В искусстве всегда жило “кассандровское начало” – способность предвидеть грядущее. Кассандра, как известно, предсказала гибель Трои в днВ искусстве всегда жило “кассандровское
начало” – способность предвидеть грядущее.
Кассандра, как известно, предсказала гибель
Трои в дни расцвета и могущества города.
Литература часто предвосхищала будущее. В
фантастике, утопиях и антиутопиях жил дух
Кассандры.
Причем писатели проектировали не только
техническое будущее человечества, как,
например, Жюль Верн, но и пытались
проникнуть в его грядущую социальную
структуру и предугадать судьбу отдельной
личности.

Поскольку художественное мышление лучше чем у других людей развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творч

Поскольку художественное мышление лучше чем у
других людей развито у художников, композиторов,
писателей, чьей профессией является творческое
достраивание реальности,именно чаще всего и
делают удивительные прогнозы,которые часто через
некоторое время сбываются. Произведения
искусства не раз предвосхищали исторические
события,научные открытия, развитие технического
прогресса.

Альбрехт Дюрер гравюры на дереве "Апокалипсис".

Альбрехт Дюрер гравюры на
дереве "Апокалипсис".
Накануне 16 века художник Альбрехт Дюрер вернулся в
Нюрнберг после первого путешествия в Италию. В это время
Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод,
жестокие поборы. По всей стране поднималась волна
народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и
инквизицией. В эти дни Дюрер создает серию гравюр на
дереве "Апокалипсис". Серия включает в себя 15 больших
гравюр. Персонажи работ одеты в костюмы его времени,
канонические образы лишены святости. Апокалипсис имеет
мощный политический подтекст: художник недвусмысленно
намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии,
виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет
страшная кара.
Четыре всадника Апокалипсиса символизируют войну, мор,
суд и смерть. Гравюра выполнена мельчайшими штрихами,
поражающими разнообразием, что не дробит композицию, а
наоборот усиливает ее монументальность.

2 мая1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень,
Франция) - великий итальянский художник (живописец,
скульптор, архитектор) и учёный (анатом,
естествоиспытатель), изобретатель, писатель,
Леонардо да Винчи был
поистине гением. Яркий
представитель типа
«универсального человека»,
вместивший в себе все ключевые
моменты эпохи и выразивший их
в своей деятельности, он сделал
поистине громадный вклад в
развитие науки.
Многие его идеи были
воплощены в жизнь только через
несколько сотен лет. Давайте
рассмотрим самые знаменитые
концепции, созданные великим
Леонардо.

Мастерская Мастера И через пять столетий загадки и тайны гения эпохи Возрождения не перестают удивлять наших современников. Итальянские и

Мастерская Мастера
И через пять столетий загадки и тайны
гения эпохи Возрождения не перестают
удивлять наших современников.
Итальянские исследователи недавно
обнаружили тайную мастерскую Леонардо
да Винчи. Она находится в здании мужского
монастыря Св. Аннунциаты в самом центре
Флоренции.

Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, в

Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи,
исследователи доказали, что именно ему принадлежат
«авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет,
автомобиль и массу других механизмов, без которых
невозможно представить современную цивилизацию. Так,
прообразом современного танка стал разработанный гением
XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со
всех сторон пушками. Леонардо да Винчи известен как
конструктор ткацких станков, печатных,
деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов
для шлифовки стекла, металлургических печей.
После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо
создал портативную лестницу, идеально подходящую для
штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление
применяется при спасении людей на пожарах.

Изобретения

Парашют
Колесцовый замок
Велосипед
Танк
Лёгкие переносные мосты для армии.
Прожектор
Катапульта
Робот
Двухлинзовый телескоп.

10 – Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания

10 – Зеркальное письмо
Была ли это уловка для сохранения
конфиденциальности своих записей или просто
необходимость избежать размазывания чернил,
ведь Леонардо писал левой рукой? Какими бы ни
были причины, большая часть записей Леонардо да
Винчи сделана в зеркальном отражении.
9 – Акваланг
Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество
набросков устройств для изучения подводной
жизни. Его костюм для погружений под воду был
выполнен из кожи и присоединен к тростниковой
трубке, ведущей к колоколу на поверхности.
Практичность художника доказывает проработка
даже таких деталей, как емкость для сбора мочи
ныряльщика.

8 – Вращающийся мост Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета

8 – Вращающийся мост
Этот тип мостов, разработанный Леонардо да
Винчи, мог бы пригодиться армиям того
времени. Состоящий из одного пролета мост
крепился к берегу вертикальным шарниром,
что позволяло ему вращаться. Такие мосты
могли быть довольно быстро установлены.
7 – Крылатый планер
Покорение стихии воздушной интересовало
гения не менее чем покорение стихии
морской. Вот один из планеров,
разработанных Да Винчи. Планер с открытой
кабиной был оборудован системой
управления для пилота, но приводился в
движение двигающимися крыльями.
6 – Трехствольная пушка
Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый
нрав, Леонардо разрабатывал и военные
машины. Например, более эффективные
пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы
стать страшным оружием на поле боя.

Герберт Уэллс

родился 21 сентября 1866 года в
пригороде Лондона Бромли (графство
Кент). На протяжении творческой жизни
(с 1895) Уэллс написал около 40 романов
и несколько томов рассказов, более
десятка полемических сочинений по
философской проблематике и примерно
столько же работ о перестройке
общества, две всемирные истории, около
30 томов с политическими и
социальными прогнозами, более, 3 книги
для детей и автобиографию.
В 1895 году Уэллс написал своё первое
художественное произведение - роман
«Машина времени» о путешествии
изобретателя в отдалённое будущее.
«Война миров», «Человек-неведимка»

Жюль Габриэ́ль Верн

Жюль Габриэ́ ль Верн
8 февраля 1828, Нант,
Франция - французский
географ и писатель, классик,
один из основоположников
научной фантастики.
Член Французского
Географического общества.
«Путешествие к центру
Земли» (1864)
«Вокруг Луны»(1869)
«20 000 льё под
водой»(1870),

Александр Беляев

Алекса́ ндр Рома́ нович Беля́ ев
(4 (16) марта 1884) - 6 января
1942) - советский писательфантаст, один из
основоположников советской
научно-фантастической
литературы. Среди наиболее
известных его романов:
«Голова профессора Доуэля»,
«Человек-амфибия»,
«Ариэль», «Звезда КЭЦ»
(КЭЦ - инициалы Константина
Эдуардовича Циолковского) и
многие другие (всего более 70
научно-фантастических
произведений, в том числе 13
романов). Иногда его называют
российским «Жюль Верном».

А. Н. Толстой

А. Н. Толстой
Алексе́ й Никола́ евич Толсто́ й
(29 декабря 1882 (10
января1883), Николаевск,
Самарская губерния, Российская
империя - 23 февраля1945,
Москва) - русский советский
писатель и общественный
деятель, граф. Автор социальнопсихологических, исторических
и научнофантастическихроманов,
повестей и рассказов,
публицистических
произведений.
(«Гиперболоид
инженера Гарина»,
«Аэлита»).

Исследование математической модели картин великого
голландского художника Винсента Ван Гога (van Gogh) (1853 1890) показало, что на некоторых его картинах изображены
невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки,
возникающие при быстром течении жидкости или газа, например,
при истечении газа из сопла реактивного двигателя. По словам
исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например,
«Звездная ночь», написанная в 1889 году) содержат характерные
«статистические отпечатки» турбулентности. Как отмечают
ученые, «турбулентные» произведения создавались художником
в те моменты, когда его психика была нестабильна. Ван Гог
страдал галлюцинациями и депрессиями. Хосе Луис Арагон
сказал: «Мы думаем, что Ван Гог обладал уникальной
способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это
случалось с ним именно в периоды психического расстройства».

К. Ф. Юон «Новая планета» 1921

К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник. Москва и московские
посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной
архитектурой и пестрыми толпами людей, Троицкая лавра, золотые луковки
церквей, пейзажи ликующей, праздничной природы были излюбленными его
темами, создали ему имя и известность. Он продолжает писать ставшие для
него традиционными картины, но одновременно создает полотно, в котором
попытался осмыслить все происходящее в стране.
Революционные события художник перевел в космический, фантастический
план. В картине «Новая планета» нет реальных примет жизни. Нет в ней ничего
от бытовой определенности его прежних картин и лирической раздумчивости
его пейзажей. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к
Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал
художник события и потрясения революционного времени.

Б.М. КУСТОДИЕВ. Большевик. 1920
Б.М. Кустодиев известен как оригинальный бытописатель
купеческой жизни. В советское время художник обратился к
теме революции. События февральской революции 1917
года Кустодиев, прикованный к инвалидной коляске, мог
наблюдать только из окна. Он писал о своих впечатлениях:
«Здесь все еще кипит, все еще улицы полны народом…
Никогда не сетовал так на свою жизнь, которая не позволяет
мне выйти на улицу – ведь «такой» улицы надо столетиями
дожидаться».
Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский
по размаху народный бунт. В картине «Большевик» мастер
хотел выразить «чувство стихийного в большевизме». Для
этого он прибегает к гротеску. Огромная, могучая фигура
большевика с красным знаменем в руках возвышается над
городом и людьми. Он шагает, как в сказке, семимильными
шагами, и не совсем понятно, куда он держит путь. Свое
восприятие событий художник выразил в этом
символическом образе.

Сам К. Петров-Водкин до последнего момента опасался, что картину не выставят для публичного обозрения, так как уже тогда догадывался, какие

Сам К. Петров-Водкин до последнего момента
опасался, что картину не выставят для публичного
обозрения, так как уже тогда догадывался, какие
возможны трактовки, связывающие образ красного
коня и судьбы России. И действительно,
произведение это воспринималось современниками
как своего рода знамение, метафорическое
выражение послереволюционной (1905) и
предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное
предвидение и предчувствие грядущих событий.
Но если современники только чувствовали
пророческий характер "Купания красного коня", то
потомки уже уверенно и убежденно заявляли о
значении картины, объявив ее "буревестником
революции в живописи".

Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь бы

Образ коня в русском искусстве с древних времен
воспринимался многозначительно. В образнопоэтическом строе славянской мифологии конь
был советчиком и спасителем человека,
провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг
которого многое значил. По контрасту с конем,
хрупким и слабым кажется юный всадник обнаженный мальчик-подросток. И хотя рука его
держит поводья, сам он подчиняется уверенной
поступи коня. Недаром искусствовед В. Липатов
подчеркивал, что "конь величав, монументален,
исполнен могучей силы, помчись он - и не удержать
его неукротимый бег". Мощь коня, его сдержанная
сила и огромная внутренняя энергия как раз и
подчеркиваются хрупкостью всадника, его
мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в 4. А.Толстой его произведения А-Война миров Б- Гиперболоид инженера Гарина В- Путешествие к центру Земли Г- Голова профессора Доуэля

У Марса два естественных спутника
Такую удивительно точную догадку
можно найти на страницах книги
«Путешествия Гулливера»,
написанной Джонатаном Свифтом в
1735 году. Лишь 142 года спустя, в
1872-м спутники Красной планеты -
Фобос и Деймос - были обнаружены
астрономами.

Солнечные паруса
В 1865 году в фантастическом
романе «С земли на Луну»
Жюль Верн выдвинул идею
солнечных парусов. Эта смелая
догадка получила воплощение
через 145 лет, когда был
использован первый солнечный
парус (IKAROS).

Подводная лодка на
электричестве
В книге «20000 лье под водой»
(1870 г.) всё того же Верна
удивительная подлодка «Наутилус»
работает на электричестве.
Реальные субмарины с
электрическим двигателем
появились спустя 90 лет – в 60-е
годы ХХ века.

Кредитные карты
Эдвард Беллами предсказал
появление кредитных карт в
своём фантастическом
произведении «Взгляд назад» за
62 года до их изобретения,
которое произошло в 1962 году.

Танки
А ещё через несколько лет
Уэллс написал рассказ
«Сухопутные броненосцы»
(1903 г.), в котором описал танки.
Спустя 13 лет эти боевые
машины появились на полях
сражений Первой мировой
войны..

Детектор лжи
В художественной литературе
первое упоминание о детекторе лжи
можно встретить в произведении Э.
Балмера и В. Макхагена «Лютер
Трент» (1910 г.). Первое
применение реального полиграфа
произошло в 1924 году.

Солнечная энергия
В 1911 году Хьюго Гернсбек в
романе «Ральф 124C 41+»
предсказал использование
энергии солнца на благо
человечества. Прошло 67 лет – и
в 1978 году появились первые
калькуляторы, которые
подзаряжались энергией нашего
светила.

Атомная бомба
Одно из самых мрачных предсказаний, сделанных Гербертом Уэллсом,–
изобретение атомной бомбы и ядерная война, описаны в книге
«Освобождённый мир» (1914 г.).
Прошло чуть больше трёх десятилетий и атомные бомбы упали на
японские города. Кстати, в этом же романе английский фантаст
рассказал и о дешёвой атомной энергии.

Голосовая почта
Около 57 лет понадобилось для
осуществления предсказания
Уэллса об использовании
голосовой почты (роман «Люди как
боги»). Распространение это
техническое новшество получило
после 1980 года.

Наушники типа «капли»
Описание такого типа
миниатюрных наушников можно
прочитать на страницах романа
Рэя Брэдбери «451 градус по
Фаренгейту», изданного в 1950
году. Меломанам пришлось
подождать чуть больше полувека,
пока компания «Apple» выпустила
на рынок первые наушники такого
вида.

Спутники связи
В «Космической одиссее 2001
года» (1951 г.) американский
писатель-фантаст Артур Кларк
предсказал появление на орбите
Земли искусственных спутников
связи. Ждать пришлось недолго –
уже в 1965 году был запущен
первый такой спутник.

Виртуальная реальность
Пятью годами позже Кларк
написал «Город и звезды», где
упоминаются видеоигры в
виртуальной реальности. В 1966
году, то есть всего 10 годами
позже, был разработан первый
авиасимулятор, воплотивший в
жизнь эту догадку гениального
фантаста.

Водяные кровати
Отличился на ниве предсказаний и
другой знаменитый фантаст –
Роберт Хайнлайн. В книге 1961 года
«Чужак в чужой стране» даётся
описание водяных кроватей, а
первый патент на них был выдан в
1971 году.

Бионическое протезирование
Мартин Кайдин высказал эту идею
на страницах своего «Киборга»
(1972 г.). 41 год спустя, в 2013-м,
был создан первый бионический
протез ноги.

Лучший игрок в шахматы среди людей
будет обыгран компьютером до 2000
года
Именно такой прогноз был сделан Реймондом Курцвейлом в книге «Век
интеллектуальных машин», изданной в 1990 году, когда шахматные
компьютеры почти без проблем обыгрывались гроссмейстерами.
Однако спустя всего 7 лет суперкомпьютер Дип Блю обыграл Гарри
Каспарова – сильнейшего шахматиста планеты.
Сегодня же шахматные программы настолько сильны, что матч между
человеком и компьютером потерял всякий спортивный смысл.

Лунный модуль будет запущен во
Флориде и, вернувшись к Земле,
приводнится в океане
За 104 года до полёта «Аполлона 11» к Луне именно так всё было
описано в романе Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865 г.).
По такому же сценарию всё прошло и в реальности - команда
американских астронавтов во главе с Нилом Армстронгом приводнилась
в специальном модуле и вскоре была подобраны авианосцем «Хорнетт».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО
СПАСИБО ЗА
ЗА
ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ
Учитель русского языка и
литературы
МКОУ «ЛИЦЕЙ с. В. МАМОН»
Спицына Татьяна Викторовна.

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство в жизни современного человека. Виды искусства

Художественный образ стиль язык.. наука и искусство знание научное и знание художественное.. искусство рассказывает о красоте земли пейзаж поэтическая и музыкальная живопись..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость,

Человек в зеркале искусства: жанр портрета
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнавае

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре

Музыкальный портрет. Александр Невский
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случа

Роль искусства в сближении народов
Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?
Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Вы, наверняка, читали из

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства
В чем же специфика художественной коммуникации? Художественные произведения - и картины, и музыкальные сочинения - создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами,

Застывшая музыка. Архитектурные памятники
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизн

Законы красоты
У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопени

Искусство и власть
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для

Какими средствами воздействует искусство?
К общим средствам художественной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художест

Храмовый синтез искусств
Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественн

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительно

Эстетическое формирование искусством окружающей среды
Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазыва

Архитектура исторического города
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура. Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так

Архитектура современного города
Каждый город имеет свое собственное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современной планировки и строительства. Современные города и современные районы исторических городов тщ

Специфика изображений в полиграфии
Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жизни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью: книжная и журнальная графика, плак

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ-ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет английск

Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначе

Музыка в быту
Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Массовые, общедоступные искусства
Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали си

За 14 лет до гибели "Титаника" никому тогда еще не известный американский писатель написал роман "Тщетность". В книге описывается крушение огромного лайнера под названием "Титан". После гибели "Титаника" автор романа Морган Робертсон был назван одним из величайших пророков XX века.
Это пророчество - одно из самых удивительных в истории, настолько точно оно описывает те события, которые произошли с "Титаником". Идея написания книги возникла у автора во время болезни, и, как потом утверждал он сам, огромный корабль вдруг явился ему в мыслях как наяву. Видел он и гибель этого корабля, сопровождаемую душераздирающими криками утопающих. Количество совпадений с реальным "Титаником" заставляет читателя ужасаться при чтении этой пророческой книги.
В 1898 году, за 14 лет до гибели "Титаника", роман "Тщетность", написанный еще тогда никому не известным американским писателем Морганом Робертсоном, был издан в Англии. Сам Морган Робертсон, по некоторым данным, был отставным капитаном, опытным моряком, ему не раз приходилось оказываться в сложных ситуациях, не раз видеть гибель людей.
В книге рассказывалось о корабле "Титан", считавшемся непотопляемым, однако затонувшим в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом. Свой вымышленный лайнер автор населил богатыми пассажирами – и здесь "Титан" был удивительно похож на реальный "Титаник". Роман начинается со слов "Это судно было воистину огромным" - таким был "Титаник".
Как и на "Титанике", на "Титане" было всё, кроме самого главного, а именно - необходимого количества спасательных шлюпок. Не оказалась на гигантском судне и других простых, но полезных вещей, которые помогли бы пассажирам спастись.
На вымышленном "Титане", к примеру, на шлюпочной палубе не нашлось какого-нибудь острого предмета - топора или охотничьего ножа - для того, чтобы разрубить канаты, за которые были подвешены шлюпки. На реальном "Титанике" не было красных сигнальных ракет, которые служили сигналом бедствия, а у впередсмотрящих не оказалось биноклей.
В романе "Титан" превосходил по массе все существующие суда, и при столкновении с каким-либо кораблем просто разрезал бы его пополам, а сам бы получил ну разве что легкие повреждения в виде стертой краски. По сути, единственным плавающим объектом, пишет Робертсон в своей книге, c которым "Титан" не мог бы тягаться в массе, был именно айсберг, который в результате и погубил лайнер.

Сравнительная таблица

Вымышленный "Титан" / Реальный "Титаник"
Водоизмещение (в тоннах)
70000/52310
Длина (в метрах)
243,8/269,1
Столкнувшийся борт
правый/правый
Максимальная скорость (миль/час)
25/23-25
Количество человек на борту
3000/ок.2200
Причина гибели
Столкновение с айсбергом/Столкновение с айсбергом
Месяц гибели
Апрель/Апрель
Обеспечиваемая безопасность в конструкции корабля

Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери/Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери
Количество шлюпок

Как видно из этой таблицы, с вымышленным "Титаном" у "Титаника" множество совпадений.

Сразу после издания роман “Тщетность” не пользовался особой популярностью у читателей, и издательство еще долго сожалело о том, что согласилось опубликовать произведение Моргана Робертсона. Но после гибели “Титаника” все изменилось. Поскольку роман оказался пророческим, Робертсон сразу привлек к себе внимание.
"Тщетность" была переиздана в 1912 году, получив немного другое название "Тщетность, или Гибель "Титана", что напрямую указывало на связь событий романа с гибелью "Титаника".

С одной стороны, книга принесла своему автору небывалую популярность, а с другой – он стал объектом ненависти со стороны пассажиров «Титаника» и родственников погибших. Для них Морган Робертсон был скорее антигероем. После катастрофы ему начали приходить сотни писем, в которых писателя проклинали вместе с его романом. Многие даже обвиняли его во всем случившемся.
Морган Робертсон умер в 1915 году, лишь на три года пережив "Титаник". Человек, которого некоторые называют одним из величайших пророков XX века, незадолго до смерти написал еще несколько произведений. Но их никто не помнит.

Развитие технологий приводит к тому, что рано или поздно сбываются предсказания, которые делали футурологи прошлого. Не все, конечно, но тоже интересно. Предлагаем ознакомиться с несколькими предсказаниями будущего в рисунках, книгах и музыке, которые позже стали реальностью, порой, с жуткими последствиями, как, например, гибель круизного лайнера "Титаник" после столкновения с айсбергом.

Французы мечтали увидеть людей с крыльями

Более века назад французские художники пытались предугадать, как могли бы выглядеть новейшие современные технологии спустя сто лет, то есть в 2000 году. И на выпущенных в 1990 году почтовых картинках можно заметить, что некоторые их версии оказались похожи на современные средства передвижения.

Одним из самых влиятельных людей в литературе конца 19-го - начале 20-го века был француз Жюль Верн - географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Он первым описал параллельные цивилизации с другими технологиями, не похожими на земные. Именно его книги Котэ брал за основу, чтобы нарисовать картины будущего.

Для того, чтобы выполнить работу в назначенный срок, Котэ пригласил нескольких своих коллег. Всего ими было нарисовано порядка сотни почтовых карточек, однако в процессе изготовления что-то пошло не так и большинство не вышли в свет. Сохранился лишь один комплект. Впервые он был показан на публике в 1986 году, а сейчас свободно доступен в Интернете.

В частности, 100 лет назад предполагалось, что люди будут летать на воздушных аппаратах различной конструкции, массово кататься на роликах, а подводные аппараты будут передвигаться с помощью китов.

Фантазии немцев: подглядывание и монстры на рельсах

Примерно в то же время, что и во Франции (рубеж XIX-XX веков), картинки с изображением будущего были сделаны в Германии. На них можно увидеть и подводные лодки, и гигантских монстров на рельсах.

Немецкие футурологи предполагали, что в начале XХI века люди смогут путешествовать под водой (подводный дирижабль), самостоятельно скользить по воде на специальных лыжах, изобретут крылья для полетов, изобретут камеры слежения, поезда будут перевозить сразу целые кварталы домов.

В отличие от французов, работы немецких художников были выполнены на дощечках для шоколада и обрели большую популярность.

Гибель Титаника описали за 14 лет до трагедии

В 1898 году в США была опубликована повесть "Тщетность", ее автор - американский журналист, писатель, бывший морской офицер Морган Робертсон. Большой известности повесть Робертсону тогда не принесла и вплоть до крушения лайнера "Титаник" в 1912 году она не переиздавалась. Зато потом автора объявили ясновидцем: было много совпадений плодов его фантазии с реальными фактами катастрофы.

Тема "Титаника" после его крушения была очень популярна, и в 1912 году Робертсон переиздал повесть под новым названием: "Тщетность - крушение "Титана". Вот тогда к автору и пришла слава. Все последующие переиздания "Тщетности" делались как раз по варианту книги образца 1912 года.

В книге Робертсона, в частности, было предсказано, что в апреле гигантский лайнер выйдет из Европы в Америку, в северной Атлантике врежется в айсберг и пойдет на дно. В реальности кораблекрушение тоже произошло в апреле, большинство пассажиров обоих кораблей погибли, при кораблекрушении не всем хватило спасательных лодок. Оба корабля пытались установить рекорд скорости и оба затонули примерно в 740 км от острова Ньюфаундленд. В общем, все как и предсказывал Робертсон.

Однако энтузиасты из американского общества "Память "Титаника" разыскали оригинальный текст "Тщетности". Оказалось, что Робертсон во втором издании многие технические параметры своего мифического "Титана" изменил так, чтобы максимально приблизить их к реальным размерам "Титаника". Например, поменял водоизмещение и мощность своего корабля, "убрал" с палубы паруса.

Кстати, в оригинале "Тщетности" столкновения лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета. В первом издании корабль идет на полном ходу, по дороге разносит в щепки деревянную рыбацкую шхуну (но не останавливается, чтобы подобрать выживших) и только потом "ловит" айсберг. Главный герой и его любимая успевают с корабля перескочить на ледяную глыбу, терпят лишения, сражаются с белыми медведями, а в итоге все заканчивается хеппи-эндом.

Что касается почти совпадения названий вымышленного и реального круизного лайнеров, то скептики заявляют, что во второй половине XIХ века у берегов США затонуло сразу три британских судна под названием "Титания" (имя королевы фей из комедии "Сон в летнюю ночь" Уильяма Шекспира). Робертсон как эксперт в судоходстве и морской журналист, конечно, знал об этих случаях. Исчезновение судов во все времена считалось серьезным событием, такие истории широко освещали газеты. Возможно, эти факты и натолкнули писателя на мысль назвать свой чудо-корабль "Титаном".

Роман-антиутопия "Пляж" талантливого английского писателя Алекса Гарленда о самосознании его молодых современников, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира, вышел в свет в 1997 году.

В романе рассказывается о юношах, которые находят один из последних уголков на Земле, нетронутый цивилизацией, - тропический остров, где они наслаждаются жизнью, понемногу забывая остальной мир. Все меняется 11 сентября, когда о себе напоминает "настоящий мир", принеся на остров ужас и смерть.

Книга "Пляж" стала абсолютным бестселлером, хотя поначалу издатели не обратили на нее внимания. Архетипический мотив поисков земного рая, его обретение и разрушение показывают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения, все это не вызывало у издателей энтузиазма.

Тем не менее, в 1999 году режиссер Дэнни Бойл снял знаменитую одноименную экранизацию романа - художественный фильм "Пляж", с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

До 11 сентября 2001 года никто не придавал значения символическим знакам, описанным в этой книге. А вот после обрушения нью-йоркских башен близнецов появились различные теории заговора. Тогда же фанаты "Пляжа" обратили внимание на дату, указанную в книге.

Британский комик предсказал смерть Каддафи

Британский актер Джозеф Мейхер в эпизоде шоу "Второй шанс", вышедшем в эфир в 1987 году, заявил, что бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи погибнет в 2011 году.

В одном из эпизодов "Второго шанса" комик Джозеф Мейхер предстал в образе апостола Петра, который определял, кто из знаменитостей после смерти отправится в рай, а кто в ад. По сюжету, Петр отправил в ад Муаммара Каддафи за связь с террористами. По тексту шоу, умереть ливийский лидер должен был 2 июля 2011 года.

В реальности, бывший лидер Ливии прожил всего на три месяца дольше. После революции в Ливии полковник был убит повстанцами при попытке бегства из Сирта 20 октября 2011 года.

Судьба крутого рэпера - предугадать свою судьбу

Музыкальная тематика очень широка, особенно это относится к жанру рэпа, где главное - текст, которым можно сказать все, что угодно. Это не запрещает многим фанатам рэпа в любых текстах искать (и находить!) тайные знаки и даже предсказания будущего.

Например, есть такой популярный американский рэпер Шон Кори Картер, более известный как Jay-Z. Лишенный чего-то в детстве, человек может потратить всю жизнь, чтобы компенсировать эти пробелы. Некоторые так увлекаются, что остановить их уже невозможно, даже если им покорились самые заоблачные вершины.

Сенсационный дебют рэпера Jay-Z в 1996 году положил начало его стремительной и очень плодовитой карьере. Он выпускает по альбому в год с обязательными тиражами, выстреливает хиты обоймами, словно из пулемета.

В 1998 году в песне рэпера под названием "Money, Cash, Hoes" были такие слова: "S**t, I led a life you can write a book on/Sex, murder, mayhem, and романс for the streets/Мне and I"ll tell ya, it"ll be a best seller"(…, Я живу жизнь, о которой можно написать книгу /Секс, убийства, увечья, уличная романтика/Старичок, я тебе говорю, это будет бестселлер").

В 2010 году рэпер Jay-Z действительно стал соавтором книги о своей жизни. Его автобиография быстро оказалась в тройке самых продаваемых книг в США.

Кстати, в 2012-м капитал Jay-Z составлял более $500 млн., а его 12 альбомов отметились на вершине Billboard 200 - рекорд среди всех сольных исполнителей и второе место в истории после The Beatles.

Еще более показательными кажутся слова из песни рэпера 2Pac (настоящее имя Тупак Амару Шакур) под названием "If I Die Tonight": "I hope they bury me and send me их my rest/Headlines reading Murdered to Death, my last breath"("Я надеюсь, что меня похоронят и позволят отдохнуть/ Заголовок будет таким "Убит до смерти", до своего последнего вздоха").

Тупак Амару Шакур - американский рэпер, киноактер и общественный деятель. Подавляющее большинство его песен повествуют о тяжелой жизни в гетто, насилии, бедности, расизме, проблемах современного общества и конфликтах с другими рэп-исполнителями. Общественная деятельность Тупака была направлена на защиту политического, экономического, социального и расового равенства, а его ранние записи - о насилии, проблемах наркомании и алкоголизма, конфликтах с законом.

Тупак был убит в 1996 году, убийцы так и не были найдены. Тело 2Pac было кремировано, а часть праха смешана с марихуаной и выкурена его друзьями. Это первый рэпер, которому поставили памятник.

Некоторые газеты, сообщая о смерти рэпера, действительно использовали заголовок "Murdered to Death". Впрочем, скорее всего, выбор журналистов был не случаен, а сознательно использованы слова из песни 2Pac.

Гитарист, спевший о своей смерти

Легендарный гитарист Джими Хендрикс умер спустя примерно три года после того, как спел песню "The Ballad of Jimi". В ней были такие слова: "Many things he would try, for he knew he"d soon die… Now Jimi"s gone, he"s not alone, his memory lives on… Five years, this he said. He"s not gone he"s чувствовать dead" ("Много дел он попробовал бы, если бы знал, что скоро умрет… Теперь Джими ушел, он не один, но память живет дольше… Пять лет, так он говорил. Он ушел, он умер".

Хотя Хендрикс еще при жизни заявлял, что песня посвящается одному из его друзей, которого также звал Джими, но в конце записи первой песни можно расслышать слова автора: "это - моя история". После смерти гитариста его фанаты дали волю фантазии.

Хендрикс был найден мертвым утром 18 сентября 1970 года в номере отеля Samarkand в Лондоне. Он провел ночь со своей подругой, немкой Моникой Шарлотт Данеман, и умер в постели, захлебнувшись рвотными массами после приема девяти таблеток снотворного. Данеман заметила, что с Джими происходит что-то не то, однако боялась вызвать скорую из-за находившихся повсюду в квартире наркотиков.

В фильме-биографии Хендрикса врач, дежуривший тогда на скорой, сказал, что к тому моменту, когда Джими увезли в больницу, спасти его уже было невозможно. Джими Хендрикс был похоронен в Гринвудском Мемориальном Парке в Рентоне, вопреки его желанию быть похороненным в Англии.