С техникой эбру я познакомилась осенью во время работы в реабилитационном центре , где этот способ рисования по воде используют в качестве терапии для детей-инвалидов. Меня впечатлила реакция детей, их эмоции, простота исполнения и невероятная красота получающихся рисунков. Безусловно, для настоящего эбру нужен полный набор специальных средств: красок, раствора, гребней, жесткой кисти, шила (в центре работают с материалами от Artdeco). Но оказалось, что в домашних условиях тоже можно сотворить нечто подобное: эбру на молоке. В Инстаграме в последнее время много раз мелькали фотографии опытов с молоком, красками и средством для мытья посуды, именно они и натолкнули меня на мысль — совместить эту забаву вместе с идеей эбру-рисования.

Итак, берем большой поднос и наливаем молоко — у нас в холодильнике оказалось 2,5% жирности, думаю, что на более жирном молоке результат получится еще интереснее.

Затем мы с Агатой в отдельных емкостях немного развели водой икеевскую гуашь (другой краски дома нет, но, возможно, и обычная гуашь подойдет).

Вот и все приготовления. Из инструментов нам понадобились пипетка, обычная кисточка, зубочистка и палочка для суши. А дальше началось самое настоящее волшебство, остановить которое я была не в силах в течение почти 2 часов! Так долго дочь не увлекал ни один из способов взаимодействия с красками.

Особенно Агате полюбился процесс получения оттиска на листе бумаги. Она назвала это «типографией» и решила, что будет таким образом украшать все имеющиеся белые листы в доме. У нее отлично получалось самостоятельно выполнять все манипуляции по переносу красок: брать лист, класть его на молочный рисунок и потом вытаскивать для просушки.

После того, как краски перенесены на лист, можно творить еще бесчисленное количество раз. Очень красиво получается, если краску не только капать пипеткой, но и разбрызгивать с помощью кисти. Затем мы брали зубочистку или палочку и делали узоры.

Агата использовала не только плотные листы мелованной бумаги, но и самые обычные квадратики из блокнота: результат был хорош и в первом, и во втором случае. Вот только тоненькие листочки после высыхания пришлось прогладить утюгом, так как они немного покоробились. Дочь заявила, что на квадратных рисунках она будет писать мне письма, и у нее получилась довольно солидная пачка заготовок:-).

Как всегда после «официальной» части творчества в ход пошли дополнительные ресурсы))

В этот раз в качестве шила применялся хвост трицератопса, а молоко было решено заменить десертом (персикового цвета на фото). И что я могу заметить: техника рисования на молочном густом десерте совершенно отличалась от предыдущих опытов. На этом «киселе», как назвала его Агата, краски так не разбегались, и рисунки получались чуть более стабильными. Жаль, что долго нам не удалось поэкспериментировать, потому что следующим этапом было смешивание.

В этот момент мы и вспомнили про средство для мытья посуды. Агата набирала его на кисть и стряхивала на рисунок: ниже видно, как разбегается краска по поверхности молока-киселя. Потом эти же фокусы проделали все наши игрушки, заставляя мыльными хвостами краску сдвигаться к бортикам подноса.

Мы перенесли на бумагу очень много рисунков, и впечатлений у нас не меньше! После сушки и глажки пытались угадать, увидеть в причудливых узорах какие-то изображения, дать им названия. Агата предложила считать эти творения картами и рисовать на них ручкой лабиринты, писать названия островов и морей, прокладывать путь морякам и пиратам. И ведь она права: получился вид фантастической планеты из космоса с ледниками, реками, пустынями.

Чисто случайно мне в руки попала старая немецкая книжка про эбру — рисованию на воде. Я пролистала ее, была заворожена картинками, иллюстрирующими это древнейшее искусство.

Эбру — рисование по воде

Хочу сразу добавить, что отпечатки эбру можно с успехом делать на ткани, дереве. Таким образом получаются великолепные шелковые платки.Чтобы разом окрасить весь платок, нужна соответственно емкость с большой площадью.

Встречала упоминания, что еще получившиеся сказочные рисунки переводят на керамику и стекло. Вот только не знаю точно, какие же красители нужны для этого, обычные для технологии рисования на воде или какие-то особенные.

Уверена, что не только мне одной нравится эбру. Наверняка многие даже не знают что это такое, названия еще не слышали, поэтому решила привести основные моменты книжки (в вольном переводе), а также фотографии примеров. На это мне потребуется наверное несколько постов, а сегодня начну с самого основного — азов, а также нескольких уроков для начинающих.

Что же такое эбру?

На поверхности одной жидкости можно рисовать другими — красками. Но не всегда, а только тогда, когда плотности этих составов сильно отличаются. Иначе бы они просто смешивались, растворялись.

В качестве основы, на которой можно рисовать, берется специальный густой, немного клейкий раствор. По оригинальной технологии он делался из растения, колючки. Процесс был долгий, занимал пару недель.

Сейчас все упростилось, купив порошок (загуститель), можно самостоятельно сделать раствор для рисования эбру, нужно только немного настоять его. Существуют аналоги, сделанные из водорослей и даже мха.

Некоторые умудряются рисовать масляными красками по воде, а детям в детских садах предлагают рисование обычной гуашью по молоку. Молоко иногда разводят мукой или крахмалом. А сверху на рисунок брызгают жидким средством для мытья посуды. :)

История возникновения эбру

Немного истории. Точно никто не может сказать, когда именно возникло это древнее искусство. Доподлинно известно только то, что эта техника рисования по воде пришла с востока. Во втором веке до нашей эры она была известна в Китае. Там технология эбру держалась в строгом секрете. Гораздо позже она появилась в Японии.

Использовалась такая «мраморная» бумага не только для написания текстов и документов. Из нее изготавливали зонтики, лампы, головные уборы, сумки, фонарики, драконов и многое другое.

Из поколения в поколение знания передавались потомкам, искусство эбру развивалось. В настоящее время мраморную бумагу называют иногда «турецкой бумагой». Потому что там рисование по воде было очень распространено, причем до сих пор. Использовались не только цветные красители, но также золотая и серебряная пыль. Бумагой, окрашенной в стиле эбру украшалась самая главная у мусульман книга — коран. Причем для книг и важных документов цветными делались только бумажные края, а середина оставалась белой, она-то использовалась для написания текстов.

Недаром названия всех приемов этого интереснейшего искусства имеют названия турецкого происхождения (например, Battal Ebru, Gel-Git Ebru, Taraklı Ebru и другие). Об этом можно почитать подробнее в следующей статье:

Мой третий пост на общую тему. Стили и приемы азиатского искусства рисования на воде каталогизированы, а затем собраны в один список, каждый имеет свое оригинальное название. В конце рассказано немного о современности, о его особенностях в наше время. Эбру в наше время не ушло в небытие, а продолжает развиваться.

Название происходит от турецкого слова «эбр», что означает облако. Персы предпочитали многоцветную технику рисования. Они писали на ней стихи и письма. Сам персидский шах писал указы на такой бумаге, поскольку ее очень сложно было подделать.

В Германии цветная бумага известна с 15 века. Это были простые, окрашенные при помощи губки и кисточки листы. Только в 16 веке рисование по воде пришло в Европу. Путешественники и торговцы привозили цветную бумагу в стиле эбру с собой на родину. Из нее изготавливали обложки книг. Если было мало материала, то использовали кусочки, настолько она ценилась.

Многие исследователи хотели получить рецепт изготовления, кому-то это удавалось, в каждой переплетной мастерской был свой собственный. Как жидкой основы, так и красок.

В 19 веке в Европе были созданы курсы эбру — рисования по воде, бумага с успехом продавалась. Была даже такая профессия — изготовитель цветной бумаги.

Материалы для эбру и техника рисования на воде

  • Ванночка (кюветка)
  • Кисточки и пипетки
  • Гребни для рисования на воде
  • Краски (некоторые берут тушь, темперу, разбавляют желчью, терпентином, петролеумом)
  • Водная основа
  • Приспособление для мытья окон с резиновой деталью
  • Баночки от йогурта или другие закрывающиеся емкости
  • Картон и ножницы для получения шаблонов
  • Бумага для оттиска эбру
  • Газеты
  • Передник

В ванночку будет наливаться жидкость, на которую собственно наносится краска. Раньше такие емкости были оснащены возможностью слива загрязненной жидкости с поверхности воды, сейчас используются самые простые. Некоторые берут для этих целей кюветки, которые применялись в фотолабораториях для проявки фотографий.

Гребни для создания узоров многие делают сами, из куска дерева с дырочками (или пробки), а также штопальных иголок. Необходимо по меньшей мере две штуки, длиной почти по ширине ванночки с разным расстоянием между иглами. Хорош короткий гребень, им можно делать орнаменты на небольшой части рисунка.

Гребешки можно сделать из двух частей картона, между которыми приклеиваются иголки. Но в наше время все это можно купить в магазине в готовом виде.

Еще для работы над эбру можно использовать деревянные части кисточек, шпатель, иглы для шитья, птичьи перья и другое.

Основа изначально изготавливалась из растений, в частности колючки гевен. Процесс был длительный, а сейчас можно купить порошок, который разводится в воде, настаивается и получается основа, на которой можно рисовать. Она должна быть однородной, поэтому ее необходимо пропустить через сито или марлю.

Если на поверхности имеются мелкие пузырьки воздуха, то, чтобы убрать их, сверху кладут на короткое время газетный лист.

Рисунок можно перевести не только на бумагу, но также на ткань, кожу, дерево или яичную скорлупу. Бумагу лучше брать такую, чтобы при намокании она сохраняла некоторую прочность. Одновременно она не должна быть слишком плотной и упругой, иначе при переносе эбру на бумагу могут возникнуть пустоты.

Неплохо смотрится цветная бумага в технике рисования на воде, даже иногда абсолютно черная. Покупать нужно специальную бумагу для эбру, а обычную нужно специальным образом обрабатывать, а затем сушить.

Нужно запастись газетами для покрытия поверхности, для просушки готовых работ, для снятия загрязненной основы с поверхности.

Рисование по воде — пример

Упражнение 1: рисование одним цветом

Ванночку наполняем на две трети основой. Готовим голубую краску. Кистью или пипеткой сажаем каплю за каплей.

Работать нужно быстро, чтобы размеры всех элементов были приблизительно одинаковыми (они быстро растекаются, увеличиваясь в размерах). Последние капельки расплываются меньше, поскольку первые уже расплылись и последним осталось просто мало места.

Накрываем сверху бумажным листом, при этом беремся за два диагонально-противоположных угла, класть начиная с середины. Не смещать, не тянуть, иначе получатся полосы на картинке.

Но теоретически эти полосы могут быть интересными, хотя возникают случайно. Хуже пузырьки воздуха, поэтому прежде чем переводить изображение, убедитесь, что пузырьков нет, а если есть, то проколите их иголкой.

Нужно постараться чуть нажать на бумагу во всех местах, чтобы потом не получились белые пятна на некоторых местах. Это нужно делать осторожно, кончиками пальцев.

Так же точно, за диагональные углы, поднимаем лист с отпечатком эбру.

На листе помимо узора остается грязноватая клейкая основа. Она может сильно испортить изображение, оставить серые пятна. Помещаем бумагу в воду, вручную осторожно очищаем от клейкой массы. Ни в коем случае не промывать под струей воды! Может смыться рисунок.

Далее помещаем нашу работу на ровную поверхность, лежащую не совсем горизонтально, например, на стекло. Изображением кверху. Очистить поверхность можно при помощи резиновой части приспособления для мытья окон. Работаем только сверху вниз.

Упражнение 2: нанесение нескольких цветов

Это упражнение эбру не сильно отличается первого, здесь мы возьмем три цвета — черный, зеленый и синий. Сначала капаем черным. Он ведет себя как мы уже наблюдали ранее — образует «соты». После капаем внутрь по зеленой капле. Они расширяются, придавливают черный цвет к краям. Далее капаем синим. Он реагирует не так агрессивно, как зеленый.

Такие эксперименты всегда интересны. Один порядок нанесения цветов на воду меняет результат. Влияет также степень разбавленности красок. Разные цветовые комбинации частенько приводят к неожиданностям.

Урок 2 — рисование тремя цветами

Упражнение 3: рисование разбрызгиванием красок

Распределение капель пипеткой уже приводит к интересным результатам. Классическим рисунком эбру является узор камня, мраморный. Как же создается известная доля «случайности» в узоре?

Мелкие прутики можно связать метелочку нитками или шнурком, она не должна быть большой, не длиннее, чем кисточка. Она обмакивается в краску, а затем разбрызгивается над емкостью с жидкостью-основой.

Цветовые пятна получаются разного размера. Влияет также то, насколько разбавлены краски, насколько долго мы ждем прежде чем перевести узор на бумагу.

Упражнение 4: использование разбавителей при рисовании

Что же это за жидкости, которые влияют на скорость и формы «расползания» цветовых пятен? Во-первых, вода. Во-вторых, желчь, петролеум, терпентин. Все это продается и можно легко купить. Если раньше нужно было покупать в разных местах, то сейчас все для эбру можно найти в одном магазине для хобби и художников. С разбавителями можно экспериментировать, приобрести собственный опыт.

Зачем нужна желчь для эбру?

В зависимости от того, какие краски (тушь, темпера и т.д.) используются, реакция может быть разной. Желчь для эбру — для чего же она нужна? Посмотрите на картинки ниже, поймете каким образом преобразуется рисунок после ее применения.

Например, красные «гвоздики» получаются, если темпера сильно разбавлена желчью.

Ниже вы видите еще два варианта эбру. Цвета разбрызганы метелкой. После рисунок покрыт мельчайшими каплями петролеума. Для этого можно использовать обыкновенный пульверизатор.

Интересными получились переходы цветов на примере ниже. Да, не бойтесь, что на бумаге отпечатаются жирные следы петролеума или терпентина. Они улетучатся, когда работа эбру будет сохнуть.

В ближайшее время думаю продолжить выкладывать посты по этой теме, поскольку книжка содержит множество материалов с уроками по нарастающей сложности.

Но не знаю, насколько это кому-то нужно, будет ли интересно кому-то кроме меня. Так что, пожалуйста, пишите в комментариях, есть ли интерес, стоит ли мне дальше продолжать тему эбру, искусства рисования по воде.

Вас может заинтересовать:

Вторая часть, продолжение описания древнейшего способа рисования по водной глади с последующим переводом изображения на бумагу, ткань, дерево или другой материал. Более сложные приемы, работа иглой, гребнем, шпателем, пером птицы, а также свободная техника, в результате которой получаются растительные узоры.

Эбру — волшебное и многогранное искусство. Волшебство происходит во время работы. Но не только. Разглядывать картины в технике эбру тоже необычайно интересно, погружаешься в какой-то гипнотическое состояние.

Техник рисования по воде великое множество. Наверное, вы замечали, что под эбру понимаются иногда очень разные картины. Название общее, но в одной технике существует множество стилей и градаций, так уж вышло.

Примечательно, что для рисования по поверхности воды всегда использовались только натуральные красители, взятые из природы. Каждая картина уникальна, поскольку с одной работы можно сделать только один отпечаток, снятый листом бумаги с кюветки.

Некоторые книги учат подряд как можно рисовать на воде, но мы не будем валить все в кучу, а разберемся что есть что. Если вы уже начали заниматься эбру, то уже многое умеете, а знаете ли вы оригинальное название, в какой технике вам больше нравится работать?

Этот стиль возник еще в древние времена, где конкретно, точно нельзя сказать, но то, что это были страны Азии, доподлинно известно. Он был возможно заимствован турками, где и был впоследствии широко распространен. Многие турецкие художники тех времен занимались только им.

Техники рисования эбру

Не знаю почему, может быть туркам свойственно так детально все классифицировать, но у них принято делить технику эбру на множество разновидностей, пусть даже на наш взгляд они отличаются друг от друга на одну копейку.

Вероятно этим видом искусства в свое время занимались многие художники в Турции, каждый из которых привнес что-то новое, раскрыл потенциал каждого отдельного варианта, возможно, творил в большинстве своем в одной технике, которая ему больше всего удавалась или нравилась, был известен этим. Примеры старинных произведений мастеров рисования на воде можно найти в турецких музеях.

Различные стили в эбру определяются соответственно использованной техникой, а также получающимися при этом образцами. Различают следующие виды:

  1. Баттал эбру (Battal Ebru)

    Баттал эбру (Battal Ebru)

    Очень нежный стиль — это основной образец, с которого начинается каждая форма эбру (за исключением кумлу). Чтобы достигать мраморного эффекта, цвета на по капелькам наносятся на поверхность жидкости, где они распространяются естественным для себя образом. Техника баттал эбру используются для каллиграфии, для обрамления или как обложки для книг.

  2. Gel-Git Ebru

    Гель-гит эбру

    Гель-гит исходит из баттал эбру благодаря использованию иглы, при этом возникает повторяющийся орнамент.

  3. Şal Ebru

    Шаль эбру

    Шаль эбру — это видоизменение предыдущей техники, при которой узоры должны рисоваться случайно.

  4. Bülbül Yuvası (или иначе «гнездо соловья»)

    Эбру «гнездо соловья»

    Возник большей частью из баттал из-за снаружи внутрь рисующихся спиралей. Используется для книжных обложек, в зависимости от размера может вмещать в себя несколько рядом стоящих спиралей.

  5. Taraklı Ebru

    эбру гребнем

    Техника рисования эбру гребнем выполняется на основе 2 варианта, в то время как гребень (tarak) тянется в единственном скользящем движении вертикально для того, чтобы на поверхности образовался ровный узор.

  6. Taraklı Şal Ebru

    Таракли шаль

    Таракли шаль — это соединение обеих выше представленных техник.

  7. Hafif Ebru

    Хафиф — разновидность шаль эбру

    Хафиф — это форма шаль эбру, которая отличается более нежными цветами, это достигается за счет большого количества воды и воловьей желчи. Часто используются для написания текстов поверх узора.

  8. Neftli Battal Ebru

    Нефтли баттал

    Нефтли баттал основан на баттал эбру, терпентин примешивается в последний цвет. Таким образом получаются характерные «пустые» пятна.

  9. Çiçek Ebru

    технике «цветок» эбру

    Он назван так по мотивам цветов (çiçek значит цветок). Как правило, обычно рисование начинается с баттал эбру зеленого цвета, который формируется при помощи иглы на ручке, таким образом появляются листочки. Цвет цветочных лепестков художник капает на конец стебелька и иглой приводит к форме цветка. Два похожих цветка могут украшать переднюю и заднюю стороны обложки книги. Necmeddin Okyay и Mustafa Düzgünman — это имена художников, которые рисовали больше всего в этой технике «цветок» эбру, у них есть изображения чудесных тюльпанов, маргариток, маковых цветков, гвоздик, фиалок и гиацинтов.

  10. Эбру с каллиграфией

    Эбру с каллиграфией, то есть с красиво написанным текстом внутри. На бумагу наносится шрифт (каллиграфия это особая художественная форма), затем гуммиарабик (смола высохшего сока акаций), поэтому обработанные места остаются неприкосновенными при марморировании. Изобретатель техники Necmeddin Okyay, который делал сначала надписи на отдельном листе бумаги, буквы вырезал, обрабатывал и приклеивал на мраморируемую бумагу.

  11. Kumlu Ebru

    Кумлу возникает, если липкая субстанция, на поверхности которой возникает рисунок эбру, начинает терять качество. Смешивают краски — индиго с водой и воловьей желчью, потом каплями наносят по краю или в центре кюветки до тех пор пока вся поверхность не заполнится цветом. Трещины, которые в итоге образуются, похожи на структуру песка, отсюда название — от слова песок. Kilcikli Ebru образуется, если в 11 технике образуются структуры, похожие на галочки (название в переводе — рыбная кость).
  12. Akkase Ebru
    Обозначение эбру, в котором находятся разные цвета для обрамления и средней части с надписями. Места, которые не должны закрашиваться, оклеиваются как при стиле 10 перед работой или намазываются гуммиарабиком. Часто можно встретить как основу стиля хафиф, а рамку с более яркими цветами. В этом случае хафиф эбру используется сначала, затем на нем подготавливается предусмотренная для шрифта часть с гуммиарабиком, и наконец, на втором этапе делается марморирование с более сочным цветом.
  13. Украшение книг при помощи эбру

    Не является разновидностью техники эбру в настоящем смысле. Для работ, которые служат для украшения книг, миниатюр или картин, сусальное золото натирается в виде стружки или прибавляется в случае Altınlı Ebru уже при смешивании красок.

  14. Hatip Ebru

    Выходит из техники баттал эбру посредством создания друг от друга удаленных точек одного цвета, внутрь которых потом вносятся один за другим новые цвета. Таким образом можно получить различные фигуры, например, сердце, «причесанное» сердце, «колесо судьбы», клевер), звезд), и так далее.

Современное искусство эбру

Рассвет техники эбру произошел прежде всего в Турции, начиная с 18-ого и вплоть до начала 20-ого веков. В 18-ом веке возрос спрос на работы эбру, изготовленные машинным способом, которые однако далеко отставали от произведений, нарисованных вручную классическим методом.

Еще дальше от классического эбру находилсь представители стиля модерн (или по-французски арт нуво) как Коломан Мозер (Koloman Moser) и Йозеф Хоффман (Joseph Hoffman). Они изображали фигуры рыб, птиц, а также абстрактные мотивы.

Под их влиянием, а также других похожих работ техника рисования на воде с последней четверти 20-ого века развивалась все дальше и дальше от ее классических истоков.

Современная техника эбру

Один из известных представителей современного эбру — это американец Христофер Вайманн (Christopher Weimann). Под влиянием его искусства оказались художники из Турции как Nedim Sönmez, Feridun Özgören, Hikmet Barutçugil, Ahmet Saral, Köksal Çiftçi, Ahmet Çoktan, Peyami Gürel, и Ali İsmail Türemen.

Характерным для современных техник эбру является симбиоз с картиной. Также сформировались различные формы, которые характеризуются в разной степени проникновением эбру в картину, а также тем, что картины получаются в стиле абстрактной, наивной живописи.

Рисование эбру – одна из самых фантастических техник изобразительного искусства, где вода проявляет себя с совершенно фантастической стороны. Прелесть этой техники в том, что даже самый неискушенный в рисовании человек может создавать настоящие шедевры на водной глади.

Что такое эбру?

Эбру – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань.

Рисование жидкостями возможно, только если они будут обладать разными плотностями. Так, для создания рисунков эбру необходимо замешать специальный густой раствор, на котором в последствии будут разводиться краски.

История эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни считают, что эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достояние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом.

Развитие и распространение стиля напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейца использовали эту технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства), поскольку подделать такой документ не представлялось возможным.

Как приготовить раствор для эбру

Раствор для эбру должен быть густой, чтобы краски не смешались, а остались на поверхности. Для создания густой основы используют особый растительный экстракт, добываемый из колючки гевен. Смола этого растения, высушенная на солнце, образует так называемые лепестки китре. Традиционный способ получения густого раствора требует, чтобы художник настаивал эти лепестки 2 недели, но сегодня можно приобрести готовую основу для раствора – порошковый экстракт гевен. Его нужно настаивать всего лишь 24 часа. Существуют альтернативы загустителю из гевена, приготовленные из красных морских водорослей. Их также можно приобрести в художественных магазинах.

Разведите порошок в воде, перемешайте и оставьте на 24 часа. Чтобы основа для рисования получилась однородной, пропустите ее через марлю или сито перед тем как приступить к работе. Накройте раствор газетой на несколько минут – она соберет все микроскопические пузырьки воздуха. МирCoветов рекомендует повторять такое действие после каждого окончания работы.

Материалы для рисования на воде

Помимо густого раствора вам понадобятся следующие материалы для рисования в технике эбру:

Краски – специальные цветные пигменты для эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. Это объясняется тем, что для создания рисунков необходимая значительная разница в плотности основы и красок.

В искусстве рисования эбру используют несколько цветов:

  • желтый – изготовлен из сернистого соединения мышьяка;
  • синий – получают путем добавления лахорской синьки, добытой из корня особого пакистанского растения;
  • зеленый – получают, смешав синий и желтый пигменты. Если добавить побольше желтого, получится фисташковый оттенок, синего – изумрудный;
  • темно-синий – особая разновидность растительной синьки;
  • черный – получается при добавлении печной сажи. Этот материал с давних времен использовался для получения красок. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, сделать черную краску очень сложно - сажа плохо впитывает воду и постоянно всплывает на поверхность. Чтобы предотвратить это в пигментный раствор часто добавляют сосновую хвою;
  • белый – натуральные свинцовые белила (карбонат свинца);
  • красный – получается из листьев красной капусты, которые содержат высокую концентрацию оксида железа.

По всему видно, что краски для эбру полностью натуральные. Но именно из-за этого стоит избегать попадания их в рот и на слизистые оболочки.

Кисти – они должны хорошо вбирать воду. Лучше всего покупать кисти из натурального волоса – белка, колонок. Традиционные мастера эбру пользуются кисточками из конских волос, ручка которых выполнена из обточенного стебля розы.

Шило – при помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, художники создают совершенно фантастические и неповторимые образы. Шилом можно даже писать портреты и пейзажи.

Если у вас нет шила, можно воспользоваться любым другим длинным и острым предметом – бамбуковой шпажкой, спицей или цыганской иголкой.

Гребешок – при помощи обычного пластикового гребня можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона, в котором вы будете работать. С его помощью вы сможете легко и быстро заполнить пространство красивым фоновым рисунком.

Техника рисования на воде

И вот уже готов раствор, подготовлены краски и инструменты. Добавьте на густую поверхность несколько капель краски и придайте им желаемую форму при помощи шила или гребня. Прелесть и одновременная сложность техники в том, что практически невозможно предугадать движение краски. Таким образом получаются уникальные в своем роде произведения искусства, но и достичь запланированного результата будет довольно сложно.

Когда рисунок на густой основе готов, возьмите плотный лист бумаги (ватман) или однотонную ткань и осторожно положите его на поверхность воды. Следите, чтобы вторая сторона листа не намокла. Как только лист ровно ляжет на краски, также аккуратно снимите его плавным движением. Краски полностью перешли на бумагу, оставив в вашем распоряжении чистую поверхность густой основы для создания новых шедевров! Если на воде осталось чуть-чуть краски, уберите ее при помощи газеты.

Сегодня у меня в гостях мастер росписи Эбру из Ростова-на-Дону — Мария Панькова. Мария расскажет, что такое Эбру, откуда оно к нам пришло, и что нужно, чтобы освоить эту технику рисования на воде самостоятельно.

Эбру (Ebru) — это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный и уникальный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. Классическое Ebru сочетает в себе элементы живописи и эстампа.

В заранее подготовленную воду добавляют экстракт растения гевен (лат. Astragalus), делающими ее более плотной. Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. С помощью кистей и шила на поверхность воды наносят капли краски. Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Цветные капли на поверхности воды постоянно находятся в движение, расширяясь,либо сужаясь. Каждый последующий цвет наносится поверх предыдущего не смешиваясь с ним, лишь подталкивая первый слои краски к движению!

Эбру очень музыкальное искусство, мастер создает симфонию цветов и объединяет их в единое изображение при помощи нехитрых инструментов: кисти (фырчалар), шила (биз) и гребня (tarak-тарак).

Самым ответственным этапом работы в технике является перенесение изображения с воды на бумагу. Для этого лист бумаги аккуратно укладывают на поверхность воды и через несколько секунд, обычно считают до десяти и поднимают. Вода при этом остается абсолютно чистой, без краски, а изображение отпечатывается на бумагу.

Каждый оттиск Эбру уникален и неповторим. Изображение, созданное на воде, можно переводить на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику. Орнаменты рисования на воде используются дизайнерами для украшения интерьеров, одежды и аксессуаров.

История Эбру

Доподлинно неизвестно, когда и где возникло это искусство. Причиной этому послужило то, что на рисунках с росписью эбру мастера не ставили подпись и дату. Искусствоведы предполагают,что это искусство возникло в Туркестане в городе Бухара и через Иран пришло в Османскую империю.

«Abr?» на персидском языке означает «похожий на облака». Персы называли искусство эбру – abr?-b?d – ветер и облака, арабы –varaku’l-m?cezza, европейцы – мраморная или Турецкая бумага (marbling paper). Первые изделия в этой технике найдены на территории Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) и датируются 800-1000 гг. По другим источникам искусство возникло в 15 веке в городах Бухара и Самарканд на территории нынешнего Узбекистана.

Шестнадцатым веком датируется самая старая из сохранившихся работ в технике Эбру (1554 г).