В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений . Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм . Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе обе компоненты.

Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит , который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством . Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом , личное желание участвовать в политической жизни нации , приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре . Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории .

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности , такие как права человека , по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.

Этнический национализм (другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм) полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык , религия , традиции , история , кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (нем. Volk ), кровнородственное сообщество . Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры . Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.

Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму . Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма . Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия).В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением . Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации , осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям .

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов» . Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, - и наоборот.

Многозначность понятия «национализм» в русском языке

В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» отличается от описываемой в данной статье идеологии и по смыслу приближается к шовинизму и ксенофобии . Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Русская языковая традиция также приравнивает понятие «нация» к этничности. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия в целом слабо знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина царским и советским режимами . Следствием стала практика подмены терминов, которую в своих целях используют как противники национализма, так и сторонники национальной исключительности.

Проблема усугубляется свойственной национализму размытостью, в силу его опоры на чувства и эмоции. Смысл, вкладываемый разными людьми в одни и те же термины и лозунги, может быть порой противоположным. Так, лозунг «Россия для русских » трактуется одними как претензия этнических русских на исключительные права, а другими как требование, что государство должно служить народу. Историк А. Миллер отмечает, что даже слово «русский» может пониматься как в строго этническом (примордиальном) значении, так и через культурные категории и участие в общей судьбе .

В связи с этим некоторые российские исследователи настаивают, что слово «национализм» следует использовать сугубо для обозначения этнонационализма. Другие полагают, что это сделает невозможной коммуникацию научной среды с обществом. Третьи видят выход в идеологической нейтрализации культурных значений базовых слов .

Нация

Национализм рассматривает нацию как данность, но при этом несёт в себе понимание того, что является нацией. Идея нации опирается на чувство истории, на воспоминания и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Её существование обычно рассматривается как плавное продолжение древнего этноса либо привязывается к определённым историческим моментам её основания.

В реальности нация - это наделённое самосознанием сообщество людей с перекрывающейся культурной и политической самоидентификацией, исторически возникшей вследствие их привязанности к определённой территории . С одной стороны, это сообщество воображаемое : каждый его член несёт в себе его образ, представляет себе его границы, ощущает на себе его братские узы и убеждён в его верховной власти. Человек представляет свою жизнь как траекторию вдоль общего пути, параллельную жизням тысяч своих соотечественников, которых он никогда не видел и не увидит . При этом люди, составляющие нацию, объединены общими симпатиями, посвящают себя общей деятельности, желают находиться под одним правительством и желают, чтобы это правительство состояло из их представителей .

С другой стороны, корни большинства наций сосредоточены вокруг доминирующего этнического стрежня. Большинство членов нации разделяют общий образ жизни и испытывают привязанность к территории их совместного проживания с привычным и узнаваемым ландшафтом . Между тем, совместное проживание приводит со временем к появлению внешнего сходства и к формированию этнической группы, представители которой верят в их общее генеалогическое происхождение в силу схожей внешности, обычаев или исторических воспоминаний . Эта общность активно способствует национальной солидарности.

Однако национальное самосознание принципиально отличается от этнического, поскольку складывается в процессе осознания обществом своих интересов по отношению к государству , в то время как этническое самосознание состоит во взаимоотношении одной этнической общности с другими . Этнические группы также вообще говоря не привязаны к конкретной территории, тогда как нации не обязательно опираются на миф об общем генеалогическом происхождении.

Национальное государство

Национальное государство (государство-нация) - это территориальное образование, в котором сращиваются социальная организация, политическое управление и культурная самоидентификация. Стран, отвечающих всей строгости данного определения, менее 10 %, однако большинство современных государств включают многие его элементы .

Современные государства управляют множеством городов и соприкасающихся регионов посредством централизованных, дифференцированных и автономных структур. Они обладают монополией на формулирование обязательных к исполнению правил и на применение силы в пределах своей территории . Таким образом они распространяют своё прямое правление на всё население на своей территории и стремятся организовать жизнь всех людей определённым образом для экономического развития или обороны. Этим они отличаются от городов-государств , которые не стремятся к интеграции глубинки, и от империй , которые не пытаются надзирать над повседневными делами всех жителей . Кроме того, национальное государство стремится к добровольной интеграции народов, и этим также отличается от империи, которая ставит целью захват новых территорий, их удержание и колонизацию .

Национальное государство ассоциируется с его гражданами, однако на внутренней и международной арене его обычно представляет один государственный лидер. Так, Шарль де Голль утверждал, что глава французского государства должен олицетворять «некую идею о Франции» (фр. une certaine idée de la France ).

Несмотря на схожесть понятий «нация» и «национальное государство», национализм делает между ними некоторое различие. Понятия «нация», «государство» и «общество» относятся к различным уровням: культурному, политическому и социальному . Например принято считать, что армия защищает не государство, а народ.

Геополитика

Если национализм конца XVIII века во Франции и США был преимущественно гражданским, то в большинстве стран центральной и восточной Европы он возник как реакция на французскую оккупацию и поначалу носил этнический характер. Так, объединение Германии и аннексия Эльзаса-Лотарингии были осуществлены в русле пангерманизма . Во второй половине XIX века национализм начал подрывать целостность Австро-Венгрии , Российской и Османской империй, которые окончательно распались после Первой мировой войны . В начале XX века он расцвёл в Азии и Африке, что привело к обострению борьбы с французским и британским империализмом и в итоге к распаду колониальной системы.

Существенным элементом соглашений по окончании Первой мировой войны был план Вильсона поделить Европу на моноэтнические национальные государства, для осуществления которого была создана Лига наций . При этом война подорвала веру в гуманизм , являющийся фундаментом для либерализма, что в сочетании с другими факторами привело к появлению фашизма и нацизма . Вслед за поражением Германии во Второй мировой войне последовала дискредитация всех форм крайнего национализма и связанных с ними учений.

В современном мире национализм продолжает играть активную роль на международной арене и имеет множество проявлений. Крайний национализм официально осуждается и сталкивается с законодательными запретами. В то же время представления о национальном государстве стали фундаментальной компонентой менталитета людей в либерально-демократических странах .

Подходы к изучению национализма

Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм и этносимволизм.

Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение . Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. В настоящее время среди специалистов по национализму сторонников примордализма почти не осталось. Как показывают исследования, по-настоящему древних традиций не существует, а культурные нормы и ценности устойчивы настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты .

С точки зрения модернизма нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма . Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты. Сторонники этого направления не отрицают, что этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а культура - на финальной стадии формирования нации, но в целом находят связь национализма с этнической принадлежностью совпадением. Они считают, что национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств.

Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Хотя этносимволисты не считают нацию исконным или естественным образованием, они полагают, что в её основе лежит относительно древняя история и национальное самосознание . Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, - то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму.

Национализм и культура

Появление национализма в конце XVIII века оказало значительное влияние на общество во всём мире. Поскольку он утверждает, что люди должны получать образование на родном языке и разговаривать на этом языке в обществе, многие писатели, поэты и учёные стали делать акцент на национальной культуре и проявлять интерес к фольклору , способствуя развитию литературного языка и популяризации истории.

В национальных государствах появились новые ритуалы: фестивали, праздники, флаги, музыка, поэзия, патриотические речи. Со временем национальные элементы стали проявляться в сказках, архитектурном стиле, муниципальных законах и т. д. Политическая роль религии постепенно сошла на нет, а владение государственным языком стало играть принципиальное значение. Последнее было связано с развитием коммуникационных технологий и капитализма, который был заинтересован в расширении границ единого рынка . Правда национализм отнюдь не всегда опирался на устоявшиеся языковые традиции. Во многих случаях он продвигал местные наречия в противоположность языку аристократических кругов. Иногда происходило возрождение малоупотребительных языков, иногда интеграция нескольких диалектов в новый общий язык.

В то время как доиндустриальное общество было поделено в основном на вертикальные слои, в новейшее время политика государств стала способствовать преодолению этого деления. Благодаря национализму высокая культура охватила всё общество, стала определять его и получила политическую поддержку .

Особое внимание национализм уделяет трактовке и преподаванию истории для воспитания чувства отождествления себя с нацией. Многие исследователи полагают, что такое внимание носит идеологический характер и осуществляется с целью создания мифологической основы для своих требований - как сказал Ренан , «забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности» .

В большинстве стран мира национализм стал частью самой структуры современного общества. Население воспринимает его как привычное явление и даже не реагирует на националистическую риторику, если только она не угрожает общественному порядку или не связана с каким-то объективным кризисом . У людей возник ряд привычек идеологической окраски, которые обеспечивают непрерывное воспроизводство нации («банальный национализм») .

Критика

Крайние формы национализма могут вызвать колоссальные страдания и чрезвычайно деструктивные эффекты , в том числе геноцид и этнические чистки . Даже в «мягкой» форме крайний этнический национализм наносит ощутимый экономический урон государству, системе образования и ухудшает качество рабочей силы .

Основное русло национализма также является предметом критики.

Некоторые учёные склоняются к мнению, что общая теория наций и национализма не только невозможна, но и нежелательна, а вместо это следует фокусировать внимание на его прикладных аспектах . Термины «национализм» и «нация» с трудом поддаются определению, поскольку эти концепции глубоко вплетены в современную политику и любое определение сделает легитимными одни требования и нелегитимными другие .

Ряд учёных являются сторонниками антинационали́зма , который утверждает, что национализм опасен, не совместим с демократией , ведёт к нарастанию культурно-общественных различий и далее к конфликтам и войнам . Они полагают, что если своя нация стоит на самых высокой нравственной платформе, то можно сделать вывод, что позиции остальных наций ниже. Согласно современной теории антинационализма, представленной, например, в трудах Э. Балибара, сопутствующим моментом любого национализма является расизм . Некоторые противники национализма считают, что он лежит в основе большинства современных международных конфликтов. Так, Л. Н. Толстой писал, что причинами войн является «желание исключительного блага своему народу» .

Озабоченность вызывает то, что в национальном государстве все важнейшие элементы организации общества способствуют поддержанию культурного единообразия. Этим они невольно ставят под угрозу индивидуальное право на самоидентификацию. Хотя членство в нации носит добровольный характер, те, кто не согласны со стержневыми национальными ценностями, могут быть подвержены правовой дискриминации или стать жертвами ксенофобии. Существует также риск, что стремясь избежать нарушения национального единства, демократическое государство может пойти на соблазн применения силы, причём не только по отношению к иностранцам или этническим меньшинствам, но и по отношению к нации в целом. Тем самым оно может сползти в авторитаризм . В связи с этим сторонники культурного либерализма настаивают, что политическая система должна защищать меньшинства от диктатуры большинства. При этом нация с устоявшимися гражданскими ценностями и институтами гражданского общества способна быть таким гарантом .

Между сторонниками этнического и гражданского национализма бывают острые противоречия. Националисты утверждают, что гражданский национализм даёт некорректное толкование понятию «нация» и склонны считать его формой интернационализма . Они отрицают, что нация может включать в себя разные национальности, хотя иногда готовы делать исключение для быстро ассимилирующихся некоренных национальностей.

Критики примордиального этнического национализма отмечают, что этническая принадлежность - это лёгкий способ выражения чувства коллективной идентификации, которая сближает «своих», подчёркивая отличия от «чужих». При этом что именно является общим для «своих», кроме как отличие от «чужих», не столь очевидно. В частности, процессы ассимиляции показывают, что этническая принадлежность группы способна к эволюции. Политические и культурные нормы усваиваются наиболее быстро. Физическая внешность иммигрантов часто не соответствует нормам коренного населения, однако у их потомков эти различия сглаживаются благодаря межнациональным бракам. В силу этого, теории «исконной» национальности лишены оснований. В то же время этнический национализм крайне замедляет процесс приобщения к нации для «посторонних», поскольку поменять собственные гены или своих предков невозможно. По этой причине многие социологи считают, что этнические ценности не должны простираться за пределы личной сферы жизни .

Левые движения часто рассматривают национализм как правую идеологию, поддерживающую консервативно-авторитарные режимы и враждебную социал-демократии . Однако есть и другой взгляд, согласно которому лишь сообщество, имеющее представление об общей судьбе и охваченное узами взаимного доверия благодаря сильной национальной идентичности, способно достичь социальной справедливости и демократии .

«Национализм должен был бы быть осуждён христианской церковью как ересь» (Н. А. Бердяев).

Национализм в мире

По сути, английский национализм не был этническим и разъединяющем, он выполнял гражданскую, интегрирующую функцию. Распад империи привел к фундаментальному сдвигу в сознании, в частности активизировались национальные движения.

Национализм в Германии возник как реакция на наполеоновскую оккупацию . Начиная с Гердера и Фихте , немецкие националисты полагали, что Германия упирается корнями в древний немецкий этнос и что политические критерии включения в нацию несущественны. Например, Фихте в своём «Обращении к германской нации» (1807) утверждал, что немцев характеризует оригинальный язык и прослеживаемая с первобытных времён природа германского характера, что наделяет её метафизическим национальным духом. Однако если в прошлом история немецкого народа во многом зависела не от него, то в будущем, по мнению Фихте, немцы должны были вершить свою историю сами. Этот призыв был подхвачен другими немецкими философами и писателями, что привело к возникновению романтизма .

В тот период этнические немцы населяли территории многих стран (Австрии, Пруссии, России и т. д.) Пангерманизм стремился к их объединению в границах единого государства. Важнейшей победой немецкого национализма стало объединение Германии в 1871 г. В XX веке идеология национал-социализма вобрала в себя многие элементы крайнего национализма. Нацисты утверждали, что Германия должна расширить свои границы, чтобы охватить всю территорию проживания немцев. В результате поражения в войне Германия от этих утверждений отказалась.

Тем не менее, до последнего времени гражданство в Германии давалось преимущественно этническим немцам, в то время как другие иммигранты испытывали серьёзные трудности с получением гражданства .

Во время опросов общественного мнения, проведённых в Германии в начале 2009 года, 83 процента всех опрошенных заявили, что гордятся тем, что они немцы. По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за год увеличилось на треть, эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса .

Национализм в Индии обострился в конце XIX века в связи с борьбой с британским империализмом. Националисты утверждали, что Индия должна сама осуществлять собственную политику; что свободная Индия способна остаться единой территорией; что индусов объединяет религия (индуизм) . Главной победой индийского национализма стало обретение независимости в 1947 г. При этом одной из серьёзных проблем стал выбор государственного языка, в результате чего их стало два: хинди и английский . Основными трудностями к построению гражданской нации стали острые этнические и религиозные конфликты, которые, в частности, привели к отделению Пакистана .

США

Несмотря на основной упор на построении гражданской нации, Франция не осталась безучастной к призывам крайнего этнического национализма, который проявлялся в подъёме антисемитизма после панамского скандала 1892, сотрудничестве части французов с нацистами во время Второй мировой войны и англофобии в настоящее время . Кроме того, французский национализм часто проявляет нетерпимость к культурным проявлением, противоречащим традиции, например, ношению головных платков в общественных местах

В современной Франции второе поколение иммигрантов автоматически получает гражданство, что открывает для них возможности для дальнейшей ассимиляции.

Национализм проник в Россию во второй половине XVIII века в связи с интересом образованных кругов высшего общества к течениям западноевропейской философии и политической мысли. Поначалу под нацией понималась культурная и интеллектуальная элита (преимущественно дворянство) в рамках существующего порядка. Например, в своём предисловии к трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771 г.) А. Сумароков называет основой русской нации то, что удел рабов - послушание, царя - власть, а «сынов отечества» (то есть, элиты) - забота о государстве. Национализм трактовался в духе примордиализма, что стимулировало интерес к истокам России и её культуре.

Из-за отсутствия в русском языке точного эквивалента понятий, связанных с национализмом, долгое время использовались французские термины, хотя попытки перевода делались неоднократно. Так, Вяземский переводил фр. nationalité как «народность» .

Кто в мире и любви умеет жить с собою, Тот радость и любовь во всех странах найдет.

Однако к концу XVIII века вокруг отношения к Западу возникли разногласия. Стало всё более очевидно, что сравнение Запада с Россией не в пользу последней. Дефицит равенства, свободы и уважения к личности на родине вызывали у русских патриотов чувство стыда. Этот удар по национальной гордости привёл к возникновению двух противостоящих друг другу групп. Западники (начиная с Радищева) считали, что Россия должна идти вслед за прогрессивными и либеральными силами по тому же пути, на который вступили Западная Европа и США. Славянофилы не соглашались видеть в Западе лидера и тем более образец для подражания. Они верили, что у России особый путь в связи с её географическим положением, авторитарным и православным прошлым.

Следует отметить, что именно славянофилы внесли основной вклад в развитие русского национального самосознания в XIX веке. Однако по мнению исследователей, следствием мучительных сравнений России с Западом стал ресентимент (психологическое состояние бессильной зависти) . Одни уверяли, что отсталость России иллюзорна и что внешние различия в обычаях и культуре скрывают одну и ту же реальность, включая отсутствие реальной свободы и равенства. Другие настаивали, что Запад пошёл по принципиально неправильному пути и что Россия наоборот спасёт Запад от либерализма. С их точки зрения, русская нация была в первую очередь противоположностью западной модели.

Славянофилы приписывали русскому характеру терпимость, преданность хозяину, жажду истины, спонтанность, сердечность, душевность, великодушие, безразмерность, соборность (склонность принимать решения коллективно). Это противопоставлялось обобщённому западному характеру, которому якобы были свойствены жадность, лживость, эгоизм, холодная расчётливость. Многие приписывали русским также и негативные черты: лень, пьянство, обломовщину, неуважение к себе и другим. «Русская душа» увязывалась с русскими кровью и почвой, поэтому предполагалось, что её носителем в чистом виде являются крестьяне . Интеллектуальная элита видела свою миссию в том, чтобы воспроизводить массовые стереотипы, конструировать на их основе новые идеи и навязывать их массам. Однако русский национализм оставался идеологией элиты вплоть до появления массовых общественных движений в начале XX века.

Эти разногласия отражаются на дискуссии по поводу взаимосвязи национализма и фашизма применительно к СССР. Одни полагают, что благодаря отсутствию национализма в СССР (в силу либо его подавления режимом, либо культурных традиций), идеологии фашизма и нацизма также не получили распространения. Другие считают, что сталинский режим включал элементы крайнего национализма: шовинизма и расизма.

Тем не менее, советская Россия никогда не занималась целенаправленным строительством нации. В СССР под «национальной политикой» понималось решение проблем нерусских народов . Российская Федерация не считалась национальной республикой, а русское население - носителем особой этничности. В бытовой повседневности большинство определяло себя только по отношению к государству, и основным параметром был ранг во властной иерархии . В 1991 г. большинство русских (80 %) своей родиной называло весь Советский Союз .

Эмблема Русского Национального Союза (российская национал-социалистическая организация, существовавшая в 90-е гг. ХХ ст.)

В послесоветский период распад страны, крушение советских идеалов и разочарование в экономических реформах нанесли множеству людей психологическую травму. Стали популярными крайние националисты : этнические, объяснявшие происходящее сговором нерусских против русского народа (наиболее радикальная часть опирается на национал-социалистические идеи Третьего рейха), и государственные, идеализировавшие Сталина (например, евразийцы и нацболы). Наряду с прозападными настроениями, в обществе вновь появился ресентимент .

В начале XXI века национализм стал набирать популярность в массах, однако тяготение к этническому и гражданскому национализму до сих пор находится в неустойчивом равновесии . Параллельно рост трудовой этнической миграции в Россию обострил межнациональные трения. В 2006 г. межэтнический конфликт в Кондопоге вызвал широкий резонанс в обществе.

Согласно распространённой точке зрения, переход России от имперского к национальному государству до сих пор не завершён, и на эту тему продолжаются дискуссии. Традиционалисты отстаивают идею укрепления вертикальных опор государства, в то время как модернисты призывают к его национализации и усилению горизонтальных общественных связей .

См. также

Сноски и источники

  1. См. Национализм (типология) .
  2. См. раздел .
  3. См. раздел .
  4. Чем, в частности, национализм отличается от патриотизма и национальной гордости, которые являются чувствами и обусловленным ими поведением.
  5. Геллнер Э. 1991.
  6. Смит Э. Д. 2004.
  7. Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra. 1997. Т. 2, № 3.
  8. «Каждая нация является государством, и только одно государство есть у всей нации» (Мадзини)
  9. Хобсбаум Э. 1998.
  10. Bowden B. Nationalism and cosmopolitanism: irreconcilable differences or possible bedfellows? // National Identities. 2003. Vol. 5, No. 3. P. 235. DOI :10.1080/1460894031000163139 (англ.)
  11. Андерсон Б. 2001.
  12. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 559 с.
  13. Кон Х. Идея национализма // Ab Imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419.
    Кон Г. Национализм: его смысл и история. Дайджест книги.
  14. «Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев» (Массимо де Адзельо)
  15. Calhoun C. Nationalism and ethnicity // Annu. Rev. Sociol. 1993. Vol. 19. P. 211. (англ.)
  16. Например, Современный толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова (СПб.: Норинт, 2001) определяет национализм как «идеологию и политику, исходящую из национального превосходства и противопоставления своей нации другим». Схожие определения дают Большой энциклопедический словарь под ред. А. М. Прохорова (М.: Большая российская энциклопедия, 2004.) , Новый словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой (М.: Русский язык, 2000) и др.
  17. Миллер А. О дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra. 1997. Т. 2, № 4.
  18. Зверева Г. Националистический дискурс и сетевая культура // Pro et Contra. 2005. Т. 9, № 2.
  19. Penrose J. Nations, states and homelands: territory and territoriality in nationalist thought // Nations and Nationalism. 2002. Vol. 8, No. 3. P. 277. DOI :10.1111/1469-8219.00051 (англ.)
  20. Милль Дж. Ст. 2006.
  21. Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий: Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. - 200 с.
  22. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. под ред. Л. Г. Ионина. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007. ISBN 5-7598-0333-6
  23. Паин Э. А., 2003.
  24. McCrone D., Kiely R. Nationalism and citizenship // Sociology. 2000. Vol. 34, No. 1. P. 19. DOI :10.1177/S0038038500000031 (англ.)
  25. Биллиг М. 2005.
  26. Kohn H. 2007.
  27. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997.
  28. Ренан Ж. Э. 1882.
  29. http://news.mail.ru/society/1437525/
  30. Özkirimli U. Theories of Nationalism: A Critical Inroduction. London: Macmillan, 2000.
  31. Толстой Л. Патриотизм или мир?
  32. Shulman S. Challenging the civic/ethnic and West/East dichotomies in the study of nationalism // Comparative Political Studies. 2002. Vol. 35, No. 2. P. 554. DOI :10.1177/0010414002035005003 (англ.)
  33. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии
  34. Нуссбаум М. Патриотизм и космополитизм // Логос. 2006. № 2.
  35. Ignatieff M. Blood & Belonging: Journeys Into the New Nationalism. London: BBC Books, 1993.
  36. Уолцер М. Сферы привязанности // Логос. 2006. № 2.
  37. Ал.А Громыко, Великобритания эпоха реформ, М 2007
  38. Брубейкер У. Р. Членство без гражданства: экономические и социальные права «неграждан» / Государство и антропоток. Выпуск VII: Государство. Гражданство. Антропоток. Май, 2003.
  39. 83 Prozent sind stolz darauf, Deutsche zu sein Die Welt, 7 мая 2009 г. (нем.)
  40. Сообщение "РосБизнесКонсалтинг " от 21 мая 2009 "В Европе отмечен рост расизма"
  41. Неру Дж. Открытие Индии / В 2 кн.: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.
  42. Lipset S. M. The First New Nation: The United States in Historical and Comparative Perspective. New York: Norton, 1979.

Данный раздел содержит в себе главы из книги "Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма" Валерия и Татьяны Соловей. Книга предлагает радикально новый взгляд на историю русского национализма, предстающего в крайне непривычном свете. Она разрушает научные стереотипы и культурные табу и предназначена людям, не довольствующимся «самоочевидным» знанием, а способным мыслить самостоятельно. Первое, сокращенное издание книги стало интеллектуальным бестселлером и вызвало бурную реакцию – от восторга до яростного неприятия.

Материал создан: 12.07.2015

К пониманию русского национализма

Нет никакой необходимости создания очередной – бог знает, какой по счету – теории русского национализма. Мы уверены, что и потенциала уже существующих более чем достаточно для понимания русского национализма, надо лишь корректно воспользоваться имеющимся теоретическим инструментарием. Не будучи преданными одной-единственной из многочисленных концепций национализма, в своей работе мы использовали идеи...

Историографические заметки о русском национализме

Теоретико-методологический обзор естественно продолжить историографическим, который, равно как и теоретический, носит избирательный, а не исчерпывающий характер. Эта селективность обусловлена не столько мощью историографического потока, сколько его низким качеством. По-настоящему хороших работ – теоретически фундированных, фактологически богатых и интеллектуально оригинальных – вышло совсем немного. Причем за рубежом о русском национализме опубликовано больше, ...

Социокультурный контекст изучения русского национализма

Два основных фактора исторически генерировали и до сих пор поддерживают устойчиво негативное отношение к русскому национализму. На поверхности лежит устойчиво повторяющийся интеллектуальный сбой отечественного социогуманитарного знания, когда оно обращается к исследованию русского национализма. Почему-то именно в этом случае им напрочь отвергается методологический постулат, гласящий, что любые исторические явления должны рассматриваться в...

Цель и ракурс исследования русского национализма

Замысел нашей книги в том, чтобы рассмотреть русский национализм как преимущественно научную проблему, по возможности минимизировав культурно-идеологический аспект его изучения. Методологическим ключом послужит контекстуальный подход к русскому национализму, то есть анализ его места, роли и функций в конкретных исторических обстоятельствах менявшейся России, а не поиск неизменной – позитивной или негативной...

Нерусская империя

Характеризуя культурно-историческую ситуацию, в которой возник и долгое время развивался русский национализм, сразу же зафиксируем два принципиальных положения. Первое: именно русским принадлежит ключевая роль в формировании государства Россия, которое поэтому можно уверенно называть государством русского народа. Современная этнологическая наука уверенно указывает на решающее значение так называемых «этнических ядер» – численно, ...

Старообрядчество как этническая оппозиция империи

Хотя критическая зависимость империи от состояния русской этничности как интеллектуальная проблема впервые была сформулирована славянофилами, к которым принято возводить генеалогию русского национализма, отравной точкой нашего исследования станут не славянофилы, а старообрядчество. Его невозможно трактовать в качестве политического национализма, равно как нельзя проследить какие-либо культурные и идейные филиации старообрядчества с последующим...

Историческое значение славянофильства

По историческим обстоятельствам эпохи своего возникновения славянофильство не было и не могло быть политической идеологией. Академически более точно считать славянофилов основоположниками, родоначальниками русского националистического дискурса. Им принадлежит первая систематизированная в светской форме рефлексия на фундаментальное противоречие между русским народом и имперским государством и теоретическая (не практическая!) попытка разрешения этого противоречия...

Русский националистический дискурс на рубеже 19 и 20 веков

Любой исследователь русского национализма XIX в. неизбежно сталкивается с вопросом: кого же из общественных деятелей и интеллектуалов той эпохи можно уверенно называть русскими националистами? В отношении начала XX в., когда русский национализм впервые оформился как массовое политическое движение и приобрел идеологическую завершенность, это более или менее очевидно, но XIX в. ставит нас перед...

Черная сотня или На пути к партии нового типа

История «черной сотни» как нельзя лучше вскрывает эту имманентную слабость (возможно, не столько политическую и идеологическую, сколько социокультурную и ментальную) русского национализма, ставшую для него роковой. В типологии Мирослава Гроха черносотенное движение соответствует стадии С национального возрождения – массовой мобилизации населения. В начале XX в. русский национализм из элитарного занятия превратился...

Погромы, евреи и антисемитизм

Важное сходство между «черной сотней» и германским нацизмом состоит также в их поглощенности еврейским вопросом и, главное, в расовом характере разделявшегося ими антисемитизма. Последнее обстоятельство принципиально отличает черносотенство от традиционной русской правой. Нельзя согласиться с Сергеем Степановым, отрицающим расовую основу черносотенного антисемитизма на том основании, что «расовая теория не пользовалась...

Русское восстание против Империи

В нашем представлении фундаментальной причиной бифуркации начала XX в. послужило не социальное и политическое напряжение – современная историография, в общем, не склонна считать этот фактор решающим для крутого изменения исторической траектории страны, – а социокультурное, экзистенциальное и этническое отчуждение между верхами и низами общества, обрушившее их бессознательное взаимодействие и придавшее объективно не...

Антирусская империя СССР

Как хорошо известно, результаты революций обычно противоположны вызвавшим их ожиданиям. Итогом русского национального восстания против империи стало не «Беловодье» здесь и сейчас, не «свободный труд свободно собравшихся людей», а новое, несравненно более тяжелое ярмо для русского народа. В старой империи русской силой пользовались как данностью, воспринимая ее как sine qua ...

Возрождение русского национализма

Типология Мирослава Гроха применима к анализу национализма в Советском Союзе с неменьшим успехом, чем к дореволюционной России. Ведь после сталинского правления национализм возник фактически заново, что называется, с чистого листа. Но применима с внесенной Ихцаком Брудным важной поправкой: фаза В не следовала непосредственно за фазой А, а была синхронизирована с...

Факторы возникновения и подъема русского национализма

Появление национализма не вытекает с неизбежностью из разделяемого нами примордиалистского подхода к этничности. Биологическая природа этничности не продуцирует сама по себе политический национализм или развитое национальное самосознание, а лишь открывает подобную возможность, формы и даже сама актуализация которой решающим образом зависят от конкретно-исторических обстоятельств. То же самое можно сказать о популярной...

Русский национализм и коммунистическая власть

Если возникновение русского национализма стало побочным продуктом смены верховной становым хребтом странывласти и эволюции советской системы, то его дальнейшая траектория и даже сам факт существования в решающей степени зависели от отношений с коммунистическим государством. При Леониде Брежневе была полностью воспроизведена парадигматическая для русской истории модель инструментального отношения власти к русскому...

Националистические идеи и русское общество

Для националистов было легко и лестно объяснять мотивы коммунистической политики в свой адрес и, главное, собственные неудачи происками тайных сил. Эта примитивная философия истории обеспечивала их индульгенцией: не в том дело, что мы плохо организованы и наши шаги непродуманны, а в том, что против нас выступает могущественная «тайная власть». В...

Русский национализм на переломе 80-90-х годов

Хотя для русских националистов характерна устойчивая демонизация Михаила Горбачева, которого они считают главным виновником крушения советской империи, первое время горбачевского правления казалось, что сбылось их самое заветное желание: к власти в СССР наконец-то пришел молодой, энергичный и прорусски ориентированный лидер. Ведь политика нового руководства – масштабная антиалкогольная кампания (май 1985 г.), ...

Русский национализм в поисках себя в 90-е годы

Не желая уподобляться генералу, который, отвечая на вопрос Наполеона Бонапарта о проигранной битве, обещал привести не меньше десяти причин, мы полагаем, что и трех, приведенных в предшествующей главе, более чем достаточно для объяснения того, почему, вопреки аналитическим прогнозам, русский национализм не пережил сколько-нибудь заметного подъема после крушения Советского Союза. А...

Идеология и программы русского национализма

Что же объединяет различные течения русского национализма? Прежде всего то, что составляет ядро, идеологический инвариант национализма как такового: нация провозглашается выше всех других форм групповой солидарности и выше всех других принципов политической легитимности – монархического, классового и религиозного. В отечественных интеллектуальных кругах весьма влиятельна интерпретация нации в русле гражданско-территориальной (политической) / ...

Мини-этюд о русском фашизме

От ксенофобии логично перебросить мостик к обещанному нами социологическому мини-этюду о русском фашизме. Сразу укажем, что пользуемся этим девальвированным термином не в расширительно-публицистическом, а в строго научном смысле, трактуя фашизм в духе Роджера Гриффина, как палингенетический популистский ультранационализм. В этой методологической перспективе к фашизму может быть отнесен ряд русских националистических...

Организационный провал русского национализма

Поскольку каждый националистический вождь считал именно себя таким поручиком, то шансов договориться между собой у них было, мягко говоря, немного. Хотя из ста кроликов не сделаешь одну лошадь, объединение усилий и ресурсов карликовых националистических партий и союзов теоретически могло дать основательный импульс политическому развитию. Однако неоднократные попытки создать широкую националистическую...

Революция русской идентичности

По горячим следам парижских погромов осени 2005 г. в России довольно широко обсуждался вопрос о возможности чего-то похожего в отечественных пенатах. Если отбросить откровенные спекуляции, то на серьезном интеллектуальном уровне реакция на французские события носила двойственный характер. С одной стороны, доказывалась неуместность экстраполяции французского опыта на нашу страну. При этом справедливо указывалось, что...

Хороший русский национализм

Революция русской идентичности находится еще в своей начальной стадии, но некоторые из ее масштабных последствий проявились уже со всей очевидностью. На волне этой революции пришел к власти и в течение 8 лет наслаждался беспрецедентной популярностью президент Владимир Путин. Распространенное мнение, что его правление вызвало патриотический подъем в России, как минимум, ...

Нет у революции конца

С точки зрения авторов книги, именно концепт «революции» обеспечивает наиболее адекватное теоретическое прочтение постсоветского развития – не только России, но и всего постсоветского пространства. Прежде чем объяснить, почему мы так считаем, вкратце напомним, что такое революция. Конвенциональное определение революции в современной социологии следующее: «Это попытка преобразовать политические институты и дать новое...

Цветные революции: что это было?

В русском и иностранных языках термин «цветные революции» звучит, по крайней мере, двусмысленно. Не очень понятно, что им обозначается, каковы природа и характер перемен, которые в течение шести лет, с 2003 г. по 2010 г., последовательно охватили Грузию, Украину, Киргизию, Молдавию и снова Киргизию. Была ли это вторая волна «бархатных революций», сопровождавших...

Почему не Россия?

Российская реакция на «цветные революции» была избыточно сильной и в чем-то даже истеричной. Особенно острую реакцию Кремля вызвала «оранжевая революция» на Украине. И понятно почему. Грузия, Киргизия и Молдавия – страны небольшие и не представлявшие первостепенного интереса для России ни в экономическом, ни в геополитическом отношениях. Грузия вообще воспринималась как...

Свет в конце тоннеля или новый тоннель в конце света?

Революции можно описать, но невозможно предсказать. Они всегда неожиданны для современников и чаще всего происходят тогда, когда их никто не ожидает. Перефразируя Михаила Булгакова, беда не в том, что революции случаются, а в том, что они случаются внезапно. Никакие теоретические модели не позволяют предсказать, выльется ли предреволюционное состояние...

Почему не состоялась русская национальная революция?

Книга, которую держит в руках читатель, открывает новую парадигму в понимании русского национализма. Для того чтобы ее сформулировать, потребовалась самая «малость» – отказаться от интеллигентской презумпции презрения к русскому народу и России и признать их безусловную самоценность. Эта позиция находится вне области науки, она проходит по разряду так называемой дотеоретической...

Об этой книге

Эта книга венчает многолетние штудии авторов по исследованию русского национализма. Отчасти они уже были реализованы: в виде научных и публицистических статей, писавшихся авторами порознь и вместе, а также лекционных курсов по истории русского национализма и актуальным проблемам русской идентичности, читаемых Татьяной Соловей в стенах Московского университета. Объединение усилий вылилось в...

Говорят, что русский национализм - это хорошо, это нужно, это забота о русских. Кто же позаботится о русских, если не будет русских националистов?

Некоторые вообще считают, что отрицание русского национализма - это отрицание русской национальности, потому что если есть национальность, то должны быть и националисты - те, кто заботится о правах русских, кто представляет их во власти, кто стремится сделать Россию русским государством.

Но так ли это?

Я приведу очень простой пример, который доказывает, что русский национализм не имеет никакого отношения к заботе о русских, лишен смысла, не несет никакой пользы и является в лучшем случае популизмом и брехней, а в худшем случае - ведет к нацизму.

Этот пример - Советский Союз.

Никакого национализма в СССР не было, наоборот - советская система активно боролась со всякими проявлениями национализма.

Но вот чудо, Советский Союз был вполне русским государством безо всяких националистов. Русский язык был основным государственным, его учили во всех школах, включая школы в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане и других республиках. И если узбек приезжал в Москву или другие города РСФСР, с ним не надо было объясняться жестами - он говорил на нормальном русском языке. Любопытно, да? Первым человеком в космосе стал русский. И первым человеком, вышедшим в открытый космос, тоже стал русский. И конструктором ракеты-носителя был русский. И все это без помощи националистов. Русский язык был основным языком на 1/6 части суши, русские могли свободно перемещаться по территории Союза, могли занимать государственные посты и занимали их, вплоть до самых высших. Советская литература была по сути русской литературой.

Советский Союз был самой читающей в мире страной, при этом читали в основном на русском языке, произведения русских писателей и поэтов.

Советский кинематограф был в первую очередь русским кинематографом, абсолютное большинство фильмов снималось на русском языке.

Советские войска и русские войска - в годы Второй мировой и после нее означало одно и то же. Кто брал Берлин? Русские. На западе говорили так - русские взяли Берлин.

За кого поднимал тост И.В.Сталин после победы? За русских. И это при том, что сам генеральный секретарь по происхождению был грузин.


Кого в годы холодной войны боялись в Европе и США? Русских. Было даже такое понятие - «русские под кроватью» - оно обозначало параноидальный страх, когда во всем мерещилась рука Москвы.

Русские запустили спутник, русские полетели в космос, русские взорвали водородную бомбу… для всего мира Советский Союз был русским государством, государством русских, созданным русскими.

Русская литература, русская культура, русский язык, русский кинематограф, русский театр, русские космонавты, русский балет, русская армия - этот список можно продолжать. И все это без какого-либо национализма.

Русские могли свободно перемещаться по территории Союза и для этого не требовалось учить другие языки. Не нужно было учить казахский язык чтобы работать в Казахстане или литовский чтобы жить в Литве.

Интересно, правда?

Но вот, в конце 80-х заговорили про нахлебников, которые объедают Россию. Потом появился русский президент Ельцин, который решил освободить Россию от присосавшихся к ней республик, сыграл в числе прочего на националистических чувствах. Был объявлен суверенитет РСФСР над СССР, то есть преобладание прав «русской республики» над Союзом. Ельцин никогда не объявлял себя националистом, но по сути был им, потому что выделил Российскую Федерацию (русскую республику) из Союза, отделил ее от других национальных республик политически и экономически, чтобы русские «не кормили всяких чурок». Ельцин был вполне конкретным русским царем, московским князем. Его так и называли - Царь Борис. И что русские получили в результате размежевания с другими народами, с которыми раньше проживали в общем Союзе? Процент русских в России стал выше, чем был в СССР - по сути это шаг к созданию русского национального государства. Но что с того? Чего добились?

Русский язык теперь учат вдвое меньше людей, чем прежде. Даже на территории Российской Федерации кое-где русский язык учат как второй, а не первый. В некоторых школах введены хиджабы.

Выходцев из Средней Азии в Москве стало наоборот больше, чем во времена СССР, при этом многие очень плохо говорят по-русски. А на Дальнем Востоке появились китайцы, чего во времена СССР практически не было.

Русская литература и кинематограф в упадке.

Русский человек больше не может свободно поехать работать в Казахстан или Литву. Русские в Прибалтике вообще превратились в неграждан.

Я уже не говорю о том, что в Донбассе русские города безнаказанно обстреливают из артиллерии, а самый влиятельный в мире «русский» президент только мантры за все хорошее читает.

Русские ученые вынуждены ехать в США и Европу чтобы чего-то добиться, потому что наука и образование в России тоже в упадке.

Русские ученые издают свои труды на английском языке, ведут исследования за рубежом, образование в российских школах ведется по западной системе.

Продолжать?

Сделали шаг в сторону построения русского национального государства, отказавшись от интернационального Союза - получили… то, что получили…

Получили иностранный язык на вывесках и плакатах, иностранные фильмы вместо отечественных, отверточную сборку иностранных автомобилей вместо производства собственных и далее-далее.

Но мне наверное возразят, что это неудачный пример и все описанное выше не имеет никакого отношения к национализму.

Давайте тогда зайдем с другой стороны:

В чем смысл русского национализма? В защите русских? А от кого? Он нерусских? Тогда объясните мне, как русские националисты собираются защищать русских от нерусских, не скатываясь к нацизму? Любая попытка законодательно обеспечить русским больше прав, чем представителям других национальностей, будет дискриминационной и вызовет ответную реакцию в национальных республиках, например в Татарстане. Вы этого хотите? Кроме того, возникнет вопрос, как отличить русского, которого можно пускать в Москву свободно, от представителей других национальностей, которых можно пускать в Москву только по квоте в порядке очереди? Как отличить русского от нерусского? По записи в паспорте? Ну тогда готовьтесь к тому, что в Москве появятся представители солнечных республик, плохо говорящие по-русски, но с записями «русский» в паспортах. А может быть форму черепа измерять и анализ крови брать, как делали нацисты?

Так или иначе, попытка законодательно предоставить русским больше прав, чем представителям других национальностей, ничем хорошим не закончится.

Что еще могут предложить русские националисты?

Ограничить поток гастарбайтеров? Так для этого нужно, чтобы дворниками в Москве устраивались русские, а не представители солнечных республик. Для этого нужно повысить зарплату дворника с одной стороны и уровень жизни в солнечных республиках с другой. Тогда миграция потеряет смысл. А пока этого не произойдет, бороться с понаехавшими можно долго и безрезультатно. Пока местные жители не захотят устраиваться дворниками (строителями, водителями и далее по списку), а приезжие наоборот будут хотеть очень сильно - миграцию не остановить.

Ратовать за «русскую власть» - тоже бесполезно. Хотя бы потому, что никто не гарантирует порядочность русского депутата или президента. За примерами далеко ходить не нужно - Екатерина была немкой, а Сталин грузином, но они сделали для русских намного больше, чем русские Ельцин и Горбачев.

У русских националистов есть два пути:

1. Отделить от России республики и территории, населенные другими национальностями. То есть Татарстан, Башкирию, Чечню, Дагестан и так далее. В результате, получится компактная Россия, 90% населения которой будет русским по национальности. И по версии националистов станет хорошо.

Обратите внимание, что Ельцин сотоварищи пошли именно по этому пути.

2. Ограничивать нерусских в правах, не стесняясь дискриминации, а потом перейти к отлову и выселению, стерилизации и уничтожению, то есть к геноциду. В общем, нацизм как он есть.

К чему ведут эти два пути - история уже показала.

По первому пути пошел Ельцин, в результате русские теперь живут в Ресурсной Федерации, русский язык учат вдвое меньше людей, русская культура в упадке, русские ученые развивают науку за рубежом, миллионы русских оказались за бортом, некоторые стали негражданами, а некоторых безнаказанно расстреливают. Вот результат освобождения русских от всяких «нахлебников» и отказа от территорий, населенных другими национальностями.

По второму пути ходила Германия в 30-е и 40-е, пересказывать ее историю не буду.

Правда есть еще третий путь - болтать языком и тусоваться с другими болтунами, ничего не предпринимая в реальности. Это самый безопасный путь, но он тем более лишен какого-либо смысла.

Впрочем… На самом деле смысл у национализма есть - и у русского и у всякого другого. Только смысл этот не для народа, а для капитала и для власть имущих.

Смысл национализма - разделять народы, сталкивать друг с другом, работать оправданием для раздела государств и основанием для войн.

Разделяя властвуй - принцип, старый как мир.

Вот разделили русских с украинцами, объявили их разными нациями и можно зарабатывать на торговле между двумя странами, перемещать капитал из России в Украину и обратно, при этом уходить от налогов, пилить бюджеты, зарабатывать на разнице цен. А когда этого стало мало - объявили москалей и хохлов врагами и устроили войну. Вот разделили СССР и вместо единого сильного государства получилась дюжина слабых, при этом сама Россия оказалась обложена со всех сторон конкурентами, нищими республиками, из которых гастарбайтеры потянулись в Москву. Разделили надвое Корею. Разделили Югославию. Отделили часть Индии и назвали Пакистаном. То же самое сто лет назад сделали с Европой. Нарезка Европы на национальные государства была осуществлена по итогам Первой мировой по плану президента США Вудро Вильсона. Концепция «каждой нации отдельное государство» - это американская концепция, реализуемая на протяжении последней сотни лет.

Обратите внимание, что сами США не спешат делиться на отдельные государства, населенные индейцами, афроамериканцами, выходцами из Мексики, американцами с итальянскими корнями и так далее. Интересно, да?

Американцы предпочитают делить на независимые национальные государства весь остальной мир. Потому что получить контроль над небольшим государством, особенно если у него есть сосед, противопоставленный по национальному принципу - намного проще.

Так кому нужен национализм вообще и русский национализм в частности?

Русский национализм нужен врагам России, капиталу, буржуазной власти, потому что национализм является инструментом манипулирования народами.

Национализм - это способ поссорить народы, которые вместе жили на протяжении многих веков.

Национализм - это способ устроить гражданскую войну в стране, в которой проживают представители разных национальностей. А гражданская война - это отличный способ ослабить страну и загнать в долги, что мы давно уже наблюдаем на примере Украины.

То же самое некоторые желают сделать и с Россией.

Националисты - в большинстве своем просто недалекие люди, которые из лучших побуждений пошли по неверному пути, подверглись манипуляции и стали заложниками своих благих намерений.

Благими намерениями националистов устлана дорога к деградации и гражданской войне.

А все потому, что врагами народов являются не другие народы, а буржуазный капитал, принадлежащая ему власть, служащие буржуазии предатели и обыкновенные дураки.

Народы не являются врагами друг другу. Каждый народ хочет жить в мире на своей земле, мирно трудиться, воспитывать детей, говорить на своем языке.

Если узбек приехал жить и работать в Москву, то сделал это не от хорошей жизни, а потому что кто-то создал такие экономические условия, что он был вынужден покинуть родной дом и отправиться на тяжелую неблагодарную работу, а все заработанное отправлять семье. Он бы с удовольствием остался дома, если бы мог найти приличную работу в своей стране, как было во времена СССР.

Национализм (русский в том числе) - порождение капитала в эпоху глобализации, инструмент манипулирования народами, способ раздела стран и контроля над ними.

В самом лучшем случае национализм является пустой болтовней глупых недалеких людей, отстаивающих интересы своей национальности на словах, но ничего не предпринимающих на деле.

Если же националисты доходят до воплощения своих замыслов - это оборачивается разделом страны, утратой территорий, деградацией нации и войнами.

И только капитал выигрывает от национализма. Только для капитала национализм имеет смысл.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Национальный вопрос в России (часть и )

В Что такое Русский Национализм?

Над этим вопросом думали многие люди, было пролито много чернилы (и крови), много правды, много кривых определений, много советской апологетики, много прав(иль)ых взглядов -

Сделаю собственную попытку, кратко и внятно объяснить, что же из себя представляет пресловутый «Русский Национализм».

Русский Национализм - идеология, которая появилась с первым русским человеком. Русский национализм, это патриотизм русского государства; причём любого (будь это Псковское Княжество или Локотская Республика). Человек, который придерживается русско-националистических взглядов смотрит на историю прото-славянских племён, на Варяжскую Русь, на русские княжества, на Царство Русское, на Российскую Империю и видит свою страну.

Русский националист понимает, что в истории его нации были очень плохие и очень хорошие моменты - но страна всегда принадлежала его народу, его нации. Он знает, что русские - это член общеевропейской семьи, что русский народ - это Белый европейский народ и по определению не может быть евразийским, ибо русские по природе своей занимают позицию имперского высокомерия по отношению к степным, горным и лесным племенам.

Русский националист также знает, что случилось в 17-м году. Тогда началась горячая фаза русского национализма. Крещение огнём для русской национальной идеи. Русский националист знает, что Россия за 1861-1917г. прошла великую эволюцию, встав на абсолютно правильный путь развития. Он знает, что тогда были националисты - например Национальный Союз Меньшикова. Ему кажется, что они писали о проблемах в Российской Империи совершенно справедливо, и что Столыпин пытался их решить.

Но случилась беда.

В 1914г. англо-французские интриги и австрийское высокомерие обрекли белый мир на братоубийственную войну, на кровавую бойню, которая стала началом конца Ancien Régimes по всей матушке-Европе...
Тогда появился боевой национализм, он же - прото-фашизм. Фашизм - это не узколобый реваншизм, который сегодня требует одно, а завтра другое, он не порождён чувством «обиды» за военное поражение и начал он складываться в тесных рядах боевого братства в сражениях этой войны, которую большевицкие самозванцы в будущем назовут «первой империалистической».

Когда состоялся лево-социалистический переворот, многие из этих «прото-фашистов» не кинулись бороться с новой властью, ибо шла война, и Россия действительно нуждалась в глубоких реформах. Тот же Ильин писал, что «не мы предали царя, а он предал нас». Республиканские настроения в рядах русской армии имели место быть; но честные русские солдаты держали фронт и продолжали бить врага, несмотря на полу-предательство в тылу.

И вот грянул большевицкий гром над Россией. На деньги различных спецслужб и генштабов шайка мерзских выходцев из еврейской интеллигенции, избежавшие «Столыпинских галстуков», захватили власть в - самой по себе достаточно дегенеративной - Российской Республике.


Началась вакханалия, вшивые люмпены подняли голову и посягнули на Святую Русь, на Вечную Россию, на саму суть России, на её синтез - и началась Русская Национально-Освободительная Борьба. Русская государственность утонуло в море крови, «забыла чернь прежнюю любовь». Кончились песни одни. Начались песни другие.

Русский национализм стал стержнем, который соединил самые разные слои русского общества - и дворянина-гвардейца, и крестьянина-партизана, и токаря-добровольца. Тот самый русский прото-фашист, который с лета 14-го сидел в окопах вышёл на белый свет - и он был зол. Ему было «за державу обидно». Корниловские ударники первыми подняли свой чёрно-красный стяг белой реакции, стяг русской вендетты предателям родины, и пошли в бой за свою нацию. Кубанские степи, балтийские леса, сибирские предгорья - по всей стране загорел огонь прото-фашистского сопротивления жидо-китайско-мадьяро-латышским варварам, которые хотели разрушить русскую империю.

Белые сражались ни за Антанту-предательницу, ни за Тройственный Союз, ни за мертворожденный либерализм февральской революции, ни за омасоненных князей, которые сидели в Париже и пили коньяк.

Даже не за экономические интересы монархических реставраторов-помещиков, как нас уверяют большевицкие агитаторы.

Белая Армия - Добровольческая Армия - воевала за честь цветов национального флага, под которым в те годы сплотились и духовная элита, и расовое ядро русской нации в борьбе с большевизмом.

Гражданская Война совершенно не была похожа ни на Великую войну, ни на русско-японскую, ни на какую-либо другую войну, протекавшую в тот период. Это новый тип войны - национальноя война одного народа за свободу жить на свете по своим порядкам.

Благочестие Белых в жестокой мясорубке Гражданской войны порадило людей уникального типа; крестоносцев. Врангель, Туркул, Кутепов - эти люди воплощение русскости .

Лютые воины Унгерн, Анненков, Шкуро, Мамонтов - дети своего времени.

Тамбовская Вандея, в которой русская, мужицкая ненависть сожгла в костре истинного народного гнева тысячи коммунистов-жидов и их безродных холуев.

Кубанский Поход. Дроздовский Поход. Сибирский Поход. Бои в Прибалтике. Покорение большевицкой Чечни. Царицын. Крым.

Это Голгофа России. Черта, за которой только - ад и мрак. Белые - честь и совесть России, кровь и плоть, мозг и сердце, элита, дух России. Дух русской нации, её жизнь.

Русский националист должен знать своих героев поимённо. Он понимает, что Русь покинула просторы исторической России на пароходах, также как однажды русская государственность прибыла на варяжских суднах. Настоящий националист не будет считать Фрунзе и Чапаева «русскими солдатами», он знает что Совдепия - это не Россия и что большевики - это антинациональная власть космополитов, люмпены всех рас и племён. У большевика нет национальности. Так и РККА - жуткая смесь китайцев, евреев, кавказцев и «русских» с попорченной генетикой (да-да, именно так).

Вот что писал об этих людях Туркул, «самый страшный солдат самой страшной войны»:

«Среди земляков в поношенных серых шинелях, с темными или обломанными красными звездами на помятых фуражках, среди лиц русского простонародья, похожих одно на другое, часто скуластых, курносых и как бы сонных, мы сразу узнавали коммунистов, и всегда без ошибки. Мы узнавали их по глазам, по взгляду их белесых глаз, по какой-то непередаваемой складли у рта. Это было вроде того, как по одному черному пятнышку угадала панночка в "Майской Ночи" ведьму-мачеху среди русалок. Лицо у коммунистов было как у всех, солдатское, скуластое, но проступало на нем это черное пятно, нечто скрытое и вместе отвратительное, смесь подобострастия и подлости, наглости и жадной вседозволенности, скотство. Потому мы и узнавали партийцев без ошибки, что таких порасших и скотских лиц не было раньше среди наших солдат.»

Туркул кстати яркий пример белого воина, который остался верен Белой Идеи: он был на стороне России и в Гражданской (а по факту - русско-советской) войне и в так называемую «Великую Отечественную» (это название Мехлис нагло украл у Первой Мировой).

Да, да, во Второй Мировой Россия участвовала на стороне Третьего Рейха. Проявляется логическая цепочка:Корнилов (которого белый воин Ларионов кстати называл «отцом русского фашизма»), Туркул, Шкуро, Краснов, Родзаевский, Ларионов, Ильин, Солоневич, фон Лампе, Вискупский, Кутепов... А потом уже Каминский и Воскобойник. Логическая цепочка русского национализма. Эти люди - единственные люди на земле, которые считали себя русскими националистами. Они начали проливать кровь за Россию кто в 1905-м, кто летом 14-го, лили её в Первую Мировую, в Гражданскую, участвовали в Гражданской Войне в Испании и убивали выкидышей Коминтерна там (доказывали испанцам, что есть не только красные советские янычары но и «руссо бланко», белые русские), в Венгрии, в Болгарии, во Франции... Они стреляли советских агентов на улицах европейских городов, они партизанили за Амуром, они партизанили в белорусских лесах, Братство Русской Правды, РОВС, Внутренняя Линия, Русская Фашистская Партия. Несмотря на гектолитры дерьма, которые красная пропаганда вылила на этих людей, они небыли «гитлеристами», «пособниками фашистов» или кем-то там ещё. Они были русскими националистами, до мозга костей. Они были русскими националистами в 14-м, в 18-м, в 27-м, в 33-м, в 41-м и даже в 45-м, когда русские из французской дивизии СС были среди последних защитников Рейхсканцелярии. Они партизанили в Брянских Лесах до 50-х. Это - русские националисты. Их идеология - наша идеология.

После Второй Мировой Россия была практически добита. Существовал НТС - подпольная националистическая организация, которая забрасывала антисоветскую пропаганду на территорию Совдепии. Было русское крыло диссдентского движения, Солженицын и Шафаревич. Конечно, их идеология не могла считаться русским национализмом в «чистом виде» - та нить, которая связывала их с исторической, с вечной Россией прервалась, но они старались по мере сил.

И вот есть мы. Русские националисты. Каждый русский националист может вести свой идеолигический род от тех самых русских парней в окопах Первой Мировой.

Национал-демократы - от республиканских Корниловцев, которые изначально поддержали Февраль и пели «Мы былого не жалеем, царь нам не кумир» до достаточно демократических взглядов сибирских повстанцев, кончая всё-таки диссдентским движением.

Национал-социалисты - от сторонников «национальной дикатутры» и вождистов до II отдела РОВСа, который влился в Берлинских Штурмовиков. От фашистских организаций Родзаевского и Вонсяцкого (который кстати воевали в Гражданскую, на стороне Белых, разумеется) до национал-социалистической партии Каминского «ВИКИНГ».

Национал-монархисты - от монархического крыла Белой Армии до легитимистов-террористов, русско-немецкого общества «Aufbau», которое в том числе финансировало НСДАП, и монархического подполья в Совдепии.

Все русские националисты должны знать историю русского национализма - историю Исторической России в течении всего кровавого ХХ века.

Российская империя



В. М. Васнецов , Витязь на распутье , 1882, Русский музей . Образец русского национально-романтического модерна. Музей Суворова в Санкт-Петербурге , построенный в русском стиле. Плакат времен Первой мировой войны.
Кто в мире и любви умеет жить с собою, Тот радость и любовь во всех странах найдет.

Однако к концу XVIII века вокруг отношения к Западу возникли разногласия. Дефицит равенства, свободы и уважения к личности на родине по сравнению с западными странами вызывал у русских патриотов чувство стыда . Этот удар по национальной гордости привёл к возникновению двух противостоящих друг другу групп. Западники (начиная с Радищева) считали, что Россия должна идти вслед за прогрессивными и либеральными силами по тому же пути, на который вступили Западная Европа и США. Славянофилы не соглашались видеть в Западе лидера и тем более образец для подражания. Они верили, что у России особый путь в связи с её географическим положением, авторитарным и православным прошлым.

Следует отметить, что именно славянофилы внесли основной вклад в развитие русского национального самосознания в XIX веке . Однако по мнению некоторых исследователей, следствием мучительных сравнений России с Западом стал ресентимент (психологическое состояние бессильной зависти) . Одни уверяли, что отсталость России иллюзорна и что внешние различия в обычаях и культуре скрывают одну и ту же реальность, включая отсутствие реальной свободы и равенства. Другие настаивали, что Запад пошёл по принципиально неправильному пути и что Россия наоборот спасёт Запад от либерализма. С их точки зрения, русская нация была в первую очередь противоположностью западной модели.

Славянофилы приписывали русскому характеру терпимость, жажду истины, спонтанность, сердечность, душевность, великодушие, безразмерность, соборность (склонность принимать решения коллективно). Это противопоставлялось обобщённому западному характеру, которому якобы были свойствены жадность, лживость, эгоизм, холодная расчётливость. Многие приписывали русским также и негативные черты: лень, пьянство, обломовщину, преданность хозяину, неуважение к себе и другим. «Русская душа» увязывалась с русскими кровью и почвой, поэтому предполагалось, что её носителем в чистом виде являются крестьяне . Интеллектуальная элита видела свою миссию в том, чтобы воспроизводить массовые стереотипы, конструировать на их основе новые идеи и навязывать их массам. Однако русский национализм оставался идеологией элиты вплоть до появления массовых общественных движений в начале XX века.

В Государственной Думе Российской империи III созыва национальная фракция была второй по численности после октябристов.



Разрушение памятника Столыпину в Киеве. 1918. Разрушение Храма Христа Спасителя в Москве. 1931 2-й конгресс Коммунистического Интернационала . 1920.

Поздний СССР: диссиденты и общественная жизнь

А.И. Солженицын считался лидером националистического крыла диссидентского движения.

В условиях коммунистической диктатуры в СССР не могло существовать националистических партий или политических организаций, однако каждая советская республика, кроме РСФСР имела свою коммунистическую партию. Поэтому русский национализм, в отличие от национализма других народов, в СССР можно обнаружить только в сфере общественной и культурной жизни, либо в среде диссидентов, преследуемых советской властью.

В официальной советской литературе элементы русского национализма можно обнаружить в «деревенской прозе» - литературном направлении, отображавшем жизнь русской-советской деревни.

Современный период

В постсоветский период распад страны, крушение социалистических идеалов, разочарование в экономических реформах, погромы на национальной почве в Туве, Чечне , Ферганской долине заставили многих людей обратиться к партиям и движениям, действующим в соответствии с идеями национализма , в том числе в его крайних формах : этнические, объяснявшие происходящее сговором нерусских против русского народа (наиболее радикальная часть опирается на национал-социалистические идеи Третьего рейха), и государственные, идеализировавшие Сталина (например, евразийцы и нацболы). Наряду с прозападными настроениями, в обществе вновь появился ресентимент .

Примечания

  1. Миллер А. Триада графа Уварова. Лекция. 5 марта 2007 г
  2. Н. М. Карамзин, «На разлуку с П***»
  3. Greenfeld L. The formation of the Russian national identity: the role of status insecurity and ressentiment // Comp. Stud. Soc. Hist. 1990. Vol 32, No. 3. P. 549.
  4. Напротив, представители царской династии и аристократическая элита часто гордились своими иностранными высокородными корнями.
  5. Verdery K. What Was Socialism, and What Comes Next? Princeton: Princeton Univ. Press., 1996.
  6. Гражданственность или этничность?
  7. Кудрявцев И. Феномены политического национализма на примере Латвийской Республики
  8. Tucker R. Towards a Comparative Politics of Movement-Regimes // The American Political Science Review. 1961. Vol. 55, No. 2. P. 281. DOI :10.2307/1952239 (англ.)
  9. Паин Э. А. , 2003.
  10. Русские: Энциклопедические очерки / Под. ред. Ю. В. Арутюняна и др. М., 1992. С. 415.
  11. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: АСТ, 2004.
  12. В России не могут быть созданы "русская", "чукотская", "православная" или, допустим, "буддистская" партии. Такое решение принял Конституционный суд (КС) в 2004 году, признавший соответствующей Основному закону норму закона "О политических партиях", запрещающую их организацию по национальному, религиозному и профессиональному признакам. Их создание, по мнению КС, "может привести к приданию доминирующего значения этнической идеологии" и "открыть путь религиозному фундаментализму".
  13. Гудков Л. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. ISBN 5-201-13747-4 °C. 132-133.
  14. Кара-Мурза С. Г. Кондопога как коллективное самоубийство
  15. Соловей В. За спиной - стенка. Проблемы и перспективы русского национализма. 13 декабря 2007.
  16. Бызов Л. Г. Придут ли к власти радикальные русские националисты? // Вестник российской академии наук . 2005. Т. 75. № 7. С. 635-637

Литература

  • Виктор Строганов. Русский национализм. Санкт-Петербург: тип. А.С. Суворина, 1912.
  • Ковалевский П.И. Национализм и национальное воспитание в России.
  • Ильин И.А. О русском национализме: Сборник статей. М: Российский фонд культуры, 2007.
  • Кирьянов Ю.И. Правые партии в России 1911-1917 гг. 2001. ISBN 5-8243-0244-8 .
  • Малыгина И. В. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика
  • John B. Dunlop. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton University Press, 1983.
  • John B. Dunlop. The new Russian nationalism. 1985.

Wikimedia Foundation . 2010 .