Подъем

Главное правило учебы во вторую смену: режим питания, сна и бодрствования остается таким же, как и раньше. Поскольку к школе у малышей вырабатывается четкий режим, им проще и комфортнее вставать и ложиться в одно и то же время. Поэтому подъем должен быть ранним и бодрым: пусть ребенку в этом помогают остальные члены семьи, которым надо собираться в садик и на работу.

Домашнее задание

Педагоги, психологи и физиологи советуют делать домашнее задание с утра, до школы. Даже если чадо готово сидеть допоздна, чтобы с утра иметь возможность подольше поспать, не стоит потакать ему в этом. Доказано, что к вечеру мозг ребенка перегружен информацией, поэтому новый материал будет усваиваться крайне плохо. Не нужно откладывать домашнее задание на часы перед самым обедом, а с утра оставлять свободное время: разыгравшись, малыш не сможет быстро сконцентрироваться на уроках, и ему понадобится больше времени на их подготовку. А значит, возникнет стрессовая ситуация, когда ребенок будет делать все в спешке.

Прогулки

Этот пункт обязательно должен присутствовать в распорядке дня школьника. Обязательно нужно разбить прогулкой два этапа обучения: домашнюю подготовку и школьные уроки. Это поможет ребенку отвлечься и сбалансирует соотношение умственной и физической нагрузки.

Учеба и дополнительные занятия

Продумывая режим для школьника, необходимо ориентироваться и на время школьных занятий, ведь в разных учебных заведениях вторая смена может начинаться и заканчиваться в разное время. Если уроки начинаются и заканчиваются рано (в 12:30 и 17:00, например), перед школой оставьте время для прогулки, а дополнительные творческие занятия переместите на вечер. Если же школьник вынужден учиться до 19:00, не перегружайте его кружками после школы. Психика ребенка устроена так, что, чем больше впечатлений он получит вечером, тем тяжелее ему будет уснуть. В таком случае необходимо отдать предпочтение занятиям в утреннее время или в выходные дни.

Сон

Укладывать школьника спать также стоит в привычные для него часы. Время после ужина и перед сном подходит для спокойных занятий: чтения, рисования, общения с родителями.

Примерный режим дня

  • 7:00 - подъем.
  • 7:00-7:30 - гимнастика, душ, уборка постели.
  • 7:30-8:00 - завтрак.
  • 8:00-10:00 - подготовка домашнего задания.
  • 10:00-12:30 - дополнительные занятия, чтение, музыка, иностранный язык, помощь по дому, прогулка.
  • 12:30-13:00 - обед.
  • 13:30-19:00 - учеба в школе.
  • 19:00-20:00 - прогулка или свободное время.
  • 20:00-20:30 - ужин.
  • 20:30-21:00 - приготовление ко сну.
  • 21:00-7:00 - сон.

FamilyBoom-совет: предложите ребенку написать свой режим дня на листе ватмана, украсить его рисунками и наклейками и повесить на стену в детской. Помните? Нам в детстве это помогало научиться правильно распределять время.


В начальных классах примерная учеба и оценки появляются не только из-за стараний детей, но и от полноценного отдыха, дневного и ночного. Под режимом дня подразумевается оптимальное распределение времени на определенные работы и отдыха, в течение дня.

Режим дня школьника начальных классов имеет элементы:

  • занятия в школе и дома;
  • регулярный отдых на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • крепкий, здоровый сон;
  • самостоятельные увлечения и занятия на свой выбор.

У ребенка младших классов сон должен составлять не менее 11 часов. Если ребенок, посещая школу, часто переносит заболевания, ему рекомендуется сон днем, после учебных занятий. Он во время сна наберется силами и энергией, что поможет для выполнения домашнего задания.

Спать лучше ложиться в 10 или 11 вечера, чтобы он успел выспаться, а утром собраться в школу. Нельзя на детей кричать, ругаться перед сном, иначе он расстроится, возбудится нервная система, и он не сможет спокойно уснуть.

Необходимо расспросить о прошедшем дне, обсудить имеющиеся проблемы, похвалить за его успехи. Родителям необходимо обеспечить утренний сбор ребенка в школу без спешки и суеты.

Он заключается:

  1. Глажка одежды и сбор портфеля должен осуществляться вечером.
  2. Все вещи, одежда, обувь должны лежать на постоянном месте, чтобы перед занятиями не пришлось их искать.
  3. Обязательно проделывать утреннюю зарядку вместе с детьми, что даст им бодрости, сил, энергии на целый день.
  4. Завтраком кормить лучше всего после зарядки, за 5 минут перед походом в школу.

Нужно заранее распланировать и рассчитать, сколько понадобится времени на сборы в школу. В начальных классах родители всегда обязаны провожать ребенка в школу. Нужно распределить время, чтобы идти спокойным шагом и при этом не опоздать на занятия.

  1. По выбранному маршруту объяснить ребенку значения дорожных знаков, встретившихся на пути.
  2. Смотреть за другими участниками движения, рассказывать малышу об ошибках, которые они допускают при движении.
  3. Рассказать ребенку, как правильно переходить улицу, пользоваться светофором.

Важно знать! Объяснить малышу, что даже при разрешающем зеленом свете светофора прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть по сторонам.

Расписание школьника

Для того, чтобы облегчить соблюдение режима ребенка, можно составить самостоятельно образец расписания на учебную неделю.

Можно своими руками нарисовать расписание своему ребенку, для этого может помочь таблица, и повесить на видное место. А можно купить специальный бланк и заполнить его. Но есть занятия, которые проходят во вторую смену, где дети учатся с обеда. Им сложнее адаптироваться и привыкать к такому режиму.

Нужно составить правильный график дня, чтобы малыш успевал делать уроки, играть, отдыхать. Состояние здоровья, положительные оценки в школе, физическое развитие напрямую зависит от грамотно составленного распорядка дня.

Каждому ученику требуется специально отведенное место, чтобы выполнять уроки, задаваемые на дом. Рабочий стол должен быть удобным, чтобы на нем могли поместиться рабочие учебники и тетради.

Размеры стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Если они не подходят, может возникнуть искривление позвоночника, малыш быстро устанет и не сможет грамотно сделать домашнее задание.

Режим дня во время экзаменов

Экзамены представляют собой умственную нагрузку на организм учащихся. В этот период следует внимательно отнестись к режиму дня, периодически менять занятия и отдых. Во время сдачи экзаменов нужно строго следить за благоприятной атмосферой и обстановкой в семье.

Нельзя нарушать время покоя и сна, чтобы продлить умственную нагрузку. Это может серьезно отразиться на нервной системе и на физическом состоянии школьника в целом. В выходные и праздничные дни график дня должен отличаться от учебной недели.

В эти дни следует как можно дольше проводить на свежем воздухе, ходить по театрам, магазинам, кино. Во время каникул детям полезно отдыхать в оздоровительных лагерях и санаториях. На лето также необходимо составить распорядок дня, чтобы ребенок смог восстановиться к новому учебному году.

Распорядок для старших классов

Распорядок дня для старших классов. Как и для младших классов, для старшеклассников важен правильный распорядок дня. Они имеют отличия между собой. Взрослым детям разрешается не спать в обеденный перерыв.

Старшеклассникам также будут полезны прогулки на улице, оздоровительные занятия спортом, для нервной системы, и опорно-двигательного аппарата.

Благоприятным временем для выполнения домашнего задания служат часы с 16-00 до 19-00, после чего начинается переутомление организма, головные боли, ухудшение памяти.

Не следует отвлекать внимание детей, во время выполнения домашних занятий, они могут сбиться с мыслей и сложно будет вспомнить главную мысль. Успеваемость и хорошие оценки зависят во многом от родителей.

Нужно им помогать выполнять режим дня, приготавливать вещи, чтобы он был аккуратным и приучен к порядку.

Если ученику не выполнять правильный режим дня, то занятия в школе могут негативно отразиться на его здоровье:

  • неправильная поза за партой вызывает искривление позвоночника;
  • слабеет мышечная система;
  • нарушается кровообращение мышц и головного мозга;
  • частые стрессы могут вызвать нервные срывы;
  • к концу учебных занятий у ребенка возникает утомляемость, сонливость;
  • могут возникнуть расстройства желудка из-за неправильного питания;
  • падает зрение.

Если своими детьми не заниматься, то школа может отрицательно повлиять на его физическое и умственное развитие.

Полезное видео

    Похожие записи

«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы».
Т. Карлейль

Организация режима дня школьника, обучающегося во вторую смену.

В этом году дети пошли учиться во второй класс. Семилетним - восьмилетним гражданам очень трудно включаться в особый, напряженный ритм школьной жизни после летних каникул. Меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему этому нужно приспосабливаться, привыкать. Чтобы усидеть, например, все 45 минут урока, нужна особая тренированность, про которую за продолжительный срок отдыха дети забыли. Ограничение в движении дети переносят наиболее тяжело. На протяжении всего урока требуется от ученика и внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мелкие мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты.

К этим трудностям, объясняющимся особенностями физического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы.

Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно и не в ущерб здоровью, необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Если спросить у Вашего ребенка: «Какой у тебя режим дня?», многие ответят: «У меня его нет». Некоторые ответят, что каждый час дня у него распланирован и листок с режимом дня висит над его рабочим столом или над его кроватью. А между тем режим дня имеет каждый ребенок, только у одних он правильный, у других – нет.

Правильно организованный режим дня - одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний.

Распорядок дня Вашего ребенка строится так, как это удобно и лучше для Вашего ребенка. Важно, чтобы за свой день ребенок успел все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно, хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому переутомлению, при котором невозможно успешное обучение.

Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть. Специалисты, между тем, отмечают, что и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.

Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:

здоровое питание;

полноценный отдых и сон;

учебу в школе и дома;

физические нагрузки;

нахождение на свежем воздухе.

Начинать утро школьника лучшего всего с зарядки. Она даст возможность проснуться и взбодриться. Просыпаться ребенку следует в 7:00.

После зарядки идут гигиенические процедуры, уборка комнаты и завтрак.

В 8:00 школьник должен приступать к выполнению домашнего задания . Пожалуй, большие затруднения в составлении и выполнении режима дня испытывают учащиеся второй смены. Обычно это связано с тем, что они поздно засиживаются вечером, так как утром не нужно идти в школу, и, чтобы выспаться, встают, естественно, тоже поздно. Родители в это время на работе, а для ребенка начинается ленивый, неорганизованный день. А время летит быстро и, едва выучив уроки, приходится бежать в школу, чтобы не опаздывать на занятия. Сходить погулять, сделать что-то по дому не остается времени.

Некоторые школьники, чтобы освободить себе полдня для отдыха, стараются учить уроки вечером. Они поступают совершенно неправильно. Их учебная нагрузка распределена неверно: занятия в школе во вторую смену и подготовка уроков вечером – слишком большое напряжение для организма. А кроме того этот период самый низкой умственной работоспособности. Поэтому садиться за выполнение домашнего задания школьникам второй смены, конечно, надо с утра.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано . Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Следует учитывать, что на подготовку уроков детьми младших классов уходит порядка 1,5-2-х часов.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время , которое они могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также использовать его для прогулок на свежем воздухе.

Обед у ребенка ежедневно должен быть в одно и то же время. Пообедав, ребенок отправляется в школу.

С 13:40 - до 18.15 часов - занятия в школе, по их окончании ребенок отправляется домой.

В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше. В 20:00 ребенок должен поужинать. Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры.

В 21:00 ребенок отправляется спать.

Рано засыпать и рано просыпаться в одно и то же время – эта лучшая привычка, которую родители могут привить ребенку. Она дает возможность полноценно высыпаться, всегда легко просыпаться и быть активным и бодрым в течение дня. Детям младшего школьного возраста недостаточно 8 часов на сон, они должны спать 10 часов.

Привычка соблюдения режима дня не складывается сама собой, она требует наличия волевых усилий самого человека, а в раннем периоде его развития - волевых усилий родителей и других близких людей.

Довольно скоро новые полезные привычки Вашего ребенка заменят старые, и он почувствует, что ему стало легче учиться.

Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы.

Заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом растущего организма.

Родители обязаны организовать для школьника с целью обеспечения наилучших условий, как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость.

Режим дня ученика, организованный правильно, строится на основе строгого чередования его элементов (утренний подъем, прием пищи, приготовление домашнего задания и т.д.). При их выполнении в определенном порядке, ежедневно в один и тот же период времени, центральная нервная система образует связи, облегчающие переход от элемента к элементу, затрачивая на их выполнение минимум энергии.

Составляя школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь - Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.

Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста - учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т.д.).

Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8 - 8.30 утра. После их выполнения - прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.

Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.

Режимом дня школьника также предусматривается время для деятельности по интересам (рисование, чтение, музыка, конструирование) - от одного часа для младших школьников до двух с половиной часов для старших. Школьники также в обязательном порядке должны привлекаться к посильному домашнему труду.

Соблюдение школьниками режима приема пищи в строго определенное время способствует выработке условного рефлекса, вызывающего аппетит, и лучшему усваиванию питательных веществ, а также становится залогом здоровья.

Завершается режим дня школьника вечерними гигиеническими процедурами, на что отводится 30 минут. В этот период ученик также должен привести в надлежащий вид свою обувь и форму.

Время ночного сна ребенка составляет приблизительно 10 часов. Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего - в 22.00 - 22.30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.

Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 30 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. - завтрак;
с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. - школьные занятия;
с 12. 30 мин. до 13 ч. - время на дорогу из школы;
с 13 ч. до 13. 30 мин. - обед;
с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. - сон или отдых;
с 14. 30 мин. до 16 ч. - игры на воздухе или прогулка;
с 16 ч. до 16. 15 мин. - полдник;
с 16. 15 мин. до 18 ч.- работа над домашними заданиями;
с 18 ч. до 19 ч. - на воздухе;
с 19 ч. до 19. 30 мин. - ужин;
с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. - занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);
с 20. 30 мин. до 21 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 21 ч. - сон.

Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 15 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. - завтрак;
с 8 ч. до 10 ч. - работа над домашними заданиями;
с 10 ч. до 11ч. - деятельность по интересам (музыка, чтение);
с 11ч. до 11. 30 мин. - второй завтрак;
с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. - прогулка;
с 12. 45 мин. до 13ч. - обед;
с 13 ч. до 13. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 13. 30 мин. до 18-19 ч. - школьные занятия;
с 18-19 ч. до 20 ч. - прогулка;
с 20 ч. до 20. 30 мин. - ужин;
с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. - занятия по интересам;
с 21. 30 мин. до 22 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 22 ч. - сон.

Сейчас много говорится о том, что обучение во 2 смену нужно отменить. Это даже обещают сделать законодательно в ближайшем будущем. Но пока новые школы не растут, как грибы после дождя. И обучение во 2 смену в начальной и средней школе, остается реальностью.

Не всем детям нравится учиться во 2 смену, но еще больше это не нравится родителям. В том случае, если оба родителя находятся на работе целый день – это не нравится вдвойне.

Часто режим дня школьника, обучающегося во 2 смену, выглядит следующим образом. Ребенок учится до 6 или 7 часов вечера. Потом он в лучшем случае, идет, в худшем, едет «по пробкам» домой. Хорошо, если домой. Очень часто школьник едет в кружок или на тренировку, где будет заниматься еще час или два, и только потом – домой. После этого он ужинает, но снова, не отдыхает, а сразу же садится за уроки. При таком раскладе, уроки он делает до часу ночи, а то и дольше. Потом он ложится спать, и спит в буквальном смысле этого слова, до обеда. А это значит, что просыпается ученик в 12 или 13 часов, чтобы только позавтракать=пообедать, и сразу же отправиться в школу. Трудно представить, как можно долго «протянуть» в таком режиме и взрослым и детям. К тому же, не остается времени ни на прогулки, ни на какой-то другой вид отдыха, кроме сна.

Но если вторая смена будет в вашей школе не один, а три-четыре года, рационально организовывать режим дня школьника, все-таки придется. Для этого необходимо учесть несколько моментов.

  • Приучайте ребенка просыпаться рано. Мы часто с иронией вспоминаем пословицу: кто рано встает, тому бог подает. Но и без всякой иронии, многие современные авторы пишут, что «успешные люди встают рано». Можно этому верить, а можно по-прежнему, относиться с сарказмом. Но факт остается фактом: если ваш ребенок привык вставать рано – это ему на пользу, не зависимо от того, в какую смену он учится. Если школьник встал рано, то утром он успеет и сделать все уроки, и посетить кружок или секцию, и отдохнуть (прогулка, или чтение книги, или игра). К тому же он и позавтракает и пообедает в адекватное время.
  • Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Обучение во 2 смену — это не повод для того, чтобы все делать за ребенка, потому что иначе он ничего не успеет. Пусть он сам заправляет свою кровать и прибирает личные вещи. Утром можно отправить школьника в ближайший гастроном за хлебом и молоком. А вечером – поручить мыть обувь всех членов семьи. Если у вас двое детей, они могут это делать по очереди.
  • Согласуйте расписание дополнительных занятий. У учащихся во 2 смену иногда, или даже, часто, бывают нулевые уроки. Желательно, чтобы в эти дни не было дополнительных занятий в кружках. Тогда ребенок не будет нервничать, что не успеет сделать уроки.
  • Сразу после окончания уроков, запланируйте время для отдыха. Желательно, чтобы после второй смены (впрочем, как и после первой) ребенок отправлялся сразу домой, ужинал и шел гулять. От вечерних занятий в секциях и кружках лучше отказаться. В крайнем случае, пусть такое занятие у вас будет не чаще одного раза в неделю.
  • Откажитесь от вечернего выполнения уроков. Вечером, в плане выполнения домашних заданий, лучше ограничиться только тем, что ребенок разберет портфель и приготовит на своем столе все, что ему понадобится завтра для выполнения уроков. Если утром ему придется делать уроки одному, то можно также спросить есть ли на завтра задания, которые он не знает, как выполнить. Тогда можно уделить некоторое время таким заданиям. Но только после прогулки и не более 20 – 30 минут.
  • Спать ложиться нужно вовремя, не позже 23 часов. А лучше раньше: в 22-22.30.
  • Выполнять основной объём заданий в выходные дни. Если у вашего ребенка два дня в неделю выходные, то пусть за это время, он сделает все письменные задания, которые уже заданы на следующую неделю, тогда ему легче будет в будни. Особенно это актуально для тех, у кого много дополнительных занятий.
  • Если ваш ребенок – неисправимый «совенок», откажитесь от кружков и секций по будням. Бывает что, не смотря на все ваши усилия, ребенок не может проснуться утром раньше 9 часов. Именно проснуться, самостоятельно, когда его никто не будит. В таком случае, он позже садится за уроки и у него меньше свободного времени. Тогда лучше отказаться от дополнительных занятий по будням, и перенести занятия в кружках на выходные дни.

Такой режим дисциплинирует ребенка. Рациональное чередование работы и отдыха сохраняет здоровье школьника и нервы родителей.