Достоверно не известно, кто и когда первым взял в руки уголь из потухшего костра и начал рисовать. Наверное, это случилось еще в самом начале зарождения человечества. Несмотря на его многовековую историю, уголь не потерял своей популярности и по сей день.

Уголь очень прост в изготовлении. Пучок ивовых, березовых или ореховых веточек обмазывали глиной и клали на горящий уголь. Так готовили угольки самой разной формы - круглые, граненные. Делали их разной длины и толщины, ведь и рисунки были и большие и маленькие.

На сегодняшний день, конечно же, нет нужды изготавливать уголь самостоятельно. Можно купить уже готовый уголь для рисования.

Виды углей для рисования

Рисовальный уголь бывает двух видов: обычный древесный уголь и прессованный . Прессованный чернее и жирнее, чем древесный. Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь продают в виде палочек, они бывают трех номеров твердости.

Прессованный уголь, как и древесный, требует закрепления. Хотя держится на бумаге немного лучше.

Бумага для рисования углём

При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он осыпается. Можно использовать бумагу для пастели или специальную для угля. Интересный живописный эффект можно получить, используя бумагу для акварели - яичную скорлупу, холст, лен. Можно использовать и плотную чертежную, предварительно потерев ее мелким наждаком или жесткой резинкой. Интересные работы также можно сделать используя тонированную бумагу, для создания бликов на ней можно использовать белый мел или пастель.

Для работы бумагу закрепляют на планшете, предварительно смочив ее водой. После высыхания бумага равномерно натянется, и на ней удобно будет работать.

Способы рисования углём

При работе углем используют два способа.

Первый способ - рисование в основном линией, штрихом. Этот способ близок к работе карандашом. Уголь дает возможность получать линии различного цвета и толщины. Чтобы проводить достаточно тонкие линии, уголь затачивают косо на край при помощи наждачной бумаги. Заточить его как карандаш невозможно: средняя часть прутиков очень рыхлая и легко ломается.

Второй способ заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко прокрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места.

Шишкин И.И. У ручья.

При рисовании углем применяют различные растушки, изготавливая их из замши, бумаги, тонкой кожи. Растушки - это тугие валики с заостренными кончиками, что дает возможность высветлять очень маленькие поверхности. В качестве растушки можно применять и жесткую резинку с заостренным концом. Если нужно растушевать достаточно большую поверхность, можно применять ватные диски. Полезный эффект дает применение формопласта : мягкой массы, которая позволяет уменьшить тональность рисунка.

Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения женской фигуры.

Уголь - прекрасный материал для рисунка, также незаменим для рисунка на холсте под живопись. Он прекрасно помогает передать объем, дает возможность получать плавные переходы от одной тональности к другой, от самого черного цвета до самого светлого нежно серого. Уголь хорошо сочетается с другими материалами - мелом и пастелью, сангиной, цветными карандашами и пастелью, специальным угольным карандашом “Ретушь”. Превосходные портреты получаются на тонированной бумаге, выполненные углем, сангиной и мелом.

Как научиться рисовать углём

Начинать учиться работать углем лучше с небольших зарисовок, набросков. В качестве модели лучше всего использовать достаточно крупные и несложные объекты, с малым количеством мелких деталей. Бумагу лучше использовать достаточно большого формата (например, А3). Первоначальный рисунок следует сделать простым карандашом. А для выполнения более сложных работ сначала делается эскиз, который затем переносится на бумагу.

Пара слов о сохранении готовой картины

Уголь легко осыпается, поэтому после окончания работы его необходимо закреплять . Кстати, первое фиксирование угля придумали в XV веке в Италии. Для работы использовали бумагу, на которую заранее наносили слой клея. После окончания работы рисунок подвергали действию горячих паров.

Сейчас это делается намного проще. Для фиксации используют специальный лак-фиксатив. Можно также использовать обычный лак для волос.

Профессиональный художники используют фиксатив, сделанный своими руками: снятое молоко, наполовину разведенное водой. Такой фиксатив почти не влияет на цвет картины, и хорошо закрепляет уголь.

Готовую работу аккуратно и равномерно покрывают фиксативом при помощи аэрозоля. Делать эту процедуру нужно осторожно, несколько этапов. Расстояние до работы должно быть не менее метра , необходимо следить за тем, чтобы не образовывались капли. Обычно после обработки фиксативом картина становится темнее.

Работы, нарисованные углем, лучше всего сохраняются под стеклом . Поэтому законченную работу оформляют в раму.

Презентабельный вид рисункам углем помогает создать удачно подобранная рама с безбликовым стеклом и, конечно, паспарту.

На рисунке выше приведен пример оформления готовой работы.

Н еизвестно, когда человек впервые применил угольный материал для рисования. Но уголь, вынутый из потухшего костра, стал одним из первых художественных материалов. Техника имеет многовековую историю, но не теряет актуальность и у современных художников.

Рисование углем - нередко первое, чему учат в художественной школе или на курсах. Первые угольные наброски запоминаются надолго. Вы поймете технику тонирования, общие принципы рисунка и эскиза. При работе с этим мягким материалом ученик учится не отвлекаться на второстепенные детали, а воспринимать рисунок как единое целое.



История техники

Первые упоминания о технике появились в XV веке. Тогда же научились фиксировать материал на листе. В то время художники использовали древесный уголь. Прессованный вид изобрели в XIX столетии. Уже тогда заметили, что он более черный и жирный. А значит, более плотно ложится на бумагу.

С этого момента многие выдающиеся художники стали прессовать уголь, чтобы использовать его для будущих эскизов. Хоть техника фрагментарна, мастера научились создавать шикарные произведения искусства.




Виды угля

  • древесный - виноградный или ивовый уголь разных диаметров и размера;
  • прессованный - искусственный материал, изготовленный из порошка.

В прессованный уголек добавляют растительный клей, что помогает ему дольше держаться на бумаге.

Какие инструменты понадобятся

Уголек + бумага. Разве нужно что-то помимо этого? Да. Необходимы еще инструменты и материалы, чтобы уголь не крошился. А значит, продержится в разы дольше. Наши преподаватели учат работать с такими материалами.

Что может пригодиться:

  • шероховатая бумага или специальная бумага. Гладкая поверхность не подойдет - угольная крошка будет крошиться;
  • средства для удаления - обычный ластик или тряпочка;
  • фиксаторы - специальные средства, закрепляющие материал на поверхности бумаги под тонким пленочным слоем.

Какие бывают техники

На первых уроках вы освоите карандашный рисунок, а только потом приступите к работе с углем. Хоть угольная графика осваивается быстрее, она требует определенной сноровки. Разная степень нажима, прорисовка отдельных деталей или растушевка - все это требует навыков и четких действий.

Вот основные техники:

  • растирание - распределяется по бумаге с помощью пальца или других приспособлений;
  • перекрестная штриховка - рисование в различных направлениях;
  • мягкая растушевка - распределение цвета без помощи пальцев или торшона.
  • Подробности о техниках расскажут преподаватели наших курсов. Расскажут, покажут, научат!




Как рисовать

Почему важно делать эскиз? Зачем компоновать натюрморт? Как можно использовать хлебный мякиш при рисовании? Вряд ли даже у взрослого человека получится разобраться в таких вопросах самостоятельно. Зачем, если есть специалисты?

Чтобы решить, нужны ли вам курсы рисования для начинающих, важно знать процесс хотя бы примерно:

  1. Перед тем, как нарисовать картину, художник обычно делает эскиз и компонует его. Это нужно для понимания пропорций предмета, его расположения на листе.
  2. После того, как эскиз готов, общие очертания переносятся на бумагу. Сначала - очертания, затем - закрашивание темных частей, а после - нанесение светлых тонов пастелью.
  3. Когда очертания четко видны, художник прорисовывает отдельные детали, предметы, участки, фон.
  4. В конце важно закрепить рисунок лаком или другим фиксатором, иначе он может осыпаться.

Уголь. С большой вероятностью можно предположить, что самым первым в истории человека графическим материалом был простой уголек из костра. Им рисовали во все времена и удивительно то, что даже сейчас он не потерял своей актуальности и любви художников.

Уголь – очень красивый материал с большими графическими возможностями. Он дает большой диапазон тона, красивую бархатистость и разнообразную фактуру. Им рисуют на бумаге, картоне и холсте, сочетая с любыми другими мягкими материалами (сепией, сангиной и мелом), но чаще используют как самодостаточное средство.

Он отлично подходит для зарисовок и позволяет создавать динамичные живые рисунки. Материал красиво растирается, быстро корректируется, легко стирается резинкой и самозатачивается в процессе рисования. Им можно накладывать тонкие штрихи и создавать широкие «мазки», рисуя плоскостью. Техника угольного рисования даже породила такой странный термин как «живописный рисунок».

И всем уголь хорош, кроме одного – он очень непрочно держится на поверхности. Это самый сыпучий графический материал. Именно поэтому угольные работы очень легко размазать и невозможно хранить в незакрепленном виде.

Его мягкость имеет и плюсы. Можно не бояться сделать ошибку — материал легко сбивается с поверхности тряпочкой или щетиной кисти и таким образом рисунок можно корректировать много раз, добиваясь наилучшего результата.Именно поэтому его часто используют для нанесения рисунка на холст перед живописью.

Zhaoming Wu. Портрет углем. И.Е.Репин. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь по холсту. Zhaoming Wu. Портрет углем. Учебная постановка. Уголь. Китайская школа. Уголь. И.С. Куликов. Портрет крестьянки. Уголь, пастель.

В 15 веке в Италии получил распространение интересный способ закрепления угля, когда рисунок наносили уже на промазанную клеем поверхность бумаги, а после завершения держали работу над паром, и, таким образом фиксировали уголь.

Надо сказать, что люди изобретали множество разных способов закрепления — опускали в раствор клея, обрабатывали канифолью, растворенной в бензине, опрыскивали из пульверизатора снятым и процеженным молоком, брызгали пивом, но ни один из них не получился идеальным.

В наше время уголь закрепляют так же, как и другие мягкие графические материалы — специальным фиксативом или лаком для волос.

Существует два вида угля – натуральный и прессованный. Натуральный отличается неправильной формой и разной толщиной, всегда имеет сердцевину, так как сделан из настоящих древесных палочек. Такие палочки сильнее осыпаются, а иногда среди них попадаются неравномерно прожжённые экземпляры. Такие веточки бледно рисуют и царапают бумагу.

Если вы живете в частном доме и у вас есть печь, древесный уголь можно легко сделать самостоятельно. Когда я была маленькой, мой отец готовил себе такой уголь для рисунка под живопись. Для этого он брал очищенные от коры палочки ивы или березы диаметром 3-6 мм, вертикально упаковывал их в вертикальную жестяную банку. Затем засыпал отверстия между прутками песком и очень плотно закрывал банку, чтобы в нее не проник кислород. Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной. После ее нужно было положить в печные угли на 5-6 часов и дождаться еще несколько часов, пока банка остынет. В итоге получался классный художественный уголь.

И.Е.Репин. Портрет Романова. Уголь Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. И.Е.Репин. Портрет М.О.Левенфельд. Уголь, сангина. Н.И.Фешин. Мужчина с острова Бали. Уголь. Casey Childs. Уголь. И.Е. Репин. Портрет И.С.Остроухова. Уголь.

Прессованный стержень изобрели в 19 веке. Его изготавливают из угольной крошки, скрепляя растительным клеем. В отличии от древесного, он имеет правильную форму, равномерную структуру и дает более глубокий тон и производится от одного до четырех номеров твердости. К тому же он лучше держится на поверхности, хотя все равно требует фиксирования.

Такой уголь можно приобрести и в виде деревянных карандашей. Угольный карандаш на практике оказывается очень удобным – удобно прорисовывать мелкие детали.В России такой карандаш выпускается под названием «Ретушь» мягкости 3М (Производство Красин). В последнее время качество «Ретуши» оставляет желать лучшего. Я его покупала совсем недавно и была очень разочарована — рисует бледно и к тому же постоянно обнаруживает в составе царапающие глиняные комочки. Очень жаль, потому что еще лет 15 назад он был отличным.

Предшественником прессованного угля в 19 веке был жирный уголь – это обычный древесный, но дополнительно пропитанный растительным маслом. Я не пробовала рисовать таким материалом, говорят, что он дает более темную линию и чуть меньше осыпается, чем простой древесный.

Сейчас в продаже можно найти любой уголь, классический древесный, в виде прессованных брусков, стержней и карандашей в деревянной оправе. Для работы с углем, учитывая его сыпучесть, имеет смысл использовать бумагу или картон с шероховатой поверхностью.

Угольный карандаши.

Бумажные палочки для растушевки угля.

Угольные карандаши

Набор всех типов угля.

Набор всех типов угля.

Набор всех типов угля.

Подводя итог, замечу, что не вижу особого смысла рисовать древесным углем, когда существует прессованный. В свое время я очень намучилась с недолговечностью своих угольных рисунков, а большинство из них пришлось выбросить из-за плохой сохранности. Поэтому, когда в продаже появился прессованный уголь, для меня это было счастьем и спасением.

Но вам стоит попробовать поработать и тем и другим, чтобы составить собственное мнение.

Есть еще один замечательный карандаш, по похожий на угольный, но другой по составу — это Итальянский карандаш. Но о нем в следующей статье.

Координатная сетка поможет вам расположить предметы на бумаге. Сделав набросок, попробуйте рисовать угольным карандашом.

Оглянитесь в своем доме по сторонам - и вы непременно увидите вещи, из которых получится интересная композиция.

Расположение предметов на рисунке
Иногда даже профессиональному художнику бывает сложно правильно определить относительные размеры и пропорции предметов. Решением проблемы может стать координатная сетка, нанесенная на лист бумаги, который помещается позади натюрморта. На другой лист приготовленный для рисунка, также наносится эта сечка. Поскольку координатная сетка, размещенная за натюрмортом, нанесена на белый фон, не только сами предметы будут четкими, но и отбрасываемые ими тени. Однако на этом занятии нас в первую очередь будет интересовать объем предметов, а тенями мы займемся на следующих уроках рисования.

Для урока рисования вам понадобятся :
Лист белого картона размером 43 см в высоту и 1 м или больше в ширину
Большой лист бумаги
Клейкая маскировочная лента
Металлическая линейка
Ластик
Карандаши: 2В и угольный карандаш
Нож или точилка для карандашей

Разметка координатной сетки
Отметьте вертикальные линии, отступив по 20 см от каждого края картона. Обрежьте лист по этим линиям, а затем приклейте отрезанные полоски на место с помощью клейкой ленты. У вас получатся две сгибаемые стороны, с помощью которых можно будет установить этот экран. Теперь возьмите карандаш 2В и начертите в центральной части экрана рамку, расположив ее как можно ближе к нижнему краю картона.

Проведите горизонтальные и вертикальные линии, разбивая рамку на квадраты. В нашем случае получаются квадраты 8×8 см. Теперь установите отобранные для рисунка предметы и позади них- экран с координатной сеткой.

Сглаживание тонов
Уголь имеет порошкообразную структуру, поэтому им лучше всего рисовать на шероховатой, фактурной поверхности, которая будет удерживать крупинки порошка, Когда вы освоите новый материал, попробуйте рисовать углем на бумаге с сильно выраженной фактурой. Крупное зерно такой бумаги придаст вашему рисунку больше выразительности.

Как пользоваться угольным карандашом
Контуры нашего рисунка нанесены карандашом 2В, который легко стирается ластиком, а вот собственные тени сделаны с помощью угольного карандаша, позволяющего проводить жирные темные линии.

Возьмите угольный карандаш и поводите ИМ по бумаге, чтобы посмотреть, какие линии он оставляет. Сначала не нажимайте на карандаш, затем немного нажмите и сравните проведенные линии. Попробуйте штриховать угольным карандашом в разных направлениях, проследите, как меняется фактура штриха. Скоро вы освоите штриховку угольным карандашом и начнете пользоваться им так же, как и графитовым

1 Начертим координатную сетку на листе бумаги

Возьмите карандаш 2В и начертите еще одну координатную сетку на листе бумаги. Вам нужно разбить лист на такое же количество квадратов, как и на экране с координатной сеткой. Только квадраты на листе будут меньше - в нашем случае 6×6 см.

2 Начнем рисунок с бутылки

Поскольку бутылка - самый высокий предмет в нашей композиции, то начнем рисунок именно с нее. Используйте карандаш 2В. Хорошо рассмотрите, в каких местах и как пересекаются контуры бутылки с квадратами стоящей позади координатной сетки. Проверяйте правильность каждой линии, нанося ее на лист бумаги.

3 Соотносим рисунок с натюрмортом

Продолжайте рисовать бутылку - не забудьте про ее откидную пробку, - постоянно сверяясь с координатной сеткой. Рисуйте контур мелкими штрихами, а не одной сплошной линией, чтобы не ошибиться.

Добавляем остальные предметы
Наметив расположение на бумаге первою предмета - в нашем случае это бутылка, - вы можете теперь добавить другие, стоящие рядом предметы. Продолжайте рисовать контуры, используя координатную сетку, и тогда вам удастся сохранить правильные пропорции всех предметов.

4 Рисуем стакан

Наметьте контур стакана, по-прежнему сверяясь с координатной сеткой. Стакан стоит перед бутылкой, то есть ближе к вам, поэтому на бумаге его донышко будет расположено чуть ниже донышка бутылки.

5 Намечаем кофейник

Следуя, как и прежде, координатной сетке, набросайте контур кофейника. Внимательно изучите его форму и сделайте линии более четкими в тех местах, где легла тень. Исправляя ластиком контур кофейника, вы могли случайно стереть и линии координатной сетки - не забудьте восстановить их.

6 Заканчиваем набросок карандашом

Нарисуйте детали кофейника. Теперь у вас готов предварительный набросок, группа предметов с правильными пропорциями, а значит, можно перейти к угольному карандашу.

Работа водорастворимым карандашом
Если вы хотите добавить в свой рисунок цвет, можно сделать это с помощью водорастворимого карандаша. Готовый рисунок в этом случае будет напоминать акварель. Когда бумага высохнет, вернитесь к водорастворимому карандашу и добавьте новые штрихи

7 Наносим тени на бутылку

Посмотрите, с какой стороны падает свет на ваш натюрморт. Затем возьмите остро заточенный угольный карандаш и нанесите на бутылку несколько легких толстых штрихов, не трогая те части, где должны быть блики (о том, как распределять светлые и темные тона, рассказывалось в выпуске № 1 нашего журнала).

8 Придаем объем стакану

Вначале прорисуйте острым кончиком карандаша откидную пробку бутылки, затем перейдите к стакану. Частыми линиями заштрихуйте тень на правой стороне стакана и на его нижней части. Остальную поверхность покройте более легкими штрихами. Не закрашивайте те участки, на которые падает свет.

9 Вырисовываем кофейник

Прикройте законченную половину рисунка листом бумаги, чтобы не смазать его. Затем начните заштриховывать кофейник, оставляя белыми вертикальные полосы бликов.

10 Усиливаем тени на кофейнике

Постепенно усиливайте тени на кофейнике. Легкими штрихами покройте белые полосы - у вас должны выделяться только узкие сверкающие блики.


А Координатная сетка
Координатная сетка помогает расположить предметы именно так, как они расположены в действительности, и сохранить их пропорции. Когда рисунок готов, координатную сетку на листе бумаги можно удалить ластиком.

Б Уголь
Контуры, проведенные карандашом 2В, полностью скрыты под штриховкой, нанесенной угольным карандашом. Тени, сделанные углем, глубже и интенсивнее теней, сделанных графитовым карандашом.

В Объемность
Набросав предметы, художник на следующем этапе работы старается придать им объем и подчеркнуть округлую форму, выпуклую поверхность предметов. Это достигается за счет сочетания теней, полутонов и бликов.

Категории: 22 августа 2011

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

«Рисуем углем»

Конспект НОД в старшей группе

(с использованием ИКТ)

Составитель:

Воспитатель

Перевозчикова Евгения Владимировна

Тольятти 2012 г.

Аннотация:

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал:

  • картинка с изображением Художника,
  • презентация по теме (Приложение 2) ,
  • смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь,

Простые карандаши, салфетки бумажные,

Влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10

Для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, здравствуйте!

Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника.

Он живет в сказке о Незнайке. И он вам предлагает стать его друзьями:

Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой и т.д.

(дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют

На одежду).

- Я теперь знаю, как к вам обращаться.

А чем же занимается Художник?

Дети: рисует.

Воспитатель:

- Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть

Своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской

Нашего художника?

Дети: да.

Воспитатель:

Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

Мастерская встречай наших ребят!

Основная часть.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель:

Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской.

Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,

И написанные картины.

У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные

Для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать,

А попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я... (фломастер)

Воспитатель :

Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети:

- Они нужны для того, чтобы рисовать.
Воспитатель:

Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет.

Давайте посмотрим, что же это?
(Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям)
Воспитатель:

Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Воспитатель:

Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем

Можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки

И наброски.

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».

Воспитатель:

Углем рисовали великие художники.

Обратите внимание на картину известного художника

Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

- Вот еще одна картина, которая называется «После концерта».

Художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»
Воспитатель:

А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича.

Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

- Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

Воспитатель:

А это рисунки ребят, с которыми я работаю.

Им очень нравится рисовать углем.

А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую

Гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

(две ладошки рядом шевелят пальцами)

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

(две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.

(руки в замке рассоединяются)

Воспитатель:

Пальчики разогрели, можно приступать к работе.

Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным,

Чтоб не испачкать свою работу.

У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе.

На нем нарисована геометрическая фигура карандашом.

Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии

Получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет

Еле заметна. Получился квадрат.

Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать

Или по-другому растирать получившиеся линии.

(приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10)

Воспитатель:

Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный

Лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину,

Мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

(дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в выборе сюжета, в овладении детьми навыками работы с новым материалом – углём)

Воспитатель:

Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки

(приклеивание ранее приготовленных рамок)

(работы детей представлены в Приложении 1)

Воспитатель:

- Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу.

Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.

Раз, два, три в садик деток всех верни!

Подведение итогов НОД:

Воспитатель:

Ребята, где мы сегодня были?

Дети:

- В художественной мастерской.

Воспитатель:

- Кто нас туда позвал?

Дети:

Художник.

Воспитатель:

А чем мы там занимались?

Дети:

Рисовали углем.

Воспитатель:

Вам понравилось, было трудно или легко?

У вас на столах смайлики грустные и веселые.

Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы.

(дети показывают смайлики)

Воспитатель:

Мне очень понравилось с вами заниматься.

Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Воспитатель:

Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой.

Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

До свидания!

Список литературы:

  1. http://www.art911.ru Уроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.
  2. А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  3. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Приложение 1

Работы детей.