Родители, думающие о качестве знаний и об уровне развития своего ребенка, понимают, что лучшим вариантом в выборе формы обучения является сочетание школьных занятий с индивидуальными. Давайте проанализируем все преимущества такого решения и попробуем разобраться, как определиться с репетитором.

Действительно, наша система образования ставит ребенка в условия, в которых он вынужден заниматься так, как это задумано авторами программ и учебников, а не так, как позволяют его способности. Задания и методики по темам программы даются для некого абстрактного ученика с определенным и достаточным для изложения материала уровнем развития. Такой ученик обладает базовым набором знаний, располагает способностями разобраться в большом потоке информации, умеет выделять и запоминать главное, переключать и удерживать внимание в нужный момент, выполнять самостоятельно определенный объем работ в виде домашних заданий (часто довольно большой). Большинство существующих пособий позволяют именно такому ученику, изучая каждый пункт или параграф, подниматься ровно на одну ступеньку выше. Одна из функций учителя в школе — адаптировать материал учебника для конкретного класса. Подобрать задачи, форму работы, приемы объяснения материала соответственно способностям большей его части. Но даже если в этот класс ученики тем или иным способом отбирались, все равно кто-то сильнее, кто-то слабее. Кто-то понимает один язык и методы, кто-то другой. Кому-то интересно одно, а кто-то проявляет повышенное внимание к совершенно другому. И в подготовке уроков опять закладывается некая постоянная (средняя) планка с низким уровнем обратной связи от ученика к учителю. То есть ошибки, допущенные в определенный момент конкретным учеником, как правило, никак не анализируется и не влияют на общую стратегию работы учителя в классе.

Почему он сделал именно эти ошибки? Когда они проскочили? Как и с чем ученик в этот момент работал? Почему он не понял материал? На эти вопросы школа, как правило, не может ответить. А нерешенная задача почти всегда является только методом отбора детей в различные учебные заведения и классы. Причины допущенных учеником ошибок не изучаются — как по причине отсутствия времени, необходимых условий, так и по причине отсутствия достаточных знаний для выявления этих причин.

Школа не принимает во внимание индивидуальные особенности отдельно взятого ученика, его психологию, физиологию (а именно здесь кроются корни большинства проблем учащегося). На методику работы влияют только средние показатели успеваемости всего класса. Это в лучшем случае. А в худшем мы пожинаем плоды определенной политики государства и законов рынка, из-за которых в школу попадают люди, которых не учили работать с детьми.

Выпускники технических вузов (особенно с невысокими показателями профпригодности) часто не могут найти подходящую работу по специальности. Но поскольку у большинства из них математический аппарат как-то сформирован, то появляется ощущение, что этого достаточно для преподавания. Масса методических ошибок и неверных стратегий, которые проявляются в тетрадях учеников, только увеличивают непонимание ребенка и, как следствие, количество нерешенных задач и ошибок.

Преподаватель, не имеющий достаточного опыта общения со школьниками, не разбирающийся в методических вопросах построения учебников, обычно объясняет материал так, как он его понимает, как его научили, оперируя общими понятиями и терминами, планируя уроки, не обращая внимания на физиологию школьника, на особенности работы его памяти и внимания.

Между тем необходимо выявлять сильные и слабые?точки организма? ученика и уже потом в соответствии с ними строить индивидуальный план развития (и чем раньше, тем лучше). Частично проблему дифференциации обучения решают некоторые школы уже с 6-7-го класса, производя деление на профильные классы, классы разного уровня, математические классы и др. Но и в матклассы попадают разные дети. Многие одаренные дети при отсутствии к ним должного внимания со стороны преподавателя часто не могут полностью раскрыть свои способности.

В результате, ученик может попросту не знать о существовании некоторых более простых и эффективных подходов к решению задач. Он не умеет и не может научиться искать эти решения, выходить из нестандартных ситуаций. В лучшем случае он пользуется заученными, более общими и сложными алгоритмами. Реально оценить свои силы и возможности при недостаточной нагрузке ему очень сложно, и на том же ЕГЭ по математике он обычно получает результат ниже своих способностей. Особенно это относится к заданиям группы С. Не приходилось ли вам от ребенка слышать такое: ?Мама, с математикой всегда было нормально, я вроде бы все знал, все выучил, но почему-то на пробном ЕГЭ не справился с последними заданиями группы С…??

Максимальное развитие слабого ученика, как ни странно, сдерживается по сути теми же факторами, что и сильного. Разница в более низких показателях работы организма, объеме памяти, скорости обмена информацией между клетками головного мозга, временем ее удержания, способностью к концентрации и переключению внимания на определенном количестве объектов, работоспособности, возможного наличия заблокированных каналов поступления информации (например, определенные проблемы со слуховой памятью). И даже заниженная мотивация, которая часто присутствует у слабых учеников, может являться следствием нехватки некоторых ресурсов этого самого организма с последующим его отказом от выполнения определенной работы. Отследить и диагностировать проблемы слабого или сильного ученика как можно раньше, скорректировать методику в зависимости от их влияния, просто невозможно при отсутствии индивидуального подхода к каждому ученику.

Именно эта задачу необходимо и нужно решать репетитору. Грамотный репетитор максимально эффективно сможет использовать и развить способности ученика и, как следствие, лучше подготовить ребенка к предстоящим экзаменам, Но как его выделить из общей массы?

Вот несколько советов, которые хотелось бы дать родителям при выборе репетитора.

1) Ищите репетитора с педагогическим образованием и опытом работы.

Репетитор с педагогическим образованием имеет более высокую подготовку в работе со школьниками, владеет большим количеством способов организации учебного процесса и умеет правильно подобрать именно ту форму работы, которая соответствует уровню развития и возможностям роста ученика. Помните, что навыки индивидуальной работы с разными учениками и по разным программам приобретаются годами.

2) Дешевые занятия не всегда качественные.

Хороший урок требует не только знания предмета, но и знания различных методик преподавания. И плюс к этому — еще и значительных временных затрат на подготовку самого занятия, на анализ всех допущенных учеником ошибок. Учебники обычно не дают того количества упражнений, которое необходимо данному ученику. Приходится или составлять задания самостоятельно, или выбирать их из разных источников. Все предлагаемые репетитором задачи должны быть предварительно отобраны и решены самим репетитором, проверены на отсутствие каких-либо опечаток и ошибок, а затем выстроены в нужную последовательность (по нарастанию трудности) в зависимости от способностей ученика. Необходимо продумать, что и как будет на уроке записано, что будет решено устно, а что письменно, в каком объеме будут даны задания для запоминания материала, продумать содержание домашней работы. Низкая стоимость занятий часто обусловлена тем, что такая работа, скорее всего, проводиться не будет.

3) Соберите отзывы о работе репетитора.

Как это сделать? К сожалению, отзывы в Интернете не всегда объективны, их могут оставить родители способных учеников по настоятельной просьбе самого репетитора. Их могут заносить в анкеты случайным образом. Не все родители оставляют эти отзывы, но даже если они довольны работой репетитора, то часто не могут оценить, насколько оптимален полученный результат. В кратких отзывах редко указывается, с каким уровнем способностей ученика пришлось работать репетитору, в течение какого срока родители смогли увидеть положительные результаты, с какой интенсивностью проводились занятия с учеником.

Лучший способ — спросить у репетитора, кто может порекомендовать его услуги. За годы реальной работы у репетитора в записной книжке накапливается несколько десятков контактных телефонов родителей. Профессиональный репетитор может предоставить полный список этих контактов для получения положительных рекомендаций. Если репетитор не может предоставить список контактов учеников, с которыми он работал, то это свидетельствует либо о недостатке опыта репетитора, либо о его незаинтересованности в своем портфолио. Переговорив с теми, кто не так давно занимался с этим репетитором, можно получить более достоверную и полную информацию о ходе занятий и об эффективности их результатов.

4) Школьный учитель в качестве репетитора — не лучший выбор.

Не стоит ориентироваться на школьного преподавателя. Его квалификации и опыта работы в классе может не хватить для индивидуальных занятий со сложным учеником.. Работа в классе имеет несколько иные особенности. Обычно всегда можно выделить способных учеников, позволяющих реализовать то, что задумано учителем. Легче объяснять новый материал, легче разнообразить урок разными видами деятельности. Школьный учитель привык иначе контролировать работу учащихся. Когда в классе один ученик, то вся нагрузка ложится на него одного. Помимо этого школьный преподаватель обычно отягощен грузом обязанностей по проверке тетрадей, классному руководству, внеклассной работе и общественным поручениям. Проблемы ученика, результаты, ошибки должны быть постоянно в голове хорошего репетитора.

5) Помните, что знания одного человека по нескольким предметам могут быть поверхностными.

Будьте осторожны при выборе репетитора сразу по нескольким предметам. Специалист широкого профиля, как правило, менее компетентен в большинстве вопросов, чем специалист в узкой области. Даже сочетание физики с математикой несет в себе некую опасность. В лучших педагогических вузах эти предметы разделены по разным факультетам. Это РАЗНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, с разной подготовкой и методологией преподавания. Точная наука одна — математика. Аксиоматического подхода и теорем в физике просто нет. Математический аппарат большинства физиков находится, конечно, в неплохом состоянии, но умение решать задачи и умение преподавать, не попадая в методические ловушки учебников и собственных записей, — это разные вещи. Встречаются грамотные преподаватели физики и математики, но их не много.

6) Узнайте репетитора-профессионала уже при первом телефонном разговоре.

Отнеситесь с подозрением при телефонном разговоре к репетитору, если он вам заранее говорит, какой режим занятий необходим, какой результат и в какие сроки будет получен. В некоторых случаях достаточно и раза в неделю, а бывает что и двух раз мало. Также если преподаватель заявляет, что он будет много задавать или наоборот мало, или вообще не задает, то вряд ли стоит рассчитывать, что ваш выбор будет оптимальным. Необходимо какое-то время понаблюдать за учеником, оценить методику параллельно работающего школьного учителя (чтобы, по возможности, не сильно с ним диссонировать), провести нужные тесты и только потом определиться с какой интенсивностью и какими методами идти вперед. Спросите репетитора о возможных приемах достижения поставленных вами целей занятий. Опытный преподаватель в общих чертах расскажет вам о каких-то приемах работы, но говорить о прогнозах и строить конкретные планы он сможет только после детального знакомства с учеником.

7) Изучите анкету репетитора.

Хороший репетитор обычно указывает в своей анкете не только информацию об образовании и опыте работы, но и о том, какого вида помощь он оказывает, с каким контингентом учащихся он занимается, какие методики при этом могут быть использованы.

8) Внимательно отнеситесь к результатам первого занятия с репетитором.

После первого урока обратите внимание, спрашивает ли репетитор вас о физиологических и психологических особенностях ребенка (особенно это важно для младших школьников). Интересуется ли он его распорядком дня, нагрузкой по другим предметам, временем сна, усидчивостью, физической активностью, зрением, работоспособностью, привычками, интересами и т. д. Ваши ответы помогут грамотному репетитору быстрее сформировать представление об ученике, о его вероятных возможностях роста, о склонности к тем или иным наукам и видам деятельности.

9) Репетиторы — преподаватели вузов часто неправильно работают со школьниками.

Существует мнение, что преподаватель вуза лучше других сможет подготовить ребенка к ЕГЭ, к экзамену в его вуз. Это мнение ошибочное. Голова преподавателя вуза обычно забита огромным количеством лишних для данного этапа развития школьника знаний, общих терминов и понятий, недоступных ему для понимания. Систематическое или случайное использование этих знаний может только запутать абитуриента. Преподаватель вуза лучше знаком с различными теориями, которые предлагаются студенту, чем с методологией школьных учебников. Свойственное репетиторам из вузов переоценка уровня способностей ученика рождает огромное количество методических ошибок в формировании его математического аппарата.

10) Руководствуйтесь разумом, а не эмоциями при оценке репетитора.

Дайте репетитору время на разработку стратегии занятий. Ни в коем случае не делайте скоропалительных выводов о том, хороший репетитор с вами работает или нет, только на основе ваших эмоций. Вопросы индивидуального подхода очень сложны. Репетитор должен изучить ученика и проанализировать первые результаты прежде чем окончательно определиться с методами. На это может уйти несколько занятий. Тесты на первом уроке помогут только вскрыть явные отклонения в развитии ученика, ?перекосы? в работе различных видов памяти (ребенок может, например, не воспринимать информацию на слух), явные провалы и пробелы в знаниях. Репетитору необходимо получить полное представление о том, как ученик выполняет домашнюю работу, отчего возникают ошибки, каков характер этих ошибок, как быстро стирается из головы полученная информация, какие формы подачи материала дольше удерживают внимание, как быстро усваивается новый материал.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор математики

… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…
Марк Аврелий

Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского. Из цитаты императорского философа Марка Аврелия очевидно, что римляне также ценили частное обучение, как и греки. На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.

Определенно, в наши дни репетиторство также популярно, как и два тысячелетия назад. По данным различных источников, около четверти детей Великобритании занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты, а также итоговых экзаменов GCSE и A Levels. Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Многие родители задумаются о том, зачем им инвестировать еще больше в индивидуальное обучение, когда они уже тратят достаточно денег на дорогостоящие частные школы. Под сомнение уроки репетитора также ставит нынешняя загруженность детей, помимо уроков также нужно заниматься спортом, музыкой, в драматическом или других кружках.

Тогда как репетиторство может быть просто фантастическим ресурсом для многих детей, помогая им не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя их на успехи и снижая уровни стресса при огромной загруженности, оно подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Учитывая огромное количество как положительных отзывов, так и критики, родителям может быть действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. В помощь таким родителям мы решили проанализировать все плюсы и минусы и выделили основные причины за и против.

Аргументы «за»

Для начала, давайте рассмотрим 5 причин, по которым репетитор может оказаться очень полезным для ребенка:

Чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы

Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства является то, что индивидуальный подход к ребенку в школе — задача практически невыполнимая. Поэтому, если методы преподавания не соответствуют скорости усваивания материала ребенка, если навыки чтения и письма развиваются слишком медленно — школа вряд ли сумеет помочь с подобными проблемами. В некоторых случаях, при особенно сложной программе, могут начать отставать даже самые способные дети. Один пробел в знаниях ведет за собой другой пробел, и такая растущая проблема становится похожей на снежный ком и может в какой-то момент стать катастрофической, особенно если это произойдет в начальной школе. Отставание также ведет за собой целую плеяду психологических проблем в виде апатии, равнодушия, плохого поведения и обид. Дополнительная проблема заключается в том, что в западных школах, например, при плохой успеваемости ребенок попадает в группу («сет») детей с таким же низким уровнем успеваемости и отсутствием интереса к учебе, что создает своего рода порочный круг.

Порой единственным выходом в этом случае является привлечение индивидуального преподавателя. Грамотный специалист сможет за короткое время выделить проблемные моменты в процессе обучения, поможет заполнить имеющиеся пробелы и предотвратить новые. Такая «скорая помощь» может включать, как и стандартное повторение и объяснение прошлых и нынешних тем, так и подбор правильной литературы для дополнительного чте-ния или разработку индивидуальных правил повторения, запоминания и т.д.

Как понять, что ваш ребенок начал отставать от программы? Если ваш учитель уже несколько раз сообщил, что домашняя работа была выполнена неудовлетворительно или ребенок начал сам жаловаться на трудности с темами в классе, стоит присмотреться к его потребностям внимательнее — скорее всего, ему требуется дополнительная поддержка.

Чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам

Другой основной причиной привлечения репетитора является подготовка к вступительным тестированиям, экзаменам и интервью в топовые школы и вузы, конкурс в которые порой исчисляется даже десятками кандидатов на одно место. Чтобы получить это заветное место, к сожалению, недостаточно быть просто «сильным», умным и успешным учеником, важную долю успеха составляет знание так называемой «экзаменационной техники». Так, например, в работе с текстами нужно будет и провести грамотный анализ, и провести параллели, и правильно структурировать свой ответ. Все это в ограниченное количество времени и в стрессовой атмосфере.

Опытный преподаватель имеет за плечами сотни и даже тысячи часов занятий с такими кандидатами — он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему сэкономить время и получить дополнительные баллы, предоставив ответы, которые соответствуют самым взыскательным ожиданиям приемной комиссии.

Помимо этого, такой специалист прекрасно осведомлен о литературе, которая поможет в подготовке и может посоветовать нужный учебник или сборник упражнений, подробно расскажет о регистрационном процессе, требованиях, сроках и о секретах успеха тех его учеников, которые поступили в вашу желаемую школу, которых он подготовил. У него наверняка имеется сеть контактов, которые также могут помочь вам в процессе поступления своими консультациями и советами. В таких случаях репетитор-специалист по подготовке к вступительным экзаменам станет неоценимым помощником не только самим детям, но и родителям.

Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

Мы уже затронули этот аспект ранее – репетитор является не просто учителем, который диктует правила или механически решает задачи вместе с вашим ребенком, это человек, который не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок. Хороший репетитор окончил престижные школу и университет – он сам проходил через огромную академическую нагрузку, знает о тайм-менеджменте, дисциплине и важности позитивного настроя. Занятия – это также и персональные отношения, дружелюбный репетитор, который искренне заботится об успехе вашего ребенка, всегда поддержит его советом или ободряющей историей, расскажет о своем опыте, научит его какого-нибудь трюку или «примочке», которой он может впечатлить учителей и одноклассников. В лице такого учителя ребенок получит живой пример, ролевую модель и «ментора», который будет говорить с ним на одном языке.

Чтобы просто облегчить жизнь и сберечь нервы

Это общеизвестный факт, что дети спорят со своими родителями, что, конечно же, не может не расстраивать. Несмотря на это, подобные споры принципиально важны для развития ребенка, поскольку это демонстрирует их индивидуальность и стремление быть независимыми. Порой трения возникают, когда от ребенка требуется, например, сделать что-то дополнительно к домашнему заданию или читать в дополнение к основной программе.

В таких случаях может помочь репетитор, который избавит от многих неприятных ситуаций. Да, возможно перед приходом учителя у ребенка возникнут возражения, но редкий ребенок будет так же яростно протестовать перед посторонним человеком, коим является репетитор. Проще говоря, учитель нейтрализует давление, а вы, вместо уговоров и криков с учебниками в руках, сможете наслаждаться спокойным общением с ребенком. Немаловажным преимуществом является также и то, что имея такого помощника, вы будете уверены, что вся домашняя работа будет выполнена ребенком в срок и без ненужных хлопот и стресса – это важно любому занятому родителю.

Чтобы поднять академические интересы вашего ребенка на новый уровень и помочь определиться с профессией

Мы уже обсудили выше роль репетитора и отметили, что роль эта не ограничивается лишь обучением. В некоторых ситуациях он может предоставить ребенку информацию, которую он не получит от школьного учителя поскольку его не ограничивают рамки школьной программы. Если ваш ребенок хочет по-настоящему изучить свой предмет, репетитор — тот самый человек, который может в этом помочь, правильно направляя ребенка. Например, ваш ребенок проявляет интерес к физике и астрономии — почему бы не нанять ему учителя астрофизики, который проводит исследования в этой теме? Если ваше чадо без ума от произведений Джейн Остин, почему бы не организовать ему встречу, посвященную литературе 19 века с выпускником Кембриджа по английской литературе? Если вы видите в нем такие интересы, их нужно обязательно поощрять и вдохновлять, возможно, вы растите следующего Нобелевского лауреата или обладателя Пулитцеровской премии.

Аргументы «против»

Получился довольно убедительный список причин за, не правда ли? Однако есть и причины против — почему занятия с репетитором могут быть не самой лучшей идеей?

У вашего ребенка отсутствуют базовые привычки и режим для эффективного обучения

Любой, кто когда-либо страдал от бессонницы, знаком с термином «гигиена сна». Наличие хорошей гигиены сна означает своевременное выключение телевизора, поддержку правильной температуры в спальной комнате и использование спальни строго по назначению, не устраивая из нее домашний офис, например.

Помимо гигиены сна, существует также и гигиена образования, когда родители тщательно следят за факторами, которыми могут влиять на работоспособность ребенка в школе. Регулярные приемы пищи и полноценный, качественный сон крайне необходимы для хорошей академической успеваемости ребенка; ребенок просто не способен хорошо заниматься, если он испытывает чувство голода, усталости или даже истощения. Важен режим дня, выполнять домашнюю работу желательно в одно и то же время каждый день. Если ребенок растет в билингвальной среде, нужно обеспечить ему оптимальную среду для восприятия обоих языков — решить, на каком языке слушать радио по утрам или смотреть телепередачи, а также настраивать электронные гаджеты на желаемый язык. Никакой репетитор не сможет помочь, если детям не читают и если они не читают сами вообще — в этом случае роль родителей заключается в том, чтобы выделить определённое время для занятий с ребенком ежедневно и обеспечить основу непосредственно академических занятий.

Если вы задумались о занятиях с репетитором, спросите себя — что можно сделать для того, чтобы самому исправить ситуацию? Быть может, если вы организуете строгий режим и распорядок дома с чтением по вечерам и решением математических задач по утрам, эти проблемы решатся сами собой без вложения каких-либо дополнительных денег.

Ваш ребенок недостаточно отдыхает и не поощряется

С учетом сильной нагрузки и стремлением родителей устроить детей в хорошие школы и университеты, им, конечно, можно простить чувство беспокойства за успеваемость своих чад. В то же время очень важно не перегружать детей – можно окружить ребенка учебниками и учителями, но его уставший мозг просто не воспринимает такие объемы информации. Многочисленные исследования показывают, насколько важно свободное время и игры для правильного умственного развития ребенка, и порой лучший способ помочь ребенку — попросить их заниматься чуть меньше, а не наоборот. Плохое поведение и низкие оценки в школе могут быть показателем усталости, а не признаком отсутствия способностей или несносного характера поэтому любой родитель, который подумывает о репетиторстве, должен задуматься – возможно, ему нужно немного «настоящего детства» и побольше свободного времени для игр и забав. Отдохнув, ваш ребенок будет готов к покорению новых вершин.

Также очень важно, чтобы родители всячески поощряли своих детей за хорошую работу в школе и любые, даже самые маленькие успехи. С помощью таких положительных стимулов вы только мотивируете их на дальнейшие усилия и успехи. При этом шантаж и угрозы, особенно в агрессивной форме, могут иметь обратный эффект.

Ваш ребенок еще слишком мал

Учитывая тот факт, что в некоторых школах Лондона введены экзамены 4+, у многих молодых семей может возникнуть соблазн начать готовиться с репетиторами к вступительным испытаниям с раннего возраста, даже в три года. Однако, с педагогической точки зрения, попытка слишком рано подтолкнуть ребенка к академическому развитию аналогична попытке заставить ваш автомобиль ехать с большей скоростью, добавив 10 дополнительных колес. Для развития когнитивных навыков и моторики детям важно играть, поэтому они не будут реагировать на большой объем информации в столь раннем возрасте. Даже когда они более осознанно будут подходить к обучению в возрасте 5-6 лет, преподавание должно вовлекать физическую деятельность — вместо изучения математики с ручкой и тетрадкой, гораздо эффективнее собирать лего или выполнять какие-то другие физические головоломки.

В целом, обучение маленьких детей всегда должно сопровождаться игрой, и если вы собираетесь нанять репетитора для занятий с вашим четырехлетним ребенком, им необходимо это понять (удостоверьтесь, что у них имеется опыт работы именно с этой возрастной категорией). Нет ничего плохого в поиске репетитора, гувернанта или няни, которые будут проводить подобные обучающие игры, но родителям все же не стоит питать больших иллюзий на то, что их ребенок обязательно достигнет больших высот в столь юном возрасте. Вся их дальнейшая школьная и университетская жизнь будет состоять из взлетов и падений, поэтому пусть дети играют, пока это возможно.

Если Вы любите обучать других людей, общаться и делиться знаниями, профессия репетитор будет Вам интереса. Это очень популярная и востребованная профессия, к тому же она неплохо оплачивается.

Кто такой репетитор и чем он занимается?

Репетитор занимается со своими учениками (школьниками, студентами, взрослыми людьми). Задача репетитора – выявить и устранить пробелы в знаниях учеников с учетом их особенностей.

В процессе работы репетитор выявляет сильные и слабые стороны в знаниях своих учеников, разрабатывает индивидуальную программу для каждого из них, что позволяет быстро восполнить отсутствующие знания. Работа репетитором подойдет коммуникабельным людям, которые любят свой предмет, совершенствуются в нем, обладают терпением и выдержкой.

Плюсы и минусы профессии репетитора

Плюсы:

  • Интересная и творческая работа.
  • Общение с людьми всех возрастов и различных специальностей.
  • Хорошая оплата труда.
  • Отсутствие начальства на работе.
  • Работа по собственной системе, которая приносит результат.
  • Свободный график работы.

Минусы:

  • Часто ненормированный рабочий день.
  • Наличие трудных учеников, которые не хотят учиться.
  • Сезонность в работе.

Навыки и знания для работы репетитором

  • Компетентность в своей профессии.

    Зачем нам репетитор?

  • Знание основ психологии дошкольника, школьника, подростка, взрослого человека.
  • Умение грамотно говорить и писать.

Сколько зарабатывают репетиторы?

Уровень заработков репетиторов зависит от востребованности на рынке труда, профессионализма и города, в котором Вы будете работать. Оплата репетитора почасовая. Начинающие репетиторы могут рассчитывать на доход 150 – 300 рублей в час. Опытные репетиторы могут зарабатывать от 400 рублей в час и выше. В крупных городах расценки выше.

Как стать репетитором?

Необходимо получить высшее образование в той или иной области (иностранный язык, химия, физика, математика и т.д.), желательно – педагогическое. Ознакомится с основами психологии.

Где искать работу репетитора?

Сегодня репетиторы могут зарабатывать, не выходя из дома. В Интернете существуют специальные сайты, на которых ученики могут заниматься с учителями. Например, на сайте Фоксфорд можно подтягивать знания по различным школьным предметам с разными репетиторами.

Также найти работу репетитора можно через сайты вакансий в Интернете, среди знакомых, по рекомендации или самостоятельно набрать учеников в школах, вузах, техникумах.

Можно подрабатывать на студенческих биржах, но там Вам потребуется не обучать людей, а помогать им выполнять домашние задания, делать курсовые и т.д.

Профессия инженер по схемам

Отрисовка схем и чертежей с набросков заказчика в формат по ГОСТ. Суть профессии инженера по схемам: Начальная ступень работы инженером, …

Спор о том нужны ли репетиторы, или школьные учителя должны давать необходимый объём знаний в пределах школы не утихает уже давно. Если раньше репетитор был необходим только ученику, который не успевает освоить материал, то теперь репетитор необходим даже отличнику, который хочет успешно сдать ЕГЭ.

Ведь только с дополнительными занятиями можно набрать максимальный бал и поступить в более престижное учебное заведение на бюджет. Особое внимание стоит уделить подготовке к ЕГЭ по математике, ведь этот экзамен необходимо для поступления в большинство вузов России.

Так же есть мнение, что репетиторы по алгебре, это просто дань моде, и что каждый школьник сможет самостоятельно освоить программу при его желании. Если же сам учитель говорит о том, что для успешной сдачи экзамена необходим репетитор, то можно говорить о низкой квалификации данного преподавателя.

ЕГЭ — экзамен своеобразный, и, конечно же, несколько советов от профессионалов не помешают, но тут, скорее всего речь идёт о нескольких консультациях, чем о полноценной репетиторской подготовке.

Если вы твёрдо решили, что вашему ребёнку необходим репетитор, то осталось решить проблему с его поиском. Лучше конечно, если хорошего репетитора вам посоветуют знакомые, которые уже ознакомились с результатами его работы, и она им понравилась. Если такого варианта нет, то обратитесь к школьному учителю, наверняка она знает хороших педагогов, которые смогут вам помочь.

Не стоит нанимать в качестве репетитора, школьного учителя вашего ребёнка. Методы объяснению у него не изменятся, просто вашему ребёнку будет уделено всё внимание педагога, конечно определённый результат вы получите, но он будет очень далёк от желаемого.

Репетитор кто это такой. Описание и особенности профессии. Чем занимается

Преподаватель, который раньше с вашим ребёнком не работал, станет объяснять материал по новому, и возможно ребёнку будет проще его освоить.

Алгебра всегда считался очень сложным предметом, а, как известно, экзамен состоит из двух частей. Раньше когда части было три, то можно было смело говорить о том, что свою заслуженную оценку 3 получит каждый, то теперь для того чтобы получить эту оценку необходимо хорошенько поработать.

Сами учителя, советуют разделять подготовку к единому государственному экзамену по частям, говоря проще, вам следует нанять двух репетиторов, один будет готовить ребёнка к части B, а второй к части C.

Так же, есть вариант найти репетитора из числа преподавателей университетов, как правило, такие специалисты имеют более высокую квалификацию, и могут объяснить более сложную программу, к сожалению часть С иногда выходит за рамки школьной программы.

Стоимость таких специалистов конечно выше, но ведь когда необходим репетитор, то чаще приходиться задумываться о качестве даваемых им знаний, а не о стоимости его услуг. Совсем неплохо будет нанять репетитора из вуза, в который собираетесь поступать, ведь в таком случае при успешном поступлении вы будете иметь небольшой бонус в обучении.

Многие спорят о том, когда лучше нанимать репетитора, но сразу стоит сказать о том, что за 3 месяца до экзамена даже самый хороший специалист не успеет подготовить вашего ребёнка. Лучше всего начинать сразу, как только возникли проблемы с пониманием предмета, если это вам по карману, то с класса седьмого.

Именно тогда на ребёнка «сваливается» огромное количество предметов, и без помощи ему уже не обойтись. Репетитор будет готовить с вашим ребёнком домашние задания, и давать дополнительные материалы, для более прочного освоения предмета.

Не стоит навязывать своё мнение ребёнку по поводу репетитора, если он сам не хочет к нему ходить, то вряд ли ваше давление принесёт толк. Лучше попытаться найти специалиста, который вызовет симпатию у ребёнка.

Ведь только занимаясь с удовольствием, он сможет максимально успешно освоить материал. Чем ближе экзамен, тем количество занятий должно возрастать, но опять же, не стоит переусердствовать, ведь этим вы можете только нанести вред.

Кстати, если вам нужен репетитор по математике на Украине, то посмотрите подборку по ссылке http://repetitor.org.ua/repetitory/matematika.

Репетиторы и репетиторство — слова давно вошедшие в обиход всех кто учится, учился или учит своих детей. Так давайте всё-таки разберёмся кто такие репетиторы, что такое репетиторство кому нужны репетиторы. Как известно: повторение — мать учения, вот и слово репетитор произошло от латинского repetitor, то есть тот, кто повторяет. В самом общем смысле можно сказать что, репетиторы это преподаватели дающие частные, индивидуальные уроки на дому. По сути чаще всего репетиторы и призваны не давать новые знания а повторять уже приобретённые ранние. Повторять же чаще всего приходится для того, чтобы успешно сдать выпускные или вступительные экзамены. Ирепетиторы предоставляют такую возможность.

Если исходить из общего определения, история репетиторства такая же древняя как история всего образования. Ведь передавать знания от человека к человеку в домашнее обстановке, если так можно сказать, начали задолго до появления школ и высших учебных заведений.

Конечно же тогда такого «домашнего» учителя никто не называл словом «репетитор». В дореволюционной России репетиторы — это преподаватели под присмотром, которых ученики в кадетском и пажеском корпусах выполняли домашнее задание. Так же слово «репетиторы» употребляют по отношению к преподавателям пластики, хореографии или актёрского мастерства в театральных училищах и институтах. В 90% случаев репетиторы помогают сдавать вступительные экзамены. Для поступления в высшее учебное заведение лучше всего подготовят репетиторы с солидным опытом работы в школе. Ведь кому как не нашим учителям лучше знать недочеты школьной системы образования, все нюансы программы и будущих испытаний. Тут тоже не всё так просто, учителя школ и преподаватели ВУЗов не редко подвергаются критике, за то что подрабатывают как репетиторы. Многие родители жалуются, что учитель не даёт необходимых знаний на официальных уроках в школе, а предлагает дополнительные занятия за не малое, порой, вознаграждение. Не стоит ровнять всех под одну гребёнку. На уроках присутствуют от 17 до 35 человек, на университетских занятиях вдвое больше и даже самый талантливый и отданный своему делу преподаватель не может уделить много времени каждому ученику. А ведь у всех разный уровень, ко многим необходим индивидуальный подход, да и «управлять» «сборищем» подростков не всегда представляется возможным. К тому же если учится не хочется — никто не заставит, а вот помешать учится другим можно запросто. Так что не спешите искать подвоха, если учитель станет репетитором.

Репетиторство школьными учителями это возможность ученикам усваивать знания без лишнего стресса от общения с новым человеком, а учителю — подработать. Если репетитор необходим, а знакомых учителей-репетиров — нет, приходится прибегать к поиску репетитора. Репетитор как и врач — человек который будет близко допущен к пробелам в знаниях как к болезням или недостаткам, поэтому к выбору репетитора нельзя относится халатно. Существует стереотип, что хороший репетитор не даёт себе рекламу, а информация о нём передается по «сарафанному радио», а сам репетитор как сокровище кочует от ученика к ученику. Это не более чем миф. Оценка хороший или плохой репетитор — всегда субъективна и зависит от того на сколько репетитор «ваш человек» и какие цели вашего обучения у репетитора. Репетиторы — это всегда и преподаватели и психологи. Работая с одним (или несколькими) учениками они должен найти ключик к учащемуся, чётко увидеть его трудности в обучении и пути их решения. Репетиры, как грамотный психолог составляет индивидуальную программу обучения, это сделает процесс получения знаний наиболее лёгким, эффективным и не требующим больших затрат времени.

Образование будущего репетитора также играет немаловажную роль. Репетитор по иностранному языку помимо «корочки», должен обладать правильным произношением, что к сожалению характерно далеко не для всех выпускников лингвистических факультетов и институтов. Замечательно если репетитор по английскому имеет опыт проживания в англоязычной стране, его иностранный и, можно надеется, ваш будет более живой и пригодный для общения с иностранцами. А вот для успешной сдачи ЦТ, хорошее произношение не является острой необходимостью.

Репетиторство

К централизованному тестированию вас вполне сможет подготовить школьный преподаватель с уже имеющимся опытом по подготовке к ЦТ, или студент института, сам не так давно сдававший тестирование. В общем, ранее уже говорилось, что с правильно определить цель обучения у репетитора — очень важно.

Репетиторы стараются разнообразить методики обучения, некоторые предлагают обучить ваших детей математике или русскому играючи. Репетитор не должен превращается в надзирателя, лишь косвенно участвующего в процессе обучения. Если репетиторы предлагают не обычный подход, интересные методики не бойтесь довериться ему. Творческий подход способен привнести в нудное повторение и зубрёжки лёгкость и интерес.

Репетиторы способны бросить спасательный круг не только абитуриентам, но и любому человеку. Те же правила произношения, репетитор объясняющий лично вам, исходя из ваших знаний и способностей, поможет вам легче и быстрее усвоить. Возможно вам понадобятся репетиторы по китайскому или 1:С бухгалтерии, необходимой вам для эффективной работы и продвижению по карьерной лестнице. В любом случае уроки репетитора, конечно именно «вашего репетитора», наилучший вариант для быстрого и эффективного обучения. Наряду с репетиторами по иностранным языкам и обязательным при сдаче ЦТ предметам популярностью пользуются репетиторы по игре на музыкальных инструментах, репетиторы по вокалу и репетиторы по рисунку. Такие «художественные» навыки несравнимо легче приобретать в индивидуальном порядке.

Репетиторство — это замечательная возможность одному человеку получить и закрепить знания и умения, а другому поделится своими знаниями получить стабильный дополнительный или основной заработок. Поэтому объявлений типа «ищу репетитора», «нужен репетитор», «ищу работу репетитором» — предостаточно. Выбирая репетитора или устраиваясь на работу репетитором не постесняйтесь и не поленитесь познакомится с вашим будущим преподавателем / учеником. Неплохо посетить «пробное занятие», познакомится лично, от того как репетитор и учащийся будут настроены по отношению друг к другу зависит их успешное сотрудничество. Новые знания ученика и положительные рекомендации в адрес репетитора. Репетиторы дающие объявления о себе в газетах и на интернет сайтах, предоставляют дополнительную информацию о себе. К ней стоит отнестись внимательно и даже придирчиво. По тому какую информацию репетитор предоставляет о себе, можно судить о его отношении к ученикам и своей работе.

Репетиторство — это прежде всего сотрудничество людей. Не один даже саамы талантливый и опытный репетитор не сможет дать знания ленивому, не желающему учится человеку. Поэтому на репетитора надейся, но сам не плошай.

Вопрос, который интересует многих родителей. Составитель толкового «Словаря русского языка» С.И.Ожегов толкует слово «репетитор» как учитель, как правило, домашний, кого-нибудь репетирующий, то есть помогающий кому-либо в учении, в прохождении курса. В данной статье я постараюсь изложить свое видение роли репетиторства в получении современного и качественного образования.

В России репетиторство существовало, практически, всегда, то есть, появилось, по-видимому, с приходом в страну грамоты, письменности. Об этом свидетельствуют и упоминания о репетиторах во многих произведениях классической русской литературы. Среди литературных персонажей, занимавшихся репетиторством, – многочисленные наставники фонвизинского Митрофанушки, учителя, преподававшие в доме Фамусова (как сказал о них Чацкий — «числом поболее, ценою подешевле»). Тургеневский Базаров, скорее всего, давал частные уроки, чтобы оплачивать собственное обучение. Даже самый трагический персонаж русской литературы девятнадцатого века – Родион Раскольников также занимался репетиторством, а вся история, изложенная в романе «Преступление и наказание», возможно, никогда и не случилась, если бы у Раскольникова не износилась одежда, и ему уже не в чем стало ходить к своим ученикам.

В дореволюционной России абсолютно нормальным явлением считалось, когда студент преподавал гимназистам, подготавливая их к поступлению в университет. Такие уроки помогали студентам вовремя оплачивать собственное обучение, а иногда – и содержать свои семьи. Даже гимназисты, учившиеся в старших классах, подтягивали первоклашек и помогали детям подготовиться к поступлению в гимназию. К услугам репетиторов прибегали и в образованных, интеллигентных семьях, где мать хорошо знала родной язык, а также литературу, умела прекрасно музицировать и рисовать и учила этим премудростям своих детей. Причем мы не рассматриваем сейчас тот вариант, когда ученик отличался нерадивостью, поэтому нуждался в натаскивании. Разумеется, встречались и такие случаи, однако, конъюнктуру на рынке репетиторства они не определяли. Родители, приглашавшие к своим детям репетиторов, желали помочь сыновьям и дочкам усвоить материал, который в школе объяснялся учителем обычно всего лишь один раз, причем достаточно многочисленному классу. Главным же желанием родителей было расширение умственного потенциала их детей, желание обеспечить ребенка возможностью получить более глубокие и обширные знания, нежели те, которые давала им рядовая гимназия. Самым оптимальным был вариант развития событий, когда у учителя с учеником получалось найти общий язык, подружиться и превратить занятия в увлекательную игру (в случае, если ученик был маленький) либо в совместные серьезные штудии (если ученик был постарше). Таким образом, репетиторство в России никогда не считали позором для учителя либо ученика, либо же барством со стороны обеспеченных родителей.

Обратимся теперь к современности. После революции принято было считать, что советская школа обеспечивает учеников всеми необходимыми знаниями, поэтому какие-либо дополнительные занятия им не требуются. Лишь в 1960-х годах начали робко появляться отдельные полулегальные репетиторские занятия. Однако официальная пропаганда решительно осуждала репетиторство как явление, поощряющее лень учащегося, который не желал прилежно учиться и знания черпать у замечательных советских учителей. Постепенно эта проблема исчезла. Ученикам, а также их родителям ясно стало, что среднестатистическому школьному учителю зачастую бывает сложно дать всем детям обширные знания, поскольку в классах учится до четырех десятков учеников, отличающихся друг от друга по характеру, уровню своих знаний, темпераменту и способностям. Учителю приходится массу сил и времени затрачивать на объяснение необходимого. К тому же, в последнее время объем необходимой для получения аттестата знаний информации увеличивается в геометрической прогрессии, поэтому учителя иногда просто не состоянии усвоить и переработать все нужные знания, чтобы предоставить своим ученикам качественное образование.

В таких случаях и выручает репетитор, который, в соответствии с уровнем знаний, а также способностями ученика объясняет необходимый материал ему лично, разбирая каждую его ошибку. Особенно это важно при обучении физике и математике. Обучить этим объективно самым сложным школьным предметам одновременно несколько десятков учеников школьный учитель попросту не в состоянии. Сделать это возможно лишь на индивидуальных занятиях, где многократно прорабатывается и анализируется каждая возникающая ошибка ученика. Это помогает не допускать их при выполнении похожих заданий в будущем. Репетитор помогает формированию математического и физического мышления школьника, прививая ему умение мыслить логически, грамотно излагать свои мысли, видеть характерные общие черты и закономерности в окружающих предметах и явлениях.

Многие ученики делают нетипичные ошибки, поэтому нуждаются в индивидуальном подходе. Как правило, требуется систематизировать знания ученика и объяснить ему, что в каждом правиле и алгоритме имеется своя логика, поэтому их следует умело использовать, а не заучивать бессмысленно десятки примеров готовых решений. Задача репетитора – дать учащемуся знания, более глубокие, чем в школе и объяснить ему, что помимо кинофильмов и компьютера существуют еще и книги, в которых собраны все накопленные человечеством знания. Также профессиональный репетитор может коснуться и вузовского курса и подвести своего ученика к правильному выбору будущей профессии. Еще один важный момент. Часто подростки стесняются при всем классе задавать учителю интересующие их вопросы. С репетитором подобная проблема не возникает – ученик не боится выглядеть неспособным или непонятливым в глазах ровесников, поскольку его встречи с учителем происходят наедине.

Теперь несколько слов относительно подготовительных курсов. Безусловно, это полезная и нужная вещь, однако обучение на них сопровождается проблемами, которые аналогичны проблемам, возникающим при учебе в школе. Программа обучения на подготовительных курсах очень насыщенная и интенсивная, заключающаяся в повторении всего школьного курса, поэтому рассчитана, главным образом, на сильных учеников (подробнее о преимуществах индивидуального обучения перед занятиям на курсах читайте в ).

Что же касается оплаты труда репетиторов, сегодня всем стало ясно, что качество любого труда напрямую зависит как от морального, так и от материального стимула, поэтому репетитор вправе сам оценивать уровень своего преподавания и назначать оплату за свой труд.

В заключение заметим, что репетитор — это человек, который охотно делится своими знаниями, гордится успехами своих учеников, пробуждает в них тягу к знаниям и интерес к предмету, увлекает будущей профессией и в какой-то мере помогает определить жизненный путь.


Сергей Валерьевич

Марк Аврелий
«Размышления» («Наедине с собой»)
Книга первая

Деду Веру я обязан сердечностью и незлобивостью.

Славе родителя и оставленной им по себе памяти - скромностью и мужественностью.

Матери - благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов. А также и простым образом жизни, далёким от всякого роскошества.

Прадеду - тем, что не посещал публичных школ, я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться .

Нас приучили к лозунгу, что школьное образование в нашей стране является бесплатным, и мы редко задумываемся, так ли это на самом деле. Безусловно, если ваш ребенок посещает не частную, а государственную школу, никто не посмеет требовать с вас платы за обучение. Это чистая правда, но…

Былая слава советской системы образования канула в Лету вместе с развалом СССР. Но знания, крепко засевшие в головах еще со школьных времен, стали нашим личным золотым запасом и до сих пор продолжают выручать в самых разных, порой неожиданных ситуациях. «Откуда я это знаю?» - часто спрашиваю я себя, автоматически давая ответ на какой-нибудь каверзный вопрос коллег или телевизионных викторин. И, порывшись в памяти, понимаю, что знаю со школы.

Это при том, что я никогда не была отличницей, а с математикой не дружила вовсе. Но разбуди меня среди ночи, я с закрытыми глазами скажу, чему равен квадрат суммы или разности. Другое дело, что эти «квадраты» (будь они неладны!) ни разу не пригодились мне в жизни, но ведь все равно же помню! Равно как и стихи, когда-то заученные наизусть, и отрывки из школьных произведений, и диалоги «по английскому».

В школе у меня никогда не было репетиторов. Разве что в старших классах задачки по алгебре или физике мне изредка помогал решать сосед Николай Иванович. Да и то потому, что его просили об этом мои родители, понимавшие, что я чистый гуманитарий и «взять с меня» по части точных дисциплин нечего. А потом, перед институтом, я две недели по-взрослому занималась с репетитором по «основному предмету» и поступила в вуз без особых хлопот. С тех пор прошло много лет, и теперь я могу судить о плюсах и минусах школьной системы образования с позиций педагога (после окончания института работала учителем) и родителя (двое моих детей уже закончили школу).

Итак, школьное образование у нас, слава богу, действительно бесплатное и доступное. Но декларируемый в педагогике индивидуальный подход к каждому ученику на деле сводится к разгрызанию одного на всех, общего куска гранита науки. Естественно, больше достается тому, у кого зубы покрепче и реакция получше.

Не стоит отрицать, что в каждом классе есть дети, которым учение дается удивительно легко - и точные предметы, и гуманитарные. Но таких, как правило, единицы. Все остальные делятся на «физиков» и «лириков» и разбиваются на два противоположных лагеря, мирно сосуществующих друг с другом. Все было бы ничего, если бы не «стан» учителей (или чиновников от образования), не желающих понять ни первых, ни вторых.

И хотя вся система школьного обучения рассчитана на то, чтобы ученик усваивал новый материал непосредственно в классе во время объяснения учителя, на деле получается, что кто-то «недотягивает» - ученик, учитель или сама система? Ответ напрашивается сам собой - система, потому что тот же самый ученик во время дополнительных занятий с тем же самым учителем достаточно прилично усваивает материал, который не понял в классе.

На самом деле, школьник сегодня совершенно бесправен. В ситуации, когда каждый учитель считает свой предмет главным (а это исключительно взрослые амбиции, не всегда подкрепленные профессионализмом), ребенку не остается ничего, кроме как из чувства самозащиты «забить» на непонятный предмет либо просто зазубривать ненавистные ему правила или формулы.

Давайте сразу оговоримся: речь сегодня не идет о неблагополучных детях, выросших без родительского внимания и предоставленных самим себе. Это особая тема, требующая специального рассмотрения. Мы говорим о нормальных учениках, которые должны понимать, зачем они ходят в школу и для чего им нужны знания. Скорее даже об их родителях, которые сумели (или нет) внушить им эти понятия и настроить на рабочий лад.

Как это ни прискорбно, сегодняшняя система среднего образования - это противостояние семьи и школы. И от того, насколько удачно будет найден компромисс, зависят качество полученных ребенком знаний и моральный климат взаимоотношений двух этих полюсов.

Причин, по которым ребенок не хочет или не может хорошо учиться, великое множество. Проще простого в такой ситуации переложить вину на кого-то, оттолкнув ее от себя. Обычно так и происходит. Школа «валит» на родителей: «плохо воспитали», а родители - на школу: «вы - педагоги, вот и воспитывайте!». И те, и другие неправы. По моему глубокому убеждению, школа должна давать знания, а семья - воспитывать.

Мы все заняты на работе, иначе не выжить, но ведь ребенок от этого не перестает быть нашим! Так почему мы перекладываем заботу о нем на плечи учителей - по большому счету, совершенно чужих для него людей? Педагоги обязаны дать ему знания, причем сделать это качественно, потому что от них зависит дальнейшая судьба ребенка, а вот развить и привить определенные навыки и черты характера, такие, как упорство и трудолюбие, научить отличать добро от зла - наша задача. Потому что (и это мое кредо) во всех ошибках и неудачах наших детей виноваты мы сами. Значит, где-то недоглядели, недоучили, недолюбили…

По каким причинам родители нанимают своему ребенку репетитора?

Но это лирическое отступление, реальность же такова, что родители все равно вынуждены прибегать к услугам помощников в воспитании и обучении своих чад, потому что ситуации бывают разные.

  1. Ситуация деловая. Время сейчас такое, когда карьерный рост и зарабатывание денег становятся для обоих родителей не самоцелью, а единственным способом поддержания достойного уровня жизни. У одних получается выкроить для ребенка часок-другой, для других это непозволительная роскошь. В такой ситуации появление в доме «родителезаменителя» - вынужденная необходимость.
  2. Ситуация амбициозная. Безусловно, мамы и папы стараются воплотить свои неосуществленные мечты и амбиции в детях. Их ребенок должен быть самым замечательным, самым умным и, конечно, отличником. И неважно, что какие-то предметы даются ему с трудом. Когда «троечки» ребенка начинают бить по самолюбию родителей, наступает момент истины - время выбирать, заниматься с ним самим или пригласить репетитора. Чаще всего побеждает второй вариант.
  3. Ситуация грустная. Новый уклад жизни создал класс «новых русских жен» - женщин, которые могут себе позволить (а главное, хотят) не работать. Многие из них полностью берут на себя дом и детей - этот нелегкий и неблагодарный труд, а некоторые предпочитают заниматься исключительно собой, полностью переложив заботу о детях на плечи няней, гувернанток и учителей. И тогда репетиторы появляются в семье чуть ли не с первого класса, с ранних лет приучая малыша к инфантилизму, отучая его от самостоятельности.
  4. Ситуация вынужденная. Мы уже говорили о том, что все дети делятся на гуманитариев и «технарей». Нет ничего странного в том, что из них вырастают такие же взрослые. И если в силу склада ума родители очень хотят, но не могут помочь своему чаду «подтянуться» по математике или, наоборот, написать сочинение, они вынуждены прибегать к услугам репетитора.
  5. Ситуация спровоцированная. Есть две мирные профессии, которые не позволяют ошибаться, - врач и учитель. Если ошибка доктора приводит к смерти физической, то ошибка педагога грозит смертью духовной. Вот почему учитель должен быть кристально чист перед собой и людьми. На практике же часто бывает все наоборот. Да, престиж профессии и учительская зарплата оставляют желать лучшего, но когда педагог намеренно занижает оценку по своему предмету, вынуждая родителей оплачивать дополнительные занятия, это выглядит как дешевое вымогательство, не имеющее ничего общего с честью и достоинством. То же самое касается непрофессионализма, когда учитель настолько «слабенький», что родители волей-неволей обращаются к репетитору, чтобы не допустить «белых пятен» в образовании своего ребенка.
  6. Ситуация правильная. Родители, всерьез думающие о будущем потомства, не оставят свое чадо без приличного образования, понимая, что от этого зависят его дальнейшая жизнь и карьера. И если они видят, что ребенок целеустремлен и упорен, хочет учиться и сам тянется к знаниям, но ему нужна помощь, которую он по тем или иным причинам не получает в школе, тогда - зеленый свет разумному репетиторству. Только в этом случае деньги, затраченные на дополнительное образование, не окажутся выброшенными на ветер, а «пустое пространство» в голове вашего чада заполнился умными мыслями. Потому что учение из-под палки вряд ли может дать позитивные результаты.

Честно говоря, я не завидую сегодняшним мамам и папам школьников, потому что на протяжении последних лет страшнее зверя, чем ЕГЭ, для них нет. Дебаты (профессиональные и телевизионные) по поводу жизнеспособности этого чудовища поражают полярностью мнений среди педагогов и популизмом чиновников, которые не могут привести, пожалуй, ни одного серьезного довода ни «за», ни «против».

Но от этого никому не легче. ЕГЭ уже стал неотвратимой реальностью, а как готовить к нему, толком не знают ни учителя, ни родители. И вот тут остро встает вопрос репетиторства. Если раньше дополнительные занятия сводились к тому, чтобы расширить круг знаний ребенка, то сейчас они должны, по идее, быть сужены до алгоритмов, требуемых ЕГЭ. Мои бывшие коллеги по школе говорят о том, что наступило время «автоматизации» знаний, которая неизменно приведет к шаблонности мышления. Воистину, «не дай нам, боже, жить в эпоху перемен»!

Но репетиторство, уже как массовое явление, появившееся как раз в эпоху перемен, прочно вошло в нашу жизнь. Я не говорю, что это плохо, просто родителям как людям взрослым и разумным нужно подходить к общению ребенка с незнакомым человеком (который еще за это деньги берет) со всей ответственностью. И если наши советы помогут вам, мы будем только рады.

Как выбрать хорошего репетитора для ребенка?

  1. Не прибегайте к услугам репетитора без веской причины, решите для себя, какую вы ставите цель: просто дать ребенку дополнительные знания и навыки, которые он еще не получал в школе, или подтянуть его по тому или иному предмету. В противном случае есть опасность переборщить и вызвать отвращение к учению. Так стоит ли игра свеч? Нужен ли ребенку репетитор ?
  2. Педагог-репетитор должен быть симпатичен вашему ре6енку, а не вам. Если с первой встречи контакт не установился, вряд ли стоит продолжать общение: учение должно быть без мучения. И не забудьте поинтересоваться уровнем квалификации учителя, а также его местом работы (предыдущей или нынешней). Неплохо было бы узнать отзывы о нем прежних клиентов или коллег по работе.
  3. Репетитор из агентства обойдется вам дороже - кроме оплаты работы педагога, вы должны будете заплатить фирме ее комиссионные. И не факт, что «учтенный» специалист окажется лучше «частника». Другое дело, что у вас на руках будет договор, на основании которою вы сможете предъявлять претензии, если что-то пойдет не так. Поэтому внимательно читайте договор - в нем должны быть предусмотрены ваши права и оговорены пункты, по которым принимаются рекламации. Не стесняйтесь настоять, чтобы в договор был включен пункт, который вы считаете нужным.
  4. Репетитор, преподающий в вузе, в который собирается поступать ваш ребенок, оправдывал себя вдоЕГЭшные времена. Сейчас вряд ли в этом есть смысл, если, конечно, вам важен не сам факт поступления, а знания, которые пригодятся будущему студенту во время учебы.
  5. Высокая оплата труда репетитора еще ничего не говорит о его профессиональных качествах - только о совести. Кстати, неплохим и недорогим помощником вашему ребенку могут стать студенты старших курсов профильных вузов: они еще не научились ненавидеть детей, да и знания у них свежи.
  6. Постарайтесь, чтобы учитель приходил к вам домой. Если это невозможно, всячески обезопасьте ребенка - пусть у него постоянно при себе будет мобильный телефон с видеокамерой или хотя бы диктофоном. И при малейшем подозрении в неладном попросите ребенка включить его на запись во время занятия.
  7. Контролируйте работу репетитора, спрашивайте об успехах вашего ребенка, сравнивайте прежние школьные оценки с отметками, полученными после занятий с репетитором. Если занятия проходят дома, прислушайтесь к тому, что и как говорит учитель, и не забывайте узнавать у самого ребенка, все ли ему нравится в этих уроках.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .