Самая древняя культура эпохи металла в Южной Сибири была афанасьевская, получившая название эт могильника, расположенного под Афанасьевской горой, на берегу Енисея. Известно много афанасьевских могильников III тысячелетия до н. э. в верховьях Енисея и на Алтае.
Афанасьевские родовые кладбища состоят из нескольких десятков примыкающих одна к другой могил, заметных на поверхности земли по выступающим наружу камням. Под каменными выкладками находятся могильные ямы, заваленные сверху камнями. Погребения в большинстве случаев одиночные. Скелеты лежат скорченио, преимущественно на боку или на спине. В могилах рядом с погребенным ставили глиняные сосуды, клали куски мяса домашних или диких животных, орудия труда. Одежда людей была богато украшена нашивками и амулетами из костей и клыков животных.
Инвентарь афанасьевской культуры носит в значительной степени неолитический облик. Встречаются немногочисленные металлические предметы - самые ранние на этой территории. Это небольшие медные ножи, проволочные колечки, медные кинжалы и игольники в виде трубочек. Но значительное место в обиходе людей продолжали занимать каменные орудия труда, прежде всего своеобразные массивные каменные колотушки. Они появились в афанасьевскую культуру и применялись для дробления руды. Такие же колотушки были найдены в погребениях катакомбной культуры и в древних выработках руды на Колбинском хребте в Восточном Казахстане. По-прежнему широко, как и в неолите, употреблялись каменные тёсла и каменные ретушированные наконечники стрел.
Афанасьевские глиняные сосуды в большинстве своем имеют острое дно и яйцевидную, вытянутую форму. Иногда встречаются сосуды шаровидной формы и низкие курильницы с плоским дном. Сосуды слеплены от руки и покрыты елочным орнаментом, прочерченным по сырой глине, или оттиснуты гребенчатым штампом.
Установлено, что население афанасьевской культуры жило оседло, жилища строились в виде землянок с бревенчатым потолком.
В хозяйстве населения афанасьевской культуры, по сравнению с неолитом, произошли значительные изменения. Среди них следует отметить два: начало металлургии меди и развитие скотоводства. В афанасьевских могилах найдены кости овцы, домашнего быка и лошади. Эти животные были приручены эще значительно раньше, в районах Средней Азии, а потом распространились в Южной Сибири. Однако развитие скотоводства в то время еще не вытеснило хозяйственной роли охоты, рыбной ловли и собирательства. Эти старые виды хозяйства не только продолжали существовать, но есть основания полагать, что в афанасьевскую культуру они были еще основными. Сделать такой вывод позволяют находки костей диких животных и наличие охотничьего инвентаря: каменных и костяных наконечников стрел и копий, метательных шаров, ножей, сделанных из рога. Немалую роль наряду с охотой играло и рыболовство. Рыбу ловили разными способами; на археологическом материале хорошо прослеживается один из них - ловля рыбы сетями, о чем свидетельствуют многочисленные грузила от рыболовных сетей.
Антропологические исследования показали, что афанасьевцы принадлежали к европейской расе; они отличались высоким ростом, крепким телосложением, большеголовостью, широким лицом. В конце существования афанасьевской культуры происходят значительные перемены, складывается новый этап, названный окуневской культурой (Окуневский могильник). Посуда представлена банками и светильниками с перегородкой внутри. Поверхность их целиком покрыта разнообразным орнаментом: геометрические узоры, волнистые линии, штрихи, оттиски зубчатого штампа. Орудия труда и оружие изготавливались из камня, бронзы, кости или рога. Значительное место занимает обработка металла. Интересны бронзовые ножи в виде листовидной кованой пластинки, закреплявшейся в рукоятке. Из металла делали шилья, рыболовные крючки, игольники. Окуневцы любили украшать одежду, нашивая на нее мелкий бисер. В могилах часто встречаются ожерелья из зубов соболя и каменные бусы.
В окуневских могилах обнаружены различные культовые предметы: небольшие скульптурные женские головки с ниспадающими волосами, черепа птиц, каменные подвески. Уникальны плиты с рисунками из окуневских погребальных склепов. Они раскрывают перед нами сложную картину мировоззрения древних скотоводов. На плита.х изобрал^ены фантастические стилизованные трехглазые существа с коронами, быки-бизоны, птицы. На одной из них показан огромный полосатый зверь с оскаленной пастью, длинным хвостом, с птичьими ногами. Очевидно, перед нами собирательный образ злого существа. Эти весьма загадочные, полные фантазии рисунки носят культовый характер. Смысл их частично был раскрыт, когда в одном из могильников на черепах удалось проследить остатки охры, которой были украшены лица. Эти следы передавали очертания таких же рисунков, что и на плитах.
Андроновская культура
Во II тысячелетии до нашей эры в южной части Западной Сибири широко распространяется андроновская культура. Свое название она получила по первым находкам у деревни Андроновой (около Ачинска).
Памятники андроновского типа встречаются к западу от Ачинска и Абакана, в верховьях Оби, в Южном Приуралье, на смежных с Южной Сибирью и близких с ней по природным условиям просторах Казахстана. Следы андроновской или близкой к ней культуры были обнаружены в глубинах Средней Азии, они известны в долине р. Чу, в районе Ташкента. На севере андроновские памятники кончаются там, где начинается тайга.
Основными памятниками этой культуры являются могильники и поселения. Могильников значительно больше, причем онк бывают курганные и бескурганные, грунтовые. Могильные ямы обычно прямоугольные, стенки их часто укреплены деревом или каменными плитами. С андроновской культурой связан подъем металлургии, дальнейшее развитие скотоводства и распространение мотыжного земледелия.
У андроновцев был достаточно богатый набор металлических изделий. Широкое применение в хозяйстве находили так называемые серпы сосново-мазинского типа со слабо обособленной рукояткой, широким и прямым лезвием. Эти орудия труда применялись, видимо, не как серпы, а скорее всего как косаря для расчистки поля от сорняков и мелкого кустарника под посев и для заготовки на зиму кормов скоту. В ходу были также и настоящие серпы с отверстием на рукояти и кельты, которые имеют вид клина с полой внутренней частью. Они широко употреблялись в быту в качестве топора, тёсла или мотыги, в зависимости от того, как надевались на ручку. Если ручка шла параллельно лезвию, то кельт выполнял роль топора; если же ручка приделывалась перпендикулярно к лезвию, то в таком случае кельт был прекрасным теслом.
На вооружении у андроновцев находились литые втульчатые наконечники копий сейминского типа с листовидным пером, бронзовые кинжалы с выемкой около черенка, которые встречаются также и на территории срубной культуры.
Прогрессивные сдвиги андроновцев выразились не только в развитии металлургии и технике обработки металла, но и во всем хозяйстве. На поселениях и в большинстве могильников найдено огромное количество костей домашних животных. Основная масса костей принадлежит крупному рогатому скоту, лошади и мелкому рогатому скоту. Коровы разводились двух пород - малорослой и крупной. Овцы тоже, судя по тканям, сохранившимся в Минусинской котловине в могильнике Орак, были двух пород - тонкошерстной и грубошерстной.
Скотоводство имело оседлый характер. Для скота в суровых условиях зимы требовались убежища - загоны. Действительно, в Мало-Красноярском и Алексеевском поселениях в Казахстане археологами обнаружены остатки таких зимников для скота.
Потребность населения в мясе в основном удовлетворялась продуктами животноводства. Крупный рогатый скот давал не только мясо, но и молочную пищу, а мелкий рогатый скот - шерсть, кожи и шкуры, из которых шили обувь и одежду.
Второй основой существования андроновских племен было земледелие, возделывание злаковых растений. Об этом свидетельствуют остатки обугленных зерен пшеницы, найденные в жертвенных ямах Алексеевского поселения, и отпечатки стеблей злаков на одном из серпов из поселения Мало-Красноярска. Земля обрабатывалась вручную - мотыгами, сделанными из камня, кости или бронзы. Чаще всего встречаются каменные прямоугольные мотыги, которые имели боковые выемки для привязывания к рукоятке. Урожай собирался бронзовыми серпами. О характере андроновского земледелия в целом можно судить по топографии поселений. Они, как правило, расположены вблизи широких заливных долин, которые использовались под посевы.
Таким образом с развитием скотоводства и мотыжного земледелия в Сибири был завершен начатый афанасьевцами переход от присвоения продуктов природы к их производству.
С особенностями хозяйства был связан и характер поселений. На большинстве поселений обнаружены остатки жилищ в виде полуземлянок, которые сооружались из дерева, дерна и коры. Следы таких полуземлянок в виде углублений сохранились, например, около села Замараева близ Шадринска. Во время произведенных раскопок здесь открыты остатки огромной полуземлянки длиной 26 м и шириной 9-11 м. Несколько аналогичных жилищ было открыто на Алексеевской поселении.
По формам андроновские сосуды делятся на две большие группы. В первую входят баночные сосуды. Стенки их довольно толстые, тесто грубо промешанное, поверхность заглажена небрежно и украшена простым елочным орнаментом. Вторую составляют прекрасно сделанные горшки. Форма их совершенная: они имеют отогнутый наружу венчик, слегка суженную шейку, сильно выпуклые сверху бока. Поверхность их тщательно залощенная. Эти сосуды отличаются от баночных более сложным орнаментом, так называемым меандром, состоящим из геометрически четких чередований гирлянд из ломаных линий, заштрихованных треугольников и полос. Этот прямолинейно - геометрический орнамент впервые появляется в Сибири в андроновскую культуру.
С изменением хозяйства и сдвигами в общественной жизни, связанными с распространением земледелия, меняется и идеология, появляются новые земледельческие культы. Ярко выраженный земледельческий характер имело жертвенное место, открытое в Алексеевской поселении. Холм, где совершались жертвоприношения, был расположен между могильником и поселением. Во время жертвоприношения в землю зарывался горшок с молочной и растительной пищей. На этом же холме находились две ямы: одна на вершине, другая на склоне. В ямах сжигали растения и мясо. С земледельческой идеологией связан и орнамент на андроновских сосудах.
Андроновскую культуру оставили люди европейской расы, эаспространившиеся примерно в XVII в. до н. э. по степям Ожной Сибири и Казахстана и принесшие сюда навыки земледелия.
Мартынов Анатолий Иванович
АРХЕОЛОГИЯ СССР
От: ,  
Ямная культу́ра (точнее - Древнеямная культурно-историческая общность) - археологическая культура эпохи позднего медного века - раннего бронзового века (3600-2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.
Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для индоевропейцев.
Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков. Ямная культура сменяется полтавкинской. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке - андроновская и срубная культуры.
Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т.д.). С этой же культурой связывают курганы Мергелевой гряды в Луганской области со следами человеческих жертвоприношений.
В развитии ямной культуры выделяют три периода.
Первый (ранний) этап (1-я половина - середина 3-го тыс. до н.э.)
На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные "скипетры") при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров.
Второй этап (3-я - начало 4-ой четверти 3-го тыс до н.э.)
Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре).
Третий этап (кон. 3-го - нач. 2-ого тыс. до н.э.)
Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. До конца третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур (преимущественно катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры.
Афанасьевская культура.
Афана́сьевская культу́ра - южносибирская археологическая культура бронзового века(III-II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени вХакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.
Афанасьевская культура изучена главным образом по курганам, а также по небольшим поселениям, которых пока найдено мало. В могилах часто находятся костяки мужчин вместе со скелетами одной или нескольких женщин и детей. Одиночные погребения обычно женские.
Афанасьевские погребения в Минусинских степях представляют собой ямы, в которые вставлены деревянные срубы, перекрытые бревнами или каменными плитами. Над всем этим насыпали курган. Жилища афанасьевцев - полуземлянки с бревенчатым потолком, но вероятны и бревенчатые дома, о чем говорит умение рубить срубы для могильных ям.
Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера еще не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с елочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах.
Несмотря на наличие металлических украшений, орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная. В основном, это яйцевидные горшки емкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, емкостью до 200 литров. Покойников хоронили в курганах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др. Разводили лошадей и коров.
Монгольского Алтая и Синцзяна. Относится к эпохе ранней бронзы (IV - первая половина II тыс. до н. э.).
Первые раскопки афанасьевских памятников произведены в Горном Алтае в XIX в. Культура выделена С.А. Теплоуховым в 1927. В настоящее время на Алтае известно свыше 60 археологических памятников. Лучше всего исследованы могильники (Айрыдаш-1, Арагол, Балыктыюль, Бертек-33, Ело-1, II, Первый Межелик, Пещернин Лог и др.), поселения - слабее. Раскопки проводились приблизит, на 10 памятников - Алты-Айры, Малый Дуган, Кара-Тенеш и др. Интересный источник для исследования афанасьевской культуры пещеры Денисова , Иульчак, Каминная и др. На Алтае выявлены 2 афанасьевских культовых комплекса - Кара-Коба и Кучерла I (Куйлю). В Минусинской котловине культура известна прежде всего по материалам могильников. Наиболее изучены Афанасьевская гора, Барсучиха, Каменный лог, Красный Яр, Подсуханиха и другие. Значительное количество памятников исследовано полностью. На границе Хакасии и Тувы изучено многочисленное поселение Тоора-Даш, которое впервые дало надежную стратиграфическую колонку. Случаи обнаружения афанасьевские памятнмики в Монголии и китайском Синцзяне пока эпизодичны, эти памятники известны по отдельными находкам и захоронениям. Остатки афанасьевских жилищ обнаружены на поселении Кара-Тенеш (Горный Алтай). Вероятно, это были полуземлянки, углубленные на 0,15-0,2 м и имеющие подпрямоугольную форму, с несколькими каменными очагами, расположенные рядами вдоль стен. Конструкция стен, вероятно, срубная. Устойчива конструкция каменных очагов. Это кольцо диаметром 0,8-1,2 м. Камни врыты под углом от 45°. Глубина до 0,2 м. Дно выложено камнем. Такие очаги имели место на всей территории распространения культуры. На поселениях обнаружены керамика, аналогичная погребальной посуде, кости животных, каменные и костяные орудия. Крайне редко встречаются бронзовые изделия. На поселении Аскат-2 найден обломок литейной формы, что, несомненно, говорит о наличии бронзолитного производства. Яркие свидетельства хозяйственной деятельности получены при раскопках афанасьевских слоев в пещерах, использовавшихся для содержания скота. В Денисовой пещере обнаружены мощные (около 1 м) слои овечьих копролитов, остатки деревянного загона, а в предвходовой части - очаги и остатки хозяйственной деятельности. Наиболее изучены погребальные комплексы Афанасьевской культуры. Надмогильные сооружения представлены круглыми оградами из вертикально стоящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось каменно-землянное сооружение. Сооружение возводилось над погребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусинской котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу помещали 1-2 умерших. В Минусинской котловине встречаются еще и коллективные усыпальницы на 5-8 человек, при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках - пристройках к кургану - со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению Запад-Восток с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорченном положении на правом боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Основной погребальный инвентарь - глиняная посуда (1-4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культовые комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде каменного круглого сооружения с очажной ямой в центре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновременные композиции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культовых мистерий. Нижний, наиболее древний слой святилища представляет Афанасьевскую культуру, как, вероятно, и древнейшие изображения маралов. Афанасьевская посуда изготавливалась кольцевым ленточным способом. Форма и размеры - от миниатюрных емкостей до вмещающих несколько десятков литров. Преобладают яйцевидные остродонные сосуды, круглодонные корчаги, реже встречаются плоскодонные горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различные композиции в виде горизонтальной елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонтальным зигзагом или налепными валиками. Из металлических предметов следует отметить бронзовые, одно- и двулезвийные ножи, бронзовые кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевидные сережки. Высокого развития достигла каменная индустрия. Можно говорить о выраженной пластинчатой технике обработки камня. Из отщепов изготавливали наконечники стрел и дротиков, ножи, скребки, полированные и сверленные топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители Афанасьевской культуры разводили мелкий и крупный рогататый скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения Афанасьевской культуры и ее внутренняя периодизация остаются дискуссионными. Традиционной является миграционная гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Восточной Европе. Достаточно убедительным представляется концепция центрально-азиатского происхождения Афанасьевской культуры на основе местного неолита . Определенное своеобразие в инвентаре, погребальном обряде и антропологических материалах позволяет ряду исследователей говорить о локальных вариантах культуры - восточной минусинской и западной горно-алтайской.
Памятники афанасьевской культуры выявлены в основном на Среднем Енисее (более 310 могил) и в Горном Алтае (более 230 оград и 20 поселений). В Монголии исследовано менее 10 погребений, в Туве только поселения (Вадецкая Э.Б., 1986; Новгородова Э.А., 1989; Семенов Вл.А., 1992; Эпоха энеолита., 2005, табл. 1).Различия между среднеенисейскими и горноалтайскими памятниками были очевидны со времени первых раскопок в Горном Алтае. С.В. Киселев (1938, с. 229) пришел к выводу, что они оставлены носителями одной культуры. К алтайскому варианту афанасьевской культуры относил их Г.П. Сосновский (1941, с. 20). М.П. Грязнов и Э.Б. Вадецкая (1968) отметили, что памятники афанасьевской культуры в Минусинских степях несколько отличаются от памятников Алтая. По их мнению, эти две области могли быть населены разными племенными группами с одинаковой в общих чертах культурой, но эти группы различались между собой некоторыми обычаями и другими этнографическими особенностями. В качестве различия отмечено, что на Алтае характерной чертой является одно погребение в кургане, а в могиле, как правило, не больше одного погребенного. В Минусинской котловине в ограде может быть несколько могил, а в могиле несколько захоронений (Грязнов М.П., Вадецкая Э.Б., 1968). На различия двух серий черепов афанасьевской культуры указывали антропологи (Герасимов М.М., 1955, с. 535; Алексеев В.П., 1961, с. 133). К выводу о локальных вариантах афанасьевской культуры пришел С.В. Цыб (1984; 1988).
Из-за того, что между афанасьевскими погребальными комплексами Енисея и Горного Алтая различия очевидны, выделение локальных вариантов не вызвало возражений и не было проведено тщательного сравнительного анализа признаков погребального обряда и инвентаря. В настоящее время решение многих вопросов, связанных с афанасьевской культурой, в частности, проблем относительной хронологии, происхождения, исторических судеб, невозможно без полного анализа черт погребального обряда и инвентаря.
Для горноалтайских памятников афанасьевской культуры отмечено разнообразие надмогильных конструкций при преобладании оград из вертикально поставленных плит (более 60%). Кроме них известны ограды-стенки, сплошные насыпи, кольца из крупных валунов и др. В ограде находится по одной грунтовой могиле, которая может быть перекрыта плитами или реже деревом (в общей сложности около 50%). Преобладают одиночные погребения, реже встречаются двойные и захоронения взрослого с ребенком. Умерших укладывали на спину с согнутыми в коленях ногами, реже на правый бок с согнутыми в коленях ногами, головой ориентировали преимущественно на юго-запад и запад, иногда на северо-восток, восток, северо-запад и в других направлениях. Погребенные окрашены охрой или зафиксированы скопления охры более чем в 60% могил. Инвентарь обнаружен более чем в 70% погребений. Он представлен керамикой (обычно по одному сосуду в могиле), украшениями, пестами и реже другими предметами. Характерна остродонная керамика, реже встречается круглодонная, плоскодонная и курильницы. Сосуды помещались у головы, ног, рук погребенных (Степанова Н.Ф., 2005; 2006; Абдулганеев М.Т., 2006).
Для среднеенисейских памятников характерны оградки-стенки и оградки из вертикально поставленных плит, при доминировании первых. В оградах бывает одна и несколько грунтовых могил. Могильные ямы перекрывались плитами или деревянным накатом. Центральное надмогильное сооружение могло иметь сложную конструкцию. Могильные ямы прямоугольной или овальной формы. Погребенные уложены на спине и реже на правом или левом боку с согнутыми в коленях ногами, преимущественно ориентированы головой на юго-запад, запад, реже - на северо-запад, северо-запад-запад и в других направлениях. Характерны индивидуальные и коллективные захоронения. Инвентарь представлен керамикой, медными оковками, роговыми гвоздиками, украшениями, иногда другими предметами. Керамика - остродонные, круглодонные, плоскодонные сосуды, курильницы, корчаги (сосуды крупных размеров). Преобладают первые два типа. Сосуды обычно расположены у одной из стенок могилы или в ногах погребенных (Вадецкая Э.Б., 1986; Грязнов М.П., 1999).
Общее для алтайских и енисейских памятников в том, что характерны два основных типа надмогильных конструкций: оградки-стенки и оградки из вертикально поставленных плит (рис. 1). Могильные ямы прямоугольной или овальной формы перекрывались плитами или деревянным накатом. Над могилой возводилось центральное сооружение. Могильные ямы грунтовые. Положение погребенных на спине и реже на правом боку с согнутыми в коленях ногами, ориентация головой на юго-запад и запад. Характерна остродонная, круг-лодонная посуда. Курильницы и плоскодонные сосуды встречаются редко. Кроме керамики находят песты, серьги и реже другие предметы. Изделия из металла - медные, золотые, железные, а на Енисее и серебряные.
Различие среднеенисейских и горноалтайских памятников в том, что в Горном Алтае преобладают оградки из вертикально поставленных плит, а на Енисее - оградки-стенки. На Енисее нет сплошных насыпей, оград из крупных валунов, а перекрытий могил из дерева больше, чем в Горном Алтае, даже индивидуальные могилы обычно широкие подквадрат-ные, и у одной из стен нередко оставлено место для вещей. Для горноалтайской группы характерна одна могила в ограде, не получили распространения коллективные погребения. На Енисее реже встречается окраска погребенных охрой, практически не известна ориентация на восток и северо-восток. На Енисее в могилу часто помещали больше 1-2 сосудов, корчаги, чаще, чем на Алтае, встречаются круглодонные сосуды. Остродонная и плоскодонная керамика Среднего Енисея и Горного Алтая различается по форме и пропорциям, высоте венчика (рис. 1). У горноалтайских сосудов венчик, как правило, высокий, у енисейских -низкий, иногда нет шейки. Керамика с Енисея крупнее по размерам. Имеются различия и в орнаментации. Для Енисея характерны роговые гвоздики и оковки, а в Горном Алтае они почти не известны, но часто находят песты.
Как видно, различия наблюдаются по всем признакам. Памятники Тувы и Монголии также имеют отличительные черты. Учитывая это, а также то, что территория, на которой выявлены афанасьевские памятники, огромна, что между группами памятников существует территориальный разрыв, скорее, можно говорить не об афанасьевской культуре, а об афанасьевской культурно-исторической общности или области. Однако необходимости афанасьевским памятникам Горного Алтая давать другое наименование нет (Сураза-ков А.С., Тишкин А.А., 2007, с. 86). Сложилось так, что если существует необходимость подчеркнуть, что речь идет только о памятниках Горного Алтая, Енисея, Тувы или Монголии, то употребляется термин «афанасьевская культура Горного Алтая» или «афанасьевская культура Минусинской котловины». Введение нового названия внесет только путаницу, кроме того, афанасьевская культура занимает особое место в древней истории, поэтому вряд ли целесообразно и необходимо давать новое наименование.
Анализируя признаки погребального обряда и инвентаря, можно отметить, что традиция сооружать надмогильные конструкции из камня, а также укладывать и устанавливать камни в определенном порядке у «афанасьевцев» сложилась ранее, чем произошло разъединение племен и, по-видимому, не на территории Среднего Енисея и Горного Алтая. Различия в надмогильных конструкциях енисейских и горноалтайских «афанасьевцев» могут быть связаны как с тем, что оставлены разными этнографическими группами, так и приспосабливанием к новым условиям. Положение погребенных на правом боку и наличие курильницы, которые иногда встречаются в афанасьевских памятниках, сближают их между собой и с древнеямными, где оба этих признака также относятся к поздним и редким (Фисенко В.А., 1970, с. 23-25; Мерперт Н.Я., 1974, с. 96; Шапошникова О.Г., Фоменко В.Н., Довженко Н.Д., 1986, с. 38, 55, 57). Возможно, эти признаки - свидетельство контактов или того, что «афа-насьевцы» появились в Горном Алтае и на Енисее позднее, чем принято считать.
Важные результаты в решении проблем афанасьевской культуры может дать изучение керамики. Остродонные енисейские афанасьевские сосуды подразделяются на несколько типов. Один из них близок горноалтайским (рис. 1.-11). Различия в формах и пропорциях остальных сосудов, по-видимому, могут быть этнографической чертой, характерной для другой группы населения. Нельзя не обратить внимания на некоторые детали в орнаментации керамики. Предварительный анализ показывает, что на енисейских афанасьевских сосудах качалка встречается реже, чем на горноалтайских, но гребенчатые орнаментиры, которыми наносилось «шагание с прокатыванием», в ряде случаев очень похожи. Для «афанасьевцев» Горного Алтая характерно оформление инструментов в определенных традициях - мелкие округлые или подовальные близкорасположенные зубцы, короткие, иногда едва намеченные (Степанова Н.Ф., 1997). Есть особенности в движении инструментов при нанесении орнамента. Подобные особенности отмечены и на керамике из афанасьевских могильников Среднего Енисея*. Даже учитывая консерватизм традиций в гончарстве, вряд ли такие мелкие детали в оформлении орнаментиров и способах нанесения орнамента могли сохраняться без изменений столетиями. Мала вероятность случайного совпадения. Скорее всего, памятники близки по времени существования и общие традиции еще не были утрачены или между населением могли сохраняться контакты.
Подводя итог, необходимо сказать, что, возможно, отмеченное сходство ряда признаков горноалтайских и среднеенисейских «афанасьевцев» может свидетельствовать о том, что среднеенисейские «афанасьевцы» неоднородны, и одна из групп близка алтайским. Возможно, это свидетельствует и о неодновременности заселения территории Енисея. Кроме того, на сложение афанасьевской культуры могло оказать влияние и местное население. По-видимому, к различиям, сложившимся на новой территории, необходимо относить наличие нескольких могил в ограде и коллективные захоронения. Для Енисея подобное характерно и для более позднего времени, а в Горном Алтае этих традиций нет. Афанасьевские памятники Горного Алтая и Среднего Енисея на определенном отрезке времени, безусловно, сосуществовали. Несмотря на то, что они оставлены в основном разными этнографическими группами населения, у них имелись общие традиции погребального обряда, которые сложились ранее, чем «афанасьевцы» переселились на территории Горного Алтая и Среднего Енисея.
*Пользуясь случаем, приношу искреннюю благодарность Н.А. Боковенко, Вл.А. Семенову, Н.Н. Николаеву за оказанную возможность работы с коллекциями керамики из Малинового Лога (Bokovenko N.A., Mitjaev P.E., 2000), Тоора-Даша и других памятников.
АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА
В эпоху энеолита (III тыс. до н.э.) на территории Южной Сибири возникает самостоятельный очаг производящего хозяйства, связанный с развитием скотоводства, основ земледелия и появлением первых признаков металлургии меди. Эта эпоха начального становления скотоводческих культур на территории Саяно-Алтая получила название в археологической литературе - афанасьевской культуры. Свое название эта культура приобрела по одноименным раскопкам древних могил у горы Афанасьевой около села Батени на Енисее.
Афанасьевская культура - это первый этап эпохи палеометалла в степных пространствах Южной Сибири, являющийся отправной точкой в понимании развития историко-культурных процессов в жизни древнего населения этой территории.
Несмотря на то, что афанасьевская культура была выделена и классифицирована в первой трети XX столетия в результате исследований выдающегося российского археолога С.А.Теплоухова, первые раскопки памятников этого времени относятся еще к середине XIX века. В 1865 г. В.В.Радловым было исследовано погребение афанасьевского времени в Горном Алтае. В 1903 году А.В.Адриановым было раскопано несколько афанасьевских могил у улуса Саргов у подножия горы Ог-лахты в Минусинской котловине.
Окончательное осмысление памятники афанасьевского времени получили после знаменитых раскопок С.А.Теплоухова у села Батени в 1927 году. В краткой характеристике С.А.Теплоухов определял её как первую культуру палеометалла в Саяно-Алтае, предположил связь этой культуры с Приаральем и отметил широкий ареал её распространения, как в Минусинских степях, так и Горном Алтае.
В дальнейшем раскопки афанасьевских памятников на Енисее проводили СВ. Киселев, В.П. Левашова; в Горном Алтае - СИ. Руденко, СМ. Сергеев, Г.П. Сосновский.
Анализ антропологических материалов афанасьевской культуры, в результате которого была установлена европеоидная расовая принадлежность населения, был проведен Г.Ф.Дебецом. Систематизация материалов афанасьевского времени к середине 50-х годов была выполнена С.В.Киселевым. В 50-60-е гг. XX в. афанасьевские памятники в Минусинской котловине исследовали А.Н.Липский, М.П.Грязнов, Г.А.Максименков, М.П.Комарова, Э.Б.Вадецкая, Л.Р.Кызласов. Особенно следует отметить плодотворные работы по изучению погребальных памятников афанасьевского времени в связи с деятельностью Красноярской экспедиции Ленинградского отделения Института Археологии Академии наук СССР под руководством М.П. Грязнова. Эта экспедиция проводила охранные раскопки памятников археологии, которые попадали в зону затопления в связи со строительством Красноярского водохранилища. В ходе работ экспедиции были исследованы такие крупные афанасьевские могильники как Карасук III, Афанасьева Гора. При раскопках афанасьевских курганов М. П. Грязновым была разработана новая методика археологического изучения погребальных комплексов в Минусинской котловине. На исследуемых могильниках раскапывались все курганы и межкурганные пространства. Не допустимым становилось производство раскопок только погребений без исследования оград курганов. Все это дало дополнительные возможности для более полной характеристики афанасьевской эпохи на Енисее. Результаты исследований впоследствии были обобщены Э.Б.Вадецкой и М.П.Грязновым.
Открытием времени деятельности Красноярской экспедиции стало обнаружение могил, которые по-своему погребальному обряду четко отличались от афанасьевских, но были размещены внутри их оград курганов. Выделение окуневской культуры как самостоятельного этапа развития бронзового века в Минусинской котловине позволило отнести к ней эти впускные могилы в афанасьевских курганах.
В 1960-е гг. Е.М.Берс были возобновлены раскопки афанасьевских памятников на Алтае. С начала 1970-х гг. началось интенсивное изучение памятников афанасьевской культуры в Горном Алтае. Значительные по масштабам раскопки могильников, поселений и пещерных стоянок проводили В.И.Молодин, А.П.Погожева, С.А.Суразаков, С.В.Цыб.
Наиболее важной обобщающей работой последнего времени по афанасьевской культуре в Минусинской котловине стало монографическое издание материалов раскопок М.П.Грязнова таких эталонных афанасьевских комплексов, исследованных полностью -Афанасьева Гора и Карасук III.
Типичные памятники афанасьевской культуры - это древние могильники, многочисленные на территории Саяно-Алгая. Стоянки встречаются значительно реже и, в основном, на Алтае. В Минусинской котловине известны такие погребальные комплексы - Карасук III, Черновая IV, Афанасьева Гора; на Алтае - Усть-Кокса, Усть-Куюм.
На Енисее афанасьевские курганы имеют разнообразный внешний вид, но устройство могил в основном одинаково. Могильники устраивались на надпойменных речных террасах, недалеко от реки. По своим размерам кладбища сильно различаются. Как правило, они состоят из нескольких курганов, иногда содержат до 20 курганов. Обычно в одном могильнике общее число погребенных составляет до 20 человек. Самые большие из известных могильников (Карасук III, Афанасьева Гора) содержали останки до 60 человек. Большинство умерших людей, вероятно, хоронили весной, летом или осенью. В качестве могилы выкапывали просторную, прямоугольной формы, яму, глубиной до 1,5 м. Иногда внутри кургана сооружали две-три могилы. Пространство вокруг могил обязательно окружали круглой каменной оградой. Встречаются ограды двух видов. Ограды курганов первого вида сложены из обломков камней округлой формы без связующего раствора. Другие ограды сооружены из вертикально врытых в землю плит песчаника. Каменные ограды курганов двух видов часто расположены на одних и тех же могильниках.
Могильную яму в ограде закрывали длинными бревнами лиственницы и насыпали над ней земляную насыпь, которую облицовывали камнями. Высота таких насыпей достигала 2-3 метров. Затраты на сооружение типичного афанасьевского кургана требовали значительного времени. По оценке М.П. Грязнова на возведение насыпи кургана и каменной ограды в целом затрачивалось не менее 60 человеко-дней
Детей часто хоронили в тех же курганах, что и взрослых соплеменников. Выкапывали небольшие ямки вдоль внутренней или наружной стенки ограды. В погребениях взрослых совместные детские захоронения встречаются редко, хотя в курганах найдено много новорожденных и младенцев.
Среди могил встречаются как индивидуальные, так и коллективные захоронения. Коллективные погребения редки на Алтае, но в минусинских степях составляют около 30% по отношению к индивидуальным, содержащим погребения взрослых людей и подростков старше десятилетнего возраста. Коллективные могилы являются центральными в ограде кургана. В них захоронено от двух до девяти человек. При большом количестве погребенных умерших располагали по всему дну могильной ямы, вплотную друг к другу. Коллективные могилы принято рассматривать не как усыпальницы каких-либо особых лиц с сопровождающими их подчиненными или членами семьи, а как могилы, куда хоронили одновременно нескольких умерших, возможно представителей одного рода.
Прослежен обряд отдельного захоронения головы погребенного в афанасьевских памятниках (могильник Карасук III), что предположительно свидетельствует о существовании временных зимних захоронений
В Минусинских степях в афанасьевских погребениях слабо прослеживается традиция посыпания тела умершего красной минеральной краской - охрой. На Алтае этот обычай, напротив, широко распространен.
Традиционно афанасьевцы своих соплеменников хоронили на спине с поднятыми вверх ногами, головой на запад или юго-запад. Иногда прослежены погребения, где умерших хоронили на правом или левом боку с согнутыми ногами. Известный археолог М.П. Грязнов, исходя из анализа положения умерших в афанасьевских курганах, считал, что «... трупы погребенных окоченевали в позе человека, сидящего на стуле с кистями рук положенными на бедра». В таком виде, вероятнее всего, погребенных помещали в могилы.
Афанасьевский обряд имеет четко выраженные характерные признаки. Афанасьевцы погребали своих умерших в одежде, в могилу клали глиняную и деревянную посуду с пищей. Каждому погребенному ставили по 1-2 глиняных сосуда. В большинстве случаев посуда обнаруживается в ногах, значительно реже - у головы. Пища в сосудах не сохранилась, но на стенках внутри горшков видны следы накипи. В коллективных могилах одна половина могилы, чаще северо-западная, специально отводилась для предметов погребального инвентаря. В это время ещё не прослеживается традиции индивидуальных погребальных предметов. Все вещи сложены вместе. Внутри каменной ограды кургана, так и за пределами оград, а также на бревенчатых перекрытиях могильных ям, часто встречаются кости животных и отдельные фрагменты керамических сосудов, оставшиеся от тризн. В афанасьевскую эпоху еще не сложилось обязательной традиции помещения в могилу части туши животного, как это известно, на позднем этапе бронзы в культурах Южной Сибири. В могилах изредка находят кости домашних животных - коровы, лошади и овцы. Ещё реже обнаруживаются кости диких животных.
Основной погребальный инвентарь в могилах - это керамика, представленная глиняными сосудами. Наиболее часто встречаются остродонные яйцевидные по форме горшки и круглодонные шаровидные
сосуды. С внутренней стороны стенки сосудов заглаживали травой, жрсвянной щепкой или зубчатым штампом, в связи, с чем на стенках сосудов хорошо прослеживаются ряды параллельных линий. Сосуды изготавливались вручную техникой кольцевого налепа, последовательно соединяя глиняные кольца-ленты. Обращает на себя внимание характерная специфическая форма большинства афанасьевских сосудов: вытянутая яйцевидно-эллипсоидная с заостренным дном. Такая по хорме посуда достаточно своеобразна. Возможно, такая форма дна афанасьевских сосудов предполагала их установку вертикально в очажных ямках, заполненных углями, или в специально для этого выкопанных глубоких ямах. Подобные сосуды яйцевидной формы с характерным заостренным дном известны в это время и в других археологических культурах древних скотоводов Евразийской степи. В частности, такие сосуды найдены в степной части Восточной Европы в древнеям-ной культурно-исторической общности, датируемой III тыс. до н.э.
Афанасьевские сосуды снаружи покрывали несложным орнаментом, оттиснутым гребенкой, гладкой пластинкой или палочкой. Орнамент вносился на всю поверхность сосуда. Характерные виды орнаментации: ряды косых оттисков зубчатого или гладкого штампа, расположенные елочкой. Встречаются более сложные орнаменты: ряды арок, причерченные линии, древовидные фигуры, шахматный узор, выдавленные изнутри «жемчужины». По мнению М.П.Грязнова, афанасьев-цы орнаментировали керамические сосуды не столько из-за стремления к украшению, а по практическим соображениям, может быть, с целью подражания фактуре плетеных и вязаных корзин. Видимо, была также широко распространена деревянная посуда. От такой посуды сохранились только металлические оковки, по которым иногда удается реконструировать внешний вид подобных изделий.
Обращает внимание разнообразие размеров афанасьевской посуды. Во взрослых захоронениях чаще всего находят сосуды емкостью 2-4 литра и даже больше - до нескольких десятков литров. В детских погребениях встречаются маленькие сосуды небольшой емкостью. Известны отдельные сосуды огромных размеров - емкостью до 210 литров. Не исключено, что этот сосуд использовался для приготовления пищи для особых церемоний.
Кроме кухонной и погребальной посуды, афанасьевцы изготавли-зали культовые сосуды-курильницы. Курильницы представляли собой низкие толстостенные чаши на коническом поддоне или ножках, с массивной боковой ручкой. Поверхность курильниц орнаментирована и первоначально была окрашена красной охрой, изнутри чаши сосуда прослеживается копоть. Сосуды-курильницы изготовлены в той же керамической традиции, что и бытовая афанасьевская посуда. Как считает Э.Б.Вадецкая, «курильницы» были ритуальными сосудами и их могли ставить в могилы определенной группе умерших, которые, возможно, являлись служителями культа. Археологами давно отмечено определенное сходство афанасьевских курильниц с аналогичными культовыми сосудами древнеяхмной культуры Восточной Европы.
Орудия труда редко встречаются в составе погребального инвентаря афанасьевских могил. Большинство предметов изготавливались из камня. Известны такие категории орудий: топоры, песты, колотушки, терочники, скребки. На памятниках афанасьевского времени Горного Алтая и Минусинской котловины в некоторых случаях обнаруживаются каменные шлифованные топоры клиновидной формы, которые, скорее всего, служили рабочими инструментами.
В погребениях также найдены немногочисленные металлические орудия труда - самые ранние на территории Южной Сибири. Из меди или бронзы делались небольшие по размерам изделия: проколки, шилья, ножи листовидной формы, игольники, рыболовные крючки. Найдены также медные оковки и накладки от деревянной посуды. Количество металлических предметов в погребениях афанасьевцев незначительно. Все это является косвенным подтверждением того факта, что в эту древнюю эпоху человек в Южной Сибири только начал осваивать первоначальные знания о металле и металлообработке меди. Кроме изделий из меди и бронзы, известны вещественные находки, изготовленные из других металлов: небольшие украшения из серебра и золота; в одном из погребений могильника Афанасьева Гора обнаружены остатки браслета из тонких железных пластинок. Спектральный химический анализ показал, что данное железо имеет метеоритное происхождение.
Костяные изделия афанасьевцев разнообразны: игольники, проколки, роговые молоты. В качестве украшений использовались декоративные роговые гвоздики - небольшие конической формы стерженьки длиной до 2 см, которые могли применяться для инкрустации больших деревянных предметов. Интересны своеобразные навершия из рога. Они представляют собой заостренные стержни с несколькими отверстиями, которые некоторые исследователи интерпретировали как псалии. М.П. Грязнов считал, что они надевались на деревянную палку-посох. Анализируя афанасьевские материалы погребального обряда, исследователи традиционно не выделяли вещественных находок, связанных с военной деятельностью. Систематизируя все доступные материалы по культуре, Э.Б. Вадецкая отметила, что у афанасьевцев отсутствует традиция помещения в могилы оружия. В то же время она указывает, что в могилах были найдены каменные наконечники стрел, застрявшие в теле убитых людей (в Минусинской котловине зафиксировано шесть случаев, когда люди, захороненные в курганах, были убиты стрелами с каменными наконечниками). Подобные находки являются важным свидетельством военных столкновений в период существования афанасьевской культуры. Сами стрелы изготавливались из камня и кости. Каменные наконечники стрел - из кремнистого сланца. Известны наконечники трех видов: черешковые, ланцетовидные, удлиненно-треугольные с выемкой у основания. Найдено несколько костяных стерженьков, которые могли использоваться как наконечники стрел. Э.Б. Вадецкая считает костяные стрелы охотничьими, предназначенными для пушного зверя. По мнению Ю.С.Худякова, правильнее будет считать такие стрелы предметами универсального назначения. Они изготавливались не для военных целей специально, но могли применяться и в этом качестве.
На территории Алтая, в отличие от Минусинской котловины, обнаружены предметы, интерпретируемые как оружие. Найдены они при раскопках поселений и пещерных стоянок афанасьевского времени.
В афанасьевском слое Денисовой пещеры в Горном Алтае обнаружен каменный наконечник дротика. Он имеет остроугольное острие, вытянутое перо и овальный насад. В этом же слое пещеры найден бронзовый кельт трапециевидной формы с заостренным лезвием. Подобное изделие уникально. В комплексах афанасьевской культуры в Минусинской котловине такие кельты не известны. К предметам вооружения может быть так же отнесен каменный кинжал из могильника Пещеркин Лог I в Горном Алтае.
В афанасьевскую эпоху фиксируется традиция использования в захоронениях погребальной одежды и украшений. Как в случае с орудиями труда в погребениях афанасьевцев, украшения малочисленны, но разнообразны: серьги, бляшки, подвески, браслеты, ожерелья. Самыми распространенными были серьги в виде проволочного кольца в полтора оборота и больше. Украшения делались из различных металлов. При раскопках в погребениях найдены височные серьги из меди, серебра и золота. В качестве подвесок использовались зубы диких животных. Обнаружены просверленные клыки волка, кабарги и сурка.
Интересны ожерелья, состоящие из каменных бусин, ракушек, просверленных позвонков и щитков осетровых рыб. Афанасьевские поселения исследованы недостаточно. На территории Минусинской котловины открыто всего лишь три поселения и стоянки (Тепсей X, Мочеркина Гора, грот Све-таг). В Горном Алтае их известно несколько больше. Памятник Тепсей X располагался на краю надпойменной террасы правого берега Енисея. Долгое время это поселение было единственным археологически исследованным бытовым памятником афанасьевской эпохи в Минусинской котловине. Раскапывалось это поселение М.П. Грязновым в 1968 году в рамках работ Красноярской археологической экспедиции в зоне заполнения Красноярского водохранилища. Стоянка была сезонной, остатков жилищ не обнаружено. На территории поселения были прослежены кострище и два очага в виде округлых ямок, стенки которых обложены каменными плитками. Культурный слой стоянки не выразителен. Найдены фрагменты керамических сосудов, единичные изделия из камня - обломок топора, скребок, «утюжок», кости животных. Недостаточная насыщенность артефактами культурного слоя этого памятника не позволяет представить в полной мере хозяйственную и бытовую жизнь древнейших скотоводов Южной Сибири. В тоже время раскопки стоянки Тепсей позволили сделать интересные наблюдения, которые были невозможны при изучении только афанасьевских погребальных памятников. Керамика со стоянки имеет полные соответствия по орнаментации и типологии форм с погребальной керамикой афанасьевцев. Кости животных, обнаруженные при раскопках памятника, принадлежали исключительно домашним животным - корове, лошади, овце. Причем, кости овцы значительно преобладают над костями других животным. Этот факт указывает на определенную хозяйственную специализацию населения этой стоянки, связанную с развитым скотоводством. Из находок афанасьевских стоянок последнего времени интересен памятник - грот Све-таг, расположенный на берегу реки Белый Июс на севере Хакасии. Этот памятник исследовался в 1998 г. археологической лабораторией Хакасского госуниверситета им.Н.Ф.Катанова. Данный археологический комплекс представляет собой многослойную кратковременную стоянку. В ходе раскопок выявлена стратиграфическая последовательность залегания нескольких культурно-хронологических слоев, содержащих остатки жизнедеятельности человека на протяжении почти двух тысяч лет. На территории грота хорошо фиксируются афанасьевский слой и культурные слои эпохи средней бронзы (возможно, окуневского времени); также здесь отмечается более позднее присутствие людей в так называемый тагаро-таштыкский период. Интересно само место расположения грота - у подножия массивного гранитного утеса причудливой естественной формы, напоминающего собой огромную антропоморфную личину с нависающим сверху длинным козырьком. Это природное обстоятельство могло способствовать тому, что грот, вероятно, использоваться древними людьми в культовых целях. В гроте лучше всего сохранился культурный слой, уверенно датируемый по фрагментам керамики афанасьевским временем. В слое отмечены следы кострища. Найдены десятки фрагментов керамики по меньшей мере от 6 сосудов - корчаг с типичным для афанасьевской культуры орнаментами. С внутренней стороны фрагментов сосудов прослежены четкие следы расчесов, характерные для керамики этого времени. Среди находок отмечается большое количество необработанных целых речных галек и их обломков; несколько каменных отщепов; кремневый наконечник стрелы; каменные заготовки стрел; песты и грузило из камня; фрагмент венчика сосуда - «курильницы». Грот Све-таг является несомненным доказательством непродолжительного пребывания древнего человека в этом месте, начиная с афанасьевской эпохи и ранней бронзы.
Хозяйство населения афанасьевской культуры характеризуется двумя чертами - развитием скотоводства и началом металлургии меди. Материалы раскопок древних погребений у горы Афанасьевой позволили СА. Теплоухову указать на развитое скотоводческое хозяйство у афанасьевцев. Как правило, в погребальных памятниках практически не встречаются кости диких животных, за исключением косули. В могилах чаще всего обнаруживаются кости овцы, реже - кости коровы и совсем редко - лошади. Афанасьевцы имели производящее скотоводческое хозяйство с преобладанием крупного рогатого скота. О земледелии прямых указаний нет. Но, возможно, афанасьевцы занимались обработкой продуктов земледелия, о чем косвенно могут свидетельствовать найденные в погребениях роговые молоты и каменные песты. Афанасьевцы в это время уже умели прясть и выделывать кожу. Об этом говорят найденные в могилах шерстяные нитки, продетые в ушки медных иголок, и кожаный браслет. Охота у афанасьевцев не получила широкого распространения.
Население афанасьевской культуры в Минусинской котловине, по всей видимости, по мнению М.П.Грязнова, жило полуоседло в небольших поселках. Каких-либо стационарных поселений с долговременными жилыми конструкциями в Минусинской котловине неизвестно. Скорее всего, зимой жилищами могли служить землянки, а летом наземные шалаши или балаганы. В связи со спецификой изученности афанасьевской культуры на Енисее достаточно сложно решаются проблемы реконструкции характера развития общественных отношений. Так отсутствуют источники, которые могут говорить о родовых и семейных отношениях у афанасьевских племен. На основании погребального обряда, как в коллективных, так и в индивидуальных могилах не выделяются особые по положению захоронения. Единичны парные захоронения (погребения мужчины и женщины в одной могиле). Детей хоронят как вместе с женщинами, так и с мужчинами. В афанасьевских могилах не прослеживаются следы имущественной дифференциации общества. Практически невозможно выделить в погребениях богатых или бедных захоронений. Можно только предположительно и осторожно говорить о возможности зарождения у афанасьевских племен функциональной дифференциации и начале разграничения культовой и «светской» власти. В качестве подтверждения данного тезиса следует указать на присутствие в погребальной традиции афанасьевцев особо значимых курганов, которые отличаются от стандартных захоронений. Среди всех афанасьевских погребений в Минусинской котловине выделяется большой курган у села Восточное, на правом берегу Енисея. Это - монументальное сооружение: ширина каменной ограды кургана - 5 метров, высота насыпи более 2 метров, диаметр кургана - 20 метров. В центральной могиле были похоронены обезглавленные мужчина и женщина. В ногах находились трупы младенцев. Среди вещей в могиле обнаружены глиняная корчага и длинный жезл, предположительно деревянный, украшенный 200 роговыми гвоздиками. В заполнении могильной ямы, как редкое исключение, были найдены кости диких животных: косули, зайца и птицы. По мнению автора раскопок этого замечательного погребального комплекса у села Восточное Э.Б. Вадецкой: «Курган свидетельствует о появлении особо монументальных... сооружений, видимо, для старейшин-вождей племени в Минусинских степях ещё с энеолитической афанасьевской культуры».
Определенные представления об особенностях социальной жизни афанасьевских племён дают палеодемографические наблюдения. Собранный статистический материал позволяет получить наиболее полные данные о характере смертности древнего населения. М.П. Грязнов проанализировал сведения о возрасте 150-и человек на основании материалов девяти исследованных афанасьевских могильников Минусинской котловины, включая такие яркие памятники, как: Афанасьева Гора, Карасук III и т.д. Отмечается высокая смертность населения в юношеском возрасте от 15-20 лет, вдвое большая, чем последующие возрасты. Максимум смертности фиксируется у взрослых в промежутке 40-60 лет, что свидетельствует о короткой продолжительности жизни у афанасьевцев.
С изучением афанасьевской культуры связано несколько проблем, наиболее важная из них - это происхождение населения и самой культуры. В науке в настоящее время существует несколько точек зрения по вопросу о происхождении культуры и ее появлении в Минусинской котловине. Со времени выделения афанасьевской культуры большинство исследователей относило её к эпохе энеолита. В качестве основных признаков культуры на территории Саяно-Алтая отмечались: очевидная принадлежность афанасьевцев к европеоидной расе; отсутствие связей с местной южносибирской неолитической культурой; четко выраженная погребальная традиция, значительное сходство афанасьевской культуры с ямной культурой Восточной Европы. Все эти обстоятельства позволили исследователям высказать достаточно аргументированное предположение о том, что носители афанасьевской культуры в Южной Сибири появляются внезапно и уже с вполне сложившимися характерными чертами культуры. В связи с вышеизложенным, одной из основных гипотез о происхождении афанасьевцев стала миграционная концепция. Наиболее широко распространена в научной литературе точка зрения о несомненной связи афанасьевцев с древнеямной культурно-исторической общностью степной части Восточной Европы.
По мнению Э.Б.Вадецкой, сопоставление этих культур позволяет выявить много общего в их культурных традициях: ритуальная погребальная практика, традиции металлургии, формы производящего хозяйства, общие формы отдельных категорий погребального инвентаря. При сопоставлении форм керамики афанасьевцев и ямников обнаруживается сходство. Для обеих культур типичны сосуды яйцевидной, эллипсоидной форм с заостренным дном. Наблюдается общее и в орнаментации сосудов. Конечно, афанасьевская керамика не совпадает полностью с керамикой древнеямной культуры, но еще меньше у неё сходства с местной сибирской керамической традицией этого времени.
Антропологические исследования афанасьевского населения также убедительно показывают схожесть антропологических типов афанасьевцев и древнеямников. Афанасьевские племена принадлежали к европеоидному населению. На основании этих фактов часть исследователей считает, что прародину афанасьевцев нужно искать на восточной границе ямной культурно-исторической общности. Существуют и другие точки зрения о происхождении афанасьевской культуры. С.В.Киселев и И.Н.Хлопин считали, что носители афанасьевских традиций скорее всего пришли в Саяно-Алтай из Средней Азии, где были распространены культуры с производящим хозяйством, или с территорий, соседствующих с этим регионом. В.А.Семенов высказал предположение о том, что афанасьевцы, возможно, являются носителями одного из индоевропейских языков - «прото-тохарских диалектов, анклавы которых сохранились в оазисах восточного Туркестана до первых веков н.э.». Открытие в последние десятилетия памятников афанасьевской эпохи в Монголии и Северо-Западном Китае (Синцзянь-Уйгурский автономный район) способствовало появлению новых идей о местонахождении предполагаемой прародины афанасьевской культуры. Несмотря на то, что в афанасьевских могилах нет датирующих вещей, хронологические рамки культуры, предположительно, определяются XXV-XVIII до н.э.
Афанасьевская культура на территории Саяно-Алтая существовала длительное время. Территориально возможно выделить два варианта культуры: алтайский, вероятно, более ранний, и минусинский. Определить хронологические этапы развития афанасьевской культуры не удается. Всеми исследователями отмечается редкое единообразие основных источников по изучению культуры - погребальных памятников, которые практически не видоизменяются на всем протяжении существования афанасьевского общества. В настоящее время хронологическое определение культуры основывается только на радиоуглеродных датах. В последние годы получена новая серия радиоуглеродных дат из материалов погребений афанасьевской культуры в Минусинской котловине (могильник Суханиха на правом берегу Енисея), которые позволяют значительно удревнить время существование афанасьевской культуры в Южной Сибири. Оно определяется в интервале от 4409±70 гг. - 3936±35 гг. С учетом калибровки получается временной интервал от 3290-3240 гг. до н.э. до 2580-2470 гг. до н.э.
Культуры культуры (Поздняковская культура ) формируется протобалтская Бондарихинская культура , на основе которой...