Культурным наследием человечества являются величайшие произведения, над которыми работали лучшие мастера. Кто-то вкладывал душу в картины, а кто-то творил идеальные изгибы в виде скульптур. Сегодня самые лучшие творения искусства хранятся под охраной в музеях, а их стоимость на аукционах достигает десятков миллионов долларов.

Но порой возникает соблазн украсть шедевр. Не всегда злоумышленники требуют за него выкуп или продают частным коллекционерам. Бывает так, что творения гениев попросту исчезают. За ними охотится полиция, коллекционеры, охотники за наградами, но так и не могут найти. Вот список самых знаменитых украденных произведений искусств, которые так и остаются потерянными.

Скрипка Страдивари от Давидофф-Морини. Обладание скрипкой Страдивари для музыканта - все равно, что обладание святым Граалем. Считается, что этот инструмент обладает качественным и богатым звуком. Страдивари создал инструмент, который даже через столетия пользования не потерял своих уникальных качеств. Надо просто заботиться бережно об этих уникальных скрипках. Считается, что до сегодняшнего дня сохранилось только около 650 оригинальных музыкальных инструментов от средневекового мастера. Кстати, это не только скрипки, но и альты, виолончели, арфы, гитары и мандолины. Иметь в своем распоряжении творение Страдивари считают за честь все музеи. Есть его работы не только в частных коллекциях, но в Библиотеке Конгресса, Смитсоновском институте, музее Страдивари в итальянской Кремоне. А в октябре 1995 года уникальное творение мастера, датированное 1727 годом, было украдено из квартиры скрипачки Эрики Морини в Нью-Йорке. Примерная стоимость раритета составила три миллиона долларов. Сама хозяйка скончалась вскоре после ограбления, не в силах пережить горечь утраты. Правда, ей на тот момент было уже 91 год. А та кража до сих пор находится в списке ФБР десяти самых крупных преступлений, связанных с искусством. Уникальная скрипка так и значится потерянной и никто не знает, где же она теперь.

Картина Вон Гога «Вид на море у Схевенингена». 7 декабря примерно в 8 часов утра пара неизвестных грабителей забралась на крышу музея Ван Гога в Амстердаме. Оттуда воры смогли проникнуть внутрь помещения. Злоумышленники из всего разнообразия картин взяли всего две: «Вид на море у Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене». Обе работы Ван Гог написал в период между 1882 и 1884 годом. Считается, что в это время художник сотворил наилучшие свои шедевры. А суммарная стоимость картин составляет около 30 миллионов долларов. Официальный сайт музея гласит, что Ван Гог написал эту картинку, находясь на пляжном курорте Схевенинген, что неподалеку от Гааги. Бедному художнику пришлось буквально сражаться с погодой - был сильный порывистый ветер, который поднимал в воздух песчинки и заставлял их прилипать к краске. И хотя Ван Гог очистил краску от песка, его остатки можно найти еще в некоторых слоях на полотне. В 2004 году по обвинение в краже были арестованы два человека. Их приговорили к 4,5 годам тюрьмы, вот только картины так и остались не найденными. Музей объявил о награде в 100 тысяч евро тем, кто даст какие-то данные о местонахождении предметов искусства.

Картина Пабло Пикассо «Голубь с зелёным горошком». Эта кража оказалась довольно странной. Произошел инцидент 20 мая 2010 года в Париже, примерно в 7 часов утра. Из местного Музея современного искусства было украдено пять картин общей стоимостью в 100 миллионов евро. Одной из них являлся шедевр Пикассо «Голубь с зеленым горошком», созданный в 1911 году. Чтобы попасть в музей вор просто разбил окно и сломал замок. Преступник оказался настолько ловким, что сумел не вырезать картины ножом, а быстро и аккуратно вытащить их из рам. Камера наблюдения показала, что орудовал один единственный вор, а не целая банда. Полиция нашла того, кто мог быть им. Вора осудили в 2011 году. Вот только он рассказал, что после кражи впал в панику и просто выбросил картины в мусор. История вызывает сомнения, а картины так и считаются пропавшими.

Картина Поля Гогена «Девушка у открытого окна». Этот шедевр Гогена был создан им в 1888 году, а украли его относительно недавно - в октябре 2012 года. Преступление было совершено в музее Кюнстхал, что в голландском Роттердаме. Вместе с картиной Гогена пропало еще шесть полотен таких знаменитых художников, как Пикассо, Моне, Матисс и Люсьен Фрейд. Воры проникли в музей примерно в 3 часа ночи. Всего за три минуты они промчались по музею, забрали семь картин и ушли. Прибывшая на место полиция только развела руками. Примерная стоимость похищенных шедевров - 18 миллионов евро. Но уже в ноябре был арестован первый подозреваемый, Раду Догару. Его приговорили к семи годам тюрьмы. 6 декабря в Берлине арестовали и а второго злоумышленника, Адриана Прокопа. Но картины так и остались не найденными.

Картина Яна Вермеера «Концерт». Одним из самых известных мастеров XVII века является голландец Ян Вермеер. Сегодня практически все его картины расположены в музеях или Королевской коллекции в Лондоне. Одним из самых известных полотен Вермеера стал «Концерт», созданный им в 1664 году. На полотне изображена пара женщин и мужчина, играющие музыку в слабо освещенной гостиной. Еще в 1892 году парижский искусствовед Теофиль Тор продал картину с аукциона в своем поместье известному филантропу Изабелле Гарднер. Так «Концерт» попал в ее личный музей, где и выставлялась с 1903 года. А 18 марта 1990 года пара воров, переодетых в форму бостонских полицейских, заявились в музей якобы по вызову. Внутри музея грабители украли 13 картин, в том числе и шедевр Вермеера, а также полотна Флинка, Дега и Рембрандта. Эти творения так и остались не найденными, а «Концерт» вообще считается самой дорогой утерянной картиной в мире - ее цена составляет около 200 миллионов долларов.

Картина Яна ван Эйка «Справедливые судьи». Это преступление датировано еще 10 апреля 1934 года. Тогда на выставке, проходившей в соборе Святого Бавона в бельгийском Генте, украли картину Яна ван Эйка «Справедливые судьи». Это полотно само по себе являлось лишь частью алтарной картины «Поклонение Агнцу», созданной еще в 1426-1432 годы. Украли только одну часть из 12 панелей, при этом грабители оставили записку. На французском языке было написано, что картина отнята у Германии Версальским договором. А дальше началась интересная переписка. Целых семь месяцев правительство Бельгии общалось посредством писем с неким лицом, утверждавшим, что картина у него и требовавшим выкуп. Вора выявили 25 ноября, им оказался местный эксцентричный политик Арсен Годертьер. Уже умирая, он заявил, что только ему и известно, где находится картина, но эту тайну он унесет с собой в могилу. С тех пор появилось немало версий о местонахождении картины. И хотя многие склоняются к тому, что ее уничтожили, она все еще официально числится в списке пропавших произведений искусства.

Картина Рембрандта «Шторм на Галилейском море». Вместе с «Концертом» Яна Вермеера из бостонского музея Изабеллы Гарднер пропало и это полотно. Картина примечательна тем, что это был единственный морской пейзаж, нарисованный Рембрандтом. «Шторм» изображал чудо Христа, когда он успокоил Галилейское море. Эти события были описаны в Евангелии от Марка. Само ограбление стало самым крупным в мире искусства, совершенным в Америке. В марте 2013 года ФБР созвало специальную пресс-конференцию, где было заявлено о раскрытии имен исполнителей. Уголовный анализ показал, что картины украла целая организованная организация, а не местные одиночки, как считалось ранее. Правда, власти заявили, что следствие по делу все еще продолжается, поэтому имена называть еще рано. С тех пор никаких новых данных о судьбе картин не поступало. И хотя с момента преступления прошло вот уже более 23 лет, расследование все еще ведется. Власти обещают за информацию о местонахождении картин премию в размере 5 миллионов долларов.

Картина Клода Моне «Мост Чаринг-Кросс, Лондон». Между 1899 и 1904 годами известный импрессионист Клод Моне нарисовал целую серию картин, посвященных лондонскому мосту Чаринг-Кросс. Они демонстрируют объект в разное время суток, для чего художник использовал широкую цветовую палитру. Картина, созданная в 1901 году, находилась в Роттердаме и была украдена из музея Кюнстхал в октябре 2012 года. Один из пойманных злоумышленников утверждал, что он сжег картину Моне, как и другие украденные картины в печи своей матери. Так вор пытался спрятать улики. И хотя в печи действительно были найдены некоторые пигменты, нет весомых доказательств слов преступника и уничтожения картины. Поэтому искусствоведы все еще надеются найти и вернуть шедевр Моне.

Восемь Императорских Яиц Фаберже. Сегодня о российских царях чаще вспоминают в связи с предметами искусства, им принадлежавшими. В частности коллекции Императорских Яиц Фаберже, созданных им для Александра III и Николая II, ценятся весьма высоко. Представитель Дома, Петер Карл Густавович Фаберже, сделал яйца настоящими шедеврами искусства, украсив их драгоценными камнями. Эту работу ювелир осуществил между 1885 и 1917 годами. Всего в коллекции оказалось 52 известных экспертам императорских яиц, вместе с которыми шли утонченные драгоценности, изысканные металлические детальки и сложные шестеренки, и винтики для заводных механизмов. А в 1918 году новая большевистская власть допустила разграбления Дома Фаберже и царского дворца в Санкт-Петербурге. Яйца были конфискованы и их отправили в Кремль. Со временем некоторые из них оказались в руках частных коллекционеров, другие попали в разные музеи по всему миру. Судьба же восьми таких изделий так и осталась неизвестной с 1918 года, их просто выкрали. Сегодня каждое яйцо Фаберже оценивается примерно в миллион долларов. Слухи связывали утраченные раритеты то с Европой, то со Штатами, а то и с Южной Америкой.

Картина Винсента Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». 21 октября 1888 года художник написал своему брату Тео письмо о своей последней работе. На расплывчатом эскизе художник изобразил ряд зеленых кипарисов на фоне розовеющего неба, Луна же была нарисована в виде бледно-лимонного полумесяца. На переднем плане полотна - расплывчатая почва, песок и несколько чертополохов. На картине изображена и пара влюбленных - бледно-голубой мужчина в желтой шляпе и женщина в черной юбке и розовом корсаже. В том же 1888 году картина была закончена. Но в конце 1930-х по приказу Гитлера их многих частных коллекций и музеев было изъято немало «развращенных» произведений искусства. В их число попала и картина Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». На самом деле Гитлер хотел создать свою коллекцию предметов искусств, самую большую в мире. Для нее те самые «развращенные» работы и предназначались. Американцы создали специальную группу военных, «Monuments Men», которая призвана была найти в разоренной войной Европе и сохранить культурные ценности. Однако после окончания Второй мировой войны шедевр Ван Гога обнаружить так и не удалось.

Люди придумали множество устрашающих вещей вроде камер видеонаблюдения, пуленепробиваемого стекла и охранных агентств, чтобы защитить произведения искусства от вандалов и воров, но до сих пор не слишком преуспели. Почти семь веков люди спасают картины в припадке патриотических чувств, меняют их на бытовые блага и переплавляют скульптуры на цветмет. Look At Me ответил на одиннадцать резонных вопросов о том, что происходит в мире подобных краж.

Кто первый придумал украсть картину?

Первыми злоумышленниками, которым пришло в голову украсть произведение искусства, оказались пираты во главе с неким Паулем Бенеке. В 1473 году они напали на судно «Маттео», которое перевозило во Флоренцию диптих Ганса Мемлинга «Страшный суд», проигнорировали вывешенный на судне флаг нейтральной стороны, отобрали картину и передали своим хозяевам в Гданьск. Ни протесты владельца, ни дипломатические миссии, ни даже булла тогдашнего Папы Римского Сикста IV не помогли вернуть украденное. С тех пор множество людей успели попытать счастья на этом поприще.

А куда смотрит охрана музеев? Почему они не охраняют картины как следует?

В большинстве случаев виноваты рассеянность или доверчивость. Кража тринадцати картин из музея Isabella Stewart Gardner в Бостоне стала возможной потому, что охранник сам впустил грабителей, переодетых полицейскими; подчинился, когда ему предъявили фальшивый ордер на арест, и за последующими событиями наблюдал уже связанным на полу. Музею такая доверчивость обошлась в 500 миллионов долларов, рекордную на сегодняшний день сумму для подобных преступлений. Ни картины, ни злоумышленников до сих пор не нашли.

Какие картины воруют чаще всего?


Крис Маринелли, исполнительный директор сайта Art Loss Register, каталога украденных произведений искусства, указывает на Пикассо: «У него много работ и все о нем слышали». Кстати, сам художник и по совместительству автор знаменитого высказывания «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» однажды оказался жертвой собственного остроумия. Так, ему самому было предъявлено обвинение в краже «Моны Лизы» в 1911 году (вторым подозреваемым был Гийом Аполлинер; оба, понятное дело, оказались невиновны).

Что нужно, чтобы украсть картину?


На всякую музейную охрану довольно простоты. Одна из самых изящных краж последнего времени совершилась в галерее Venus Over Manhattan, когда худощавый человек в клетчатой рубашке попросил у охранника разрешения сфотографировать понравившуюся картину. Этим он, однако, не ограничился, и когда охранник отвлекся, снял со стены акварель Дали Cartel de Don Juan Tenirio стоимостью 150 тысяч долларов, положил ее в черный пакет, сел в лифт и пошел по своим делам. Акварель довольно скоро вернулась в галерею почтой, а злоумышленника найти так и не удалось.

А что нужно, чтобы найти украденную картину?

Я хочу найти украденную картину и получить вознаграждение. Где их прячут?


багажник велосипеда


камера хранения


кладбище

Эту картину Рембрандта называют Takeaway Rembrandt. Это полотно художника меньше остальных, всего лишь 29,99 на 24,99 сантиметра, поэтому крали ее рекордных четыре раза - чаще, чем какое-либо другое произведение искусства. Всякий раз её находили в каком-то странном месте - в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии, на кладбище или на багажнике велосипеда.

Можно ли поменять картину Франсиско Гойи на телевизионную подписку?

Водитель автобуса по имени Кемптон Бентон слишком пристально следил за новостями искусства. В 1961 году он узнал, что британское правительство собирается выплатить американскому коллекционеру крупную сумму денег, только чтобы он не вывозил из страны принадлежащий ему портрет герцога Веллингтона работы Гойи. Сумма денег была настолько больше зарплаты бедствующего Бентона, что он разозлился и решил украсть злополучный портрет, что вполне удачно и сделал. Бентон вычислил время, когда в музее отключается сигнализация, чтобы она не мешала уборщикам, влез в окно туалета, забрал картину и в него же вылез. Бентон согласился отдать картину взамен на амнистию для себя и телевизионную подписку для всех бедных, но его условия не были приняты. Он продержал у себя картину еще четыре года и затем добровольно вернул, но, к сожалению, забыл вернуть раму, за что и отсидел три месяца в тюрьме.

Можно ли украсть картину и стать национальным героем?

Работник Лувра, итальянец Винченцо Перуджиа, всей душой любил свою родину и люто ненавидел Францию. Он был уверен, что итальянские шедевры, содержащиеся в Лувре, слишком красивые для этого ужасного музея в столице ужасной страны и вообще были выкрадены Наполеоном, а потому он, Винченцо Перуджиа, должен спасти их и увезти обратно в Италию. Картин было слишком много, поэтому Перуджиа выбрал Джоконду как самую красивую, без труда справился с защитным стеклом, которое сам же и спроектировал, и выкрал шедевр. Его довольно быстро поймали, но на этом история не закончилась. Перуджиа переругался со всеми на суде, включая собственного адвоката, заявил, что во всем виновата картина, из-за которой он потерял голову, в результате был признан умственно неполноценным и отпущен. Что самое любопытное, общественное мнение было целиком на его стороне. Перуджиа признали истинным патриотом, джентльмены приносили ему вино, а дамы пекли для него пироги.

Можно ли украсть произведение искусства и не разбогатеть?


В 2005 году бесстрашные люди украли скульптуру Генри Мура «Лежащая фигура» весом в две тонны и стоимостью 3 миллиона фунтов стерлингов и переплавили ее на металл, продав ее в две тысячи раз дешевле настоящей стоимости. Несколько дней назад была украдена скульптура «Солнечные часы 1965», скорее всего, с теми же целями.

Можно ли украсть картину, не имея никакого желания разбогатеть?


Любитель старины и красоты Стефан Брайтвизер с 1994 по 2001 годы путешествовал по Европе, работал официантом и заодно исправно посещал музеи, после чего там пропадали ценные произведения искусства. Всего он украл более 200 предметов на сумму в 1,4 миллиарда долларов, и все это не было предназначено для перепродажи. Попался он, вернувшись за понравившимся охотничьим рожком в то место, в котором уже был. Мать Брайтвизера страшно раздражала любовь сына к антиквариату, поэтому, когда его арестовали, она уничтожила все глазом не моргнув.

На протяжении многих лет величайшие художники, скульпторы и мастера работали над тем, чтобы создать иконические произведения искусства, с которыми мы все знакомы. В то время как многие из этих шедевров остаются благополучно спрятанными в музеях или частных коллекциях, другим не так повезло. Ниже представлены десять украденных произведений искусства, которые до сих пор остаются затерянными где-то в мире.

10. Давидофф-Морини Страдивари (Davidoff-Morini Stradivarius)

Для музыканта обладание скрипкой Страдивариус равносильно прикосновению к Святому Граалю (Holy Grail). Согласно репутации, никакой инструмент не сравнится с богатым качеством звука, производимым Страдивари. Они даже могут похвастаться способностью выдержать века износа, если о них заботятся должным образом. При этом считается, что до наших дней сохранились лишь порядка 650 оригинальных Страдивари. Наряду со скрипками, в число инструментов, изготовленных Страдивари, входят виолончели, альты, гитары, арфы и мандолины. Нынешнее местонахождение инструментов варьирует от частных коллекций до Библиотеки Конгресса (Library of Congress), Смитсоновского института (Smithsonian), и музея Страдивари в Кремоне (Cremona), Италия.

В октябре 1995 года скрипка Страдивари 1727 года, стоимостью в три миллиона долларов была украдена из Нью-Йоркской квартиры известной скрипачки Эрики Морини (Erica Morini). Морини, которой был 91 год, умерла вскоре после ограбления. Кража по-прежнему находится в десятке самых крупных преступлений, связанных с искусством ФБР и инструмент до сих пор значится как утерянный.

9. «Вид на море у Схевенингена» (View Of The Sea At Scheveningen), Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh)

7 декабря 2002 года примерно в 8:00 утра двое мужчин забрались на крышу музея Ван Гога в Амстердаме и пробрались в здание. Воры взяли лишь две картины: «Вид на море у Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене» (Congregation Leaving the Reformed Church in Nuenen). Обе картины были написаны между 1882 и 1884 годами. Этот период считается пиком художественных достижений Ван Гога и общая стоимость этих картин, по оценкам, составляет порядка 30 миллионов долларов.

Согласно странице галереи музея, «Ван Гог написал эту картину в Схевенингене, на пляжном курорте недалеко от Гааги (Hague). Ему приходилось бороться с погодными условиями: порывистым ветром и летающим песком, который прилипал к жидкой краске. Большинство песка было позже смахнуто, но несколько зёрен все ещё можно найти в некоторых слоях краски». Два подозреваемых были арестованы в 2004 году и позже приговорены к четырём с половиной годам тюремного заключения, но картины до сих пор остаются ненайденными. В настоящее время музей предлагает вознаграждение в размере 100 000 евро за информацию об их местонахождении.

8. «Голубь с зелёным горошком» (Le Pigeon Aux Petits Pois), Пабло Пикассо (Pablo Picasso)


Одна из самых странных краж произведений искусства в истории состоялась 20 мая 2010 года в Париже, Франция примерно в 7:00 утра. Шедевр Пабло Пикассо 1911 года под названием «Голубь с зелёным горошком» был одной из пяти картин, общая ценность которых оценивается в общую сумму около 100 миллионов евро. Эти картины были украдены из Парижского музея современного искусства (Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris). На месте преступления было обнаружено только одно разбитое окно и сломанный замок. Вор был достаточно ловким для того, чтобы тщательно и быстро вытащить картины из рам, а не использовать нож, чтобы вырезать их. На кадрах, полученных с камер наблюдения, было видно, что кража была работой одного человека, а не группы воров. Человек, который предположительно был одиноким вором, был найден и осуждён в 2011 году. Впоследствии он утверждал, что запаниковал и выбросил картины в мусор вскоре после их кражи. Многие люди выразили сомнение по поводу правдивости истории вора и на сегодняшний день картины до сих пор остаются ненайденными.

7. «Девушка у открытого окна» (Femme Devant Une Fenêtre Ouverte, Dite La Fiancée), Поль Гоген (Paul Gauguin)


В октябре 2012 года шедевр Поля Гогена 1888 года под названием «Девушка у открытого окна» был украден из музея Кюнстхал (Kunsthal) в Роттердаме (Rotterdam), Южная Голландия наряду с шестью другими картинами, таких художников как Пабло Пикассо, Клод Моне (Claude Monet), Анри Матисс (Henri Matisse), и Люсьен Фрейд (Lucian Freud). Кража состоялось примерно в 3:00 утра. Ворам понадобилось лишь три минуты на то, чтобы ворваться в музей, собрать семь картин и выйти до того, как прибыли правоохранительные органы. Оценочная стоимость похищенных работ составляет порядка 18 миллионов евро. 26 ноября мужчина по имени Раду Догару (Radu Dogaru) был арестован за кражу и, в конечном счете, приговорён почти к семи годам лишения свободы. Второй вор, Адриан Прокоп (Adrian Procop) был арестован в Берлине 6 декабря. Все картины, в том числе картина Гогена, до сих пор считаются пропавшими.

6. «Концерт» (The Concert), Ян Вермеер (Johannes Vermeer)


Голландский мастер Ян Вермеер остается одним из самых известных художников 17-го века. Большинство из его оставшихся картин находятся в музеях или Королевской коллекции в Лондоне. На его картине под названием «Концерт», написанной в 1664 году, изображены две женщины и один мужчина играющие музыку в тускло освещенной гостиной. В 1892 году знаменитый филантроп Изабелла Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner) приобрела картину на аукционе в поместье парижского искусствоведа Теофиля Тора (Théophile Thoré) и работа оказалась на выставке в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в 1903 году. Однако, 18 марта 1990 года несколько грабителей, одетых в форму офицеров полиции Бостона прибыли в музей, утверждая, что они приехали в ответ на вызов. Оказавшись внутри, пара украла в общей сложности 13 картин, в том числе «Концерт» и работы Говерта Флинка (Govaert Flinck), Дега (Degas) и Рембрандта (Rembrandt). На данный момент «Концерт» считается самой ценной утерянной работой в мире и оценивается более чем в 200 000 000 долларов.

5. «Справедливые судьи» (The Just Judges), Ян ван Эйк (Jan Van Eyck)


В ночь на 10 апреля 1934 года с выставки в соборе Святого Бавона (Saint Bavon’s Cathedral) в Генте (Ghent), Бельгия, было украдено полотно Ян ван Эйка под названием «Судьи», где оно было частью алтарной картины «Поклонение Агнцу», созданной между 1426 и 1432 годами. «Судьи», единственная часть 12-панельной алтарной картины, которая была украдена, была заменена на записку, в которой на французском языке было написано: «Отнято у Германии Версальским договором». В течение семи месяцев после кражи правительство Бельгии и человек, утверждавший что он вор, обменивались несколькими записками о выкупе и письмами. А 25 ноября предполагаемый вор, которым оказался эксцентричный местный политик по имени Арсен Годертьер (Arsène Goedertier) открыл на последнем вздохе, что только он знал, где была спрятана картина, и что он унесёт эту тайну с собой в могилу. С тех пор было выдвинуто предположение, что картина была уничтожена, однако официально она всё ещё числится в списке пропавших произведений искусства.

4. «Шторм на Галилейском море» (Storm Of The Sea Of Galilee) Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Van Rijn)


В результате той же кражи, в которой исчезла картина Яна Вермеера «Концерт» из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер, был украден знаменитый шедевр Рембрандта под названием «Шторм на Галилейском море». Художественная работа была единственным морским пейзажем Рембрандта, и на ней было изображено чудо Иисуса, успокаивающего Галилейское море как описано в Евангелии от Марка (Gospel of Mark). Это ограбление считается крупнейшим ограблением, связанным с искусством в Америке на сегодняшний день. 18 марта 2013 года ФБР провело пресс-конференцию на которой агенты заявили, что они знали, кто был ответственен за преступление. С помощью уголовного анализа было установлено, что кража была делом рук организованной преступной группы, а не одного мелкого жулика, однако они также сообщили, что не могли раскрыть её название, так как следствие по делу продолжалось. С тех никаких новых публичных заявлений по этому делу сделано не было.

С момента кражи прошло уже более 23 лет, но расследование до сих пор считается открытым и в настоящее время за информацию о местонахождении картин(ы) предлагается вознаграждение в 5 миллионов долларов.

3. «Мост Чаринг-Кросс, Лондон» (Charing Cross Bridge, London), Клод Моне


Знаменитый импрессионист Клод Моне изобразил Чаринг-Кросс мост в Лондоне в рамках серии картин, написанных в период между 1899 и 1904 годами. Серия изображает различные варианты моста в разные периоды дня и ночи, что позволило Моне использовать его обширное понимание палитры цветов. Картина 1901 года, находившаяся в Роттердаме и известная просто под названием «Мост Чаринг-Кросс, Лондон», была украдена в ходе кражи в музее Кюнстхал в октябре 2012 года. Один из мужчин, осуждённых за преступление, утверждал, что Моне (наряду с другими похищенными произведениями) был сожжен в печи его матери, чтобы скрыть доказательства кражи от правительственных чиновников. Хотя некоторые следы пигмента были действительно найдены в печке, никаких убедительных доказательств подтверждающих его заявление, найдено не было, и картина по-прежнему числится пропавшей.

2. Восемь Императорских Яиц Фаберже (Eight Imperial Fabergé Eggs)


Коллекции Императорских Яиц Фаберже Александра III и Николая II на самом деле могли быть более популярными, чем сами цари. Петер Карл Густавович Фаберже (Peter Carl Fabergé) из Дома Фаберже создавал шедевры из яиц, украшенных драгоценными камнями для российской королевской семьи в период между 1885 и 1917 годами. Коллекция состоит из 52 известных императорских яиц, в комплекте с изысканными драгоценностями, драгоценными металлическими деталями и сложными винтиками и шестерёнками для заводных механизмов. В 1918 году большевики разграбили Дом Фаберже и Дворец царя в Санкт-Петербурге. Яйца были конфискованы и отправлены в Кремль. Некоторые яйца были впоследствии проданы частным коллекционерам, некоторые из них были украдены, а некоторые остались в музеях по всему миру. В настоящее время восемь яиц всё ещё отсутствуют с момента большевистского хищения. Каждое яйцо оценивается более чем в миллион долларов и слухи об их местонахождении распространились по всей Европе, Южной Америке и Соединённым Штатам.

1. «Влюбленные: Сад Поэта IV» (The Lovers: The Poet’s Garden IV), Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh)

21 октября 1888 года Винсент Ван Гог написал следующее своему брату Тео: «Вот очень расплывчатый эскиз моего последнего холста, ряда зелёных кипарисов на фоне розового неба с бледно-лимонным полумесяцем. Передний план представляет собой расплывчатую почву и песок и несколько чертополохов. Двое влюбленных, мужчина в бледно-голубой с жёлтым шляпе, женщина в розовом корсаже и черной юбке». Он писал это о картине «Влюбленные: Сад Поэта IV», которая была закончена в том же году. Во второй половине 1930-х годов по приказу Адольфа Гитлера из частных коллекций и музеев было украдено много «развращённых» произведений искусства, среди которых оказалась и картина Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». Гитлер планировал создать самую большую коллекцию искусства в мире и в его идеальную коллекцию вошли «развращённые работы» художников предыдущего века. Несмотря на усилия «Monuments Men», группы американских военнослужащих которым было поручено собрать и защитить культурные ценности в истерзанной войной Европе, картина исчезла после Второй мировой войны и до сих пор не была найдена.

Похищение «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

Более сотни лет назад шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стал самым известным полотном в мире после того, как был похищен из музея Лувр в Париже 21 августа 1911 года.

Украденная неким Винчензо Перуггия, который утверждал, что влюбился в Мону Лизу, как только посмотрел в ее глаза, картина в течение двух лет стояла у него на кухне. «Джоконда», другое название этой уникальной картины, стала мировой сенсацией. Известность принесла пользу в поисках картины, так как ее невозможно было продать какому-либо коллекционеру, готовому раскошелиться.

Перуггия, рабочий из Парижа, который когда-то работал в Лувре, просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча шедевр у себя под одеждой. Хотя вор утверждал, что он украл картину из патриотических соображений, перспектива заработать целое состояние от продажи полотна была истинным мотивом кражи. Итальянцы, конечно, никогда не забывали о происхождении картины, поэтому активно выступали за то, чтобы вернуть полотно во Флоренцию. Это ограбление стало одним из самых известных похищений картин в истории.

Самое крупное ограбление американского музея искусств

18 марта 1990 года переодетые полицейскими воры вошли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне и совершили самое крупное в истории США ограбление, которое до сих пор не раскрыто. Воры надели на ночных сторожей музея наручники под предлогом, что имеют ордер на их арест.


Несмотря на то, что их запечатлели камеры слежения и засекли сенсоры движения, преступники пробыли на месте преступления 81 минуту и никто их не остановил. По некоторым оценкам, стоимость одной из украденных картин составляла 200 миллионов долларов. Это «Концерт» Яна Вермеера, написанный во второй половине 17-го века.


Также среди 13-ти украденных шедевров оказалась картина Рембранта «Шторм на Галилейском море». Стоимость всех украденных картин оценивалась в 300 миллионов долларов, однако некоторые эксперты утверждали, что эти картины могли стоить намного дороже. Многие картины были вырезаны из своих рам, что позволило следователям предположить, что преступники не особо понимали что-то в искусстве.

Ограбление Музея Мунка в Осло

22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна». Шедевры были найдены полицией в 2006 году, причем у каждой из картин были замечены следы повреждений, поэтому понадобилось еще 2 года для их реставрации, прежде чем они вернулись на свое место в музее.


«Крик» — одна из самых узнаваемых в мире картин

«Крик» — наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов, согласно изданию The Telegraph.

Ограбление музея в Цюрихе

В феврале 2008 года вооруженные люди ворвались в музей Собрание Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе, Швейцария, и похитили 4 шедевра, общей стоимостью 140 миллионов долларов. Это самая крупная кража произведений искусства в швейцарской истории.


«Маковое поле близ Ветёйя» Клод Моне

В 2008 году в Швейцарии похитили произведений искусства на $140 млн

Картина «Маковое поле близ Ветёйя» Клода Моне была одной из похищенных картин. Также преступники унесли такие шедевры, как «Людовик Лепик и его дочери» Эдгара Дега, «Цветущие ветви каштана» Винсента Ван Гога и «Мальчик в красной жилетке» Поля Сезанна. Картины Ван Гога и Моне были быстро обнаружены полицией и их вернули в музей, остальные бесследно исчезли.

Ограбление музея Стеделек в Амстердаме

21 мая 1988 года грабители разбили окно первого этажа Музея Стеделек в Амстердаме, Голландия, и украли 3 картины общей стоимостью 52 миллиона долларов, согласно Associated Press. Сегодня стоимость этих картин составляет 100 миллионов долларов с учетом инфляции.


Это ограбление было крупнейшим в голландской истории, но к счастью, картины смогли обнаружить через 2 недели, когда преступники предприняли попытку продать добычу.

Одна из самых знаменитых и узнаваемых картин Ван Гога серии «Подсолнухи» (второй вариант 1889 года ) была одной из украденных работ.

Ограбление музея в Рио-де-Жанейро

«Люксембургский сад» Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного Карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне.


Картинны до сих пор не найдены, а их стоимость так и не была установлена, согласно Федеральному Бюро Расследований.

Похищение «Мадонны с веретеном» Леонардо да Виинчи

«Мона Лиза» — не единственная картина Леонардо да Винчи, на которую когда-то положили глаз грабители. В августе 2003 года преступники под видом простых туристов посетили замок Драмлэнриг в Шотландии и прихватили с собой картину «Мадонна с веретеном», скрывшись на автомобиле «Фольксваген-гольф». В музее замка находятся знаменитые картины таких художников как да Винчи, Рембрандта и Ганса Гольбейна общей стоимостью около 650 миллионов долларов.


«Мадонна с веретеном» оценивается примерно в 65 млн долларов

Полотно Леонардо, написанное знаменитейшим художником 500 лет назад, оценивается в 65 миллионов долларов. К счастью, она была обнаружена 4 года спустя в Глазго. За причастность к преступлению были арестованы и осуждены 4 человека.

Ограбление Национального Музея в Стокгольме

22 декабря 2000 года из Национального Музея в Стокгольме, Швеция, исчезли картины Пьера Огюста Ренуара «Молодая парижанка» и «Беседа с садовником», а также автопортрет Рембрандта. Трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, успели скрыться со знаменитыми полотнами буквально за несколько минут.


Согласно сообщениям BBC News, полиция подозревает, что грабителям была оказана помощь в совершении этого преступления. В то время, когда в музее совершалось преступление, полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.


«Беседа с садовником» неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году. Согласно ФБР, общая стоимость этих трех картин — 30 миллионов долларов.

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме (Голландия) в апреле 1991 года, в результате которого было похищено 20 полотен, можно назвать самым быстро раскрытым похищением картин в истории. Все работы были обнаружены через 35 минут в машине похитителей, как сообщила газета New York Times.

В апреле 1991 года в Амстердаме украли картин примерно на $500 млн


Грабители совершили преступление после того, как спрятались в музее после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз для того, чтобы скрыть свои личности.

Среди похищенных картин оказалась картина «Едоки картофеля» Ван Гога из его раннего творчества. Общая стоимость всех похищенных полотен составляет около 500 миллионов долларов. К сожалению, практически все картины были повреждены.