Детектив это художественное произведение с особым типом построения сюжета, в основе которого лежит реализованный в раскрытии преступления конфликт добра и зла, разрешающийся победой добра. Детектив возникает на основе сюжетной модели авантюрного, но использует традиционные приемы для постановки и разрешения принципиально иного конфликта. В одном из первых детективных рассказов - «Убийство на улице Морг» (1841) Э.А.По - конфликт добра и зла развивается в рамках религиозного сознания (созданный по образу и подобию Божьему человек и несущий зло зверь - исполинский орангутанг), но широкое распространение детектив получает именно с ослаблением религиозных начал в обществе, когда этические конфликты выходят на первый план и появляется потребность в утверждении могущества добра и его обязательной победы в борьбе со злом. Детектив в этом смысле выполняет определенную «защитную» функцию и поэтому становится одним из самых популярных типов массовой литературы. Ключевыми в системе персонажей детектива являются три героя - жертва, преступник и сыщик, причем в противостоянии двух последних реализуется конфликт зла и добра, а жертва в большинстве случаев не участвует в конфликте непосредственно и поэтому не должна вызывать ни антипатии, ни сострадания у читателей. Расширение системы персонажей идет либо за счет появления «свидетелей», способствующих раскрытию преступления, либо за счет введения ряда «мнимых» преступников - тех, на кого падает подозрение в злодействе. Задача сыщика заключается не только в изобличении преступника, но и в оправдании невиновных. В качестве дополнительного конфликта в детективе часто используется столкновение глупости и ума: противопоставление глупого сыщика и умного сыщика, либо умного сыщика и его недалекого помощника. В зависимости от того, что, по мнению автора и социума, которому адресовано произведение, призвано стоять на защите добра - разум, пресса, вера или власть - меняется социальный статус сыщика: Это может быть полицейский, журналист, пастор, частный детектив.

Комозиция сюжета детектива

Композиция сюжета детектива строится по центростремительному принципу : все сюжетные линии, внешне мало связанные в начале произведения, должны сойтись в финале в рамках единой развязки. Ключевыми и обязательными становятся две линии развития сюжета, в основе одной из которых лежит конфликт преступника и жертвы (совершение преступления), а в основе другой - конфликт преступника и сыщика (раскрытие преступления), причем чаще всего они развиваются в произведении не последовательно, а параллельно, как бы «навстречу» друг другу: первая обнаруживается в рамках второй, хотя развязка первой является лишь экспозицией для второй. Завязкой второй линии служит обнаружение преступления, а затем в процессе расследования постепенно вырисовывается картина преступления, которая полностью восстанавливается лишь в развязке в момент изобличения преступника. Принцип «совпадения» двух сюжетных линий предопределят жесткие критерии отбора изображаемых явлений действительности: все, не соответствующее двум линиям одновременно, отбрасывается, за исключением специальных «тормозящих» или «отвлекающих» элементов. Кажущаяся неразработанность характеров в детективе - следствие однотипности столкновений, в которых он раскрывается; на деле встречающийся схематизм объясняется не принципами детектива, а художественным уровнем произведения. В лучших детективах писателями был создан ряд ярких типов сыщиков: С.Огюст Дюпен (Э.А.По), папаша Табаре и Лекок (Э.Габорио), Шерлок Холмс (А.Конан-Дойл), Рультабий (Г.Леру), пастор Браун (Г.К.Честертон), Эрюоль Пуаро и мисс Марпл (А.Кристи), Ниро Вульф (Р.Стаут), Перри Мейсон и Дональд Лэм (Э.С.Гарднер), комиссар Мегрэ (Ж.Сименон). Не менее значительными являются в детективе подчас и типы злодеев, их жертв, а также других участников событий; именно на одинаковой степени разработки характеров преступника подлинного и преступников мнимых построены романы А.Кристи (18910-1976).

Обязательные черты

Для детектива обязательным является мотив тайны, загадки; при этом в отличие от мистики в детективе предполагается заранее, что тайна носит не абсолютный, а относительный характер, будучи следствием сочетания объективных обстоятельств и некоего злого умысла, а ее разрешение возможно и посильно для человека, способного собрать воедино рассеянную по частям информацию и правильно осмыслить ее. В детективе часто видят гимн человеческому разуму, решающему любую загадку и стоящему на защите добра в борьбе со злом, тем более что этому соответствует и установка многих авторов, начиная с Э.По, воспевавшего «аналитические способности нашего ума». В «аналитических» детективах обычно есть элемент игры с читателем , которому сообщают всю ту информацию, которой владеет сыщик, и предлагают решить загадку раньше главного героя. Однако острый ум не обязательное качество для сыщика; герои могут разгадывать загадки благодаря своей активности, силе, ловкости, пронырливости, настойчивости (Дж.Х.Чейз, М.Спиллейн. Г.Макдоналд), благодаря везению или стечению обстоятельств (И.Хмелевская). Жанровые формы детектива многообразны: есть детективная драматургия, детективные рассказы, повести, романы, создаются психологические, приключенческие, социальные, сатирические, иронические детективы; во второй половине 20 века бурно развивается так называемый «экшн». Часто используется принцип циклизации, когда пишется целая серия произведений, объединенных общим образом сыщика. От детективов необходимо отличать полицейские и уголовные романы, изображающие мир полицейских или мир преступников как одну из социально-бытовых сфер, а также социально-психологические романы, использующие криминальные сюжеты («Преступление и наказание», 1866, Ф.М.Достоевского), и авантюрную прозу, для которой характерен принципиально иной тип конфликта, в том числе произведения о похождениях удачливых преступников («Похождения Рокамболя», 1859, П.А.Понсона дю Террайля, цикл об Арсене Люпене М.Леблана). В то же время в ряде случаев в детективах используется «обман читателя» - сознательное нарушение канонической схемы (расследование ведет сам преступник, преступление является мнимым, преступниками оказываются все подозреваемые); при этом нарушение обнаруживается лишь в момент развязки, а до тех пор повествование соотносится автором и читателями с каноном.

Детектив в России и СССР

В России и в СССР детектив утверждается сначала главным образом как псевдопереводная литература: анонимный «Нат Пинкертон»; «Месс-Менд» (1924-25) Джима Доллара (М.Шагинян), а затем складывается особый тип советского детектива, получивший распространение и в других социалистических странах, в котором конфликт добра и зла рассматривается в рамках противоречий антагонистических классов, а потом трансформируется в трактуемый в соответствии с господствующей идеологической установкой конфликт социального и антисоциального; антагонистические противоречия сохраняются на уровне противоборства двух систем и в литературе отражаются в шпионском детективе. В советской литературе послевоенных лет известность получили книги А.Г.Адамова, Ю.С.Семёнова, братьев А.и Г.Вайнеров; в постсоветское время выделяется цикл А.Марининой, где традиции советского «милицейского» детектива сочетаются с элементами французского полицейского романа.

детектив художественный литература перевод

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению особенностей детективного жанра, необходимо достаточно чётко определить предмет анализа - детектив.

Детектив (англ. <#"justify">a) Погруженность в привычный быт

Затруднительно построить детектив на экзотическом для читателя материале. Читатель должен хорошо понимать "норму" (обстановку, мотивы поведения персонажей, набор тех привычек и условностей, которые связаны с социальными ролями героев детектива, правила приличия и т.п.), а, следовательно, и уклонения от неё - странности, несообразности.

b) Стереотипность поведения персонажей

Психология, эмоции персонажей стандартны, их индивидуальность не подчёркивается, она стёрта. Персонажи в значительной степени лишены своеобразия - они не столько личности, сколько социальные роли. Это же касается и мотивов действия персонажей (в частности мотивов преступления), чем обезличеннее мотив, тем пригодней он для детектива. Поэтому преобладающий мотив преступления - деньги, так как всякая индивидуальность в этом мотиве стёрта: деньги нужны всем, они являются эквивалентом любой человеческой потребности.

c) Наличие особых правил построения сюжета - неписаных "законов детективного жанра"

Хотя в произведениях они не декларируются, но прочитав несколько "хороших", т.е. правильно построенных детективов, читатель их интуитивно знает и всякое их нарушение считает мошенничеством со стороны автора, невыполнением правил игры. Как пример такого закона можно привести запрет некоторым персонажам быть преступником. Убийцей не могут быть рассказчик, следователь, близкие родственники жертвы, священники, государственные деятели высокого ранга. Для рассказчика и сыщика этот запрет безусловен, для других персонажей автор может снять его, но тогда он должен открыто заявить об этом в ходе повествования, направив подозрения читателя на данный персонаж.

Эти три характерных для детективного жанра признака можно объединить в один, все они служат проявлением гипердетерминированности мира, описываемого в детективе, по сравнению с тем миром, в котором мы живём. В реальном мире мы можем сталкиваться с экзотическими личностями и с ситуациями, смысла которых мы не понимаем, мотивы реальных преступлений часто иррациональны, священник может оказаться главарём банды, но в детективе такие сюжетные решения были бы восприняты, как нарушение законов жанра. Мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь. Для построения детективной загадки необходима жёсткая сеть несомненных, незыблемых закономерностей, на которые читатель может опираться с полной уверенностью в их истинности. Поскольку в реальном мире твёрдых закономерностей меньше, чем это обычно требуется для построения детективного сюжета, они вводятся извне по взаимному соглашению авторов с читателями, как общеизвестные правила игры .

Еще одной особенностью детективного жанра является то, что истинные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, по крайней мере, во всей полноте, до завершения расследования. Читатель проводится автором через процесс разгадывания, имея возможность на каждом его этапе строить собственные версии, исходя из известных фактов .

Типичные элементы жанровой структуры, наиболее полно выражающие особенности детектива:

Три вопроса

В детективном жанре сложился определенный стандарт построения сюжета. В самом начале совершается преступление. Появляется первая жертва. (В немногочисленных отклонениях от этого варианта композиционные функции жертвы выполняет пропажа чего-то важного и ценного, диверсия, подлог, исчезновение кого-то и т.д.) Далее возникает три вопроса: кто? как? почему? Эти вопросы и формируют композицию. В стандартной детективной схеме вопрос "кто?" - основной и самый динамичный, т.к. поиски ответа на него занимают наибольшее пространство и время действия, определяют само действие с его обманными ходами, процессом сыска, системой подозрений-улик, игрой намеков, деталей, логическим построением хода размышлений Великого детектива (ВД).

Таким образом, "кто убил?" - основная пружина детектива. Два других вопроса - "как произошло убийство? "почему?" - по сути, являются производными первого. Это как бы подземные воды детектива, выходящие на поверхность лишь в самом конце, в развязке. В книге это происходит на последних страницах, в фильме - в заключительных монологах Великого детектива или же в диалогах с помощником, другом или противником главного героя, персонифицирующим недогадливого читателя. Как правило, в скрытом от читателя процессе догадок ВД вопросы "как" и "почему" имеют значение инструментальное, т.к. с их помощью он опознает преступника. Любопытно, что преобладание "как" над "почему" (и наоборот) определяет в какой-то мере и характер повествования. Для знаменитой англичанки, "королевы детектива" Агаты Кристи, наиболее интересна механика преступления и сыска ("как?"), и ее любимый герой Эркюль Пуаро неутомимо трудится над изучением обстоятельств убийства, собиранием улик, воссоздающих картину преступления и т.д. Герой Жоржа Сименона комиссар Мегрэ, вживаясь в психологию своих персонажей, "входя в образ" каждого из них, пытается прежде всего понять, "почему" произошло убийство, какие мотивы привели к нему. Поиски мотива для него самое главное.

В одном из первых детективов мировой литературы - новелле "Убийство на улице Морг" Эдгара Аллана По, сыщик-любитель Огюст Дюпен, столкнувшись с загадочным преступлением, жертвой которого стали мать и дочь Л"Эспане, начинает с изучения обстоятельств. Как могло произойти убийство в запертой изнутри комнате? Как объяснить немотивированность чудовищного убийства? Как исчез преступник? Найдя ответ на последний вопрос (механически захлопывающееся окно), Дюпен находит и ответ на все остальные .

Композиционные структуры

Известный английский автор детективов Ричард Остин Фримен, пытавшийся не только сформулировать законы жанра, но и придать ему некоторую литературную весомость, в работе "Мастерство детективного рассказа" называет четыре основных композиционных этапа: 1) постановка проблемы (преступление); 2) расследование (сольная партия сыщика); 3) решение (ответ на вопрос "кто?"; 4) доказательство, анализ фактов (ответы на "как?" и "почему?").

Основная тема детективов формулируется как "ситуация S - D", (от английских слов Security - безопасность и Danger - опасность), в которой домашний уют цивилизованного быта противопоставляется страшному миру вне этой безопасности. "Ситуация S - D" импонирует психологии рядового читателя, так как заставляет его ощутить род приятной ностальгии по отношению к своему домашнему очагу и отвечает его стремлениям уйти от опасностей, наблюдать их из укрытия, как бы через окно, вверить заботу о своей судьбе сильной личности. Развертывание сюжета ведет к увеличению опасности, воздействие которого усиливается нагнетанием страха, подчеркиванием силы и хладнокровности преступника и беспомощным одиночеством клиента. Однако Ю. Щеглов в своей работе "К описанию структуры детективной новеллы" утверждает, что такая ситуация - описание лишь одного смыслового плана .

Детектив практически всегда имеет счастливый конец. В детективе - это полное возвращение к безопасности, через победу над опасностью. Сыщик вершит правосудие, зло наказано, все вошло в привычное русло.

Интрига, фабула, сюжет

Детективная интрига сводится к простейшей схеме: преступление, следствие, разгадка тайны. Эта схема конструирует цепь событий, образующих драматическое действие. Вариабельность здесь минимальная. Иначе выглядит фабула. Выбор жизненного материала, конкретного характера сыщика, места действия, способа расследования, определение мотивов преступления создают множественность фабульных построений в границах одного жанра. Если интрига сама по себе внеидеологична, то фабула понятие не только формальное, но обязательно связанное с авторской позицией, с системой, определяющей эту позицию.

Для детектива характерна наиболее близкая притирка всех трех названных понятий - интриги, фабулы, сюжета. Отсюда суженность его сюжетных возможностей, а, следовательно, и ограниченность жизненного содержания. Во множестве детективных историй сюжет совпадает с фабулой и сводится к логико-формальной конструкции драматизированной уголовной шарады. Но и в этом случае, что чрезвычайно важно понять, форма не безотносительна к идеологическому содержанию, она подчинена ей, ибо возникла как охранная идея буржуазного миропорядка, морали, социальных отношений.

4. Suspense (саспенс). Напряжение

Структурно-композиционные особенности детектива - это особый механизм воздействия. Со всеми этими вопросами тесно связана проблема suspense, без которой немыслим рассматриваемый жанр. Одной из главных задач детективного повествования является создание у воспринимающего напряжения, за которым должна последовать разрядка, "освобождение". Напряжение может носить характер эмоционального возбуждения, но может иметь и чисто интеллектуальную природу, сходную с тем, что испытывает человек при решении математической задачи, сложного ребуса, при игре в шахматы. Это зависит от выбора элементов воздействия, от характера и способа рассказа. Часто обе функции объединяются - умственное напряжение подогревается системой эмоциональных возбудителей, которые вызывают страх, любопытство, сострадание, нервные потрясения. Однако это не значит, что две системы не могут выступать почти в очищенном виде. Достаточно опять же обратиться к сравнению структур повестей Агаты Кристи и Жоржа Сименона. В первом случае мы имеем дело с детективом-ребусом, с его почти математической холодностью построения сюжета, выверенностью схем, оголенностью фабульного действия. Для повестей Сименона, наоборот, характерна эмоциональная вовлеченность читателя, вызванная психологической и социальной достоверностью того ограниченного жизненного пространства, на котором разыгрываются описанные Сименоном человеческие драмы.

Было бы грубой ошибкой рассматривать suspense как категорию только отрицательную. Все зависит от содержания приема, от целей его использования. Suspense - один из элементов занимательности, через эмоциональное напряжение достигается также интенсивность впечатления, непосредственность реакций .

Тайна, таинственность, столь характерные для детективов, слагаются не только из "вопросительности" (кто? как? почему?), но и из специальной системы действия этих вопросов-загадок. Намеки, загадки, улики, недосказанность в поведении героев, таинственная скрытость от нас размышлений ВД, тотальная возможность подозревать всех участников - все это волнует наше воображение.

Таинственность призвана вызвать в человеке особого сорта раздражение. Природа его двойственна - это естественная реакция на факт насильственной человеческой смерти, но это и искусственное раздражение, достигаемое механическими возбудителями. Одним из них является прием торможения, когда внимание читателя направляется по ложному следу. В новеллах Конан Дойла эта функция принадлежит Уотсону, который всегда неправильно понимает значение улик, выдвигает ложную мотивировку и играет "роль мальчика, подающего мяч для игры". Его рассуждения не лишены логики, они всегда правдоподобны, но читатель, идя за ним, попадает в тупик. Это и есть процесс торможения, без которого не обходится детектив.

Великий детектив.

Французский ученый Роже Кайуа, написавший одну из интереснейших работ по данной теме - эссе "Детективная повесть", утверждает, что этот жанр "возник благодаря новым жизненным обстоятельствам, которые стали господствовать в начале XIX века. Фуше, создавая политическую полицию, заменил тем самым силу и быстроту - хитростью и секретностью. До этого времени представителя власти выдавал мундир. Полицейский бросался в погоню за преступником и старался его схватить. Тайный агент заменил погоню расследованием, быстроту - интеллигентностью, насилие - скрытностью" .

Каталог приемов и персонажей.

Ни один литературный жанр не имеет столь точно и подробно разработанного свода законов, определяющего "правила игры", устанавливающего рамки допустимого и т.д. Чем больше детектив превращался в игру-головоломку, тем чаще и настойчивей предлагались правила-ограничители, правила-руководства и т.д. Знаковая природа новеллы-загадки укладывалась в устойчивую систему, в которой знаками становились не только ситуации, способы дедукции, но и персонажи. Серьезную революцию претерпела, к примеру, жертва преступления. Она превратилась в нейтральный реквизит, труп стал просто первичным условием начала игры. Особенно ярко это выражено в английском варианте детектива. Некоторые авторы пытались "компрометировать" убитого, как бы снимая тем морально-нравственную проблему: оправдывая авторское равнодушие к "трупу".

В более развернутом виде "правила игры" предложил Остин Фримен в статье "Мастерство детективного рассказа" . Он устанавливает четыре композиционные стадии - постановка проблемы, следствие, разгадка, доказательства - и дает характеристику каждой из них.

Еще более значимый характер носили "20 правил при сочинении детективов" С. Ван Дайна . Наиболее интересные из этих правил: 1) читатель должен иметь равные шансы с детективом в решении загадки; 2) любовь должна играть самую незначительную роль. Цель - посадить преступника за решетку, а не привести пару влюбленных к алтарю; 3) детектив или же другой представитель официального следствия не может быть преступником; 4) преступник может быть обнаружен только путем логически-дедуктивным, но не благодаря случайности; 5) в детективе обязательно должен быть труп. Преступление меньшее, чем убийство, не имеет права занимать внимание читателя. Триста страниц для этого слишком много; 6) методы следствия должны иметь реальную основу, детектив не имеет права прибегать к помощи духов, спиритизма, чтению мыслей на расстоянии; 7) должен быть один сыщик - Великий детектив; 8) преступник должен быть тем человеком, который в нормальных условиях не может быть на подозрении. Поэтому не рекомендуется обнаруживать злодея в среде слуг; 9) все литературные красоты, отступления, не связанные с расследованием, должны быть опущены; 10) международная дипломатия, а также политическая борьба относятся к другим прозаическим жанрам и т.д.

Амбивалентность.

Еще одну особенность детектива следует вычленить, чтобы понять его особое место в литературном ряду. Речь идет об амбивалентности, композиционно-смысловой двойственности, цель которой - двойная специфика восприятия. Фабула преступления строится по законам драматического повествования, в центре которого событие - убийство. Оно имеет своих действующих лиц, действие его обусловлено обычной причинно-следственной связью. Это - криминальная новелла. Фабула следствия - сыск конструируется как ребус, задача, головоломка, математическое уравнение и имеет явно игровой характер. Все, что связано с преступлением, отличается яркой эмоциональной окраской, материал этот апеллирует к нашей психике, органам чувств. Волны тайны, излучаемой повествованием, воздействуют на человека системой эмоциональных сигналов, которыми является сообщение об убийстве, таинственно-экзотический декорум, атмосфера причастности всех героев к убийству, недосказанность, мистическая непонятность происходящего, страх перед опасностью и т.д.

Амбивалентностью детектива объясняется и популярность жанра, и традиционное отношение к нему как баловству, и извечный спор о том, каким ему быть, какие функции выполнять (дидактические или развлекательные) и чего больше содержится в нем - вреда или пользы. Отсюда традиционная путаница взглядов, точек зрения, требований .

Подводя итог, необходимо отметить, что детективный жанр, несмотря на его обще-развлекательную направленность, вполне серьезен и самодостаточен. Он заставляет человека не только размышлять логически, но и разбираться в психологии людей. Отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея, или моральность, отмечающая в разной степени все произведения этого жанра.

Всякий хороший детектив строится "двухлинейно": одну линию образует загадка и то, что с ней связано, другую - особые "внезагадочные" элементы сюжета. Если убрать загадку, произведение перестаёт быть детективом, если же убрать вторую линию, детектив из полноценного художественного произведения превращается в голый сюжет, ребус. Обе эти линии находятся в детективе в определённом соотношении и равновесии. При переводе произведений этого жанра важно вначале ознакомиться со всем текстом, сделать предпереводческий анализ, вычленить отрезки текста, несущие ключевую информацию, помогающую раскрытию тайн, и уделить данным отрезкам наибольшее внимание.

Детекти́в (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными.

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

«Мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»,- таково было мнение Н. Н. Васильева о жанре «детектив».

Что часто встречается в жанре детектива:

Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.

Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.

Существование правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно, перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Эволюция жанра

Первыми разработчиками жанра были такие знаменитые писатели, как Э. А. По, Г. К. Честертон, А. Конан-Дойль, Г. Леру, Э. Уоллес, С. С. Ван Дайн, Д. Хамметт, Э. Куин и др.

Пожалуй, первым теоретиком детектива как особого жанра стал Г. К. Честертон, выступивший в 1902 году со статьей «В защиту детективной литературы». В своем эссе Честертон делает упор на том, что «детективный роман или рассказ является совершенно законным литературным жанром». «Важнейшее достоинство детектива состоит в том, что это – самая ранняя и пока что единственная форма популярной литературы, в которой выразилось некое ощущение поэзии современной жизни» .

В начале 20 века предпринимались попытки выработать нормы, в соответствии с которыми создавались бы произведения детективного жанра. Так, в 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы».

Среди современных исследователей детектива следует назвать А. Адамова, Г. Анджапаридзе, Н. Берковского, В. Руднева, А. Вулиса. В их работах прослеживается история жанра, анализируется его поэтика, проводится исследование художественных параллелей в произведениях разных авторов.

Детектив по В. Рудневу, это «жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ века». Руднев объясняет особенность жанра детектива тем, что «главный элемент как жанра заключается в наличии в нем главного героя – сыщика-детектива (как правило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание детектива составляет, таким образом, поиск истины.

Еще раз обратимся к определению жанра:

ДЕТЕКТИВ (лат. detectio – раскрытие англ. detective – сыщик) – художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления.

Получается, что на первый план в детективе выходят воспитательный и психологический момент: детектив должен показать торжество добра, неотвратимость наказания для зла, а еще он дает возможность раскрыть природу преступления. Как человек склоняется к совершению преступления? Как это происходит: во всем виновата среда или он склоняется к этому сам?

Детектив показывает человека в редкой ситуации - во время личной или социальной драмы. Детектив - это напряженная борьба, будь то интеллектуальная схватка, допрос, погоня, стрельба или рукопашный бой.

Братья Вайнеры отмечали, что обязательным условием детектива является социальность. А поскольку материя детектива - преступление, то и «берет он срез жизни, в котором накопились взрывные силы, в котором “негативные стороны” прорвали общественные устои нравственности и законности. Именно детективные писатели решительно и беспощадно вскрывают язвы и нагноения общества».

Чарльз П. Сноу писал, что детективная литература - признак цивилизации и расследование преступления - символ всего положительного, что есть в современном мире, романтика в полном смысле слова. Это свойство детектива особенно ценно сейчас, в пору острейшего дефицита истинной романтики, опасной борьбы со злом, его разоблачения и наказания.

Говоря о детективе, нельзя обойти вниманием писательницу, которая произвела революцию жанра, обессмертив классический детектив. Это, конечно же, Агата Кристи! Она представила миру новую концепцию прозы, провозгласившей верховенство закона и торжество разума, защищающие общество в целом и индивидов в частном перед угрозой посягательства кого-либо на чужие права и свободы. Гений Эдгар Аллан По, основавший детектив как таковой, тяготел к мистике, и потому не сформировал позднее обнаружившуюся у Кристи «идею Немезиды», правосудия над преступниками; существенный вклад в развитие данного жанра внёс Артур Конан Дойл, предложив универсальный образ героя - легендарного Шерлока Холмса, славящегося логикой и целеустремлённостью; вопросы морали рассматривал неоднократно уважаемый Кит Гилберт Честертон, через своего главного героя - патера Брауна - обратившись к внимающему читателю. Но именно женщине было суждено возглавить победоносное шествие детектива, в 1920 и 1930-е годы ставшим уверенным представителем среднего класса жителей Запада. Лейтмотивом ставя в своих произведениях близкое к идеальному правосудие и неизбежность наказания для преступника, Кристи при этом не забывала о литературе непосредственно, пронзительной простотой завоёвывая доверие читателей, накаляя до предела интригу и расписывая бытовые коллизии доброй старой Британии.

Анализ произведения Агаты Кристи

«Убийство Роджера Экройда»

Для анализа был взят роман «Убийство Роджера Экройда», признанный в свое время одним из лучших творений Агаты Кристи и шедевром жанра.

Действие романа происходит в вымышленной английской деревне Кингз Эббот. Повествование начинается со смерти миссис Феррар, богатой вдовы, по слухам, убившей своего мужа. Жители деревни полагают, что вдова совершила самоубийство, до тех пор, пока не погибает Роджер Экройд - вдовец, собиравшийся жениться на миссис Феррар.

Прибывший на место Эркюль Пуаро начинает расследование, имея вокруг множество подозреваемых - родственников и знакомых Экройда, каждый из которых был заинтересован в его смерти. Один из них, - последний, кто видел Экройда живым, - доктор Джеймс Шепард - является рассказчиком истории и шаг за шагом отслеживает действия Пуаро, выступая в роли своеобразного "доктора Ватсона" - помощника и биографа сыщика-профессионала. Здесь и там в тексте романа рассыпаны "ключи" к тайне - намеки, оговорки, подробности, - способные при внимательном чтении открыть глаза на происходящее задолго до развязки повествования.

Ключевым словом, которое, на наш взгляд, положено в основу романа является слово «слабоволие». Впервые оно произносится в главе 17 доктором Шепардом, а потом его сестрой Каролиной по отношению к нему самому.

«Мы стали говорить о Ральфе Пэтоне.

Человек он слабовольный, - настаивал я, - но не порочный.

А! Но слабоволие, где оно кончается?

Это верно, - сказала Каролина, - взять хотя бы Джеймса мягок, как вода. Если бы не было меня возле, чтобы присматривать за ним

Моя дорогая Каролина, - сказал я раздраженно, - не могла бы ты не переходить на личности?

Ты слабый, Джеймс, -продолжала она, совершенно не тронутая моим замечанием, - я на восемь лет старше тебя О! я не возражаю, если месье Пуаро будет знать об этом»

Именно слабоволие приводит к драматическим последствиям: шантаж, доведение до самоубийства, убийство человека и предательство друга ради личных интересов. Вот как об этом говорит Эркюль Пуаро:

«- Давай возьмем человека – самого обыкновенного человека, у которого об убийстве нет даже помыслов. Но где-то в глубине души таится некая склонность к слабоволию. Ничто её не затрагивает, и она себя не проявляет. Может быть, она никогда и не проявит себя, и человек уйдет в могилу честным и всеми уважаемым. Но, предположим, что-то случилось. Он попадает в затруднительное положение Или даже не это. Он случайно узнает какую-то тайну, тайну, от которой зависит чья-то жизнь или смерть. Первое его побуждение – рассказать об этом, честно выполнить свой долг гражданина. И тогда проявляет себя его склонность к слабоволию. Он видит, что можно получить деньги – большие деньги. А деньги ему нужны, он их жаждет. И это так легко. Чтобы получить их, ему ничего не нужно делать. Ему нужно всего лишь молчать. Это начало. Но страсть к деньгам растет. Ему нужно все больше и больше! Он опьянен тем, что у его ног открылся золотой рудник. Он становится жадным, и в своей жадности перехитряет сам себя».

Кто знает, сколько еще убийств могло бы последовать, если бы преступника не остановили? Под удар могли попасть и самые близкие люди.

«Но больше всего меня пугала Каролина. Мне казалось, она может догадаться. Она как-то странно говорила в тот день о моей склонности к слабоволию».

Наиболее примечательный приём, использование которого привело к многочисленным дискуссиям, - это использование ненадежного рассказчика, который в итоге оказывается убийцей. В своём финальном признании доктор Шеппард так пытается оправдаться от возможных обвинений о лжи:

«Я весьма доволен собой как писателем. Что может быть точнее, например, следующих слов: «Письмо принесли без двадцати минут девять. Оно так и осталось непрочитанным, когда без десяти девять я уходил. Уже взявшись за дверную ручку, я нерешительно остановился и оглянулся, обдумывая, всё ли я сделал. Ничего не придумав, я вышел и закрыл за собой дверь».

Замыслом Агаты Кристи было то, что доктор Шеппард не утаивает истину и не лжёт - он просто недоговаривает. В частности, он «забывает» упомянуть, что случилось между 20. 40 и 20. 50, когда фактически и был убит Роджер Экройд.

События приобретают новое значение в глазах читателя, когда становится известен убийца. Доктор Шеппард сам изумлён своей двуличностью, сложностью расследования и тем, что под подозрением оказалось так много человек. С одной стороны, его одолевает страх перед разоблачением, с другой стороны, он любуется и гордится своей хитроумностью, тем, что может обвести вокруг пальца такого знаменитого сыщика, как Пуаро!

Даже после разоблачения убийца не сожалеет о сделанном, о загубленных жизнях, считая, что они получили заслуженное наказание, возмездие. Ему даже себя не жаль. Он удручен одним: что там появился Эркюль Пуаро.

«А потом что будет потом? Веронал? Это было бы как возмездие свыше, нечто вроде поэтической справедливости. Я не считаю себя виновным в смерти миссис Феррарс. Она явилась прямым следствием её собственных поступков. Я не чувствую к ней жалости. У меня нет даже жалости и к себе. Так что пусть будет веронал. Но лучше бы Эркюль Пуаро никогда не уходил в отставку и не приезжал сюда выращивать тыквы»

Итак, опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы

1. Проработав определение жанра «детектив» и исследовав эволюцию этого жанра, мы выяснили, что отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея, или моральность. Так, в романах А. Кристи дело всегда оборачивается наказанием преступника и торжеством справедливости.

2. В детективах можно уловить много воспитывающего и даже предостерегающего, даются ситуации, связанные с общечеловеческими пороками. Обычно, герои поставлены в весьма крайние ситуации, что помогает автору выявить скрытые черты личности, во внешне благополучных людях.

Что мы видим в произведении Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда»?

Предательство близкого человека в угоду корысти

Предательство друга ради личных интересов

А что в результате?

Легкие деньги, не приносящие счастье

Доведение до самоубийства

Убийство человека

Постоянный страх разоблачения

Но зачем, спрашивается, человеку нужны какие-то дополнительные проблемы, ведь жизнь и без того полна разных неприятностей. Загнанность в тупик, финансовый недостаток и другие проблемы понемногу ломают человека, и вскоре он поддается порокам, опускаясь, например, до воровства или до шантажа. Затем наступает момент непреодолимого страха, и в итоге приходится совершать другое, более тяжкое злодеяние во избежание наказания за первое.

Думает ли человек в этот момент о том, что вдвое усложняет свое положение? Зло разъедает человека, один порок тянет за собой другой, а шальные деньги идут только прахом, как легко они достаются, так легко они и уходят.

В этом произведении главный герой начинает писать обо всем происходящем некий роман. Для чего понадобилось писать о собственном преступлении? Все дело в немыслимой уверенности человека, который грамотно построил себе алиби и надеялся отправить эту книгу Эркюлю Пуаро как первое нераскрытое преступление в его практике. И что в итоге не вышло?

Людям нельзя забывать о том, что любое преступление не остается безнаказанным, и если приговор не будет вынесен судом, то его вынесет жизнь, более суровая и беспощадная.

Познавая мир, люди становятся мудрее и чище. Детективный роман – тоже своего рода познание – через наблюдение к «озарению», к открытию истины. Человеческие драмы в романах Агаты Кристи не выставлены на первый план, всегда остаются в глубине, оттого они и производят столь сильное впечатление. Словно в погоне за развлекательным сюжетом проходишь мимо человеческих судеб.

Материалы данного исследования можно использовать при проведении внеклассных занятий по литературе, на уроках при изучении зарубежной литературы 20 века как дополнительный материал.

Георгинова Н. Ю. Детективный жанр: причины популярности / Н. Ю. Георгинова // Научный диалог. - 2013. - № 5 (17) : Филология. - С. 173-186.

УДК 82-312.4+82-1/-9+821.161.1’06

Детективный жанр: причины популярности

Н. Ю. Георгинова

Предлагается обзор существующих мнений относительно места, занимаемого детективом в литературе и культуре в целом. На основе анализа точек зрения специалистов, занимающихся вопросами осмысления жанрового своеобразия таких произведений, решается задача выявления причин популярности детективов среди читателей. Кроме того, отмечается, что не только не ослабевает, но и возрастает интерес к изучению жанра детектива в научном сообществе литературоведов и лингвистов.

Ключевые слова: детектив; жанр; популярность.

В ходе развития литературной мысли постоянно происходит переоценка ценностей, смена способов, приемов организации художественных произведений. Другими словами, идет непрерывный процесс обогащения путем постоянных изменений, модификаций. Литературные жанры, будучи необходимыми составляющими литературы, также подвергаются изменениям и переоценке. Яркий пример тому - история развития детективного жанра. На протяжении всей истории своего становления жанр детектива вызывал массу вопросов и споров среди литературоведов. В частности, неоднозначным остается вопрос о месте, занимаемом детективом в литературе и культуре в целом.

В послесловии к сборнику «Как сделать детектив» Г. Анджапаридзе делает вывод о том, что «детектив занимает в культуре свое собственное место и ничто другое не имеет никаких шансов его за-

местить» [Анджапаридзе, 1990, с. 280]. Другими словами, детектив является полноправным и полновесным в мировом литературном процессе. Доказательство тому - настоящий сборник, куда вошли работы таких авторов, как А. Конан Дойл, Г. К. Честертон, Д. Хем-мет, Р. О. Фримен, С. С. Ван Дайн, Д. Сейерс, Р. Нокс, М. Леблан, К. Авелин, Д. Д. Карр, Ф. Глаузер, Э. С. Гарднер, М. Аллен, С. Моэм, Р. Стаут, Э. Куин, Р. Чандлер, Ж. Сименон, Буало-Нарсежак, А. Кристи, Х. Л. Борхес, Г. Анджапаридзе.

Так, английский мыслитель и писатель, автор ряд детективных новелл Гилберт К. Честертон в эссе «В защиту детективной литературы» пишет: «Мало того, что детективный роман или рассказ является совершенно законным литературным жанром, он обладает к тому же вполне определенными и реальными преимуществами как орудие общего блага» [Честертон, 1990, с. 16]. Более того, автор настаивает на том, что появление детектива - это закономерный исторический ход, отвечающий социальным и культурным потребностям людей: «Рано или поздно должна была возникнуть грубая, популярная литература, раскрывающая романтические возможности современного города. И она возникла-таки в форме популярных детективов, таких же грубоватых и горячащих кровь, как баллады о Робин Гуде» [Честертон, 1990, с. 18]. Аргентинский прозаик, поэт и публицист Хорхе Луи Борхес также подчеркивает необходимость выделения детектива как отдельного жанра: «В защиту детективного жанра я бы сказал, что он не нуждается в защите: читаемый сегодня с чувством превосходства, он сохраняет порядок в эпоху беспорядка. Такая верность образцу достойна похвалы, и вполне заслуженной» [Борхес, 1990, с. 271-272].

Защитную речь встречаем также у Р. Чандлера: «Вряд ли необходимо доказывать, что детектив - важная и жизнеспособная форма искусства» [Чандлер, 1990, с. 165].

У Р. О. Фримена находим: «Нет жанра популярнее, нежели детектив... Ведь совершенно очевидно, что жанр, привлекший внимание людей культуры и интеллекта, не может содержать в себе ничего изначально дурного» [Фримен, 1990, с. 29]. Тот факт, что детек-

тив неоднократно противопоставлялся подлинной литературе как «нечто недостойное», объясняется литературоведами существованием наряду с настоящими гениями своего жанра недобросовестных авторов. По мнению, Р. О. Фримена, «детектив, способный полностью воплотить в себе все характерные свойства жанра, оставаясь при этом произведением, написанным хорошим языком, с умело воссозданным фоном и любопытным характерами, соответствующими самым строгим литературным канонам, остается, возможно, самым редким явлением в художественной прозе» [Фримен, 1990, с. 29]. Похожую мысль встречаем у Р. Чанлера: «Тем не менее, детектив - даже в его наиболее традиционной форме крайне трудно написать... Хороший писатель-детективист (не может быть, чтобы у нас их не было) вынужден конкурировать не только со всеми непогребенными покойниками, но и с легионами их здравствующих коллег» [Чандлер, 1990, с. 166]. Автор точно определяет всю сложность написания добротного детектива: «Мне кажется, что основная трудность, возникающая перед традиционным, или классическим, или детективным романом, основанным на логике и анализе, состоит в том, что для достижения хотя бы относительного совершенства тут требуются качества, редко в совокупности своей присутствующие у одного человека. У невозмутимого логика-конструктора обычно не получаются живые характеры, его диалоги скучны, нет сюжетной динамики, начисто отсутствуют яркие, точно увиденные детали. Педант-рационалист эмоционален, как чертежная доска. Его ученый сыщик трудится в сверкающей новенькой лаборатории, но невозможно запомнить лица его героев. Ну а человек, умеющий сочинять лихую яркую прозу, ни за что не возьмется за каторжный труд сочинения железного алиби» [Чандлер, 1990, с. 167].

По словам, С. Эйзенштейна, детектив всегда привлекал читателя «тем, что это наиболее действенный жанр литературы. От него нельзя оторваться. Он построен такими средствами и приемами, которые максимально приковывают человека к чтению. Детектив

Самое сильнодействующее средство, самое очищенное, оточенное построение в ряде прочих литератур. Это тот жанр, где сред-

ства воздействия обнажены до предела» [Эйзенштейн, 1968, с. 107]. Детектив выделяют в самостоятельный литературный жанр на основе присущих только ему особенностей. Так, А. Вулис отмечает: «Детектив - это жанр. Но это еще и тема. Точнее, комбинация того и другого. В самый жанр заложена настолько четкая событийная программа, что мы заранее знаем некоторые основные эпизоды еще не читанного произведения» [Вулис, 1978, с. 246].

Таким образом, детективу принадлежит особенное место в литературе благодаря наличию свойственных только ему композиционных форм, концепции характеров, форм воздействия и даже благодаря наличию своего читателя. «Есть такой тип современного читателя - любитель детективов. Этот читатель - а он расплодился по всему свету, и считать его приходится на миллионы - был создан Эдгаром Алланом По», - встречаем у Хорхе Луи Борхеса [Борхес, 1990, с. 264]. Кому же адресован детектив? «Подлинные ценители жанра, решительно предпочитающие его всем прочим, читающие детективы придирчиво и внимательно, - это в основном представители интеллектуальных кругов: теологи, ученые-гуманитарии, юристы, а также - может быть, в меньшей степени - врачи и представители точных наук», - приходит к выводу Фримен [Фримен, 1990, с. 32].

Интерес ученых - представителей научных кругов - к чтению детективной литературы объясняется сходством методов и приемов, применяемых в детективе и науке. Так, Б. Брехт считает: «Схема хорошего детективного романа напоминает метод работы наших физиков: сперва записываются определенные факты, выдвигаются рабочие гипотезы, которые могли бы соответствовать фактам. Прибавление новых фактов и отбрасывание фактов известных вынуждает искать новую рабочую гипотезу. Затем проводится проверка рабочей гипотезы: эксперимент. Если она правильна, убийца в результате принятых мер должен появиться где-то» [Брехт, 1988, с. 281]. «В целом, - отмечает В. В. Мельник, - процесс творческого мышления в науке и детективе протекает по одному и тому же сценарию и после преодоления познавательно-психологических барье-

ров завершается постижением парадоксальной истины-открытия» [Мельник, 1992, с. 5]. Такое «вторжение науки в литературу», происходящее в детективе, дает возможность сосуществованию двух форм мышления - художественного и понятийно-логического. Первое, как мы помним, оперирует образами, второе - понятиями. Кроме того, художественная форма детектива идеально приспособлена для активного усвоения научных знаний читателем на уровне собственных «открытий» благодаря тому, что детективная схема, как подметил страстный почитатель детективного жанра, С. М. Эйзенштейн, «воспроизводит исторический путь человеческого сознания от пралогического, образно-чувственного мышления к логическому и далее к их синтезу, мышлению диалектическому» [Эйзенштейн, 1980, с. 133]. Эти взгляды разделяет Н. Н. Вольский: «Я предполагаю, что детектив даёт читателю редкую возможность воспользоваться своими способностями к диалектическому мышлению, применить на практике (пусть и в искусственных условиях интеллектуальной забавы) ту часть своего духовного потенциала, которую Гегель называет “спекулятивным разумом” и которая, будучи присущей каждому разумному человеку, почти не находит применения в нашей обыденной жизни» [Вольский, 2006, с. 6].

Таким образом, чтение детективной литературы соотносимо с процессом становления личности, прогрессивно движущейся от стадии чувственно-образного мышления к зрелости сознания и синтезу обоих в совершеннейших образцах внутренней жизни личностей созидающих, творческих.

Н. Ильина, анализируя особенности и причины популярности детективного жанра, приходит к выводу о том, что детектив - это литература и игра. Речь идет об игре, «полезной, развивающей наблюдательность, сообразительность, воспитывающей в участнике игры умение аналитически мыслить и разбираться в стратегии» [Ильина, 1989, с. 320]. По ее мнению, литература в детективном жанре - «это умение строить сюжет, не жертвуя ради игры убедительностью, выпукло очерченные характеры, живые диалоги и, разумеется, отражение жизни» [Ильина, 1989, с. 328]

О несколько других причинах, заставляющих читателя обращаться к жанру детектива, высказывается Джулиан Симонс. Исследуя психоаналитические связи, автор приводит статью Чарльза Райкрофта в «Сайколоджи куотерли» за 1957 год, продолжающего гипотезу Дж. Педерсен-Крогг, согласно которой особенности восприятия детектива обусловлены впечатлениями и страхами из раннего детства. Читатель детектива, согласно Педерсен-Крогг, удовлетворяет детское любопытство, превращаясь в «расследователя», и таким образом «полностью компенсирует беспомощность, страх и чувство вины, существующие в подсознании со времен детства» [Симонс, 1990, с. 230]. Джулиан Симонс приводит еще одну версию, предложенную У. Х. Оденом, имеющую религиозную окраску: «Детективы имеют волшебное свойство облегчать наше чувство вины. Мы живем, подчиняясь и, собственно, вполне принимая диктат закона. Мы обращаемся к детективу, в котором человек, чья вина считалась несомненной, оказывается невиновным, а настоящим преступником - тот, кто находился совершенно вне подозрений, и находим в нем способ уйти от повседневности и вернуться в воображаемый мир безгреховности, где “мы можем познать любовь как любовь, а не как карающий закон”» [Симонс, 1990, с. 231-232].

Кроме того, автор предлагает развить идеи Одена и Фуллера, «связав удовольствие, получаемое нами от чтения детективов, с обычаем, принятым у первобытных народов, по которому племя достигает очищения, перенося свои грехи и беды на какое-либо конкретное животное или человека», и связывает причины упадка детектива как раз с «ослаблением чувства греха»: «Там, где осознание своей греховности в религиозном смысле слова не существует, сыщику как изгоняющему дьявола делать нечего» [Симонс, 1990, с. 233].

Интерес к чтению детективной литературы связывается с его способностью к воплощению «пути движения из тьмы к свету». Имеется в виду, прежде всего, раскрытие преступления, разгадка тайны. Эдгар По считал, что художественная радость и польза детектива как раз в этом постепенном движении от темноты к свету, от

недоумения к ясности. С. М. Эйзенштейн говорит о ситуации «выхода на свет Божий». Причем под ситуацией понимается случай, посредством которого злоумышленнику удалось выйти из невозможной обстановки. А сыщик выводит истину на свет Божий, «ибо всякий детектив сводится к тому, что из “лабиринта” заблуждений, ложных истолкований и тупиков, наконец, “на свет Божий” выводится истинная картина преступления» [Эйзенштейн, 1997, с. 100]. В этом случае детектив, по мнению автора, апеллирует к мифу о Минотавре и связанным с ним первичным комплексам.

Таким образом, детектив занимает свое законное место в литературе. «За последние десять лет в России появилось значительно больше детективных романов, чем за предыдущий срок, - отмечает журналист и литературный переводчик Г. А. Толстяков. - Изменение цензурной политики дало литературный простор и позволило расширить спектр переводимых и публикуемых авторов, возможно, самого читаемого жанра популярной литературы» [Толстяков, 2000, с. 73].

Попытки осмыслить роль и значение детективного жанра неотделимы от поиска причин его широкого признания. Неугасающая популярность этого жанра объясняется рядом причин, заставляющих читателя вновь и вновь обращаться к детективу: потребностью в компенсации беспомощности, в преодолении страхов, в облегчении чувства вины, в переживании чувства очищения от своей греховности, в эмоциях; интересом к игре и состязанию, откликом на вызов интеллектуальным способностям; потребностью в чтении и наблюдении над любопытными характерами; стремлением разглядеть романтику в обыденной городской жизни; желанием участвовать в интеллектуальной игре, угадывании событийной программы, применении своих способностей к диалектическому мышлению, разгадке тайны. Как можно видеть, речь идет о потребностях двух типов: психологических и социально-культурных (рис. 1). Заметим, что разграничение типов условно, поскольку при ближайшем рассмотрении практически все потребности имеют психологическую природу.

Рис. 1. Потребности читателей как причины популярности детективного жанра

Популярность жанра детектива - возрастающий интерес со стороны читателей, постоянное внимание к нему литературоведов и практиков - обусловила появление все большего количества лингвистических работ, посвященных его изучению. Предметом внимания становятся когнитивные, прагматические, дискурсивные и другие параметры детективного текста [Ватолина, 2011; Дудина, 2008; Крюкова, 2012; Лесков, 2005; Меркулова, 2012; Теплых, 2007 и др.]. Необходимость научных изысканий в этой области продиктована

антропоцентрической парадигмой, актуальной в современном литературоведении и языкознании. Внимание ученых, признающих, что важно учитывать человеческий фактор в языке, обращено к изучению когнитивных структур человеческого сознания, участвующих в представлении, получении и обработке знаний о мире, содержащихся, в частности, в художественном тексте. Язык понимается как способ репрезентации знаний человека о мире.

Когнитивному анализу англоязычных детективных произведений посвящает свое исследование Т. Г. Ватолина. Проецируя понятие «дискурс» на детективный текст, автор исходит из трактовки дискурса в когнитивном аспекте как «особой ментальности» [Степанов, 1995, с. 38] и в коммуникативном аспекте как «сообщения -непрерывно возобновляемого или законченного, фрагментарного или цельного, устного или письменного, посылаемого и получаемого в процессе коммуникации» [Плотникова, 2011, с. 7]. Т. Г. Ватолина доказывает, что каждое детективное произведение создается по стандартной когнитивной модели, единой для всех детективов. Общая когнитивная модель детективного дискурса представляет собой на внутреннем глубинном уровне «завершённый целостный конструкт, состоящий из взаимосвязанных фрагментов

Когнитивных контуров» [Ватолина, 2011, с. 20]. Для описания когнитивной модели детектива автор использует методику присвоения персонажам обобщённых метаноминаций, которая была разработана Ю. Кристевой при проведении структурного анализа художественного текста [Кристева, 2004]. Наиболее глубинный контур когнитивной модели детективного дискурса образуют, по мнению автора, пять персонажей: детектив, убийца, свидетель, помощник, жертва. Углубляя когнитивную модель детектива, автор выводит на основе речеактового анализа отдельное человеческое качество каждого персонажа, абстрагированное и возведенное до уровня концепта. Так, базовым концептом речевых актов Детектива выступает концепт «Истина», для Убийцы - «Ложь», для Свидетеля, Помощника и Жертвы - концепт «Непонимание». Кроме того, оперируя понятием «концептуальный стандарт жанра», вве-

денным в научный обиход С. Н. Плотниковой и понимаемым как глубинная когнитивная жанрообразующая основа, инвариантный концепт, соответствие которому является обязательным для отнесения текста к какому-либо жанру, Т. Г. Ватолина определяет концептуальную систему детектива: «Убийство» - «Расследование» -«Объяснение».

Исследованию детективного дискурса в свете когнитивно-коммуникативно-прагматического подхода посвящает свое исследование И. А. Дудина. На материале детективных произведений английских и американских писателей она выявляет статусные характеристики детективного дискурса в ряду других художественных дискурсов, выводит элементы и обозначает модели, на базе которых формируется дискурсивное пространство детективного текста. Автором разграничивает понятия «детективный текст» как «лингвистическое образование, имеющее определенную структуру и характеризующееся связностью и цельностью» и «детективный дискурс» как «схему “писатель - художественное расследование - читатель

Развлечение”», указывая тем самым на функциональный, динамический характер дискурса, где текст - это элемент коммуникации, связывающей автора и читателя [Дудина, 2008, с. 10]. Предложенный подход к интерпретации художественного текста основывается на тезисе, который заключается в том, что в сознании человека хранятся образцы, ментальные модели, т. е. особым образом структурированные системы представления знаний, составляющие основу нашей языковой способности и речевого поведения. Автор выделяет две когнитивные модели детективного дискурса в виде структуры предметно-референтной ситуации и структуры процедурной ситуации. Предметно-референтная ситуация в детективном дискурсе -«это четкая событийная программа», которую автор детективного текста планирует по определенным правилам детективного жанра. Процедурная ситуация - это «ситуация, в которой автор детективного текста воздействует на читателя, прибегая к определенному тону, характеру повествования, вызывающему у читателя в ответ соответствующий эмоциональный настрой» [Дудина, 2008, с. 12].

Л. С. Крюкова исследует сюжетную перспективу в рассказах детективного жанра. Сюжетная перспектива понимается автором как «единица структурной организации текста детективного жанра в раскрытии интриги, заложенной писателем в кодово-схематическом содержании сюжета» [Крюкова, 2012, с. 3]. Выявляются отличительные признаки сюжетной перспективы детективного жанра, описывается характер преломления сюжетной перспективы в четырех типах речевых ситуаций (микротематической, тематической, макротематической и текстологической).

Д. А. Шигонов анализирует рекуррентный центр как кодирующую единицу текста на материале английских детективных рассказов. Рекуррентный центр понимается как «единица текста, которая представляет собой повтор мысли, нарушающий линейное изложение содержания для актуализации ранее изложенного», вследствие чего выступающий «механизмом, на основе которого осуществляется связь дистантных частей текста, имеющих общее семантическое основание» [Шигонов, 2005, с. 5]. Тем самым, в тексте детективного произведения выделяются кодирующая структура, представленная рекуррентным центром, и декодирующая. Рекурентный центр содержит загадку детективного произведения, эксплицируемую через дистантно расположенные отрезки текста, имеющие общее смысловое наполнение. Рекуррентные центры тесно связаны с сюжетной перспективой: «Сюжетная перспектива в тексте детективного произведения формирует содержание посредством непоследовательного соединения разворачивающихся событий» и «выступает именно тем способом интеграции произведения, в основе которого лежат дистантно расположенные рекуррентные центры» [Шигонов, 2005, с. 11].

Обратим внимание на то, что все это работы последних лет. Таким образом, детективный жанр все чаще становится предметом исследований литературоведов, лингвистов, теоретиков и практиков жанра. Неослабевающий научный интерес к жанровым особенностям этих текстов во многом является следствием неубывающей популярности детективов в современной читательской аудитории.

Литература

1. Анджапаридзе Г. Жестокость канона и вечная новизна / Г. Анджапаридзе // Как сделать детектив / пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 279-292.

2. Борхес X. Л. Детектив / Л. Х. Борхес // Как сделать детектив / пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 236-272.

3. Брехт Б. О литературе: сборник: перевод с немецкого / Б. Брехт; сост., пер. и примеч. Е. Кацевой; вступ. ст. Е. Книпович. - 2-е издание, дополненное. - Москва: Художественная литература, 1988. - 524 с.

4. Ватолина Т. Г. Когнитивная модель детективного дискурса: на материале англоязычных детективных произведений 18-20 вв. : автореферат диссертации... кандидата филологических наук / Т. Г. Ватолина. - Иркутск, 2011. - 22 с.

5. Вольский Н. Н. Легкое чтение: работы по теории и истории детективного жанра / Н.Н. Вольский; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический ун-т». - Новосибирск: [б. и.], 2006. - 277 с.

6. Вулис А. Поэтика детектива / А. Вулис // Новый мир. - № 1. - 1978. -С. 244-258.

7. Дудина И. А. Дискурсивное пространство детективного текста: на материале англоязычной художественной литературы 19-20 вв. : автореферат диссертации. кандидата филологических наук / И. А. Дудина. - Краснодар, 2008. - 24 с.

8. Ильина Н. Что такое детектив? / Н. Ильина // Ильина Н. Белогорская крепость: сатирическая проза: 1955-1985 / Н. Ильина. -Москва: Советский писатель,1989. - С. 320-330.

9. КристеваЮ. Избранные труды: разрушение поэтики: пер. с франц. / Ю. Кристева. - Москва: РОССПЭН, 2004. - 656 с.

10. Крюкова Л. С. Сюжетная перспектива в рассказах детективного жанра: автореферат диссертации. кандидата филологических наук / Л. С. Крюкова. - Москва, 2012. - 26 с.

11. Лесков С. В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектив: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.04 / С. В. Лесков. - Санкт-Петербург, 2005. - 23 с.

12. Мельник В. В. Познавательно-эвристический потенциал художественной литературы детективного жанра / В. В. Мельник // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 3. - С. 94-101.

13. Меркулова Е. Н. Прагматические особенности актуализации семи-осферы «Уверенность» в англоязычном детективном дискурсе: на материале произведений А. Кристи и А. Конан Дойля: автореферат диссертации... кандидата филологических наук: 10.02.04 I Е. Н. Меркулова. - Барнаул, 2012. - 22 с.

14. Плотникова Н. С. Дискурсивное пространство: к проблеме определения понятия I Н. С. Плотникова II Magister Dixit. - 2011. - № 2 (06). -С. 21.

15. Симонс Дж. Из книги «Кровавое убийство» I Дж. Симонс II Как сделать детектив I пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 225-246.

16. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принципы причинности I Ю. С. Степанов II Язык и наука конца ХХ века. - Москва: Языки русской культуры,1995. - С. 35-73.

17. Теплых Р. Р. Концептосферы английских и русских текстов детективов и их языковое представление: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.20 I Р. Р. Теплых. - Уфа, 2007. - 180 с.

18. Толстяков Г. А. Детектив: категории жанра I Г. А. Толстяков II Мир библиографии. - 2000. - № 3. - С. 73-78.

19. Фримен Р. О. Искусство детектива I Р. О. Фримен II Как сделать детектив I пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 28-37.

20. Чандлер Р. Простое искусство убивать I Р. Чандлер II Как сделать детектив I пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Порту-гимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 164-180.

21. Честертон Г. К. В защиту детективной литературы I Г. Честертон II Как сделать детектив I пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 16-24.

22. Шигонов Д. А. Рекуррентный центр как кодирующая единица текста: на материале английских детективных рассказов: автореферат диссертации. кандидата филологических наук I Д. А. Шигонов. - Москва, 2005. - 20 с.

23. Эйзенштейн С. О детективе I С. Эйзенштейн II Приключенческий фильм: Пути и поиски: сборник научных трудов I отв. ред. А. С. Трошин. -Москва: ВНИИК, 1980. - С. 132-160.

24. Эйзенштейн С. Трагическое и комическое, их воплощение в сюжете I С. Эйзенштейн II Вопросы литературы. - 1968. - № 1. - С. 107.

© Георгинова Н. Ю., 2013

Crime Fiction: Causes of Popularity

The article reviews current opinions on the position held by crime fiction in literature and culture in general. Basing on the analysis of viewpoints of the specialists addressing the issues of evaluating such works" genre peculiarities, the author identifies the reasons for the crime fiction popularity with readers. Furthermore, it is noted that the interest in studying the crime fiction genre has been growing lately rather than weakening in the academic society of literary scholars and linguists.

Key words: crime fiction; genre; popularity.

Георгинова Наталья Юрьевна, преподаватель кафедры специализированной подготовки по иностранным языкам, Мурманский государственный технический университет (Мурманск), [email protected].

Georginova, N., lecturer, Department of Specialized Training in Foreign Languages, Murmansk State Technical University (Murmansk), georna@mail. ru.

Несмотря на свою относительную молодость как самостоятельного литературного направления, сегодня детектив является одним из самых популярных жанров. Секрет такого успеха прост - тайна увлекает. Читатель не пассивно следит за происходящим, а принимает в нем активное участие. Предугадывает события и строит свои версии. Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), автор знаменитой серии романов о сыщике Эрасте Фандорине, в своем интервью однажды рассказал, как написать детектив. По мнению писателя, основным фактором для создания захватывающего сюжета является игра с читателем, которую нужно наполнить неожиданными ходами и ловушками.

Вдохновиться примером

Многие авторы популярных детективов не скрывают факт, что получили вдохновение, читая произведения выдающихся мастеров этого жанра. Например, американская писательница Элизабет Джордж всегда восхищалась творчеством Агаты Кристи. Не устоял перед шарадами великого автора детективной прозы и Борис Акунин. Писатель вообще признался в том, что обожает детективы в английском стиле и часто использует характерные для них приемы в своих произведениях. О том, какой вклад в детективный жанр внес Артур Конан Дойл со свои знаменитым персонажем, вероятно, не стоит много говорить. Поскольку создать героя, подобного Шерлоку Холмсу, - мечта любого писателя.

Стать преступником

Чтобы написать настоящий детектив, необходимо придумать преступление, поскольку тайна, связанная с ним, всегда стоит в основе сюжета. А значит, автору придется примерять на себя роль злоумышленника. Для начала стоит определиться, каким будет характер этого преступления. Большинство известных детективных историй построены на расследовании убийств, краж, ограблений, похищений и шантажа. Однако также есть множество примеров, когда автор увлекает читателя невинным происшествием, которое ведет к разгадке большой тайны.

Повернуть время вспять

После выбора преступления автору предстоит тщательно его продумать, поскольку настоящий детектив таит все детали, которые и приведут к развязке. Мастера жанра советуют воспользоваться приемом обратного хода времени. Для начала следует решить, кто совершил преступление, как он это сделал и почему. Затем нужно представить, каким образом злоумышленник попытается скрыть содеянное. Не стоит забывать о соучастниках, оставленных уликах и свидетелях. Эти зацепки выстраивают захватывающий сюжет, который дает читателю возможность вести собственное расследование. Например, известная британская писательница Пи Ди Джеймс говорит, что прежде чем приступить к созданию захватывающей истории, она всегда придумывает разгадку тайны. Поэтому, когда ее спрашивают о том, как написать хороший детектив, она отвечает, что надо мыслить, как преступник. Роман не должен быть похожим на скучный допрос. Интрига и напряжение - вот, что важно.

Построение сюжета

Детективный жанр, как любое другое литературное направление, имеет свои поджанры. Поэтому отвечая на вопрос о том, как написать детектив, профессионалы советуют для начала определиться с выбором способа построения сюжетной линии.

  • Классический детективный сюжет подается в линейной форме. Читатель ведет расследование совершенного преступления вместе с главным героем. Использует он при этом ключи к загадкам, оставленные автором.
  • В перевернутой детективной истории читатель в самом начале становится свидетелем преступления. А весь последующий сюжет крутится вокруг процесса и способов расследования.
  • Часто писатели детективов используют комбинированную сюжетную линию. Когда читателю на одно и то же преступление предлагают посмотреть с разных сторон. Такой подход основан на эффекте неожиданности. Ведь сложившаяся и стройная версия ломается в один момент.

Заинтересовать читателя

Ввести читателя в курс дела и заинтриговать, представив преступление, - один из основных этапов создания детектива. Не имеет значения, каким образом станут известны факты. Читатель может сам быть свидетелем преступления, узнать о нем из рассказа персонажа или очутиться на месте его совершения. Главное, чтобы появились зацепки и версии для расследования. Описание должно иметь достаточное количество правдоподобных деталей - это один из факторов, которые следует учитывать, разбираясь в вопросе о том, как написать детектив.

Держать интригу

Следующей немаловажной задачей начинающего автора будет удержать интерес читателя. История не должна быть слишком простой, когда уже вначале становится понятно, что всех убил «аквалангист». Надуманный сюжет также быстро надоест и разочарует, поскольку сказка и детектив - разные жанры. Но даже если предполагается создать лихо закрученный сюжет, следует припрятать некоторые ключи к разгадкам в ворохе маловажных, на первый взгляд, деталей. Это один из приемов классического английского детектива. Ярким подтверждением вышесказанного может послужить высказывание популярного Микки Спиллейна. На вопрос о том, как написать книгу (детектив), он ответил: «Никто не станет читать загадочную историю, чтобы добраться до середины. Все намерены дочитать ее до конца. Если она окажется разочарованием, вы потеряете читателя. Первая страница продает эту книгу, а последняя - все, которые будут написаны в будущем».

Ловушки

Поскольку работа детектива опирается на разум и дедукцию, сюжет будет более захватывающим и правдоподобным, если информация, представленная в нем, заставит читателя приходить к неверным выводам. Даже могут заблуждаться и следовать за ложной линией рассуждений. Таким приемом часто пользуются авторы, создающие детективы про серийных убийц. Это позволяет запутать читателя и создать интригующий виток событий. Когда уже все вроде бы ясно и нечего бояться, именно в такой момент главный герой становится наиболее уязвимым перед надвигающейся чередой опасностей. Неожиданный поворот всегда делает историю более интересной.

Мотивация

Герои детективов должны иметь интересные мотивы. Совет писателя о том, что в хорошей истории каждый персонаж должен чего-то хотеть, относится к детективному жанру более, чем к другим. Поскольку последующие действия героя напрямую зависят от мотивации. А значит, влияют на сюжетную линию. Необходимо проследить, а затем прописать все причины и следствия, чтобы крепко держать читателя в созданной ситуации. Чем больше персонажей со своими скрытыми интересами, тем запутаннее, а, следовательно, увлекательнее получается история. Детективы про шпионов в большинстве своем изобилуют подобными героями. Наглядным примером может послужить детективный триллер «Миссия невыполнима» по сценарию Дэвида Кеппа и Стивена Заилляна.

Создать личность преступника

Поскольку о том, кто, как и почему совершил преступление, автор знает с самого начала, дело остается за малым - решить, будет ли этот персонаж одним из главных.

Если пользоваться распространенным приемом, когда злоумышленник постоянно находится в поле зрения читателя, то необходимо детально проработать его личность и внешность. Как правило, такого героя автор делает весьма симпатичным, чтобы вызвать доверие у читателя и отвести подозрения. А в итоге - ошарашить неожиданной развязкой. Ярким и наглядным примером является персонаж Виталий Егорович Кречетов из детективного сериала «Ликвидация».

В случае, когда принято решение сделать преступника наименее заметным персонажем, в большей степени понадобится детальная прорисовка личных мотивов, чем внешности, для того чтобы вывести его в итоге на главную сцену. Именно таких персонажей создают авторы, пишущие детективы про серийных убийц. Пример - шериф из детективного сериала «Менталист».

Создать личность героя, расследующего преступление

Персонаж, противостоящий злу, может быть кем угодно. И совершенно необязательно профессиональным следователем или частным сыщиком. Внимательная старушка мисс Марпл у Агаты Кристи и профессор Ленгдон у Дэна Брауна не менее качественно справляются со своими обязанностями. Основная задача ведущего персонажа заключается в том, чтобы заинтересовать читателя и вызвать у него эмпатию. Следовательно, его личность должна быть живой. А также авторы детективного жанра дают совет по поводу описания внешности и поведения главного героя. Неординарным поможет его сделать какая-нибудь особенность, вроде седых висков и заикания Фандорина. Но профессионалы предостерегают начинающих авторов от чрезмерной увлеченности в описании внутреннего мира главного героя, а также от создания слишком красивой внешности с образными сравнениями, поскольку такие приемы более характерны для любовных романов.

Навыки сыщика

Возможно, богатая фантазия, природное чутье и логика помогут начинающему автору в создании интересного детективного сюжета, а также увлекут читателя составлением общей картины дела из маленьких кусочков предложенной информации. Однако история должна быть правдоподобной. Поэтому корифеи жанра, объясняя, как написать детектив, делают акцент на изучении тонкостей работы профессиональных сыщиков. Ведь далеко не у всех есть навыки криминальных следователей. А значит, для достоверности сюжета необходимо вникнуть в особенности профессии.

Одни пользуются консультациями специалистов. Другие проводят долгие часы и дни, разбирая материалы старых судебных дел. Причем чтобы создать качественный детектив, потребуются не только знания криминалистов. Будет необходимо хотя бы общее представление о психологии поведения преступников. А для авторов, решивших закрутить сюжет вокруг убийства, понадобятся также знания в области судебной антропологии. Не стоит также забывать о деталях, характерных для времени и места действия, поскольку они потребуют дополнительных знаний. Если по сюжету расследование преступления происходит в XIX веке, окружающая обстановка, исторические события, технологии и поведение персонажей должны ему соответствовать. В разы задача усложняется, когда сыщик по совместительству является профессионалом в какой-то другой области. Например, странный математик, психолог или биолог. Соответственно, автору придется поднатореть и в науках, которые делают его персонаж особенным.

Завершение

Важнейшей задачей автора является также создание интересного и логичного финала. Поскольку каким бы закрученным ни получился сюжет, все представленные в нем загадки должны быть разгаданы. Все накопившиеся по ходу действия вопросы должны получить ответы. Причем путем детально прописанных выводов, которые будут понятны читателю, поскольку недосказанность в детективном жанре не приветствуется. Раздумья и построение различных вариантов завершения истории характерно для романов с философской составляющей. А детективный жанр является коммерческим. К тому же читателю будет очень интересно узнать, в чем он был прав и где ошибался.

Обращают профессионалы внимание на опасность, кроющуюся в смешивании жанров. Работая в подобном стиле, очень важно помнить, что если история имеет детективное начало, ее завершение должно быть написано в том же жанре. Нельзя оставлять читателя разочарованным, объясняя преступление мистическими силами или несчастным случаем. Даже если первые имеют место, в романе их присутствие должно вписываться в сюжет и ход расследования. А сам по себе несчастный случай не является предметом детективного сюжета. Поэтому если он произошел, кто-то к этому причастен. Одним словом, детектив может иметь неожиданный конец, но не может вызывать недоумение и разочарование. Лучше, если завершение будет рассчитано на дедуктивные способности читателя, и он разгадает загадку немного раньше главного героя.