В эпоху перестройки в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых мы именуем неформалами. Неформалы существовали и до начала перестройки, но именно в это время их число значительно увеличилось, и практически в каждом большом городе СССР можно было встретить представителей разных движений. Разобраться в многообразии неформальных обществ нам позволит этот пост.

Хиппи

Расцвет движения основанного на меломанских психоделических и хардроковых пристрастиях, породившее всесоюзную систему вписок, лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а так же путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы, в Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского.Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством.

Хиппи 1984 год


Хиппи. Недалеко от Туриста, 1988 год


Хиппи. У входа в Сайгон, 1987 год

Стиляги

В 1980-е годы движение возродилось благодаря интересу молодёжи к ретро-стилю. Эти группы фигурировали в Ленинграде под наименованием «секретистов» в Ленинграде, а в Москве назывались «бравистами»(по названиям групп Браво и Секрет)


Стиляги. Антон Тедди и товарищи, 1984 год.Фото Дмитрия Конрада


Стиляги. Рус Зиггель и Тедди бойз. Ленинград, 1984 год. Фото Дмитрия Конрада


Широкие Стиляги. Москва, 1987 год

Ньювейверы

Движение ньювейва получило в советском обществе достаточно размытое проявление. Изначально опиравшееся на меломанские предпочтения в виде электронных экспериментов и эстетику постпанковских «новых романтиков», отечественные ньювейверы компилировали свою внешнюю эстетику на базе «чистого стиля», прическами определенного вида и макияжа, с элементами вобранных из других уже сложившихся движений, начиная от брейкерских очков, кончая постпанковским «мрачным стилем»
После 85 года, вслед за частичной легализацией зарубежных нерадикальных стилей, популяризации диско и подъемом металлистической волны, общая масса «новой волны» разделилась на два лагеря. Дискотечные поклонники зарубежной эстрады и потреблявших брэндовые вещи и получившие ярлык «попперов» из-за увлечение поп-музыкой 80-х. И более продвинутые модники -ньювейверы, которые находились в плотном соприкосновении с творческим андеграундом, экспериментировавших в рамках модовских и постпанковских традиций.


Ньювейверы. Ленинград, 1984 год


Ньювейверы. Ньювейв в МИФИ, 1983 год


Ньювейверы. На Маяке, 1990 год

Брейкеры

В начале 80-х до советской молодежи докатились отголоски хип-хоперского движения, получили свое проявление в виде движения «брейкеров»(по самочинному местному определению танцевального стиля). Изначально представлявшее из себя стиль жизни комбинировавший скейтбординг и дискотечного танца, этот стиль был представлен немногочисленной студенческой модной средой и «золотой молодежью» Юга-Запада Москвы. Но уже к середине 80-х вслед за, открытием молодежных кафе и выходы фильма «Танцы на крыше», брейкеров представляли не иначе как танцевальную субкультуру, со своими экспериментами в области внешнего вида.


Брейкеры. Арбат, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Брейкеры. Арбат, 1987 год. Фото Ярослава Маева


Брейк дэнс, 1987 год

Рокабиллы

Сам стиль, получил широкое распространение благодаря общеевропейскому возрождению классического рок-н-ролла и началу сайкобилли движения во второй половине 80-х. В Советском Союзе это проявление наложилось на ньювейверскую костюмную моду, но уже после 86 года обособилось, частично в Купчинском андеграунде (Ленинград), частично рокерском (Москва, МХАТ), и в среде фан клуба Элвиса Пресли (Москва) с тусовочными местами на ст.метро Площадь Революции и Катакомбах (руины Греческого зала)


Рокабиллы. Еж и Мавр, 1987 год


Рокабиллы. Ленинград, 1987 год


Рокабиллы. Рокабилли на Арбате, 1989 год

Рокеры

Термин «рокеры», появился в начале 80-х и распространялся изначально на советских поклонников рок-музыки. Но, уже начиная с 1984 года, ярлык «рокер» закрепился за поклонниками именно тяжелого рока, тяготеющих к внешнему стайлингу аналогичному британским «кофебар ковбоям» и американским байк клубам. В сентябре 1984 года (в день рождения Ковердейла), этот термин был был поднят на флаг тусовкой поклонников тяжелого рока в ЦПКО им. Горького, и в дальнейшем распространился на первые мото гэнги Москвы «Black aces» и «Street wolfs», далее на все мото объединения вплоть до 1989 года


Рокеры, 1987 год


Рокеры, на задворках МХАТа, 1988 год


Рокеры, Ночной выезд, 1988 год

Металлисты

Собственно сам термин «металлист», зародился на филофонических тусовках еще в начале 80-х, когда на рубеже десятилетий сменились ритмы у групп ранее по советским меркам проходившие как «тяжелый рок». Калькируемый с иностранных журналов слоган «хеви металл» изначально распространялся на «кисоманов» и иных поклонников «хардрока» начала 80-х.Но уже к середине десятилетия, после самоопределения части меломанов в «рокеры» и появления отечественных коллективов «99%», «Коррозия металла», «Э.С.Т.» и иных группы поклонников стали именоваться именно «металлистами»/


Металлисты из Горького, 1987 год


Металлисты. ВДНХ, 1986 год


Металлисты. ХМР-89, Омск

Панки

Наиболее идеологизированное, и одновременно аполитичное, движение получило первые свои проявления на рубуже 80-х. Не обладая полнотой визуальной информации о зарубежных аналогах, но понимая эффективность артистического карикатурного лайфстайла, этот феномен проявился в виде пародийного уличного идиотничания, артистического юродства, постепенно обрастая несоветской атрибутикой, музицированием и художествами.
Будучи наиболее «обидным» для совноменклатуры общественными проявлениями (откровенно порочащими облик советского гражданина перед иностранными туристами), «советский панк» подвергался наиболее интенсивному прессингу со стороны комсомольцев, милиции и гопоты. Все это привело к радикализации; слиянию панков и рокеров, формированию хардкор, красти и киберпанк стилей, с первыми «ирокезами» на невменяемых головах носителей. К удивлению самих представителей советского панк-андеграунда, когда в «железном занавесе» обнаружились информационные бреши, обнаружилось что эти проявления совпали с передовыми общемировыми субкультурными тенденциями.


Панки. ДК Горбуново, 1987 год


Панки. Ленинград, 1986 год. Фото Наталии Васильевой


Панки. Москва, 1988 год

Моды

С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.


Моды. Москва, 1988 год


Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова


Моды. Челябинск, начало 80-х

Хардмоды

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".


Хардмоды. Красная площадь, 1988 год


Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год

Сайкобиллы

Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике


Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой


Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год


Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова

Байкеры

В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк клубов, и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах. Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства


Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл


Байкеры. Кимирсен, 1990 год


Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова


Байкеры. Тема, 1989 год

Битники

Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х.Когда под этот термин попадали модные декаденты посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то "лиг", ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.


Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова


Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83


Битники. Челябинск, конец 70-х

Фанаты

Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из "кузьмичей"(простых посетителей стадионов) и выездной элиты, сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло "бандами", мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар "Саяны" на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться "банды" вокруг других команд


Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой


Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина


Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83

Любера

Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название "любера" уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень "подмосковного братства",пытавшегося контролировать не только обозначенные территории,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву "народной дружины", эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и "неформалов".


Любера. 1988 год


Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Любера. Любера и подольские в ЦПКО им.Горького, 1988 год

80-е годы эра «Новой волны» (термин, обозначающий различные жанры рок-музыки), рок-музыка продолжает пользоваться успехом у широкой аудитории. И именно в этот период набирают популярности и появляются многочисленные рок-коллективы. А ближе к концу 1980-х рок становится крупнейшим, наиболее коммерчески успешным направлением музыки в Соединённых Штатах и во всём мире. Ниже представлен список десяти лучших рок групп 80-х годов.

Metallica - американская трэш/хэви-метал группа, для творчества которой характерны быстрый темп, инструментальное мастерство и агрессивные гитарные соло. Была основана 15 октября 1981 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США. После двух лет на андеграундных сценах и записи нескольких демок, известность к коллективу пришла в 1983 году, после того как группа выпустила свой первый альбом «Kill ‘Em All». Всего же Metallica по состоянию на 2015 год выпустила 12 студийных альбомов, которые были проданы в количестве более 130 миллионов экземпляров по всему миру, что делает её одним из самых коммерчески успешных металлических коллективов.


Journey - рок-группа, образованная бывшими участниками групп Santana и Frumious Bandersnatch в феврале 1972 года в Сан-Франциско, США. Коллектив стал коммерчески успешным между 1978–1987 годами, после чего был временно распущен, продав более 80 миллионов экземпляров своих альбомов по всему миру и более 47 миллионов в США. В течение этого периода, группа выпустила серию хитов, в том числе хит 1981 года «Don’t Stop Believin», который в 2009 году стал самым прослушиваемым треком в истории Itunes среди песен, выпущенных в XX-м веке. Наиболее успешными альбомами Journey считаются «Escape» (1981) и «Frontiers» (1983). Всего же группа выпустила 17 альбомов, из которых два золотых, восемь мультиплатиновых и один алмазный альбом.


Iron Maiden - британская рок-группа, основанная бас-гитаристом Стивом Харрисом в конце 1975 года, оказавшая значительное влияние на развитие метала. Является одной из крупнейших, наиболее успешных и самых продаваемых (более 100 миллионов копий по всему миру) хеви-метал групп всех времён. А её вокалист Брюс Дикинсон, по мнению многих, является одним из лучших вокалистов хэви-метал в истории. Всего коллектив на 2015 год выпустил 16 студийных альбомов, последний из которых The Book of Souls.

Iron Maiden имеет свой талисман, символ по имени «Эдди», который изображён на всех обложках альбомов группы, а также представлен в декорациях на всех их концертах.

U2


На седьмом месте в списке лучших рок-групп 80-х годов находится U2 - ирландская рок-группа из Дублина, основанная 25 сентября 1976 года. В то время они были подростками-музыкантами средней руки. Однако спустя четыре года, музыканты подписали контракт с Island Records и выпустили свой дебютный альбом «Boy». Всего же коллектив выпустил 14 студийных альбомов, продав более 170 миллионов их копий по всему миру. По состоянию на 2015 год в активе группы находится 22 премии «Грэмми», больше, чем у любой другой в мире. Также группа U2 занимает 22-е место в списке «100 величайших исполнителей всех времён». Внесена в «Зал славы рок-н-ролла».


Def Leppard - британская рок-группа, образованная в 1977 году в Шеффилде. Группа дебютировала с альбомом «On Through the Night» в 1980 году, а пик её популярности пришёлся на 1984–1989 годы, когда вышли платиновые альбомы «Pyromania» и «Hysteria». Коллектив на 2015 год выпустил 11 студийных альбомов, которые были проданы в количестве более 100 миллионов копий по всему миру. Рок-группа занимает 70 строчку в списке «100 величайших исполнителей всех времён». В 1995 году музыканты группы Def Leppard занесены в Книгу рекордов Гиннесса как единственные исполнители, выступившие на трёх континентах в течение одних суток.


Van Halen - американская хард-рок-группа, образованная в 1972 году в Пасадене, штат Калифорния. Сразу после выхода их дебютного альбома «Van Halen» коллектив стал всемирно известным, однако наиболее популярным альбомом (как и по показателям продаж, так и по позициям в чартах) считается шестой студийный альбом под названием «1984». Всего же коллектив выпустил 12 альбомов, продав более 80 миллионов их копий по всему миру. Van Halen занимает 7-е место в списке 100 лучших хард-роковых исполнителей всех времён. Внесена в «Зал славы рок-н-ролла».

AC/DC


AC/DC - австралийская рок-группа образована в Сиднее в ноябре 1973 года братьями Малколмом и Ангусом Янгами. Спустя два года в 1975 был издан первый их альбом, «High Voltage». А в 1980 году коллектив записал свой самый популярный альбом, «Back in Black», который был продан в количестве более 64 миллионов копий по всему миру. Всего же AC/DC продала свыше 200 миллионов альбомов по всему миру. Группа является одной из самых влиятельных в стиле жёсткого рока и известна благодаря простым мелодиям, состоящим из трёх (или четырёх) аккордов. В отличие от большинства хард-рок-групп, коллектив AC / DC избегает, длинных гитарных соло и эффектов.


Bon Jovi - американская рок-группа, образованная в Нью-Джерси в 1983 году. Является одним из самых успешных представителей стиля глэм-металла. Мировой популярности коллектив достиг лишь с выходом третьего их альбома «Slippery When Wet» вышедшем в 1986 году. На 2015 год группа Bon Jovi выпустила 12 студийных, 5 сборников и 2 концертных альбома, продав более 100 миллионов их копий по всему миру. В 2010 году коллектив возглавил список самых прибыльных гастролёров года, согласно которому за время их тура The Circle Tour было продано билетов на общую сумму 201,1 миллиона долларов.

Guns N ‘Roses


Guns N ‘Roses - американская хард-рок-группа из Лос-Анджелеса, образованная в 1985 году. Коллектив стал популярен в конце 1980-х и начале 1990-х годов после выпуска в 1987 году их первого полноформатного альбома «Appetite for Destruction», который по данным RIAA является самым коммерчески успешным дебютным альбомом за всю историю рок-н-ролла. Guns N ‘Roses выпустил 6 студийных альбомов, продав более 100 миллионов их копий по всему миру, в том числе 45 млн в Соединённых Штатах.

Queen


Лучшей рок-группой 80-х годов считается Queen. Это британская рок-группа, основанная в Лондоне в 1970 г. 13 июля 1973 года группа выпускает дебютный одноимённый альбом, благодаря которому она приобретает известность на родине. Однако настоящий фурор и мировую славу произвёл альбом 1975 года - «A Night at the Opera», который до сих пор считается величайшим произведением Queen. В Англии этот альбом стал четырежды платиновым. Всего же коллектив выпустил 18 студийных альбомов и продал более 300 млн их копий по всему миру.

Поделится в соц. сетях

Accept (Эксепт) - Известная немецкая группа, играющая в стиле хард-рок и хеви-метал . Начало творческой деятельности было трудным и малоприбыльным. Почти все семидесятые годы в группе постоянно менялся состав. Музыканты, немного поиграв по клубам и кафе и...
AC/DC (АйСи/ДиСи)

AC/DC (АйСи/ДиСи) - Австралийская команда, созданная двумя родными братьями еще в юношеском возрасте. Семья Янгов буквально была помешана на музыке. Все 4 брата Малкольм, Джордж, Алекс и Ангус с детства научились играть на гитаре и к совершеннолетию...

Aerosmith (Аэросмит)
Bad Religion (дурная вера)
Bad English (плохой английский)
Bon Jovi (Бон Джови)
Cinderella (Синдерелла)
Def Leppard (Деф Леппард)
Dire Straits (Дайя Стрэйтс)
Dokken (Доккен)
Europe (Европа)
Fine Young Cannibals (Обворожительные Юные Каннибалы)
Foreigner (Форейгнер)
Genesis (Дженесис)

Genesis (Дженесис) - легендарная Английская рок группа. В 2017 году исполняется 50 лет со дня создания группы. В список групп 80-х коллектив попал потому, что восьмидесятые годы были самыми успешными в жизни рок группы. Именно в самом конце 70-х Дженесис кардинально...

Представляем вашему вниманию фотографии из проекта «Мототур длиною в жизнь». Все фотографии сняты немецкой журналисткой Петрой Галл на рубеже 1980–1990 годов, прокомментировал их куратор проекта Миша Бастер.

Спонсор поста: Список организаций Воронежа . FLADO: Продать легко - купить приятно!
Источник: afisha.ru

1. К концу 1980-х годов, когда уже отгремели столкновения между рокерами и люберами - о них писала даже New York Times, - на улицы Арбата кто только не повылазил. В том числе появились кришнаиты, которые своим несуразным внешним видом и бубнежкой надоедали окружающим не меньше, чем моторокерские банды.

2. Танцы возле кафе «Маргарита» на Патриарших, странным образом работающего до сих пор. Патрики в 1980-е и так были достаточно продвинутым местом, но с тех пор как туда переселился Валера Лысенко (Еж) из «Мистера Твистера», стало ассоциироваться с рокабили-тусовкой. Много сделал для этого запечатленный на фото Маврикий Слепнев - внук папанинца и сын балерины, лихо отплясывавший на концертах «мистеров». А потом он заболел мотоциклом и выделывал коленца, уже разъезжая по подземному переходу Пушкинской площади. Мы этот переход называли «трубой».

3. Типовая арбатская картина перестроечных времен, сохранившаяся и по сей день. Такие столы с вождями-матрешками и прочей китчухой с конца 1980-х гнездились рядом с толпой уличных художников. Причем это было как бы фасадом, потому что там же шла бойкая торговля дефицитом: иностранными вещами, журналами, винилом.

4. Шеремуха, он же Шарик: аэропорт Шереметьево-2 был традиционным местом ночного паломничества рокерских колонн, стартовавших либо с задворок МХАТа, либо с Лужников. Целью визитов было и себя показать, и иностранцев попугать. Плюс обязательно посетить тамошнее кафе. Маршрут в аэропорт часто пролегал через Бадаевский пивной завод и под утро заканчивался на выходе из ресторана гостиницы «Москва». Там, заплатив 1 р. 50 коп., мотоциклисты выносили со шведского стола шлемы, доверху набитые едой.

5. До появления специальных подразделений по отлову рокеров гаишники на мотоциклах вызывали у хулиганов откровенный смех. Они не могли угнаться за мотоциклистами, ездили неловко, ну и выглядели, скажем так, куда менее модно, чем мотогаишники в шлемах и крагах 1960-х. Эстетика провисала в эти годы по многим фронтам.

6. Задворки МХАТа им. Горького - место, ставшее популярным в 1987-м, когда местные модные парни сели на мотоциклы и создали обособленную тусовку. В отличие от концертно-рокерских объединений, культивировавших хеви-метал, она, как бы противопоставляясь, предпочитала стиль рокабили и вдохновлялась фильмом «Улицы в огне».

7. В 1987 году Петра Галл познакомилась в Москве с Хирургом (Александр Залдастанов - основатель мотоклуба «Ночные волки»), Эдом (Эдуард Ратников - президент концертного агентства T.C.I., на фото слева), Русом (Руслан Тюрин - основатель мотоклуба Black Aces, на фото) и Гариком (Асса, Олег Коломийчук - персонаж московского андерграунда, умер в 2012 году). Она сразу попала в эпицентр рокерского движения. По этой картинке видно, что прикид Эда и Руса совмещает в себе эстетику лондонских стритрейсеров 1960-х и урывочные представления о мотобандах Америки 1950-х. Парни хотели выглядеть круче всех, как в кино и на обложках иностранных журналов.

9. Еще одна фотография из «стоячки». В одну из таких, на улице Герцена, практикантом устроился арбатский любер Шмель, который искал мифических фашистов, но вместо них нашел нас, панков, и бесплатно подкармливал пельменями. После распада СССР Шмель был переименован в Пельменя и, не найдя фашистов, стал им сам, примкнув к каким-то черносотенцам в начале 1990-х годов.

10. Ночной центр Москвы конца 1980-х годов, снятый во время какого-то очередного мототура с заездами на улицу Горького за горячим, только что привезенным с завода хлебом в Филипповскую булочную. Сейчас такая безлюдная погруженная во тьму Москва с кривыми улочками сохранилась крайне локально. Вместе со смешанным запахом мокрого асфальта и бульварных тополей, со странными прохожими, поскольку все не странные отрубались перед очередным трудовым подвигом, ее смело можно назвать «Москва та».

11. Возле этого памятника на Калужской площади впервые появились скейтеры в начале 1980-х годов - на рижских «рулах» и подмосковных досках. Спустя 10 лет после мощной рок-волны перестройки тема снова вернулась, но в другой моде. Широкие штаны - трубы и пирамиды, тяжелые ботинки и балахоны проносились на фоне тех же застывших в камне советских идолов.

12. Саша Хирург морально унижает случайно встретившегося любера на Пушке. Наступил переломный для рок-движения момент, когда резко усилились гонения на все неформальное и появились люберы. Это было собирательное движение под эгидой подмосковного культуризма в Люберцах. Бодибилдеры ездили в Москву и раньше, но откровенным социальным прессингом не занимались. А вот те, кто косил под люберов, практиковали мелкий гоп-стоп вовсю, за что и бывали отоварены. Саша в этом процессе играл немаловажную роль, но, несмотря на то что столкновения люберов и рокеров обросли легендами, чаще такие встречи заканчивались перепалками и комичными номерами.

13. Ночной выезд мотохулиганов весной 1989 года. Такими шайками в духе фильма «Безумный Макс» они носились по пустынным улицам города, предварительно сняв глушители со своих «яв», «чезетов», а иногда и «днепров» с «уралами». В массе своей московские рокеры были обычными ребятами, которых более продвинутые называли «телогреечниками». К 1988 году движение стало настолько массовым и шумным, что в СССР о них начали снимать кинострашилки типа «Авария - дочь мента».

14. В контраст к предыдущей готике: тут экзальтация в «Лужниках» 1989 года - на Фестивале мира. Несмотря на последующий более масштабный фестиваль «Монстры рока» 1991 года, Фестиваль мира вспоминается как пик 1980-х. Такой атмосферы не было даже на первых местных концертах Uriah Heep и Pink Floyd. В Москву привезли топовых звезд, включая Оззи Осборна, и зачем-то поставили на одну сцену с ними московских ньювейверов из пула Стаса Намина.

15. Это, вероятно, 1992-й. Трудновато установить, поскольку в 1990-е рокерская тема окончательно сменилась байкерской с тяжелыми мотоциклами, длинными вилками и первыми русскими байк-клубами. На фотографии - Таня (Еремеева. - Прим. ред.), подруга основателя одного из первых мотообъединений «Сossacs» Олега, он же Ким Ир Сен (Олег Гоч. - Прим. ред.). В самом начале 1990-х ему удалось съездить за границу и привезти более-менее современные «харлеи».

16. Конец 1980-х, Галерея - как называли Гостиный Двор тусовавшиеся там стиляги. Обшарпанный, исписанный граффити готическо-декадентский кусок московского ампира, наполненный легендами о подвалах КГБ. В те годы абсолютно пустынный уголок Москвы, в котором зловещая тишина разрушалась только каким-то глухим ритмичным звуком от агрегата, работавшего во дворе Гостинки.

17. Петра Галл - автор этих фотографий, корреспондент агентства «Зебра», мотофотограф, активно участвовавшая в феминистском движении начала 1990-х в Германии. Ее альбом готовится к выходу в издательстве «Фотопро Премиум». Узнать о предыстории проекта и поддержать его можно на сайте planeta.ru по поиску «Петра: мототур длиною в жизнь».

Рок восьмидесятых годов характеризуется тем, что наибольшего успеха достигают новые жанры, а направления прежних лет отходят на второй план. Рок-группы 80-х, созданные совсем молодыми музыкантами благодаря стремлению ярко заявить о себе, становятся основоположниками новых течений в роке.

Наибольшего успеха добились в 80-е годы "Dire Straits", исполнявшие блюз-роковые композиции с джазовыми элементами. Свой неповторимый стиль в жанре электронной рок-музыки создали музыканты "Depeche Mode". В середине восьмидесятых годов начинается "ирландское вторжение". Дублинские рок-группы 80-х во главе с "U2" привносят свой стиль в исполнение пост-панка, добавив отголоски ирландских баллад. Их альбом "The Joshua Tree", вышедший в 1987 году, был назван одним из величайших альбомов рока.

В эти годы рок-музыка как бы разбивается на два направления: есть просто рок, и есть тяжелый рок. Яркие представители рок-группы 80-х в стиле хард-рок - это американцы "Guns N’ Roses". Группа получила всемирную популярность в 1987 году, когда вышел ее первый альбом Appetite for Destruction.

Британская хэви-метал группа "Iron Maiden" была, пожалуй, самой известной из представителей новой волны британского хэви-метала (NWBHM). Это новое течение в рок-музыке оказало огромное влияние на развитие хэви-метала в целом. В 1981 году под названием "Killers" стал золотым во всех странах мира.

В восьмидесятых годах формируется новое направление в стиле хэви-метал - трэш. Он объединил в себе хэви-метал с его мелодичностью и панк-рок с его жесткостью и скоростью. Трэш в эти годы был самым тяжелым направлением в рок-музыке. Скорость игры была доведена до физического предела, звук гитары

максимально искажен. Группа "Metallica" не только возглавила новое тяжелое направление, но и приобрела репутацию супергруппы. Музыка рок-группы 80-х годов "Metallica" сложнее, чем что-либо когда-то написанное в роке. Таких сложных конструкций, которые исполняла "Metallica", еще не знал мир является самым коммерчески успешным рок-коллективом. Продано более 100 миллионов экземпляров ее альбомов по всему миру.

В 80-х в СССР развивается своя рок-волна

Создаются первые центры рок-движения. В Москве в 1985 году открывается "Рок-лаборатория" при ДК им. Горбунова. Ярчайшие московские музыкальные группы 80-х годов - это "Машина времени", "Воскресение", "Звуки Му", "Бригада С", "Крематорий", "Браво". В эти годы в Москве появляются группы, играющие хэви-метал: "Ария", "Коррозия металла", "Мастер", "Круиз", "Черный кофе". В Ленинграде работает рок-клуб, в который входят группы "Аквариум", "Алиса", "Кино". Свердловский рок-клуб представляли "Агата Кристи", "Наутилус Помпилиус", "Настя", "Чайф", "Урфин Джюс". Культовыми среди поклонников стали группы "ДДТ" (Юрий Шевчук), "Алиса" "Кино" (Виктор Цой), "Аквариум" (Борис Гребенщиков). Особенностью русского рока являлось то, что основную нагрузку несли тексты. Это было связано с выражением сильнейшего социального протеста, кипевшего в умах и сердцах людей того времени. В 1986 году в Америке выходит альбом, в котором представлены наиболее популярные в СССР группы 80-х. Русские рокеры, такие как "Парк Горького", "Э.С.Т" и другие, получают приглашения на гастроли и запись альбомов за рубежом.