Пастораль это понятие, относящееся к произведениям европейской литературы 14-18 веков, развивающим идеи и образы античной буколики, а также непосредственного жанрового предшественника - пастурели 12-14 веков. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего ее непосредственное тематическое содержание (уже для Феокрита, ученого александрийца, значимо противопоставление природы и культуры), после эклог Вергилия становится характерной приметой Пастораля. Исполнена намеков и аллегорий Пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, - писал Петрарка, давая объяснение содержания первой эклоги своих «Буколик» (1346-57), - невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты). Аллегоризм ренессансной Пастораль сменяется пастушестким маскарадом в литературе 17 века (см. Маринизм, Гонгоризм, Прециозная литература), с ее подчеркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утонченными пастухами и пастушками в камзолах и кружевах. Распространившийся в Европе 18 веке стиль рококо, игривый, балансирующий на грани наивности и фривольности, с фарфоровыми пастушками в великосветских салонах, пейзажными парками с пастушескими хижинами и фермами (как устроенный в 1780-90-е Марией Фёдоровной в Павловске), культивирующий проникнутые анакреонтическим эстетизированным гедонизмом и изяществом малые поэтические формы - с нимфами, музами, грациями, Вакхом и Купидоном, - апофеоз Пастораля, но и последняя страница ее истории: Пастораль превращается в абсолютно условную форму литературной игры.

Основные жанровые формы Пастораля

Основными жанровыми формами Пастораля являются пасторальные эклога, элегия, драма, роман . Одним из первых к наследию древней буколической поэзии обращается Данте (1265-1321), затем - Ф.Петрарка (1304-74) и Дж.Боккаччо (1313-75), следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра. Столетие спустя в Италии создает свои эклоги Джованни Баттиста Спаньоли Мантуанский (1447-1516). Известность получают испанские эклоги X. дель Энсины (1469-1529) и Гарсиласо де ла Веги (1503-36); в Португалии эклоги пишет Луис де Камоэнс (1524-80); французская эклога 16 века представлена в творчестве К.Маро и поэтов «Плеяды» П.де Ронсара и Р.Белло; в Италии барочный образец жанра дает Дж.Марино (1569-1625). Наиболее ранние опыты пасторальной эклоги в Англии принадлежат А.Барклаю (1476-1552), однако самым удачным произведением стал включивший в себя 12 эклог «Пастушеский календарь» (1579) Э.Спенсера. Среди множества подражаний ему выделяются «Пастушеский венок» (1593) М.Дрейтона и «Британские пасторали» (1613-16) У.Брауна; «Пасторали» (1706) А.Филипса и «Пасторали» (1709) А.Поупа; приемы Спенсера пародийно переосмысляет Дж.Гей («Пастушеская неделя», 1714), автор и непасторальных «Городских эклог» (1720). Сочетанием восточной экзотики с буколическим топосом отмечены «Персидские эклоги» (1742) У.Коллинза.

Особое место в истории пасторальной эклоги занимает христианская ее разновидность , имеющая свои истоки как в 4-й эклоге Вергилия, где, вопреки пасторальной традиции, Золотой век помещен не в прошлое, а в будущее и связан с рождением дивного ребенка, так и в пасторальных мотивах евангельских повествований о рождении Христа и притче о добром пастыре, покинувшем стадо из 99 овец ради поисков заблудшей сотой. Пасторально-эмблематичен и жертвенный образ агнца Божия, кровью своей искупающего грехи человечества. Самой распространенной формой христианской Пасторали становится рождественская эклога. Намек на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога Ф.Патрици «Рождение Христа» (1460). Создаются и целые циклы эклог, в основе которых - разные эпизоды из жизни Спасителя. Таков цикл из 12 эклог - «Священные эклоги» (1485) А.Джерардини. Появляются эклоги и на ветхозаветные темы. Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового заветов - нидерландский поэт Роберт Обризиус. В Англии рождественские эклоги пишут Дж.Милтон и А.Поуп. В Германии религиозные «Эклога о кровавом поте Христа», «Эклога, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеская песнь о Христе и воскресение Христа» принадлежат перу Ф.Шпее (1591-1635); во Франции «Священные эклоги» (1659) создает Р.Рапен. От 1-й идиллии Феокрита, с ее песней о смерти мифического пастушеского божества Дафниса, подкрепленной «Плачем об Адонисе» Биона (2 век до н.э.) и «Плачем о Бионе», приписывавшимся Мосху (2 век до н.э.), но принадлежавшим скорее одному из учеников Биона, а также 5-й эклоги Вергилия идет традиция пасторальной элегииплача об умершем. Дань жанру отдали в Италии - Б.Кастильоне (1478-1529); во Франции - К.Маро (1496-1544); в Англии 16-19 веков - Спенсер, Милтон, Поуп, Филипс, Гей, П.Б.Шелли. В 20 веке эту традицию продолжил М.Арнолд («Тирсис», 1867).

Начало жанровой традиции пасторальной драмы связывают со «Сказанием об Орфее» (1480) А.Полициано, «Эгле» (1545) Дж.Чинтио, но, особенно, с «Жертвоприношением» (1554) А.де Беккари; за ними последовали «Аминта» (1573) Т.Тассо и трагикомедия Дж.Гварини «Верный пастух» (1580-83). Во Франции пасторальную драму, основанную на сюжете романа О.д’Юрфе «Астрея» (1607-18), пишет О.Ракан («Пастушеские сцены», 1625). Авторами английской драматургической П. стали Дж.Пиль («Суд Париса», 1581), Дж.Лили («Галатея», 1584), Дж.Флетчер («Верная пастушка», 1609), А.Рамзей («Благородный пастух», 1725). Существенное место пасторальные мотивы занимают в английской придворной пьесе-маске и в драматургии У.Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594; «Как вам это понравится», 1599).

Пасторальный роман, восходящий, прежде всего, к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2-3 века) и предвосхищенный прозометрической, т.е. сочетающей стихи и прозу, Пастораль «Амето» (1341-42) Боккаччо (автора и пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-46), расцветает в творчестве Я.Саннадзаро, «Аркадия» (1504) которого вызывает ряд подражаний: «Диана» (1559) Х.де Монтемайора в Португалии, «Галатея» (1585) М.де Сервантеса и «Аркадия» (1598) Лопе де Веги - в Испании. В большой степени под влиянием «Дианы» пишет во Франции свою «Астрею» д’Юрфе. Пародию на пасторальный роман создает Ш.Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-28). Самый значительный английский пасторальный роман - «Аркадия» («Старая Аркадия», 1580; «Новая Аркадия», 1590) Ф.Сидни; ему подражали Р.Грин («Менафон», 1589) и Т.Лодж («Розалинда», 1590).

Немецкая Пастораль получает распространение первоначально в виде зингшпилей и оперы («Дафна», 1627, М.Опица; музыка Г.Шютца). Перу Опица принадлежит и прозометрическая «Пастораль о нимфе Герцинии» (1630). Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632), «Леориандром и Перелиной» (1642); «Адриатической Роземундой» (1645) Ф.Цезена. О популярности пасторальной тематики свидетельствует организованное в 1644 в Нюрнберге поэтическое общество «Пегницкий пастушеский и цветочный орден» во главе с Г.Ф.Гарсдёрфером и И.Клаем. В 18 веке Пастораль пишут поэты -анакреотики И.В.Л.Глейм, И.П.Уц, И.Н.Гётц, К. и Я.Шмидты.

Теоретическое осмысление Пасторали

Теоретическое осмысление Пасторали начинается с 16 века (Дж.Вида, «Поэтика», 1527; Ю.Ц.Скалигер, «Поэтика», 1561; предисловие и комментарии к изданному в 1579 «Пастушескому календарю» Спенсера, принадлежащие критику, скрывшемуся под инициалами Е.К.). Однако предметом довольно оживленных литературных споров Пастораль становится со второй половины 17 века , когда намечается ее явный кризис как формы, полностью исчерпавшей свои возможности, условной и нежизнеспособной. Реакцией на барочную Пастораль, особенно итальянскую и французскую, явилось выступление Рапена, в предисловии к своим «Священным эклогам» призывавшего вернуться к подражанию античным образцам (прежде всего, Вергилию) и изображению пастухов Золотого века. Против неоклассициста Рапена, в рамках развернувшегося во Франции Спора о древних и новых, направляет свое «Рассуждение об эклоге» (1688) рационалист Б.Фонтенель. Пастораль для Фонтенеля - приятная фантазия, удовлетворяющая человеческому стремлению к счастью, спокойной любви и праздности. Поэтому пастухи в Пасторали должны быть не столь примитивны, как в доисторические времена, но и не столь грубы, как современные: они должны быть отмечены печатью культуры. Полемика была продолжена в Англии, где сторонников находит как точка зрения Фонтенеля (Поуп, Гей), так и Рапена (Дж.Аддисон, Т.Тикелл). В Германии по поводу Пасторали высказывается в 1730 И.Х.Готшед, занявший компромиссную позицию: разделяя тезис Фонтенеля о принципиальной фиктивности пастухов, он в то же время солидаризуется с английскими неоклассицистами в требовании большей простоты изображения. К концепции Фонтенеля возвращается в 1746 И. А.Шлегель («О естественном в пасторалях»), но он уже вынужден признать, помимо собственно Пасторали, еще и «сельскую поэзию». С выходом в свет в 1756 «Идиллий» швейцарского поэта С.Геснера, принесших ему европейскую популярность, новой судьбой жанра, связанного с пасторальной топикой, и его более распространенным обозначением становится идиллия.

Пастораль в России

В России пасторальная эклога получает отражение в творчестве А.П.Сумарокова («Еклоги», 1774), а также в песенной книжной поэзии. Образец ее-стихотворение П.М.Карабанова «Сердца приобретаются искренностью» (1786), названное им впоследствии «Искренность пастушки», которое было использовано в пасторальной интермедии оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Среди обращавшихся к Пасторали русских поэтов - М.М.Херасков (1733-1807), А.А.Ржевский (1737-1804), И.Ф.Богданович (1743-44 1803), В.В.Капнист (1758-1823).

Слово пастораль произошло от латинского pastoralis, что в переводе означает - пастушеский.

Пасторальный - это жанр в литературе, музыке, живописи и театре. Каково значение данного слова? Что может называться пасторалью? Какие существуют примеры употребления слова в литературе? Что такое пасторальная музыка? В творчестве каких композиторов встречаются произведения, посвященные изображению сельской жизни или природы?

Значение слова пасторальный

Это, прежде всего, жанр, который используется в различных видах искусства (живописи, музыке, литературе и театре). Его применяют для изображения и поэтизации сельской и мирной жизни человека. Также он соотносится по значению с существительным. Его характеризуют как тихий и умиротворенный. В переводе от французского pastorale (пасторальный) - это пастушеский, сельский.

Пастораль - уникальный жанр

В европейской он существует на протяжении многих столетий. История подтверждает его долголетие и указывает конкретную цифру - 23 века. Сначала он оформился в особый жанр поэзии. Но быстро распространился в других а потом и в иных искусствах: живописи, музыке, драме, прикладном творчестве. Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. Итак, пастораль - это одновременно и родовая, и видовая жанровая категория. Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игры на "пастушеских" инструментах (свирели и прочих).

Примеры употребления слова в литературе

"Он ехал три километра среди призрачных пустынь и заснеженных вулканов, которые не имеют ничего общего с пасторальными рассветами его долины".

"Кабинет был как и прежде. Его стены были покрашены в однотонный зеленый цвет и никаких пасторальных пейзажей не было и в помине".

"Наемные специалисты засевали и подкармливали почву. Для Джека же пасторальное занятие подравнивания травы было некой терапией".

Как видим, в литературе "пасторальный" - это часто используемое слово, которое применяется в разных речевых оборотах для подчеркивания нужного смысла. Вот еще некоторые удачные и разноплановые примеры.

"Молодой человек, который только проснулся от пасторальных звуков, смог разглядеть промелькнувшего по потолку над его головой".

"Он бродил по удивительному и чарующему лесу, которому он посвятил целую поэму. В ней пасторальные мотивы тесно переплетаются с мифологическими образами и сочетаются с политическими оценками".

"Пасторальную пьесу он превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе".

Пастораль в музыке

Для изображения сельской жизни или природы создаются произведения, которые могут быть малой или крупной формы.

По своим масштабам они тоже бывают разные. Пасторальная музыка имеет характерные черты:

  • Движение мелодии спокойное и плавное.
  • Наиболее часто используется размер 6/8 или 12/8.
  • В мелодии зачастую удваивается терция.

К пасторали обращались многие композиторы. Среди них: И.С.Бах, А.Вивальди, Ф.Куперен, Д.Скарлатти, Л.Бетховен и другие. Пасторальные оперы имеются в творчестве К.Глюка, Ж.Рамо, Ж.Люлли, В.Моцарта, М.Равеля и многих других композиторов.

Шестая симфония Бетховена

Пасторальная симфония в творчестве композитора относится к центральному периоду. Дата ее создания - 1806 год. В этом произведении отсутствует борьба со злодейкой-судьбой. Здесь на первом плане стоят простые события мирской жизни и прославление великой силы природы.

Она посвящена князю Ф.Лобковицу (венскому меценату), который был покровителем композитора. 22 декабря 1808 года симфония впервые прозвучала в Венском театре. Изначально она носила название "Воспоминание о сельской жизни".

Первая премьера произведения была провальной. Оркестр состоял из сборных исполнителей и был невысокого уровня. Зал был холодный, публика в шубах не восприняла сочинение как высокохудожественный образец и не оценила по достоинству.

Пасторальная симфония Бетховена занимает особое место в творчестве композитора. Из девяти существующих только она программная. Она имеет как общее название, так и заголовки непосредственно к каждой из пяти частей. Их количество и отклонение от традиционного четырехчастного цикла также обусловлено программой. Драматическая картина грозы составляет контраст простодушным деревенским танцам и умиротворенному финалу.

Эта симфония является одним из самых романтических Сам композитор писал, что она рисует чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

Таким образом, рассмотренный жанр используется в различных видах искусства (живописи, литературе, музыке, театре). К пасторали обращались многие композиторы. Особое место занимает Пасторальная симфония Бетховена, которая является программным сочинением. Она передает чувства, наполненные вдохновением от чудесной окружающей природы и сельской жизни.

Понятие пастораль имеет несколько значений – 1) это одна из форм буколики, которая активно развивалась в европейской литературе и давно существовала в античной поэзии; 2) небольшая сценка, которая изображала жизнь сельских людей: пастухов и пастушек; 3) опера, балет или пантомима, показывающие сельскую жизнь.

История

Пасторалью называли с давних времен жанр в живописи , музыке или театре, который имитировал и показывал жизнь простого сельского народа.

Первые пасторали возникли в 14-15 веках и являются . Пастораль в музыкальном театре существовала вплоть до 18-19 веков. Пасторальные оперы были написаны: К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.

Пастораль, как жанр приводного театра возник в Италии в 16 веке и распространился на всю Западную Европу. Пастораль представляла собой тогда маленькую пьесу, которая часто вводилась в развлекательную программу для придворных празднеств. В таких пьесах изображалась жизнь пастухов и пастушек, которые были наделены манерами и лексикой аристократии.

Пастораль соответствовала гармоничному ренессансному мироощущению и можно сказать разрушала театральное искусство, преобразовывала спектакль в «живые картины». Несмотря на это пасторальный жанр сыграл большую роль в истории и теории мирового театра.

В XVII-XVIII веках широко распространилась мода на пасторальные сюжеты и постановы в театрах, которые были интересны в придворно-аристократических кругах. Большое количество пасторальных сюжетов стало основой для старинных опер.

Пасторальные темы были поводом к созданию программной инструментальной музыке у многих композиторов. Серию пасторальных картин представляет программа цикла из четырёх оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди.

Л. Бетховен назвал свою 6-ю симфонию «пасторальной». Каждая часть симфонии имеет своё собственное название: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».

В начале ХХ века М. Равель с помощью сюжета пасторального романа Лонга создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты из которого звучат в симфонических концертах.

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма

Одним из ярких представителей пасторального жанра был французский живописец Франсуа Буше . Творчество его многократно, он писал картины не только в пасторальном, но и в мифологическом, аллегорическом, библейском сюжетах, изображал парижскую жизнь и деревенские ярмарки, портреты создавал декорации для парижских театров и спектаклей, которые так любила устраивать маркиза Жанна Антуанетта де Помпадур - фаворитка французского короля Людовика XV.

ПАСТОРАЛЬ, пастушеская драма (от лат. pastoralis – пастушеский). Термин имеет несколько значений.

1. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии , но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Первые итальянские пасторали – Эгле Дж.Чинтио, Аретуза Лоллио, Жертвоприношение Беккари. Ранние пасторали подготовили появление наиболее ярких итальянских произведений жанра: Аминта Тассо (1573), Верный пастух Гварини (1590). В Испании в жанре пасторали работали Х. дель Энсина, Л. де Руэда и др. драматурги; в Германии – М.Опиц; во Франции – О.Ракан, Ж.О.Гомбо, Ж.Мерре; пасторальные комедии-балеты писал и Мольер (Мелисерта, Комическая пастораль и др.).

Поначалу пасторали исполняли придворные-любители. Позже в них стали принимать участие и профессиональные актеры. Большое внимание (как, впрочем, и во всех жанрах придворного театра) в пасторали уделялось постановочным эффектам и нарядным пейзажным декорациям.

2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион ). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух , 1775; балет Делиба Сильвия , 1876; и др.).

3. Симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

Татьяна Шабалина

Пастораль - (латинское pastoralis, франц. Pastorale — пастушеский, сельский) - литературный, живописный, музыкальный и в театральный жанр, в котором в поэтической форме описывается мирная и простая сельская жизнь.

Пасторалью называют:

1. Пасторальную музыку, представленную большими и малыми произведениями, в которой описывается природа или сельская жизнь. Для музыки пасторалей характерными размерами являются 12/8 и 6/8, плавная спокойная мелодия, которая часто удваивается в терцию. К примеру пасторали написаны Д. Скарлатти, А. Вивальди, Ф. Купереном, И. С. Бахом и другими композиторами. Существует и «Пасторальная симфония», автором которой является Бетховен.

Пастораль – это и название симфонического эпизода в произведении музыкально-сценического жанра, в котором изображена природа (к примеру, пастораль в музыкальном сочинении Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

2. Небольшую оперу, балет, пантомиму, которые описывают идилии сельской жизни. Впервые пасторали появились в XIV–XV веках, им предшествовала классическая опера (французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль продолжала существовать до XVIII–XIX веках (балет Делиба Сильвия, 1876 г., опера Моцарта Король-пастух, 1775 г. и др.). Оперы в стиле пасторалей были написаны К. В. Глюком, Ж. Б. Люлли, В. А. Моцартом, Ж. Ф. Рамо.

3. Буколическую (от греческого «пастух») поэзию античных времен, в которой изображалась жизнь пастухов. Синонимы -идиллия, эклога.

4. Европейскую литературу, описывающую буколическое мировоззрение.

5. Жанр придворного театра, который появился в Италии в XVI века и стал популярен в Западной Европе. Пастораль писали как небольшую пьесу, она часто использовалась в программе праздников в королевском дворе. Эта пьеса описывала сельскую жизнь с галантными пастухами и пастушками, которые имели аристократические манеры, чувства и лексику.

Пастораль по сути была построена не на театральных жанрах (комедии, трагедии), а скорее на «пастушеской» поэзии (как например, Буколик Вергилия). Популярность пастораля говорит нам о косвенных свидетельствах подтверждающих теорию бесконфликтности театра Италии эпохи Ренессанса. В пасторале представлялся особенный, немного украшенный, идеализированный образ мира, который мало связан с реальностью. Как раз пастораль оказалась способной передать единое и гармоничное мироощущение периода Ренессанса, – и по сути уничтожила театральное искусство, представляя спектакль с «живыми картинами». Однако, роль пасторали в теории и истории театра была огромна. В пасторали был окончательно закреплен драматургический канон, разрабатывать который начали в итальянской трагедии периода Ренессанса, а затем ее усовершенствовали теоретические работы французских классицистов: структура состоящая из 5 актов, целостность места, действия, времени, персонажи стали строго разделяться по жанрам.

Мой миленький дружок, любезный пастушок…

Эти слова использованы в песни пастушки Прилепы, она поет это ожидая своего возлюбленного Миловзора. Богач Златогор желает обольстить молодую красавицу предлагая ей несметные сокровища, но он ей не по нраву, она верна своему Миловзору. По этому поводу местные пастушки и пастухи исполняют веселые песни и танцы. Об этом рассказывается в одном из эпизодов пасторали под названием «Искренность пастушки», которая принадлежит к 3-ей картине оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Термин «пастораль» произошел от лат. «пасторалис» (пастушеский). История данного жанра началась еще в Древней Греции и в Древнем Риме, где писатели и поэты пытались найти противопоставление городу и идеализированную жизнь на природе, в которой, как им казалось, существовали простые нравы, искренние чувства и верная любовь.

В XVII-XVIII веках пасторальные сюжеты использовались в поэзии, театре, изобразительном искусстве в кругах аристократии и вреди придворных европейских стран. Большая часть пасторальных сюжетов стала частью старинных опер.

Композиторы использовали пасторали для создания, в особенности в программно-инструментальной музыке, природных образов, которыми по сей день восхищаются люди, они описывали сельскую жизнь, народный юмор и веселье праздника. К примеру, пасторальные картины включены в программу цикла из 4 концертов для оркестра «Времена года» А. Вивальди.

Л. Бетховен называл «пасторальной» свою шестую симфонию. У каждой из ее частей есть свой заголовок: «Пробуждение чувств радости по прибытию в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое собрание крестьян», «Пение пастухов, «Гроза. Буря». Чувства, которые раскрывают радость и благодарность после грозы».

В начале 20 века М. Равелем был использован сюжет из пасторального романа написанного древнегреческим писателем Лонгом, он создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты для оркестра из которого часто можно услышать в симфонических концертах.

Хотите знать, что такое рапсодия? .