Биография и эпизоды жизни Петрова-Водкина. Когда родился и умер Петров-Водкин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, изображения и видео.

Годы жизни Петрова-Водкина:

родился 24 октября 1878, умер 15 февраля 1939

Эпитафия

«Там, где лежит туман,
где степь непроходимая
Зелено-ярких вод -
поют о новом дне.
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить,
а здесь мы, как во сне…»
Из стихотворения Рюрика Ивнева, посвящённого К. С. Петрову-Водкину и его картине «Купание красного коня»

Биография

При упоминании имени художника Петрова-Водкина первое, что вспоминается, — это его знаменитый «красный конь». Долгие годы творчество художника воспринималось исключительно как образчик социалистического реализма. И мало кто знает, что на самом деле этот талантливейший художник-самородок начинал свой творческий путь с иконописи, а затем учился на лучших европейских образцах, чтобы впоследствии перенести достижения мировой культуры на русскую почву.

Будущий художник родился в провинциальном городке, в семье сапожника. В раннем юношестве он увлёкся работой местных иконописцев и начал пробовать рисовать самостоятельно. Вряд ли из этого вышло бы что-то путное, если бы не случай: в городке оказался именитый столичный архитектор Р. Мельцер, который случайно увидел рисунки юноши. Это предопределило судьбу Петрова-Водкина: архитектор забрал его в столицу для получения образования.

Талантливый юноша учился в Петербурге и Москве, где занимался с В. Серовым; затем прожил несколько лет в Париже и Италии, продолжая учиться у великих мастеров. В возрасте 33 лет он вошёл в объединение «Мир искусства», а пару лет спустя стал оформлять театральные спектакли. Одновременно с этим Петров-Водкин пробовал свои силы в сфере литературы; впоследствии стал преподавать живопись.


Реакция на картины Петрова-Водкина со стороны современников не была однозначной. Его специфическая пластика, работа со сферической перспективой, монументальность фигур и определённая идеализация человеческих лиц, даже выбор сюжетов, не говоря уже о происхождении и «говорящей» фамилии художника, вызывали жёсткую критику. Одним из непримиримых врагов Петрова-Водкина стал М. Горький. Но вместе с тем его современники Борисов-Мусатов, А. Бенуа, С. Дягилев превозносили выдающиеся способности художника. Даже непримиримый враг современной живописи И. Репин, увидев «Купание красного коня», не смог не признать этого таланта.

Петров-Водкин жил насыщенной жизнью, часто ездя из Петербурга в Москву и постоянно совершенствуя своё мастерство. После Октябрьской революции новая власть приняла его с распростёртыми объятиями, позволив работать и учить так, как он считал нужным. И художник пользовался этой возможностью — в том числе и для создания далеко не однозначных в идеологическом плане картин, включая несколько подозрительный портрет Ленина, драматическую своей будничностью «Смерть комиссара» и потрясающе выразительную «Тревогу».

Художник умер в Ленинграде от осложнений туберкулёза. Почти сразу после его смерти слава художника угасла: советская власть вдруг вспомнила и его иконы, и учёбу за границей. И лишь несколько десятилетий спустя наследие великого художника вновь стали изучать и оценивать так, как оно того заслуживает.

Линия жизни

24 октября 1878 г. Дата рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
1893 г. Окончание городского училища.
1893-1895 гг. Обучение на классах живописи и рисования Ф. Бурова.
1895 г. Переезд в Петербург, поступление в Центральное училище технического рисования Штиглица.
1897 г. Переезд в Москву, поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1905 г. Окончание училища, поездка в Италию, обучение в Париже.
1906 г. Женитьба на Марии Йованович.
1907 г. Поездка в Северную Африку.
1908-1909 гг. Работы Петрова-Водкина впервые выставляются на художественном салоне вместе с картинами В. Серова, Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева.
1913 г. Начало работы театральным художником в театре Незлобина.
1918-1933 г. Преподавательская работа.
1922 г. Рождение дочери.
1932 г. Избрание первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.
15 февраля 1939 г. Дата смерти Петрова-Водкина.

Памятные места

1. Родной дом Петрова-Водкина в Хвалынске, ныне — художественно-мемориальный музей.
2. Самара, где Петров-Водкин учился на классах живописи в 1895-1897 гг.
3. Дом № 9 по 18-й линии ВО в Ленинграде, где художник жил с 1915 по 1924 гг.
4. Версаль, где жил и работал Петров-Водкин в 1924-1925 гг.
5. Ул. Новоорловская в Шувалово (Санкт-Петербург), где Петров-Водкин жил в 1925 г.
6. Дом № 2 по Садовой улице в Пушкине (Детском Селе), бывший Великокняжеский флигель лицея, где Петров-Водкин жил с 1928 по 1936 гг.
7. Дом № 14 по Каменноостровскому пр. (ранее — Кировскому) в Ленинграде, где художник жил с 1936 по 1939 гг.
8. Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где на Литераторских мостках похоронен Петров-Водкин.

Эпизоды жизни

Первой «настоящей» работой Петрова-Водкина стало изображение Мадонны с младенцем на здании лечебницы Вредена в Петербурге, выстроенного его патроном, архитектором Мельцером. Это одна из первых майолик Петербурга, созданная в 1904 г., и её до сих пор можно увидеть на стене больничной церкви.

На первой версии знаменитого «Купания красного коня» конь был не красным, а гнедым. Но эту картину художник уничтожил собственноручно, а на второй масть коня стала соответствовать названию. Картину было принято ассоциировать с революцией и диктатурой пролетариата, но на самом деле она была написана задолго до революционных событий, в 1912 г.

С 1920 г. художник болел туберкулёзом, и в 1929 г., когда болезнь серьёзно осложнилась, врачи запретили ему писать. Лёгкие Петрова-Водкина плохо реагировали на запах краски. В результате вынужденного творческого бездействия художник написал несколько ярких книг, но они получили категорически негативную оценку М. Горького и не были изданы. Всего Петров-Водкин написал 20 рассказов, 3 повести и дюжину пьес.

Заветы

«Мыслите о Земле как о планете и никогда не ошибетесь, ребята!»

«Форма и цвет, объемлющий эту форму, — это и есть живопись».

«Творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом».


Документальный фильм «Кузьма Петров-Водкин. Вселенная художника»

Соболезнования

«Редко можно найти такое счастливое сочетание, чтобы мастер, впитавший лучшие достижения Запада, остался исконно русским и нашел бы убедительный язык в своем руководстве».
Николай Рерих

«При всей его природной русскости о нем говорили как об иностранце, о французе и старались найти манерность в его картинах. Но манерности не было. Был характерный стиль. Петров-Водкин неоднократно бывал за границей, но не мог там оставаться. Его тянуло домой, а домом его была русская земля. Русскому народу Петров-Водкин принес свое художественное достояние».
Николай Рерих

«Покинул он землю быстрее многих. Похоронен через дорожку от могилы И. П. Павлова на Волковом кладбище. Мир праху его. Ночь, при свете фонаря закапывали, было таинственно и странно. Рос холм, украсили венками и цветами этот холмик и разошлись. Прости, Кузьма Сергеевич. Прости…»
Ученик и друг Петрова-Водкина П. К. Голубятников

Публикации раздела Музеи

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал

И коны - как первые живописные впечатления. Посмертная эпитафия - в качестве одной из первых картин. Кузьма Петров-Водкин вполне мог продолжить семейное дело - выбрать сапожное мастерство или, как и намеревался, работать на железной дороге. Но стал художником - известным на весь мир .

«Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»…

Кузьма Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1926-1927. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Портрет А.П. Петровой-Водкиной. 1909. ГРМ

Иконописцы-староверы, сосед-караульщик и живописец-вывесочник стали, сами того не зная, первыми учителями для Кузьмы . В Хвалынске, где мальчик родился в семье сапожника, о живописи можно было лишь мечтать - глядя на зелень садов, лесистые холмы, высокий берег Волги. Рос Кузьма в природной красоте и любви, опекаемый родителями и бабушками.

«Вот, очевидно, в это короткое время получил я запасы образов, запасы семян моей родины, от напевов, шепотов, сказов, с утра до постели баюкавших меня, научивших биться детское сердце в унисон с людьми»…

Из книги Петрова-Водкина «Моя повесть»

С детства мальчик красками выражал свои эмоции. От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге. Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров. Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни. Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память». Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище.

Окончив четырехклассное городское училище, Кузьма о живописи всерьез не думал - отправился в Самару поступать в железнодорожный техникум. Лишь не сдав экзамен, пошел работать вывесочником и учиться в классы рисования Федора Бурова. Без особой творческой пользы: «Мы ни разу не пытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний» .

За впечатлениями: от Петербурга до Африки

Кузьма Петров-Водкин. Африканский мальчик. 1907. Частная коллекция

Кузьма Петров-Водкин. Семья кочевника. 1907. Чувашский государственный художественный музей

Кузьма Петров-Водкин. Кафе. 1907. ГРМ

Кардинально изменил жизнь Петрова-Водкина приезд в Хвалынск петербургского архитектора Роберта Фридриха Мельцера. Увидев работы юноши, тот обещал помочь с учебой в Петербурге. В 1895 году Кузьма выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица и учился на деньги хвалынских купцов. Одна из первых работ художника Петрова-Водкина - образ Богоматери с младенцем на стене церковной аспиды в Александровском парке Петербурга.

Спустя два года Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Валентин Серов . По принятой тогда моде, молодой художник отправился завершать образование за границу. Побывал в Греции, Италии, Франции и даже Северной Африке - где совершенствовал технику рисунка и набирался впечатлений. Поднимался к жерлу Везувия, спасался в Сахаре от бедуинов. Написал «Семью кочевников», портрет «Африканского мальчика», «Кафе» - множество этюдов и картин. Вернулся в Россию с супругой Марой.

«Друг мой, жена моя , - писал Петров-Водкин из-за границы - ты должна знать, какую большую обузу ты взяла на себя, полюбив своего Кузю. Мы будем деятельны и энергичны, будем работать для человечества» .

Мир искусства

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. ГТГ

Кузьма Петров-Водкин. Сон. 1910. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912. ГТГ

Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года - Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон». Реалист Илья Репин выступил с разгромной статьей, один из предводителей «Мира искусства» Александр Бенуа встал на защиту, считая картину шедевром.

«Купание красного коня» - главная работа Петрова-Водкина тех лет. Знаменитым стал второй вариант картины. Первый эскиз известен по черно-белой фотографии. Близкий в деталях, далекий в образах. Работая над полотном, художник находился под впечатлением от новгородских икон. Конь у Петрова-Водкина «запылал», как у Георгия Победоносца на творениях древнерусских мастеров.

Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. «Да, этот художник талантлив !» - произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Однако из-за военных событий полотно осталась в Швеции, вплоть до 1950 года.

«Искренний попутчик революции»

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920. ГТГ

Кузьма Петров-Водкин. Селедка. 1918. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. ГРМ

После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт - это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту» . К примеру, «Селедка»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин - роскошь в голодном городе.
Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир.

«1918 год в Петрограде», картина, почти сразу ставшая известной как «Петроградская Мадонна». Одна из самых трогательных работ художника. Над суетой и толпами - лик, словно эхо старых образов иконной Богоматери. Молодая работница с младенцем на руках. Ни взгляда назад: само спокойствие и сосредоточенность. Как символ материнства и надежды - полной смирения, в атмосфере тревоги и волнений.

Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара». Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ - в бой. Позировал художнику поэт Сергей Спасский. Картина сдержанна и в то же время полна трагизма.

1928 год оказался непростым для самого художника. Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом - не выдерживали легкие. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев». Не оставляя краски, Петров-Водкин взялся за перо: двадцать рассказов, двенадцать пьес, три повести. Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге.


Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой.

"Богоматерь Умиление злых сердец" 1914-1915

Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 году с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. В 1909 году в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924).

"Автопортрет" 1907

"Яблоко и вишня" 1907

"В мастерской художника" 1901

"Театр. Фарс" 1907

"Театр. Драма" 1907

"Кафе" 1907

"Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной, жены художника" 1907

"Натурщик" 1906

"Натурщица" 1907

"Негритянка" 1907

"Берег" 1908

"Портрет Анны Пантелеевны Петровой-Водкиной, матери художника" 1909

"Старухи" 1909

Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910); здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн; в области литературы - Морис Метерлинк). Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам Илья Репин, а защиту - Александр Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил. Дальнейшая эволюция показывает, что символизм художественного языка коренился в самой натуре живописца, равно как и в иконописной традиции, новое открытие которой состоялось именно в это время. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным.

"Голова Юноши" 1910

"Женщина в хитоне" 1910

"Изгнание из Рая" 1911

"Купание красного коня" 1912

"Женская голова" 1912

"Автопортрет" 1912

"Натюрморт с яблоками" 1912

"Астры" 1912

"Портрет Наташи Грековой (Казачка)" 1912

"Юность (поцелуй)" 1913

"Мать" 1913

На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916).

"Портрет мальчика" 1913

"Девушки на Волге" 1915

"На линии огня" 1916

"Скрипка." 1916

Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать", 1913; "Мать", 1915; "Утро. Купальщицы", 1917).

"Утро" 1917

"Полдень" 1917

"Яблоки" 1917

"Женская голова" 1918

"Микула Селянинович. Голова" Этюд. 1918

"Головы мальчиков" 1918

В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в "сферической перспективе". Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы - в расчете на динамику зрителя. Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с "планетарной" точки зрения. Разнообразие пространственных позиций в картине связано с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина.

"1918 год в Петрограде" 1920

"Голова мальчика-узбека." 1921

"Автопортрет" 1918

Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918; "Голова мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922, и др.). Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.

"Портрет Анны Андреевны Ахматовой" 1922

"Автопортрет" 1921

"Голова мальчика-узбека" 1921

"Композиция" 1921

"Ташкент (в чайхане)" 1921

"Утренний натюрморт" 1918

"Портрет дочери художника" 1923

"Портрет Н.А. (Женский портрет)"


"Селедка" 1918

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919; "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Предметы включены в то же единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем предметном языке. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918).

"Скрипка" 1918

"Натюрморт с синей пепельницей" 1920

"Натюрморт с зеркалом" 1919

"Скрипка" 1921

"Натюрморт. Цветы и женская голова" 1921

"Мадонна с младенцем" 1923

"После боя" 1923

"Портрет Мадам Боден" 1924

"Портрет Любови Михайловны Эренбург" 1924

"Эскиз грима Бориса к спектаклю " Борис Годунов" 1924

"Эскиз грима Марины Мнишек к спектаклю "Борис Годунов" 1924

"Париж. Нотр-Дам" 1924

"Натюрморт с письмами" 1925

"Работница (девушка в красном платке)" 1925

Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920; "После боя", 1923; "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.

"Автопортрет" 1926

"В Шувалове" 1926

"Девушка у окна" 1928

"Утро в деревне (весна в деревне)" Эскиз 1928

"Смерть комиссара" 1928

"Автопортрет" 1929

"Портрет Сергея Дмитриевича Мстиславского" 1929

"Яблоко и лимон" 1930

На рубеже 1920-х и 1930-х годов Петров-Водкин, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, вновь обратился к литературному творчеству. Именно тогда им написаны автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности искусства.

"Натюрморт. Черёмуха в стакане " 1932

"1919 год. Тревога" 1934

Последнее значительное произведение Петрова-Водкина - "1919 год. Тревога" (1934). Хотя своим названием картина адресует к конкретным историческим событиям, она сочетает в себе контрастные смыслы и вырастает до символа целой эпохи. Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919.

"Весна" 1935

Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.


"Новоселье" 1937



" Кормление ребёнка"

"За самоваром"

"Портрет Андрея Белого." 1932

"Семейный портрет (автопортрет с женой и дочерью)" 1933

"Натюрморт (Стакан чая, Чернильница и яблоко на столе)" 1934

"Натюрморт. Виноград и Яблоко" 1934

"Землетрясение в Крыму." 1927

"Портрет дочери художника" 1935

"Дочь рыбака" 1936

"Девочка с куклой (портрет Татули)" 1937

"Натюрморт. Букет цветов и лампа" 1937

"Портрет ученого Леонида Витальевича Канторовича" 1938

"Пушкин в Петербурге (Пушкин на Неве)" 1937-1938

Темой нашей статьи будет биография Петрова-Водкина. Кузьма Сергеевич - выдающийся российский художник, работавший на рубеже 19-20 веков. Он занимался не только живописью, но и графикой, театрально-декоративным и монументальным искусством. Кроме того, Петров-Водкин является создателем нескольких автобиографических повестей. Об этом выдающимся человеке и поговорим.

Петров-Водкин биография

Родился Кузьма Сергеевич 24 октября 1878 года в в городе Хвалынске. Поначалу он учился в городском училище, а затем поступил в самарскую рисовальную школу. Позднее еще несколько лет был воспитанником Центрального училища технического рисования. И только в 1897 году будущий художник поступил в Московское училище живописи, зодчества и ваяния, где вошел в состав мастерской В. А. Серова. Окончил это учебное заведение в 1904 году.

Как художник Петров-Водкин (биография которого нами сейчас рассматривается) формировался во время серьезных перемен, происходящих как в политической жизни, так и в искусстве России и Европе. Не отжил еще а уже начали появляться новые направления, связанные с изменившимися эстетическими идеалами 20 века.

Еще одной сложностью творческого становления Петрова-Водкина было то, что он в пятнадцать лет увлекся литературой. Из-за этого художник долго не мог определиться, какому искусству отдать предпочтение. Живопись в итоге победила, но, как мы увидим далее, литературу Кузьма Сергеевич так и не оставил.

Путешествие в Италию и русская иконопись

В 1905 году отправляется в Италию Петров-Водкин. Биография этого периода, который составил четыре месяца, повествует об увлечении художника рисунком. Он запечатлел на бумаге все возможные движения и положения человеческого тела. Именно эти наброски легли в основу его первых работ - «Берег», «Элегия» и «Колдуньи».

После возвращения на родину биография Петрова-Водкина круто меняется. Художник знакомится с В 1911-1912 года он впервые увидел образцы иконописи 14-15 веков, которые произвели на него большое впечатление. С этого момента начались творческие искания Кузьмы Сергеевича в этом направлении. Именно на основе иконописи художник создает свой уникальный стиль.

«Купание красного коня», «Мать», «Девушка на Волге»

Начинает проявлять свою творческую самобытность Петров-Водкин, биография которого - предмет нашего обзора. Художника выносит на суд поклонников прекрасного отличные образцы им же и созданного стиля. Например, картина «Купание красного коня», принесшая Кузьме Сергеевичу популярность. Вначале планировалось изобразить сцену купания коней при закате солнца, которую автор когда-то видел на Волге, невдалеке от Харькова.

Но встреча с древнерусской живописью заставила изменить изначальную задумку. Теперь центром полотна стал огнеподобный пылающий конь, который вызывал бы ассоциации с образом Георгия Победоносца, встречающимся на множестве древних икон. На картине он стал символом благородства, могучей воли и неисчерпаемой энергии. Те, кто видели картину впервые, отмечали, что нашли в полотне предзнаменование будущих изменений в общественной жизни, которые, к слову, не заставили себя долго ждать. Не случайно на выставке «Мир искусства» картину поместили над входом, подобно знамени.

Затем появилась еще одна картина в том же стиле - «Мать». Работа над ней велась с 1911 по 1913 годы. На полотне нарисована сидящая женщина в красной юбке и розовой кофте, на руках у нее ребенок. А на заднем фоне изображены приволжские степи, уходящие в глубь картины.

Но наиболее важным стала полотно «Девушка на Волге», свидетельствующее о большом творческом росте Петрова-Водкина. Эта картина стала своего рода этапом на пути к формированию уникального стиля Кузьмы Сергеевича. Замысел ее возник у художника на основе впечатлений, полученных во время наблюдений за жизнью волжан. Однако не только родной Хвалынск помог в написании картины, но и воспоминания об итальянских фресках эпохи Возрождения, на которых с особым изяществом были изображены молодые девушки. Именно сочетание житейских наблюдений, работ итальянских мастеров и русская иконопись породило новый самобытный стиль.

Преподавание

Петров-Водкин (биография художника это подтверждает) уделял огромное внимание воспитанию своих молодых коллег. Так, он преподавал рисунок и живопись в художественной школе Е. Звягинцевой. Кроме того, Кузьма Сергеевич создал свою педагогическую систему, направленную на помощь молодым художникам в овладении мастерством живописи.

В это же время Петров-Водкин перешел в своем творчестве на систему трехцветия. Его концепция основывалась на утверждении, что все богатство цветовой палитры строится на основе трех цветов - синего, красного и желтого. Только сочетание этих оттенков может создать наиболее четкие и сильные гармонии. Это положение отлично иллюстрируют два полотна Петрова-Водкина: «Полдень. Лето» и «Утро. Купальщицы».

Революция

Встретил начало революционных действий на родине Петров-Водкин. Краткая биография Кузьмы Сергеевича рассказывает о том, что в этот период своей жизни он занимался созданием плакатов, оформлением журналов, делал всевозможные иллюстрации.

Наиболее ярко революционная действительность отразилась в полотне под названием «1918 год в Петрограде». На картине была изображена женщина с ребенком. Мать стоит на балконе, который изображен на фоне улицы, заполненной взбудораженной толпой людей. Она словно бы охраняет своего ребенка, что повышает общую эмоциональную настороженность всего полотна. У этой работы было и другое наименование - «Петроградская мадонна». Образ матери становится всеобъемлющим, единственным человеческим чувством, способным объединить всех людей.

Еще одним откликом на события революции стало полотно «Поле боя». На картине изображены трое красногвардейцев, скорбящих о командире, павшем в бою. На заднем плане можно увидеть момент гибели этого командира.

Кроме этого, на протяжении 20-30 годов художник работает над портретами. Так, в 1922 из-под его кисти выходит знаменитое изображение Анны Ахматовой.

Биографические произведения

Продолжаем такую тему, как биография Петрова-Водкина. Кратко можно далее упомянуть и о литературных дебютах знаменитого художника. Как писатель Кузьма Сергеевич проявил себя в создании биографических произведений. Среди них можно назвать: «Пространство Евклида», «Хлыновск», «Самаркандия».

Два первых произведения были написаны в период с 1928 по 1932 годы, когда врачи запретили Петрову-Водкину писать масляными красками из-за угрозы здоровью, так как в тот период он был серьезно болен. А «Самаркандия» стала итогом посещения Средней Азии в 1921 году. Все эти повести были хорошо встречены критикой и публикой, а впоследствии не раз переиздавались. Кроме того, произведения стали основой для монографий, брошюр и статей, посвященных жизни Петрова-Водкина.

Награды

Биография художника Петрова-Водкина будет неполной без упоминания о его наградах. Итак, Кузьма Сергеевич был избран почетным членом французского астрономического общества, которое вручило ему почетный диплом. В 1928 году художник участвовал в венецианской Международной выставке искусства. А в 1936 году в Москве, а затем и в Ленинграде, состоялась персональная выставка его работ.

Смерть

До конца жизни мысли Петрова-Водкина были поглощены искусством, в его голове неустанно рождались новые замыслы и идеи. Однако тяжелая болезнь не позволила им реализоваться, и в 1939 году художник скончался. Похоронен Петров-Водкин был на Волковом кладбище в Ленинграде.

Творчество Кузьмы Сергеевича стало искусством огромных масштабов, основанным на классических европейских традициях и древнерусской живописи. Уникальный и неподражаемый стиль, сотворенный Петровым-Водкиным, до сих пор вызывает не только интерес публики, но и множество споров критики.

Таков был жизненный путь, который пошел Петров-Водкин. Биография, картины и книги художника прекрасно дополняют эту информацию.

Автопортрет. 1897

Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в бедной семье в приволжском городке Хвалынске Саратовской губернии. Он был первенцем в семье сапожника Сергея Федоровича Водкина и его жены Анны Пантелеевны, урожденной Петровой. Дед будущего живописца, сапожник Петр, был легендарной личностью, известным на весь Хвалынск пьяницей, прозванным Водкиным (детей Петра нарекали то Петровыми, то Водкиными, так образоваласьдвойная фамилия). Однажды Петр Водкин, в пьяном виде, взял кроильный нож да и зарезал собственную жену, и сам вскоре скончался в страшных муках. Его сын, отец живописца Сергей Петров-Водкин был не глуп и запомнил урок навсегда. Он сделался единственным сапожником на весь Хвалынск, в рот не бравшим водки.
Детство Кузьмы во многих отношениях было счастливым. Хотя семья жила трудно и бедно, он был опекаем бабушками, тетями, дядьями и другими добрыми людьми. К живописи Кузьму влекло с детства. В четырехклассном приходском училище он наблюдал создание икон у знакомых иконописцев. И сам делал первые самостоятельные пробы - писал иконы и пейзажи масляными красками. Как то маленький Кузьма заплыл чуть не на середину Волги, а вернуться обратно не сумел - кончились силы, его с берега заметил перевозчик Илья Федорович Захаров - лучший пловец в Хвалынске и спас Кузьму. А через неделю Илья Захаров утонул, пытаясь вытащить из воды еще какого-то бедолагу. Кузьма взял жестянку, нарисовал качающуюся на волнах лодку, головы тонущих людей и небо, пересеченное зигзагами молнии и в углу написал: "Погибший за других! Вечная тебе память!" Так Кузьма сделался живописцем.

В 1893 Петров-Водкин окончил училище. Поработав летом в судоремонтных мастерских, 15-летний юноша осенью отправился в Самару поступать в железнодорожное училище. После провала сочинения на тему "История России" Кузьма оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова, к которых Кузьма получил азы живописного искусства. "До окончания нашего пребывания у Бурова, - вспоминал Петров-Водкин, - мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний" . Отучившись, Кузьма вернулся на родину, пробовал работать самостоятельно, писал вывески, но безуспешно. Петрову-Водкин у помог случай. Заехавший в Хвалынск преуспевающий петербургский архитектор и совладелец мебельной фабрики Р. Ф. Мельцер, которому показали работы юноши, вызвался помочь одаренному мальчику поступить учиться в Петербурге. Купчиха Казарина, у которой мать Кузьмы работала горничной, обещала материальную поддержку. И, действительно, 18 лет, до самой смерти в 1912, она присылала Петрову-Водкину по двадцать пять рублей в месяц.

В июле 1895 Петров-Водкин приехал в Петербург и выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица "в числе первых учеников". Главными предметами считались черчение, обмеры, отмывка, рисование орнаментов, точное копирование образцов. Живопись как таковая была не в чести. Не удовлетворенный направлением этой школы осенью 1897 Кузьма перешел в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился до 1905. Наибольшее влияние на него оказал В. А. Серов, которого художник с любовью вспоминал всю жизнь. В училище завязалась его творческая дружба с П. Кузнецовым, П. Уткиным, М. Сарьяном.



Еще в годы учёбы в училище Петров-Водкин весной 1901 совершил поездку за границу. Получив от Казариной очередные 25 рублей, он уговорил продавца новомодных машин - велосипедов - сдать один в аренду. Вместе с товарищем через Варшаву и Прагу он достига Мюнхена, где брал уроки в знаменитой школе А. Ашбе. Везде он смотрел во все глаза, слушал лекции, не только по живописи… Его интересовали проблемы геофизики и космогонии, и Кузьма из кожи вон лез, чтобы разобраться во всем этом - он, имевший за плечами лишь четырехлетний курс природоведения и арифметики в приходском училище. А кончилось тем, что Французское астрономическое общество избрало его своим почетным членом!

По возвращении в Москву Петров-Водкин переходит из общих классов училища в мастерскую Серова. Однако необходимость думать о хлебе насущном заставляет его летом 1902 вместе с товарищами Кузнецовым и Уткиным отправиться в Саратов, где им предложено расписать церковь Казанской Божьей Матери. Молодые художники очень старались, но слишком далеко отошли и от канона православной церкви, и от традиционных приемов церковной живописи. Работы еще не были закончены, когда против них началась кампания в газетах, а затем по постановлению церковного суда росписи уничтожили, несмотря на защиту известного художника Борисова-Мусатова, написавшего, что это - произведения, "в сравнении с которыми живопись всей саратовской церковной епархии, как старая, так и новая, ровно ничего не стоит…"
Затянувшаяся учеба Петрова-Водкина в училище объяснялась отчасти необходимостью заработка, но больше страстным увлечением литературой. И после окончания училища он был настолько захвачен литературным творчеством, что не сразу сделал выбор в пользу живописи. Однажды, бледнея от страха, он понес в редакцию поэму, исполненную символизма и патетики. В редакции Кузьму встретил человек, внешне поразительно похожий на него самого: коренастая фигура, скуластое лицо, и тоже наголо обритый. Это был Горький. Спросил, усмехаясь: "Тоже лезешь?" А вскоре в газете появилась заметка о самонадеянном провинциальном недоучке, возомнившем себя самородком в области литературы и живописи. По-видимому, Горький сберегал место самородка исключительно для себя… Решающей оказалась встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым, по совету которого Петров-Водкин едет осенью 1905 для дальнейшей учебы за границу. Он побывал в Стамбуле, Греции, Италии и Франции, где в академии Колоросси он совершенствовал технику рисунка. Первая картина - небольшое полотно "Кафе" (1907).

"Кафе". 1907

Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. Это было великое путешествие Петрова-Водкина! В Сахаре на него напали кочевники. Он палил из револьвера в воздух и при этом отчаянно свистел. Бедуины отступили и, якобы, наказали своим соплеменникам не трогать чужака по прозвищу "который свищет". После путешествия были написаны "Семья кочевника" (1907) и "Берег" (1908). Несмотря на явные способности художественная личность Петров-Водкина формировалась трудно, он явно отставал от своих товарищей по училищу.


"Африканский мальчик" 1907

Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал, изучал мастеров. Появлись тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Одной из целей поездки был Везувий, увидеть который было его мечтой. Когда художник поднялся к самому жерлу Везувия, тот сотрясался от взрывов и осыпал склоны пеплом. По утверждению Петрова-Водкина, ощущения, пережитые им на Везувии, встряхнули его художническое сознание и стали той гранью, которая отделила пору его ученичества от наступающей самостоятельной творческой жизни в искусстве.
Петров-Водкин в 1908 вернулся на родину, обогащенный яркими впечатлениями. За границей он женился на Марии Йованович, познакомился с ней он в 1906. Мария (или как ее называл муж Мара) была дочерью хозяйки пансиона в Фонтенэ-о-Роз под Парижем, где он жил. Петров-Водкин писал о Маре: "Она очень хороший человек и мне в ней дороги первая в моей жизни нежность женщины ко мне и ее стремление понять мои загадки" . С тех пор они были неразлучны. Мария Федоровна была предана мужу, а он писал ей письма из-за границы: "Друг мой, жена моя, ты должна знать, какую большую обузу ты взяла на себя, полюбив своего Кузю. Мы будем деятельны и энергичны, и будем работать для человечества". Они поселяются в Петербурге, у Р. Ф. Мельцера, на Каменоостровским проспекте. В Петербурге проходит вся дальнейшая жизнь художника.



В 1909 в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина, которая была замечена и сделала ему имя. В 1911 он стал членом объединения "Мир искусства", лидерами которого были Бенуа и Маковский. С этим объединением Петров-Водкин был связан до его роспуска (1924). Творчество раннего периода отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908). На первых работах Петрова-Водкина заметно влияние его старших современников: Врубеля, Борисова-Мусатова. В 1910 Петров-Водкин пишет картину "Сон", которая изображала спящего обнаженного юношу, пробуждения которого ожидают две обнаженные женщины. Вся эта сцена, выражающая какую-то сложную аллегорию, едва ли могла привлечь к себе большое внимание, если бы не переполнила чашу терпения Ильи Репина. Старый реалист, которому претила современная живопись, выступил с разгромной статьей против "Мира искусств", обрушив главные нападки именно на картину Петрова-Водкина. Бенуа и Маковский немедленно встали на защиту единомышленника. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую, хотя и несколько скандальную известность. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались ожидания неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил. Его следующие работы - "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина.
Кузьма Сергеевич настойчиво искал собственный путь в искусстве. Вопреки всем веяниям времени, отрицаниям формы, он упорно работал над техникой рисунка. Реализм как таковой его никогда не привлекал. "Форма и цвет, объемлющий эту форму, - и есть живопись " - так Петров-Водкин сформулировал свой принцип. В 1911 он пишет "Играющих мальчиков", которых посвятил памяти Серова и Врубеля.


"Играющие мальчики" 1911

Эта картина стала его программным произведением, определившим многие особенности поздней манеры. Именно здесь Петров-Водкин впервые во всей полноте применил трехцветную гамму. Отныне большинство своих картин он писал только тремя цветами: красным, желтым, голубым (или зеленым). "Играющие мальчики", в которых увидели аллегорию Юности, несмотря на их сходство с известным панно Матисса, имели успех, но "чего-то в них все-таки не хватало". Для самого Петрова-Водкина они стали важным этапом на пути к главной его работе тех лет - "Купанию красного коня".
В 1912 Петров-Водкин жил на юге России, близ Камышина. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины, а также написан первый вариант полотна, известный по черно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое. Вначале конь только назывался красным, а на самом деле был просто гнедым (рыжим), и в нем легко узнавались крестьянские лошади той волжской породы, которую Кузьма знал с детства. Два мальчика, одетых в туники, расчесывали коню гриву. Вдали громоздились какие-то скалы, и непонятно было, где все происходит. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры. Эта картина была последней надеждой Петрова-Водкина. Он должен был, наконец, явить публике настоящий шедевр, иначе впору бросать живопись! Картина уже была близка к окончанию, когда художник близко познакомился с искусством древнерусской иконы. В 1910-1912 происходит важное событие: начинается расчистка новгородских икон. По существу, в эти годы и было открыто высокое национальное древнерусское искусство. На Петрова-Водкина вид расчищенных шедевров иконописи XIII-XV веков, которые он тогда впервые увидел на выставке, произвел огромное впечатление. Это был своего рода прорыв, художественный шок. Аллегоричную в целом картину Петров-Водкин уничтожил, взял новый холст и написал на тот же сюжет совершенно иную картину.
Центром всего замысла стал теперь не всадник, а пылающий образ коня, напоминающий коня Георгия Победоносца на древних иконах. Конь, как часто бывает на новгородских иконах, стал чисто красного цвета. Красное и желтое, охристое, - это иконописное сочетание. Изменилась и композиция, в ней появились уравновешенность, статика. Это новшество сделало картину совершенно уникальной, гениальной, даже в творчестве этого мастера нет второго такого полотна. И сразу образ приобрел огромную силу: мощный, огнеподобный конь, полный сдерживаемой силы, вступает в воду; на нем - хрупкий голый мальчик с тонкими руками, с отрешенным лицом, который держится за коня, но не сдерживает его - в этой композиции было что-то тревожное, пророческое, в чем художник и сам не отдавал себе отчета. Картина сразу приобрела другой смысл. Она уже не о юности, не о прекрасной природе или радости жизни - вернее, не только об этом. Она - о судьбе России.



Общую мысль выразил один из критиков, Всеволод Дмитриев, который писал: "Когда я увидел впервые это произведение, я, пораженный, невольно произнес: да вот же она та картина, которая нам нужна, которую мы ожидаем". Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской "степной кобылицей". В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего "красную" судьбу России XX века. "Купание красного коня" наделало много шуму. И даже давний недруг Петрова-Водкина - Репин, простояв перед полотном добрый час, изрек: "Да, этот художник талантлив!" А ведь двумя годами раньше тот же Илья Ефимович за маловразумительные картины в духе "Мира искусства" ругал Кузьму сапожником, заигравшимся в эстетизм. Видно, сама фамилия "Петров-Водкин" вызывала у людей ассоциацию с сапожным ремеслом. А Кузьма и не скрывал, что он - сын сапожника…
Судьба картины сложилась неординарно. Впервые полотно было показано на выставке "Мира искусства" в 1912. В то время объединение переживало кризис, и для его возрождения "старики" решили привлечь молодые силы, талантливых художников, которые продолжали бы классическую традицию и противостояли нарождающемуся авангарду. Картина экспонировалась над входом на выставку и, по словам В. Дмитриева, всем, кто ее увидел, она показалась знаменем, вокруг которого можно сплотиться.

Петров-Водкин К.С. — Голова девушки. 1912.

Картина была показана и воспринята как живописный манифест. Весной 1914 она была на международной "Балтийской выставке" в Мальмё (Швеция). За участие в этой выставке К. Петрову-Водкину шведским королём была вручена медаль и грамота. Разразившаяся Первая мировая война, затем революция и гражданская война привели к тому, что картина надолго осталась в Швеции. После Второй мировой войны и после упорных изнурительных переговоров, в 1950 году произведения Петрова-Водкина, в том числе и это полотно, были возвращены на Родину. В 1953 вдова художника Мария Федоровна Петрова-Водкина передала картину в частную коллекцию известной ленинградской собирательницы К. К. Басевич, а та в 1961 преподнесла ее в дар Государственной Третьяковской галерее. Биография картины сложилась так, что практически вся жизнь автора прошла без его шедевра.
В этой картине многие искали некие тайные смыслы. В Петрове-Водкине видели провозвестника грядущих исторических событий; художник, похоже, и сам в это верил и позднее заявлял, что в "Красном коне" выразил предчувствие Мировой войны. А в советские годы этот холст воспринимали как предвестие революции.


"Две девушки". 1915

В 1910-х амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916). Наиболее органичными представляются произведения Петрова-Водкина , связанные с темой материнства, проходящей через всё его творчество ("Мать", 1913 и 1915; "Утро. Купальщицы", 1917). В новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер "церковного модерна".

Октябрьский переворот 1917 года Петров-Водкин принял восторженно. Он сразу согласился сотрудничать с новой властью. В 1918 он стал профессором Высшего художественного училища, начал преподавать в Петроградской Академии художеств, оформлял театральные постановки, создал много живописных полотен, графических листов. Революция представлялась Кузьме Сергеевичу грандиозным и интересным делом. Он искренне верит, что после Октября "русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь. И всем эта жизнь будет открыта" . Вместе с тем он понимает, что "творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да и не разговорами, а делом" . Он видел в Петрограде перебои с продовольствием: "Здесь дошло, что соли нет! Провизию всякую с горем разыскивать приходится" . В 1917 воцарился настоящий голод. Сухари, присланные матерью из Хвалынска, - пир! "Откуда только, - восклицал он - нам, голодным, Бог силы дает здесь?!" И заключал: "Как дурной сон без пробуждения эта жизнь".
Для новой власти сын сапожника, автор картины "о диктатуре пролетариата" (теперь все были уверены, что Красный конь - именно об этом) сделался безусловно своим. И, не считая эпизода, когда Кузьму Сергеевича вместе с Пришвиным и Блоком чуть было не расстреляли по подозрению в причастности к левоэсеровскому бунту (дело кончилось двумя днями ареста), жаловаться на революцию ему не приходилось.

Петров-Водкин - профессор Академии художеств и председатель правления Ленинградского союза художников, занял ответственный пост в ленинградском совете по делам искусств . И с 1918 по 1933 с упорством и жестокостью диктатора насаждал в качестве единственной методики свою трехцветную систему. Коллеги ненавидели эту систему и называли "трехплеткой". Прямых продолжателей своего стиля Петров-Водкин не оставил, хотя в числе его учеников был, например, А. Самохвалов. Из-за неистового Кузьмы Академию были вынуждены покинуть такие корифеи, как Бакст и Добужинский. Сомов говорил про него: "тупой, претенциозный дурак". Что ж, Петров-Водкин умел за себя постоять.

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Розовый натюрморт. Ветка яблони", 1918; "Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919; "Натюрморт с синей пепельницей", 1920, "Натюрморт с самоваром", 1920). Космологический символизм сказывается и в портретах советского периода ("Автопортрет", 1918; "Голова мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922, "Портрет В. И. Ленина", 1934).
Ему по-прежнему нелегко было с людьми, и отдушиной оставалась семья. После пятнадцати бездетных лет брака Мара, превратившаяся в очень полную, немолодую женщину, родила ему осенью 1922 года долгожданную дочь. Когда Кузьма Сергеевич впервые увидел крохотное существо с темно-синими сияющими глазками, крошечными пальчиками и чуть оттопыренными ушками, написал матери в Хвалынск: "Я был наполовину человек, не испытав этого". Нянчить Леночку, кормить ее, гулять с ней пришлось именно отцу - Маре первые роды в 37 лет дались нелегко, и она почти не вставала с постели, требуя принести ей "малокровного", то есть жидкого чая. Портреты дочери занимают особое место, в течение многих лет Петров-Водкин писал ее портреты и сцены в детской.

"Фаннтазия" 1925

В 1920 по живым впечатлениям событий того времени Петров-Водкин пишет полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах. Это "1918 год в Петрограде". Сюжет его, как и всех картин художника, очень прост: на переднем плане, на балконе - юная мать с младенцем. За ней - темная панорама революционного города, которая вносит мощный мотив тревоги. Но юная работница с обострившимися, как у мадонны, чертами бледного лица, не оглядывается назад - она вся полна сознания своего материнства и веры в свое предназначение. От нее исходит волна надежды и покоя. "1918 год" очень нравился тогдашним зрителям. Картину называли "Петроградской мадонной", и действительно - это одно из самых обаятельных творений Петрова-Водкина, ставшего классикой советского искусства.

"Цыганки". 1926-1927

Можно предполагать, что позже отношение Петрова-Водкина к происходящему в стране не было уже таким однозначным. В 1926 году он создает очень рельефную картину "Рабочие", навеянную, возможно, дискуссиями, которые раздирали в то время партию. На переднем плане два рабочих, один из которых напряженно и страстно старается доказать что-то другому. В 1928 году Петров-Водкин пишет свою знаменитую картину "Смерть комиссара", официально приуроченную к десятилетию РККА. Несмотря на название эта картина поражает своей антигероичностью и глубоким внутренним драматизмом. Мы видим на полотне суровый пейзаж: земля изрезана оврагами, песок, глина, чахлая трава и камни. В центре - смертельно раненный комиссар отряда. Вдали - сбившиеся в кучу, бегущие в бой фигуры солдат, написанные без всякой патетики. Тонкое лицо комиссара исполнено предсмертной муки. Его поддерживает простоватого вида боец, в котором нет ни гнева, ни боли. Петров-Водкин много работал над фигурой и взглядом комиссара. Сохранившиеся наброски показывают, как постепенно он убирал всякую театральность и героику (вроде протянутой руки). Благодаря этому в полотно вошла трагическая будничность и недоговоренность. Никакого пафоса, все очень просто и выглядит буквально так, как нарисовано: люди бегут, стреляют, один из них упал и теперь умирает; он только что был с ними и вдохновлял их; теперь его нет, а они продолжают бежать.

Смерть комиссара 1928

А вскоре врачи запретили Кузьме Сергеевичу прикасаться к краскам. Он еще с 1920-го года болел туберкулезом, а к весне 1929-го болезнь приняла угрожающе тяжелую форму. Лечение в санаториях под Ленинградом, в Крыму и на Кавказе пользы не принесло. В течение нескольких лет Петров-Водкин не мог из-за болезненной реакции легких на запах масляной краски заниматься живописью. Художник пожелтел, осунулся, его глаза потускнели. Он постоянно кашлял и сердился - даже на свою обожаемую дочь. В 1927 году из Ленинграда пришлось переселяться в Детское Село, на воздух. Здесь же жили писатели: Толстой работал над "Петром I", Федин над "Братьями", Шишков над "Угрюм-рекой" Почему-то с ними Кузьме удалось по-настоящему сблизиться… По вечерам собирались за бутылкой водки, читали друг другу. И художнику, измаявшемуся в вынужденном бездействии, захотелось вновь попытать писательского счастья. Заполняя безделье, он пишет прекрасные романтически-эмоциональные книги о своем детстве и юности - "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933). И Горький снова накинулся на Петрова-Водкина: "Выдумывает так плохо, что верить ему невозможно. Его книги являются вместилищем словесного хлама". Горький считался непререкаемым авторитетом, и для Кузьмы немедленно закрылись все издательства. К слову, эти двое врагов и в старости были удивительно похожи: отрастили одинаковые усы и даже одевались в одном стиле - в балахоны и соломенные шляпы. Всего же из-под пера Петрова-Водкина вышло 20 рассказов, 3 больших повести и 12 пьес.
Незадолго до смерти художник, наплевав на запрет врачей, снова взялся за кисти и краски. "Я стал в шутку писать своих писателей - Алешу Толстого, Федина, Шишкова", - записал он. Чуть позже: "Ничего не выходит с Толстым. Я сажаю на задний стул Шишкова, а на передний стул сажаю Андрея Белого, он держит в одной руке спички, а в другой папиросы. Я пишу, пишу и ничего не выходит. В один прекрасный день вместо Толстого, я думаю, не посадить ли Пушкина, что будет?" В конце концов групповой портрет стал таким: Пушкин, Белый и Петров-Водкин. Что ж, пройдя "через всю ширь жизни", Кузьма Петрович заслужил право на такую компанию…

"Девочка за партой". 1935

Петров-Водкин с первых лет революции был активным участником художественной жизни Советской страны, с 1924 года входил в одно из самых значительных художественных обществ - "Четыре искусства". Немало сил он отдал преподавательской деятельности, разработке теории живописи. Он был одним из реорганизаторов системы художественного образования, много работал как график и театральный художник. Петров-Водкин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР, называл себя "искренним попутчиком революции", но все же он не был художником, который бы вполне устраивал советскую власть. Символист с парижской школой, иконописец в прошлом, который не скрывал интерес к иконе и к религиозному искусству, в эпоху воинствующего материализма, не подходил под советский формат в ГУЛАГ е.
Умер Кузьма Сергеевич
Петров-Водкин в Ленинграде ранним утром 15 февраля 1939 года. После его смерти Советская власть охладела к наследию Петрова-Водкина . Его картины исчезли из экспозиций музеев, а имя почти не упоминалось вплоть до второй половины 1960-х. И все же нужно признать - творческая судьба Кузьмы Сергеевича складывалась вполне счастливо. Превращение полуграмотного сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства, высокие посты в советские годы - все это кажется фантастичным.

Искусствовед Наталья Адаскина