В разные странах мира существует более 15 памятников Николаю Васильевичу Гоголю. Большинство из них установлены на Украине, где родился писатель. Там находятся первый в мире памятник Гоголю и самый «молодой» памятник писателю.

Первым памятником Николаю Васильевичу Гоголю в Москве стал знаменитый монумент работы скульптора Николая Андреева, торжественное открытие которого, приуроченное к 100‑летнему юбилею писателя, состоялось 26 апреля 1909 года на Арбатской площади. Сперва памятник у многих вызывал неприятие, но с годами андреевский Гоголь стал считаться одним лучших памятников Москвы.

В 1924 году монумент был включен в «Список зданий, памятников, имеющих историко-художественное значение по Москве и Московской губернии» - наряду с памятниками Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса и памятником Пушкину скульптора Александра Опекушина.

В 1936 году было принято Постановление Совета народных комиссаров СССР «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве», в котором говорилось о необходимости установить памятник писателю, «отражающий подлинный облик великого русского писателя-сатирика». По некоторым сведениям, памятник не нравился лично Сталину, который находил его слишком мрачным. В 1951 году монумент был демонтирован и до 1959 года находился в Музее мемориальной скульптуры в Донском монастыре.

На его месте в 1952 году (в связи со 100‑летием со дня смерти писателя) был поставлен памятник работы скульптора Николая Томского. Позднее Томский написал: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В.Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя». Не понравился памятник и москвичам, но отзывы официальной прессы были положительными.

Памятник работы Андреева в 1959 году был установлен во дворе бывшего дома Талызина на Никитском бульваре, в котором Гоголь провел свои последние дни. Спустя год, по постановлению Совета Министров СССР, монумент был принят на государственную охрану. С 1980‑х годов и до настоящего времени общественностью города поднимается вопрос о возвращении монумента на его историческое место - Арбатскую площадь.

Последняя попытка была сделана в ноябре 2008 года, когда группа деятелей науки и культуры обратилась к председателю Государственной думы Борису Грызлову с соответствующей просьбой.

В Санкт-Петербурге, как и в Москве, есть два памятника Гоголю. Один из них - это бронзовый бюст писателя в петербургском Александровском саду.

Городская Дума Санкт-Петербурга в 1891 году, в связи с 50‑летием со дня смерти Лермонтова, параллельно приняла решение и об установке памятника Гоголю. Думой был поставлен вопрос «об открытии бесплатных читален в память этих писателей и об установке их бюстов в Александровском саду». Бюст Гоголя был отлит по модели, выполненной скульптором Василием Крейтаном, и установлен в Александровском саду 17 июня 1896 года.

Решение о сооружении более масштабного памятника Гоголю в Санкт-Петербурге было принято в 1952 году - в год 100‑летия со дня смерти писателя. Тогда же на Манежной площади Петербурга был установлен закладной камень. Однако памятник работы скульптора Михаила Белова был открыт лишь 8 декабря 1997 на Малой Конюшенной улице, рядом с Невским проспектом. Монумент был сооружен на средства общественной Ассоциации «Клуб «Невский проспект» и ряда юридических и частных лиц Санкт-Петербурга. Все они отмечены на тыльной стороне постамента.

Один из старейших в России памятников Гоголю находится в Волгограде. Монумент строился на добровольные пожертвования, сбор которых в 1909 году - в год 100‑летия со дня рождения писателя - начала городская управа. Бронзовый бюст Гоголя работы скульптора И.Ф. Тавбия был торжественно установлен на Александровской площади в 1910 году. В 1930‑е годы памятник был перенесен на территорию Комсомольского сада.

Памятник был поврежден в ходе Сталинградской битвы и хранит на себе следы пуль и осколков. В 1959 году поврежденный постамент был заменен новым, выполненным из розового полированного гранита, высотой 2,6 метра. Автор проекта - архитектор Иван Белдовский.

Во время реконструкции драмтеатра им. Горького в 1977 году памятник Гоголю был перемещен к боковому выходу театра и повернут на 90 градусов, лицом в сторону Комсомольского сада.

Большое количество памятников писателю установлено на Украине. На Украине был открыт и первый в мире памятник Гоголю . Это произошло 4 сентября 1881 года. Памятник был установлен в городе Нежин Черниговской области, где Гоголь с мая 1821 по июнь 1828 года обучался в Гимназии высших наук. Автором первого памятника Гоголю стал скульптор Пармен Забелло.

К числу известных памятников Гоголю, созданных до революции 1917 года, относятся также монумент, открытый в городе Могилеве-Подольском Винницкой области в 1898 году, и бюст Гоголя работы скульптора Бориса Эдуардса , установленный в Харькове в 1909 году.

Одним из старейших среди ныне существующих является памятник работы скульптора Ильи Гинцбурга, установленный в 1910 году перед зданием музея в селе Большие Сорочинцы , где родился писатель.

Примечателен созданный в 1915 году, но открытый лишь в марте 1934 года на улице Гоголя в Полтаве монумент работы скульптора Леонида Позена. Бронзовая фигура писателя установлена на высоком постаменте. Памятник расположен неподалеку от театра, носящего имя Николая Гоголя.

Из более поздних следует упомянуть памятник Гоголю в Днепропетровске на пересечении улицы Гоголя и проспекта Карла Маркса (установлен 17 мая 1959 года, скульпторы А. Сытник, Э. Калишенко, А. Шрубшток) и памятник Гоголю в Киеве на Русановском бульваре (установлен в 1982 году, скульптор А. Скобликов).

В Полтавской области памятники Гоголю установлены также в Диканьке и Гоголево. В Миргороде на набережной Миргородской лужи 18 сентября 2008 года был открыт монумент работы скульптора Дмитрия Коршунова, который на сегодняшний день является самым «молодым» памятником Гоголю.

В Казахстане памятник Гоголю был открыт 28 августа 2004 года. Бюст работы скульптора Николая Новопольцева был установлен в Караганде на улице Гоголя . Открытие памятника состоялось в рамках мероприятий, посвященных Году России в Казахстане.

Из установленных в странах дальнего зарубежья памятников Гоголю наиболее значительным считается монумент работы скульптора Зураба Церетели , открытый 17 декабря 2002 года в центре Рима на вилле Боргезе , напротив музея современного искусства. Памятник выполнен по поручению римского муниципалитета. Любовь Гоголя к Риму и Италии, где писатель жил в 1837-1948 годах, неоднократно подчеркивалась как им самим, так и его современниками.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Оказывается, в районе Арбатской площади можно обнаружить три памятника Н.В. Гоголю. Многие знают о памятнике на Гоголевском бульваре, некоторые - о памятнике во дворе дома №7 по Никитскому бульвару. А кто знает, где находится третий?

1. История первого памятника такова. В 1901 году был объявлен конкурс на составление проекта памятника Н.В. Гоголю. Сначала предполагалось установить памятник к столетию со дня рождения писателя на Арбатской площади. Но ещё до 1905 года место было перенесено на Пречистенский (с 1924 г. Гоголевский) бульвар, конкурс отменили. Памятник был заказан Н. А. Андрееву и открыт на бульваре 26 апреля 1909 года. Отзывы о памятнике были разноречивы: cлишком угрюмой, трагической фигурой смотрелся писатель.
В 1952 году памятник был демонтирован и несколько лет находился в Донском монастыре.

2. Сейчас этот памятник находится во дворе дома №7 по Никитскому бульвару. Справа стоит дом №7а, где жил граф А. Толстой - знакомый Н.В. Гоголя.

3. Это небольшой дворик, окружённый невысокими домами и отделённый оградой от суеты города.

4. Памятник установлен здесь в 1959 году к 150-летию со дня рождения Гоголя. В центре дворика-сквера видим сгорбившуюся, понурую фигуру писателя, кутающегося в крылатку.

5. Бронзовые барельефы опоясывают пьедестал памятника. Среди фигур можно узнать многих бессмертных гоголевских персонажей: Хлестакова, Коробочку, Чичикова и др. Для барельефа Тарасы Бульбы скульптуру позировал известный журналист и писатель В.А.Гиляровский.

6. Трудно представить, что этот памятник предназначался скульптуром Н. Андреевым и архитектором Ф. Шехтелем для установки в другом месте. Очень органично он выглядит здесь во дворе дома, где провёл последние годы (1848-1852) своей жизни Н.В. Гоголь. В этот период он переживал душевный разлад с самим собой и бывшими единомышленниками. Здесь он сжег рукопись второго тома романа Мёртвые души и здесь же скончался 21 февраля 1852 г.

7. За шумной Арбатской площадью с подземным транспортным тоннелем оказываемся на Гоголевском бульваре, где стоит второй памятник Н. В. Гоголю. Его взгляд направлен в сторону дома, в котором он скончался.
(Фото сделано от памятника по направлению взгляда Гоголя.)

8. Это работа скульптора Н.В. Томского. Писатель здесь предстаёт в совершенно другом виде - официозном.

9. Памятник установлен в начале Гоголевского бульвара (вместо памятника работы Н.А. Андреева) в 1952 году к столетию со дня смерти писателя.

10. Сам скульптор считал этот памятник самой неудачной своей работой.

11. Интересно, что на Гоголевском бульваре остались фонари и решетки, выполненные по проекту Н.А. Андреева в 1909 году. Они являлись частью единого художественного ансамбля, задуманного автором. Памятник был окружен четырьмя бронзовыми фонарями, в основании которых три бронзовых льва, поддерживающих громадный шар, украшенный масками.

12. Получается, что по обе стороны Арбатской площади оказались два памятника Н.В. Гоголю, отразившие разные периоды жизни писателя и разное душевное состояние.
А где же находится третий памятник?
Нашёлся он в мемориальном музее Дом Н.В. Гоголя по адресу Никитский бульвар, дом №7а. Этот памятник работы скульптора Н.В. Томского стоял на могиле Н.В. Гоголя на кладбище Новодевичьего монастыря, куда прах Гоголя был перенесён в 1931 году.

13. Изначально писатель был захоронен в Свято-Даниловом монастыре, где на его могиле установили камень-голгофу, увенчанный бронзовым крестом.

14. В 2009-м году, во время празднования 200-летнего юбилея писателя, облик места его упокоения, уже на Новодевичьем кладбище, вернули к первоначальному виду. Памятник работы Томского оказался в музее Гоголя, где он и находится в настоящее время.

15. В своё время по Москве ходили жуткие слухи, связанные с захоронением Н. В. Гоголя. Говорили, что, когда приводили в порядок могилу Гоголя к 100-летию со дня рождения, пропал его череп. Якобы, он был похищен кладбищенскими работниками для одного очень известного коллекционера. Второй слух возник, когда в 1931 году переносили захоронение из Свято-Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Тогда появились разговоры о том, что, возможно, писатель был похоронен в летаргическом сне, заживо. Якобы, на крышке гроба видели царапины и останки находились в необычном положении.

Многострадальный Николай Васильевич Гоголь... Разговоры о перенесении памятников Гоголю и перезахоронении праха писателя продолжаются до сих пор.
(Иллюстрации 1, 2, 14, 16 сделаны с экспонатов Дома Гоголя .)

На Руси всегда было модно и престижно воевать со всевозможными истуканами. Князь Владимир, учреждая христианство, утопил в Днепре немало перунов, а нынче его украинские потомки повсеместно валят беззащитного Владимира Ильича.

«С баб-ягами никчемушная борьба»

В Российской Федерации внезапно обеспокоились монументом Гоголю. Памятник времен Советской власти на бывшем Пречистенском (нынче Гоголевском) бульваре в марте 2014 года было решено демонтировать, а на его место вернуть старый, работы Н. Андреева, который был возведен тут изначально, еще в 1909 году.

Единства мнений в обществе по этому поводу нет. Одна часть граждан считает, что лучше оставить все как есть, другая жаждет «восстановить историческую справедливость», не желая считаться ни с соображениями целесообразности, ни с реалиями окружающей жизни (все-таки на данный момент в России есть проблемы и поважней). Кто-то, возможно, и не прочь был бы, но его останавливают чисто экономические мотивы: специалисты говорят, что носиться с подобными сооружениями туда-сюда - удовольствие не из дешевых.

Следом за Пушкиным

Тот самый памятник Гоголю в Москве, который сейчас собираются вернуть на место, прогрессивная общественность решила возвести еще в августе 1880 года. В этом году открыли монумент Александру Сергеевичу Пушкину на Публика облилась слезами восторга и умиления, и тут же нашлись энтузиасты, желающие отдать должное и Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник планировали открыть к пятидесятой годовщине со дня смерти - в 1902 году, но не успели. Несмотря на то, что практически сразу была объявлена подписка для сбора средств, дело надолго затихло.

Обвинения в жадности и медлительности, звучащие из уст некоторых деятелей (М. Кураева, в частности), вряд ли заслуженны: на памятник Александру Сергеевичу собрали быстрее (всем известная фигура классика появилась через двадцать лет после начала подписки), но и для Николая Васильевича не то чтобы поскупились.

Не успели к годовщине, постарайтесь к юбилею

Знаменитый российский промышленник Демидов пообещал меди «сколько потребуется» и еще дал пять тысяч рублей. Были и другие меценаты. К 1890 году созрели для создания специального комитета по возведению памятника, но он не особенно торопился, пока в 1893-м сам император не велел ему «ускориться».

Подействовало не так чтобы сразу, но члены почтенного собрания наконец провели ряд совещаний и определили человека, к которому нужно было «обращаться по вопросам сооружения памятника». Занятно, что звали его А. Н. Нос. Просто мистификация какая-то.

Кое-как, со скрипом, провели конкурс на лучшую работу, но ни один из представленных эскизов не впечатлил комиссию. Становилось ясно, что надо пошевеливаться: неумолимо приближался 1909 год - сто лет со дня рождения исполнялось Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник, не поспевший к годовщине смерти, оказался бы очень кстати.

Сомнительный скульптор, сомнительный проект

До сих пор неизвестно, какие кулуарные переговоры предшествовали утверждению проекта Н. Андреева, но за него проголосовали единогласно (по условиям, озвученным комитетом, один-единственный голос против накладывал вето на принятие эскиза). Возможно, решение и вправду было вынужденным: времени-то почти не оставалось. Так, с горем пополам, начались строительные работы, широко освещавшиеся прессой и вызывавшие оживленное обсуждение среди москвичей.

Незадолго до открытия известный критик Сергей Яблоновский назвал памятник символом «страшным и кошмарным» и выразил мнение, что «его многие не захотят». Как в воду глядел!

Многообещающее открытие монумента

Открывать памятник Гоголю в Москве планировали с большой помпой, хотя и тут не обошлось без обычного (приходится констатировать) головотяпства: специально возведенные трибуны оказались хлипкими, от греха подальше использовать их запретили. Потому на фотографиях с открытия можно увидеть впечатляющую давку у подножия только что открытого памятника, а рядом - пустые «зрительные ряды». Начало не сулило ничего хорошего…

Эмоции, вызванные монументом, сразу же резко разделились. Многие решили (Репин, к примеру), что перед ними - значительное но довольно обширная аудитория сочла памятник самым настоящим плевком в вечность.

Согбенный Гоголь

Скульптура изображала человека, полностью закутанного в плащ, с низко опущенной головой. Согбенный, нелепо свалившийся на одну сторону, Гоголь сидел в кресле и являл собой воплощенную мировую скорбь, а его знаменитый чуть не касался колен. Четырехгранный пьедестал обрамляла медная полоса - барельеф на ней изображал героев известных произведений писателя. Они критики не вызвали. Зато сама фигура классика!

Посыпались эпиграммы образца: «Андреев сделал Гоголя из "Носа" и "Шинели"»; «Гоголь, сгорбившись, сидит, Пушкин гоголем стоит».

Посетившая открытие жена Льва Николаевича Андреевна, нашла памятник «отвратительным» (так в личном дневнике и написала). Довольно занятно, что ее великому супругу, великому памятник понравился.

Весь мир насилья мы разрушим…

В таком вот диапазоне и пребывали многочисленные отзывы. Тем не менее менять сидячий памятник Гоголю никто не собирался, и стоял бы он в начале Гоголевского бульвара, вполне возможно, по сей день, если бы в семнадцатом году прошлого века к власти не пришло «племя молодое, незнакомое» и не принялось вершить судьбы страны (и монументов) по-новому.

Памятник Гоголю на продержался после революции тридцать пять лет и все это время подвергался нападкам, становившимся день ото дня все более злобными. Причина была: согласно некоторым источникам, согбенная фигура литературного классика действовала на нервы самому Иосифу Виссарионовичу, вынужденному регулярно сочувствовать скособоченному Гоголю: памятник находился аккурат по дороге на дачу в Кунцево, где обосновался всесильный советский генсек.

Война с медным писателем

Тысячи подхалимов, желая потрафить любимому вождю, не скупились на «пинки» творению Н. Андреева. Известный советский скульптор Вера Мухина (автор знаменитых «Рабочего и колхозницы») обвиняла памятник в несоответствии окружающей действительности. Дескать, когда-то была у Гоголя причина грустить - от ужасов царизма и прочего произвола, а теперь-то чего печалиться, когда в стране жить стало «и лучше, и веселей»?

Поначалу демонтировать сидячий памятник Гоголю в Москве не планировали - предполагалось просто соорудить еще один, на другом конце площади. Кто стукнул кулаком по столу, неизвестно, но в 1952 году, к 100-й годовщине со дня смерти писателя, в Москве открыли новый монумент, разительно отличавшийся от прежнего.

Все-таки к годовщине!

История с утверждением проекта опять была какой-то темной: победителем конкурса стал обласканный властью (обладатель пяти скульптор Томский, который позже сам признавался, что памятник Гоголю на Гоголевском бульваре его авторства откровенно плох. Оправдывался спешкой: дескать, не успел сделать более качественно, поскольку надо было уложиться по срокам - к сотой годовщине смерти писателя.

После презентации итогов годичной работы опять разразилось что-то вроде скандала. Увидев новоявленный памятник Н. В. Гоголю, общественность была поражена (и шокирована). Теперь автор пышного монумента с чудовищной самодовольной надписью «От советского правительства» (над которой не устают потешаться уже более полувека) ударился в другую крайность: на смену больному, удрученному классику явился этакий жизнерадостный «учитель танцев» - улыбающийся, в коротенькой легкомысленной пелеринке. Некоторые сочли «шедевр» карикатурой, а народная поэзия снова взметнулась колкими эпиграммами.

Статуя тоже может быть несчастной

Монумент работы Андреева демонтировали еще в 1951 году, чтобы на освободившемся месте построить новый, стоячий памятник Гоголю (который воплощал бы победу искусства над темной действительностью).

Поначалу «не в тему печального» медного Николая Васильевича хотели даже казнить (отправить в переплавку), но сотрудники Московского архитектурного музея каким-то чудом произведение искусства спасли. В конце концов обошлось недолгой ссылкой. До 1959 года разобранный монумент хранился в филиале музея, размещавшемся в бывшем Донском монастыре: тут нашли пристанище многие неугодные советскому строю изваяния: мраморные фигуры с фасадов разрушенных московских храмов, например.

В 1959 году "печального" писателя вернули в Москву и установили около дома, в котором он прожил последние годы своей жизни (особняк принадлежал графу А. Толстому). Горожане говорят, что с определенных точек на Никитском бульваре можно увидеть сидячий и стоячий памятник Гоголю одновременно. Сейчас, когда к работе Томского привыкли, в сооружении 1952 года видят и достоинства, признавая, к примеру, что оно лучше вписывается в современный облик площади.

Несмотря на то, что идея с уничтожением памятников советской эпохи многим не нравится, сейчас над "веселым" Николаем Васильевичем нависла угроза. В то же время специалисты утверждают, что попытка возвращения исторического монумента на прежнее место чревата непредвиденными осложнениями: сооружение достаточно старое, при транспортировке можно его повредить - лучше уж оставить все как есть. Все-таки невозможно спорить с тем, что два памятника Гоголю - лучше, чем ни одного.

В 1909 году памятник Гоголю установили на Гоголевском бульваре. В день открытия, 26 апреля, публики собралось так много, что в близлежащих домах сдали все комнаты с видом на бульвар, а из-за давки 40 человек упали в обморок. К этому событию М.М. Ипполитов-Иванов написал «Гоголевскую кантату». В общем, ничего не предвещало беды. Но когда с памятника сдернули пелену, по толпе прокатился вздох, и воцарилась гробовая тишина - зрители не были готовы к такому Гоголю.

Трактовка сюжета была для того времени новаторской, и памятник встретил весьма неблагосклонный прием у широкой публики. Фигуру, закутанную в плащ, сравнивали с летучей мышью, с вороной, словом, насмешкам не было конца. Отдельные голоса критиковали местоположение памятника и доказывали, что если бы тыл скульптуры был защищен каким-нибудь зданием, впечатление было бы иным. Художественность украшающих цоколь барельефов, изображающих гоголевские персонажи, никем не оспаривалась, но лишь немногие тонкие ценители считали, что это, быть может, не совсем удачное произведение Андреева в целом значительно превосходит остальные бездарные московские памятники, цепь которых завершилась в 1912 году опекушинским памятником Александру III.

В работе над памятником Андреев перечитал всего Гоголя, изучил всю его переписку, встретился с современниками писателя, которых застал в живых. Поэтому скульптор изобразил Гоголя в период душевного кризиса - утратившим веру в творчество, опустошенным до отчаяния. Писатель предстал погруженным в скорбные размышления, а скульптор подчеркнул это сгорбленной позой, опущенными плечами, склоненной головой и складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело.

Пьедестал памятника окружили бронзовые барельефы с героями самых известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мертвых душ» и других. Для образа Тараса Бульбы позировал Владимир Гиляровский, а моделями героев «Мертвых душ» стали артисты Малого Театра, готовящие в то время постановку повести.

Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Н.А. Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства.

Памятник Андреева простоял на бульваре 42 года. В 1951 году его увезли в Донской монастырь.

В то время обитель стала прибежищем многих памятников, неугодных коммунистической власти. Здесь также хранили фрагменты разрушенных Сухаревской башни и храма Христа Спасителя, статуи и барельефы с разобранных Триумфальных ворот, фрагменты Иверской часовни, декор некоторых снесенных московских церквей.

А в 1959 году памятник Гоголю установили во дворе бывшей усадьбы графа А.П. Толстого на Никитском бульваре - в доме, где писатель провел последние 4 года жизни и сжег второй том «Мертвых душ».

Памятник Гоголю «всесторонне» обругать нельзя, ибо он талантлив. Сделан, правда, не специалистом по монументальной части, а потому хорош с одной-двух сторон, как живое изображение, красив по некоторым декоративным линиям, по материалу, с которого сработан, но никуда не годен по идее - Гоголь на нем не изображен здоровым, полным творческих сил автором «Мертвых душ», «Тараса Бульбы», а изображен он умирающим, в смертельной тоске отрешающимся от всего им содеянного. И тут нет для Андреева пощады. Он, конечно, виновен, тем ли, что он «сын своего времени», или тем, что недостаточно умен, не знаю… Что же касается того, подражал ли он Родену или нет, то это меня не занимает, может, подражал, а может, и нет.

Говорят, что... ...графиня П.С. Уварова, возглавлявшая Московское археологическое общество, готова была заплатить 12 000 рублей тому, кто избавит Москву от памятника Гоголю работы Андреева.
...3 марта 1927 года около памятника Гоголю состоялся митинг революционных писателей. Обсуждали, нужен ли Гоголь советским людям, или пора его выбросить на свалку истории? Присутствовавший Михаил Булгаков побледнел и сжал кулаки: «Их накажут. Нет, не Бог. Их накажет Сатана. Да, явится в Москву и накажет». Так родился замысел романа «Мастер и Маргарита» .
...в 1917 году в памятник Гоголю попала пуля. Выбоину зацементировали, но след остался. Его до сих пор видно над одним из барельефов.

А что о памятнике Гоголю работы Андреева знаете вы?

Памятники контрастны по стилю и эмоциональному впечатлению: монумент по случаю рождения запечатлевает посмертный образ писателя, а памятник ко дню смерти показывает его в самом расцвете сил.

Идея установки памятника Гоголю в Москве возникла после открытия памятника Пушкину. В августе 1880 года по инициативе Общества любителей российской словесности начался сбор средств. Необходимую сумму в 70 000 рублей набрали только к 1896 году. Тогда же открыли конкурс, по условиям которого памятник должен был представлять бронзовое изваяние Николая Васильевича Гоголя в сидячем положении, в костюме времени жизни писателя.

Памятник открыли 26 апреля 1909 года. Публики было так много, что в близлежащих домах комнаты с видом на бульвар сдавали за баснословные по тем временам суммы. В 12 часов 39 минут с памятника сдернули пелену, и воцарилась гробовая тишина - зрители были поражены. Они не были готовы к такому Гоголю - опустошенному до отчаянья. На памятник сразу же обрушилась волна критики.

Особенно недолюбливал «скорбного» Гоголя И.В. Сталин, поэтому монумент решили заменить. До Великой Отечественной войны сделать это не удалось, и к конкурсам на новый памятник вернулись лишь в конце 1940-х годов.

Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха!

Победил проект Н.В. Томского. И это не удивительно: в 1951 году он создал мраморный бюст Гоголя, за который получил Сталинскую премию.

Увеличенная копия этого бюста стоит на могиле писателя. Она же стала отправной точкой для памятника.

В 1951 году памятник Андреева убрали с бульвара, освободив место для нового монумента. А 2 марта 1952 года открыли новый памятник. Теперь образ писателя интерпретировали по-новому: полным сил, стоящим во весь рост на высоком постаменте, улыбающимся и излучающим оптимизм. Пьедестал украсило развернутое посвящение: Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года. Из-за этого появился афоризм Только советская власть смогла поставить Гоголя на ноги.

В официальной прессе публиковали только положительные отзывы, но в среде московской интеллигенции памятник называли шаблонным и невыразительным.

Незримая всевластная рука истории переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый памятник, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный птичий нос в воротник бронзовой шинели - почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где по преданию сумасшедший писатель сжег в камине вторую часть «Мертвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя - во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, не то водевильный артист, не то столоначальник, лишенный всякой индивидуальности и поэзии.

Сам Томский невысоко оценивал свою работу. Не удивительно, что вскоре появились предложения вернуть Андреевский памятник на Гоголевский бульвар.