает уважение поведение княжны Марьи, испытывающей чувство глубокой ответственности за своих родных, бесконечно уважающей отца («Все сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению»)

Различные по характерам, все члены семьи Болконских являются одним целым благодаря своей духовной связи. Их отношения не так теплы, как у Ростовых, но они крепки, как звенья цепи.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств, их семья наполнена любовью, нежностью, заботой. Все откровенны друг с другом, у них нет тайн и секретов. Может, эти люди и не отличаются особыми талантами или умом, но они светятся изнутри семейным счастьем. К сожалению, на долю Ростовых выпадут страшные беды и испытания. Может, так им придётся расплатиться за счастье, которое было в доме на протяжении многих лет?.. Но, потеряв всё, ростовская семья снова оживёт, только в другом поколении, сохраняя традицию любви и уюта.

Третьей семьёй является семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки: лицемерие, жадность, порочность, глупость. В каждом человеке из этой семьи есть греховность. Их привязанность не является духовной или любовной. Она скорее животная, чем человеческая. Они схожи друг с другом, потому и держатся вместе. Толстой показывает нам, что семьи, вроде Курагиных, в итоге обречены. Никто из её членов не способен «возродиться» из грязи и порока. Семья Курагиных умирает, не оставляя потомков.

В эпилоге романа показаны еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых высокую духовность, а Николай продолжил чтить ценность семейного уюта и радушия.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские. Такие семьи никогда не умрут.

Семья Ростовых в романе «Война и мир»

В „Войне и мире" очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к „породе". Собственно, Болконские или Ростовы - это больше чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода традицией», - писал («Война и мир» . - В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971. с. 65).

Попробуем рассмотреть в данном аспекте семью Ростовых, особенности «ростовской породы». Основные понятия, характеризующие всех членов этой семьи, - это простота, широта души, жизнь чувством. Ростовы не интеллектуальны, не педантичны, не рациональны, однако для Толстого отсутствие этих черт - не недостаток, а лишь «одна из сторон жизни».

Ростовы эмоциональны, великодушны, отзывчивы, открыты, по-русски гостеприимны, приветливы. В их семье, кроме собственных детей, воспитывается Соня, племянница старого графа, с детства здесь живет Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны, приходящейся им дальней родственницей. В большом доме на Поварской всем хватает места, тепла, любви, здесь царит та особенная атмосфера, которая привлекает окружающих.

И создают ее сами люди. Глава семьи - старый граф, Илья Андреевич. Это добродушный, чудаковатый барин, беспечный и простодушный, старшина английского клуба, страстный охотник, любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, у графа близкие, доверительные отношения с детьми: он не препятствует желанию Пети пойти в армию, беспокоится о судьбе и здоровье Наташи после ее разрыва с Болконским. Илья Андреевич буквально спасает Николая, попавшего в неприятную историю с Долоховым.

Вместе с тем хозяйство Ростовых пущено на самотек, их обманывает управляющий, семья постепенно разоряется. Но исправить создавшееся положение старый граф не в состоянии - Илья Андреевич слишком доверчив, слабоволен и расточителен. Однако, как замечает В. Ермилов, именно эти качества героя выступают в «совершенно ином, новом смысле и значении» в большую, героическую эпоху (Ермилов В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., 1961. с. 92).

В трудное военное время Илья Андреевич бросает свое имущество и отдает повозки для того, чтобы везти раненых. Здесь в романе звучит особый внутренний мотив, мотив «преображения мира»: освобождение от мира материальных вещей - это освобождение «от всех шифоньерок ветхого, злого, глупого, осточертевшего Толстому мира с его мертвенным и мертвящим эгоизмом, - то счастье освобождения, о котором мечтал для себя» и сам писатель. Поэтому Толстой симпатизирует этому персонажу, во многом оправдывая его. «...Прекраснейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь», - говорят знакомые после смерти старого графа.

Замечателен в романе и образ графини Ростовой, обладающей настоящим даром воспитателя. У нее тоже очень близкие, доверительные отношения с детьми: графиня - первая советчица своих дочерей. «Держи я ее строго, запрещай я ей... бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет», - говорит графиня о влюбленной в Бориса Наташе. Графиня великодушна, как и все Ростовы. Несмотря на тяжелое материальное положение своей семьи, она помогает своей давней подруге, княгине Анне Михайловне Друбецкой, достав деньги на обмундирование ее сына, Бориса.

Та же теплота, любовь, взаимопонимание царят и в отношениях между детьми. Долгие задушевные разговоры в диванной - неотъемлемая часть этих отношений. Наташа и Соня подолгу откровенничают, оставшись наедине. Духовно близки и нежно привязаны друг к другу Наташа и Николай. Радуясь приезду брата, Наташа, живая, порывистая девочка, не помнит себя от восторга: она от души веселится, целует Денисова, рассказывает Николаю свои секреты и обсуждает с ним чувства Сони.

Когда девочки подрастают, в доме устанавливается та особая неуловимая атмосфера, «как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки». «Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи... испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала сама молодежь дома Ростовых».

Стоящие у клавикорд Соня и Наташа, «хорошенькие и счастливые», Вера, играющая в шахматы с Шиншиным, старая графиня, раскладывающая пасьянс - вот та поэтическая атмосфера, которая царит в доме на Поварской.

Именно этот семейный мир так дорог Николаю Ростову, именно он доставляет ему одно из «лучших наслаждений жизни». Об этом герое Толстой замечает: «даровитый и ограниченный». Ростов бесхитростен, прост, благороден, честен и прям, отзывчив и великодушен. Помня о былой дружбе с Друбецкими, Николай, не задумываясь, прощает им старый долг. Как и Наташа, он восприимчив к музыке, к романтической ситуации, к добру. Вместе с тем герой лишен творческого начала в жизни, интересы Ростова ограничены миром его семьи и помещичьим хозяйством. Мысли Пьера о новом направлении для всего мира не только непонятны Николаю, но и кажутся ему крамольными.

Душой семьи Ростовых является Наташа. Образ этот служит в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа - живое воплощение самой сущности человеческого единения.

Одновременно Наташа воплощает собой эгоизм как естественное начало человеческой жизни, как свойство, необходимое для счастья, для реальной деятельности, для плодотворного человеческого общения. «Естественному эгоизму» Наташи в романе противопоставлены «холодный эгоизм» Веры и Элен, возвышенный альтруизм и самоотречение княжны Марьи, «корыстное самопожертвование» Сони. Ни одно из этих свойств, по мысли Толстого, не годится для живой, подлинной жизни.

Наташа интуитивно чувствует самую суть людей и событий, она проста и открыта, близка к природе и музыке. Как и другие Ростовы, она не слишком интеллектуальна, ей не свойственны глубокие раздумья о смысле жизни, трезвый самоанализ Болконских. По замечанию Пьера, она «не удостаивает быть умной». Главную роль для нее играют чувства, «жизнь сердцем», а не рассудком. В конце романа Наташа находит свое счастье в браке с Пьером.

Семья Ростовых необыкновенно артистична, музыкальна, все члены этой семьи (за исключением Веры) обожают пение и танцы. Во время званого обеда старый граф лихо отплясывает «Данилу Купору» с Марьей Дмитриевной Ахросимовой, пленяя зрителей «неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног». «Батюшка-то наш! Орел!» - восклицает няня, восхищенная этой чудной пляской. Необыкновенна и пляска Наташи у дядюшки в Михайловке, ее пение. У Наташи прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью, нетронтостью, бархатностью. Николая глубоко трогает пение Наташи: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, - все это вздор... а вот оно настоящее... Боже мой! как хорошо!... как счастливо!... О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире».

Отличается от всех Ростовых лишь холодная, спокойная, «красивая» Вера, от правильных замечаний которой всем делается «неловко». Она лишена простоты и сердечности «ростовской породы», она может запросто обидеть Соню, читать детям бесконечные нравоучения.

Таким образом, в жизни семьи Ростовых чувства и эмоции преобладают над волей и рассудком. Герои не слишком практичны и деловиты, но их жизненные ценности - великодушие, благородство, преклонение перед красотой, эстетические чувства, патриотизм - достойны уважения.

Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи.

В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.

Семья Ростовых – пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они – одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы – увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.

В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.

Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.

В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними – только холодная рассудочность. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья – девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.

Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский – дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.

Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него – это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.

Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая. Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи. Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.

В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова – верх кощунства и презрения законов человеческой морали.

В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.

По мысли Толстого, хорошая семья – это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", наряду с мыслью народной", является "мысль семейная". Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семейных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских. Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом. Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, - предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.

Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он - представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:"А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу". Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были "деятельность и ум".

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так, оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе , такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются "эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем". Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у "божьих людей", и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья. Ее покорность - результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: "Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали". Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость. Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором. Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.

В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, "умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке".

У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи. Хотя род Болконских должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, "она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек". Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым. Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.

В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, "покойный дурак" Ипполит и "беспокойный дурак" Анатоль. Князь Василий - расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безухова , не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия - Элен - типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится "мраморная", т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, - это ее салон и светские приемы.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба "дураки". Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.

Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи. Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность. Итак, "мысль семейная", наряду с "мыслью народной", является главной в романе Л. Толстого "Война и мир". Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

Сочинение. "Мысль семейная" в романе "Война и мир" Л.Н. Толстой

В романе "Война и мир" Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой "мысль народную". Наиболее ярко и многогранно эта тема отражена в тех частях произведения, которые повествуют о войне. В изображении же "мира" преобладает "мысль семейная", играющая в романе очень важную роль.

Испытанию любовью подвергаются практически все герои "Войны и мира". К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу.

Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным "внешней" красотой, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как "жестоко и непоправимо" он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: "Никогда, никогда не женись... до тех пор, пока ты не сделал все, что мог... Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!"

Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого "света". Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с "придворным лакеем и идиотом".

Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который "старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами" и "не хотел подчиняться обаянию весны". "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - ...наша жизнь кончена". Таким он впервые встретился с Наташей в Отрадном. И от соприкосновения с ее естественной, озаренной радостью жизнью "неожиданная путаница молодых мыслей и надежд" поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый "шатром сочной, темной зелени", так что "ни болячек, ни старого недоверия, ни горя - ничего не было видно".

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин "света", пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он "казался и был совсем другим, новым человеком", "как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий". Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе "измены". Лишь после смертельной раны и нового душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. "Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде", - сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство, не могло удержать его в этом мире.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный, Пьер увлекается "кукольной" красотою Элен. Пример князя Андрея не стал для него "наукой", Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является залогом красоты внутренней - духовной.

Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она "была страшно близка ему", ее прекрасное "мраморное" тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это "нехорошо почему-то", он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой "развратной женщиной", и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда "загадочность" Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.

Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Волконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Курагиным. Хотя он и старался презирать ее, но, увидев измученную, исстрадавшуюся Наташу, "еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера". И любовь вошла в его "расцветшую к новой жизни, размягченную и ободренную душу". Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту и чистоту развратного и пустого Курагина, в общении с которым оиа так же, как Пьер с Элен, "с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды".

После размолвки с женой путь жизненных ис-каннй Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильно изменившейся, прошедшей свой путь душевных исканий и страданий, по-мудревшей, он не сразу узнал ее, хотя и заметил внимательный, ласковый взгляд "милого, доброго, славного существа". Пьер не узнал Наташу потому, что в ее "добрых, печально-вопросительных глазах" не было свойственной им "улыбки радости жизни". Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг "пахнуло и обдало" "давно забытым счастьем", и забили "силы жизни", и овладело ими "радостное, неожиданное сумасшествие".

"Проснулась любовь, проснулась и жизнь".

Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой "любовь к матери показала ей, что сущность ее... - любовь - еще жива в ней". Все ее существо переполняло чувство "любви, беспредельной любви... ко всему тому, что было близко любимому человеку", чувство "жалости, страданья за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им". Эта всесокрушающая сила любви, вызывавшая к жизни саму Наташу, "упорная, терпеливая", призывала к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты, ее стремления к "бесконечному, вечному и совершенному".

Случайная встреча с Ростовым, его благородный поступок пробудил в Марье незнакомое, волнующее чувство. Ее душа угадала в нем "благородную, твердую, самоотверженную душу".

Всякая встреча все больше открывала им друг друга, связывала их. В присутствии любимого княжна Марья преображалась, "какая-то новая сила жизни овладела ею". Неловкая, застенчивая, она становилась грациозной и женственной, в присутствии же Анатоля княжна сжималась, замыкалась в себе и становилась еще некрасивее. Когда Ростов смотрел на нее, он видел, как "вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самоотвержение - все это светилось в... лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица".

Николай восхищался открывшейся ему прекрасной душой и чувствовал, что Марья лучше и выше и его самого и Сонечки, которую, как ему казалось прежде, он любил, во которая так и осталась "пустоцветом". Соня всегда была правильной, как Вера, ее душа не жила, не ошибалась и не страдала и, по мнению Толстого, не "заслужила" семейного счастья. Ростов чувствовал также, что никогда не поймет княжну Марью до конца, и она тоже понимала это, но ее "покорная, нежная" любовь становилась как будто сильнее от этого. В их семье, и счастливой, и спокойной, не было бесконечного понимания, растворенности друг в друге, что, как считал Толстой, является идеалом супружества.

Таким идеалом в "Войне и мире" стала семья Безуховых. Наташа внутренне слилась с Пьером, "отдалась... вся - то есть всею душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него". Она перестала обращать внимание на "внешние" средства, нужные, как думали многие, для поддержания любви. Она не принимала красивых поз, не наряжалась, не пела, оставила общество, так как все это было слабо и смешно перед "чем-то твердым, как связь ее души с телом", что было между нею и мужем. Старая графиня материнским чутьем угадала, что "все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа". И когда они появились, то она отдала им всю себя, служила только им и все интересы, вся жизнь ее были сосредоточены на них. Она исполняла любое желание Пьера, старалась угадать его мысли и волю. Окружающие замечали, что она спорит с ними словами мужа. Часто, когда они спорили, то Пьер находил в словах Наташи свою собственную очищенную от всего наносного мысль. Жена неосознанно была отражением его самого, впитывая в себя все лучшее, что находила в муже.

В эпилоге романа "Война и мир" Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись,- казалось бы, разные начала - Ростовых и Болконских. "Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое".

В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.
В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.

Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных. Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царит в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету. Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц - маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.

Но она не что иное, как неприятное исключение из всеобщей обстановки. Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что уже очень сильно отличает его от представителей высшего света. Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.

Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом.

Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил. Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения, и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.

Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию. Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку. Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек».

Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило его детей также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать. «Помни одно, князь Андрей» - говорит он своему сыну, провожая его на войну, - «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет». Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.

Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели.

Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить».

Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях. Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем. «Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».

Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье. Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования. «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене».

Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи. «Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Мне кажется, автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества. Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Л.Н. Толстой Роман «Война и мир» Мысль семейная через семью Ростовых и Болконских

2 слайд

Описание слайда:

Семья Ростовых и Болконских Ростовы Болконские 1. Старшее поколение Родители Ростовых – хлебосольны, простодушны, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение (обращения). Положение матери – положение хозяйки в доме (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины). Старый князь Николай Андреевич Болконский упрямый и властный, не склоняющийся ни перед кем. Сослан в деревню, но при новом царствовании разрешен въезд в столицу, но не мог простить обиду и остался жить в Лысых горах. Главными пороками считал праздность и суеверие, а добродетелями – деятельность и ум. Постоянно был занят написанием своих мемуаров, выкладками из высшей математики, точением табакерок на станке, работой в саду и наблюдением за постройками. Главное – честь.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах. Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках). Ощущение гармонии человека и природы. Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкоенебо, дуб). 5. Отношение к народу. Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи). Разумное восприятие народных проблем: преобразование в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. 6. Патриотизм. Отношение к войне. Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители. Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь». Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов.

5 слайд

Описание слайда:

7. Недостатки Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова. Тяжелый характер старого князя. 8. Отношение автора к героиням Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье. Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага. 9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность. Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов – черты отца писателя, Наташа – родственницы жены писателя. Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого

Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого – это колоссальной глубины произведение, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в момент исторический, поистине судьбоносный. Убедительно говорит писатель о том, что все взаимосвязано в этом мире: прошлое и будущее, война и мир, предательство и подвиг, семья и государство, отцы и дети.

Конечно, в таком эпохальном произведении автор не мог обойти стороной «мысль семейную», ведь семья, как ни банально это звучит, является фундаментом любого государства. Повествуя о судьбах Ростовых, Болконских, Курагиных и многих других русских людей, Толстой рассказывает, как они вместе творили историю России. Так, через малое ему удалось сказать о большом: как семья формирует личность, как передаются традиции из поколения в поколение, как лучшие человеческие качества, корнями уходящие в семью, помогают одолевать героям романа жизненные трудности и несчастья.
Истории нескольких дворянских фамилий показаны в произведении, особенно, ярко и объемно.

Вот перед нами Ростовы - типичное русское семейство: добрые, хлебосольные люди, открытые и простые. Толстой явно симпатизирует этому дому, где царит дружественная атмосфера, и все искренне любят друг друга. Семья Ростовых - это Наташа, племянница Соня, Вера, Николай и их родители. Дети в этой семье - естественны, они неспособны совершать дурные поступки, неспособны к расчету. Графская усадьба всегда открыта для гостей, в доме - шумно и весело, ведь радушие хозяев привлекает туда многих.

Мне кажется, что в описание образа жизни графов Ростовых Лев Толстой вложил собственное понимание семейных ценностей. Автор всегда был сторонником дружной и крепкой семьи, где царят взаимное уважение и любовь друг к другу, где предназначение женщины - рожать и воспитывать детей, которых, непременно, должно быть много. Судьба одной из дочерей графов Ростовых - Наташи, любимой героини Толстого, типична для русской дворянки того времени. Смысл своей жизни она видит в том, чтобы быть любимой, верной женой и заботливой матерью. Она - настоящая русская женщина: добрая, преданная и самоотверженная. Так же, как ее мать, старая графиня, Наташа готова пожертвовать многим ради своих детей. Союз Наташи с Пьером Безуховым, ее собственная семья - это, на мой взгляд, продолжение семейных традиций Ростовых, где отец - духовная основа семьи, мать - хранительница очага, а дети - ее будущее.

Другое семейство - князья Болконские описаны у Толстого несколько иными красками, чем семейство Ростовых: спартанское воспитание, сдержанность в чувствах, понятие чести, благородство, патриотизм. Такие семьи обычно называют опорой государства.
Толстой показывает нам три поколения Болконских: князя Николая Андреевича, его детей Андрея и Марью и внука Николая.

Отец семейства - екатерининский вельможа, один из замечательнейших людей своего времени, «золотого века Екатерины». Он считает, что на свете «есть только две добродетели» - деятельность и ум. В его доме все трудятся, потому что трудится он сам: то пишет военный устав, то работает на станке. Андрей и Марья Болконские - достойные дети своего отца. Способность ставить интересы отечества выше личных интересов всегда отличала мужчин из рода Болконских. «Служба прежде всего», - скажет Николай Андреевич, одобряя решение сына идти на войну.

Жизненные принципы, унаследованные от своего отца, делают из князя Андрея мужественного человека, а из княжны Марьи - мягкую, набожную женщину, а позже, в союзе с Николаем Ростовым, еще и добродетельную мать. «Моя жизнь есть жизнь самоотвержения и любви», - говорит она.

Семья же Курагиных - это подтверждение народной пословицы, что «сова не родит сокола». Глава семейства, князь Василий, - человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный. Конечно, он не мог воспитать достойных детей. Элен, Анатоль, Ипполит - образцы глупости, бессердечия, цинизма и душевной черствости. Элен Курагина, дочь князя Василия, несмотря на то, что она замужем, вовсе не хочет становиться матерью. Да, и что можно ожидать от женщины, которая воспитывалась в семье, лишенной тепла и ласки. Автор явно не любит Элен. Конечно, она божественно красива, «с сияющим лицом», но наигранная и неискренняя. Какая - то неживая, словно, кукла. Читатель понимает, что у Элен нет и капли любви к Пьеру, что их брак - ошибка, несчастье, поэтому союз обречен, ведь семья, по мнению автора, должна строиться на взаимном уважении и любви.

Таким образом, «мысль семейная» занимает в романе очень важное место, и звучит она примерно так: крепость государства определяется крепостью семьи..