Возведенное в городе Самарканде в XV столетии медресе Мирзо Улугбека является почитаемым среди мусульман культовым сооружением, осуществляющим духовно-просветительскую деятельность.

Старейшее духовное училище, основанное властителем государства Тимуридов совместно с ученым астрономом Мирзо Улугбеком, входит в величественный архитектурный комплекс. В состав этого ансамбля, находящегося на знаменитой площади Регистан , также включены медресе Шерор и духовное училище Тилля-Кари.

2001 год стал значимым для Самарканда — многие его достопримечательности, в том числе зодческий ансамбль с тремя медресе, были включены в известный список ЮНЕСКО.

Архитектура медресе Улугбека

Здание медресе Улугбека сооружалось в соответствии с мусульманскими правилами и потребностями того времени. Само строение имеет форму прямоугольника длиной 81 метр и шириной 56 метров. Фасад строения обращен к востоку, основным его элементом является пештак — ниша в виде арки, в глубине которой расположены три входных портала. Центральный вход выполнен в виде стрельчатой арки больших размеров, украшенной резной оконной решеткой. Два боковых входа имеют такие же очертания, только в уменьшенных размерах. Над всеми тремя порталами находятся лоджии, с которых открывается великолепный вид на площадь Регистан.

Некогда над четырьмя углами здания медресе возвышались минареты высотой около 33-х метров, до настоящего времени сохранились лишь восточные башни. Внутри строения по его углам размещены довольно обширные аудитории (дарсханы). Внутренний двор в виде квадрата (30×30 м) устлан каменными плитами большого размера. Вокруг дворика тянутся двухэтажные жилые строения с небольшими помещениями (кельями). Расположенные по осям строения айваны, разделяют жилые сегменты надвое. Таким образом, в двухэтажных отсеках находится по шесть комнат (худжра). Закрытые айваны, расположенные в южной и северной части строения, в прежние времена использовались в качестве летних классов. Западный айван имеет проход в зимние аудитории, занимающие практически весь западный сектор сооружения.

При отделке здания использовались все существовавшие на тот момент декоративные материалы — наборная мозаика, кирпич глазурованный, мрамор и майолика (керамическая плитка). Бело-синие оттенки изразцов в сочетании с облицовочными кирпичами терракотового цвета полностью передают самобытность и богатство восточных узоров. Входные порталы строения и фронтоны каждой худжры отделаны разноцветной кашинной мозаикой. Главный вход также украшен мозаикой, образующей восхитительный узор в виде звездного неба, а его пилоны отделаны великолепным панно из мозаичной плитки. Архитектурные формы здания, изысканно украшенные мозаикой в восточном стиле, ставят медресе Улугбека в один ряд с многочисленными памятниками средневекового зодчества Средней Азии.

История медресе Улугбека

Точная дата начала строительных работ доподлинно неизвестна. По надписи, размещенной в нише главного входа, можно сделать вывод, что стройка шла полным ходом уже в начале XV столетия. В те годы, возведение подобных зданий в Мавераннахре проводилось достаточно быстро в течение 4-5 лет. Известно, что медресе приняло своих первых учеников в 1420 г., на основании несложных математических вычислений был сделан вывод, что стройка началась в 1414-1415 годах. Основоположником проекта духовного училища считают придворного архитектора Шакруха, но в своих трудах средневековый философ Висифи обозначил автором замысла зодчего Мухандиса.

В скорости после открытия, духовное училище получило статус элитного образовательного заведения, в котором получали образование известный ученый Абдурахман Джами, знаменитый поэт Навои и суфийский богослов Накшбанди Ходжа. В духовном училище проводились занятия по математике, богословию, естественным наукам и логическому мышлению. Лекции читались известными учеными, к числу которых относился и Улугбек. С момента открытия медресе его возглавил Маулан Хавафи, первый мударрис (руководитель) был бродячим дервишем, обладающим глубокими духовными познаниями.

1533 год ознаменовался в Мавераннахре приходом к правлению хана Убайдулла, перенесшим столицу Узбекистана в Бухару. Самарканд, потерявший значимость, приходит в состояние упадка. Но, в отличие от самого города, духовному училищу Улугбека удалось сохранить статус престижного образовательного заведения стран Средней Азии. За период властвования Бахадура, проводившего кардинальную реконструкцию площади Регистан, духовное училище подверглось капитальному ремонту. Правильные, четкие пропорции здания были взяты за основу проекта строительства нового образовательного заведения впоследствии названный — Шердор.

В неспокойные времена правления хана Абулфейза, сопровождавшиеся народными мятежами и междоусобными войнами, наружный фасад строения был изрядно поврежден. В исторических хрониках XVIII столетия, самаркандский историк Тахир отмечал, что бухарский правитель отдал распоряжение разобрать второй этаж медресе, опасаясь нападения со стороны повстанцев, для которых высокие стены здания могли послужить плацдармом для обстрела его резиденции.

Сильное землетрясение, случившееся в начале XIX века, основательно повредило здание духовного училища, превратив его стены в руины. Восстановление медресе, начавшееся в двадцатых годах XX столетия, продолжалось на протяжении семидесяти лет.

Строительство медресе было начато в 1417 году по распоряжению правителя государства Тимуридов Улугбека, внука Тимура. Это было второе медресе, построенное Улугбеком и носящее имя своего создателя (первое находится в Бухаре, а третье – в Гиждуване). Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории принесло городу славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части центральной площади города Регистан, напротив несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а в начале XVII века на их месте появились два других медресе - медресе Шердор и Тилля-Кари, образовавшие дошедший до наших дней целостный архитектурный ансамбль.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их такие из""вестные учёные как Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек.

Архитектура
Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где проживало более сотни студентов. Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета.

Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики. Порталы-айваны с трёх оставшихся сторон были меньшего размера, задний портал служил входом в мечеть. Эти порталы несут чисто декоративную функцию. Их задача - произвести впечатление монументальности и величия, достигаемое за счёт преувеличенно больших размеров дверных ниш.





Медресе Улугбека на бывшей рыночной площади Регистан - это средневековый университет, который считался самым крупным и престижным в Средней Азии. Медресе в начале XXI века внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Со строительства медресе началась перестройка площади Регистан, где до начала XV века шла оживленная торговля. Просвещенный правитель Самарканда и окружающих земель Улугбек отдал распоряжение построить огромное образовательное учреждение. Строительство здания продолжалось несколько лет и было закончено в 1420 году. Среди выпускников университета были многие прославленные поэты и ученые. Здесь преподавали математику, богословие, логику и т. д. В качестве преподавателей были приглашены лучшие умы исламского мира.

Когда в 1533 году столица ханства Тимуридов была перенесена в Бухару, Самарканд постепенно превращался в обычный провинциальный город. Однако медресе Улугбека все еще пользовалось популярностью. Через некоторое время по его подобию рядом построили еще одно медресе, которое назвали Шердор. Были в истории медресе Улугбека и печальные страницы. Так, один из ханов приказал разобрать второй этаж этого строения, чтобы не дать возможности повстанцам занять выгодную позицию, откуда можно было стрелять по дворцу. В XIX веке медресе дважды сильно пострадало от землетрясений.

Восстановлением средневекового университета занялись только в XX веке. Реставрационные работы растянулись на 7 десятилетий. Сначала архитекторы выровняли наклонившийся один из минаретов, затем занялись ремонтом портала и различных декоративных деталей. Через некоторое время придали правильное положение другому минарету и восстановили разрушенный второй этаж здания.

Олицетворением новой эпохи в жизни Бухары, расцвета ее культурной и экономической жизни является медресе Улугбека - единственная постройка, оставшаяся в Бухаре памятью о великом астрономе Мирзе Улугбеке.

"Потрясателю вселенной", Тимуру, Бухара пришлась не по вкусу. Ему, привыкшему к коню и шатру, невмоготу было в тесных, хотя по-своему и уютных двориках Бухары. Завоевав полмира, он перенес столицу из консервативной, старорежимной и строгой Бухары в веселый и живописный Самарканд. И из шумного торгового центра превратилась Бухара в одну из вотчин великой державы. Но тем не менее Самарканд постоянно чувствовал сдержанное дыхание Бухары, именно отсюда шло влияние духовенства, доходившее до престола.

Внук Тимура, старший сын Шахруха Мирза Улугбек приступил к правлению в 1411 году и правил 36 лет. В это время, как утверждают даже тенденциозные историки, не было ни одного народного волнения, почти прекратились военные действия, наблюдался подъем экономики и особенно культуры. Также, как и его воинственный дед, Улугбек жил в Самарканде. В Бухаре он был несколько раз. К ученому-просветителю недоброжелательно относилось духовенство, осевшее в Бухаре прочным кланом. Не случайно, именно в столице среднеазиатского ислама решил строить Улугбек первое свое медресе. Характерным для времени правления Улугбека является афоризм, вырезанный на двери медресе: "Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки". Тут же были вырезаны и другие слова: "Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери Божьего благословения".

По замыслу Улугбека медресе должно было стать подлинным очагом просвещения. Вот выдержка из книги известного историка В.В. Баротольда "Улугбек и его время". По словам Васифи, первым мударрисом в медресе Улугбека был назначен мауляна Мухаммед Хавафи. Когда постройка приближалась к концу, присутствовавшие при сооружении здания спросили Улугбека, кто будет назначен мударрисом? Улугбек ответил, что им будет человек, сведущий во всех науках. Слова Улугбека услышал мауляна Мухаммед, сидевший тут же в грязной одежде "среди куч кирпича", принимавший участие в постройке медресе, и тотчас заявил о своем праве на эту должность. Улугбек стал его расспрашивать, убедился в его познаниях, велел отвести его в баню и надеть на него хорошую одежду. В день открытия медресе мауляна Мухаммед прочитал лекцию в качестве мударриса; присутствовало 90 ученых; но никто из них не мог понять лекцию, кроме самого Улугбека и Казы-задэ Руми (учителя Улугбека) .

Создателями медресе явились лучшие зодчие того времени Нажметдин Бухари и Исмаил Исфагани.

Что же собой представляет медресе Улугбека ? Это прямоугольное здание со двором и парадным входом, украшенным высоким порталом. Вход раздваивался поперечным коридором. В одном конце коридора находилась дарсхона (комната для занятий), в другом - мечеть. На втором этаже находилась библиотека. Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет два крыла. С обеих сторон его закрывают башни-гульдаста. Четка и продумана внутренняя конструкция: двор обрамлен двухэтажными галереями келий-худжр, где жили учащиеся.

Строители медресе великолепно сочетали декоративное убранство здания с его архитектурой. Стены и арки украшены весьма скромно, но изразцы поблескивают именно там, где ожидаешь их увидеть. В облицовке колонн можно усмотреть аналогию с мечетью Калян. Медресе украшено орнаментом астрального характера, в чем несомненно сказалось мировоззрение Улугбека как астронома.

При первом же взгляде медресе поражает удивительной гармонией, строгостью и выдержанностью форм, пропорциональностью и соответствием конструкции и декора.

Здесь хочется сказать о том значении, которое сыграли медресе в жизни среднеазиатских народов. Прежде всего, несмотря на свою явную религиозную направленность, особенно на ранней стадии, медресе были очагами просвещения. Наряду с изучением Корана здесь знакомились и со светскими науками. Из стен медресе вышли многие ученые, поэты и мыслители.

По сообщениям одного из первых русских путешественников Н. Ханыкова, обучение в медресе длилось от пятнадцати до двадцати лет. В 1841-1842 годах в медресе Улугбека было 80 комнат, студенты получали по 3,5 тилли в год. Занятия шли ежедневно от восхода до захода солнца, кроме пятницы и четверга. Среди окончивших курс в медресе было немало знатоков арабского языка и схоластической теологии. Преподавание велось свободно, студент имел право проходить курс у любого мударрриса, которые часто приобретали форму свободного диспута.