Проблема “отцов и детей” - это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема -“отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении “отцов” и “детей” сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Кто-то вступает в открытый конфликт с представителями старшего поколения, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей, не сталкиваясь с представителями другого поколения.

Столкновение “отцов” и “детей”, которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.

Среди таких писателей хочется выделить И. С. Тургенева, который написал великолепный роман “Отцы и дети”. В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между “отцами” и “детьми”, между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале “Современник”. Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

В романе “Отцы и дети” главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы “отцов и детей”, с позиции их социальных, политических и общественных разногласий.

Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: “Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..” Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: “Рафаэль гроша медного не стоит...”

Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П. П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что “...без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет “аристократишек” в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Одно из главных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу.

Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его “своим ” человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это время Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: “Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры...” Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Поэтому проблема “отцов и детей” заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему “отцов и детей” с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде “отцов” и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Проблема “отцов и детей” актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. “Дети”, открыто выступающие против поколения “отцов”, должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

« Отцы и дети» - это произведение остро полемическое. В нем Тургенев отразил вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия: неизбежность смены поколений, осмысление опыта прошлого и переоценка жизненных ценностей уходящего поколения, иными словами говоря, столкновение «века нынешнего и века минувшего».

Но, кроме этого, писатель отразил и социальный конфликт, борьбу представителей разных социальных слоёв общества – дворян и разночинцев, разных мировоззренческих позиций либералов и демократов.

В романе И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40х и 60х годов ХIХ в. Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым.

Базаров – нигилист, отрицающий все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Все эти «новомодные веяния» вызывают у Кирсанова возмущение и гнев. Он считает себя и свой класс носителями истинных ценностей, чуть ли не спасителями человечества.

Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Не было ни одного важного вопроса, по которому между ними не было бы принципиальных разногласий. Споры велись по самым различным проблемам: политическим, научным, нравственным.

Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.

В финале романа мы узнаем, что Кирсанов переехал в Германию и что сами немцы принимают его за англичанина. А от его любви к России, о которой Кирсанов так любил говорить, осталась лишь пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе.

Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича Кирсанова создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле младшему Кирсанову для счастья нужно совсем немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам.

Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.

Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить, но напрасно.

Финал жизни Базарова показывает, что и его жизненная философия была ошибочной. Базаров погибает, так как. По мнению Тургенева, у нигилизма нет будущего, невозможно только разрушать, ничего не созидая.


Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их.

Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Уже само название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поко-лений. В некоторой степени это справедли-во. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либе-ралов и революционеров-демократов, назы-ваемых нигилистами. Тургенев создал образ нового человека, разночинца по происхожде-нию, демократа по политическим взглядам. В противопоставлении взглядов разночинца и дворянина, демократа и либерала — осно-ва конфликта романа.

Среди героев романа наиболее активны-ми представителями непримиримых миро-воззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кир-санов. Павел Петрович был типичным пред-ставителем своей эпохи и среды. Он следо-вал «принсипам» везде и во всем, продол-жая даже в деревне жить так, как и прежде. Он сохранил свои привычки неизменными, xoтя c практической точки зрения это было неудобно. А для нигилиста Базарова это вы-глядело попросту смешно.

Павлу Петровичу около сорока пяти лет, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. «Весь облик Павла Пет-ровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей ча-стью исчезает после двадцатых годов». По внешности, по убеждениям Павел Петро-вич — аристократ. Правда, как отмечает Пи-сарев, «убеждений у него... не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит», и он «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Прежде всего, это взгляд на государственное уст-ройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.

Павел Петрович не переносит инакомыс-лия и яростно защищает доктрины, кото-рым «постоянно противоречили его поступ-ки». Он любит порассуждать о русских крес-тьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о Рос-сии, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об обществен-ном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Но, видя, что не может победить нигилис-та в споре, не может поколебать его нравст-венные устои, вернее, отсутствие их, Павел Петрович прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Это — дуэль. Евгений принимает вызов, хо-тя считает это выходкой полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ра-нит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью отчасти сатиричес-кого изображения этих событий автор под-черкнул нелепость поведения Павла Петро-вича, потому что смешно и даже бессмыс-ленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поко-ление «отцов». Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Ба-зарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича,

Для молодых нигилизм — определенная политическая и жизненная позиция. Многие воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт пре-дыдущих поколений и ни к чему не прислу-шиваться — вот их девиз. Но все они рано или поздно повзрослеют, обзаведутся се-мьями и будут вспоминать о своих убежде-ниях как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые проповеду-ет Базаров.

Однако главный герой отдает отчет своим мыслям, тверд в своих убеждениях. Он инте-ресуется естественными науками и собира-ется/продолжить дело отца, отставного ле-каря, который и в деревенской глуши не ос-тавляет занятий медициной.

Евгений насмехается над «принсипами» Павла Петровича, считая их ненужными и просто несерьезными. Базаров находит, что лучше отрицать, и он отрицает. На вос-клицание Павла Петровича: «Но надобно же и строить!», — он отвечает: «Это уже не на-ше дело». Евгений язвительно отзывается о романтиках, но, встретив любовь, осозна-ет романтика в себе. Жизнь жестоко обо-шлась с Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, но его любовь была отвергнута.

Рассматривая альбом Саксонской Швей-царии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Базаров пыта-ется развенчать бездейственные «принсипы», не принимает иллюзорную мечтатель-ность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры («Рафаэль гроша медного не стоит»), утилитарно вос-принимает природу.

Базаров умирает со словами: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто ну-жен?» Таков трагический итог жизни Ев-гения.

Отношение автора к своим героям совсем не простое. Сам писатель принадлежит к поколению, воспитанному в немецких уни-верситетах, он дворянин и либерал. Но ему замечательно удалось показать смену форм сознания, а также неизбежную трагедию людей, первыми делающими шаг вперед, к новому миропорядку.

Героями романов Тургенева нередко становились представители нового поколения. Этот писатель обнаруживал поразительную чуткость к главным социальным и политическим изменениям. Впрочем, эта особенность тургеневского стиля и сегодня не лишает его книги злободневности. Ведь история, как известно, повторяется. А конфликт отцов и детей во все времена актуален.

Идеи нигилистов

В апреле 1860 года Тургенев в очередной раз уехал во Францию. В небольшом городке Содене он изучал труды философов-материалистов. В шестидесятые годы многие молодые люди проявляли интерес к естественным наукам. Тургенева задела статья Добролюбова, в которой автор высказывал крайне нигилистские взгляды.

Молодежь умнее стариков - именно эта мысль просматривалась между строк в работе молодого критика. В переписке Добролюбова и Тургенева развернулся яростный спор. Причём дискуссия касалась прежде всего основных категорий человеческого существования - любви и смерти.

Идея романа

Нет любви, но есть физическое влечение. Нет красоты природы, но есть вечный круговорот химических процессов. Нет духовного наслаждения искусством, но есть лишь физиологическое раздражение нервов. Молодёжь с порога отрицает ветхие идеалы отцов. Материя и сила - лишь они не поддаются сомнению. Только почему-то ни один психически здоровый человек не мечтает о смерти, и каждый стремится любить и быть любимым. Подобные мысли не давали покоя писателю, и именно из них и был рожден роман, в котором как ни в одном другом раскрыта тема конфликта отцов и детей.

Из истории создания

Писатель много думал о взаимоотношениях молодости и старости. На чём держится связь между ними? Конфликт отцов и детей Тургенев анализировал, опираясь на собственный опыт. Между ним и повзрослевшей дочерью Полиной все чаще возникали споры, похожие на те, которые изображены в романе.

В 1866 году Тургенев встретился с Герценом в Лондоне. Разговор между старыми приятелями шел в основном о журнале «Современник». А прежде всего о нетерпимом отношении Чернышевского и Добролюбова к людям сороковых годов. Эти разговоры стали последним толчком для создания романа о конфликте отцов и детей. Тургенев эту тему затрагивал и в более ранних произведениях, а именно в «Дворянском гнезде». В «Отцах и детях» он создал образ, ранее не встречавшийся в литературе.

Новый герой

В 1860 году Тургенев начал работать над новым романом. Первые дни в его мыслях смутно выступал образ героя, убежденного в том, что естественнонаучные открытия могут объяснить в человеке всё. Прозаик представлял себе фигуру сумрачную, значительную, сильную, злобную, но при этом чистую и искреннюю. И обреченную на гибель.

Тургенев создал персонаж, который стоит в преддверии будущего, но находится в постоянной конфронтации с настоящим. При этом оказывается слишком слаб для того, чтобы реализовать свои идеи, воплотить их в жизнь. Конфликт отцов и детей, гуманистов и нигилистов, представителей русского дворянства и разночинцев - все это вдохновило писателя на создание романа.

Особенности прозы Тургенева

Этот прозаик оказал влияние и на форму, и на содержание зарубежной литературы. Мнение о том, что он был зависим от европейской культуры, неверное. Скорее, французские прозаики 20-го века писали под влиянием творчества Тургенева. Популярным в Европе стал и роман «Отцы и дети». Конфликт этого произведения, правда, до конца может понять лишь тот, кто вырос в России.

Тургеневским романам присуще отсутствие многословных нравоучений, чего не скажешь о книгах Достоевского и Толстого. Авторский голос в «Отцах и детях», «Накануне», «Асе», «Вешних водах» занимает отнюдь не первое место. Писатель никогда не навязывал читателю своего мнения. Ещё одна особенность манеры Тургенева - наличие подтекста.

И наконец, он писал всегда о наиболее актуальных проблемах современного ему общества. Так, в романе Тургенева «Отцы и дети» конфликт рождается из противоречий, возникших между приверженцами разных точек зрения. И он имеет прямое отношение к социальным и политическим преобразованиям в России середины 19-го века.

Человеческая природа неизменна

Какие политические события происходили в годы, когда Тургенев работал над своим романом? Из Сибири были возвращены декабристы. Начались реформы. В обществе прогрессируют либеральные взгляды. Тургенев быстро понял, что всё, что происходит, имеет поверхностный характер. Это всего лишь разговоры, за которыми ничего не следует. Тургенев, в отличие от Некрасова, иллюзий не питал.

Писатель никогда не возлагал на прогресс больших надежд. Он понимал, что человеческая природа неизменна. Главный герой романа — Евгений Базаров — человек, полностью свободный от либеральных иллюзий. Ему чужды пустые разговоры, которые страстно ведёт Павел Петрович Кирсанов. Базаров ни во что не верит, ничего не хочет. Это глубоко разочарованный человек.

Образ Базарова

Главный герой этого произведения - первый убедительный разночинец в русской литературе. Это первый персонаж, который с гордостью о себе говорит: «Мой дед землю копал». Почти каждый свой роман Тургенев писал ради нового литературного образа. «Отцы и дети» созданы ради Базарова. Этот персонаж - манифестация нового типа сознания.

В «Отцах и детях» писатель создал, как уже было сказано, принципиально нового героя. Существует мнение, что Достоевский образ Раскольникова отчасти позаимствовал у своего коллеги.

О чем роман Тургенева?

Политический смысл романа «Отцы и дети» несколько заслоняет главную идею автора, характерной чертой которого была человечность. Этот писатель не требовал от своих героев нравственного подвига. «Отцы и дети» — роман с очень глубоким человеческим смыслом, который довольно очевиден, но его заслоняет титаническая фигура Евгения Базарова.

Главный герой прямолинеен, он умнее большинства своих собеседников, потому общаться с ними ему неинтересно. Ему очень тяжело жить. Евгений любит отца, но не может построить с ним диалог. Он привязан к Аркадию, но тот его раздражает. У Базарова полностью отсутствуют способности, позволяющие установить контакт с окружающими. Главный герой тургеневского романа отрицает всё, а прежде всего условности. Ему непонятны любовные метафоры и романтические отношения, и это становится главной его трагедией.

В чем главная идея романа? Пожалуй, в том, что счастлив тот, кто умеет прощать и любить. Пейзаж, изображенный в финальной сцене, иллюстрирует главную мысль автора: природа побеждает всё. Вспомним содержание книги, а именно ее финал.

В церкви венчаются две пары: Николай Петрович с Фенечкой, Аркадий с Катей. Счастье в жизни этих персонажей есть, хотя и несколько наигранное. Павел Петрович все так же одинок, выглядит как джентльмен. Но жизнь его пуста. Ситников и Кукшина продолжают ломать комедию, изображая из себя представителей новых взглядов.

Меньше всего повезло герою-нигилисту. От его идей осталась всего лишь могильная плита, на которую регулярно приходят дряхлые старички, плачут и молятся за упокой души сына. Эта участь ждет каждого. Но Базаров не успел ни полюбить по-настоящему, ни познать отцовского счастья. Заряженный идеями философов-материалистов, он был выше этого.

Идеал человека по Тургеневу

Конфликт поколений в «Отцах и детях» выражен в форме диалогов. Герои на протяжении всего повествования ведут нескончаемые дискуссии, пытаются отстоять собственную точку зрения, доказать друг другу свою правоту. Кто побеждает в этом споре? Дочитав тургеневский роман, читатель не видит разрешения конфликта. Но один из персонажей - представитель старшего поколения - все же побеждает в споре. Хотя в полемику и не вступал.

Павел Петрович не вызывает уважения автора. Это человек, раздавленный женской любовью. Имени прежней возлюбленной Кирсанова писатель не называет. Однако существует мнение, что княгиня Р - символ, указывающий на Россию. Павел Петрович Кирсанов - человек без будущего, без перспектив. Хотя герою этому всего 44 года. Главный конфликт в романе выражен прежде всего в диалогах Павла Петровича и Базарова. Они являются представителями противоположных взглядов. Как известно из финала романа, в их интеллектуальном споре победителя нет.

Идеал человека для Тургенева - это отнюдь не Базаров. Самый обаятельный и милый персонаж в романе - Николай Петрович Кирсанов. У него есть любимый сын, любимая женщина. Он читает стихи, играет на виолончели. Николай Петрович умеет жить. И он самый человечный из всех героев тургеневского романа. Он один из немногих, кто в заключении всей этой истории обретает счастье.

Извечная проблема России

Автор романа «Отцы и дети» о конфликте поколений написал не первым. Ранее об этом говорил уже Лермонтов. Более того, конфликт отцов и детей (основная тема тургеневского романа) - проблема, актуальная в России давно. Соотечественникам Тургенева всегда чужда была и английская преемственность, и восточное уважение к старикам.

В России поддерживать идеи предков как-то не принято. Возможно, отсюда и революционные события разных масштабов, происходящие время от времени на протяжении последних двух столетий.