НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы на тему: Осень

Конспект НОД в подготовительной по рисованию «Осеннее дерево».

Описание:
Данный мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, воспитателей, педагогов дополнительного образования, любящих родителей и творческих людей.
Цели занятия:
Учить изображать гуашью на листе дерево.
Задачи:
Образовательные: Закреплять представления детей о признаках осени.
Изобразительные задачи: Знакомить с приёмами заполнения фона (закрашивать фон небольшими пятнами, близкими по цветовой гамме, учить рисовать дерево, правильно передавая его строение.
Технические задачи: Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, обучать созданию цветов и оттенков, смешивая их на палитре для получения нового цвета, оттенка; закреплять умение работать с палитрой, продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе, развивать память и зрительный контроль, самостоятельность, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству, развевать фантазию и воображения, терпение, учить анализировать работы свою и товарищей.
Предварительная работа:
Беседы об осени, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью», В. Бианки «Синичкин календарь», стихи об осени А. С. Пушкина, С. Есенин, И. Токмакова «Деревья»; разучивание стихотворений об осени, пение песен об осени и слушание музыки;
Материал для занятия: Акварельные листы, набор гуаши 12 цветов, кисти белка №5 и 2, кисть жесткая(щетина), салфетка для кисти, баночка с водой, иллюстрации с осенними деревьями, репродукции картин: И.Левитан «Золотая осень», В Поленов «Золотая осень», Л. Афремов.

Ход занятия:

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, попробуйте разгадать ее.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)

Дети: Осень.
Воспитатель: Какие признаки осени вызнаете?
Дети: Листья желтеют, листья опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму, белка и заяц меняют шубки.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь. Октябрь, ноябрь.
Воспитатель: О каких осенних явлениях природы мои загадки?
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись.(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.(ветер
)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан (иней)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.(туман)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...(Листопад)

Воспитатель: Верно, это листопад. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы! Листья на деревьях начанают менять цвет. И осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды. Наступают первые заморозки и начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой. (Е.Медведева)
Воспитатель показывает фотографии, где запечатлены осенние деревья.
Воспитатель: Какого цвета становятся листья осенью?
Дети: Желтые, оранжевые, красные.
Воспитатель: Правильно, листья становятся желтыми, красными, коричневыми, оранжевыми, кое где еще остаются зелеными. Давайте с вами превратимся в осенние листья.
Физкультминутка «Мы листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами нарисуем осенние дерево.
1. Сначала нарисуем небольшую полянку, где будет расти дерево. Полянка осенняя, поэтому нам нужна осенняя краска, охра.


2. Теперь мы начинаем рисовать листву. Вот такими желтыми пятнами пятнами.


3. Но листья мы с вами знаем не только желтые.Сейчас мы с вами немножко поколдуем. Будем добавлять желтую краску разные цвета и смотреть какие новые цвета получатся. Цвета будем смешивать на палитре. В красную краску добавим немного желтой. В оранжевую немного желтой. В зеленую краску немного желтой. В коричневую немного желтой. В охру немного желтой. И этими новыми цветами заполняем весь лист.



4. Теперь нарисуем ствол дерева. Дерево растет из земли и мы начинаем рисовать от земли вверх, с солнышку тянется наше дерево. У земли оно потолще, чем выше к солнышку, тем тоньше оно становиться. Около земли нажимаем на кисточку, чем выше становиться дерево тем меньше мы нажимаем на кисть, стараемся рисовать кончиком кисти.


5. Теперь от ствола вверх мы нарисуем ветви. С одной стороны 3 ветви, с другой стороны 3 ветви. А веточки у нас тянутся к солнышку. Солнышко, как вы знаете не стоит на месте. Поэтому ветви у нас поворачивают за солнцем. И веточка у нас не прямая, а немножко загибается то вверх, то вниз. Чем ближе к стволу веточка потолще, нажимаем на кисть, чем дальше от ствола, тем меньше нажимаем на кисть.


6. Теперь от ветвей вверх и вниз будут расти веточки. И эти веточки тоже тянутся за солнышком. Тоже за ним поворачивают.


7. А теперь на каждой веточке нарисуем веточки-малышки.


8. Теперь нам нужна кисточка – щетинка. Набираем желтую краску, и пальчиком брызгаем на наш рисунок. Можно добавить еще немножко оранжевой. Вот и готово наше осенние дерево.


Воспитатель: Пока наши деревья просохнут, мы поиграем.
Физкультминутка проводится три –четыре раза с возрастающим темпом.

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Воспитатель: Давайте посмотрим на наши деревья. Как выдумаете, на каком рисунке дерево самое старое? Почему вы так думаете? На каком самое молодое? Почему? На каком рисунке дерево грустное? Какое дерево мы можем назвать золотым? Давайте устроим выставку наших работ, повесим в коридоре, что бы все наши гости могли полюбоваться нашими деревьями.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №218

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников»

Ленинского района Кемеровской области

Конспект урока ИЗО на тему

«В гости к осени»

подготовила

воспитатель

Тонкель Наталья Сергеевна

г. Кемерово

2014

« В гости к осени».

(подготовительная группа)

ЦЕЛИ: Закрепить знания нетрадиционных техник рисования («печать листьями»);

Закрепить умение пользоваться техникой «печатанье листьями»;

Учить создавать декоративную композицию, располагая изображение по всей поверхности листа;

Учить выбирать для данной техники способ, материал, цветовые решения.

Совершенствовать изобразительную технику (смешивать краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита);

Учить распознавать листья различных деревьев;

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа, творческое воображение, чувство цвета;

Воспитывать интерес к природе, её сезонным явлениям;

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Предварительная работа: на прогулке дети рассматривают, как лежат листья на асфальте, в лужах. Обращают внимание на свободное, беспорядочное пространственное расположение листьев, на многоцветье ковра из опавших листьев. Заучивание стихов об осени.

Оборудование: группа украшена листьями, деревья осенние, музыка Вивальди

« Осень», Чайковский «Времена года».

Корзина с различными осенними листьями, педагогические эскизы с цветовыми композициями.

Оборудование для детей: Гуашь, кисти, палитра для смешивания красок, баночка с водой, клеенка, салфетка, лист формата А-4 голубого цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы отправимся в гости к Осени, побываем в её сказочном осеннем лесу, посетим мастерскую Осени, где она расписывает разноцветными красками листья на деревьях, и сами нарисуем для Осени ковер из осенних листьев.

— Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова (звучит музыка — Чайковский «Времена года»)

В сказке мы среди чудес

А вокруг осенний лес!

Воспитатель: — Вот мы и попали в сказочный осенний лес! Посмотрите как красиво вокруг, сколько кругом разноцветных листьев! Осень – очень красивое время года.

Все кругом словно золотое!

«Приметы осени»:

Подойдет она неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

бродит очень близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом, уж жди, не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь –

Значит, наступила ОСЕНЬ.

Послушайте какое настроение у Осени (Вивальди « Осень»).Это Баба Яга заколдовала Осень, давайте ей поможем расскажем как мы любим осень.

Ребёнок: Осень, твой красив убор!

Золотой на нем узор.

Сарафан с цветной каймой,

Полушанок с бахромой

Разукрашен листьями

И рябины кистями.

А из ягод алых

Бусы, как кораллы!

Ребенок: Осенью бывают ясные деньки,

Листики порхают, словно мотыльки.

Ребенок: Нити паутинки на кустах блестят,

Льется на тропинку жёлтый листопад.

Если день прозрачный, ясный

Осень, осень – ты прекрасна!

Воспитатель: Спасибо, ребята, за добрые слова. Слышите? (Вивальди « Осень»).Что это? Осень опять грустит, попробуем загадки отгадать и осень вновь порадовать.

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

Вот еще один листок подарила осень.

Воспитатель : поиграем в игру, чтобы развеселить осень. Дидактическая игра «Подбери слова».

Цель: Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Развивать мышление.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.

Моросит (дождь) .

Дует. (ветер) .

Вянет (трава) .

Желтеют. (листья) .

Опадают (листья) .

Льет (дождь) .

Улетают (птицы) .

Созревают (овощи, фрукты) .

Собирают (урожай) .

Воспитатель : осень нам раскрыла свои секреты:

В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
Если с деревьев лист не чисто опадает — будет холодная зима.
Комары поздней осенью — к тёплой зиме.

И г р а «Угадай следы».

Воспитатель называет зверей, дети отгадывают, говоря при этом слово-признак, например, ворона хитрая и др.

Воспитатель: — Всюду кружатся, летят

Золотые листья

Покрывая все кругом

Пышным, золотым ковром.

Осень: Хорошо, ребята, идите в мою осеннюю мастерскую, а путь вам укажут мои друзья листочки.

Вам даю корзинку я, много листьев в ней друзья

Листья непростые эти, вам помогут листья, дети.

Воспитатель: — Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.

Листья желтые летят прямо на руки ребят!

(Раздаю листья из корзинки. На руке у каждого ребенка по листочку.)

Воспитатель: — Давайте, ребята подуем на листок, чтобы он полетел и указал нам дорогу.

Золотой листок, лети!

За собою нас веди.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: — А вот и осенняя мастерская.

Проходите, ребята, располагайтесь.

Мне Осень вот эту корзинку дала!

Смотрю я в корзинку, ну и дела!

Смотрите, ребята, листья цветные..

Листья цветные, да не простые!

Воспитатель: Давайте угадаем, с каких деревьев эти листья.

(Игра «Угадай, с какого дерева листок» Дети по одному выходят к корзинке, берут по листу, и говорят с какого он дерева)

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Ну, а теперь за работу, Осень ждет наш осенний букет.

Воспитатель: Ребята, а как мы сегодня можем нарисовать наш осенний букет?

Посмотрите, у меня есть эскизы, подумайте, в какой технике они выполнены?

(дети рассматривают педагогические эскизы, отвечают)

Этот эскиз нарисован карандашом и раскрашен гуашью.

Следующий эскиз нарисован восковыми мелками и акварелью.

А этот эскиз выполнен печатаньем листа.

— Какой эскиз вам больше понравился? Почему?

Воспитатель: Осень неспроста дала нам корзинку с листьями. Мы с вами поиграли в игру, и рисовать будем с помощью этих листьев.

— Кто догадался, каким способом мы будем рисовать?

-«Печатать листьями»

— Что нам для этого нужно?

— Листья, кисточка, лист бумаги, краски.

— Нам нужны не все краски, а только краски Осени. Какие это краски?

— Жёлтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый.

Воспитатель: Правильно, а если у нас нет оранжевого, что делать?

— Её можно сделать, смешав желтую и красную краску на палитре.

— Ребята, давайте вспомним сам процесс печатанья листьями. Что мы будем делать вначале?

— Нам нужно выбрать лист, на него кисточкой нанести краску, а потом лист приложить к бумаге. Тоненькой кисточкой прорисовать прожилки на листочке.

— Правильно. Не забывайте, что листья располагаются по всему свободному пространству.

Итак, ребята можно начинать. Но сначала мы должны с Бабой –Ягой договориться.чтобы она нам не помешала давайте ее развеселим:

Физминутка:

Возле леса на опушке Бабушка –Яга живет

Нос крючком, глаза большие словно угольки горят

Ах, сердитая какая, дыбом волосы стоят.

Является обязательной частью образовательной программы, так как позволяет лучше изучить основные осенние приметы, освоить палитру осенних оттенков, закрепить умение работать с разными художественными материалами.

Осенние рисунки для детского сада можно выполнить в самых различных техниках, используя нетрадиционный подход, но учитывая при этом возрастные особенности ребятишек.

Рисунок пальчиками «Осеннее дерево»

Например, детям 3-4 лет вполне по силам будет изобразить осеннее дерево путем нанесения пальчиком на основной ствол капелек сочных красок.

Для такой работы нужно будет заранее приготовить палитру и шаблоны рисунков стволов деревьев с ветками. Предлагаем малышам покрыть дерево листочками, выбирая из палитры самые осенние цвета.

Ребятишкам 4-5 лет можно предложить более сложные техники рисования:

Рисование при помощи белой восковой свечи

Для работы мы готовим тонкую бумагу, настоящие осенние листья (которые собираем в процессе прогулки), свечу, кисть и краски.

Кладем листок с толстыми прожилками под лист бумаги и проводим по нему свечой.

Покрываем весь лист краской.

Там, где свеча соприкоснулась с прожилками листа, проявится его контур.

Рисуем овощи и фрукты:

Овощи и фрукты еще одна популярная тема для рисования осенью.

Рисунок восковыми мелками

Снова используем листочки, которые собрали во время прогулки в сухую погоду. Их не нужно высушивать, потому что в процессе сушки они станут хрупкими. Также понадобится тонкая белая бумага и восковые мелки.

Кладем листок под лист бумаги и аккуратно раскрашиваем мелком все пространство над ним.

Там, где мелок соприкасается с прожилками, проступают четкие контуры листа.

Чтобы рисунки смотрелись более эффектно, закрепляем их на ярком фоне – например, листах цветного картона.

Рисование в детском саду (видео):

Посмотрите на видео красивые и яркие способы рисования на тему «осень»:

Осенний рисунок отпечатками

Снова используем свежесобранные осенние листики. Покрываем каждый из них слоем красок осенней палитры и аккуратно переворачиваем на лист белой бумаги. Осторожно поднимаем листок – на его месте остается разноцветный отпечаток.

Из таких рисунков можно организовать настоящую осеннюю выставку

Раскрашивание листиков

Детки 5-6 лет уже могут справиться и с более ювелирной работой. Используем хорошо просушенные , работать с которыми нужно осторожно, так они легко ломаются в руках. Покрываем листочки разными оттенками красок.

Лучше использовать гуашь или акриловую краску, акварель с поверхности листа часто скатывается.

Окрасив одну сторону, высушиваем ее и окрашиваем вторую.

В этом случае сам листик является осенней картиной.

Получается яркие осенние листья, которые можно использовать для создания различных декоративных композиций.

Из раскрашенных листиков можно сделать оригинальную осеннюю подвеску на веточке.

Окрашивание бумажных листиков

Эта работа также требует сосредоточенности и усидчивости, но меньшей осторожности – бумажные листы нельзя сломать и сложно помять.

Раскрашиваем каждый листок с двух сторон.

Высушиваем их и используем для оформления группы или холла.

Осенний рисунок мелками

Заранее вырезаем из плотной бумаги шаблоны осенних листиков.

Кладем шаблон на альбомный лист.

Тщательно закрашиваем все пространство вокруг него восковым мелком, направляя штрихи от центра к периферии. Раскрашиваем березовый листик.

Раскрашиваем кленовый лист.

Поднимаем лист – остаются только его контуры, вокруг которых мы видим настоящий взрыв яркого цвета.

Такое нестандартное рисование по теме осень в детском саду поможет развить у ребенка интерес к творчеству и пробудить в нем желание создавать новые интересные композиции и картины.

Рисунок и аппликация «Осенний мухомор»

С помощью настоящих листьев рисуем цветной фон. Ждем, пока он подсохнет. Вырезаем из красной бумаги шляпку мухомора, а из белой бумаги вырезаем ножку. Из салфеточки вырезаем бахрому на ножку мухомора. Объединяем все элементы поделки на цветной фон и дополняем сушеным кленовым листом. Осталось раскрасить шапку мухомора белыми точками. Наш осенний мухомор — готов!

Аппликация и рисунок «осенний мухомор»

Посмотрите на видео, как сделать красивый осенний пейзаж из отпечатков листиков:

А вот пример замечательного осеннего рисунка, нарисованного акварелью и мелками. Сначала наносится контур рисунка карандашом, затем белым или желтым мелком рисуются узоры на кустах, деревьях и траве. После нанесения акварели узор станет ярким и четким.

Как нарисовать цветной лист пошагово

По ИЗО деятельности

Занятие в подготовительной группе «Какая бывает осень»

Клюшкина Л.М., воспитатель изостудии МБДОУ №24 г. Елабуги

Цель: развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка пределах предложенной темы) ; развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка) .

Материал: репродукций осенних пейзажей, акварель, лист бумаги, кисточки №5 и №3.

Ход занятия.

Поместить перед детьми несколько осенних пейзажей.

Посмотрите, какие разные картины создали художники про осень.

Кратко описать некоторые из них. Спросить, как называются картины, на которых изображена природа. Рассказать, как художники работают над своими картинами:

Выслушать нескольких детей и предложить приступить к рисованию задуманного. Сказать, что воплощенные замыслы других детей все увидят в конце занятия.

В ходе занятия оказывать только косвенное воздействие процесс рисования. Например, если у ребенка фон подготовлен для изображения пасмурной погоды, а он рисует солнце, белые облака, то можно выразить восхищение одной из картин, демонстрировавшихся в начале занятия, и заметить: «Как верно подобрал этот художник краски для пасмурного дня. Больше всего серого и коричневого цвета. ..»

В конце занятия предложить детям разместить их работы, сгруппировав по периодам осени. Спросить у нескольких детей, сумели ли они нарисовать осенний пейзаж, как задумывали, или во время рисования изменили свои замыслы. Предложить детям найти работы, отличающиеся от тех, которые рисовали на предшествующих занятиях цикла. Одобрить детей, которые составили другую композицию рисунка, внесли в сюжет интересные дополнения и т. п. Отметить и тех, кто использовал при рисовании разные кисти: мягкие и щетинные, карандаши для рисования мелких деталей и др. Затем, советуясь с детьми, отобрать рисунки для выставки под названием «Какая бывает осень».

Коллаж в технике батик с использованием природного материала «Девушка-осень»

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.
Участники : Воспитанники подготовительной группы ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение» г. Тамбова
Возраст : 6-7 лет
Руководитель: Максименко Алла Александровна, педагог дополнительного образования. ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение» г. Тамбова

Назначение : композиция «Девушка-осень" может стать украшением интерьера, участником детской творческой выставки.
Цели и задачи совместной деятельности:
Воспитательные цели: Воспитывать умение детей работать в сотрудничестве друг с другом и педагогом, умение слышать ответы товарищей. Побуждать у детей чувства любви и бережное отношение к родной природе.
Образовательные цели: Обобщить представления детей об осени. Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы и передавать своё отношение через художественное творчество. Совершенствовать навыки работы в декоративной технике узелковый батик, умение работать с природным материалом. Активизировать словарный запас детей.
Развивающие цели: Развивать воображение, внимание, слуховую и зрительную память, мелкую моторику рук, умение формировать композицию рисунка, подбирать цветовую гамму, характерную для осенней палитры.

Предварительная работа: беседа об осени, рассматривание иллюстраций, картин художников.

Индивидуальная работа : помогать в процессе работы с художественными материалами.

Материалы: ткань хлопок, кисти, красители для ткани, природный материал, подставки, салфетки, баночки с водой.

Учебно-методическое пособие: музыкальное сопровождение, презентация, оборудование для изготовления коллажа.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1.Организационный момент
Здравствуйте, мои друзья!
Рада встрече с вами я!
Давайте за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
А у нас сегодня - гости. Давайте поздороваемся с гостями.
2.Диалог воспитателя с детьми об осени:
Нашу с вами встречу я хочу начать с загадки:
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья? - Кто это пришел и какие листья она перекрасила?
(ответы детей- осень)
А что значит перекрасила все листья? (были зеленые, а стали все разноцветные - желтые, коричневые, красные, оранжевые, багряные, пурпурные. Дети, давайте поиграем. Берите из корзиночки осенние листочки, называя при этом приметы осени.
(ответы детей- листопад, улетают птицы в теплые края, звери готовятся к зиме, каждый по-разному готовится к спячке: медведь, барсук, еж. Кто-то делает запасы на зиму-белка)
Педагог дополнительного образования.
Послушайте стихотворение:

Вспыхнули пожары золотые,
Пар как дым, струится над водой
Словно парашютики цветные,
Закружились листья над землёй!
Стало меньше солнечного света,
Птицы собираются в полёт.
Шаг за шагом отступает лето,
Осень в наступление идёт.
Предполагаемые проблемные вопросы: - Дети, вы согласны, что это стихотворение об осени?
- Так осень - живой объект или это что-то другое?
- Осень - веселая или грустная?
- За что вы любите осень?
- А я люблю осень, потому что это время обилия разнообразных овощей, фруктов.
Все эти замечательные подарки подарила нам щедрая осень (показываю корзину с фруктами, овощами, злаковыми, бобовыми культурами). Наверное, потому поэты и художники часто оживляют осень в своих творениях - это их муза - источник для творчества и вдохновения.
Давайте и мы попробуем в своем воображении оживить осень?
- Как вы представляете это время года? Кто это для вас: девушка? Женщина? Русалка? Какая она - ваша осень? (дети фантазируют)
Давайте с вами полюбуемся осенними пейзажами.
(просмотр презентации ОСЕНЬ)
(физкультминутка под музыку: дети изображают осенний листопад, кружатся, летают.)
Мы листочки, мы листочки мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели, ветер дунул- полетели.
Мы летали, мы летали, а потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул.
Все листочки полетели и на землю тихо сели.
Из компьютера звенит сообщение о письме, на экране появляется конверт.
-Ой, смотрите, нам пришло электронное письмо, от кого оно? Догадаетесь?
Много вкусных, сочных, ярких принесла я всем подарков.
Много ягод и грибов, фруктов, овощей, плодов,
Знаю много интересных о себе стихов и песен
И картины есть, и фото, и осенние работы,
И чего тут только нет! Ну а я хочу портрет
Я прислала вам дары для умелой детворы
Из них портрет мой соберите, в красивое платье нарядите
И мне, пожалуйста, пришлите! Я прошу вас очень, очень,
С уваженьем, ваша Осень.
- Наша фантазия совершает чудеса: осень ожила и шлет нам весточку!
Чтобы с осенью подружиться, давайте превратим подарки осени в подарок для осени.
(дети рассматривают плоскостное изображение девушки-осени: лицо покрыто тонким слоем розового пластилина, одежда вырезана из белой ткани)
Дети, нам нужно сделать работу быстро. Как нам успеть?
(сделаем коллективную работу-коллаж «Портрет осени», черты лица из природного материала, платье для осени с помощью росписи ткани батика)
Мы знаем много способов росписи ткани, а какой нам подойдёт сегодня?
(ответ детей – узелковый батик)
Показ способа узелкового батика



Пальчиковая гимнастика: «Осенние листочки»
Раз, два, три, четыре, пять(начинаем загибать пальчики под счет)
Пойдем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья осины (загибать поочередно пальчики)
Листья тополя и рябины,
Листики дуба мы возьмём
И букетик принесем (вытянуть руки вперед, сжав пальчики в кулачки).
Поделитесь на две группы: одна будет работать с природным материалом, а другая расписывать ткань.
3.Продуктивная деятельность детей - изготовление коллажа.
Дети выполняют совместную работу. - Давайте посмотрим, всё ли у нас получилось так, как мы хотели, нужно ли ещё что-то добавить? (смотрят, любуются) - Как мы пошлем этот портрет осени?
(сфотографируем, перенесем фото в компьютер и отправим письмом электронной почтой) Выполняют.
Пока ждем ответа, давайте изобразим осеннее настроение, оно бывает разным.
-Когда мы видим разноцветные листья, яркое синее небо, солнце, какое у нас настроение? Как его можно изобразить мимикой? Изображают.
-Идет дождь, небо серое, хмурое. Какое настроение? Изобразите.
-Утром идем в детский сад, небольшой морозец. Как мы себя чувствуем? Изобразите.
Из компьютера опять раздаётся звонок, приходит ещё одно письмо
« Очень рада я, поверьте,
Получить такой портрет,
А за то, что удружили,
Все награду получите!»
(получают фишки от осени, размножаем, печатаем и вручаем детям)
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша встреча. А вам понравилось? Что вам больше всего запомнилось?