Территориальный спор между Японией и КНР

Предмет спора. Острова Сенкаку сёто (в китайской картографии - Дяоюйтай цюньдао) включают пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 кв. км, расположенных в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от о.Исигаки (архипелаг Рюкю, Япония). Они находятся в районе с координатами 25°46 северной широты и 123°31 восточной долготы, т.е. в 190 км к северо-востоку от о.Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая. В настоящий момент острова Сенкаку/Дяоюйдао находятся под юрисдикцией Японии, но свои права на них предъявляет и КНР.

История вопроса. Как и в случае с Токто/Такэсима, история принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйдао настолько запутана, что с правовой точки зрения о ней можно спорить бесконечно . Проблема принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйтай приобрела актуальность после вступления в силу в 1994 г. Конвенции о морском праве. Ее острота значительно усилилась после того, как в 1999 г. в шельфе спорных островов были обнаружены богатые запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд. кубометров. В мае 1999 г. в японской прессе появились сообщения, что китайские суда ведут геологическую разведку на шельфе островов Сенкаку в эксклюзивной экономической зоне Японии. Токио предложил Пекину провести совместные консультации по проблеме морского права в его приложении к богатствам спорных островов, но Пекин ответил отказом, заявив к тому же о непризнании района островов экономической зоной Японии. В 2003 г. китайцы установили морскую платформу у морской границы с японскими водами и начали бурение. В Японии заподозрили китайскую сторону в стремлении добывать газ из залежей, простирающихся под японской территорией. В октябре 2004 г. стороны провели первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. При этом, однако, Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку. В апреле 2005 г. правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага, что вызвало возражения со стороны МИД КНР, охарактеризовавшего это решение односторонним и провокационным, и стало одной из причин массовых антияпонских демонстраций и погромов в Китае. В июне 2005 г. начался второй раунд китайско-японских консультаций, однако они не принесли результатов, поскольку Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией». Действительно, проводя работы, связанные с разведкой газа, Китай ни разу не пересек разделительную линию, установленную Японией, исходя из фактической и юридической принадлежности ей островов Сенкаку/Дяоюйдао. Позднее Пекин выступил со своими предложениями о совместной разработке месторождения, и в Токио согласились их рассмотреть. Начались трудные переговоры о деталях проекта. Однако в сентябре 2010 г. они были прерваны китайской стороной после того, как японская береговая охрана 7 сентября задержала китайский траулер, протаранивший у берегов Сенкаку японский сторожевой корабль. Не желая показать слабость, Япония, отпустив 13 сентября 2010 г. экипаж траулера, продлила задержание его капитана. Китай потребовал немедленно освободить капитана и выплатить компенсацию за его задержание, а затем ужесточил таможенные процедуры для торгующих с ним японских компаний и ввел эмбарго на экспорт в Японию редкоземельных металлов, без которых не может работать японская электронная и автомобилестроительная промышленности. 22 сентября 2010 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предостерег Японию от дальнейшей эскалации конфликта вокруг инцидента с задержанием капитана китайского судна у спорных островов, предупредив: «Если Япония продолжит совершать ошибки, КНР предпримет дальнейшие меры, и вся ответственность (за последствия) будет лежать на японской стороне» . Япония предпочла не нагнетать конфликт и 24 сентября освободила капитана китайского судна, что было воспринято как серьезная победа КНР и внутри самой Японии вызвало критику правительства со стороны националистов.

13 ноября 2010 г. на полях саммита АТЭС в Иокогаме состоялась встреча председателя КНР Ху Цзиньтао и премьер-министра Японии Наото Кана. Хотя оба они, по признанию членов японской делегации, и «высказались за продвижение стратегически взаимовыгодных отношений, а также за развитие обменов на частном и правительственном уровнях», одновременно они подтвердили неизменность позиций КНР и Японии по спорным островам, которые каждая из сторон считает своими. Примечательно, что перед встречей с Ху Цзиньтао, Наото Кан провел переговоры с президентом США Бараком Обамой, на которых был затронут и вопрос о взаимоотношениях обеих стран с Китаем. Б.Обама заявил по их завершении о том, что «обязательства США по обороне Японии неизменны», а Н.Кан поблагодарил американского президента «за последовательную поддержку позиции Японии в период ухудшения её отношений с Китаем и Россией» .

Таким образом, личная встреча лидеров КНР и Японии не слишком способствовала снижению уровня противостояния сторон по вопросу о спорных островах, что стало еще яснее из последующих событий. 21 ноября 2010 г. в СМИ появились сообщения о том, что Япония намерена послать на соседние с архипелагом Сенкаку острова войска для наблюдения за активностью китайцев в этой районе . 19 декабря о намерении послать к Сенкаку/Дяоюйдао свои боевые корабли для наблюдения за ситуацией объявила китайская сторона .

В марте 2011 г. китайская нефтегазовая компания CNOOC начала разработку газового месторождения Сиракаба (Чуньсяо), которое находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран. Однако в Токио считают, что таким образом CNOOC получает доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря .

Перспективы решения спора. Из процитированных выше заявлений японской стороны следует, что уступать Китаю в споре за Сенкаку Япония не намерена. Угроза лишиться редкоземельных металлов побудила Японию заняться поисками новых источников этого ценного сырья. Вскоре после инцидента с задержанием китайских рыбаков появились сообщения, что японские компании налаживают добычу редкоземельных металлов в Казахстане, Монголии, Вьетнаме и Индии . А в 2011 г. японские геологи обнаружили крупнейшие месторождения редкоземельных металлов в Тихом океане. Правда, промышленная добыча потребует крупных капиталовложений, совершенствования технологий и заключения международных соглашений, поскольку районы океана, где обнаружены месторождения, находятся в международных водах . Таким образом, в обозримой перспективе Китай останется монопольным поставщиком редкоземельных материалов в Японию. Кстати, не желая портить взаимовыгодные экономические отношения, в 2011 г., после японских уступок, Пекин снял негласный запрет на поставку редкоземельных материалов в Японию.

В то же время позиция Пекина по Дяоюйдао/Сенкаку не изменилась: «Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами. Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными» .

Не меняется и позиция Японии. 10 августа 2011 г. генеральный секретарь кабинета министров Ю.Эдано в ходе обсуждения вопроса о Сенкаку в одном из парламентских комитетов подчеркнул, что Япония готова защищать острова Сенкаку военной силой. Он заявил: «Если другие страны вторгнутся на эти острова, мы применим право самообороны и любой ценой выбьем их оттуда», добавив, что Япония «контролирует данные острова на законном основании» .

В конце лета 2011 г. в Японии произошла смена руководства правящей Демократической партии Японии и, соответственно, главы кабинета министров страны. Китайское государственное агентство «Синьхуа» 30 августа 2011 г. отреагировало на это событие материалом под заголовком «Новому премьер-министру Японии надо уважать ключевые интересы Китая и потребности развития». В нем японскому руководству рекомендуется ради улучшения отношений с КНР, помимо отказа от посещений храма Ясукуни, «показать достаточное уважение национального суверенитета и территориальной целостности Китая, особенно когда речь заходит о вопросах, касающихся островов Дяоюй, которые являются неотъемлемой частью территории Китая...». И далее: «Пекин также хотел бы отложить эти разногласия и совместно с Японией разрабатывать ресурсы в водах, омывающих острова Дяоюй, при условии, что Токио признает полный суверенитет Китая над этим архипелагом. Кроме того, Японии следует признать законную потребность Китая в военной модернизации для защиты своих растущих национальных интересов» .

Этот пассаж позволяет сделать, как минимум, три вывода относительно позиции КНР по поводу спорных территорий Дяоюйдао/Сенкаку на ближайшее будущее:

1) В угоду настроениям общественности страны китайское руководство продолжит делать заявления о принадлежности островов Дяоюйдао Китаю, но при этом, не желая осложнения отношений, не будет настаивать на проведении конкретных переговоров о судьбе островов - спор, в соответствии с призывом Дэн Сяопина, будет отложен на неопределенное время.

2) Китай, заинтересованный в экономическом освоении территорий в районе Дяоюйдао/Сенкаку, будет настойчиво предлагать Японии делать это совместно. Шансы получить согласие Японии на это предложение ничтожны.

3) Китай намерен и дальше наращивать свой военный, в первую очередь военно-морской, потенциал, чтобы получить в будущем более весомые козыри на переговорах по территориальным проблемам, и не только с Японией. Впрочем, в Китае вряд ли всерьез собираются применить военную силу или хотя бы угрозу ее применения в споре за территории, поскольку понимают, что в этом случае на стороне Японии будут США.

В целом, по оценкам японских журналистов и экспертов, в Сеуле и Пекине приход к власти в Токио Ё.Ноды был воспринят настороженно. Причина этого заключается не только в сделанном им 15 августа 2011 г. и не оставшемся незамеченным в Азии заявлении о том, что военные преступники класса «А», прах которых покоится в Храме Ясукуни, который так любят посещать некоторые японские политики, «не являются военными преступниками» . Дело в том, что Ё.Нода имеет репутацию политика, готового жестко отстаивать национальные интересы Японии. Вот что написала по этому поводу «Асахи симбун» 1 сентября 2011 г.: «Если и есть один вопрос, который может вызвать всплеск эмоций у обычно спокойного премьер-министра Ё.Ноды, так это территориальные споры Японии. Новый лидер Японии говорит, что его позиция по вопросу о национальной безопасности и суверенитету сформирована тем, что он воспитывался отцом, который служил в элитном десантном полку сил самообороны и видел тренировки японских десантников. «Я близко видел бойцов элитных частей, которые проходили тяжелые тренировки, - написал Ё.Нода в своей книге. - Этот опыт способствовал формированию моего взгляда на безопасность» . О позиции Ё.Ноды по территориальному спору с Китаем в заметке говорится, что они были ясно изложены во время поездки будущего премьера в Пекин в составе делегации японских парламентариев в декабре 2004 г. В тот момент отношения между Японией и КНР были обострены из-за инцидента с заходом китайской атомной подводной лодки в японские территориальные воды у острова Исигакидзима в префектуре Окинава. На ужине в пекинском доме приемов Дяоюйтай Ё.Нода поднял вопрос об островах Сенкаку/Дяоюйтай, призвав обе стороны воздержаться от действий, разжигающих национализм. На это глава госсовета КНР Тан Цзясюань ответил, что разграничительная линия между двумя странами «была проведена Японией по ее усмотрению», и Китай «никогда не признавал эту линию». На это Ё.Нода ответил, что «с исторической точки зрения острова Сенкаку являются японской территорией» .

Нет оснований считать, что эта позиция Ноды с тех пор претерпела какие-то изменения. Жестких позиций по территориальным вопросам придерживался и министр иностранных дел в кабинетах Ю.Хатоямы и Н.Кана С.Маэхара. И хотя он вынужден был уйти в отставку из-за скандала с незаконными политическими пожертвованиями, сразу после своего прихода к власти Ё.Нода назначил С.Маэхару главой Комитета политических исследований ДПЯ. Это означает, что националист С.Маэхара получает возможность играть важную роль в формировании японской политики, в т.ч. и внешней . Таким образом, можно считать, что смена руководства правящей Демократической партии Японии и, соответственно, кабинета министров Японии в конце лета 2010 г. не создала никаких предпосылок для облегчения решения территориальных споров, имеющихся у Японии с ее соседями.

Окончание следует

William B. Hefin, Diayou/Senkaku islands dispute: Japan and China, Oceans apart. http://www.hawaii.edu/aplpj/articles/APLPJ_01.2_heflin.pdf

Премьер КНР предостерегает Японию от эскалации конфликта вокруг спорных островов. http://www.ng.ru/world/2010- 10-18/6_japan.html

Денисов И. «Япония найдет управу на Китай на дне океана», сайт «Голос России», 5.07.2011, 16:42, http://rus.ruvnm/2011/07/05/52815657.html

Очередная пресс-конференция 5 июля 2022 г. у официального представителя МИД КНР Хун Лэя. http://ua.china-embassy.org/rus/fyrth/t837653.htm

Япония готова защищать острова Сенкаку в случае необходимости. http://news.mail.ru/politics/6544033/

Japan"s new PM needs to respect China"s core interests, development demands, Xinhua, August 30, 2011.http://english.peopledaily.com.cn/90883/7583349.html

A familiar reaction: China, S. Korea wary ofnew PM, Asahi, 2011.08.31.

:  /  (G) (O) (Я) 25.775278 , 123.5275 25°46′31″ с. ш. 123°31′39″ в. д.  /  25.775278° с. ш. 123.5275° в. д. (G) (O) (Я) (T)

Акватория Восточно-Китайское море Общая площадь 7 км² Страны Япония , Китайская Республика , КНР Население (2011 год) 0 чел.

История

2012

В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .

11 июля у побережья острова Сэнкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .

19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводам к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.

5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сэнкаку об их покупке за 2 млрд 50 млн иен, превысив предложение префектуры Токио.

11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сэнкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .

16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонскими демонстрациями с участием нескольких тысяч человек охвачены Шанхай, Гуанчжоу, Циндао и Чэнду.

Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.

Антияпонская демонстрация в Шэньчжене (16 сентября 2012 года)

Китай и Япония оспаривают принадлежность островов Дяоюйдао (Сенкаку)

Япония, стремительно вытесняемая из Азиатско-Тихоокеанского региона динамично растущим Китаем и Россией (традиционным военно-морским лидером региона), как никто другой заинтересована переиграть складывающийся расклад. Токио уже актуализировал все свои давние территориальные споры с соседями - и с Россией, и с Китаем, и с обеими Кореями. Так что не удивительно, что вслед за ростом антироссийских настроений японцев вокруг «курильского вопроса» возникли новые трещины в отношениях между Пекином и Токио. А ведь совсем недавно были неплохие надежды на мирное урегулирование споров.

То есть почти пять лет назад, с приходом к власти японских демократов. И была надежда на вовлечение Японии во все восточноазиатские интеграционные инициативы.

Пекин и Токио могли объединиться . Еще недавно Китай и Япония демонстрировали намерения создать региональный союз. Во-первых, отвязаться от доллара и учредить собственную региональную валюту Акю. Во-вторых, вынести «за скобки» Азиатско-Тихоокеанского региона Америку, у которой здесь находятся мощные военные группировки. Следует отметить, что такое китайско-японское сближение стало возможно только после смены власти в Токио, когда впервые за полвека политической монополии либерал-демократов к власти пришли японские демократы.

В сентябре 2009 года премьер Японии Юко Хатояма предложил создать Восточно-Азиатское Сообщество (ВАС) в составе Китая, Японии и Южной Кореи. Китайцы сразу же приветствовали данную инициативу, Вашингтон - наоборот, оказался обделенным. Но больше всего американцам оказалась «не по душе» вторая инициатива Хатоямы - закрыть все военные базы США на Окинаве. Американцы долго пытались изображать уважение к данному «суверенному выбору» японского народа, обещали самостоятельно вывести все войска, но в решающий момент заявили прямым текстом - с Окинавы никуда не уйдут. Вопреки настойчивым призывам японской законной власти и многочисленным протестам местного населения. Как следствие, уйти пришлось самому Юко Хатояме. В июне 2010 года он досрочно сложил с себя премьерские полномочия.

Следующая попытка к сближению Пекина и Токио была предпринята недавно. В начале мая текущего года КНР, Япония и Южная Корея договорились о намерении создать совместную зону свободной торговли. Срок - до конца 2012 года. Для этого в рамках двусторонних консультаций Китай предварительно договорился с Сеулом, у которого к тому времени уже сохранялись тесные отношения с Японией. Правда, ЗСТ, в итоге, все равно подвисла из-за ряда существенных нестыковок. Первая нестыковка - КНДР, с которой прочные экономические связи имеет только Китай. В то время как Япония с Пхеньяном не имеет даже дипломатических отношений, а Сеул формально продолжает находиться в состоянии войны. Вторая нестыковка - переговоры между Токио и Пекином. Например, за свободную торговлю с Китаем выступает только сельскохозяйственное лобби Японии. В то время, как японские крупные промышленники, транснациональные компании (ТНК) традиционно ориентируются на США и западное сообщество в целом. А Вашингтон, как известно, занят сколачиванием нового Транстихоокеанского союза, где ключевая региональная роль принадлежит именно Японии.

Премьер Японии Юко Хатояма первым возобновил сближение с Китаем

Таким образом, складываются все предпосылки к тому, что «азиатская ЗСТ» так и не будет сформирована до конца года. Тем более что уже в октябре в Токио возможны серьезные политические изменения: японским демократам вряд ли удастся сохранить власть, а либерал-демократы займут прагматичную политику и по отношению к Китаю.

«Киевский телеграф» уже писал о том, что японская экспортоориентированная экономика очень . Американцы уже неоднократно решали свои проблемы за счет японцев. И, по сути, Токио - это надежный рычаг влияния Вашингтона в регионе. Сейчас наступают времена снова задействовать этот рычаг.

Ранее мы уже отмечали тенденции к обострению в отношениях между Японией и Россией. Схожие предпосылки просматриваются также в отношениях Пекина и Токио. В основе - территориальный спор. Так, Москва и Токио спорят по поводу принадлежности Курильских островов. В то время как Пекин и Токио ведут споры о принадлежности островов Дяоюйдао (Сенкаку).

Японцы всегда бурно реагируют на любые претензии к своей стране

Немного истории. Архипелаг Дяоюйдао был открыт экспедицией китайского адмирала Пин Шимина в 1371 году. И вплоть до конца XIX века китайская принадлежность островов вообще никем не оспаривалась. Тем более что Япония вообще-то на протяжении многих столетий развивалась в фарватере Китая, заимствуя у него лучшие конфуцианские традиции. Но по мере роста европейского влияния в Токио постепенно окрепла отчужденность в отношениях с Пекином, которая привела к войне между обоими «азиатскими тиграми».

В конце XIX века вспыхнула китайско-японская война. По ее результатам, Дяоюйдао (Сенкаку) и Тайвань (Формоза) были присоединены к Японии. В 1945 году на основании Каирской декларации 1943 года Япония официально отказалась от всех завоеваний. В результате Тайвань и Дяоюйдао были официально возвращены китайцам. На тот момент законной властью в Пекине выступала Китайская Республика Чан Кайши. В то время как нынешняя КНР была учреждена только в 1949 году. Вернув Дяоюйдао, Чан Кайши дал согласие на размещение на архипелаге военной базы США.

В 1949 году, после бегства Чан Кайши на Тайвань, американцы официально заявили, что по-прежнему считают Дяоюйдао частью китайской территории, но передадут острова только «Китайской Республике».

Тот самый архипелаг Дяоюйдао, переименованный в Сенкаку

В начале 1970-х США вернули Японии и Окинаву, и архипелаг Дяоюйдао, который сразу же был переименован в Сенкаку. На данный момент под юрисдикцией Токио находится только один из пяти островов. Остальные острова - в собственности частных японских владельцев. С недавних пор Токио выступил с инициативой выкупа (национализации) этих частных островов.Что сразу же вызвало резкие протесты со стороны Пекина.

К настоящему времени последнее обострение китайско-японского спора имело место быть в сентябре 2010 года. Суть инцидента - японские пограничники арестовали китайских рыбаков возле одного из островов Дяоюйдао. Капитан траулера была арестован и должен был предстать перед судом.

Месяц назад в эпицентре «островного скандала» вдруг оказался… детеныш панды, родившийся в токийском зоопарке. Негодование Китая, который «одолжил» японцам мать малыша, вызвало предложение губернатора Токио Синтаро Исихары назвать новорожденного в честь спорных островов - Сен Сен или Каку Каку.

Тот самый спорный детеныш панды...

Дяоюйдао не продаются. Если сравнивать китайско-японский спор с «курильским спором», обращает на себя внимание одно принципиальное отличие. По поводу Курил среди японцев нет никакого спора: они уже считают все острова своими. Соответственно, от России требует только одно: Курилы отдать в обмен на подписание «мирного договора».

Что касается Сенкаку (Дяоюйдао), японцы их требуют продать. Кстати, теоретически могли бы продать и Китаю. Но Пекин категорически не приемлет подобную постановку вопроса: Дяоюйдао не продаются, это исконно китайская территория.

Изначально инициативу о выкупе Сенкаку выдвинул мэр Токио Синтаро Исихара, во время своего апрельского визита в Вашингтон. Мэр столицы также подчеркнул, что переговоры о покупке находятся в завершающей стадии и до конца года этот вопрос будет рассмотрен парламентом Токио. Исихара добавил, что такое решение вызвано нерешительной позицией, которую в территориальном споре с Китаем занимает японское правительство.

Мэр Токио Синтаро Исихара первым предложил выкупить острова

6 мая 2012 года информация о готовящемся выкупе впервые вышла на общегосударственный уровень. Генсек правительства Японии Осаму Фудзимура официально признал, что часть островов Дяоюйдао(Сэнкаку), принадлежащих частному лицу, может быть выкуплена государством. «Сейчас государство арендует острова. Но если возникнет необходимость, государство может выкупить их у владельца и сделать своей собственностью», - пояснил господин Фудзимура в интервью телекомпании NHK.

Цена вопроса - три крупных острова из пяти, которыми государство распоряжается на правах аренды, выплачивая в общей сложности 24 миллиона иен (около 296 тыс. долл .).

31 мая Китай выступил с резким протестом. «Действия некоторых японских политиков не могут изменить тот факт, что Дяоюйдао и прилегающие к нему острова принадлежат Китаю», - подчеркнул официальный представитель МИД КНР Лю Вэйминь .

Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Китае Уитиро Нива вернулсяв Пекин

7 июля правительство Японии отчиталось о ходе сбора средств для покупки Дяоюйдао и заявило о планах осуществить сделку уже в ближайшее время.На тот момент жители Токио уже пожертвовали свыше 1 млрд. иен (12,8 млн. долл.).

10 июля в китайско-японский территориальный спор влезли США. «Острова Сенкаку - это объект применения 5-й статьи договора безопасности, которая возлагает на США безусловные обязательства по обороне Японии», - заявил в интервью информагентству Киото представитель Госдепа США. Правда, он уклонился от того, чтобы принять одну из сторон в споре о принадлежности Сенкаку. «США не занимают определенной позиции относительно того, кто имеет окончательный суверенитет на этих островах», - уклончиво заметили в Госдепе США.

Реакция Китая была мгновенной. Официальный представитель МИД КНР Лю Вэйминь на очередной пресс-конференции заявил, что приватное распределение китайской территории - островов Дяоюйдао между США и Японией после Второй мировой войны является незаконным и недействительным. Он отметил, что Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией является продуктом эпохи холодной войны, к которому имеют отношение лишь Япония и США. Он не должен наносить ущерб интересам третьих сторон, включая интересы Китая, который надеется, что заинтересованные страны будут больше содействовать миру и стабильности в регионе. Следует отметить, что данное заявление китайского дипломата было сразу же подкреплено конкретными действиями военных.

Три китайских военных судна«Юйчжэн-202», «Юйчжэн-204» и «Юйчжэн-35001» взяли архипелаг под защиту

11 июля три китайских военных судна«Юйчжэн-202», «Юйчжэн-204» и «Юйчжэн-35001» прибыли в район архипелага Дяоюйдао для обычного патрулирования. Формальное основание - контроль за исполнением запрета на рыбный промысел в Восточно-Китайском море. Этот запрет был введен КНР с 1 июня текущего года. «Три китайских корабля, осуществляющие наблюдение за использованием морского пространства в целях рыболовства, зашли в акваторию вблизи островов Сенкаку (Дяоюйдао)», - парировал патрулирование секретарь японского КабминаОсама Фудзимура.

Тем временем, в камбоджийском Пномпене в рамках министерского заседания АСЕАН возникший китайско-японский инцидент обсудили главы МИДов обеих стран Коиитиро Гэмба и Ян Цзечи . «Спор вокруг принадлежности островов Сенкаку в Восточно-Китайском море не должен влиять на общее состояние японско-китайских отношений. Необходимо развивать связи между нашими странами с прицелом на будущее», - заявил японский министр Коитиро Гэмба. Его китайский коллега, в свою очередь, сообщил, что Пекин настроен на развитие отношений с Токио, однако позиция Пекина по поводу принадлежности островов остается прежней.

Однако главный месседж Китай адресовал все же США. «Политика Китая и США по отношению к АТР и осуществляющееся ими взаимодействие в этом регионе имеют важное значение для развития и стабильности самого региона. Путь построения Китаем и США отношений нового типа между державами должен начинаться с АТР, результат этих усилий также, возможно, будет зависеть от этого региона. Китай и США должны вместе прилагать усилия к поиску нового пути взаимодействия, основанного на принципах мирного сосуществования, полезной конкуренции, сотрудничества и общего выигрыша», - заявил замминистра иностранных дел КНР Цуй Тянькай. Китай для урегулирования территориальных споров в Азиатско-Тихоокеанском регионе выдвинул алгоритм, состоящий из четырех тезисов. Во-первых, Китай и США должны культивировать доверие друг к другу.

Главы МИД Японии и Китая Коитиро Гэмба и Ян Цзечи демонстрировали взаимопонимание

Во-вторых, Китаю и США следует наращивать динамику откровенных контактов.

В-третьих, Китай и США должны принимать меры для расширения сфер сотрудничества.

В-четвертых, две страны должны максимально минимизировать и взять под контроль имеющиеся расхождения.

P.S. 15-16 июля Токио отозвал своего посла в КНР Уитиро Ниву. Причина - чтобы обсудить с японским руководством ситуацию вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао). Во внешнеполитическом ведомстве Японии подчеркнули, что отзыв посла из Пекина не является протестом против участившегося появления китайских судов у архипелага Сенкаку.

P.P.S. Обращает на себя внимание китайская солидарность с Россией, проявленная по отношению к «курильскому вопросу».

10 июля в газете «Жэньминь Жибао» вышла статья «Россиянам нужны Южно-Курильские острова». Автор публикации Вэнь И , научный сотрудник Института мировой истории Академии общественных наук Китая подчеркнул: «Дальневосточный регион богат природными ресурсами и имеет мощный экономический потенциал. Этот регион сдерживает Тихий океан, контролирует каналы между Северо-восточной Азией и Тихим океаном, поэтому имеет огромное военное значение. Важную роль играют фарватеры вблизи от четырех островов Южно-Курильской гряды». Вэнь И напомнил, что во время Второй мировой войны, когда японцы готовились к обстрелу базы Перл-Харбор, они тайно собирались на курильских островах, и отправлялись на юг.

Китай и Россия в азиатско-тихоокеанском противостоянии выступают в одной связке. «Киевский телеграф» об этом .

Правда по-японски

10 сентября японское правительство приняло решение купить эти три острова у японской семьи Курихара за 2,05 млрд иен (26,1 млн долларов). Сделка была заключена 11 сентября. Однако договора пока нет, власти планируют завершить процедуру в течение сентября.

Курихара владеет пятью островами. До сей поры Токио арендовал у частного владельца три острова, выплачивая по 24 млн иен (около 314 тыс. долларов) в год.

В апреле 2012 владелец впервые получил предложение от властей Токио. Мэру города Синтаро Исихара удалось собрать 1,3 млрд иен для этой цели - это 16 млн долларов. Позже купить острова захотели власти Японии - и предложили 26 млн долларов. Владельцы отказывались, но, как сообщает местная пресса, позже состоялись переговоры между ними и властями страны.

В понедельник 10 сентября секретарь японского кабинета министров Осаму Фудзимура заявил, что страна покупает острова для осуществления их стабильного и мирного администрирования: «Это решение не должно создать проблем в отношениях с другими странами в регионе.Мы совершенно не хотим, чтобы это повлияло на наши отношения с Китаем. Очень важно избежать недопонимания и непредвиденных проблем».

Правда по-китайски

Проблемы вокруг архипелага усугубились в середине июля 2012 года. Китай направил в акваторию Сенкаку три военных корабля. По этому поводу Япония выразила протест Китаю и отозвала посла для консультаций. Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи в ответ заявил, что эти острова являются исконно китайской территорией.

В середине августа 2012 года группа из 14 китайских активистов высадилась на один из островов и была задержана японскими властями. В КНР начались массовые антияпонские выступления.

В начале сентября на острова высадилась группа активистов из Гонконга.

В ответ группа японских манифестантов также провела акцию на архипелаге.

11 сентября, получив сообщения о решении правительства Японии о покупке островов, Пекин объявил его незаконным и направил туда два патрульных корабля гидрографической службы Управления делами на море. Вчера гидрографическая служба Китая выдала географические координаты Сенкаку. Вчера же китайское бюро погоды начало на постоянной основе сообщать о погоде на архипелаге. «Синьхуа» сообщило, что корабли будут там обеспечивать суверенитет.

13 сентября китайские туроператоры призвали туристов не ездить в Японию «в интересах безопасности», когда «ситуация между двумя странами так накалена». Туроператоры получили указание от Управления по делам туризма, официальной правительственной структуры. Туристический бизнес терпит ущерб, возвращая туристам, оплатившим отдых в Японии, стоимость путевок. По мнению аналитиков, при этом и японский туристический сектор уже в ближайшее время начнет испытывать проблемы: китайцев много, в 2011 году 4 млн из них посещали Японию, их отказ нанесет ущерб турбизнесу Японии.

Пекин угрожает. Глава МИД Ян Цзечи сказал вполне официально: «Китайское правительство не будет сидеть сложа руки, когда кто-то посягает на наш суверенитет. Если японская сторона продолжит гнуть свою линию, ей придется понести всю ответственность за последствия». МИД опубликовал заявление о том, что шаг Японии - серьезное посягательство на суверенитет Китая и его территориальную целостность, сильно задевает чувства 1,3-миллиардного китайского народа и серьезно попирает исторические факты и принципы международного права.

Премьер Китая Вэнь Цзябао выразился еще определеннее: «Острова Дяоюйтай являются неотделимой частью китайской территории. Китайское правительство и народ страны не пойдут ни на какие уступки в том, что касается суверенитета и территориальной целостности».

Китайская пресса сообщала, что якобы существует некий план по защите суверенитета над островами. И он будет задействован в крайней ситуации.

Пока же Пекин настоятельно требует от японской стороны немедленно прекратить все действия, нарушающие территориальный суверенитет Китая, без всяких скидок вернуться к консенсусам и договоренностям двух сторон, вернуться в русло разрешения спора путем переговоров, пишет «Жэньминь Жибао».

Вся правда об островах

Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория, именно китайцы раньше всех открыли, назвали и использовали Дяоюйдао и прилегающие к ним острова, китайские рыбаки издавна занимаются рыболовством в акватории этих островов. Они говорят, что во времена династии Мин острова были включены в пределы юрисдикции службы береговой обороны Китая.

После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970-х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемых. По некоторым данным, на шельфе островов были найдены богатые залежи углеводородов.

«Дело не в территории - острова служат отправной точкой в определении параметров исключительной экономической зоны территориальных вод Японии или другого государства и как отправная точка в определении зон, которые нахлестываются одна на другую соседними государствами», - разъяснил «Эксперту Online» Виктор Павлятенко, глава Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Кроме Японии и Китая о своих претензиях на Сенкаку/Дяоюйтай заявил Тайвань, однако эта страна, которую КНР официально не признает, никаких активных действий пока не совершает.

«Преимущества в споре - на японской стороне, так как они осуществляют административный контроль. С точки зрения исторической, у Китая есть определенные преимущества, так как упоминание об этих островах мы находим в старинных хрониках, которые имеются у китайцев на руках, у японцев таких хроник нет. У Китая есть свой владелец этих островов: еще в императорские времена они были дарованы одному из чиновников администрации. Никто не отменял право собственности китайского чиновника на эти острова. Родственники его живут в Китае. Об этом писали японские газеты в 1996 году, но сейчас они об этом молчат. Японская история на этих островах начинается с победы Японии в японско-китайской войне 1894-95 гг. Тогда победу одержала Япония и как победитель забрала себе Тайвань со всеми прилегающими островами, в том числе, с группой островов Сенкаку. С этого периода они под суверенитетом и административным контролем Японии, - пояснил Павлятенко. - В 1945 году Япония потерпела поражение во Второй мировой войне. Союзные державы и международное сообщество отбирает у нее территории, причем, не только те, которые она завоевала силой, но и те, которые она не завоевывала: так наказали Японию за ее агрессивную сущность. По Сан-Францисскому мирному договору от 1951 года Япония отказалась о Курильских островов, Южного Сахалина, от Тайваня, Пескадорских и Парасельских островов, но в договоре не было обозначено, в чью пользу Япония отказывается. Отсутствие указателя - не что иное как дипломатический маневр американской администрации, которая к этому времени уже забыла о союзнических отношениях с СССР, уже прозвучала фултонская речь Черчилля, в разгаре холодная война. Поэтому все возможности, которые можно было обратить в свою пользу, американцы использовали. Сан-Францисский договор составляли две команды - американская и английская. Российскую команду к этому не допустили. Это было одной из причин, по которой СССР не подписал договор. В английском варианте была формула «Япония отказывается от Тайваня и Пескадорских островов», но в чью пользу - не сказано. На вопрос американцев, в чью пользу - Китая? - англичане сказали, что они не хотели бы упоминать Китай. Американцам это понравилось. Они эту формулу применили ко всем территориальным отказам Японии».

Есть и еще один документ - Потсдамская декларация 1945 года, которая регулирует территориальные права японцев. «В Потсдамской декларации, с которой в конце концов согласился Токио, сказано, что территория Японии ограничена 4-мя островами - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю, - и теми островами, которые указаны в документе. Сенкаку не было в списке указанных островов, у него размер 0,2 квадратных км, - рассказал Виктор Павлятенко. - Так как США оккупировали Окинаву (самый крупный остров архипелага Рюкю, расположенный между Кюсю и Тайванем), то туда попали и Сенкаку - острова использовали как полигон для бомбометания. Они были необитаемы до сегодняшнего дня, экономически не осваивались. Это были неприкаянные территории».

Отказ Японии от территорий, закрепленный Сан-Францисским договором, означал, что она на вечные времена закрывала себе возможность даже вспоминать об этих островах. До конца 1960-х гг японцы придерживались этой формулы. Они говорили, что их не интересует, куда ушли эти острова. С начала 70-х гг. ситуация меняется: Япония начинает вспоминать, что у нее отобрали, и требует возвращения. «Возникает территориальная претензия к СССР, территориальная претензия к Корее (это претензии, а не спор, потому что и СССР и Корея владели этими территориями). А что касается островов Сенкаку - Япония их административно контролировала, и Китай оспаривал их у Японии», - сообщил эксперт по Дальнему Востоку.

Развитие и безопасность

Эскалацией конфликта недовольны в США. Они уже предупредили обе стороны конфликта, что не будут вмешиваться и принимать чью-либо сторону, указали, что Пекин и Токио должны сами разрешить ситуацию.

В то же время трудно предположить, что Вашингтон не заинтересован в том, чтобы доставить маленькую неприятность Пекину. Китай успешно превратился во вторую экономику мира, что фактически был признано Бараком Обамой. В то же время такое нарушение традиционного баланса сил региона, в котором доминировали США и Япония, не может их устраивать. Вашингтон, похоже, пока не решил, что нужно - бороться с Китаем или договариваться. Очевидно, Вашингтон давит на Пекин: по крайней мере, об этом свидетельствуют заявления Пентагона о намерении разместить 60% сил ВМФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Это единственный район, где функционируют два флота США - 3-ий и 7-ой. Сил уже достаточно, - полагает Павлятенко. - Американцы начали восполнять утраченные позиции: Филиппины, Таиланд, Вьетнам. Леон Панетта договорился с вьетнамцами, что американские корабли будут заходить в Камрань для ремонта, пополнения воды и так далее. Камрань - это подбрюшье Китая. И хотя китайцы и американцы заявляют, что они никому не угрожают, на самом деле идет большая геополитическая игра».

Вместе с тем, в ситуации с островами США зовет стороны к мирному поиску решения. Японские официальные лица уже продемонстрировали готовность сбавить накал страстей, заявив, что их резкие комментарии неверно поняли. Китайцы пока этого не сделали. Вместе с тем китайцы прекрасно понимают, что развитие конфликта непременно используют США, чтобы ослабить своего первого конкурента.

Кроме того, по мнению Виктора Павлятенко, главы Центра японских исследований ИВРАН, свое слово в конфликте пока не сказали бизнесмены этих двух восточных стран. Согласно китайской статистике, товарооборот между Китаем и Японией в 2010 г. составил 300 млрд долларов. «300 с лишним млрд - это приличная сумма, от конфликта потеряют обе стороны», - уверен эксперт. Что касается силового формата, то, по его словам, эти острова «не стоят того, чтобы раскручивать силовую кампанию: потери будут значительно большими, чем приобретения».

Осенью этого года вновь разгорелся территориальный конфликт между КНР и Японией из-за спорных островов Сенкаку (в китайской интерпритации – Дяоюйдао).

Этот конфликт имеет под собой давнюю историю. В 1895 г. острова достались Японии по Симоносекскому договору, который положил конец первой китайско-японской войне. В период 1900 – 1940 гг. на островах Кубадзима и Уоцурисима существовало 2 поселения японских рыбаков, насчитывавшие в общей сложности 248 жителей. На острове Уоцуридзима также действовал завод по переработке бониты. В связи с кризисом в рыбной промышленности Японии завод закрылся и поселения были покинуты к началу 1941 г.

В 1945 г. Япония проиграла войну и Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США. Но в 1971 г. США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку. КНР, как и Тайвань не выразили никаких протестов против включения этих островов в число регионов, находящихся под управлением США согласно Статье III Сан-францисского мирного договора.

До недавнего времени архипелаг Сенкаку принадлежал частному японскому лицу, но летом 2012 г. власти Японии выкупили острова, вернув их в государственную собственность. Теперь де-юре Япония получила право разрабатывать перспективные месторождения углеводородов, обнаруженные в этом районе. Такой поворот событий привел к резкому осложнению двусторонних отношений и всплеску антияпонских и антикитайских настроений.

Острова архипелага сами по себе не представляют экономического интереса, но они дают право на шельф и территориальные воды, богатые на рыбу. Китайские рыболовы ежегодно отлавливают в водах архипелага тысячи тонн рыбы, что не может нравиться Японии, патрульные корабли которой регулярно устраивают облавы на китайских моряков.

Пока дело было только в рыбе, конфликт за острова находился в вялотекущей форме, но с обнаружением на шельфе приличных запасов природного газа, оцениваемых приблизительно в 200 млрд кубометров в корне изменило ситуацию, и конфликт максимально обострился. В настоящий момент добыча углеводородов на шельфе спорного архипелага не осуществляется.

Здесь хочется заметить, что, по мнению китайской стороны, острова следует вернуть Китаю в соответствии с положениями Каирской декларации 1943 г., которая лишила Японию всех её завоёванных территорий. На этом основании КНР в 1992 г. объявила эту территорию «исконно китайской».

В 2003 г. китайцы установили морскую платформу у морской границы с японскими водами и начали бурение. Японская сторона выразила обеспокоенность тем, что КНР может начать добычу газа из залежей, простирающихся под японской территорией.

Весной 2004 г. в связи с задержанием Японией китайских граждан, высадившихся на острова Дяоюйдао (Сенкаку), заместитель министра иностранных дел КНР Чжан Есуй изложил позицию китайского правительства по вопросу островов Дяоюйдао: он отметил, что Дяоюйдао и смежные с ними острова являются исконной территорией КНР, что Китай обладает неоспоримым суверенным правом на эти острова, и что решимость и воля правительства и народа Китая отстаивать территориальный суверенитет страны остаются неизменными.

В октябре 2004 г. состоялся первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого стороны договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. В то же время Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку.

В апреле 2005 г. правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. МИД КНР охарактеризовал это решение «односторонним и провокационным», указав, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей. Решение Японии стало одной из причин, приведших к массовым антияпонским демонстрациям и погромам в Китае.

В июне 2005 г. состоялся второй раунд китайско-японских консультаций. Они не принесли результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией».

Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения. До 2010 г. Япония и Китай вели переговоры о деталях проекта, однако они были приостановлены по инициативе КНР после того, как Япония задержала китайский траулер в районе спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао) и арестовала его капитана.

В марте 2011 г. китайская нефтегазовая компания начала разработку газового месторождения Сиракаба /Чуньсяо/. Месторождение Сиракаба /Чуньсяо/ находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран, однако в Токио считают, что оно имеет доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря.

«Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами. Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными», - такова официальная точка зрения КНР на ситуацию вокруг островов Дяоюйда.

В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Однако официальный Токио утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии.

11 июля 2012 г. у побережья острова Сенкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС. В связи с этим 15 июля 2012 г. был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций.

19 августа 2012 г. в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводам к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.

11 сентября 2012 г. Китай в ответ на решение Японии выкупить у частных владельцев острова направил к ним два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сенкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям.

16 сентября 2012 г. отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонскими демонстрациями с участием нескольких тысяч человек охвачены Шанхай, Гуанчжоу, Циндао и Чэнду.

Позже 1000 китайских рыболовецких судов направились к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку. В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии. Причем в этот раз китайские корабли подошли к другому острову – не тому, который является предметом территориального спора между Японией и Китаем.

Согласно сведениям Минобороны Японии, два эсминца и еще пять кораблей китайского военно-морского флота замечены в 49-ти км на юго-восток от Йонагуни, небольшого японского островка на самом западе страны.

Стоит отметить, что китайские корабли не стали заходить в территориальные воды Японии, но находились в непосредственной близости, что побудило японских военных объявить состояние повышенной боевой готовности. За кораблями КНР и любым их дальнейшим передвижением ведется непрерывное наблюдение, как с моря, так и с воздуха, отмечают в министерстве обороны Японии.

Несколько недель назад китайские корабли подходили к другому японскому острову Сенкаку, что вызвало новый виток напряжения между странами. Китайские корабли отошли, но как видим, ненадолго.

КНР направил к архипелагу несколько военных патрульных кораблей, заявив на протест Японии, что находятся возле своего острова и защищают своих рыболовов, промышляющих в этих богатых на улов водах. Дело запахло войной.

В ответ Япония совместно с США провела демонстративное учение по освобождению захваченного иностранными интервентами острова (согласно легенде). И хотя операция была не масштабной, сигнал был отправлен недвусмысленный – Япония готова к битве за архипелаг, и США будут в этой битве на стороне Японии.

Официальный представитель МИД Китая Хон Ли предупредил Америку о недопустимости ее вмешательства в спор между КНР и Японией по вопросу принадлежности спорных островов Сенкаку.

В заявлении МИД подчеркнуто, что Пекин «предупреждает Вашингтон от намерения занять особую позицию по вопросу определения принадлежности островов». Таким образом, внешнеполитическое ведомство ответило на комментарии высокопоставленных представителей политических кругов США, которые отметили, что «понимают мотивы, которыми руководствуется Токио, требуя уважения к своему суверенитету».

Днем ранее министр иностранных дел Коичиро Гемба встретился в Токио с заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом, и объяснил американской стороне позицию Японии в отношении спорных территорий.

Он разъяснил позицию Японии касательно островов Сенкаку высокопоставленному представителю правительства США, заявив, что вопроса о территориальном суверенитете над данными островами не существует. Япония контролирует эти острова, о своих претензиях на которые заявляют Китай и Тайвань. Однако при этом он заявил, что Япония пытается активизировать диалог с Китаем, одновременно с этим призывая эту страну действовать спокойно.

12 октября КНР призвал Токио начать серьезный диалог по вопросу спорных островов в Восточно-Китайском море «с учетом исторического фактора и реалий». Как заявил замминистра иностранных дел КНР Цуй Тянькай на брифинге в Москве, в настоящее время стремление Японии провоцировать конфликт и не признавать существование спора вокруг островов Дяоюйдао (Сенкаку) вредит не только двусторонним отношениям, но и самой Японии.

Как видим ситуация обостряется. Она может еще больше обостриться из-за вмешательства США. Как известно Япония и Соединенные Штаты связаны договором о совместной обороне который фактически передает оборону японских островов США. В госдепе уже заявили, что США считают эти острова территорией, которую должны совместно защищать Япония и Соединенные Штаты. Такое мнение высказали представители госдепартамента на переговорах с находившимся в США с визитом директором департамента Азиатско-Тихоокеанский региона МИД Японии. Проведение совместных японо-американских учений в районе спорных островов тому подтверждение. Однако в США не довольны эскалацией конфликта. Они уже предупредили обе стороны конфликта, что не будут вмешиваться и принимать чью-либо сторону, указали, что Пекин и Токио должны сами разрешить ситуацию.

Не имея в своем регионе близких партнеров, Япония по-прежнему рассчитывает на Америку как на гаранта мира. Сейчас она стремится узнать, означает ли перенос усилий и внимания Вашингтона на Азию снижение его внимания к потребностям безопасности Японии. В этих условиях Токио просто необходим американо-японский альянс. Однако Вашингтон, не смотря на то, что сохраняет на территории Японии свои военные базы, старается держаться в стороне от споров Токио с соседями, и особенно по поводу Сенкаку.

Однако можно допустить, что Вашингтон заинтересован в том, чтобы сохранить эти острова за Японией. Поскольку Китай успешно превратился во вторую экономику мира, что фактически нарушает традиционный баланс сил Дальневосточного региона, в котором доминировали США и Япония. Недаром Вашингтон заявил о намерении разместить 60% сил ВМФ в АТР. Это единственный район, где функционируют два флота США - 3-ий и 7-ой. Американцы поэтапно начали восполнять утраченные позиции: Филиппины, Таиланд, Вьетнам.

Вместе с тем, в ситуации с островами США зовет стороны к мирному поиску решения. Японские официальные лица уже продемонстрировали готовность сбавить накал страстей, заявив, что их резкие комментарии неверно поняли. Китайцы пока этого не сделали. Вместе с тем китайцы прекрасно понимают, что развитие конфликта непременно используют США, чтобы ослабить своего главного конкурента в лице КНР.

Однако для самих США ситуация усложняется еще и тем, что на острова претендует Тайвань, тоже давний и необходимый для них геополитический союзник в АТР. Потому и главной задачей американской политики является передача решения вопроса о принадлежности Сенкаку на рассмотрение ООН.

Таким образом, вывод можно сделать однозначный: военный конфликт между Японией и КНР маловероятен пока за спиной Японии стоят США. Китай сейчас не готов встать на путь военной конфронтацию.

Я полагаю, что этот вопрос будет решаться на поле экономической войны и передачи дела в международный суд ООН. А вот какое решение он примет зависит во многом от позиции США, которые давно превратили эту международную организацию в свою вотчину. Иванов А.Ю. — «Проблема острова Ноктундо в средствах массовой информации Южной Кореи»