Советская литература

Юрий Карлович Олеша

Биография

Родился 19 февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение Кларимонда (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И. Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 у.е.хал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу.

В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали М. Булгаков, Катаев, Ильф, Е. Петров и др. писатели.

В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение - роман-сказку Три толстяка (опубл. 1928, иллюстрации М. Добужинского), посвятив его своей жене О. Г. Суок. Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем метафор»). Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем положительным героям - циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери.

Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В. Оранского) и художественный фильм (реж. А. Баталов).

Публикация в журнале «Красная новь» романа Зависть (1927) вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе Зависть Олеша создал метафору советского строя - образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу Заговор чувств.

Автобиографичен и образ главной героини пьесы Список благодеяний (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. Список благодеяний фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности - к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т. п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни - установлена единственная истина: революция».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль Нищий, или Смерть Занда.

В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна - не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши - Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи Ни дня без строчки.

В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т. д.

Юрий Карлович Олеша, советский писатель, поэт, родился 3 марта 1899 в Елисаветграде (современный Кировоград) в семье обедневшего польского дворянина. С 1902 году семья писателя проживала в Одессе, насыщенная жизнь этого города оказала влияние на становление будущего писателя. Литературным дебютом Олеши становится стихотворение «Кларимонда», которое он публикует в газете «Южный вестник» в 1915 году. В 1917 году Олеша поступает в Одесский университет на факультет, в течение двух лет постигает основы юриспруденции.

Во время Гражданской войны Олеша остается в Одессе, в 1921 году бежит от голода в Харьков, где работает журналистом. В 1922 году Олеша перебирается в Москву, где сотрудничает с газетой «Гудок», для которой пишет фельетоны и статьи.

В 1924 году Олеша дебютирует в прозе – издает роман-сказку «Три толстяка», через героев которого автор демонстрирует свое романтичное отношение к революции. «Три толстяка», изобилующие своеобразными метафорами, читатели принимают с восторгом, однако критики выдают скептические отзывы.

В 1927 году выходит роман «Зависть», в котором писатель демонстрирует противостояние неудачника, ненужного советской действительности и успешного предпринимателя. На основе этого романа автор ставит пьесу «Заговор чувств». В 1930 году Олеша пишет запрещенную к постановке пьесу «Список благодеяний», в которой обнажает такие пороки советского строя как репрессии, запрет свободы слова, пренебрежение истинным, не политизированным искусством. В 1930-е годы МХАТ дает заказ на пьесу, однако Олеша не может выразить уныние и нужду человека, у которого в жизни осталось только прозвище «писатель».

В дальнейшем враждебная атмосфера советского быта не дает писателю полностью раскрыть свой художественный дар. Олеша чудом не попадает в жернова сталинской репрессивной машины, которая уничтожила многих его друзей. В 1936 году советская власть накладывает запрет на публикацию работ Олеши.

Военные годы Олеша проводит в эвакуации в Ашхабаде. Послевоенная разруха не только жизни, но и культуры, угнетает писателя, он остро ощущает «невроз эпохи». После этого писатель проводит остаток своей жизни в ресторане Дома литераторов со стаканом водки в руке. Умер Олеша 10 мая 1960 года в Москве.







Биография (ru.wikipedia.org )

Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 г. в Елисаветграде (сейчас Кировоград) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался, окатоличился.

Отец - акцизный чиновник. Родным языком был польский. В 1902 г. семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».

Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. переехал по приглашению В.Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 г. родители Олеши смогли эмигрировать в Польшу. Он не поехал с ними.

Творчество

В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке.

Роман для детей «Три толстяка»

В 1924 г. Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение - роман-сказку «Три толстяка» (опубликован в 1928), посвятив его своей жене, Ольге Густавовне Суок. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трех жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини - девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.

Роман «Три толстяка» был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в «Трех толстяках» всем положительным героям - циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трёх толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В.Оранского) и художественный фильм (реж. А.Баталов).

Место действия

Атмосфера страны Трёх Толстяков (нигде название государства, где происходят эти события, не упоминается) напоминает дореволюционную Одессу. В мире повести нет магии как таковой, но некоторые её элементы всё же присутствуют. Например, ученый по имени Туб создал куклу, способную развиваться внешне как живая девочка, и отказался делать наследнику Тутти железное сердце вместо человеческого (железное сердце требовалось Толстякам для того, чтобы мальчик вырос жестоким и безжалостным). Туб, проведя в клетке зверинца восемь лет, превратился в существо, напоминающее волка, - полностью оброс шерстью, у него удлинились клыки.

Страной правят Три Толстяка - магнаты-монополисты. Кто правил страной до них, неизвестно, они являются регентами при несовершеннолетнем наследнике Тутти и собираются передать ему власть. Население страны делится на «народ» и «толстяков» и им сочувствующих, хотя чётких критериев такого деления не даётся. Толстяки в общем представлены как богачи, обжоры и бездельники, народ - как бедняки, голодающие, рабочий люд, но среди героев романа немало исключений.

Сюжет

В стране Трёх Толстяков революционная ситуация - недовольство бедной части общества, попытки поднять мятеж. Идейными вдохновителями революционеров являются оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Один из главных героев повести, учёный, доктор Гаспар Арнери, сочувствует народу, хотя сам - довольно обеспеченный человек. Поднявшие мятеж гвардейцы дворцовой стражи испортили чудесную куклу наследника Тутти, подобную внешне живой девочке, и доктору отдан приказ починить механизм за одну ночь под угрозой строгого наказания. Он не может этого сделать по объективным причинам и везёт куклу во дворец, но по дороге теряет её. В поисках куклы он находит девочку-циркачку Суок, как две капли воды похожую на сломанную куклу. Она соглашается подменить куклу и помочь революционерам (спасти Просперо из дворцового зверинца). Девочке это удаётся, но саму её приговаривают к смерти. Тем не менее, всё для неё и революционеров складывается удачно, власть Толстяков свергают, а Суок и Тутти (который оказался её братом) дают представления вместе.

Герои

* Доктор Гаспар Арнери - старый учёный, самый известный в стране, сочувствует народу.
* Гимнаст Тибул - один из вождей революционеров, акробат, цирковой артист из труппы «балаганчик дядюшки Бризака», лучший гимнаст в стране.
* Суок - девочка-циркачка двенадцати лет, напарница Тибула.
* Август - старый клоун из труппы «балаганчик дядюшки Бризака».
* Тётушка Ганимед - экономка доктора Гаспара.
* Оружейник Просперо - один из вождей революционеров.
* Наследник Тутти - мальчик двенадцати лет, наследник Трёх Толстяков.
* Раздватрис - учитель танцев, сочувствующий Толстякам.
* Три Толстяка - правители страны, их имена не упоминаются, в повести их называют Первым, Вторым и Третьим Толстяками.
* Туб - бывший учёный, создатель куклы наследника Тутти.
* Граф Бонавентура - капитан дворцовой гвардии.

Экранизации

* 1963 - «Три толстяка» - рисованный мультфильм.
* 1966 - «Три толстяка» - фильм Алексея Баталова.
* 1980 - «Разлучённые» - музыкальный кукольный мультфильм по мотивам повести «Три толстяка».

Аудиоверсии

* Грампластинка «Три толстяка», литературно-музыкальная композиция режиссёра Н. Александровича.

Интересные факты

* Имя главной героини Суок - девичья фамилия жены писателя, Ольги Густавовны, и её сестры, Серафимы Густавовны** - первой возлюбленной Олеши. В книге имени дается особое толкование: имя Суок означает «вся жизнь» на вымышленном «языке обездоленных». Фамилия экономки доктора Гаспара, Ганимед - имя персонажа греческой мифологии, виночерпия на Олимпе. Просперо - имя чародея из Шекспировской пьесы «Буря». Фамилия капитана Бонавентуры - псевдоним средневекового теолога и философа Джованни Фиданцы.
* По другому источнику, Серафима Густавовна Суок была женой Олеши. Ольга Борисовна Эйхенбаум о Викторе Шкловском: «В 53-м году он ушел из семьи - как говорил папе, потому что неправильно повела себя его жена, Василиса Георгиевна. (Красная строка.) Шкловский был очень свободолюбивый человек и требовал для себя свободы действий. У него был роман со своей машинисткой Симочкой Суок. Когда-то она была женой Олеши, потом - Нарбута, а потом - просто машинисткой у известных писателей - для приобретения мужа, внешне очень интересная и человек интересный. Но Виктор Борисович не собирался уходить из семьи: у него была дочка, и он всю жизнь любил свою Василису. Однажды он пришел домой в 12 часов, ему дверь не открыли. И он ушел к Симе в ее десятиметровую комнату, оставив жене все: квартиру, библиотеку, дачу. И остался в комнатке Симы в коммунальной квартире». (Эйхенбаум Б. М. Мой временник. СПб., 2001. С. 623-624.) - Александр Щедрецов
* Одним из первых художников, взявшихся за иллюстрацию книги, был Мстислав Валерианович Добужинский.

Роман «Зависть»

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют роман «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному деятелю общепита Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя - образ колбасы как символ благополучия.

Нет сомнений, что в образе главного героя писатель видел себя. Это он, живой и настоящий Юрий Олеша, а не придуманный им Николай Кавалеров, завидовал новому обществу колбасников и мясников, счастливо влившихся в построение нового строя, марширующих в ногу с новой властью и не желающих понимать и принимать чужие страдания не влившихся в их марширующий строй.

По мотивам произведения в 1935 году был снят фильм «Строгий юноша» режиссером Абрамом Роомом.

Находившийся под влиянием Олеши молодой писатель Виктор Дмитриев взял себе псевдоним «Николай Кавалеров».

«Лишний человек» - писатель-интеллигент

Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. «Список благодеяний» фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности - к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни - установлена единственная истина: революция».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил только в 1986 году в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда».

Ни одно из всех выдающихся произведений Олеши не смогло завоевать в Советской России такой популярности, как «Три толстяка». Его творчество оставалось неизвестно и закрыто для большинства читателей страны.

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 г. не печатались и не упоминались официально (запрет был снят лишь в 1956 г.).

Важное место в наследии Олеши занимает книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» (опубликована в 1961 году, после смерти писателя). Дополненное издание «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать. Юрий Олеша щедро и искренне рассказал о себе в своей последней автобиографической книге «Ни дня без строчки».

В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна - не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

Последние годы

Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой категории. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?..

Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд).

Издания

* Олеша Ю.К. Избранное. - М.: Худож. лит., 1974.
* Олеша Ю.К. Зависть, Три толстяка: Романы; Ни дня без строчки / Вступ. ст. В. Шкловского. - М.: Худож. лит., 1989. - 495 с.

Библиография

* Белинков А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. - Мадрид, 1976;
* Белинков А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. Предисловие Чудаковой М. А. - М.: РИК «Культура», 1997. - 539с.
* Беляков С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. - 2004. - № 10.
* Беляков С. Хороший плохой писатель Олеша // Урал. - 2001. - № 9.
* Катаев В. П. Алмазный мой венец. М.: 1979 и др. изд.

Примечания

1. 1 2 3 Юрий Карлович Олеша (http://www.peoples.ru/art/literature/story/olesha/)
2. Юрий Карлович Олеша. Аннотация (http://lib.aldebaran.ru/author/olesha_yurii/olesha_yurii_ni_dnya_bez_strochki/)
3. Могилы знаменитостей (http://m-necropol.narod.ru/)

Биография ("Литературная энциклопедия" (т. 1-9, 11, 1929-39, неконч.), А. Прозоров. )

Значительная в художественном отношении повесть «Зависть» выдвинула Олешу в первые ряды советских писателей. Позднее повесть была переделана автором в пьесу «Заговор чувств». Олешей написаны: книга для детей «Три толстяка», пьеса под этим же названием, рассказы, составившие сборник «Вишневая косточка», пьеса «Список благодеяний» (поставленная в 1931 в театре им. Мейерхольда). В последние годы О. пережил некоторый творческий кризис (см. его признания в интервью, «Литературная газета», No 25, 1933). После «Списка благодеяний» в печати появлялись лишь небольшие рассказы, отрывки, очерки, заметки, письма, декларации Олеши. В настоящее время О. закончил своеобразный в жанровом отношении киносценарий «Строгий юноша».

В своей художественной прозе и драматургии Олеша в своеобразной эмоционально-острой форме отражает борьбу двух миров, двух культур, которая развертывается им в плане борьбы идейно-психологических принципов. Произведения Олеши имеют поэтому характер пронизанных лиризмом философско-образных обобщений. О. ставит проблемы, специфические для интеллигенции, вышедшей из мелкой буржуазии и в своем развитии сближающейся с пролетариатом, строящим социализм, но сближающейся не сразу, не прямо, а с известными колебаниями и отклонениями в своем пути.

Основные герои О. - мелкобуржуазные интеллигенты, воспитанные «старым миром» и унаследовавшие его культурные традиции. Основная тема произведений О. - столкновение такого интеллигента с «новым миром». Необходимость идейно-психологической перестройки для индивидуалиста-романтика, разошедшегося с новой действительностью, - тезис, проводимый О. через все произведения. О. акцентирует трудности перестройки. Смена двух эпох отражена в его творчестве преимущественно с той стороны, с какой она означает конец «старого мира», а не зарождение нового. Воспроизводя кризис и крах буржуазно-интеллигентской, индивидуалистической психологии и культуры, О. не показывает переделки своих героев законченной.

Можно различить две струи в творчестве О. - романтическую и сатирическую, реалистическую. Романтически идеализируя некоторые стороны внутреннего мира своих героев, О. в то же время признает их переживания и устремления иллюзорными, не соответствующими объективной действительности и иронизирует над ними, переходя к реалистическому изображению. Иронико-сатирический момент в творчестве Олеши объясняется отталкиванием от прошлого, романтическая струя в значительной мере связана с непреодоленными до конца пережитками индивидуализма и субъективизма.

Герои О. - индивидуалисты-романтики - сами начинают осознавать свою историческую обреченность. В большей или меньшей степени всем им свойственен «гамлетизм», раздвоенность между старым и новым, победу и превосходство которого они начинают признавать. «Мыслью я воспринимала полностью понятие коммунизма... Но ощущение мое было против», говорит Гончарова («Список благодеяний»). Конфликт мысли и ощущения, разума и чувства - основное в характеристике внутреннего мира героев О., стоящих на историческом рубеже. Эта же тема выступает в рассказах О. в более общем философском плане как противоречие субъективного ощущения и объективной закономерности явлений. Чувственно-эмоциональное восприятие жизни у О. отличается энергией и богатством красок, но в то же время и индивидуалистическим произволом, иллюзорно преображающим мир. С другой стороны, рассудочное мировосприятие, давая правильную ориентировку в действительности, обесцвечивает жизнь (в рассказе «Любовь» крыльям любви Шувалова противостоит «закон притяжения» Ньютона, в рассказе «Вишневая косточка» «невидимой стране внимания и воображения» противостоит «план» и т. д.). Противоречие остается неразрешимым.

О. неоднократно говорит о «новой серии состояний человеческой души», которую принесет эра социализма. Но художественного воплощения новые чувства в его творчестве пока не нашли. Характерно, что само художественное творчество для О. неразрывно с чувствами «одинокой личности», не нашедшей для себя места в новой действительности («зависть» как источник творчества в «Секретных записях попутчика Занда», 1933).

У О. есть тенденция не только «старинные», «мелкие» чувства, но и все многообразие человеческих чувств и переживаний отнести на счет старого человека, а новому оставить голую логику, «техническое отношение» к жизни. Так. в «Зависти» Николаю Кавалерову и Ивану Бабичеву противостоят Андрей Бабичев и Володя Макаров, и главный план противопоставления - строй чувств.

Образ Кавалерова - широкое художественное обобщение типических черт мелкобуржуазного интеллигента, существующего в пореволюционной действительности. Кавалерова характеризует созерцательно-эстетическое и субъективистски-романтическое отношение к жизни. Его устремления проникнуты крайним индивидуализмом, антисоциальностью, стремлением к личной славе, утверждению своего «я» хотя бы в форме нелепого и преступного «гениального озорства». На этой почве Кавалеров и приходит в конфликт с советской действительностью: «В нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами... самая замечательная личность - ничто».

Признавая несовместимость индивидуализма Кавалерова с современностью, О. не сумел дать художественно развитого опровержения взгляда Кавалерова на социализм как на систему, не благоприятствующую развитию личности. Но бесспорной заслугой О. является показ того, как индивидуалистическое, анархическое бунтарство в условиях нашего времени скатывается в болото прямой обывательщины. Как только Кавалеров переходит от романтических мечтаний к реальной действительности, он оказывается в рядах того же мещанства, от которого как будто отталкивался сначала, попадает в объятия гиперболически пошлой Анички Прокопович.

Иван Бабичев, с одной стороны - дальнейшее развитие и гиперболизация Кавалерова, с другой - связующее звено между ним и откровенным обывателем. В Иване О. дал трагикомическую, эксцентрическую фигуру защитника эгоистической частнособственнической обывательщины - «короля пошляков».

Обреченность и неспособность войти в «прекрасный поднимающийся мир» в нем представлены еще острее, чем в Кавалерове.

Кавалерова и Ивана Бабичева О. ведет к поражению. Они «завидуют» новому миру, но не имеют реальной почвы под ногами для борьбы с ним. Изображая их поражение, О. в то же время расцвечивает всеми красками внутренний мир этих героев. Мир фантазии, мечты, искусства является достоянием их, а не обезличенных и «лишенных воображения» людей нового мира. Это вносит в оптимистическую в своей основе повесть о гибели старого мира ноты пессимизма, отражающие боязнь О. за судьбы личности, духовной культуры, художественного творчества при социализме (проявляющуюся и в других произведениях О. вплоть до «Списка благодеяний» и «Секретных записей попутчика Занда»).

Противостоящие в «Зависти» индивидуалистическим бунтарям и мещанам образы Андрея Бабичева и Володи Макарова не являются полноценными образами нового человека. Основные их дефекты - аполитизм, изоляция от классовой борьбы и отсутствие революционной целеустремленности. Андрей Бабичев показан здоровым, жизнерадостным, чуждым рефлексии, благодушно настроенным делягой. Лишенный внутреннего идейно-психологического богатства, ушедший в строительство «Четвертака» узкий практик, он не может противопоставить Кавалерову и Ивану Бабичеву всеохватывающего, качественно иного мировоззрения.

Еще более узким показывает Олеша Володю Макарова. Лейтмотив Макарова - стать «человеком индустриальным», «человеком-машиной», равнодушным ко всему, что не есть работа.

И в других произведениях О. обычно противостоят субъективист-романтик, отрывающийся от действительности, и практик-объективист, утрачивающий богатство человеческих чувств (Шувалов и «дальтоник» в «Любви», Гончарова и Федотов в «Списке благодеяний» и др.). Последний отнюдь не является достаточным идейным преодолением первого.

В «Списке благодеяний» намечается продвижение О. к более глубокому пониманию тенденций развития современности. Сравнительно с «Завистью» дана большая обостренность конфликта, большая непримиримость противоречия между интеллигентской психологией и требованиями классовой борьбы. Для Гончаровой жить и чувствовать по-старому оказывается уже невозможным, и она трагически гибнет. Гончарова не просто старый человек в условиях нового времени, но человек старого мира, который спорит сам с собой, человек, разорванный на две половины (которым соответствуют ведущиеся ею список благодеяний и список преступлений советской власти). Если Кавалеров только завидует новому миру, то Гончарова осознает его моральное превосходство, «справедливость» революционного дела пролетариата. Гончарова приходит не к «равнодушию», но к попытке включиться в ряды борющегося пролетариата. Однако и Гончарова лишь жертвует собой, и тем самым остается неразрешенным вопрос об органическом участии интеллигенции в созидании нового мира и в частности вопрос о судьбах искусства при социализме.

Олеша - яркий, красочный художник, большой мастер формы. Он умеет подметить и живописно передать ту или иную деталь, чувственный облик явлений действительности. Широко употребляемые автором метафоры, сравнения отличаются свежестью, остротой; Олеша передает ими оттенки настроений героев, свое авторское жизнеотношение. Для его стиля характерно сочетание идейной содержательности с насыщенностью эмоциями. Наряду с этим творчество О. все же страдает некоторой схематичностью, однолинейностью в построении образов положительных героев.

Библиография: I. Зависть, с рис. Н. Альтмана, изд. «ЗиФ», М., 1928 (первонач. в журн. «Красная новь», 1927, кн. VII и VIII); То же, с гравюрами на дереве В. Козминского, изд. «Советская литература», М., 1933; Три толстяка, с рис. М. Добушинского, изд. «ЗиФ», 1928 (изд. 2-е, Москва, 1930); Вишневая косточка, изд. «Федерация», Москва, 1931; То же, издание 2-е, Москва, 1933; Список благодеяний, Пьеса, изд. «Федерация», Москва, 1931; Записки писателя, изд. «Огонек», Москва, 1932.

II. Ермилов В., За живого человека в литературе, изд. «Федерация», М., 1928 (ст. «Освобождающийся человек»); Черняк Я., О «Зависти» Ю. Олеши, «Печать и революция», 1928, No 5; Полонский В., Преодоление «зависти», «Новый мир», 1929, No 5; Берковский П., О прозаиках, «Звезда», 1929, No 12; Его же, Заметка о драматургах, «Октябрь», 1929, No 12; Гоpбов Д., Поиски Галатеи, изд. «Федерация», М., 1929 (ст. «Оправдание зависти»); Берковский П., Текущая литература, изд. «Федерация», М., 1930 (ст. «О реализме честном и реализме вороватом»); Эльсберг Я. М., Кризис попутчиков и настроения интеллигенции, изд. «Прибой», Л., 1930 (ст. «Зависть» Ю. Олеши как драма интеллигентского индивидуализма); Прозоров А., О «Списке благодеяний» Ю. Олеши, «На литературном посту», 1931, No 23; Гурвич А., Под камнем Европы, «Список благодеяний» Ю. Олеши в театре им. Вс. Мейерхольда, «Советский театр», 1931, No 9; Селивановский А., О социализме и древонасаждении, «Литературная газета», 1931, No 35; Зелинский К., «Критические письма», изд. «Федерация», М., 1932 (ст. «Змея в букете» или о сущности попутничества); Селивановский А., Коварство и любовь Занда, «Литературная газета», 1932, No 10; Соболев В., Гуляя в саду..., там же, 1933, No 25; Корабельников Г., Конец чеховской темы, «Литературный критик», 1933, No 1; Левин Л., Тема одинокой судьбы, «Литературный современник», 1933, No 7; Гурвич А., Юрий Олеша, «Красная новь», 1934, No 3.

Рассказывают Михаил и Борис Ардовы

Олеша не только автор гениальных «Трех Толстяков» и романа «Зависть». Не только писатель, по сути создавший в нашей литературе жанр «записных книжек» («Ни дня без строчки»). Он персонаж воистину литературный, потому что еще при жизни о нем рассказывали анекдоты, байки, истории и легенды. Вот лишь несколько из них.

«Катаев с юности был дружен с Юрием Олешей. В тридцатые годы они были знаменитые и богатые писатели. Как-то, гуляючи по улице Горького, они познакомились с двумя барышнями и ради развлечения пригласили их в ресторан «Арагви».
Там обоих писателей прекрасно знали, приняли с почетом и предоставили отдельный кабинет. Они заказали шампанского и ананасов. Катаев вылил две бутылки шипучего в хрустальную вазу и стал резать туда ананасы.
Одна из барышень сделала ему замечание:
- Что же это вы хулиганничаете?.. Что же это вы кабачки в вино крошите?..
В те годы Юрий Олеша сидел в своем любимом кафе «Националь» в компании друзей-литераторов. А за другим столиком, поодаль, сидели еще два писателя и о чем-то очень горячо спорили. Один из сидящих с Олешей сказал:
- Вот эти двое - самые глупые среди нас. Это всем известно. И вот они ссорятся, спорят... Интересно, о чем?
Олеша тут же сказал:
- Они сейчас выясняют, кто глупее - Байрон или Гете... Ведь у них свой счет, с обратной стороны.

Будучи в Ленинграде, Олеша подписал договор с местным отделением Детиздата. Он получил аванс и покинул издательство в 12 дня. А в 3 часа пополудни Юрий Карлович позвонил в Детиздат и потребовал к телефону директора.
Тот взял трубку:
- Я вас слушаю.
- Я подписал с вами договор. Требую внести в него поправки!
- Какие поправки? - встревожился директор.
- Читаю по прежнему тексту: «Детиздат в лице директора - с одной стороны... и Юрий Карлович Олеша, в дальнейшем именуемый «автор...» Вот это надо изменить!..
- Как изменить? Зачем?..
- А вот так: «в дальнейшем именуемый Юра...», «Юра обязан...», «Издательство выплачивает Юре...», «Юра не в праве...».

Олеша говорил:
- В последнее время образовались «ножницы», некое несоответствие между сроком прохождения рукописи в издательстве и сроком человеческой жизни...

Будучи в Одессе, Олеша лежал на подоконнике своего номера в гостинице. По улице шел старый еврей, торгующий газетами.
- Эй, газеты! - закричал Юрий Карлович со второго этажа.
Еврей поднял голову и спросил:
- Это откуда вы высовываетесь?
- Старик! - сказал Олеша. - Я высовываюсь из вечности».

Фото из архива «Огонька»

Дата публикации на сайте: 22 февраля 2011.
Корректировка содержания: 27 июля 2012.

Юрий Карлович Олеша - советский писатель, поэт, драматург.

Будущий писатель родился 3 марта 1899 г. в городе Елисаветграде, ныне Кировоград. Его родителями были обедневшие польские дворяне. По одной из родовых линий Юрий Олеша являлся потомком знатного дворянского рода. Изначально род Олеши был православным, впоследствии, в результате польской экспансии, Олеши перешли в католичество. Глава семьи - Карл Антонович Олеша в молодости был состоятельным помещиком, вместе с братом он унаследовал обширное имение под названием «Юнище». Однако спустя некоторое время братья продали имение, а деньги постепенно спустили в карты. Благодаря этому событию Карл Олеша был вынужден пойти на государственную службу, где исполнял должность акцизного чиновника. О своих родителях писатель вспоминает так: «Отец всё время пропадал в клубе, выпивал и играл в карты, мама - Ольга Владиславовна, была очень красивая и умела замечательно рисовать, её даже называли Рафаэлем».

Молодые годы

В 1902 г. Олеши переехали в Одессу - город поэтов, остроумцев, а также великих пройдох. В Одессе воспитанием маленького Юрия занималась бабушка, она же и преподала Олеше первичные знания, обучила грамоте, счёту и письму. В 1905 г. мальчик стал свидетелем знаменательного революционного события - восстания на броненосце «Потёмкин». Безусловно, мелкобуржуазная семья Олеши воспринимала это событие как надвигающееся бедствие. Многие жители Одессы боялись, что восставший броненосец начнёт обстреливать город.

В 11 лет мальчик пошёл учиться в подготовительный класс Ришельевской гимназии. В последней Олеша быстро завоевал репутацию ироничного, колкого острослова, из-за этого многие предпочитали с ним не связываться. В те годы в стремительно набирала популярность новая английская игра - футбол. Юный Олеша прекрасно обращался с мячом, он играл за гимназистскую сборную и был нападающим. В гимназии Олеша начал писать стихи, его стихотворение «Кларимонда» получилось настолько удачным, что даже было напечатано в газете «Южный вестник».

В 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет. После свершения всех революций родители Юрия эмигрировали в Польшу. Разумеется, юношу уговаривали поехать с семьёй, однако он наотрез отказался. Олеша хотел жить и работать в новой России. Вместе со своими друзьями Эдуардом Багрицким, Валентином Катаевым и Ильёй Ильфом он организовал поэтический кружок «Коммуна поэтов». Вскоре кружок стал очень популярен в студенческой среде. Два раза в неделю в университете устраивались поэтические вечера, там молодые таланты читали собственные стихи, а также состязались в остроумии, благо было с кем и кому. На поэтическом небосклоне того времени уже сияли ныне бессмертные имена: , они были кумирами университетской молодёжи. Поэтические вечера пользовались таким успехом, что за вход даже ввели плату. На деньги, вырученные от продажи входных билетов, юные поэты смогли издать собственный сборник. К тому времени относятся первые драматургические опыты Олеши. Он написал пьесу «Маленькое сердце», вскоре силами двух поэтических кружков - «Коммуны поэтов» и «Зелёной лампы» (это был кружок Валентина Катаева) - пьеса была с успехом разыграна. Однако горячее революционное время диктовало свои условия.

В 1918 г. Одесса около 17 раз переходила от белых к красным и наоборот, какое-то время в городе хозяйничали и интервенты: немцы, англичане, французы. Окончательно Советская власть в Одессе установилась лишь в 1920 г. В городе появилось огромное количество различного пришлого люда, бежали от большевиков, спасались от красного террора. В числе прочих в Одессу прибыл поэт Владимир Нарбут, человек всей душой преданный революции, воевавший за неё. В «благодарность» за это в 1938 г. он был расстрелян. Нарбут обладал блестящими организаторскими способностями, поэт собрал вокруг себя активно пишущую одесскую молодёжь и создал новое поэтическое объединение «Югроста». Команда Нарбута занималась активной агитационной деятельностью на стороне красных. Молодые люди ездили по окрестным сёлам, где показывали целые поэтические спектакли, в которых рассказывали простым людям о пользе революции. Тогда же Олеша сочинил революционную пьесу «Игра в плаху», которая была поставлена в Одессе в Театре революционной сатиры. Чуть позже пьесу поставили в Харькове в новом «Молодом театре». Юрий Олеша попал в список красных драматургов, рекомендованных к постановке.

В 1921 г. революционному поэту Владимиру Нарбуту был обозначен новый фронт работ, он стал директором РАТАУ (Радио-телеграфного агентства Украины). Для вступления в должность Нарбут отправился в Харьков, молодые поэты Олеша и Катаев последовали вслед за ним. В Харькове Олеша какое-то время работал в театре «Балаганчик», там он заведовал литературной частью. Однако уже в 1922 г. Юрий Олеша переехал в . В столице молодой литератор проживал в Камергерском переулке, в «писательском доме». В эти годы он активно писал статьи и фельетоны. Произведения Олеши печатались в популярной рабочей газете «Гудок», в этой же газете печатались , Катаев, Ильф и Петров. С лёгкой руки одного из коллег Олеша получил псевдоним Зубил. Читателям очень полюбились его статьи, отличавшиеся хлёсткостью, меткостью слова и остроумием.

Кличка «писатель»

В 1924 г. Олеша написал самое знаменитое своё произведение - роман-сказку «Три толстяка». Толчком к написанию произведения послужила влюблённость. Предмет его любви жил в доме напротив, а звали её Валентина Грюнзайд. Однажды Олеша увидел её в окне: девушка увлечённо читала книгу, как потом оказалось, это были сказки Ганса Христиана Андерсена. Влюблённый Олеша заявил, что напишет сказку не хуже знаменитого датчанина и посвятит её Валентине Грюнзайд. Роман был написан в общежитии для бездомных литераторов, в здании типографии газеты «Гудок», где Олеша проживал совместно с Ильёй Ильфом. Олеша сотворил свою сказку прямо на рулонах типографской бумаги. Это же общежитие будет описано в искромётном романе Ильфа и Петрова «12 стульев». Первое издание «Трёх толстяков», как и обещал Олеша, было посвящено Валентине Леонтьевне Грюнзайд. Однако прошло несколько лет, и девушка вышла замуж, но не за Олешу, а за его друга Евгения Петрова - знаменитого соавтора Ильфа. Удивительно, но факт: невзирая на гениальность и революционную направленность, сказка «Три толстяка», не была немедленно напечатана. Писателю было отказано, красные цензоры забраковали произведение, посчитав его ненужным в настоящий революционный момент.

Ещё в бытность свою в Одессе Олеша познакомился с сёстрами Суок, дочерьми австрийского эмигранта. Три сестры Лидия, Ольга и Серафима вращались в одесских поэтических кругах. Олеша безумно влюбился в младшую сестру Симу, девушка ответила взаимностью. Спустя какое-то время молодые люди стали жить вместе. Поначалу всё складывалось хорошо, однако вскоре ветреная Симочка ушла к бухгалтеру Маку. Олеша ревновал, сходил с ума от горя. Его хороший товарищ Валентин Катаев не мог равнодушно смотреть на страдания друга. Он отправился к Маку, взял Симу за руку и привёл её обратно к Олеше, они снова стали жить вместе. Однако радость Олеши была недолгой, Сима вышла замуж и вновь не за него, а за его друга - Владимира Нарбута. В дальнейшем Сима ещё два раза выходила замуж, но это уже совсем другие истории. Старшая сестра Лидия Суок также вышла замуж за писателя, она стала женой Эдуарда Багрицкого. В 1936 г., когда арестовали поэта Владимира Нарбута - мужа её младшей сестры, Лидия отважно бросилась на его защиту, вследствие чего сама получила 17 лет сталинских лагерей. Средняя же сестра Суок - Ольга вышла замуж за Юрия Олешу и прожила с ним всю жизнь, показав себя верной и преданной подругой.

В 1927 г. Юрий Олеша написал и издал роман «Зависть», лучшее своё произведение. Сразу после выхода романа в свет на писателя обрушилась лавина славы, он стал почитаем и знаменит. В 1929 г. по мотивам «Зависти» была написана пьеса «Заговор чувств», а в 1935 г. знаменитый режиссёр Роом снял художественный фильм под названием «Строгий юноша». В 1931 г., правда, уже под другим названием - «Список благодеяний», пьеса попала в руки театрального режиссёра Всеволода Мейерхольда. Гениальный режиссёр блестяще воплощает роман на сцене. Спектакль собирает аншлаги, однако спустя всего три сезона пьеса была убрана из репертуара. После выхода романа «Зависть» Юрий Олеша выдвинулся в первый эшелон советских писателей.

В 1928 г. наконец-то были изданы «Три толстяка». Сразу после напечатания сказка стала безумно популярна у читателей. В ней было всё: яркие герои, полёт фантазии, настоящая любовь и дружба, а также стремление к свободе, равенству и братству. В 1930 г. на сцене МХАТа была поставлена инсценировка сказки, которая и по сей день с огромным успехом ставится на мировых театральных подмостках. Сказка была переведена на 17 языков, по её мотивам поставлен балет на музыку Виктора Оранского, а также снят прекрасный художественный фильм, где в роли Тибула выступил замечательный артист Алексей Баталов.

В 1930-е гг. по заказу МХАТа Олеша написал пьесу, в ней он отразил мысли, терзавшие его на протяжении большого периода времени. Суть пьесы сводилась к следующему: главный герой - одинокий писатель, человек, который не смог приспособиться к новой жизни, он остался без денег, без друзей, у него не осталось ничего кроме клички «писатель», разумеется, этот герой был автобиографичен. Можно сделать вывод, что к середине 30-х годов Юрий Олеша абсолютно разочаровался в Советской власти.

В 1934 г. мысли о печальной судьбе многих представителей интеллигенции Юрий Олеша высказал на первом съезде советских писателей. Лучшие театры страны ждали от Олеши новых произведений, он был на пике популярности, но ожидание было напрасным. Писатель был раздавлен гнетущей атмосферой сталинского режима, его лучшие друзья были арестованы, многие расстреляны. Юрий Олеша не мог больше писать. Он начал выпивать. Вплоть до своей кончины писатель более не издал ни одной книги. С 1936 г. Олешу перестали переиздавать, имя его также было предано забвению. Лишь в 1956 г. его произведения вновь разрешили издавать.

Во время войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, после вернулся в Москву. Всё своё свободное время Олеша проводил в Доме писателей, но не в залах для выступлений, а в ресторане - за стаканом водки. Денег у него не было совсем. Все думали, что Олеша вовсе ничего не пишет, однако оказалась, что это не так. За время забвения он написал автобиографическую книгу, в которой в свойственной ему манере, великолепным слогом, писатель выразил выношенные, наболевшие мысли, как о самом себе, так и об окружающем его мире. В 1961 г. на основе автобиографических записей была издана книга под названием «Ни дня без строчки». Всю свою жизнь Юрий Олеша мечтал побывать за границей, однако он так и не смог осуществить свою мечту.

Да, действительно, Юрий Олеша написал за свою жизнь немного, в десятки раз меньше чем многие «заслуженные писатели», но зато - как написал. В нём был истинный талант! Великий остроумец, мастер художественного слова, таким он запомнился нам - благодарным читателям.

Дмитрий Сытов


Юрий Карлович Олеша родился 3 марта (19.02 ст.с.) 1899 г. в Елисаветграде (ныне - Кировоград, Украина) в обедневшей дворянской семье. Отец, разорившийся польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма.

В 1902 г. семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе двадцатилетний Олеша вместе с В. Катаевым , Э. Багрицким, И. Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов», а также был одним из самых активных сотрудников «Бюро украинской печати».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 г. пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 г. уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал журналистом и печатал стихи в периодической печати. В 1922 г. родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу, но сам Юрий остался и переехал в Москву, где работал в железнодорожной газете «Гудок», с которой в то время сотрудничали М. Булгаков , В. Катаев , И. Ильф , Е.Петров и др. писатели. Тогда его стихотворные фельетоны, выходившие под псевдонимом «Зубило», почти каждый день печатались в «Гудке». Работая в газете, он много ездил, повидал многих людей, накопил большой запас жизненных наблюдений. Фельетонист «Зубило» очень помог писателю Олеше.

В тоже время Олеша начал писать свое первое прозаическое произведение – роман-сказку «Три толстяка» , ночуя в редакции, на листах газетной бумаге. Написал за восемь месяцев. Его музой стала 13-летняя девочка Валя Грюнзайд. Он увидел ее на балконе, читающей Андерсена , и влюбился. Когда вырастет, она прочтет мою книгу и станет моей женой - решил писатель. Но замуж она вышла не за Олешу, а за Евгения Петрова. Женой Олеши стала Ольга Суок, которой автор и посвятил свою сказку.

В 1924 Олеша дописал «Трех толстяков» (опубликовал в 1928, иллюстрации М. Добужинского). Сказка была проникнута романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в «Трех толстяках» всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В. Оранского) и художественный фильм (реж. А. Баталов).

В это же время писатель публикует в журнале «Красная новь» роман «Зависть» (1927), который вызвал полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. «Список благодеяний» фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т.п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда».

В 1931 г. вышел сборник «Вишневая косточка», объединивший рассказы Олеши разных лет. Киноповесть «Строгий юноша» была опубликована в 1934 г., после чего имя Олеши встречалось в печати только под статьями, рецензиями, заметками, очерковыми зарисовками, иногда - рассказами. Он написал воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, И. Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил (Стендале, Чехове, Марке Твене и др.).

В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – В. Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга «Избранные сочинения», а также переизданы «Три толстяка».

Во времена отлучения Олеша работает сценаристом. Виктор Шкловский, разбирая бумаги автора, нашел завязки для более трехсот пьес. Но вышли только три фильма. Один из них - «Строгий юноша» режиссера Абрама Роома - о музыке, женской красоте и богатстве. И еще о том, что музыка ценнее любого богатства, а женская красота важнее самой гениальной музыки. Разумеется, фильм запретили и положили на полку лет на сорок. Также по сценариям Олеши были поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; для театра им. Е. Вахтангова Олеша инсценировал роман «Идиот».

В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д. Главным делом в последний период жизни считал работу, которую вел изо дня в день, придумав условное название «Ни дня без строчки», предполагая позднее написать роман.

Книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» собрана из записей Юрия Олеши Виктором Шкловским и опубликована после смерти писателя в 1965 году. В 1999 году вышло дополненное издание под названием «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать.

Литературная поденщина давала заработок, но не моральное удовлетворение. Это стало для талантливого писателя причиной творческого бесплодия и развития алкоголизма. Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории - не за служение родной коммунистической партии, а за истинный талант писателя. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас? Так было нельзя.

Юрий Карлович Олеша скончался от инфаркта 10 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

В отличие от многих других писателей, оставил после себя не так уж много произведений Олеша Юрий Карлович. Биография его хотя и печальна, но она полна ярких моментов. Как и многие авторы революционного периода, Олеша достиг вершин славы, став культовым писателем в огромной молодой стране. Почему же тогда он на пике популярности практически перестал творить и превратился в жалкого пьяницу-попрошайку?

Благородные родители будущего писателя

Юрий Олеша (писатель, которого многие, по недоразумению, считают детским) появился на свет в семье потомков разорившихся польских дворян. Часто в биографиях этого автора пишут, что его отец был выходцем из знатного рода из Беларуси. Это не совсем верно. Действительно, Олеша - это фамилия знаменитых белорусских дворян XVI в. Однако со временем они приняли католичество и переехали в Польшу. По этой причине, к началу XX в. семейство Юрия Карловича Олеши было стопроцентными поляками.

Хотя мать будущего писателя (Олимпия Владиславовна) и его отец (Карл Антонович) - были людьми благородного происхождения, из-за финансовых проблем семейству приходилось жить скромно. Карл Олеша состоял на службе в качестве акцизного чиновника.

После революции Олимпия и Карл Олеши эмигрировали из Российской империи в Польшу, где и прожили до конца своих дней. Сам писатель отказался покидать родину, но очень переживал разлуку с родными. Кто знает, может быть, на старости лет даже сожалел, что отказался уехать с родителями Юрий Олеша. Биография его тогда могла бы сложить совершенно по-другому. Хотя, возможно, его талант мог полноценно раскрыться лишь у него на родине.

Юрий Карлович Олеша: краткая биография детских лет

В первые 3 года жизни ничем примечательным не отличился Юрий Олеша. Биография для детей в учебниках, как правило, опускает елесаветградский период его жизни, делая акцент на переезде родителей писателя в Одессу. Ведь именно этот город стал для него настоящей родиной, а также колыбелью для его таланта.

Через несколько лет после переезда Юрий Карлович Олеша поступил в Ришельевскую гимназию. Здесь он увлекся игрой в футбол и даже участвовал в городских соревнованиях на стороне гимназии. Однако из-за проблем с сердцем юноше скоро пришлось оставить любимое хобби. Но скоро он нашел новое - сочинения стихов.

Очарованный произведениями Гумилева, еще в годы учебы в гимназии начал писать собственные стихи юный Юрий Олеша. Писатель, биография которого публикуется во всех учебниках страны - вот каким видел свое будущее талантливый гимназист. Особо внушало надежды то, что его «Кларимонду» опубликовали в «Южном вестнике». Однако руководству гимназии не очень нравилось увлечение их воспитанника, поэтому юноше запретили сочинять стихи, и на время он оставил свои литературные опыты.

В революционный 1917 г. Олеша благополучно окончил гимназию и поступил в местный университет на юридический факультет.

Участие в одесском «Коллективе поэтов»

Однако так и не стал юристом Олеша Юрий Карлович. Биография его была изменена Революцией 1917 г. и последовавшими за ней перемены в общественном укладе страны.

Как и многие его друзья-литераторы - В. Катаев, И. Ильф, Э. Багрицкий, Олеша встретил все это с радостью и надеждами на появление нового, более совершенного и справедливого мира. Желая стать частью него, через 2 года учебы юноша бросил университет и сосредоточился на построении своей литературной карьеры. Возможно, толчком к этому также послужило то, что в 1919 г. будущий писатель переболел тифом и едва остался в живых.

Как бы ни было на самом деле, но уйдя из университета, Олеша, вместе с Ильфом, Катаевым и другими соратниками, организовал литературную группу «Коллектив поэтов».

Это учреждение просуществовало 2 года. За это время в его рядах побывало около 20 известных литературных деятелей (включая Владимира Сосюру, Веру Ибнер и Зинаиду Шишову).

На собраниях «Коллектива поэтов» его участники читали собственные произведения, а также декламировали стихи Маяковского, который был для них эталоном поэзии нового времени.

Помимо литературных вечеров, Олеша с товарищами занимались образовательной деятельностью. В частности они распространяли книги среди рабочих и красноармейцев, а также создали собственную библиотеку.

Активная и весьма плодотворная деятельность «Коллектива поэтов» была замечена в Москве, и к 1922 г. многих из них пригласили переехать в столицу СССР или работать в других важных городах страны. Из-за того, что главные руководители литературной группы уехали из Одессы - она распалась.

Юрий Карлович уехал из города у моря на год раньше этого события - его пригласили работать в Харькове.

Три музы Юрия Олеши

У начинающего писателя было несколько причин уехать из родного города. Одна из них - женщина.

Еще будучи одним из руководителей «Коллектива писателей», состоял в любовных отношениях с Серафимой Густавовной Суок Юрий Олеша.

Биография возлюбленной писателя ярко свидетельствует, что была она женщиной сомнительных моральных устоев. Однако в тот период в богемной сфере такое поведение казалось модным и даже прогрессивным.

Состоя в фактическом браке с Олешой, Серафима (Сима) завела кратковременный роман с одним из коммерсантов. Ходили слухи, что это сделано было чуть ли не по просьбе самого Олеши и Катаева. Якобы мужчины надеялись, что красавица Сима сможет раздобыть у состоятельного ухажера продуктовые карточки или другие дефицитные товары, которых так не хватало в то голодное время. Однако когда Суок переехала жить к «спонсору», Юрий Карлович испугался, что потеряет любимую навсегда, и увез ее домой.

К сожалению, после возвращения в скором времени ветреная Симочка увлеклась советским поэтом Владимиром Нарбутом и ушла от Олеши, став женой своего нового и перспективного избранника.

В отчаянье брошенный писатель женился на ее сестре Ольге, которая стала его верной спутницей на всю жизнь.

Обе сестры Суок стали прообразом главной героини «Трех толстяков». Причем если официально это произведение было посвящено жене Олеши, то сам характер героини был скопирован с неугомонной Симочки, которая успела еще дважды побывать замужем после развода с репрессированным Нарбутом.

Помимо сестер Суок, была у Юрия Карловича еще одна муза, для которой он и написал «Трех толстяков». Имя этой красавицы - Валентина Леонтьевна Грюнзайд. Хотя когда они познакомились - она была еще девочкой по имени Валя. Олеша был очарован ее детской грацией и пообещал написать для нее сказку, что впоследствии и сделал. Также он иногда шутил, что когда Грюнзайд вырастет - жениться не ней. Но повзрослев, Валентина стала женой его друга - Петрова.

Фельетонист в «Гудке»

Переехав в 1921 г. в Харьков, стал трудиться в качестве автора стихотворений и фельетонов Юрий Олеша. Биографию кратко его в тот период можно описать как: работа и еще раз работа. Произведения Юрия Карловича в то время становятся все более популярными. А чтобы не думать о сердечной ране после разрыва с Симой, Олеша полностью сосредотачивается на работе - и не зря. Уже через год работы в Харькове его переводят в столицу СССР.

Здесь он становится активным участником литературной жизни и знакомится со многими своими кумирами.

Получив должность в газете «Гудок», писатель публикует в ней свои колкие, искрометные фельетоны, которые завоевывают любовь читателей по всей стране. При этом он использует псевдоним «Зубило».

Успех на литературном поприще и признание властей заставляет писателя задуматься над написанием крупной прозы.

Революционно-романтическая сказка «Три толстяка»

Первым крупным произведением Юрия Карловича Олеши стала обещанная Вале Грюнзайд сказка - «Три толстяка». Хотя опубликована она была в 1929 г., написал автор ее значительно раньше - в 1924 г.

В этой истории о борьбе трудолюбивого народа с толстяками-дармоедами писатель воплотил все свои революционные идеалы. Эта книга полна метафор и сказочности, хотя в ее сюжете нет места волшебству.

Несмотря на то, что написана данная книга была для Валентины Грюнзайд, главную героиню этой сказки (акробатку Суок), Юрий Карлович назвал в честь бывшей возлюбленной и нынешней супруги.

Хотя прошло уже много лет с момента создания "Трех толстяков" - без сомнения, это самое оптимистическое произведение, которое написал Юрий Олеша. Биография его, к сожалению, после создания этой сказки постепенно стала превращаться в кошмар. Ведь советская власть понемногу занялась угнетением инакомыслящих. Трагизм этой ситуации заключался еще и в том, что большинство деятелей искусства стали перед выбором: подчиниться власти и самому стать угнетателем или сдаться и быть раздавленным тоталитарной машиной.

В будущие годы многие из друзей и знакомых писателя в той или иной мере становились жертвами новой культурной политики. Свое разочарование Юрий Карлович описал в другом крупном произведении - романе «Зависть».

«Зависть» Юрия Олеши

В 1927 г. в «Красной нови» впервые публикуется роман Олеши - «Зависть». Строго говоря, это произведение не было первым крупным произведением Юрия Карловича. Поскольку к тому моменту уже были написаны «Три толстяка», но опубликованы они будут спустя 2 года.

Роман «Зависть» был очень тепло встречен критиками и читателями. Вероятнее всего, это было связано с тем, что Олеша описал в нем трагичность судьбы современного ему интеллигента, который оказывается не нужным в новом советском обществе.

Однако всего через пару лет роман «Зависть» был поддан жесткой критике, поскольку не соответствовал социалистическому реализму.

А между тем, в нем Юрий Олеша биографию кратко изложил не только свою, но и сотен других деятелей культуры, которые оказались не нужны новой стране, но при этом не имели возможности ее покинуть. Ходили слухи, что образ Андрея Бабичева был списан с Маяковского.

Этот роман наделал много шума и вознес своего создателя на вершину. А после публикации «Трех толстяков» его автор стал признанным советским писателем. Теперь практически в любом учебнике встречалась большая или малая биография Юрия Олеши. Казалось, впереди его ждет долгожданное светлое будущие - но этого не случилось.

Творческая депрессия Олеши

Как человек творческий, Юрий Карлович был довольно чувствительным и не замечать изменения в обществе в конце 20-х - начале 30-х гг. попросту не мог. Помимо горького разочарования в идеалах революции, Олешу постигла другая трагедия. То, о чем он хотел писать, не интересовало власть. Более того, оно не просто считалось не актуальным, но и постепенно приобретало статус незаконного.

В условиях советского реализма нужно было писать либо то, что от тебя ждет Партия, либо не писать вообще. Вот только на что жить, если ничего не писать? Тем более что не публикующийся автор автоматически причислялся к тунеядцу. А это уже было преступлением.

Разочаровавшись в современной литературе, Юрий Олеша впал в депрессию и стал часто выпивать. Через пару лет он стал хроническим алкоголиком. Усугубляло его состояние известия о репрессиях его коллег. А самоубийство Маяковского (который когда-то был для писателя светочем в литературе) и вовсе пошатнуло здоровье Юрия Карловича.

Последние годы

Несмотря на проблемы со здоровьем, хронический алкоголизм и депрессию писателя, он прожил еще 30 лет и умер в мае 1960 г.

Самым ярким достижением Олеши в этот период были его дневники. Их опубликовали отдельной книгой «Не дня без строчки» уже после смерти автора.

Однако если дневники - это творчество для души, то на жизнь «для тела» Юрий Карлович зарабатывал написанием пьес и киносценариев. Большинство из них - адаптации произведений Чехова, Достоевского, Куприна, а также «Трех толстяков» и «Зависти».

При этом были и пьесы собственного сочинения. В частности «Смерть Занда». В этом неоконченном произведении о судьбе писателя-коммуниста Занды, Олеша пытался изложить свои взгляды на окружающую его социалистическую действительность.

В последние десятилетия своей жизни практически нищенствовал Олеша Юрий Карлович. Биография для детей, которая подается во многих учебниках, редко уделяет внимание этому факту. Однако в этот период писатель вел практически жизнь бомжа.

Дело в том, что у него не было своего жилья, и автор «Зависти» чаще всего жил у кого-то из друзей или знакомых. Кроме редких литературных заработков, получить деньги на еду ему помогало банальное попрошайничество на улице. А выпить удавалось за счет более удачливых молодых советских писателей, которые угощали его из уважения к великому таланту.

Будучи в молодости франтом, на старости лет Юрий Карлович вынужден был ходить в лохмотьях.

Умер писатель от банального сердечного приступа.

Как бывшего литератора, его похоронили на Новодевечьем кладбище г. Москвы. В первом ряду первого участка.

Еще в годы своей алкогольной депрессии Юрий Олеша шутил, что предпочел бы, чтобы его похороны были гораздо скромнее, чем ему положены за литературные заслуги. При этом он хотел бы при жизни получить в деньгах разницу стоимости обеих церемоний.

Юрий Олеша: биография, интересные факты