1. Цели , которые мы ставим перед собой, должны быть достижимыми.

2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна . Действует установка , например, как в цирке. Клоун только вышел, а мы уже смеемся. Потому что у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле. Если вообразить, что это будет интересно, то внутренне настроишься на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Потому что тщательность – основной источник увлечения работой. Если внимание не сосредоточено полностью на работе, она покажется скучной, т.к. интерес – это и есть сосредоточение внимания.

4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес ? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Вернее всего, опыт по формированию у себя интереса необходимо продолжать до первого успеха и дальше.

5. Интересы и склонности проявляются и формируются только в работе . Поэтому не ждите, когда проявится интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности.

Если интересы и склонности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные . Это, конечно, хорошо, и в первую очередь, для тебя же самого.

Советы

Отношения с родителями

Ø Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

Ø Постарайся объясняться с родителями человеческим языком - это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

Ø Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.



Ø Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

Ø Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

Ø Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

Ø Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

Ø Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

Ø Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

Ø Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

Ø Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

Ø Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.

Ø Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

Ø Возвращение домой к определенному времени - это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

Ø О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот "пустяк" может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

Ø Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.

Ø Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на "двойку", поставленную "ни за что", не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

Ø Если родители решили разводиться, конечно, - это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать - самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное - запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!

Школа и ты

Ø Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.

Ø Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.

Ø Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.

Ø Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.

Ø Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.

Ø Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.

Ø Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.

Ø Если ребята убегают с урока всем классом, постарайся убедить их, что необходимо остаться (контрольная завтра, позже будет интересный урок и т. д.). Однако если не получилось, оставаться в классе одному не имеет смысла, а уж тем более жаловаться учителю.

Ø Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.

1.Поддаешься ли ты на уговоры коллег и близких сделать то, что изначально делать вовсе не намеревался?

1. Нет, если я сам не хочу, уговорить меня невозможно.

2. Только если они меня очень, очень попросят и дело будет действительно стоящим.

3. Мне бывает очень сложно отказывать людям.

2. Готов ли ты жертвовать собственными интересами, чтобы сохранить хорошие отношения с людьми?

1. Нет, для всех хорошим не будешь.

2. Иногда, бывает, иду на некоторый компромисс, но полностью своими интересами никогда не жертвую.

3. Случалось ли тебе, поддавшись на уговоры продавца, покупать ненужный товар или вещь?

1. Нет, меня на уговоры не купишь.

2. Одного раза мне вполне хватило, чтобы больше не совершать подобных ошибок.

3. Да, бывало.

4. Как ты поступишь, если твой начальник попросит тебя выполнять работу, не входящую в твои должностные обязанности, или просто переработать, говоря, что он этого не забудет и обязательно в скором времени повысит тебе зарплату и вообще всячески облагодетельствует?

1. Во-первых, я ему не поверю, а во-вторых, отошлю его к должностной инструкции, положениям КЗОТ или еще подальше.

2. Соглашусь только в виде исключения и заранее оговорю причитающиеся мне компенсации.

3. Думаю, попереживав, соглашусь, ибо с начальством спорить себе дороже. А вдруг и правда зарплату поднимет?

5. Участвуя в споре, что ты предпочитаешь: соглашаться с точкой зрения опонента или отстаивать собственное мнение по обсуждаемому вопросу?

1. Буду отстаивать свою точку зрения, пока окружающие, не докажут мне, почему я должен принять их позицию.

2. После предварительного обсуждения могу принять позицию оппонента, если в ней нет принципиальных противоречий с моей собственной позицией.

3. Что толку упорствовать, ведь все равно большинство людей поддержат именно точку зрения оппонента?

6. Часто ли коллеги, ссылаясь на чрезмерную загруженность, просят тебя «помочь» им и выполнить их работу?

2. Иногда (не часто).

3. Довольно часто.

7. Как ты поступишь, если собрался уходить, а твой знакомый с упоением начнет рассказывать волнующие его новости?

1. Извинившись вежливо, твердо скажу, что сейчас говорить не могу.

2. Поговорю немного ради приличия, потом постараюсь свернуть разговор.

3. Терпеливо стану выслушивать знакомого, втайне надеясь, что он скоро замолкнет.

8. Ради своей пользы можешь ли ты говорить человеку то, что он хочет слышать, чем то, что есть на самом деле?



1. Да, это самый верный способ получить желаемое.

2. Возможно в каких-то случаях это так.

3. Не думаю, что это лучший способ добиваться своего.

9. Для того, чтобы сделать карьеру и быть преуспевающим бизнесменом важно иметь и поддерживать определенные связи и знакомства с нужными людьми?

1. В наше время иначе нельзя.

2. К сожалению, самому пробиваться очень трудно.

3. Всего надо добиваться самостоятельно и только честным трудом.

10. У каждого человека есть слабое, уязвимое место?

1. Cлабости имеют свойство обнаруживаться.

2. Некоторые люди кажутся неуязвимыми.

3. Обычно в слабостях наша сила

Обработка результатов:

Ответ 1 – 3 балла,

Ответ 2 – 2 балла,

Ответ 3 – 1 балл.

10-15 балов: Рискнем предположить, что ты человек добрый и очень порядочный, поэтому стремишься помогать людям и даже испытываешь некоторые затруднения в ситуациях, когда лучше было бы отказать.

Тебе следует помнить, что есть люди, беззастенчиво пользующиеся твоей добротой и безотказностью, которую они воспринимают как слабость, для того чтобы, используя твой труд и твое доброе и отзывчивое сердце, удовлетворять собственные вполне земные потребности.

Будь осторожен: используй свою чувствительность, чтобы распознавать потенциального манипулятора, и научись ему отказывать!

16-25 балов: Ты неплохо адаптирован к жизни в современном обществе и вполне устойчив к различным попыткам скрытого психологического воздействия со стороны других, особенно малознакомых людей.

Но в случае, если манипулятор опытен и знает, на какие рычаги твоей души нажимать (начальник, близкие), ты можешь не выстоять под напором подобного «обаяния» и поддаться на «уговоры» манипулятора, поэтому помни, что ты представляешь не меньшую ценность, чем любой другой человек, и вполне имеешь право на психологическую независимость.



26-30 балов: Ты человек независимый и самостоятельный, тобой очень сложно или даже почти невозможно манипулировать, так как ты довольно легко распознаешь попытки скрытого психологического воздействия и ставишь агрессора на место.

Задание 2. Выполните следующее упражнение.

Уильям Шекспир

Желание управлять своей жизнью очень похвально. Оно присуще многим, действительно разумным людям, которые понимают, какими возможностями они в этой жизни обладают и стремятся по максимуму этими возможностями воспользоваться. Другое дело – умение управлять своей жизнью, вот им обладают уже немногие, ведь чтобы грамотно своей жизнью управлять, нужно решить несколько непростых задач, прежде всего психологического характера. И поскольку вы, уважаемые читатели, проявили интерес к этой теме, я делаю вывод, что вы к решению этих задач готовы. В этой статье я расскажу вам о том, как управлять своей жизнью, чтобы она в значительной мере находилась под вашим контролем, и вы были ею полностью довольны. Когда человек берет свою жизнь под свой контроль, он быстро преображается и становится интересным, жизнерадостным, целеустремленным. И что особенно важно, человек, взявший под контроль свою жизнь, начинает чувствовать себя человеком, а не жалкой песчинкой, от которой ничего и никогда в этом мире не зависит. На самом деле, от каждого из нас зависит многое, особенно наша собственная жизнь. Так что давайте научимся в полной мере управлять ею.

Интерес

Самое, с моей точки зрения главное, что помогает человеку управлять своей жизнью – это интерес к такому управлению. В этом мире полно людей, не желающих нести ответственность за свою жизнь, привыкших, что называется плыть по течению и любящих ссылаться на обстоятельства, если у них что-нибудь не получается. Они, и по их собственным словам, и в действительности, ничего в своей жизни не решают и предпочитают, чтобы все решения за них принимали другие люди. К чему это приводит известно – человек теряет свою личность и превращается в инструмент в чужих руках. Превратить безответственного человека в ответственного невероятно сложно, а в некоторых случаях вообще бессмысленно этим заниматься, но вызвать у человека интерес к управлению своей жизнью, указав ему на очевидные выгоды такого управления, можно, тогда у него появится и желание ею управлять.

Как вызвать этот интерес? Как показать человеку выгоду от той ответственности за свою жизнь, которую ему необходимо взять на себя, чтобы начать своей жизнью управлять? Здесь я считаю, нам всем необходимо понять главное, что по большому счету никому мы в этой жизни особо не нужны. Конечно, у каждого из нас есть определенные достижения в жизни и люди могут нас ценить за определенные наши качества, за нашу, так сказать, полезность. Но в целом, если не брать в расчет наши отдельные заслуги, которые очень быстро остаются в прошлом, то мы мало кому нужны настолько сильно, чтобы о нас заботиться. А это означает, что мы сами должны уметь о себе заботиться, если нам не наплевать на себя.

Наша жизнь – это наше дело, наша проблема, наша радость и печаль. Остальным людям она интересна постольку поскольку. Поэтому ни на кого рассчитывать не нужно и пусть эта мысль будет не совсем точной, но все же я рекомендую вам ее взять на вооружение, сказав себе, что всем на вас наплевать. Когда вы это осознаете, перед вами встанет вопрос – стоит ли вам тоже на себя плюнуть и жить, как получится, или все-таки будет лучше начать самому о себе заботиться, взяв на себя ответственность за свою жизнь? Понимаете, какой у нас выбор? Мы не можем управлять своей жизнью, если не будем нести за нее полную ответственность перед собой и обществом, когда во всем, что с нами происходит, мы должны видеть именно свою вину или заслугу. А перекладывать эту ответственность на других, в большинстве своем равнодушных к нам людей, нам невыгодно, потому что никто не станет заботиться о нас так хорошо, как это можем сделать мы сами. Другими словами, не нужно рассчитывать на доброту других людей, на их понимание, отзывчивость и любовь. Все это, конечно, есть в нашей жизни, — нас могут любить, ценить, уважать, некоторые люди могут делать для нас добро, но могут и не делать, могут и не любить нас, и не уважать. Чего в этой жизни больше – хорошего или плохого, решайте сами, у нас у всех свой опыт, который раскрашивает нашу жизнь в светлые или темные тона. На мой взгляд, все хорошее, что есть в нашей жизни – нам нужно просто ценить, но не рассчитывать на это. А вот ко всему плохому нужно быть всегда готовым, всегда. Поэтому интерес человека в управлении своей жизнью заключается в том, чтобы минимизировать в ней все плохое и увеличить все хорошее. Это один из интересов.

Таким образом, из потребности в заботе о самом себе, у вас возникнет и желание о себе заботиться, для чего вам нужно будет начать управлять своей жизнью, позабыв обо всех внешних факторах, которые на нее воздействуют и взяв всю ответственность за все происходящее в своей жизни на себя. Нет других людей, которые в чем-то вам мешают или чем-то помогают, нет никакой несчастной судьбы, которая вам досталась, нет ничего и никого кроме вас и вашей жизни. Вы либо учитесь справляться с внешними обстоятельствами, либо они справятся с вами. Поэтому вы и только вы можете своей жизнью управлять в полной мере, и вы должны начать это делать, если вам не наплевать на себя. Интерес в этом есть, потому что есть очевидная выгода от управления своей жизнью. Просто поймите, что во всем, что с вами происходит – вы можете найти свою роль, то есть то, что зависит именно от вас. Вы только вдумайтесь в это – во всем, что происходит в вашей жизни есть следствие ваших действий, ваших решений. Это кажется невероятным, но это действительно так. Поэтому независимо от всего того, что в вашей жизни происходит не по вашей воле – вы всегда можете найти рычаги управления своей жизнью, в любых обстоятельствах. Разве это не интересно? Разве это не здорово? На мой взгляд, и интересно, и здорово, ведь речь идет о том, что у вас есть власть над собой и своей жизнью – вам ее нужно просто найти в каждой конкретной ситуации и воспользоваться ею. Вы можете сказать себе – в этом вопросе, в этом деле, в этой ситуации, вот именно эти моменты зависят от меня, и если я приму такое-то решение, произведу такие-то действия, то смогу на многое повлиять, смогу многое изменить.

Так что всегда и во всем ищите то, что зависит именно от вас и на что вы можете повлиять – и влияйте на это. Не позволяйте своей жизни идти своим чередом – постоянно вносите в нее определенные, нужные вам коррективы и тогда вы быстро увидите и почувствуете, как многое от вас зависит. Управлять своей жизнью интересно, выгодно, приятно.

Обещания

Как часто вы кому-то что-то обещаете? А часто ли вы держите свои обещания? Уверен, что не часто, потому что это очень сложно сделать. Но многое обещать людям можно и нужно, так как они это любят, они этого хотят, они нуждаются в чужих обещаниях, потому что нуждаются в вере в эти обещания, ибо она дает им надежду на лучшее будущее. Только в нашем случае, для управления свой жизнью, человек должен давать обещания не кому-то другому, а самому себе и обязательно сдерживать эти обещания. Обещайте себе что-нибудь хорошее и сдержите это обещание, и тогда вы увидите, как это здорово – быть честным с самим собой. Знаете, друзья, когда я читал книги о саморазвитии и успехе, я часто видел в них много интересных и полезных мыслей, но при этом редко встречал объяснения закономерностей этих мыслей.

А с моей точки зрения человеку полезно знать о том, почему что-то в жизни работает так, а что-то иначе. Вот почему мы не обещаем себе что-то сделать, чтобы потом сдержать свое обещание? Почему нас приучили к тому, чтобы что-то кому-то обещать и внушили мысль о том, что мы обязаны сдерживать данные другим людям обещания, а вот себе что-то обещать не научили? Я считаю, что все дело в том, что нас просто не учат правильно любить себя. Нас учат служить другим людям, что тоже нужно, но в меру, а вот о себе заботиться нас практически не учат, поэтому мы не умеем правильно это делать. Вот хочет человек узнать о том, как управлять своей жизнью и не догадывается о том, что для этого, нужно любить и уважать себя. Ведь только тому, кого мы любим, мы можем что-то пообещать и сдержать свое обещание. А если нам наплевать на человека, мы ничего ради него делать не будем. И беда многих людей заключается в том, что они ничего не хотят делать ради себя – им на себя в общем-то наплевать. А как можно управлять своей жизнью, не имея обязательств перед самим собой? Как можно контролировать свою жизнь, не контролируя при этом самого себя? Ведь когда вы даете себе обещание и стремитесь его выполнять – вы ставите перед собой задачу и приступаете к действиям по ее выполнению. Вы таким образом управляете своим временем, своими ресурсами, своими желаниями – вы управляете самим собой, а в некоторых случаях и другими людьми, и обстоятельствами. В совокупности все это управление и является управлением своей жизнью.

Пообещайте себе что-нибудь и попробуйте, а лучше постарайтесь сдержать это обещание, и вы увидите, как непросто это сделать, как сложно быть дисциплинированным, ответственным, преданным самому себе человеком. Но это нужное, достойное дело – в нем проявляется любовь и уважение человека к себе. Только такой человек способен управлять своей жизнью, потому что он может себе доверять, а значит может и рассчитывать на себя. Если же вы не хотите ничего себе обещать или не способны сдерживать данные себе обещания, тогда управлять своей жизнью у вас не получится. Только подумайте, как человек может хотеть того, чтобы другие люди о нем заботились и любили его, если он сам себя не любит и не заботится о себе? Чем или кем такой человек способен управлять? Да ничем он управлять не способен и никем. Может, конечно, к вам это не относится, может вы всегда держите данное себе слово, выполняете данные себе обещания, но чтобы быть уверенным в этом, я еще раз призываю вас к тому, чтобы дать себе обещание, что-то полезное для себя сделать, например, чему-то новому себя научить и постарайтесь это обещание сдержать. Приучайте себя к тому – чтобы целенаправленно делать что-то хорошее и полезное для самого себя, чтобы ставить перед собой ясные цели в виде обещаний и добиваться их.

Человек, который что-то себе обещает и сдерживает свое обещание, несомненно управляет своей жизнью, потому что он управляет собой. Я намеренно не говорю вам о постановке каких-нибудь конкретных целей, на самодисциплине особо не заостряю ваше внимание, об ответственности не говорю слишком много, лишь вскользь касаясь всех этих тем, ибо об этих вещах вы и без меня узнать можете. Я говорю о таких вещах, с которыми мы все сталкиваемся в своей жизни и которые мы все можем понять. Неважно как, неважно за счет каких качеств, вы сдержите данное себе обещание, главное, чтобы это произошло, чтобы вы доказали самому себе, что вам на себя не наплевать, что вы можете добиваться поставленных перед собой целей ради самого себя. Какая-то дисциплина при этом от вас, безусловно, потребуется, какие-то цели вы должны будете перед собой поставить, что-то себе пообещав, ну и определенную ответственность за свою жизнь, как уже было сказано выше, вам обязательно нужно будет на себя взять. Начните с малого, начните с несложных целей, которые вам нужно перед собой поставить и пообещать себе, что вы их обязательно достигнете. Добейтесь от себя преданности самому себе и честности перед самим собой.

Страх

Некоторым людям очень страшно управлять своей жизнью, они вроде бы и хотят этого, понимая все те плюсы, которые такое управление дает и в тоже время боятся не справиться с ним, боятся, что им не получится управлять своей жизнью лучше, чем это делают другие люди и в целом сама жизнь, которая складывается так, как складывается. Страх этот может быть очень сильным и поэтому описанные выше интерес и любовь к себе могут оказаться не способны с ним справиться. Я предлагаю такой страх подавлять другим, еще более сильным страхом – страхом перед неизвестностью, неопределенностью, беспомощностью, зависимостью, который, в том случае, если человек не будет контролировать свою жизнь и управлять ею, полностью его поглотит. Ведь как часто нам приходится переживать по поводу того, что, как мы считаем, от нас не зависит, а зависит от кого-то другого. Бывает у вас такое? Бывает, что вы боитесь, что не вы, а другие люди с чем-то не справятся, что-то сделают не так, как надо, в чем-то ошибутся и вы от этого пострадаете? Вот, сравните эти ситуации с теми ситуациями, когда вам нужно взять бразды правления своей жизнью в свои руки – неужели они страшнее, неужели собственные решения и поступки пугают вас больше чужих решений и поступков? Ну, такое, конечно, бывает, но редко. Обычно, когда человек что-то делает, он чувствует, что контролирует ситуацию и это ощущение контроля над ситуацией успокаивает его. А вот многих других людей мы при всем желании контролировать не можем, что бы они не делали. Так что, не управлять своей жизнью, надеясь в этом вопросе на других людей – намного страшнее и объективно опаснее.

К контролю над всем мы стремимся от природы, в ком-то желание все контролировать развито лучше, в ком-то хуже, но главное, что оно есть и если его пробудить, то оно затмит собой страх перед ответственностью и самостоятельностью, из-за которого люди не хотят управлять своей жизнью. Поверьте, никакой дядя [или тетя] лучше вас не сможет управлять вашей жизнью, хотя помогать вам это делать могут многие люди. У вас может быть масса помощников, советников, единомышленников, друзей, которые будут помогать вам управлять свой жизнью, но капитаном должны быть только вы. Вы должны быть лидером в своей жизни. Бояться этого лидерства не нужно, от него больше пользы, чем вреда. И главное, вы справитесь с ним лучше, чем кто бы то ни было еще. Неопределенности в вашей жизни будет намного меньше, если вы всегда будете стремиться к влиянию на те или иные события в своей жизни, чем когда просто будете плыть по течению, доверившись судьбе. Поэтому не активности, а пассивности нужно бояться, если вообще ничего не бояться, не получается.

Саморазвитие

Для того, чтобы управлять своей жизнью как можно более эффективно, необходимо постепенно расширять свои возможности, чтобы от вас, что называется, многое зависело, а не ничего. А для того, чтобы расширять свои возможности, необходимо заниматься саморазвитием. Слабый, глупый, больной человек мало чем вообще может управлять, поэтому нужно становиться сильным, умным, здоровым и уверенным в своих силах человеком. Чем шире будут ваши возможности, благодаря вашим способностям, тем больше в вашей жизни будет всего того, чем вы сможете управлять. Ведь в некоторых случаях, чтобы эффективно управлять своей жизнью – нужно уметь управлять жизнью других людей, то есть, влиять на все происходящее вокруг себя, на окружающую действительность. Другими словами, чем больше у вас будет власти, тем легче вам будет управлять своей жизнью. Власть – это хороший стимул к саморазвитию, а вместе с ним и к управлению своей жизнью. Развивайте свой ум и свое тело, постоянно учитесь всему новому, обретайте новые навыки, стремитесь к независимости в наиболее важных для вас вопросах, старайтесь во многом рассчитывать на самих себя, но и человеческими ресурсами активно пользуйтесь – возлагайте на других людей тяжелую, рутинную, неинтересную работу, на которую не хотите тратить свое время или в которой просто не разбираетесь. Главное, друзья – это ваша активность. Когда вы активны и постоянно напрягаете себя – вы развиваетесь. А развитому человеку, согласитесь, гораздо проще управлять, как своей жизнью, так и чем-то или кем-то еще.

Указанные мною в этой статье подходы к управлению своей жизнью с моей точки зрения являются определяющими. Я считаю, что всегда важно в первую очередь определиться с тем, что тебе мешает начать что-то делать и с тем, зачем тебе начинать что-то делать. Ведь когда мы видим смысл в какой-то деятельности, нам проще к ней приступить. Чтобы управлять своей жизнью нужна хорошая мотивация, поэтому человек должен понимать, что такое управление ему даст, какую свободу и власть он обретет благодаря ему. Также человеку необходимо избавиться от того страха, который мешает ему брать на себя ответственность за свою жизнь и самостоятельно принимать решения, а не хотеть быть ведомым другими людьми. Ну и конечно же, для управления своей жизнью – необходимо стремиться к расширению своих возможностей, чтобы оказывать влияние на как можно большее количество факторов, из которых состоит наша жизнь. Чем развитее вы будете, тем больше у вас будет власти, а чем больше у вас будет власти, тем шире будут ваши возможности, а чем шире будут ваши возможности, тем легче вам будет управлять своей и не только своей жизнью. А управляя своей жизнью, вы, друзья, можете сделать ее такой, какой пожелаете.

ЗАНЯТИЕ 25.

Тема: «Интересы и склонности в профессиональном выборе».

Цель: знакомство с признаками проявления интереса, со значением интересов в жизни человека; выявление особенностей своих интересов и склонностей; соотнесение области своих интересов и склонностей с требованиями различных профессий; формирование адекватной самооценки для определения профессионально важных качеств.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Знакомство с целью и темой занятия.

    Теоретическая часть.

Интересы и склонности и их учет в выборе профессионального труда

Мы уже говорили о том, что для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других - к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия, которые встречаются и в труде.

Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке выразительного чтения, кукольном, фотокружке и т. п. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно будет выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».

Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный кинофильм?» Однако эти вопросы бессмысленны, так как интерес - это не свойство вещи (книги, кинофильма и т.п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинтересной. Нет неинтересных предметов, а есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы различных людей неодинаковы.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. Если человек выбирает профессию, которая ему не интересна, то он никогда не получит удовлетворения от своего труда и маловероятно, что будет успешен в профессиональной деятельности.

    Практические работы по выявлению своих интересов и склонностей.

Задание 1. Выявите свои интересы.

Итог по результатам практической работы по выполнению теста Голланда на занятии «Межгалактическая вечеринка»:

а) назовите предпочтительный для вас тип профессий;

б) назовите профессии, которые относятся к этому типу;

в) какие требования предъявляет к человеку этот тип профессий;

г) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям в вашем регионе.

Задание 2. Проверьте устойчивость своих интересов.

В течение 3 мин напишите в тетради как можно больше слов. Как можно больше!

А теперь опять-таки в течение 3 мин напишите как можно больше слов, относящихся к любимому занятию.

1. Подсчитайте процентное соотношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельностью или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Чем выше полученный процент, тем активнее ваше отношение к предпочитаемому виду деятельности или области знаний. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу.

2. Подсчитайте общее количество написанных слов, относящихся к любимому занятию. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу. Большое количество верно написанных слов свидетельствует об осознанности выбора вашей работы, о связи с результатами предыдущих анкет.

При анализе результатов выполнения обоих пунктов этого задания обратите внимание на следующее (при затруднении обратитесь за помощью к преподавателю):

а) насколько широко и разносторонне охватывают написанные слова предпочитаемую вами сферу деятельности или область знаний;

б) к какому аспекту деятельности (непосредственное выполнение или общение, руководство, подчинение, планирование и т д.) преимущественно относятся написанные слова;

в) насколько написанные слова взаимосвязаны между собой.

По данным заполнения карты самооценки склонностей (задание 2) и результатам выполнения этого задания можно сделать вполне определенные выводы. Например, если из предыдущего задания следует, что вас интересуют точные науки, а результаты задания 3 подтверждают этот интерес (наибольшее количество слов, связанных с занятиями точными науками), то можно сделать вывод о наличии у вас стойких профессиональных намерений и проявлении профессионального самоопределения. В случае расхождения результатов можно судить о поверхностных профессиональных намерениях и отсутствии сознательного отношения к выбору профессии.

Итог:

1. Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей:

а) область интересов... ; б) предпочтительный тип профессии.. ; в) любимое занятие....

2. Назовите профессии, которые одновременно относились бы и к области ваших интересов, и к предпочтительному для вас типу профессий, и к предпочитаемой вами сфере деятельности.

3. Какие требования предъявляют к человеку эти профессии?

  1. Как управлять интересами и склонностями

Нет неинтересных или интересных дел. Одному человеку интересно строить, другому водить машину, третьему учить детей. То, что сегодня человеку неинтересно, завтра может захватить все его чувства и мысли.

Может ли сам человек управлять своими интересами и если да, то как это делать? Обратимся к эпизоду из хорошо известного романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», когда главный герой был наказан за очередную провинность тетей Полли. И какой он нашел выход из положения? (Здесь этот отрывок приведен в сокращении.)

«Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение - блестящая, гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался... тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

А, это ты Бен! Я и не заметил.

Слушай-ка, я иду купаться... да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну, конечно, еще бы!

Том посмотрел на него и сказал:

Что ты называешь работой?

А разве это не работа?

Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...

Я дам тебе все яблоко - все что осталось.

Том вручил ему кисть с видимой неохотой...

Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.

Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее».

Конечно, дать однозначные рецепты, как делать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями, невозможно. Но вот некоторые соображения на этот счет.

1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения цели, возбуждает, укрепляет интерес к ней. Однако это препятствие должно быть не очень большим и обязательно преодолимым.

2. Попробуем немного порассуждать. Что происходит, когда нам предстоит сесть за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится. Работа еще не началась, а уже скучно. Действует установка, как, например, в цирке: выходит клоун, он еще ничего не сказал, не сделал, а нам уже весело, мы смеемся. Мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле, потому что она поддается влиянию воображения,- это, кстати, доказано и учеными в опытах. Если бы мы могли вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах! Вообразить! Задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроиться на интересное, привести себя в хорошее настроение. И эту задачу можно решить. Надо вспомнить, как вы ведете себя, когда приступаете к любимому занятию, и поступить точно так же.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Более внимательно, отдать ей больше времени. Не торопиться. Потому что тщательность - основной источник увлечения работой. Когда торопитесь, внимание распыляется: и работаете, и следите за временем. Но если внимание не сосредоточено полностью на работе, то неминуемо она окажется скучной, ибо интерес - это и есть сосредоточение внимания. Работать тщательно - значит заранее отвести на работу время с избытком и не торопиться, не выгадывать минуты.

4. Интерес сразу не сформируется, поэтому возникает вопрос: сколько же времени надо работать, следя за собой, тщательно и с психологической установкой на интерес?

Теоретически даже единственный опыт останется в памяти человека, один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели, т. е. двадцать один день. Единого мнения на этот счет нет.

Так сколько же дней надо продолжать опыт по формированию у себя интереса? Вернее всего, до первого успеха и дальше. Успех окрыляет человека и дает ему силы, ведет к увлечению.

5. И последнее. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес или склонность, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

Если интересы и склонности к какой-то области знаний или практической деятельности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные. И это, конечно же, хорошо.

    Рефлексия.

Вопросы и задания.

1. По каким признакам судят о наличии интересов к определенной области у человека?

2. Как различаются интересы?

3. Что такое склонности и как они проявляются?

4. Может ли сам человек управлять своими интересами?

5. Какую роль играют интересы и склонности в выборе профессии?

6. Если человек занимается неинтересным делом, проигрывает не только он, но и общество в целом. Почему?

7. Вместо точек в нижеприведенном тексте вставьте пропущенные слова:

а) Применительно к выбору профессии интересы – это … отношение к определенной области труда, стремление к … и деятельности.

б) В том случае, когда с интересами связаны … планы, говорят о профессиональных интересах.

в) Интерес – это не свойство вещи, а свойство …

8. Подумайте, у кого из кратко описанных учащихся более ярко выражены склонности к практическому преобразованию окружающей общественной среды.

Ученик А. Проявляет повышенный интерес к событиям в стране и за рубежом. Много читает, хорошо играет в шахматы, и в летнем лагере был назначен старостой шахматного кружка. На занятиях кружка хорошо объясняет и показывает позиции, ведет учет посещаемости. Часто увлекается игрой сам. Работает в основном с теми, кто хорошо играет, а от непосед и шалунов старается отстраниться, избавиться.

Ученица Н. Хорошо учится, активна в учебе, в труде и спорте, в художественной самодеятельности, хотя ни в одном из этих видов деятельности не выделяется среди других. Н.- большой реалист. Когда на школьном совете обсуждали вопрос об организации комбината «Своими руками», она встала и минут пять, загибая пальцы, перечисляла, что нужно сделать. Когда же ей поручили организовать группу сильных мальчиков для переноски столов, а самый сильный из ребят отказался, Н., высказалась: «Сейчас соберу одних девчонок и ребят из младших классов, они посильнее некоторых, что с гантелями». Слово сработало.

Рассказывает Пётр Дмитриевский, семейный психолог .

1. «Для моих близких мои интересы важнее, чем их собственные»

Если человек живёт, веря в эту «истину», то постепенно всё его существование наполняется разъедающей обидой и злобным негодованием на окружающих людей, которые и правда часто проявляют беспечность, равнодушие, глупость. Откуда берётся этот миф? Из раннего детства. В первые месяцы жизни младенец не может выжить без матери, поэтому она жертвует ради него своими интересами, временем, сном. И все воспринимают это как должное. Но у некоторых людей такой младенческий опыт переносится во взрослую жизнь, и они продолжают верить, что мир крутится вокруг них. Возможно, в этом отчасти виновата и мама, которая слишком долго опекала ребёнка, бросала всё и бежала на его зов даже тогда, когда это не было для него жизненно необходимо. Нужно постараться понять, что единственный в мире человек, которому я действительно бескорыстно дорог, - это я сам. И тогда невнимательность со стороны близких перестанет казаться ужасным предательством, а неожиданные проявления поддержки и симпатии в наш адрес будут восприниматься как подарки судьбы.

2. «В любой ситуации должно быть решение, не причиняющее боли всем её участникам»

К сожалению, мир так устроен, что иногда своими действиями мы просто вынуждены причинять дискомфорт близким. А так хочется надеяться, что у всех конфликтов есть компромисс, устраивающий обе стороны! Например, мама вынуждена отдать малыша в детский сад. Ребёнок плачет и не хочет её отпус-кать, но мама понимает, что, если она не выйдет на работу, семья будет вынуждена влачить почти нищенское существование. Эта ситуация разрешится благополучно, только если мама сможет справиться с виной: «Мне очень жаль, что моё решение причиняет ребёнку боль, но я знаю, что действую правильно». Вина - часть нормальной жизни. Главное, это чувство не должно зашкаливать. К примеру, маленькие дети очень милы и всем нравятся, когда славно улыбаются и гулят. Но, если смотреть правде в глаза, они вносят в жизнь взрослых много хаоса и неудобств. Родители могут отнестись к этому с пониманием, «по-житейски». А могут сбрасывать своё недовольство в виде бесконечных упрёков и обвинений в адрес ребёнка. Такое причинение боли вовсе не является неизбежным и необходимым. В этом случае виной блокируется инициатива ребёнка.

3. «Если я захочу, то могу достичь любой цели»

В жизни есть ситуации, когда человек бессилен, - смерть родителя, решения супруга, собственные телесные и психологические ограничения. Не зря же появилось выражение «Нельзя прыгнуть выше головы». Человек, окрылённый идеей собственного всемогущества, платит за это стыдом и негодованием на себя и на окружающий мир. Вспомните: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» - и тому подобное. С другой стороны, не менее вредна и другая крайность, когда человек поверил, что от него ничего не зависит, и «сложил лапки», даже если силы и возможности для борьбы ещё есть.

4. «Если я очень постараюсь, то смогу измениться, стать лучше»

Это вредное убеждение, по сути, тесно связано с предыдущим. Надо понять, что мы никогда не сможем полностью себя переделать и стать совершенными. Мы до самой смерти ошибаемся в прогнозах, совершаем глупости, впадаем в гнев, в депрессию, раздражаемся и обижаем окружающих... В общем, наша живость как раз и проявляется в нашей неидеальности. Здесь лучше всё-таки принять позицию автора известной молитвы, который просит у Бога мудрости определить, где нужно мужество, чтобы решиться на изменения, а где нужны разум, силы и душевный покой принять то, что мы не в состоянии изменить.

5. «Хорошие события происходят с хорошими людьми, а плохие - с плохими. Если произошла беда, виноват в этом я сам»

Это убеждение тоже исходит из горделивой идеи всемогущества. Конечно, если меня ограбили ночью за гаражами в неблагополучном районе, то мне стоит задать себе вопрос: зачем я отправился ночью за гаражи? Точно так же, если человек напился, сел за руль и попал в аварию, ему есть за что себя упрекать. Однако многие несчастья происходят с людьми непонятно почему. Может быть, у этих событий есть даже какие-то космические причины, но во многих случаях они так и остаются нам неизвестны. Если с вами случилась беда, конечно, важно постараться извлечь из ситуации какие-то выводы. Но так же важно позлиться, погоревать и двигаться дальше, не считая, что вы всё это справедливо заслужили.

6. «Существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков: чёрное - белое, плохое - хорошее»

Этот миф тоже родом из детства. Детской психике не под силу справиться с противоречиями. Поэтому в сказках обычно однозначно положительные персонажи (феи, охотники, принцы) и однозначно плохие (мачехи, кощеи, бармалеи). Взрослея, человек постепенно учится видеть мир сложным. Оценивая какое-то событие или поступок, он размышляет, что, с одной стороны, это плохо, а с другой - привело к хорошим последствиям или выводам. Например: «Это качество в моей маме мне очень несимпатично, а этому качеству я хотела бы у неё поучиться». Наша взрослость, зрелость как раз и проявляются в том, чтобы видеть в одном событии, человеке, поступке разное, противоречивое. А кроме этого, предполагать, что со временем наше отношение к человеку или событию (в том числе к своему поступку) может сильно измениться, и плохое покажется единственно правильным или наоборот.