Похоже, научиться рисовать человеческую руку сложнее всего, так как она может принимать многие формы и выражать разные эмоции. Анимация не исключение. Вам придется научиться рисовать руки в разных ракурсах так, чтобы показать их в динамике и привлечь к ним внимание зрителя. Нельзя недооценивать силу хорошо прорисованной руки в анимации - это спасет ваши работы от монотонности!

Что необходимо знать

В комментариях к моим курсам меня несколько раз спрашивали, как я рисую персонажей в разных позах и с разными выражениями. Суть в том, что с опытом вы начнете вырабатывать собственный стиль рисунка. Незаметно для других людей, у вас появятся свои небольшие трюки. Эти трюки - позы и выражения, к которым вы будете прибегать гораздо чаще, чем к остальным, а также определенные прически и одежда, которые вам будет удаваться рисовать лучше всего. Это довольно широко распространено, и профессиональные художники прибегают к этому секрету все время!


Однако этого очень сложно добиться в рисунках рук! Возьмем голову для примера. Единственная подвижная часть там - нижняя челюсть. Мы можем менять выражения лица, но глаза, нос и рот остаются на своих местах (по крайней мере, в реальной жизни!) С рукой все по-другому. С любым новым движением кисти все радикально меняется. На самом деле, в сцене с диалогом выражение лица может едва изменяться, но руки будут двигаться очень активно и под разными углами.

Цель этого занятия - превратить человеческую руку в мультяшную руку, поэтому давайте не будем попусту тратить время на изучение названий костей и мышц руки. (На платформе Tuts+ у вас, кстати, будут обширные возможности научиться и этому). Мы, в свою очередь, попытаемся найти упрощенный способ рисовать руку так, чтобы это было практично и эффективно.

1. Рука в самой упрощенной форме


"Мам, привет! Я в интернете!"

Рука состоит из разнообразных костей, особенно в пальцах. Это значит, что все пальцы разной величины и могут сгибаться в разных направлениях. По этой причине важно, чтобы вы научились рисовать руку максимально упрощенным способом и уметь смотреть на нее, как на маленькую головоломку из нескольких ключевых частей. Попытаемся поделить ее на блоки:

Шаг 1

Начнем с тыльной стороны ладони. Давайте нарисуем простой полукруг:


Шаг 2

Теперь нарисуем треугольник, который прикреплен к одной из ее сторон. Вот так:


Спокойствие: мы не рисуем чашку чая!

Шаг 3

Над треугольником нарисуем нечто, напоминающее кончик ножа.


Шаг 4

Пора рисовать пальцы. В зеркальном отражении рисуем первую форму наверху. "Головоломка из руки" готова:


Шаг 5

Отлично! Остается мягкими контурами дополнить недостающие детали:


Контур большого пальца самый хитрый - его необходимо мягко объединить с центром ладони.

Заметьте, что у пальцев разный формат из-за различия в их размерах.

2. Как на ладони

Необходимо знать еще несколько деталей ладони. Взглянем на них:

Шаг 1

Опять мы повторяем процесс вверху, следуя основному шаблону:


Шаг 2

Появляется что-то новенькое - ладонь теперь выглядит немного более сложной, и в ее форме есть характерные отличия, которые необходимо учесть. К счастью, достаточно несколько упрощенных форм, чтобы отобразить ее.


Шаг 3

Теперь мы можем добавить контуры, чтобы закончить рисунок необходимыми деталями.


Обратите внимание, что мы заканчиваем эскиз мягкими скругленными линиями. Думайте о ладони руки как о деликатной скульптуре.

Вид в профиль

Когда рука развернута в профиль, нам видно выступ мышцы у основания большого пальца.



Чем более "детский" у вас стиль рисования, тем проще и ровнее будут ваши линии. Вот мои маленькие секреты, которые помогли мне понять, что руки можно рисовать, основываясь на упрощенных фигурах. Самое главное - стремиться к стилю, который будет отражать личность и динамику в рисунках на финальной стадии.

3. Больше фигур и рука в 3D

Теперь вы можете рисовать плоскую руку до конца своей жизни, правда? Если вы хотите рисовать руки с убедительной глубиной, пользуйтесь той же техникой вверху, только меняйте ракурс камеры! Поиграйте с этой техникой, пока не станете себя уверенно чувствовать.



Чтобы сформировать пальцы, представьте их себе в виде цилиндров, поставленных один на другой. Эта техника поможет нам рисовать пальцы под разными углами, ведь с ее помощью легче "увидеть" руку в пространстве.


Рука или робот?

Форм, в которые может сложиться кисть человека, не счесть. Когда ладонь раскрыта, работают одни правила; когда закрыта - другие! То же самое происходит, когда рука держит предмет, и она должна подстроиться под его форму.

Давайте научимся рисовать кулак. Слегка другой процесс, однако в конце вы увидите, что все сводится к упрощенной прорисовке основных геометрических фигур.


Шаг 1

Для начала упрощаем сгиб мизинца, рисуем нечто подобное на букву "у".


Шаг 2

Мы как бы "обертываем" мизинец вокруг буквы "у". Не забудьте выделить кривую, которая идет от мизинца к запястью.


Шаг 3

Продолжаем рисовать пальцы в пространстве. На этот раз рисуем только три пальца. Позже объясню, почему.


Шаг 4

В последнюю очередь рисуем большой палец и выступающую мышцу у основания большого пальца.


Шаг 5

Хорошо! В несколько шагов мы закончили упрощенный рисунок кулака с одной стороны. Посмотрите, как в грубых чертах форму кулака можно изобразить с помощью "коробочек" разных размеров.


Заметьте, как можно вписать контур кулака в объемные прямоугольные фигуры в пространстве.

Очевидно, если мы будем пытаться упростить каждое положение руки с помощью различных техник, мы быстро устанем. Поэтому помните, что настоящий секрет того, как упростить рисунок руки - это наблюдения из жизни.


Вид с противоположной стороны: упрощенный рисунок.

4. Великолепная четверка

Широко принято в анимации рисовать руки персонажей только с четырьмя пальцами. Это позволяет, помимо усиления динамики персонажа, облегчить жизнь художника. Так ему не приходится беспокоиться о слишком многих деталях.


Руки с четырьмя пальцами разных стилей и размеров.

Замечание: при использовании этой техники вам надо приспособить свои знания о кисти с пяти пальцами к четырем. Концепции необходимо адаптировать, чтобы добиться подходящего и интересного результата.

Стоит уделить внимание кончикам пальцев. В анимации, чем более скруглены и подвижны кончики пальцев, тем более они интересны и динамичны. Когда вы создаете персонажей, думайте об их руках так, будто это отдельные персонажи!


Видите, что эта рука обладает собственным характером?

Еще один хороший повод рисовать руки с четырьмя пальцами: в этом случае у вас есть возможность увеличить размер пальцев, а значит, сделать их более выразительными! Целый ряд известных мультяшных персонажей смогли выгодно выделиться благодаря этой технике: Симпсоны, Багз Банни, Флинтстоуны и Микки Маус.

Тайна мизинца

Одним из самых больших секретов в дизайне такой кисти состоит в максимальном использовании мизинца! Если вы разместите его под другим углом по отношению к другим пальцам, вы разобьете монотонность в восприятии руки.




Выделите положение мизинца в кадре. Посмотрите, насколько меняется характер действия с помощью этой техники. Внимание зрителя теперь сосредоточено на главном предмете в кадре, а личности персонажа придается особая изюминка.

5. Говори с рукой

Когда нам необходимо выразить эмоции в анимационном рисунке, роль рук незаменима! Посмотрите на изображения внизу: руки визуально поддерживают и повторяют выражения лица и язык тела персонажей.


  1. "У меня потрясающая идея!"
  2. "Как я выгляжу, дорогая?"
  3. "Не могу поверить... мне вручают Оскар!"
  4. "Ничего не понимаю... он только что был здесь!"
  5. "Аааа! У меня голова раскалывается!"

Как бы странно ни казалось, руки обладают собственным характером! Они не только поддерживают выражения лица и язык тела, они могут выражать собственные эмоции!


Видите ли вы величие в этих жестах вверху?

Однако зачастую вы окажетесь в ситуации, когда руки не должны отвлекать на себя внимание. В этом случае они должны быть второстепенным персонажем. Персонажей в сценах с действием обычно преувеличивают сильнее, чем персонажей в спокойных сценах.


Заметьте, что в драматической сцене движения незначительны. Здесь нет места для преувеличения. Руки должны подчеркивать чувства персонажей - это один из самых сложных процессов в дизайне.

6. Проверка знаний

Я подготовил небольшой тест, чтобы проверить вашу наблюдательность. Проанализируйте рисунки ниже и попытайтесь определить, какое чувство наилучшим образом описывает каждый. Можете правильно все угадать?


Получится ли вам угадать, что выражает рука на каждом из рисунков?

Поднимите руку!

Теперь вы знаете все секреты искуства рисования мультяшных рук, поздравляю!



Хотя руки - это часть тела, которую очень интересно рисовать, умение создавать дизайны рук в разных стилях не так просто, и только с помощью упорной тренировки можно добиться естественного результата. Даже если ваша цель - рисовать для анимации, не помешает купить хороший анатомический атлас, чтобы понять, как работают мышцы и кости в кистях рук. При этом нет нужды запоминать каждую досконально. Достаточно разобраться, как работает рука в движении. Помните, что выражения персонажа намного важней чем то, что находится под кожей.

Последний совет: когда вам необходимо нарисовать руки, поместите собственные кисти перед зеркалом, либо просто наблюдайте за своими руками. Одна из них будет оставаться неподвижной во время рисования (если только вы не научились рисовать обоими руками одновременно!)


Как нарисовать руки карандашом?

Руки часть тела личная и уникальная. Часто они могут рассказать о жизни человека своей формой и размером. Долгие годы люди изучают их линии и строение, пытаются по линиям читать будущее. Сегодня мы научимся рисовать руки простым карандашом с помощью поэтапного урока. Уделим особое внимание их построению и наложению теней, чтоб рисунок вышел наиболее реалистичный.

Инструменты и материалы:

  1. Белый лист бумаги;
  2. Ластик;
  3. Твердый простой карандаш;
  4. Два мягких простых карандаша.

Этапы работы:

Фото 1. На рисунке будут изображены две руки. Одна лежит на другой. Начнем с руки, которая будет находиться сверху. Для построения используем твердый карандаш. Обозначим простыми линиями форму первой руки:

Фото 2. Слева снизу расположим вторую руку. Она будет повернута боком. Сильно не спешим прорисовывать пальцы. Лишь наметим запястье и кисть:

Фото 3. На левой руке прорисуем пальцы и складки на изгибах. Не стильно давим на карандаш, нажим должен быть слабым на первом этапе. Иначе потом контуры будут не естественно выделяться. Пальцы расположены немного не равномерно так, что выглядывают из-за друг друга. На маленьком пальце расположено больше всего складок, потому что он наиболее согнут:

Фото 4. Теперь перейдем к правой руке. Она лежит на левой сверху. Добавим пальцы и две параллельные линии на уровне косточек, на уровне изгибов. Благодаря этому будет легче ориентироваться при построении:

Фото 6. Продолжаем штриховать постепенно добавляя больше объема. Немного наведем контур и проработаем правую руку. Мизинец и безымянный палец находятся на изгибе, поэтому на них добавляем больше тени, чем на остальных:



Фото 7. Добавим на изгибах складки и контур. Прорисуем детали верхней руки, параллельно делаем объем на нижней:

Фото 8. Сделаем больше тени, но стараемся не перетемнить. Штрихи накладываются постепенно. Такая уловка помогает делать руки реалистичными:

Фото 9. Добавим больше контраста. Продолжаем добавлять тень:

Фото 10. Снова уточним контур, он выделит первый план. Остальные места оставляем нетронутыми.

Художникам полагается много льгот, которых никогда существовать не будет. Например, талоны на бесплатную еду, отдельный транспорт, чтобы не сливаться с серой массой в маршрутке, или личный дворецкий. Сам я не художник, но уже начинаю ощущать все прелести постоянной работы руками (в моем случае левой рукой). После длительного рисованию начинают болеть не только кисти рук, но и спина, копчик и другие подверженные творческому давлению части тела. В этом уроке вы узнаете как рисовать кисть. Причем сразу две: человеческую и художественную. Кисть – средство перенесения краски на бумагу, масла на хлеб и пудры на мозг. Именно так выглядела волшебная палочка , когда он отправился лечится учиться в магическую школу. С помощью кисти было создано такое оружие массового уничтожения как Черный квадрат Малевича, который показывает соотношение чернокожего население и остальных жителей Земли. Со временем кисть размножилась спорами среди людей и начала появляться на светских вечеринках и в лабораториях по созданию химического оружия.

После изобретения автоматической ручки и водородной бомбы кисть утратила позиции и переместила себя исключительно в художественную сферу, где внезапно стала средством создания шедевров. Быть художников, конечно, не сулит грандиозных успехов, но деньги иногда есть. Что можно делать кистью:

  • Грызть её – это дает приток новых гениальных идей, а также расслабляет нервную систему;
  • Рисовать самую известную картину в мире, или не рисовать;
  • Сделать из нее тайник и прятать заначку;
  • Использовать как оружие убийства;
  • Потыкать ею в кого-нибудь (только не сильно);

Давайте попробуем нарисовать все это.

Как нарисовать кисть карандашом поэтапно

Шаг первый. Комментировать я не буду, ибо особо тут рассказывать нечего. С картинок и так все видно и понятно.
Шаг второй.
Шаг третий.
Шаг четвертый.
Надеюсь, Вам понравился урок. Посмотрите еще похожие

Возможно, никакой аспект рисунка не сопровождается большим беспорядком и представлен менее адекватным материалом для исследования, чем рисунок рук. Большая часть этой неприятности вызвана тем, что вы бросаетесь искать материал куда попало, вместо того, чтобы взглянуть на собственные руки. Вы имеете наилучший источник информации в наличии постоянно. Возможно вы никогда не думали о них в этом смысле. Рисунок рук должен базироваться в значительной степени на себе. Ведь любой преподаватель не может вам объяснить больше, чем вы узнаете, внимательно изучив собственные руки.
Исследование рук, кроме изучения их анатомического строительства, состоит главным образом из рассмотрения размеров различных частей в сравнении. Пальцы имеют определенную длину относительно ладони; места соединения пальцев находятся в определенной пропорции по отношению к целому пальцу. Ладонь имеет ширину и длину. Расстояния между суставами на внешней стороне пальцев больше, чем они же между складками на внутренней стороне. Длина самого длинного пальца от его основания до третьего сустава в задней части – фактически половина длины тыльной стороны ладони от кончика пальца до запястья. Большой палец кончиком достает почти до второго сустава указательного пальца. Длина ладони – равна длине лица от подбородка до линии роста волос. Вы можете сделать эти сравнительные замеры на себе или на ком-то другом.
Рука - самая гибкая и приспособляемая часть анатомии тела, она может охватывать предмет любой формы и сравнимого с ней размера. Эта гибкость составляет и трудность для художника, потому что целая рука может принять различные положения. Но все же механический принцип работы рук остается постоянным. Ладонь открывается и закрывается, и пальцы сворачиваются внутрь к середине ладони. Гвозди – очень удобное упражнение для изучения работы пальцев, так как их нужно точно и жестко схватывать; вы берете булавку кончиками пальцев; берете молоток пальцами и ладонью. Тыльная сторона ладони более или менее устойчива к обратному давлению пальцев, и используется в подталкивании (отогнуть пальцы назад довольно трудно). Рука – самый совершенный механизм, который мы знаем для достижения самых различных целей. В дополнение к его совершенству, рука наиболее близко и точно скоординирована с мозгом, чем любая другая часть тела. Многими из ее движений управляют подсознательные рефлексы; например, печатание и игра на фортепьяно.
Человек начал действовать руками прежде, чем развился его мозг и культурный уровень. Младенец может эффективно использовать руки прежде, чем он может думать. История продвижения человека с древнейших времен близко связана с адаптируемостью человеческой руки.
Факт, что руки и их движения требуют настолько небольшого сознательного импульса, что это удивительно осознавать со стороны. Взгляните теперь на собственные руки; вы увидите на иллюстрации, как рука автоматически принимает форму, удобную для схватывания объекта.
Чтобы рисовать руку в процессе построения объекта, вы должны сначала изучить контур объекта, затем пронаблюдать, как автоматическое регулирование руки соответствует этому контуру. Наблюдайте за пальцами, перед тем, как схватить и сжать персик или яблоко. Принцип механизма хватания очень важен в рисунке руки. Только зная это, как он фактически работает, может рука быть нарисована убедительно. Чтобы рисовать руку по ходу наброска человека, вы должны сначала изучить контур объекта, затем отметить, как положение руки соответствует этому контуру. Сначала надо перед тем, как взять и сжать в кулаке персик или яблоко, наблюдать за пальцами, чтобы заметить, как они ведут себя перед схватыванием. Рефлекторный принцип очень важен в рисовании руки. Только зная, как фактически работает рука, можно нарисовать ее убедительно. Тыльную сторону ладони можно рисовать в трех плоскостях – первая для секции большого пальца до сустава основания указательного, и другие две вдоль ладони, сужаясь к запястью. При большинстве действий тыльная сторона руки сгибается. Как правило, ладонь – это три блока, окружающие внутреннюю часть ладони – основание ладони, толстое основание большого пальца, основание остальных пальцев. Сустав между пальцами и большим пальцем – соединяющий, приспособлен для того, чтобы двигать большой палец к ладони внутрь или оттягивать под углом 900 к ладони. Мы также должны аккуратно выравнивать ногти, чтобы они лежали на одной плоскости с внешней поверхностью пальцев и были продолжением средней линии каждого пальца. Иначе ноготь будет кривой, и вы не поймете, почему.
Продолжайте изучать ваши собственные руки, чтобы узнать о руках вообще. Внутренние мускулы расположены настолько глубоко, что они не столь важны, как внешние формы. Единственные кости, которые мы видим, - костяшки внешней части суставов и запястий. Если вы рисуете ладонь в действии, пальцы можно довольно просто присоединить к суставам и правильно выровнять. Изучите сравнительную длину пальцев; помните, что большой палец работает главным образом под прямым углом к остальным пальцам. Избавьтесь от мысли, что руки рисовать сложно. Просто очень легко запутаться, если вы не знаете, как они работают. Все становится гораздо проще, когда вы разберетесь.
Самое важное, что нужно помнить о руке – то, что она является вогнута с внутренней стороны и выгнута с внешней. Пальцы растут настолько плотно, что можно удержать в ладони даже жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой и ложкой, он набирал в горсть то, что не мог взять одними пальцами.
Мускул большого пальца – пожалуй, самый важный в руке. Этот мускул, поддерживающий или противостоящий остальным пальцам, дал человеку возможность делать очень крепкий захват, способный удержать на весу даже человеческое тело. Эта мышца помогала человеку держать копье, дубину. Как животные часто зависят от силы своих челюстей, так человек зависел от силы кистей рук.
Когда вы ознакомитесь со строением и пропорциями руки (Рис. 77 - 85), вам будет легче и удобнее отображать особенности женских рук, рук младенцев, детей, и пожилых людей.

Рисунок 77. Анатомия руки.


Обратите внимание на сухожилия, расположенные на тыльной
стороне ладони, которые тянутся к пальцам. Они выполняют
огромную функцию: с их помощью можно сжимать и разжимать
ладонь, а также двигать каждым пальцем в отдельности.
Мускулы, которые управляют этими сухожилиями, расположены
в предплечье. К счастью для художников, большинство
сухожилий скрыто под кожей и мышцами, и незаметно.
У детей и подростков сухожилия кистей рук не заметны, они
проступают в пожилом возрасте.

Рисунок 78. Блоки, формирующие руку


На тыльной стороне ладони кости и сухожилия располагаются близко под кожей; те, что по сторонам и на внутренне части ладони – дополнительные. Я наметил эти поверхности таким образом, чтобы вам было легче с ними познакомиться. Обратите внимание на толстые мясистые «подушечки» в
основании большого пальца и в основании ладони. Подушечка присутствует в основании каждого пальца, вместе они опоясывают верхнюю часть ладони. Мускулы пальцев защищают кости. Благодаря своей эластичности, они
обеспечивают хорошую координацию движений, как хорошие шины обеспечивают сцепление на дороге. На внешней стороне ладони нет мышечных «подушечек»,
но зато мускулом хорошо защищена внешняя поверхность мизинца, настолько, что может выдержать довольно сильный удар, особенно когда кулак сжат.

Рисунок 79. Пропорции руки


Следующая важная вещь – кривые линии, которые можно провести через кончики пальцев и суставы. Если разделить ладонь вдоль воображаемой линией пополам, то по каждую ее сторону окажутся по два пальца. Сухожилие среднего пальца приблизительно разделяет внешнюю сторону ладони пополам. Обратите внимание также на то, что большой палец растет почти под прямым углом к остальным пальцам. Им можно двигать перпендикулярно от ладони и к ней, тогда как остальные пальцы сжимаются и разжимаются параллельно ладони. Суставы пальцев расположены немного выше складочек на внутренней стороне пальцев. Проведите воображаемые кривые линии: кривая, пересекающая основание пальцев будет пологой, пересекающие суставы – более крутыми, и самая крутая – линия, пересекающая кончики пальцев.
Средний палец - ключевой палец, по которому мы определяем длину руки. Отношение длины этого пальца к его суставу в задней части – немного более половины длины руки.
Ширина ладони немного больше, чем половина длины внутренней стороны ладони. Указательный палец длиной достигает приблизительно до ногтя среднего пальца, безымянный приблизительно равен указательному. Мизинец достигает только верхнего сустава безымянного пальца.

Рисунок 80. Построение руки

Рисунок 81. Внутренняя часть ладони (ямка)


На рисунке выше отметьте, как тщательно обозначена явка посередине ладони. Также отметьте кривую, опоясывающую внутреннюю сторону ладони. Руки никогда не выглядят естественными и способными к хватанию, пока художники не понимают эту особенность. Все эти руки выглядят так, как будто они что-то держат или хватают. Громкий звук хлопания получается от внезапного сжатия воздуха между этими двумя ямками в ладонях. Рука, которая не выглядит способной к хватанию и хлопанию, плохо нарисована. Изучите ваши собственные руки, чтобы убедиться.

Рисунок 82. Построение рук в перспективе

Рисунок 83. Рука в действии

Рисунок 84. Суставы

Рисунок 85. Рисование вашей собственной руки

Рисунок 86. Женская рука


Женские руки, как их лица, отличаются от мужских в основном меньшими косточками и более нежными мускулами, и вообще более округлыми поверхностями. Для большего изящества руки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Даже несмотря на то, что женские руки тонкие, они могут сильно сжиматься и быть цепкими.

Рисунок 87. Пальцы, сужающиеся к концам, в движении.

Рисунок 88. Изучите много разных поз рук.


Есть только один верный способ научиться рисовать руки – это делать много, очень много набросков. При рисовании рук, больше, чем где-либо, существенно их положение. Распрямите пальцы вдоль ладони, прежде чем детально изучить их. Руки практически никогда не бывают абсолютно прямыми и плоскими. Внимательно изучите пространство между суставами пальцев. Большую часть времени мы видим их не в прямой проекции, а в перспективе, как показано в гл.82-85.

Рисунок 89. Рука младенца


Руки младенцев изучают отдельно. Основное их отличие от рук взрослых в том, что ладошка является более толстой по отношению к меньшим пальчикам. Мускулы основания большого пальца и основания ладошки у маленьких детей относительно очень мощные. Младенцы могут зажимать и хватать что-то, равное их весу. Суставы на внешней стороне руки полностью скрыты мускулами и обозначены ямочками. Основание ладони часто окружено толстой складочкой. Основание ладони намного шире, чем ее ширина на уровне основания пальцев.

Рисунок 90. Изучение рук младенца

Рисунок 91. Детские руки


Руки ребенка являются промежуточными между руками младенца и подростка. Это означает, что мускул большого пальца и основание ладони более толстые относительно взрослой руки, но не такие толстые как в руке ребенка. Пальцы растут относительно ладони также, как у взрослых. Вся рука меньше, немного толще, и более покрыта ямочками, и суставы, конечно, не так выделяются, как у взрослых.

Рисунок 92. Пропорции остаются более-менее постоянными.

В младшем школьном возрасте различие между рукой мальчика и девочки небольшое, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика намного больше, более крепкая, более развиты кости и мускулы. Основание ладони, суставы пальцев более развиты у мальчика, а у девочки рука более тонкая и нежная, кости в ней меньше. На руке мальчика ногти, так же как и пальцы, немного шире.

Рисунок 93. Рука пожилого человека

Если вы мастерски справились с построением руки, рисовать руки старых людей для вас – одно удовольствие. Фактически, их рисовать легче, чем руки молодых, так как строение и анатомия там более явственно видны. Основные особенности: более толстые пальцы, выступающие суставы. Кожа становится морщинистой, но это нужно прорисовывать только в крупном плане.

Рисовать руки на самом деле очень сложно. Есть анекдот, который по сей день живет среди стен художественных заведений, который повествует о художнике, который, что- бы не посрамиться, нарисовал руки в карманах, а ноги в траве. Руки- это тоже объемная форма, и именно объем нужно передать. Но это не самое страшное. Самое сложное- правильно уловить пропорции. Уже на втором месте стоит передача движения, анатомических особенностей. Я не умаляю важности знаний анатомии, это должно быть. Но если с самого начала не соблюсти пропорции, дальнейшая работа не принесет положительного результата. Например, перед вами сидит натурщик. Руки его находятся в нужном положении, в определенном ракурсе. Вот и нужно правильно уловить положение руки в ракурсе. А для этого ищите пропорции. Малейшая неточность и "правильной" картинки не получится. А неточность эту замечаешь уже на пол пути к завершению работы, как ни прискорбно.
Попробую объяснить по другому. Для начала, наверное, нужно посмотреть на следующий рисунок:


Не обязательно знать, как какая косточка называется. Достаточно понимать, что рука это не аморфный материал, не надутый шарик- это кости, покрытые мышцами, связками, кожей. Запомните пропорциональные соотношения частей скелета руки.

Когда будете рисовать с натуры, наверняка рука будет в ракурсе, что усложнит вам задачу. Нужно будет передавать пропорции самой "картинки", с учетом пропорций рук.

Начинать рисовать руку нужно не по отдельности, а как общий объем. Намечаете объем вместе со всеми пальцами и уже потом "разбиваете" на участки, в конечном итоге выделяя каждый палец.


Если взять в ладонь шарик, она примет его форму. Это будет проще понять, если вы сами это сделаете. Конечно, рука может принимать различные положения, и форма ее будет меняться. Но основы нужно учитывать всегда. Вот так рисовал Баммес:

После намечения формы и всех деталей можно приходить к передаче светотени. Определяем сначала (в общем) светлое пятно и темное и по тени ложим мягкий штрих. А после все делаем по принципу, как рассказывалось на странице .


Здесь представлены работы художника Эндрю Лумиса. Очень хорошо показано строение, отлично переданы все объемы. Можно прямо брать и копировать с учетом всех пропорциональных соотношений. Очень хорошо показано, что в основе строения ладони лежит шар. Посмотрите, как рисуется кулак. Начинайте с передачи основных пропорциональных соотношений, высоты и ширины, основных масс. Когда это наметите в листе, переходите к построению основных объемов. В последнюю очередь намечайте ногти, иногда достаточно лишь легко наметить карандашом.

После этого можно переходить к передаче свето- тени, которая поможет передать объем. Заметьте, что здесь свето- тень выполняет функцию дополнительную. Применяется легкими намеками, уточняя объемы и форму.

Ниже представлены его- же рисунки детских рук. Руки младенцев, отличаются они от рук взрослых тем, что ладошка получается более увесистая и мясистая по отношению к пальцам. Суставов практически не видно на пухлых ручках. От этого могут быть проблемы с непониманием- ручки младенца могут получаться "ватными". Уже несколько понимая строение взрослой руки нужно переходить рисовать руки младенцев. Схематически руку младенца можно вписать в прямоугольник, приближенный к квадрату, а то и вообще в квадрат.

Руки детей постарше. Начинают появляться небольшие отличия между рукой мальчика и рукой девочки. Рука мальчика больше и крепче. Лучше просматриваются мышцы и суставы. Отличительная черта руки девочки- они тольше, уже, не мускулистая, пальцы тоньше, ногти уже. Хуже просматриваются суставы и мышцы. В рисовании детских рук сухожилия не передаются. Они пока еще практически не выражены.


Женские руки имеют заметные отличительные особенности от мужских. Как и все в женщине- лицо, фигура, так и сами руки. Они рисуются более нежными, с легкими округлыми поверхностями, более изящными. Для большего изящества женской ручки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Легко передаются суставы, могут передаваться намёком, небольшими ямочками, как у младенческих детских руках.

Руки рисовать трудно, особенно в ракурсе. Многие художники считают, что показателем мастера как раз и является умение рисовать руки. А это достигается только с практикой и прилежным трудом. Сразу не получится.