Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты).

В противоположность классицизму, возвеличившему ясную силу разума, романтики воспевали страстные, бурные чувства, захватывающие человека целиком. Ранее всего откликнулись на новые веяния портрет и пейзаж, которые становятся излюбленными жанрами романтической живописи.

Расцвет портретного жанра был связан с интересом романтиков к яркой человеческой индивидуальности, красоте и богат-ству ее духовного мира. Жизнь человеческого духа преобладает в романтическом портрете над интересом к физической красоте, к чувственной пластике образа.

В романтическом портрете (Делакруа, Жерико, Рунге, Гойя) всегда выявляется неповторимость каждого человека, передается динамика, напряжённое биение внутренней жизни, мятежная страстность.

Интересует романтиков и трагедия сломанной души: героями произведений часто становятся душевнобольные люди (Жерико «Сумасшедшая, страда-ющая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»).

Пейзаж мыслится романтиками как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстает в динамике, постоянной изменчивости. Характерные для классицизма упорядоченные и облагороженные ландшафты сменились образами стихийной, непокорной, могучей, вечно меняющейся природы, соответствовавшие смятению чувств романтических героев. Романтики особенно любили писать бури, грозы, извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер).

Свойственная романтизму поэтизации ночи - странного, ирреального мира, живущего по своим законам - привела к расцвету «ночного жанра», который становится излюбленным в романтической живописи, особенно у немецких художников.

Одной из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм, стала Германия .

Заметное влияние на развитие жанра романтического пейзажа оказало творчество Каспара Давида Фридриха (1774-1840). В его художественном наследии преобладают пейзажи с изображением горных вершин, леса, моря, морского побережья, а также руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Крест в горах», «Собор», «Аббатство среди дубовых деревьев»). В них обычно присутствует ощущение неизменной грусти от сознания трагической затерянности человека в мире.

Художник любил те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому ее восприятию: раннее утро, вечерний закат, восход луны («Двое, созерцающие луну», «Монастырское кладбище», «Пейзаж с радугой», «Восход луны над морем», «Меловые скалы на острове Рюген», «На паруснике», «Гавань ночью»).

Постоянные персонажи его произведений - одинокие мечтатели, погруженные в созерцание природы. Глядя в необъятные дали и бесконечные выси, они приобщаются к вечным тайнам мироздания, уносятся в прекрасный мир мечты. Этот чудесный мир Фридрих передаёт с помощью волшебно сияющего света - лучезарного солнечного или таинственного лунного.

Творчество Фридриха вызывало восхищение современников, в том числе И. В. Гёте и В. А. Жуковского, благодаря которому многие его картины были приобретены Россией.

Живописец, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777-1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто - своих близких («Мы втроем» - автопортрет с невестой и братом, не сохранился; «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера».

Стремление возродить религиозно-нравственные устои в немецком искусстве связано с творческой деятельностью художников назарейской школы (Ф. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV - XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» - одноимённой гравюре Дюрера.

Главными достоинствами художника члены братства считали душевную чистоту и искреннюю веру, полагая, что «только Библия и сделала Рафаэля гением». Ведя уединённую жизнь в кельях заброшенного монастыря, они возвели своё служение искусству в разряд духовного служения.

«Назарейцы» тяготели к крупным монументальным формам, пытались воплотить высокие идеалы с помощью вновь возрождённой техники фрески. Некоторые росписи были исполнены ими совместно.

В 1820-30-х годах члены братства разъехались по Германии, получив ведущие должности в различных художественных академиях. Лишь Овербек до самой смерти жил в Италии, не изменив своим художественным принципам. Лучшие традиции «назарейцев» еще долго сохранялись в исторической живописи. Их идейно-нравственные искания оказали воздействие на английских прерафаэлитов, а также на творчестве таких мастеров, как Швинд и Шпицвег.

Мориц Швинд (1804-1871), австриец по происхождению, работал в Мюнхене. В станковых произведениях изображает в основном облик и быт старинных немецких провинциальных городов с их жителями. Это сделано с большой поэзией и лиризмом, с любовью к своим героям.

Карл Шпицвег (1808-1885) - мюнхенский живописец, график, блестящий рисовальщик, карикатурист, также не без сентиментальности, но с большим юмором повествует о городском быте («Бедный поэт», «Утренний кофе»).

Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии, известного под названием «бидермейер». Бидермейер - это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства) . На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Центральной темой живописи бидермейера стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи.

Французская романтическая школа

Наиболее последовательная школа романтизма в живописи сложилась во Франции. Она возникла как оппозиция классицизму, переродившемуся в холодный, рассудочный академизм, и выдвинула таких крупных мастеров, которые определили главенствующее влияние французской школы на все XIX столетие.

Французские художники-романтики тяготели к сюжетам, полым драматизма и патетики, внутреннего напряжения, далеким от «тусклой повседневности». Воплощая их, они реформировали живописно-выразительные средства:

Первые блестящие успехи романтизма во французской живописи связаны с именем Теодора Жерико (1791-1824), который раньше других сумел выразить чисто романтическое ощущение конфликтности мира. Уже в первых его работах видно стремление к показу драматических событий современности. Так, например, картины «Офицер конных стрелков, идущий в атаку» и «Раненный кирасир» отразили романтику наполеоновской эпохи.

Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни - гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства . Жерико создал гигантское полотно 7×5 м., на котором изобразил тот момент, когда находящиеся на грани гибели люди увидели на горизонте спасительный корабль. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Эта картина стала символом современной Жерико Франции, которая, подобно людям, спасающимся от кораблекрушения, переживала и надежду, и отчаяние.

Тему своей последней большой картины - «Скачки в Эпсоме» - художник нашел в Англии. Здесь изображены летящие как птицы кони (любимый образ Жерико, который еще подростком стал прекрасным наездником). Впечатление стремительности усиливается определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон - широко.

После смерти Жерико (он погиб трагически, в расцвете сил и таланта) признанным главой французских романтиков стал его молодой друг Эжен Делакруа (1798-1863). Делакруа был всесторонне одарён, обладал музыкальным и литературным талантом. Его дневники, статьи о художниках - интереснейшие документы эпохи. Его теоретические исследования законов цвета оказали огромное влияние на будущих импрессионистов и особенно на В. Ван Гога.

Первая картина Делакруа, которая принесла ему известность, - «Данте и Вергилий» («Ладья Данте»), написанная на сюжет «Божественной комедии». Она поразила современников страстной патетикой, мощью сумрачного колорита.

Вершиной же творчества художника стала «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ»). Достоверность реального факта (картина создавалась в самый разгар июльской революции 1830 года во Франции) сливается здесь воедино с романтической мечтой о свободе и символичностью образов. Прекрасная молодая женщина становится символом революционной Франции.

Откликом на современные события была и более ранняя картина «Резня на Хиосе», посвященная борьбе греческого народа с турецким владычеством .

Посетив Марокко, Делакруа открыл для себя экзотический мир Арабского Востока, которому посвятил множество картин и зарисовок. В «Алжирских женщинах» перед европейским зрителем впервые предстал мир мусульманского гарема.

Художник создал также серию портретов представителей творческой интеллигенции, многие из которых были его друзьями (портреты Н. Паганини, Ф. Шопена, Г. Берлиоза и др.)

В поздний период творчества Делакруа тяготел к исторической тематике, работал как монументалист (росписи в Палате депутатов, Сенате), и как график (иллюстрации к произведениям Шекспира, Гете, Байрона).

Имена английских живописцев эпохи романтизма - Р. Бенингтона, Дж. Констебла, У. Тер-нера - связаны с жанром пейзажа. В этой области они, поистине, открыли новую страницу: родная природа нашла в их творчестве такое широкое и любовное отражение, какого тогда не знала ни одна другая страна.

Джон Констебл (1776-1837) одним из первых в истории европейского пейзажа стал писать этюды полностью с натуры, обратившись к непосредственному наблюдению природы. Его картины просты по мотивам: деревни, фермы, церкви, полоска реки или морского пляжа: «Телега для сена», Детхемская долина», «Собор Солсбери из сада епископа». Произведения Констебла послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции.

Уильям Тёрнер (1775-1851) - художник-маринист . Его привлекало бурное море, ливни, грозы, наводнения, смерчи: «Последний рейс корабля «Отважный», «Гроза над Пьяцеттой». Смелые колористические искания, редкие световые эффекты порой превращают его картины в сияющие фантасмагорические зрелища: «Пожар Лондонского парламента», «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье» .

Тёрнеру принадлежит первое в живописи изображение бегущего по рельсам паровоза - символа индустриализации. В картине «Дождь, пар и скорость» паровоз мчится вдоль Темзы сквозь туманную дождевую мглу. Все материальные предметы словно сливаются в образ-мираж, превосходно передающий ощущение скорости.

Уникальное исследование световых и цветовых эффектов, предпринятое Тёрнером, во многом предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов.

В 1848 году в Англии возникло братство прерафаэлитов (от лат. prae - «перед» и Рафаэль), объединившее художников, не приемлющих современное им общество и искусство академической школы. Свой идеал они видели в искусстве Средних веков и Раннего Возрождения (отсюда и название). Главные участники братства - Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти. В своих ранних работах эти художники использовали вместо подписей аббревиатуру РВ .

С романтиками прерафаэлитов роднила любовь к старине. Они обращались к библейским сюжетам («Светоч мира» и «Неверный пастух» У. Х. Ханта; «Детство Марии» и «Благовещение» Д. Г. Россетти), сюжетам из истории Средневековья и пьес У. Шекспира («Офелия» Миллеса).

Для того чтобы писать человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину, прерафаэлиты увеличили размеры полотен, пейзажные зарисовки делали с натуры. Персонажи их картин имели прототипы среди реальных людей. Так, например, Д. Г. Россетти почти во всех произведениях изображал свою возлюбленную Элизабет Сиддал, продолжая, подобно средневековому рыцарю, хранить верность любимой и после её безвременной смерти («Синее шёлковое платье», 1866).

Идеологом прерафаэлитов был Джон Рёскин (1819-1900) - английский писатель, художественный критик и теоретик искусства, автор знаменитой серии книг «Современные художники».

Творчество прерафаэлитов ощутимо повлияло на многих художников и стало предвестием символизма в литературе (У. Патер, О. Уайльд) и изобразительном искусстве (О. Бёрдсли, Г. Моро и др.).

прозвище «назарейцы», возможно, произошло от названия города Назарет в Галилее, где родился Иисус Христос. Согласно другой версии, оно возникло по аналогии с названием древнееврейской религиозной общины назореев. Возможно также, что наименование группы произошло от традиционного названия причёски «алла назарена», распространённой в Средние века и известной по автопортрету А.Дюрера: манеру носить длинные волосы, разделённые посередине пробором, вновь ввёл Овербек.

Biedermeier (нем. «бравый Мейер», филистер) - фами-лия вымышленного персонажа из поэтического сборника немец-кого поэта Людвига Эйхродта. Эйхродт создал пародию на реальное лицо - Самуэля Фридриха Заутера, старого учителя, писавшего наивные стихи. Эйхродт в своей карикатуре подчеркнул обывательскую примитивность мышления Бидермейера, ставшего своего рода пародийным символом эпохи. размашистые мазки чёрного, коричневого и зеленоватого цветов передают ярость бури. Взгляд зрителя словно оказывается в центре водоворота, корабль кажется игрушкой волн и ветра.

Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма . Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию класическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение.

Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования, идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. А картину "Странник над морем тумана " с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись . В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера , Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина . Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Экзаменационный реферат

Тема: "Романтизм как направление в искусстве".

Выполнила ученица 11 «В» класса сш №3

Бойправ Анна

Преподаватель мировой художественной

культуры Буцу Т. Н.

г. Брест 2002г.

1. Введение

2. Причины возникновения романтизма

3. Основные черты романтизма

4. Романтический герой

5. Романтизм в России

а) Литература

б) Живопись

в) Музыка

6. Западноевропейский романтизм

а) Живопись

б) Музыка

7. Заключение

8. Список литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Если заглянуть в толковый словарь русского языка, то можно найти несколько значений слова “романтизм”: 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, характеризующееся идеализацией прошлого, оторванностью от действительности, культом личности и человека. 2. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.

Как видно из определения, романтизм – это явление, которое проявляется не только в искусстве, но и в поведении, одежде, образе жизни, психологии людей и возникает в переломные моменты жизни, поэтому тема романтизма актуальна и в наши дни. Мы живем на стыке веков, находимся на переходном этапе. В связи с этим в обществе наблюдается неверие в будущее, разуверение в идеалах, возникает желание уйти от окружающей действительности в мир собственных переживаний и в то же время осмыслить ее. Именно эти черты характерны для романтического искусства. Поэтому я и выбрала для исследования тему “Романтизм как направление в искусстве”.

Романтизм – это очень большой пласт различных видов искусства. Цель моей работы – проследить условия зарождения и причины возникновения романтизма в разных странах, исследовать развитие романтизма в таких видах искусства, как литература, живопись и музыка, и сопоставить их. Главной задачей для меня было выделить основные черты романтизма, характерные для всех видов искусств, определить, какое влияние оказал романтизм на развитие других направлений в искусстве.

При разработке темы я использовала учебные пособия по искусству, таких авторов, как Филимонова, Воротников и др., энциклопедические издания, монографии, посвященные различным авторам эпохи романтизма, биографические материалы таких авторов, как Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.

2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА

Чем ближе мы к современности, тем короче становятся временные отрезки господства того или иного стиля. Временной отрезок конца XVIII-1-й трети XIX вв. принято считать эпохой романтизма (от фр. Romantique; нечто таинственное, странное, нереальное)

Что повлияло на возникновение нового стиля?

Это три главных события: Великая французская революция, наполеоновские войны, подъем национально-освободительного движения в Европе.

Громы Парижа отозвались по всей Европе. Лозунг "Свобода, равенство, братство! " обладал огромной притягательной силой для всех европейских народов. По мере формирования буржуазных обществ против феодальных порядков начал выступать рабочий класс, как самостоятельная сила. Противоборствующая борьба трех классов -- дворянства, буржуазии и пролетариата составляла основу исторического развития XIX века.

Судьба Наполеона и его роль в европейской истории на протяжении 2-х десятилетий, 1796-1815, занимала умы современников. "Властитель дум"--говорил о нем А.С. Пушкин.

Для Франции это были годы величия и славы, правда ценой жизни тысяч французов. Италия видела в Наполеоне своего освободителя. Большие надежды возлагали на него поляки.

Наполеон выступал как завоеватель, действующий в интересах французской буржуазии. Для европейских монархов он был не только военным противником, но и представителем чуждого мира буржуазии. Они его ненавидели. В начале наполеоновских войн в его "Великой армии" было немало непосредственных участников революции.

Феноменальна была личность и самого Наполеона. Юноша Лермонтов откликнулся на 10-летие смерти Наполеона:

Он миру чужд. Все в нем было тайной,

День возвышенья -- и паденья час!

Эта тайна особо приковывала внимание романтиков.

В связи с наполеоновскими войнами и вызреванием национального самосознания для этого периода характерен подъем национально-освободительного движения. Германия, Австрия, Испания боролись против наполеоновской оккупации, Италия -- против австрийского ига, Греция -- против Турции, в Польше боролись против русского царизма, Ирландия -- против англичан.

На глазах одного поколения произошли поразительные перемены.

Более всех бурлила Франция: бурное пятилетие французской революции, возвышение и падение Робеспьера, наполеоновские походы, первое отречение Наполеона, возвращение его с острова Эльбы ("сто дней") и окончательное

поражение под Ватерлоо, мрачное 15-летие режима реставрации, Июльская революция 1860 года, Февральская революция 1848 года в Париже, которая вызвала революционную волну в других странах.

В Англии в результате промышленного переворота во 2-ой половине XIX в. утвердилось машинное производство и капиталистические отношения. Парламентская реформа 1832 г. расчистила путь буржуазии к государственной власти.

На землях Германии и Австрии власть сохранили феодальные правители. После падения Наполеона они сурово расправились с оппозицией. Но и на немецкой земле паровоз, привезенный из Англии в 1831 году, стал фактором буржуазного прогресса.

Революции промышленные, революции политические меняли облик Европы. "Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и грандиозные производительные силы, чем все предшествующие поколения вместе взятые" -- писали немецкие ученые Маркс и Энгельс в 1848 г.

Итак, Великая французская революция (1789-1794) обозначила особый рубеж, отделяющий новую эпоху от века Просвещения. Менялись не только формы государства, социальная структура общества, расстановка классов. Была поколеблена вся система представлений, освещенная веками. Просветители идейно подготовили революцию. Но они не могли предусмотреть всех ее последствий. Не состоялось "царство разума". Революция, провозгласившая свободу личности, породила буржуазный порядок, дух стяжания и эгоизма. Такова была историческая почва развития художественной культуры, которая выдвинула новое направление -- романтизм.

3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА

Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и Кипренского.

Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.

Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому : к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к нему подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника.И если классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира , душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.

Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык совсем иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная сила, которая столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека” (Вакенродер и Тик). Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. “Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир прошедший с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде всего”(Ф.Шлегель).

Презентация познакомит с творчеством выдающихся живописцев Франции, Германии, Испании и Англии эпохи романтизма.

Романтизм в европейской живописи

Романтизм ‒ направление в духовной культуре конца XVIII ‒ первой трети XIX века. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Девиз революции «Свобода, равенство, братство!» оказался утопическим. Последовавшая за революцией наполеоновская эпопея и мрачная реакция вызвали настроения разочарования в жизни, пессимизма. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще ‒ в поисках смерти.

Содержание романтического искусства

В эпоху мрачной реакции властителем дум стал английский поэт Джордж Байрон. Его герой Чайльд Гарольд ‒ мрачный мыслитель, терзаемый тоской, странствующий по свету в поисках смерти и расстающийся с жизнью без всякого сожаления. Мои читатели, уверена, сейчас вспомнили Онегина, Печорина, Михаила Лермонтова. Главное, что отличает романтического героя, это абсолютное неприятие серой, обыденной жизни. Романтик и обыватель ‒ антагонисты.

«О, пусть я кровью изойду,

Но дайте мне простор скорей.

Мне страшно задыхаться здесь,

В проклятом мире торгашей…

Нет, лучше мерзостный порок,

Разбой, насилие, грабеж,

Чем счетоводная мораль

И добродетель сытых рож.

Эй, тучка, унеси меня,

Возьми с собой в далекий путь,

В Лапландию, иль в Африку,

Иль хоть в Штеттин — куда-нибудь!»

Г. Гейне

Бегство от серой будничной жизни и становится основным содержанием искусства романтизма. Куда же романтик может «убежать» от обыденности и серости? Если Вы, мой уважаемый читатель, романтик в душе, то легко ответите на этот вопрос. Во-первых, привлекательным для нашего героя становится далёкое прошлое, чаще всего средневековье с его благородными рыцарями, турнирами, таинственными замками, Прекрасными Дамами. Средневековье идеализировалось и воспевалось в романах Вальтера Скотта, Виктора Гюго, в поэзии немецких и английских поэтов, в операх Вебера, Мейербера, Вагнера. В 1764 году вышел первый английский «готический» роман ужасов «Замок Отранто» Уолполла. В Германии в начале XIX века Эрнест Гофман написал «Эликсир дьявола», кстати, советую почитать. Во-вторых , замечательной возможностью «бегства» для романтика стала сфера чистого вымысла, создание мира вымышленного, фантастического. Вспомните Гофмана, его «Щелкунчика», «Крошку Цахеса», «Золотой горшок». Понятно, почему так популярны в наше время романы Толкиена и истории о Гарри Поттере. Романтики есть всегда! Ведь это состояние души, согласны?

Третий способ ухода романтического героя от действительности ‒ бегство в экзотические страны, не тронутые цивилизацией. Этот путь привёл к необходимости систематического изучения фольклора. В основу искусства романтизма легли баллады, легенды, былины. Многие произведения романтического изобразительного и музыкального искусства связаны с литературой. Шекспир, Сервантес, Данте вновь становятся властителями дум.

Романтизм в изобразительном искусстве

В каждой стране искусство романтизма приобретало свои национальные черты, но при этом для всех их произведений характерно много общего. Всех художников-романтиков объединяет особое отношение к природе. Пейзаж, в отличие от произведений классицизма, где он служил лишь декорацией, фоном, для романтиков приобретает душу. Пейзаж помогает подчеркнуть состояние героя. Полезно будет сравнить европейское изобразительное искусство романтизма с искусством и.

Романтическое искусство предпочитает ночной пейзаж, кладбища, седые туманы, Дикие скалы, руины старинных замков и монастырей. Особое отношение к природе способствовало рождению знаменитых пейзажных английских парков (вспомните регулярные французские парки с прямыми аллеями и подстриженными кустами и деревьями). Сюжетами произведений живописи часто становятся истории и легенды прошлого.

Презентация «Романтизм в европейском изобразительном искусстве» содержит большое количество иллюстраций, знакомящих с творчеством выдающихся художников-романтиков Франции, Испании, Германии, Англии.

Если тема вас заинтересовала, возможно, вам, уважаемый читатель будет интересно познакомиться с материалом статьи «Романтизм: страстная натура» на сайте Артхив, посвящённом искусству.

Большинство иллюстраций в прекрасном качестве я нашла на сайте Gallerix.ru . Для тех, кто хочет углубиться в тему, советую почитать :

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Великие художники. Том 24. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 32. Эжен Делакруа. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. ‒ М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Лукичёва К.Л. История живописи в шедеврах. – Москва: Астра-Медиа, 2007.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е. А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Мировая художественная культура. XIX век. — СПб.: Питер, 2007.
  • Мини-энциклопедия. Прерафаэлизм. – Вильнус: VAB «BESTIARY», 2013.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.

Удачи!

Романтизм в живописи – философское и культурное направление в искусстве Европы и Америки конца 18 – первой половины 19 веков. Основой для развития стиля послужил сентиментализм в литературе Германии – родины романтизма. Развивалось направление в России, Франции, Англии, Испании и других европейских странах.

История

Несмотря на ранние попытки пионеров – Эль Греко, Эльсхаймера и Клода Лоррена, стиль, который мы знаем как романтизм, не наберет силу практически до конца 18 века, когда героический элемент неоклассицизма получил главную роль в искусстве того времени. Картины стали отображать героически-романтический идеал, основанный на романах того времени. Этот героический элемент в сочетании с революционным идеализмом, эмоциональностью, возник в результате Французской революции в качестве реакции против сдержанного академического искусства.

После Французской революции 1789 года, значительные социальные изменения произошли в течение нескольких лет. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Когда лидеры встретились на Венском конгрессе, чтобы продумать план реорганизации европейских дел после наполеоновских войн, стало ясно, что надежды народов на свободу и равенство не были реализованы. Тем не менее, в течение этих 25 лет сформировались новые идеи, которые укоренились в сознании людей во Франции, Испании, России, Германии.

Уважение к личности, которая уже была ключевым элементом в неоклассической живописи, развивалось и укоренялось. Картины художников выделялись эмоциональностью, чувственностью в передаче изображения личности. В начале 19 века, различные стили стали проявлять черты романтизма.

Цели

Догматы и цели романтизма включали:

  • Возвращение к природе — примером чего является акцент на спонтанности в живописи, что демонстрируют картины;
  • Вера в доброту человечества и лучшие качества личности;
  • Справедливость для всех – идея была распространена в России, Франции, Испании, Англии.

Твердое убеждение в силе чувств и эмоций, которые доминируют над разумом и интеллектом.

Особенности

Характерные черты стиля:

  1. Идеализация прошлого, доминирование мифологической тематики стала ведущей линией в творчестве 19 века.
  2. Отказ от рационализма и догм прошлого.
  3. Повышенная выразительность при помощи игр света и цвета.
  4. Картины передавали лирическое виденье мира.
  5. Повышение интереса к этническим темам.

Романтичные художники и скульпторы, как правило, выражают эмоциональную реакцию на личную жизнь, в отличие от сдержанности и универсальных ценностей, пропагандируемых неоклассическим искусством. 19 век стало началом развития романтизма и в архитектуре, что подтверждают изысканные викторианские строения.

Основные представители

Среди величайших живописцев-романтиков 19 века были такие представители И.Фюссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джона Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Романтическое искусство не вытесняло неоклассический стиль, а функционировало как противовес догматичности и жесткости последнего.

Романтизм в русской живописи представлен работами В.Тропинина, И.Айвазовского, К.Брюллова, О.Кипренского. Живописцы России стремились передать природу максимально эмоционально.
Предпочтительным жанром среди романтиков был пейзаж. Природа рассматривалась как зеркало души, в Германии она также рассматривается как символ свободы и безграничности. Изображения людей художники помещают на фоне сельской местности или городского, морского пейзажа. В романтизме в России, Франции, Испании, Германии изображение человека не доминирует, а дополняет сюжет картины.

Популярны ванитас мотивы, такие как мертвые деревья и заросшие руины, символизирующие быстротечность и конечную природу жизни. Подобные мотивы имели место ранее в барочном искусстве: художники заимствовали работу со светом и перспективой в подобных картинах у барочных живописцев.

Цели романтизма: художник демонстрирует субъективный взгляд на объективный мир, и показывает картину, отфильтрованную через его чувственность.

В разных странах

Немецкий романтизм 19 века (1800 — 1850)

В Германии молодое поколение художников реагировало на меняющиеся времена процессом самоанализа: они отступили в мир эмоций, их вдохновляли сентиментальные стремления к идеалам прошлых времен, в первую очередь, средневековой эпохи, которая в настоящее время рассматривается как время, в котором люди жили в гармонии с собой и миром. В этом контексте, картины Шинкеля, например, «Готический собор на воде», являются репрезентативными и характерными для периода.

По тяге к прошлому романтические художники были очень близки к неоклассицистам, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистические догмы неоклассицизма. Неоклассические художники ставили такие задачи: смотрели в прошлое, чтобы оправдать их нерациональность и эмоциональность, сохраняли академические традиции искусства в передаче реальности.

Испанский романтизм 19 века (1810 — 1830)

Франсиско де Гойя был бесспорным лидером романтического движения искусства в Испании, его картины демонстрируют характерные черты: склонность к иррациональности, фантазии, эмоциональность. К 1789 году, он стал официальным живописцем испанского королевского двора.

В 1814 году в честь испанского восстания против французских войск в Пуэрта-дель-Соль, Мадрид, и расстрела безоружных испанцев, подозреваемых в соучастии, Гойя создал одну из его величайших шедевров – «Третье мая». Известные работы: «Бедствия войны», «Капричос», «Маха обнаженная».

Французский романтизм 19 века (1815 — 1850)

После наполеоновских войн Французская республика вновь стала монархией. Это привело к огромному толчку романтизма, которое до сих пор сдерживалось доминированием неоклассиков. Французские художники эпохи романтизма не ограничивали себя пейзажным жанром, они работали в жанре портретного искусства. Наиболее яркие представители стиля – Э.Делакруа и Т.Жерико.

Романтизм в Англии (1820 – 1850)

Теоретиком и наиболее ярким представителем стиля был И.Фюсли.
Джон Констебль принадлежал к английской традиции романтизма. Эта традиция была в поиске баланса между глубокой чувствительностью к природе и прогрессом в науке живописи и графике. Констебль отказался от догматичного изображения природы, картины узнаваемы, благодаря использованию для передачи реальности цветовых пятен, что приближает творчество Констебля к искусству импрессионизма.

Картины Уильяма Тернера, одного из величайших английских художников романтизма, отображают тягу к наблюдению природы как одному из элементов творчества. Настроение его картин создается не только тем, что он изобразил, но и тем, как художник передал цвет и перспективу.

Значение в искусстве


Романтический стиль живописи 19 века и его особые черты стимулировали появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа, пленэрной ландшафтов, в Нориджская школа пейзажистов. Романтизм в живописи повлиял на развитие эстетизма и символизма. Самые влиятельные живописцы создали движение прерафаэлитов. В России и странах Западной Европы романтизм оказал влияние на развитие авангарда и импрессионизма.