(Н.В. Гоголь в Павловске)

Напротив Павловского дворца находится холмистый участок. Издавна он носит название Швейцарских горок. С левой стороны участка, между улицами Солдатской, Звериницкой и прудом в начале прошлого века находилась дача вдовы генерала от инфантерии Е.А. Архаровой. Деревянный одноэтажный дом с мезонином и хозяйственными постройками.

Здесь, в этом доме, зарождалась слава будущего великого писателя Н.В. Гоголя, создавшего в его стенах вторую часть "Вечеров на хуторе близ Диканьки", ведь именно "Вечера…" сделали его знаменитым.

А предыстория была не радостной. В декабре 1828 года девятнадцатилетний Гоголь впервые попадает в Петербург. С проживанием в столице он связывал свои надежды. Но жестокие морозы, которыми встретил северный город молодого мечтателя, явились как бы прологом к дальнейшим мытарствам. Начатая еще на Украине в Нежинской гимназии поэма "Ганс Кюхельгартен", изданная в Петербурге на собственные деньги, не имела успеха. Тщетной оказалась попытка поступить на сцену. Служба мелкого чиновника обрекала Гоголя на нужду и лишения. Но в конце 1830 года Гоголь знакомится с П.А. Плетневым, а через него с В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным. Плетнев ввел молодого Гоголя в литературные и преподавательские круги, познакомил со знатными семействами Васильчиковых, Балабиных, Лонгиновых. В этих домах в течение какого-то времени Гоголь был домашним учителем. Будущий библиограф и начальник главного управления по делам печати бывший ученик Н.В. Гоголя Михаил Николаевич Лонгинов вспоминал: "Гоголь скоро сделался в нашем доме очень близким человеком. В дни уроков своих он часто у нас обедал и выбирал обыкновенно место поближе к нам, детям, потешаясь и нашею болтовней и сам предаваясь своей веселости. Рассказы его были уморительны; как теперь помню комизм, с которым он передавал, например, городские слухи и толки о танцующих стульях в каком-то доме Конюшенной улицы, бывшие тогда во всем разгаре. Кажется, этот анекдот особенно забавлял его, потому что несколько лет спустя вспоминал он о нем в своей повести "Нос"…" Какое-то время Гоголь преподавал тогда и в женском Патриотическом институте.

О внешности Н.В. Гоголя той поры позже вспоминал С.Т. Аксаков: "Наружный вид Гоголя был тогда совершенно другой и невыгодный для него: хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу… В платье Гоголя приметна была претензия на щегольство. У меня осталось в памяти, что на нем был пестрый, светлый жилет с большой цепочкой".

Летом 1831 года Гоголь состоял гувернером при больном ребенке в семье Васильчиковых. Тогда-то он и жил в доме на Швейцарских горках, об этом времени вспоминал внук Е.А. Архаровой В.А. Соллогуб. Это было летом 1831 года. Гоголь как-то читал у приживалок свои "Вечера…" В небольшой низенькой комнате "кровать стыдливо была загорожена ширмами, у стены стоял старомодный обтянутый ситцем диван, а перед ним круглый стол, покрытый красной бумажной скатертью; на столе под темно-зеленым абажуром горела лампа… Все три старухи вязали чулки, глядя снисходительно поверх очков на тут же у стола сидевшего молодого человека...

Что же, Николай Васильевич, начинайте!

Молодой человек вопросительно посмотрел на меня; он был бедно одет и казался очень застенчив; я приосанился.

Читайте, - сказал я несколько свысока...

Ввек мне не забыть выражения его лица! Какой тонкий ум сказался в его чуть прищуренных глазах, какая язвительная усмешка скривила на миг его тонкие губы. Он все так же скромно придвинулся к столу, не спеша развернул своими длинными худыми руками рукопись и стал читать… С первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, и слушал жадно; несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно вскидывал на меня глазами и неуклонно продолжал свое чтение. Когда он кончил, я бросился к нему на шею и заплакал".

В другом месте воспоминаний В. Соллогуб описывает Гоголя-чтеца: "Кто не слыхал читавшего Гоголя, тот не знает вполне его произведений. Он придавал им особый колорит своим спокойствием, своим произношением, неуловимыми оттенками насмешливости и комизма, дрожавшими в его голосе и быстро пробегавшими по его оригинальному остроносому лицу в то время, как серые маленькие его глаза добродушно улыбались, и он встряхивал всегда падавшими ему на лоб волосами. Описывая украинскую ночь, он как будто переливал в душу впечатление летней свежести, синей, усеянной звездами выси, благоухания, душевного простора".

Не надо забывать, что "Вечера…" создавались в Петербурге и Павловске, где нет настоящих темных ночей, а весной в обычном понимании их просто не существует. Знаменитый вопрос: "Знаете ли вы украинскую ночь?" мог восприниматься современниками полемически. В своих повестях Гоголь как бы открывал петербуржцам другой мир и другие ночи. Еще в мае 1829 года Гоголь писал матери из Петербурга: "Приход весны в нашу пыльную столицу, которая вовсе не похожа на весну, заставляет меня с сожалением вспоминать о нашей малороссийской весне".

Продолжая рассказ о чтении "Вечеров…" у приживалок Архаровой, Соллогуб далее писал о Гоголе: "Вдруг он остановился. "Да гопак не так танцуется!" Приживалки вскрикнули: "Отчего не так?" Они подумали, что Гоголь обращался к ним. Гоголь улыбнулся и продолжал монолог пьяного мужика".

Необычайный артистизм Гоголя, непревзойденное чтение им своих произведений отмечали многие современники.

С.Т. Аксаков вспоминал о "Женитьбе", что Гоголь до того мастерски читал или лучше сказать, играл свою пьесу, что многие понимающие это дело люди до сих пор говорят, что на сцене, несмотря на хорошую игру актеров, особенно господина Садовского в роли Подколесина, эта комедия не так полна, цельна и далеко не так смешна, как в чтении самого автора".

В марте 1830 года появилась первая повесть из будущих "Вечеров…" "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала". До этого в письмах Гоголя к родным были постоянные просьбы о присылке ему сведений о народных повериях, обычаях, гаданиях, о названиях народной одежды, предметов быта.

Живя летом 1831 года в Павловске и занимаясь с больным ребенком Васильчиковых, Гоголь в то же время заканчивал вторую часть "Вечеров…" Тогда он часто бывал в Царском Селе, где встречался с Пушкиным и Жуковским. Своему другу по нежинской гимназии А.С. Данилевскому он писал: "Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей".

Знакомство Гоголя и Пушкина состоялось в конце мая 1831 года у Плетнева. Знакомство с Жуковским - несколько раньше. Теперь летом эта творческая близость укрепилась. Гоголь просил письма к себе адресовать на имя Пушкина в Царское Село.

Дела, связанные с печатаньем "Вечеров…", вызвали ранний отъезд Гоголя в Петербург. "Сколько хлопот наделала мне эта книга.., - писал Гоголь Жуковскому, - три дня я толкался беспрестанно из типографии в Цензурный комитет, из Цензурного комитета в типографию, и наконец теперь только перевел дух". К 10 сентября "Вечера…" были уже напечатаны, и в том же письме Гоголь пишет Жуковскому о посылке ему трех отпечатанных экземпляров: "Один собственно для вас, другой для Пушкина, третий с сентиментальной надписью для Розетти, а остальные тем, кому вы по усмотрению своему определите".

В августе Гоголь писал Пушкину: "Любопытнее всего было мое свидание с типографией. Только что я просунулся в двери, наборщики, завидя меня, давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке. Это меня несколько удивило. Я к фактору, и он, после некоторых ловких уклонений, наконец сказал, что ШТУЧКИ, КОТОРЫЕ ИЗВОЛИЛИ ПРИСЛАТЬ ИЗ ПАВЛОВСКА ДЛЯ ПЕЧАТАНИЯ, ОЧЕННО ДО ЧРЕЗВЫАЙНОСТИ ЗАБАВНЫ И НАБОРЩИКАМ ПРИНЕСЛИ БОЛЬШУЮ ЗАБАВУ". В ответном письме Пушкин поздравил Гоголя с этим первым народным признанием и в том же 1831 году использовал этот рассказ Гоголя в печатном отклике на выход книги "Вечеров…" в письме к издателю "Литературных прибавлений" к "Русскому инвалиду". "Сейчас прочел "Вечера на хуторе близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился… Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов", - писал Пушкин.

Известно, что позже Пушкин будет делиться литературными замыслами с Гоголем. Подскажет ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Незадолго до трагической гибели накануне премьеры "Ревизора", вспомнив о "Вечерах…", Пушкин скажет об их авторе: "Он с тех пор непрестанно развивался и совершенствовался. Г-н Гоголь идет еще вперед".

Да, впереди Гоголя ждала мировая слава, но начиналась она с "Вечеров на хуторе близ Диканьки", создававшихся в Павловске. Бывал Гоголь в Павловске и в начале 1840-х годов уже известным писателем - в доме А.П. Брюллова на Елизаветинской улице (ныне Правды), в доме М.Ю. Виельгорского у Пяти углов. Но это были эпизоды, связанные с другим периодом его жизни.

Галина БОГРАД НАА ФОТО Павловск. Пиль-башня. Г.С. Сергеев, 1799 г.

Может показаться странным вопрос, вынесенный в заглавие, – разве есть такой вопрос? Да, есть. Обратитесь к энциклопедическим изданиям и посмотрите: в большинстве из них стоит не соответствующая истине дата. Все советские энциклопедии и словари, равно как и работы гоголеведов, например или Юрия Манна (называю самые известные имена), извещают нас, что Гоголь родился в 1809 году 20 марта – или 1 апреля по новому стилю. Однако если родился 20 марта, то отмечать день его рождения мы должны 2 апреля по новому стилю. (В нашем столетии при пересчете со старого стиля на новый прибавляется 13 дней.) Кроме того, и это главное, – Гоголь родился 19 марта, а не 20-го. На этот счет есть неопровержимые доказательства.

По свидетельству Марии Ивановны Гоголь, матери писателя, «родился он в 9-м году 19 марта» . Двоюродная сестра Гоголя, Мария Николаевна Синельникова (рожденная Ходаревская), писала Степану Петровичу Шевыреву (другу и душеприказчику Гоголя) 15 апреля 1852 года: «День его рождения мне очень памятен – 19 марта, в один день с его меньшой сестрой Ольгой…» . Ольга Васильевна Гоголь (в замужестве Головня) родилась, как известно, 19 марта 1825 года и не раз говорила, что родилась в один день с братом. «Он был на шестнадцать лет старше меня, – вспоминала она, – он родился в девятом, а я – в двадцать пятом году, и заметьте, в один и тот же день, 19 марта, родились мы: он – первый сын и я – последняя дочь в нашей семье» .

В 1852 году, вскоре после кончины Гоголя, Отделение русского языка и словесности Российской академии наук приняло решение издать его биографию. Написать ее было поручено Шевыреву. Летом 1852 года он отправился на родину писателя для сбора материала. В своем путевом дневнике Шевырев со слов родственников Гоголя сделал запись: «Родился 1809 года, 19-го марта, в 9 часов вечера. Слово Трофимовского , когда он смотрел на новорожденного: “Будет славный сын”» .

Юрий Манн утверждает, что Гоголь «появился на свет 20 марта 1809 года в доме Трахимовского» . Между тем Гоголь, по всей видимости, родился в другом месте. По авторитетному свидетельству земляка и одного из ближайших друзей Гоголя, Михаила Александровича Максимовича, квартира Марии Ивановны Гоголь-Яновской в Сорочинцах «была в домике генеральши Дмитриевой, в котором и родился 19-го марта Николай Васильевич Гоголь » . И, заметим в скобках, конечно же, мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына. Именно 19 марта отмечали день рождения Гоголя его друзья. Тот же Михаил Максимович писал Сергею Тимофеевичу Аксакову 19 марта 1857 года: «Сегодня день рождения нашего незабвенного Гоголя, и мне живо вспомянулось, как за семь лет мы с ним обедали у Вас в этот день взятия Парижа! Боже мой, как хорошо мне прожилось в тот март месяц, и как часто я тогда проводил у Вас время с Гоголем…» . 19 марта 1849 года Гоголь праздновал свое 40-летие у С.Т. Аксакова. В следующем 1850 году он обедал в этот день у Аксаковых вместе с М.А. Максимовичем и О.М. Бодянским. Присутствовали также А.С. Хомяков и С.М. Соловьев. Пили за здоровье Гоголя и пели украинские народные песни .

19 марта поздравляли Гоголя с днем рождения родные и близкие ему по духу люди. «Письмо ваше (от 19 марта) с поздравлением пришло ко мне в тот день, когда я удостоился приобщиться Св. Тайнам», – сообщал Гоголь матери и сестрам 3 апреля 1849 года. Надежда Николаевна Шереметева, тетка поэта Федора Тютчева, писала Гоголю 12 февраля 1843 года из подмосковного Покровского: «Я к Вам хотела писать и не получа письма Вашего, чтобы к 19 марта достигло до Вас мое поздравление. Поздравляю Вас, мой милый друг, с рождением; важен для христианина этот день, получаем право наследовать вечное блаженство, как и получим, если пройдем здешнее странствие, как должно христианину…» .

Биографы Гоголя, в первую очередь П.А. Кулиш и В.И. Шенрок, считали датой рождения писателя 19 марта. Сомнения в этом возникли после публикации выписки из метрической книги Спасо-Преображенской церкви в Сорочинцах, где крестили Гоголя. Здесь под № 25 сделана следующая запись: «Марта 20 числа у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещен 22. Молитствовал и крестил священнонаместник Иоанн Беловольский». В графе о восприемнике указан «господин полковник Михаил Трахимовский ». Выписку из метрической книги впервые опубликовал А. И. Ксензенко . Позднее (в 1908 году) появилась ее фотокопия. Юрий Манн полагает, что «опубликование этих документов внесло ясность в вопрос о дате рождения Гоголя – 20 марта 1809 года…» . Однако на ошибочности даты, указанной в церковной книге, настаивали многие исследователи, Так, например, Н. Лернер в юбилейном 1909 году, когда вновь был поднят вопрос о дне рождения Гоголя, писал: «Вообще метрические записи, давая верную дату крещения, сплошь да рядом ошибаются в дате рождения; день крещения записывается очевидцем и участником самого обряда, а рождение датируется на основании чужих слов. Гоголь был крещен 22 марта, и весьма возможно, что данное в тот день церковному притчу родными новорожденного показание, что ребенок родился три дня назад, то есть 19 марта, было понято как третьего дня, то есть 20 марта. Пример точно такой же ошибки в дате рождения дает метрическая книга, в которой записаны рождение и крещение Пушкина… Известно, что день рождения Пушкина – 26 мая. Поэт сам знал это… Знали этот день и друзья и знакомые Пушкина; так, барон Е.Ф. Розен в 1831 году прислал Пушкину приветственные стихи, озаглавленные “26-е мая”, где говорил: “Как торжество, как лучший день весны, мы празднуем рождение поэта…”… Между тем в церковной книге рождение Пушкина датировано 27-м числом… Верьте после этого метрическим книгам!» .

Не все современные литературоведы, занимающиеся Гоголем, согласны с недостоверной версией даты рождения великого русского писателя. Доктор филологических наук Игорь Алексеевич Виноградов в комментарии к новому изданию книги П.А. Кулиша пишет: «День рождения Гоголя, согласно свидетельству его матери, – именно 19 марта, – вопреки ошибочной записи об этом в метрической книге (20 марта). Вероятно, еще с детства Гоголь запомнил, что день его рождения совпал с днем взятия Парижа 19 марта 1814 года (в тот день ему исполнилось пять лет), и потому впоследствии праздновал оба эти события вместе…» . В новейших энциклопедических изданиях также правильно указана дата рождения Гоголя .

Первого апреля - 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Великих в нашей литературе много, но не всех можно считать настолько современными. Любой читатель найдет вокруг себя вполне продвинутых, одетых по последней моде хлестаковых с чичиковыми. Виртуальные носы майоров ковалевых теперь законно прописались во всемирном интернете.

Сериал "Гоголь" стал самым успешным фильмом за последнее время. В роли классика Александр Петров. Фото: Каропрокат

Поговорим об этом с самим Гоголем. Разговор, конечно, будет "спиритический", но это простительно, поскольку 1 апреля. Вопросы из настоящего времени, а Николай Васильевич из прошлого ответит точными цитатами из своего предисловия к "Мертвым душам", "Театрального разъезда", "Авторской исповеди", "Выбранных мест из переписки с друзьями", а также из писем 1832-52 годов.

Николай Васильевич, зима поднадоела. Ужасно хочется тепла. Весна, апрель на носу. Как вы?

Николай Гоголь: Верите, что часто приходит неистовое желание превратиться в один нос, чтобы не было ничего больше - ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого бы ноздри были величиною в добрые ведра, чтобы можно было втянуть в себя как можно побольше благовония и весны.

Но ведь тогда вам было бы нечем отвечать на вопросы. А нам хотелось бы услышать именно от вас...

Николай Гоголь: А между прочим, я ничуть не умней никого. Я знаю людей, которые в несколько раз умней и образованней меня и могли бы дать советы в несколько раз полезнейшие моих; но они этого не делают и даже не знают, как это сделать.

Мы их и спрашивать не будем. Спросим все-таки у вас. Как вам удается смешить других и оставаться таким угрюмым человеком?

Николай Гоголь: Никогда я не думал, что мне придется быть сатирическим писателем и смешить моих читателей. Правда, что, еще бывши в школе, чувствовал я временами расположенье к веселости и надоедал товарищам неуместными шутками. Но это были временные припадки, вообще же я был характера скорей меланхолического и склонного к размышлению. Впоследствии присоединилась к этому болезнь и хандра.

Хотите сказать, что ваш совсем небезобидный, но ужасно смешной "Ревизор" был следствием болезни и хандры?

Николай Гоголь: Мой смех вначале был добродушен; я совсем не думал осмеивать что-либо с какой-нибудь целью... Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться - вот происхождение "Ревизора"! Это было первое мое произведение, замышленное с целью произвести доброе влияние на общество, что, впрочем, не удалось: в комедии стали видеть желанье осмеять узаконенный порядок вещей и правительственные формы, тогда как у меня было намерение осмеять только самоуправное отступленье некоторых лиц от форменного и узаконенного порядка. Представленье "Ревизора" произвело на меня тягостное впечатление.

Вокруг нас немало продвинутых,одетых по последней моде хлестаковых с чичиковыми. Виртуальные носы майоров ковалевых прописались во всемирном интернете

Комедия на все века, со сцены не сходит - о чем вы?

Николай Гоголь: О слоге или красоте выражений здесь нечего заботиться; дело в деле и в правде дела, а не в слоге.

Вас не смущает, что хлестаковщину легко можно назвать и болезнью XXI века?

Николай Гоголь: Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, а не в собственной. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни,- дело только в том, что вслед за тем очень ловко повернется, и как будто бы и не он.

Про тех, кто "ловко повернулся", у нас чуть не каждый день в новостях. Снимают губернаторов, заводятся дела.

Николай Гоголь: Один государственный наш муж определил так эту должность: "Генерал-губернатор есть министр внутренних дел, остановившийся на дороге". Должность эта более временная, чем постоянная.

А что бы вы сказали тем губернаторам, которые теперь сидят на нарах?

Николай Гоголь: Не о том следовало заботиться, чтобы только при вас все было хорошо, но именно о том, чтобы после вас все было хорошо.

Теперь весь мир - сплошной фейк-ньюс. Видели, премьер Тереза Мэй танцует в Африке. Трамп отключает свет Венесуэле. Твиттеры на зависть Хлестакову не читали?

Николай Гоголь: Хлестаков лжет вовсе не холодно или фанфаронски театрально; он лжет с чувством, в глазах его выражается наслаждение, получаемое им от этого. Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его жизни - почти род вдохновения.

Вы, кстати, любите песни Малороссии - "этой цветущей части России". Давно не слышали вестей оттуда? Вы же записывали в записные книжки разное - может быть, что-то из последнего?

Николай Гоголь: " - Да что ж ты, сват, к нам того... - Я было того, жена-то таё, я так уж и ну".

Россия под санкциями: вслед за Америкой Европа, будто бы "в защиту" украинцев, грозит анафемами и никак не может успокоиться. Что дальше?

Николай Гоголь: Еще пройдет десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках.

"Думать" в наше время значит - залезть в какой-нибудь "Фейсбук" и в телеграм-канал и утопиться во множестве безумных "лайков" и "комментов". Что остается после этого у человека в голове?

Николай Гоголь: В голове всех сидит ревизор. Все заняты ревизором. Около ревизора кружатся страхи и надежды всех действующих лиц. У одних - надежда на избавление от дурных городничих и всякого рода хапуг. У других - панический страх при виде того, что главнейшие сановники и передовые люди общества в страхе. У прочих же, которые смотрят на все дела мира спокойно, чистя у себя в носу, - любопытство...

Опять вы про нос. Что общего у носа с ревизором?

Николай Гоголь: Я устал и душою и телом. Клянусь, никто не знает и не слышит моих страданий. Бог с ними со всеми. Мне опротивела моя пьеса. Я хотел бы убежать теперь бог знает куда...

Но от себя не убежите далеко. Не хлестаковы - так чичиковы. Думаете, этих меньше? Или не слышали, как в наше время совершают махинации с "мертвыми душами"?

Рисунок: Игорь Вирабов

Николай Гоголь: В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в русской земле... На всяком шагу я был останавливаем вопросами: зачем? к чему это? что должен сказать собою такой-то характер? что должно выразить собою такое-то явление? Спрашивается: что нужно делать, когда приходят такие вопросы? Прогонять их? Я пробовал, но неотразимые вопросы стояли передо мною... Всё у меня выходило натянуто, насильно и даже то, над чем я смеялся, становилось печально.

Отчего печально? Что вы увидели неверно и не так?

Николай Гоголь: Россия должна была развиться из своих начал. На Европу нужно было глядеть не породнившись, не обессилев. Если дом уже состроен по одному плану, нельзя ломать его. Можно украшения убрать, отлично отделать всякой уголок по-европейски. Но ломать капитальные стены строенья - это нелепость, это почти то же, что поправлять дело рук божиих. От этого произошло, что собственно русское в России мало подвинулось, несмотря на 100 лет беспрерывных подправок, переделок, хлопот и возни.

Вас, видимо, пугает нынешняя Европа, в которой из политкорректности меньшинствам подчиняют большинство и, чтобы не обидеть беженцев с Востока, боятся наряжать рождественские елки?

Николай Гоголь: В Европе завариваются теперь повсюду такие сумятицы, что не поможет никакое человеческое средство, когда они вскроются, и перед ними будет ничтожная вещь те страхи, которые вам видятся теперь в России. В России еще брезжит свет, есть еще пути и дороги к спасенью, и слава богу, что эти страхи наступили теперь, а не позже".

А "желтые жилеты"? Многие спят и видят, как бы нам на голову свалить какой-нибудь "майдан"?

Николай Гоголь: Россия не Франция; элементы французские - не русские. Ты позабыл даже своеобразность каждого народа... Тот же самый молот, когда упадает на стекло, раздробляет его вдребезги, а когда упадет на железо, кует его.

Но мы же, говорят экономисты, сидим на долларовой игле. Глобальные финансы, "свифты", что-то там отключат, арестуют, заблокируют - и у нас все сразу рухнет?

Николай Гоголь: Мысли твои о финансах основаны на чтенье иностранных книг да на английских журналах, а потому суть мертвые мысли. Стыдно тебе, будучи умным человеком, не войти до сих пор в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиться, а захламостить его чужеземным навозом.

Недавно у нас вышла книжка комиксов о блокаде Ленинграда. Если судить по этой книжке, непонятно, что спасать, зачем тогда спасали свой мир, свой город. Или спрошу вот так: зачем Багратиону умирать за Бородино, если весь Петербург вздыхает о своем кумире Наполеоне и объясняется охотней по-французски? Как это поправить, когда мы все время ходим по кругу?

Николай Гоголь: Одни думают, что преобразованьями и реформами, обращеньем на такой и на другой лад можно поправить мир; другие думают, что посредством какой-то особенной, довольно посредственной литературы, которую вы называете беллетристикой, можно подействовать на воспитание общества. Но благосостояние общества не приведут в лучшее состояние ни беспорядки, ни пылкие головы. Брожение внутри не исправить никаким конституциям.

Вот обнадежили, спасибо!

Николай Гоголь: Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот - лень или, лучше сказать, болезненное усыпление, одолевающее русского. Много мыслей, не сопровождаемых воплощением, уже у нас погибло бесплодно.

Что может излечить нас от сонной болезни?

Николай Гоголь: Как Пушкин был умен во всем, что ни говорил в последнее время своей жизни! "Зачем нужно, - говорил он, - чтобы один из нас стал выше всех... Государство без полномощного монарха - автомат: много-много, если оно достигнет того, до чего достигнули Соединенные Штаты. А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина; человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит..."

Вы говорили о нашем общем "душевном городе", о том, что нам мешают "наши душевные лихоимцы". То есть все низкое и пошлое, которое сидит внутри. А как от них избавиться - расскажете?

Николай Гоголь: Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их. Смехом, мои благородные соотечественники! Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти! Смехом, который создан на то, чтобы смеяться, над всем, что позорит истинную красоту человека. Возвратим смеху его настоящее значенье! Отнимем его у тех, которые обратили его в легкомысленное светское кощунство над всем, не разбирая ни хорошего, ни дурного!

Ну вот же - вы опять вернулись к смеху. А любовь? В любви клянутся многие - как различить, кто на самом деле Россию любит, кто ей друг, кто недруг?

Николай Гоголь: Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России... Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви.

В Государственной публичной исторической библиотеке открылась выставка "Гоголевские жемчужины из собрания ГПИБ: автографы, редкие прижизненные и иллюстрированные издания". Бесплатную экспозицию посетить можно до 4 апреля. Узнать о книгах, которые невозможно взять в библиотеке, о редчайших фактах творческой жизни Николая Гоголя будет полезно школьникам, преподавателям, студентам, а также библиофилам.

1 апреля 2019 года исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – классика русской литературы, автора «Ревизора», «Шинели», «Мёртвых душ» и других гениальных произведений. Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина предлагает ознакомиться с его взглядом на писательство, «как на особый род служения земле своей, равносильный государственному».

Николай Васильевич Гоголь родился в семье небогатого помещика Полтавской губернии Василия Афанасьевича Гоголя, неистощимого рассказчика. В Нежинском лицее будущий классик лучше всех писал сочинения, играл на школьной сцене, редактировал журнал «Звезда», который издавали лицеисты, стараясь писать «самым напыщенным слогом, преисполненным риторики; только такой род писания считали они делом серьёзным, настоящей литературой», – рассказывает А. Н. Анненская в своей работе «Н. В. Гоголь» (1891), представленной в электронном фонде Президентской библиотеки. «Гоголь был талантлив, но не узнан школой» – приводит мнение одного из учителей Т. Заболотский в издании «Опыт обзора материалов для биографии Н. В. Гоголя в юношескую пору» (1902).

Мечты Гоголя раскрываются в «Письмах Д. Н. Овсянико-Куликовского» (1907) из фонда Президентской библиотеки: «Он стремился осуществить свою общественную стоимость не в определённой узкой среде, а в громадном объединённом всероссийском целом, представителем которого являлось государство. Выражением этого стремления и были его помыслы о службе и его взгляд на литературную деятельность… как на особый род «служения земле своей», равносильный государственному».

Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург, где начинает печататься под псевдонимом В. Алов. В 1829 году выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», потом «Нос», «Тарас Бульба». А. С. Пушкин был первым, кто в печати приветствовал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он привлёк Гоголя к активному сотрудничеству в своём «Современнике». Пушкиным, как известно, молодому дарованию были подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ».

Историю создания ещё одного знаменитого произведения – повести «Шинель» (1834) – рассказывает Н. Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» (1909): она возникла «из канцелярского анекдота о каком-то чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200. В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собой на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился, лёг в постель и уже не вставал; он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни». Значение этой повести в истории нашей словесности особенное, отмечает Котляревский. «Она – первый по времени и один из самых законченных опытов того рода произведений, которые затем были очень распространены и имели большую общественную ценность. Это – страничка из истории „униженных и оскорблённых“, тех самых, которых после Гоголя принял под свою защиту Достоевский».

После выхода в свет книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» сокрушается, что «художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника», что «наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение в практике общественных явлений». Другие его коллеги и вовсе не стеснялись в выражениях: Н. Побединский в раритетном исследовании «Религиозно-нравственные идеалы Н. В. Гоголя» (1900) пишет о том, что квазилиберальные передовые критики того времени с величайшей нетерпимостью отнеслись к тому, что Гоголь, их великий Гоголь, «глава натуральной школы», осмеливается верить в какого-то Бога… Белинский даже панически предвещал: «На этом пути ожидает его неминуемое падение…»

И тогда за написание взвешенной критической статьи взялся князь Пётр Андреевич Вяземский, друг Пушкина. Его вывод: некоторые места в книге могут стать вровень с лучшими образцами отечественной прозы. «Везде виден человек, который духовными исследованиями над собой и жизнью доискался многого и дошёл далеко», – отмечает Вяземский.

Статья была опубликована в «Санкт-Петербургских ведомостях». Её не приняли ни славянофилы, ни западники. На сторону защитника Гоголя встал, однако, Чаадаев, написавший: «Возможно, этой статьёй Вяземский попытался вернуться в литературу в качестве одного из самых ярких представителей критической мысли России XIX века, каковым он был в 1820-х годах».

Позднее Аполлон Григорьев всё же счёл публикацию переписки мужественным поступком, равным которому не было в русской литературе. У Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ», над которым продолжит работать спустя некоторое время. 7 февраля 1852 года Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). Утром 21 февраля (по старому стилю) 1852 года Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Президентская библиотека представляет приуроченную к юбилею писателя коллекцию «Н. В. Гоголь (1809–1852)». Она состоит из трёх обширных разделов: «Жизнь и деятельность Н. В. Гоголя», «Творчество», «Память о писателе», в которых представлены его прижизненные издания о творчестве, а также исследовательские материалы середины XIX – начала XX века, которые пытаются истолковать жизнь сочинителя, проанализировать самые известные и самые спорные его произведения. Кроме того, на портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с редкими изобразительными материалами, такими, как альбом «Портреты Н. В. Гоголя» (1909), его предваряют два наброска Ильи Репина, связанных с драматическими минутами жизни непревзойдённого мастера слова.

«Осмеявши своим «горьким смехом» отрицательные стороны современной жизни, – размышляет священник Н. Побединский в исследовании «Религиозно-нравственные идеалы Н. В. Гоголя» (1900), – наш писатель не обольщается блеском прогресса и материальных усовершенствований жизни. „Зачем эта скорость сообщений?“ – спрашивает он. Пишет с болью Гоголь и о том, что законы моды и светских приличий „нарушить боятся больше, чем законы нравственные и государственные, чем первейшие законы Христа…“. При взгляде на современное состояние общества нашего писателя больше всего поражает упадок духовной, нравственной силы, христианской любви. А вместе с тем главное дело всякого человека, и особенно стоящего на вершине общественной лестницы, – это дело нравственного развития».

А И. Щеглов в издании «Подвижник слова: новые материалы о Н. В. Гоголе» (1909) вспоминает: «Недавно я попал в Александринский театр на «четырёхсотое» представление «Ревизора» Гоголя… В пьесе участвовали лучшие силы труппы с М. Г. Савиной во главе, и спектакль получил особенный блеск. В антрактах гремели оглушительные аплодисменты, по окончании залу охватил настоящий ураган восторга; из лож махали платками, а когда потушили газ, кто-то из райка басом возопил: „Автора!“».

Николай Васильевич Гоголь – классик мировой литературы, автор бессмертных творений, наполненных волнующей атмосферой присутствия потусторонних сил («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки»), поражающих своеобразным видением окружающего мира и фантастикой («Петербургские повести»), вызывающих грустную улыбку («Мертвые души», «Ревизор»), увлекающих глубиной и красочностью эпического сюжета («Тарас Бульба»).

Его персона окружена ореолом тайн и мистики. Он отмечал: ««Я почитаюсь загадкою для всех...». Но каким бы неразгаданным не показался жизненный и творческий путь писателя, неоспоримо лишь одно – неоценимый вклад в развитие русской литературы.

Детство

Будущий писатель, величие которого не подвластно времени, появился на свет 1 апреля 1809 года на Полтавщине, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского. Предки его были потомственными священниками, принадлежали к старинному казацкому роду. Дед Афанасий Яновский, владевший пятью языками, сам добился дарования ему родового дворянского состояния. Отец служил при почтамте, занимался драматургией, был знаком с поэтами Котляревским, Гнедичем, Капнистом, являлся секретарем и директором домашнего театра экс-сенатора Дмитрия Трощинского, своего свойственника, потомка Ивана Мазепы и Павла Полуботько.


Мать Мария Ивановна (в девичестве Косяровская) до выхода замуж в 14 лет за 28-летнего Василия Афанасьевича жила в доме Трощинских. Вместе с мужем она участвовала в спектаклях в доме дяди-сенатора, слыла красавицей и талантливым человеком. Будущий писатель стал третьим ребенком из двенадцати детей семейной пары и самым старшим из шести выживших. Он получил имя в честь чудотворной иконы святого Николая, которая имелась в церкви села Диканька, расположенном в пятидесяти километрах от их местечка.


Ряд биографов отмечали, что:

Интерес к искусству у будущего классика в большой степени определила деятельность главы семьи;

На религиозность, творческое воображение и мистицизм повлияла глубоко набожная, впечатлительная и суеверная мать;

Раннее знакомство с образцами украинского фольклора, песнями, преданиями, колядками, обычаями сказалось на тематике произведений.

В 1818 году родители отправили 9-летнего сына в уездное Полтавское училище. В 1821-м при содействии Трощинского, любившего его мать как родную дочь, а его как внука, он стал учащимся Нежинской гимназии высших наук (ныне – госуниверситет им. Гоголя), где проявил творческий талант, играя в спектаклях и пробуя перо. Среди однокашников он слыл неустанным шутником, о писательстве как о деле своей жизни не помышлял, мечтая сделать что-то значимое на благо всей страны. В 1825 году умер его отец. Это стало большим ударом для юноши и всей его семьи.

В городе на Неве

Окончив в 19 лет гимназию, юный гений из Украины переехал в столицу Российской империи, строил большие планы на будущее. Однако в чужом городе его ожидало множество проблем – нехватка средств, безуспешные попытки в поисках достойного занятия.


Литературный дебют – издание в 1829 г. сочинения «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Акулов – принес массу критических рецензий и новые разочарования. В подавленном настроении, имея с рождения слабые нервы, он скупил ее тираж и сжег, после чего уехал на месяц в Германию.

К концу года ему все же удалось устроиться на госслужбу в один из департаментов Министерства внутренних дел, где он впоследствии собрал ценный материал для своих петербургских повестей.


В 1830-м Гоголь издал ряд удачных литературных работ («Женщина», «Мысли о преподавании географии», «Учитель») и вскоре вошел в число элитных художников слова (Дельвиг, Пушкин , Плетнев, Жуковский), начал преподавать в учебном заведении для детей-сирот офицеров «Патриотический институт», давать частные уроки. В период 1831-1832 гг. появились «Вечера на хуторе близ Диканьки», получившие признание благодаря юмору и мастерскому переложению мистического украинского эпоса.

В 1834-м он перешел на кафедру истории Петербургского университета. На волне успеха он создал и опубликовал сочинение «Миргород», куда включил историческую повесть «Тарас Бульба» и мистическую «Вий», книгу «Арабески», где изложил свои взгляды на искусство, написал комедию «Ревизор», идею которой ему подсказал Пушкин.


На премьере «Ревизора» в 1836 году в Александрийском театре присутствовал император Николай I, подаривший автору в качестве похвалы перстень с бриллиантом. В полном восхищении от сатирического произведения были Пушкин, Вяземский, Жуковский, в отличие однако от большинства критиков. В связи с их отрицательными отзывами литератор впал в депрессию и решил сменить обстановку, отправившись в путешествие по Западной Европе.

Развитие творческой деятельности

За границей великорусский писатель пробыл более десяти лет – жил в разных странах и городах, в частности, в Веве, в Женеве (Швейцария), в Берлине, Баден-Бадене, Дрездене, Франкфурте (Германия), в Париже (Франция), в Риме, Неаполе (Италия).

Известие о гибели Александра Пушкина в 1837-м ввело его в состояние глубочайшей скорби. Он воспринял свою начатую работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» (идею поэмы подарил ему поэт).

В марте он приехал в Рим, где познакомился с княгиней Зинаидой Волконской. В ее доме были организованы публичные чтения Гоголем «Ревизора» в поддержку украинских живописцев, работавших в Италии. В 1839-м он перенес тяжелое заболевание – малярийный энцефалит – и чудом выжил, спустя год съездил ненадолго на родину, прочел друзьям отрывки из «Мертвых душ». Восторг и одобрение были всеобщими.

В 1841-м он снова побывал в России, где хлопотал по поводу издания поэмы и своих «Сочинений» в 4-х томах. С лета 1842 года за рубежом он продолжил трудиться над 2 томом повести, задуманной как трехтомное сочинение.


К 1845 году силы писателя были подорваны напряженной литературной деятельностью. У него случались глубокие обмороки с онемением тела и замедлением частоты пульса. Он консультировался с врачами, следовал их рекомендациям, но улучшения состояния не наступало. Высокие требования к самому себе, недовольство уровнем творческих достижений и критическая реакция общественности на «Выбранные места из переписки с друзьями» усугубили художественный кризис и расстройство здоровья автора.

Зиму 1847-1848 гг. он провел в Неаполе, изучая исторические труды, русскую периодику. В стремлении к духовному обновлению он совершил паломничество в Иерусалим, после чего окончательно вернулся из-за границы домой – проживал у родственников и друзей в Малороссии, в Москве, в Северной Пальмире.

Личная жизнь Николая Гоголя

Выдающийся писатель семью не создал. Он был влюблен несколько раз. В 1850 году сделал предложение графине Анне Вильегорской, но получил отказ по причине неравенства социального статуса.


Он любил сладости, готовить и угощать друзей украинскими варениками и галушками, стеснялся своего большого носа, был очень привязан к подаренному Пушкиным мопсу Джози, ему нравилось вязать на спицах и шить.

Ходили слухи о его гомосексуальных наклонностях, а также о том, что он якобы являлся агентом царской охранки.


Последние годы жизни он писал свои сочинения стоя, а спал только сидя.

Смерть

После посещения Святой земли состояние литератора улучшилось. В 1849-1850 гг. в Москве он с воодушевлением занимался написанием последних страниц «Мертвых душ». Осенью посетил Одессу, весну 1851 г. провел в родных краях, летом вернулся в Белокаменную.


Однако, окончив труд над 2-м томом поэмы в январе 1852 года, он почувствовал себя переутомленным. Его терзали сомнения в успехе, проблемы со здоровьем, предчувствие скорой кончины. В феврале он слег и в ночь с 11 на 12 число сжег все последние рукописи. Утром 21 февраля выдающегося мастера пера не стало.

Николай Гоголь. Тайна смерти

Точная причина смерти Гоголя до сих пор является предметом дискуссий. Версия о летаргическом сне и похоронах заживо была опровергнута после предсмертного слепка лица писателя. Распространено мнение, что Николай Васильевич страдал от психического расстройства (родоначальником теории стал психиатр В.Ф. Чиж) и в связи с этим не мог обслужить себя в бытовом плане и умер от истощения. Также выдвигалась версия, что писатель отравился лекарством от желудочного расстройства с повышенным содержанием ртути.