Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Александр Евгеньевич Голованов - Главный маршал авиации Советского Союза, командующий авиацией дальнего действия (АДД), личный порученец Сталина. Чемпион по стрельбе, конному спорту, мотогонкам, виртуоз автомобильной езды, лучший лётчик страны и ещё многое-многое другое. Вот вам настоящий герой, перед которым бледнеют и Чак Норрис и Сталлоне, а Шварценеггер - вообще мальчик для битья.

Шумерская цивилизация считается самой древней на Земле. Однако долгое время само её существование оставалось не более чем предположением, так как до конца XIX века не подтверждалось археологическими находками.

Принцесса Уэльская даже не отвела взгляда от зеркала, когда в её покои вошёл лорд Бьют - старый друг и воспитатель её сына Георга III.

В работе «Письмо к съезду» В.И. Ленин называл его не только «любимцем партии», но и её «ценнейшим и крупнейшим» теоретиком. И действительно, Николай Бухарин был одним из главных теоретиков большевистской партии и близким другом не только Ленина, но и Сталина. Как же такой заслуженный человек мог стать врагом народа и закончить жизнь в расстрельной камере?

Современники считали Вольфганга Гёте баловнем судьбы. Уже в зо лет он стал министром при дворе герцога Саксен-Веймарского, его внимания добивались весьма уважаемые в обществе люди. А поэт искал свою «половинку».

Благополучная, сытая Финляндия уже многие годы считается страной, симпатизирующей России. А уж её многолетний политический лидер Густав Маннергейм, в отличие от пятого президента и военного преступника Ристо Рюти, у нас почитается едва ли не как национальный герой. А ведь, по сути, и Маннергейм и Рюти - одного поля ягоды. Только Рюти в истории повезло куда меньше…

Довелось как-то автору этих строк находиться в одной компании. Разговор шёл на самые разные темы. И вот кто-то из гостей сказал буквально следующее: «А вы знаете, что Ломоносов - сын Петра I? B Ленинградском университете (тогда - имени Жданова) проходила защита диссертации на эту тему. И защита прошла успешно. Но учёному объяснили: «Всё хорошо. Всё правильно. Однако Ломоносов должен быть выходцем из народа!».

Так получилось, что я, городской житель, выросший в Алма-Ате, частенько пишу статьи о домашних животных - коровах, верблюдах, овцах… И вот недавно я понял: самый страшный враг скота - это не хищники, не насекомые, не вирусы. Самый страшный враг коров, лошадей, а также кур, гусей и прочей мелкой живности - человек. Причём не фермер или чабан. И даже не работник живодерни или охотник. Самый главный враг домашних животных - это руководитель-дилетант. А если такой руководитель занимает государственную должность или, не дай бог, стоит во главе страны - вообще катастрофа.

В Москве много знаковых мест. Есть среди них и такие, где обязательно стоит побывать поклонникам творчества Михаила Булгакова и его мистического романа «Мастер и Маргарита». Там мечтают о будущем, пытаются найти фактические сходства с событиями романа и загадывают желания, которые, как утверждают, всегда исполняются.

1. Нехорошая квартира

Адрес: г. Москва, дом №10, квартира №50


Прообразом Нехорошей квартиры из романа «Мастер и Маргарита» стала квартира, в которой сам Булгаков жил в период с 1921 по 1934 год. 302-бис – вымышленный номер. Как признавался сам писатель, таким образом он зашифровал номер 10 здания-прототипа, используя формулу 10=(3+2)х2. Этот фантастически большой должен был подчеркнуть, что всё происходящее – чистой воды вымысел.



Сегодня в подъезде Нехорошей квартиры почитали одного из самых таинственных романов Булгакова оставляют надписи, пожелания и рисунки, которые покрывают ровным слоем стены на всех этажах. Считается, что написанное здесь пожелание обязательно исполнится. А ещё сюда часто заходят все те, кто мечтает о вечной любви.

2. Дом Мастера

Адрес: г. Москва, Мансуровский пер., 9


По воспоминаниям современников, дом №9 в Мансуровском переулке некогда принадлежал актёру Малого театра С. Топленинову, к которому Булгаков часто захаживал в гости. Топленинову писатель одному из первых дал прочиать свой роман. Тут был изумлён: «Так это ты наш подвал описал?».

"– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени ".


Сложно в это поверить, но даже с приходом власти Советов это скромный домик в центре Москвы оставался чьей-то частной собственностью.

3. Варьете

Адрес: г. Москва, Триумфальная пл., 2


Прототипом Театра Варьете, в котором происходила одна из мистических сцен романа, стал существовавший в 1926 – 1936 годах Московский мюзик-холл. Располагался он неподалёку от Нехорошей квартиры. До 1926 года в здании располагался цирк Никитиных. Сейчас здесь находится Московский театр сатиры


Адрес: г. Москва, Тверской бульвар, 25


В романе «Мастер и Маргарита» запечатлён Дом Герцена. В нём в 1920-е размещался целый ряд литературных организаций, среди которых были РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), которая и стала прототипом МАССОЛИТа. Расшифровка этой аббревиатуры в романе не даётся, но вполне возможно, что по аналогии с существовавшим в то время объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы) МАССОЛИТ – это Мастерская социалистической литературы.

Адрес: г. Москва

По сюжету романа, именно на Патриарших прудах Берлиоза накрыл трамвай, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, (...) и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза».

Правда, в романе есть одна существенная неточность. Если верить транспортным схемам 1920-х, никаких трамвайных путей с Патриаршими рядом не было.

6. Дом Драмлита

Адрес: г. Москва, ул. Вахтангова, дом №6


В конце переулка «ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита"».

В конце переулка "ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита ".

Дом номер 6 на улице Вахтангова, правда, не 8-этажный, а его фасад чёрным мрамором не блещет. Но, тем не менее, именно это здание построили в 1930-х для советских деятелей искусства. Существует, правда, ещё один дом, являющийся точной копией булгаковского. Его фасад действительно отделан полированным чёрным камнем, а квартира №84, из которой Маргарита и начала погром, находится в 8-этажном крыле. Совпадает даже расположение других квартир, а самое главное – этот дом действительно писательский.

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.
...Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью "Пиво и воды".
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера.

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, − никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея. "

М. Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Аллея на Патриарших прудах, параллельная Малой Бронной улице, о которой пишет М. Булгаков в начале романа "Мастер и Маргарита"

Кто из нас не знает этих бессмертных строк? Кто из почитателей таланта великого писателя не мечтал прогуляться в таком мистическом месте, как , и найти здесь что-то необычное. Чем вообще столь привлекательна мистика и загадки? Мистика - это попытка понять себя и окружающую жизнь, найти ответы на свои вопросы. Наконец, эта извечная тяга человека к сказкам и вера в чудеса. Только жизнь и искусство часто идут параллельно, не пересекаясь. И ожидания не всегда сбываются.
Что такое Патриаршие пруды? Какие они? Нашла ли я тут что-то особое, сверхъестественное? Об этом я расскажу вам это сегодня. И по возможности покажу...

Итак, события почти веком позже описанных в романе...

Суббота, 8 июня с.г. пополудни. Мы на Патриарших прудах. Мы - это маленькая девочка Софи и ее родители. Жаркий летний день собрал под огромными старинными липами неожиданно большое количество самого разного народа... Так началось наше знакомство с Патриаршими прудами.

Аллея на Патриарших прудах

Войдя в сквер, Софи первым делом бросилась к детской игровой площадке. Мы покорно пошли за ней.

Детская площадка на Патриарших прудах существует здесь уже 10 лет.

Надо сказать, игровая площадка для детей на Патриарших шикарная: большая, безопасная и очень хорошо продуманная. На площадке Софи задержалась...

Эх, прокачусь!

Видя бесполезность попыток вытащить ее с горок, я пошла немного познакомиться с этим легендарным местечком. В наше время Патриаршие пруды - это сквер, райский зеленый уголок для отдыха в шумном мегаполисе. И ничего больше. Поэтому возникающие разочарования накрывают многих, кто движимый мыслями о романе Булгакова приходит за какими-то особыми достопримечательностями. Почти ничего примечательного...

Памятник баснописцу Крылову в сквере на Патриарших прудах

Как я уже писала, когда мы пришли сюда, застали достаточно большое количество народу. И сидели они так просто и непринужденно, что казалось, что сидят они так постоянно на протяжении долгого времени. Это мы были туристами, чужими, а они свои, родные, местные...

Аллея Патриарших прудов

Почти все лавочки по периметру пруда и на детской площадке были заняты теми, кто не уехал на выходные из города. Немало иностранцев с детьми и просто бабушек и дедушек, выгуливающих внуков. Также много людей сидят на берегу самого пруда, просто глядя на водную гладь, отдыхая от московской суеты. У нас такого не увидишь, хотя и пруд более значительный по размеру, и красивых водоплавающих больше. Знаете почему так? Потому что для загазованной Москвы такой парк - зеленый оазис, редкое место, где можно погулять с детьми, побегать по утрам и вообще приятно погулять . И никакой мистики. Жизнь одного из районов Москвы.

Патриарший пруд

Кстати, я не ошиблась, когда написала "пруд". На деле пруд один. Он находится в центре небольшого сквера, а с четырех сторон его окружают липовые аллеи. На аллеях тесно стоят лавочки.

Крылов на Патриарших прудах

Как ни удивительно, достопримечательностей на Патриарших не много. Одна из них - стоящий рядом с детской площадкой памятник баснописцу Крылову - большой, уютный, располагающий к отдыху. В начале 1950-х годов на месте этого памятника стоял другой - памятник Алексею Толстому (сейчас находится у церкви Святого Вознесения на Никитской).

Памятник Крылову

Рядом с памятником Крылову стоят весьма забавные стелы с барельефами на темы басен А.Крылова (скульптор Митлянский). Стелы симпатичные, сделаны с юмором. Вокруг них всегда вьются туристы. Вот в фотографирующихся с обезьяной, слоном или крокодилом людях сразу угадываются чужаки. Редко какой приезжий заглянет сюда просто погулять с ребенком. И на лавочках туристы не сидят, они пробегают по бульвару мимо немногочисленных достопримечательностей в поисках той загадки, которая так манит на Патриаршие пруды.

"Зеркало и Обезьяна" "Мартышка и Очки", "Осёл" "У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят." ("Волк и Ягненок") "Слон и моська" "Квартет"

Патриаршие. Пейзажи и лирика

Патриаршие пруды, Вы - моё очарованье. На поверхности воды Трепет встреч и ожиданий. В этой суетной Москве, В этой жизни быстротечной Вы всегда являлись мне, Будто сказочное нечто. Мир волшебных детских снов И причудливых загадок. Здесь присутствует Крылов И скрывается Булгаков. Как в любом другом дворе Бродят люди и собаки, Но блуждают в темноте Вопросительные знаки. Потерявшись, заплутав В переулках дальних странствий, Возвращаюсь я сюда В патриаршее пространство. В благодатной тишине Будто теплится лампадка. Здесь всегда приходят мне Мысли высшего порядка. Смотрят окнами дома, Замыкая окруженье. Патриаршая вода Отражает ощущенья. Я понять их не могу, Но пытаться всё же буду. Здесь, на этом берегу, Неизменно жду я чуда. ("Патриаршие пруды" Елена Скороходова) Павильон на Патриарших прудах Утки и лебеди - местные водоплавающие Патриаршие пруды, утки около воды замерли, Ветер песенку поет, уткам грезится полет за море. Уткам скоро улетать, здесь так холодно и так голодно, Над прудами тает день, тает день витает тень Воланда. К Патриаршему пруду на скамеечку приду к бабушкам. ни русалок, ни наяд - лишь стареющий ноябрь рядышком. В свете меркнущего дня вдруг опутает меня оторопь, И проступят из воды бывшей Козьей слободы контуры. И уже я не живу, и как будто наяву снится мне, Что, летя в желанный ад, маргарита кружит над Сивцевым, Хвост поднявши, словно меч, Бегемот толкает речь тронную, И прогнулась у стены под пятой у Сатаны Бронная. От подобнейших чудес может, кто бы и полез на стену, Для меня же благодать - да вот только не видать Мастера. В той долине теневой да пребудут для него зорькие Патриаршие пруды, как награда за труды горькие. ...Вечер, отходя ко сну, красной по небу мазнул краскою. Оградят ли от беды Патриаршие пруды нас с тобой? Оцарапав, как иглой, что-то на сердце легло камушком - То ли вспомнил про дела, то ли масло пролила Аннушка... ("Патриаршие пруды". Вадим Егоров) Скамейка. Согласно книге, Берлиоз с Бездомным "уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной". Она расположена напротив подъезда дома № 32 по Малой Бронной и выбрана писателем потому, что здесь жили его друзья.
Для полноты картины позволю себе воспользоваться схемой событий. Автор: Serge.

October 28th, 2012

Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…

И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились?

Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную - что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.

Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.

Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".

Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь - собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам - вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка - прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
...
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.

Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

Скамейка Воланда.

Она же с другого ракурса.

Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

Берлиоз... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.

Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.

Вот он, поворот.

Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

Место предполагаемого выхода на схеме...

Действие романа «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах. Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, прогуливались и вели разговор об Иисусе Христе. Берлиоз упрекал Бездомного в том, что тот в своей поэме создал негативный образ Иисуса вместо того, чтобы опровергнуть сам факт его существования. Затем в беседу литераторов вмешался незнакомец, похожий на иностранца. Они обсуждали доказательства бытия божия, а затем иностранец спросил у своихсобеседников, кто же, раз Бога нет, управляет человеческой жизнью. Оспорив ответ, что «сам человек и управляет», он предсказал Берлиозу смерть: ему отрежет голову «русская женщина, комсомолка» — и весьма скоро, потому что некая Аннушка уже разлила подсолнечное масло.

Берлиоз и Бездомный начали подозревать в незнакомце шпиона, но он показал им документы и сказал, что приглашен в Москву в качестве специалиста-консультанта по черной магии. А после этого заявил, что Иисус все-таки существовал. Берлиоз потребовал доказательств, и иностранец начал рассказывать о Понтии Пилате. Завершив рассказ, незнакомец заявил, что лично присутствовал при описываемых им событиях. Берлиоз после этих слов начал подозревать иностранца в сумасшествии.

Поручив странного субъекта Бездомному, Берлиоз отправился к телефону-автомату, чтобы позвонить в бюро иностранцев. Вслед консультант просит его поверить хотя бы в дьявола и обещает некое достовернейшее доказательство. Берлиоз собирается пересечь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле и летит на рельсы. Колесом трамвая, которым управляет женщина в комсомольской красной косынке, Берлиозу отрезает голову.

Пораженный трагедией Иван Бездомный слышит от сбежавшихся на место трагедии женщин, что масло, на котором поскользнулся Берлиоз, разлила некая Аннушка с Садовой. Иван сопоставляет эти слова со сказанными загадочным иностранцем и решает призвать его к ответу. Однако консультант, до того прекрасно говоривший на русском, делает вид, что не понимает поэта. В его защиту выступает развязный субъект в клетчатом пиджаке (Коровьев), а чуть позже Иван видит их вдали вдвоем и к тому же в сопровождении огромного черного кота. Несмотря на все старания поэта догнать их, они скрываются.

Дальнейшие действия Ивана выглядят странными. Он вторгается в незнакомую квартиру, будучи уверен, что злокозненный профессор скрывается именно там. Похитив оттуда образок и свечку, Бездомный продолжает погоню и перемещается к Москве-реке. Там он решает искупаться, после чего обнаруживает, что его одежда украдена. Одевшись в то, что есть — рваную толстовку и кальсоны — Иван решает поискать иностранца «у Грибоедова» — в ресторане МАССОЛИТа.

2 «Дом Грибоедова»

«Дом Грибоедова» — здание МАССОЛИТа. Старинный двухэтажный дом кремового цвета находился на бульварном кольце в глубине небольшого сада. Здание называлось «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова.

Весь нижний этаж «Грибоедова» был занят рестораном, который считался самым лучшим в Москве. Размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лошадьми, на каждом столике стояла лампа, накрытая шалью. Ресторан славился отменной кухней и невысокими ценами. При этом, попасть туда человек с улицы не мог, ресторан был только «для своих».

Вечером того же дня, когда произошла трагедия на Патриарших, в МАССОЛИТе собрались на заседание 12 литераторов. Председательствовать должен был Берлиоз. Не дождавшись его, литераторы спустились в ресторан. Затем в ресторане появился Иван Бездомный — босой, в кальсонах, с иконкой и свечой. Он искал под столами консультанта, обвиняя его в смерти Берлиоза. Коллеги попытались его успокоить, завязалась драка, официанты связали Ивана полотенцами, и поэта увезли в психиатрическую лечебницу.

Прообразом «Дома Грибоедова», по мнению булгаковедов, был Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), в стенах которого в 1920-х годах базировались многочисленные литературные объединения и группы. Там же располагался писательский ресторан.

3 Психиатрическая лечебница

Поэта Ивана Бездомного привезли в психиатрическую клинику профессора Стравинского. Он стал рассказывать доктору свою фантастическую историю о консультанте, который знаком с нечистой силой, «пристроил» Берлиоза под трамвай и лично знаком с Понтием Пилатом. Посреди рассказа Бездомный вспомнил, что необходимо позвонить в милицию, но там не стали слушать поэта из сумасшедшего дома. Иван попытался бежать из лечебницы, выбив окно, но специальное стекло выдержало удар, и Бездомного поместили в палату с диагнозом «шизофрения».

На следующий день к Бездомному пришли медики во главе с доктором Стравинским. Тот попросил Ивана еще раз повторить свою историю и поинтересовался, что он будет делать, если его отпустят сейчас из лечебницы. Бездомный ответил, что отправится прямо в милицию докладывать о консультанте. Стравинский убедил поэта, что ему не поверят и сразу вернут в лечебницу. Доктор предложил Ивану отдохнуть в комфортной палате, а заявление в милицию сформулировать письменно.

Ночью в палату к Ивану приходит неизвестный, тоже пациент лечебницы. Он представляется Мастером. При себе у него связка ключей, украденных у фельдшера. Мастер интересуется у поэта, как он попал сюда. Узнав, что «из-за Понтия Пилата», требует подробностей и говорит Ивану, что на Патриарших прудах тот встретился с сатаной. Незнакомца в лечебницу тоже привел Понтий Пилат — гость Ивана написал о нем роман.

Психиатрическая клиника профессора Александра Николаевича Стравинского является одним из романных «центров притяжения», в котором сходятся персонажи, столкнувшиеся с Воландом или его свитой. Проделки Коровьева приводят к тому, что пациентом больницы становится председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой. После сеанса чёрной магии в 120-ю комнату заселяют конферансье Жоржа Бенгальского, просящего, чтобы ему вернули голову. На лечение в больницу отправляют сотрудников филиала зрелищной комиссии, поющих хором про «Славное море».

Место, где располагается клиника Стравинского, относится к числу самых топографически «зашифрованных» адресов «Мастера и Маргариты». Среди предлагаемых булгаковедами вариантов — Волоколамское шоссе, 146 (ныне 84), где находится один из старых корпусов Клинической центральной больницы Министерства путей сообщения, сохранивший балконы с видом на бор и реку, а также Правобережная улица, 6а — там размещался особняк купца Сергея Павловича Патрикеева, комнаты которого в годы Первой мировой войны использовались в качестве госпитальных палат, оснащённых качественным оборудованием; позже в нём базировались советские медицинские учреждения.

4 Театр Варьете

Одно из центральных событий романа происходит в театре Варьете, где были запланированы гастроли профессора черной магии Воланда. Воланд со свитой решил поселиться в кваритире, в которой проживали покойный Миша Берлиоз и директор московского театра Варьете Степа Лиходеев. Чтобы освободить квартиру, Лиходеева переместили в Ялту.

Вечером Воланд со свитой прибыли в Варьете, и началось представление. Конферансье Бенгальский представил Воланда публике, заявляя, что никакой черной магии, конечно же, не существует, а артист — лишь фокусник-виртуоз. «Сеанс с разоблачением» Воланд начал с философской беседы с Коровьевым, которого назвал Фаготом, о том, что Москва и ее жители сильно изменились внешне, но гораздо важнее вопрос, стали ли они другими внутренне. Бенгальский объяснил залу, что иностранный артист восхищен Москвой и москвичами, но артисты тут же возразили, что ничего такого не говорили.

Коровьев-Фагот показал фокус с колодой карт, которая обнаружилась в бумажнике одного из зрителей. Скептик, решивший, что этот зритель в сговоре с фокусником, нашел в собственном кармане пачку денег. После этого червонцы начали падать с потолка. Конферансье назвал происходящее «массовым гипнозом» и уверил зал в том, что бумажки ненастоящие. Но артисты снова опровергнули его слова. Фагот заявил, что Бенгальский ему надоел, и спросил у зрителей, что бы сделать с этим лжецом. Из зала поступило предложение: «Голову ему оторвать!» — и кот оторвал Бенгальскому голову. Зрители пожалели конферансье, Воланд порассуждал вслух, что люди, в общем, остались прежними, «квартирный вопрос только испортил их», и повелел приставить голову обратно. Бенгальский покинул сцену, его увезла скорая помощь.

«Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!» — произнес Коровьев. На сцене появились витрины, зеркала и ряды одежды, и начался обмен старых платьев зрительниц на новые. Когда магазин исчез, голос из зала потребовал обещанного разоблачения. В ответ Фагот разоблачил его обладателя — что вчера он был вовсе не на работе, а у любовницы. Сеанс завершился скандалом.

Варьете — вымышленная организация, под которой Булгаков подразумевал Мюзик-холл, размещавшийся в 1926—1936 годах на Большой Садовой, 18. В спектаклях этого театра участвовали советские и иностранные артисты-гастролёры.

5 Квартира Мастера

Квартира, в которой жил Мастер до того момента, как попал в психиатрическую клинику, находилась в переулке близ Арбата. Двухкомнатная квартирка располагалась в подвале маленького домика в садике. Мастер снял ее после того, как однажды выиграл сто тысяч рублей. Он бросил работу в музее, ушел от жены, поселился один и стал писать роман о Понтии Пилате.

Вскоре мастер встретил свою возлюбленную. Так же, как самого мастера, его тайная жена полюбила его роман, говоря, что в нем вся ее жизнь. Однако в печать книгу не взяли, а когда отрывок все же был опубликован, рецензии в газетах оказались провальными — критики называли роман «пилатчиной», а автора клеймили «богомазом» и «воинствующим старообрядцем». Вскоре после этого мастер подружился с поклонником литературы по имени Алоизий Могарыч, который очень не понравился его возлюбленной. Рецензии между тем продолжали выходить, и мастер начал сходить с ума. Он сжег в печи свой роман — вошедшая женщина успела спасти лишь несколько обгоревших листов, — а в ту же ночь его выселили и он попал в лечебницу.

По мнению исследователей, квартира мастера — это подвал дома № 9, расположенного в Мансуровском переулке, где жил друг Булгакова, художник Владимир Топленинов. Булгаков часто бывал в этом доме. Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой.

6 Особняк Маргариты

Возлюбленная мастера, Маргарита Николаевна, была женою очень крупного специалиста, сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Они жили в пятикомнатной квартире в прекрасном особняке в саду в одном из переулков близ Арбата.

В день похорон Берлиоза, Маргарита сидела на скамейке в Александровском саду. Рядом с ней присел маленький, рыжий, с торчащим клыком гражданин и рассказал ей про украденную кем-то голову покойника, после чего, назвав её по имени, пригласил в гости «к одному очень знатному иностранцу». Маргарита хотела уйти, но Азазелло процитировал ей вслед строки из романа мастера и намекнул, что, согласившись, она может узнать о возлюбленном. Женщина согласилась, Азазелло вручил ей волшебный крем и проинструктировал о дальнейших действиях.

Этим же вечером, в 21:30, Маргарита открыла баночку с кремом, намазала сначала лицо, увидела, как резко помолодела, радостно расхохоталась и затем намазала все тело. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», — написала она мужу. Затем в спальню Маргариты вошла ее горничная Наташа, пришла в бурный восторг от преображения хозяйки и узнала про волшебный крем. Маргарите позвонил Азазелло и сказал, что пора вылетать. В комнату тут же ворвалась ожившая половая щетка. Оседлав ее, Маргарита на глазах у Наташи и соседа снизу Николая Ивановича улетела в окно.

Маргарита стала невидимой и, летя по ночной Москве, развлекалась мелкими шалостями, пугая людей. Но тут она увидела роскошный дом, в котором живут литераторы. Маргарита через окно проникает в квартиру критика Латунского и устраивает там погром. Когда она продолжает полет, ее догоняет Наташа верхом на борове. Выясняется, что домработница натерлась остатками волшебного крема и им же мазнула соседа Николая Ивановича, в результате чего она стала ведьмой, а он — боровом. Искупавшись в ночной реке, Маргарита отправляется назад в Москву на поданном ей летающем автомобиле.

У исследователей творчества Михаила Булгакова нет единого мнения о том, какой из московских особняков был домом Маргариты. Булгаков не дает прямого указания. Больше всего под описание подходит дом № 17 на Спиридоновке, в двух шагах от Патриаршего пруда, — особняк Зинаиды Морозовой, супруги предпринимателя Саввы Морозова, построенный архитектором Федором Шехтелем в 1897 году в английском неоготическом стиле. Также существует версия, что особняком Маргариты является дом № 21 на Остоженке. Это дом архитектора Льва Кекушева, построенный им в 1900—1903 годах для себя и своей семьи. Дом напоминает средневековый замок, имеющий ассиметричную композицию. Строение выполнено в стиле модерн.

7 Нехорошая квартира

«Нехорошая квартира» — квартира № 50 по адресу Большая Садовая, 302-бис — центральное место действий романа «Мастер и Маргарита». Здесь остановился Воланд со свитой, отсюда Степу Лиходеева отправили в Ялту, здесь Коровьев дал взятку Никанору Ивановичу Босому, председателю жилтоварищества, после чего у него дома нашли валюту и арестовали, сюда из Киева прибыл дядя покойного Берлиоза Максим Поплавский и получил «теплый» прием, сюда пришел буфетчик Варьете Соков жаловаться на то, что червонцы превратились в резаную бумагу. Но самое главное, что именно здесь состоялся весенний бал полнолуния — бал у сатаны.

В «нехорошей» квартире Маргариту встретил Коровьев и рассказал про ежегодный бал сатаны, на котором она будет королевой, упоминая, что в самой Маргарите течет королевская кровь. Непостижимым образом внутри квартиры поместились бальные залы, и Коровьев объяснил это использованием пятого измерения. Они пришли в спальню, где Воланд играл с котом Бегемотом в шахматы, а Гелла натирала мазью больное колено хозяина. Маргарита сменила Геллу, Воланд расспрашивал гостью, не страдает ли и она чем-нибудь: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?», но Маргарита отвечала отрицательно. Затем ее увели готовиться к балу.

Маргариту искупали в крови и розовом масле, надели на нее регалии королевы и привели к лестнице встречать гостей — давно погибших, но ради бала воскресших на одну ночь преступников: отравителей, сводников, фальшивомонетчиков, убийц, изменников. Среди них была молодая женщина по имени Фрида, чью историю Маргарите рассказал Коровьев: «Когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка». С тех пор вот уже 30 лет Фриде каждое утро приносили тот самый платок.

Гости все шли и шли, лица мелькали перед теряющей силы Маргаритой. Ноги ее подгибались, каждую минуту она боялась заплакать. Сильные страдания ей причиняло правое колено, которое целовали. Оно распухло, кожа на нем посинела, несмотря на то, что Наташа несколько раз чем-то душистым обтирала это колено. В конце третьего часа Маргарита глянула вниз и радостно дрогнула: поток гостей редел.

Прием заканчивался, Маргарита облетела залы, чтобы уделить внимание гостям. Затем вышел Воланд, которому Азазелло на блюде поднес голову Берлиоза. Воланд отпустил Берлиоза в небытие, а череп его превратил в чашу. Этот сосуд наполнили кровью застреленного Азазелло барона Майгеля — московского чиновника, единственного живого гостя на балу. Чашу поднесли Маргарите, она выпила. На этом бал закончился, все исчезло и на месте огромного зала оказалась скромная гостиная и приоткрытая дверь в спальню Воланда.

У Маргариты было все больше опасений, что награды за присутствие на балу сатаны не будет, но сама напоминать о ней женщина не желала из гордости и даже на прямой вопрос Воланда ответила, что ей ничего не нужно. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» — произнес довольный ею Воланд и предложил исполнить любое желание Маргариты. Однако вместо решения своей проблемы та потребовала, чтобы Фриде перестали подавать платок. Воланд сказал, что такую малость королева может сделать и сама, а его предложение остается в силе — и тогда Маргарита наконец пожелала, чтобы ей вернули мастера. Мастер оказывается перед ней. Воланд, услышав о романе про Пилата, заинтересовался им. Рукопись, которую сжег мастер, оказалась в руках Воланда совершенно целой. Маргарита попросила вернуть ее и возлюбленного в его подвал, и чтобы все стало, как было.

Конец «нехорошей квартиры» наступил после попытки представителей органов власти арестовать проживающего в ней Воланда со свитой. Милиционеры обнаружили в квартире говорящего кота с примусом. Он спровоцировал перестрелку, которая, однако, обошлась без пострадавших. Затем послышались голоса Воланда, Коровьева и Азазелло, говорящие, что пора покидать Москву — и кот, извинившись, исчез, разлив горящий бензин из примуса. Квартира запылала, а из ее окна вылетели четыре силуэта — три мужских и один женский.

Адрес «нехорошей квартиры» — Большая Садовая, 302-бис — вымышленный, но сам объект имеет реальный прообраз: речь идёт о доходном доме фабриканта Ильи Пигита, построенном в 1903 году на Большой Садовой, 10. В 1921 году одним из его постояльцев стал Булгаков, описавший своё первое московское жильё не только в «Мастере и Маргарите», но и других произведениях.

Иллюстрации Павла Оринянского