С давних пор люди, живя а коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились ее организовать, обеспечить ей стабильность.

    Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом.

    Человек – существо общественное, не может жить изолированно.

Общество - это совокупность отношений между людьми, разумно организованная жизнь и деятельность их больших групп.

Система (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕСТВА:

    Народ- это историческая форма общности людей, связанных с условиями производства материальных и духовных благ, языком, культурой и происхождением.

    Нация - историческая форма организации жизни какого-либо одного народа (или нескольких близких). Это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экон. связей, языка, культуры.

    Государство- это основанная на праве и законе форма организации жизни народа или нации. Осуществляет управление населением определенной территории.

    Природа- это совокупность естественных условий существования человеческого общества(находятся в тесной взаимосвязи).

    Человек- это живое существо, которое оказывает максимальное воздействие на природу.

Общество – совокупность отношений между людьми, складывающиеся в процессе их жизнедеятельности.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни .

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод)

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    Экономическая сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе производства материальных ценностей и существуют по поводу этого производства.

    Политико-правовая сфера- это совокупность общественных отношений, которые характеризуют отношения власти(государства) к гражданам, а также отношения граждан к власти(государству).

    Социальная сфера- это совокупность общественных отношений, организующих взаимодействие между различными социальными группами.

    Духовно-нравственная, культурная сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в духовной жизни человечества и функционируют как ее основа.

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Институт семьи – первичный социальный институт, связанный с воспроизводством человека как биолог. Вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. Родители-дети, любовь и взаимопомощь.

Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни).

Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:

    динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).

    комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).

    самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).

    интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).

    самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).

1.1 Общество как динамичная система. Подходы к определению понятия "общество"; понятия "система" и "динамичная система"; признаки общества как динамичной системы. Понятие об обществе. В определении понятия "общество" в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие. В узком смысле: * первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества); * французское общество, английское общество (страна, государство); * дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов); * спортивное общество, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью). В широком смысле обществом называют человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов; общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Таким образом, в этом определении выделяются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связь между людьми. Далее эти два аспекта конкретизируются и углубляются. Общество как сложная динамичная система. Второй аспект понятия "общество" (способы взаимодействия людей и формы их объединения) можно уяснить, используя такую философскую категорию, как динамичная система. Слово "система" греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе. Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Подсистемами (сферами) общественной жизни являются: * экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения); * социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий); * политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями); * духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления). Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом. Важнейшим элементом общества выступают социальные институты (семья, государство, школа), которые представляют собой устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым. Таким образом, конкретизировав второй аспект понятия "общество", можно сказать, что общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества. Динамизм общественной системы подразумевает возможность ее изменения и развития. Изменение общественной системы - это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общества, называют социальным или общественным развитием. Выделяют два фактора общественного развития: 1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества). 2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом). Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие. Существуют различные пути развития общества: * эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер); * революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий). Тесты ЕГЭ по теме: "Общество как динамичная система". Часть А. А1. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. А2. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется: 1) народом; 2) культурой; 3) обществом; 4) государством. А3. Обществом в широком смысле слова называют: 1) весь окружающий мир; 2) совокупность форм объединения людей; 3) группы, в которых происходит общение; 4) взаимодействия людей в повседневной жизни. А4. Понятие "общество" включает: 1) природную среду обитания; 2) формы объединения людей; 3) принцип неизменности элементов; 4) окружающий мир. А5. Понятия "развитие", "взаимодействие элементов" характеризуют общество как: 1) динамичную систему; 2) часть природы; 3) весь окружающий человека материальный мир; 4) не подверженную изменениям систему. А6. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество, как и природа, является динамичной системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом. Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А7. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является развивающейся системой. Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А8. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему. Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А9. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество - это часть материального мира. Б. Общество включает в себя способы взаимодействия людей. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А10. Общество в узком смысле - это: 1) часть материального мира; 2) производительные силы; 3) природная среда; 4) этап исторического развития. А11. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему? 1) обособление от природы; 2) постоянное развитие; 3) сохранение связи с природой; 4) наличие сфер и институтов. А12. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества: 1) экономическую; 2) социальную; 3) политическую; 4) духовную. А13. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование: 1) экономическую; 2) социальную; 3) политическую; 4) духовную. А14. Верны ли следующие суждения об обществе? Общество можно определить как... А. обособившаяся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Б. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А15. К общественным отношениям не относятся: 1) отношения между большими группами людей; 2) межнациональные отношения и взаимодействия; 3) отношения между человеком и компьютером; 4) межличностные отношения в малой группе. А16. Сферу политики характеризует: 1) производство материальных благ; 2) создание произведений искусства; 3) организация управления обществом; 4) открытие новых научных направлений. А17. Верны ли следующие суждения? А.Общество - это население Земли, совокупность всех народов. Б. Общество - это определенная группа людей, объединяющихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А18. Верны ли следующие суждения? А. Главное в обществе как системе - связи и отношения между частями. Б. Общество как прочная динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А19. Сфера общественной жизни, отражающая взаимодействие классов, общественных слоев и групп: 1) экономическая; 2) социальная; 3) политическая; 4) духовная. А20. К элементам общества как системы можно отнести: 1) этнические общности; 2) природные ресурсы; 3) экологические зоны; 4) территорию государства. Часть В. В1. Какое слово пропущено в схеме? В2. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) Возникновение государства; 2) генетическая предрасположенность человека к конкретному заболеванию; 3) создание нового лекарственного препарата; 4) формирование наций; 5) способность человека к чувственному восприятию мира. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. В3. Соотнесите системные элементы общества и характеризующие их объекты. ЭлементыОбъекты1) социальные институты;А) обычаи, традиции, ритуалы;2) социальные нормы;Б) эволюция, прогресс, регресс;3) социальные процессы;В) конфликт, консенсус, компромисс;4) социальные отношения.Г) образование, здравоохранение, семья. В4. Укажите позиции, характеризующие общество в наиболее широком смысле слова и обведите цифры, под которыми они указаны: 1) население крупнейшей страны мира; 2) объединение любителей шахмат; 3) форма совместной жизнедеятельности людей; 4) обособившаяся от природы часть материального мира; 5) определенная стадия в истории человечества; 6) все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. В5. Соотнесите сферы общественной жизни с соответствующими им элементами. Сферы общественной жизниЭлементы общественной жизни1) экономическая сфера жизни общества;А) деятельность государственных органов;2) социальная сфера жизни общества;Б) межнациональные отношения и конфликты;3) политическая сфера жизни общества;В) производство материальных благ;4) духовная сфера жизни общества.Г) научные учреждения. В6. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) обособление от природы; 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов; 3) способность к самоорганизации и саморазвитию; 4) выделение из материального мира; 5) постоянные изменения; 6) возможность деградации отдельных элементов. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Часть С. С1. Раскройте на трех примерах различные значения понятия "общество". Ответы к тестам ЕГЭ

Обществознание выделяет ряд отличий системы общества от природных систем. Благодаря этому можно понять, как действует многоуровневая система современного общества и взаимосвязаны все сферы жизни общества.

Общество как сложная динамическая система: структура общества

Общество характеризуют как сложную систему, так как оно включает в себя множество элементов, отдельных подсистем и уровней. Ведь мы не можем говорить лишь об одном обществе, это может быть и общественная группа в виде социального класса, общество в пределах одной страны, человеческое общество в глобальном масштабе.

Основными элементами общества является четыре его сферы: социальная, духовная, политическая и экономическая (материально-производственная). И по отдельности каждая из этих сфер имеет свое строение, свои элементы и выступает в роли отдельной системы.

Например, политическая сфера общества включается в себя партии и государство. А государство само по себе тоже является сложной и многоуровневой системой. Поэтому общество и принято идентифицировать, как сложную динамическую систему.

Еще одной характеристикой общества, как сложной систем, можно назвать разнокачественность ее элементов. Система общества в виде четырех главных подсистем включается в себя идеальные и материальные элементы. В роли первых выступают традиции, ценности и идеи, в роли материальных - учреждения, технические устройства, оборудование.

Например, сфера экономики - это одновременно и сырье, и транспортные средства, и экономические знания и правила. Еще один важный элемент системы общества - это сам человек.

Именно его способности, цели и пути развития, которые могут меняться, делают общество подвижной и динамичной системой. По этой причине общество обладает такими свойствами, как прогресс, изменения, эволюция и революция, прогресс и регресс.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер

Общество - это система упорядоченной целостности. Это является залогом ее постоянной функциональности, все компоненты системы занимают внутри нее определенное место и связаны с другими компонентами общества.

И важно отметить, что по отдельности ни один элемент таким качеством целостности не обладает. Общество - это своеобразный результат взаимодействия и интеграции абсолютно всех компонентов этой сложной системы.

Государство, экономика страны, социальные слои общества не могут обладать таким качеством, как общество само по себе. А многоуровневые связи между экономической, политической, духовной и социальной сфер жизни образуют такое сложное и динамичное явление, как общество.

Легко отследить взаимосвязь, например, социально-экономических отношений и правовых норм на примере законов Киевской Руси. В своде законов были указаны меры наказания за убийство, и каждая мера определялась местмо человека, которое он занимает в обществе - по принадлежности к той или иной социальной группе.

Социальные институты

Социальные институты считаются одними из самых важных компонентов общества, как системы.

Социальным институтом называют совокупность лиц, которые заняты конкретным видом деятельности, в процессе этой деятельности они удовлетворяют определенную потребность общества. Выделяют такие виды социальных институтов.

"Общество как динамичная система".

Вариант – 1.

А. 1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему

2) часть природы

3) материальный мир

4) цивилизацию

2.Общество в понимании ученых - это:

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам

4) материальный мир в целом

3.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

4. В отличие от природы, общество

1) является системой 3) выступает в качестве творца культуры

2) находится в развитии 4) развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы

2)экономики и политики

3) экономики и социальных отношений

4) экономики и культуры

6. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) становление социально-ориентированной экономики

2) возрождение культурных и нравственных ценностей

3) разрыв в уровне развития между регионами планеты

4) развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся соци­альные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изме­нениям.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует индустриаль­ное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи

2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постин­дустриального типа?

1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен 3) насильственные методы

2)скачкообразность 4) постепенность

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сло­жившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.

Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Запад­ная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

а) частная

б)коллективная

в)правовые нормы

г) индустриальная

д) приспосабливающаяся

ж) научное

з) преобразующая

и)свобода

к) религиозное

2. Найдите в приведенном списке черты общества как дина­мичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных инсти­тутов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет ав­тор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дото­ле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение авто­ра: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радуж­ных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть кон­траст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С4*Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

Раздел «Общество». Тема №1

Общество как социальная система

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В более узком смысле общество :

– исторический этап развития общества (древнее общество);

– совокупность людей, объединенных общей территорией

(российское общество, европейское общество);

– круг людей, объединенных общностью происхождения (дворянское общество), интересов и деятельности (общество книголюбов).

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – центральная политическая организация данной страны, обладающая верховной властью.

Система – это единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Общество представляет собой единую социальную систему, состоящую из людей, социальных групп, социальных институтов и социальных (общественных) отношений. Также в качестве элементов общества можно выделить подсистемы (сферы) общества:

– экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);

– социальная (взаимодействие социальных групп, слоев, классов, наций;



а также деятельность социальной инфраструктуры общества);

– политическая (формы государства, государственная власть, правопорядок, законы, безопасность);

– духовная (наука, образование, искусство, мораль, религия).

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких социальных групп: семьи, школьного класса, спортивной команды, трудового коллектива. Также человек входит в более крупные общности людей: класс, нация, страна.

Общественные отношения (социальные отношения) – многообразные связи, возникающие между людьми, социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их, в процессе жизнедеятельности общества. Общественные отношения возникают в экономической, социальной, политической, духовной жизни общества.

Общественные отношения включают в себя:

а) субъектов (индивиды, социальные группы, социальные общности);

б) объекты (материальные, духовные);

Общество как динамическая система

Общество – динамическая система, оно постоянно развивается.

1. Изменение общества можно проследить в следующих аспектах:

– меняется этап развития всего общества в целом

(аграрное, индустриальное, постиндустриальное),

– изменения происходят в отдельных сферах общества,

– видоизменяются социальные институты (семья, армия, образование),

– одни элементы общества отмирают (крепостные крестьяне, феодалы), другие элементы общества появляются (новые профессиональные группы),

– меняются социальные отношения между элементами общества

(между государством и церковью).

2. Характер развития общества может быть различным:

Эволюция – медленный, постепенный, естественный процесс развития.

Революция – коренное, качественное, быстрое, насильственное изменение общественного строя.

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего общественного строя. Реформа проводится государственными органами. Модернизация – существенное обновление, изменение в соответствии с современными требованиями.

3. Направления развития общества:

Прогресс – процесс изменения от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс – процесс изменения от высшего к низшему, процесс деградации и распада системы, возврат к изжившим себя формам.

Прогресс – неоднозначное социальное явление, т.к. у него есть побочный эффект: «обратная сторона медали» или «цена» прогресса.

Основатели теории прогресса в XVIII веке (Монтескье, Кондорсе, Тюрго, Конт, Спенсер) считали, что главный двигатель прогресса – человеческий разум. Они верили, что с развитием науки, просвещения общество будет прогрессивным, ликвидируется социальная несправедливость и установится «царство гармонии». Сегодня вера в прогресс подорвана глобальными проблемами.

Что же является критерием прогресса?

Важнейшей целью всего общественного развития является человек, его всестороннее развитие. Прогрессивным можно считать такое общество, в котором созданы условия для гармоничного развития личности. Исходя из идеи гуманизма, прогрессивным является то, что делается во благо человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования и культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе.