Павел Дмитриченко. Сцена из балета “Иван Грозный” в постановке Юрия Григоровича

Оперная часть труппы Большого театра позвала танцовщика Павла Дмитриченко (напомним, он провел три года в заключении по обвинению в организации покушения на прежнего худрука балетной труппы Сергея Филина) возглавить творческий профсоюз работников БТ.

О своих планах в новом качестве, а также о взглядах на нынешний театр Павел рассказал нам в эксклюзивном интервью.

- Итак, Павел, вас избрали главой профсоюза, если я правильно называю должность…

Председателем творческого профсоюза работников Большого театра.

- Несколько слов - что будет входить в ваши обязанности?

Это важно для самих артистов: видимо, назрели внутренние проблемы, если обратились ко мне за помощью… Я сейчас далек от каких-то внутренних их проблем, но встреча была две недели назад, мне об этих проблемах рассказали, и сейчас им нужна моя помощь именно с юридической точки зрения.

Потому что руководство театра, порою, не соблюдает свои же принятые правила, которые прописывались в коллективном договоре. И сейчас много проблем именно в оперной труппе. А я всегда открыт для помощи, люди меня в трудную минуту поддерживали, также и я готов поддержать коллег в качестве председателя.

- А вы всё это время продолжали оставаться сотрудником Большого театра? Эта линия не прерывалась?

Прерывалась. Профсоюз - это другая структура, она независимая, и является в большей степени надзорным органом над работодателем. Что до театра - я не стал возвращаться в него по одной простой причине: такого хамского отношения к артистам я не видел давно. Я дал себе слово, что в профессию вернусь только под руководством Николая Цискаридзе.

Да, но вы выходили в Большом еще летом на концерте, в номере из «Лебединого озера» с партией принца Зигфрида…

То, что я выходил на эту сцену, можно назвать возвращением в профессию. Но в театр, повторяю, я вернусь только под руководством Цискаридзе, так как только он имеет опыт общения с коллективом, имеет прекрасный вкус - кого приглашать из балетных и оперных постановщиков…

Только с ним возможен расцвет Большого театра. Это мое мнение.

- Так, а что конкретно произошло, что вас позвали?

Стали ущемляться права артистов. Я лежал с температурой, сам не знал, но артистами было инициировано собрание, и буквально вчера мне сообщили о том, что меня избрали. И вот сейчас я готов им помогать.

Профсоюзы в нашей стране исторически не столь сильны, как, скажем, на Западе. Это больше всегда было декорацией. А вот ваш профсоюз будет иметь реальную силу?

Да, наши профсоюзы совсем не те, что европейские. Но если обычно профсоюзы возглавляли зависимые от работодателя люди, то я как раз являюсь независимым лицом. У меня нет никаких интересов и страхов, относительно руководства Большого театра. Поэтому я буду строго действовать в рамках закона, строго в рамках коллективного договора, который сами работодатели и принимали. Недочетов очень много. Я о них знаю. Сейчас мы подбиваем статистику и будем требовать исполнения законодательных актов по линии трудового законодательства.

- Так какого характера проблемы?

Основная проблема в том, что работники оперного коллектива на основании договора не дополучают той работы, которую им обязан предоставлять работодатель. То есть руководству Большого проще пригласить на контракт кого-то со стороны, нежели задействовать своих сотрудников. И мы будем добиваться того, чтобы люди имели работу. Шутка ли: штатные сотрудники оперной труппы сидят без работы!

- Есть ли такая же проблема у балетной труппы?

Я еще не встречался с членами профсоюза, но, думаю, что проблема есть везде. Поэтому в ближайшие две недели я встречусь с балетной труппой и обсужу с ними их проблемы. В любом случае, я готов встать на их защиту. С удовольствием помогу.

Помните, МХАТ в свое время делился на Чехова и Горького как раз из-за того, что была слишком раздутая труппа. В Большом нет такого?

Нет, в Большом труппа не преувеличена. Более того, прописано самим работодателем, сколько он обязан давать работы своим сотрудникам, а сколько не обязан. И наша задача - ни воевать, ни какие-то там баррикады строить, а просто добиваться законности. Потому что в данный момент нарушается коллективный договор. Это нарушение закона. Будем вести диалог с…

- …с гендиректором Уриным?

Да. Диалог о том, чтобы он соблюдал трудовые нормы. На имя Урина будут обращения по наболевшим проблемам. Если руководство пойдет на диалог - услышит, признает свои нарушения, то проблема быстро решится.

- А если нет?

Если нет - дальше собирается комиссия, если и через нее не решаем - будем обращаться в суд. Почему ребята позвали меня: естественно у людей существует страх перед работодателем. А у меня нет никакого страха, и никогда не было. Поэтому я и стал председателем.

- То есть в ближайшее время вы выздоровеете, и проведете встречи?

Сначала мы уведомим вышестоящую организацию - профсоюз работников культуры о том, что я избран. Дальше мы уведомим работодателя, то есть гендиректора Урина официально (думаю, что он уже знает). А далее начнем работу, вот и всё…

- А вы с Уриным последнее время вообще общались? Нормально всё?

Последний раз мы общались прошлым летом, это было обычное общение, никаких контр, проблем не было…

- А можете ли вы - это многих интересует - выходить на сцену в качестве танцора?

Ну вот прошлым летом я выходил на сцену, потом случилась травма - я долго лечил колено. Сейчас лечение еще в процессе, и моя профессия танцовщика пока мною поставлена на паузу. Но карьеру я официально не закончил.

- Пауза, но временная?

На сей день - да, временная.

- Сколь сложно было себя удержать в форме в момент заключения и после? Это возможно теоретически?

Теоретически это невозможно. И я себя в форме и не удержал. Было сложно потом в эту форму войти. Силы духа хватало. Но организм не обманешь. Когда это вхождение в форму происходило, конечно, была дикая боль в связках, в суставах. Сидел на обезболивающих. Но цель была поставлена, и цель достигнута.

- Но вернемся: по вашему прогнозу проблему оперной труппы можно будет решить?

По моему прогнозу, любую проблему можно решить с помощью диалога. Если садятся два человека - один неглупый и второй неглупый – к единому решению они придут. Всегда найдут выход. А если у собеседника будет преобладать какой-то гонор, какая-то значимость, желание показать, что ты мне никто, а я сам всё могу, - то, конечно, будет сложно о чем-то договориться.

Но, надеюсь, люди все умные, выход найдут… потому что, когда недоволен коллектив, это может вылиться уже за рамки театра. Будем стараться решать это внутри. Спокойно. Тихо. Юридически грамотно.

Последний вопрос - в каком качестве Большой театр пребывает сейчас? Он на взлете, он стабилен, что вообще с ним?

Если брать двенадцать лет моей работы, то могу сказать коротко: бывало лучше. Мне есть, с чем сравнивать. Это если не вдаваться в подробности. То, что я видел за годы моей работы в Большом (имея ввиду и оперный репертуар, и балетный), - было лучше. То, что сейчас, это не самый лучший период жизни Большого.

- А «Нуреева» вы не видели?

Видел отрывками. Коротко: балет, созданный на скандале. Хотя ребята все работали на 100%, они молодцы, в любой ситуации так работают, труппа Большого считается лучшей во всем мире. И всегда такой будет. А что по сути спектакля - на вкус и цвет… кому-то нравится на сцене Большого театра голый мужик, кто-то это считает феерическим искусством. Кто-то считает, что Большой - это чистая классика.

А я считаю, что сцена Большого - это не экспериментальная сцена, это утвердившиеся каноны… сам танцовщик Нуриев прославился не тем, что пытались показать постановщики, а своим талантом. А личная жизнь каждого из нас - это наша личная жизнь, не нужно это на сцене показывать.


// Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Три года назад в центре Москвы было совершено нападение на балетмейстера Сергея Филина. Неизвестный плеснул ему в лицо серную кислоту и скрылся. Художественный руководитель Большого театра попал в больницу с ожогами лица и глаз. Филин перенес более 20 операций, и его зрение удалось спасти. Сейчас Сергей вспоминает о том роковом вечере, как о страшном сне.

Следствие длилось долго и имело скандальный характер. В итоге, по уголовному делу о нападении на Филина к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима был приговорен солист Большого театра Павел Дмитриченко. 32-летний артист отрицал свою вину, однако суд остался непреклонен.

Три недели назад бывший солист Большого театра вышел на свободу досрочно. Рязанский областной суд вынес такое решение в пользу Павла за его примерное поведение, положительную характеристику, семь поощрений «за добросовестный труд» и соблюдение режима. Дмитриченко продолжает настаивать на том, что стал жертвой заговора, и обещает, что однажды он напишет книгу мемуаров о произошедшей трагедии.

«Я и раньше не сводил счеты с Филиным, и тем более, сейчас не собираюсь этого делать. Хотя знаю, что три года отсидел незаслуженно, - сказал Павел после освобождения. - Я знаю, как, кто и почему меня посадил. Придет время я об этом, наверное, расскажу. Пока находился в тюрьме, я вел дневник, где подробно записывал факты этой истории. Возможно, на основе этих записей когда-нибудь напишу книжку».

Напомним, после того, как Дмитриченко обвинили в нападении на Филина, у молодого артиста появилась группа поддержки в социальных сетях. Более четырехсот поклонников его таланта и друзей делились новостями друг с другом, и подбадривали артиста, как могли. Однако главным открытием для Павла стала девушка, отношения с которой стремительно развивались, несмотря ни на какие трудности. По данным «Комсомольской правды» , возлюбленные оформили отношения прямо в колонии.

«Официально расписался, - подтвердил информацию о светлом событии Дмитриченко. - Жену свою Яну знал еще до того, как со мной случилась эта история. Она художник-модельер, к балету не имеет отношения. Просто в тюрьме мы стали чаще общаться. Нам предоставляли несколько дней для свиданий почти каждый месяц».

Сейчас артист находится в превосходной форме и готов к работе. В тюрьме он отжимался и делал упражнения. Не исключено, что Павел Дмитриченко вернется в Большой театр.

// Фото: Тараканов Вадим/PhotoXPress.ru

В мае 2016 года Дмитриченко освободили из колонии по УДО. Своей вины в кислотной атаке на Сергея Филина он не признал, а дело назвал сфабрикованным. Версия, что Павел мстил худруку балета за притеснения своей девушки Анжелины Воронцовой, в суде не сыграла.

Вскоре после освобождения в интервью BBC Павел Дмитриченко не исключил возможности вернуться в Большой театр.

У меня очень много предложений, но я все равно считаю своим домом Большой театр, и господин директор официально сказал, что я могу спокойно вернуться в Большой театр. Это не было официальным приглашением, но я могу поступить на общих основаниях. Я в форме, у меня большой опыт, я 10 лет работал на сцене Большого театра, - сказал танцовщик.
По его словам, он активно поддерживал физическую форму в колонии. А в конце сентября, сообщает МК, Дмитриченко приступил к занятиям у педагога Владимира Никонова, к которому он ходит на утренние классы в Большой театр.


Получить постоянный пропуск в театр невозможно без ведома генерального директор Владимира Урина. В недавнем интервью британскому журналу Dancing Times Урин сказал: «Ходят слухи о том, что Павел Дмитриченко возвращается в Большой, и это будет непростой ситуацией. Однако после 3 лет, проведенных в тюрьме, он уже не является тем же самым танцовщиком, в физическом и эмоциональном плане. Поэтому главным вопросом является то, сможет ли он вернуть форму, которая необходима для танцовщика Большого? Большой - это работа, и она должна строиться на профессиональных принципах».

В труппе к появлению Дмитриченко в стенах театра отнеслись, скорее, благожелательно. Но профи прекрасно понимают, насколько трудно будет танцовщику вернуть былую форму. Тот же Николай Цискаридзе не так давно выразил большие сомнения в счастливом сценарии для Павла Дмитриченко. А вдруг? Характер у Павла бойцовский. В профессию он в любом случае вернётся. Сцены множества театров для него открыты. Но он нацелен на Большой.


P.S. 21 сентября 2015 года Анжелина Воронцова вышла замуж за Михаила Татарникова, главного дирижёра и музыкального руководителя Михайловского театра. Там она сейчас в штате в качестве ведущей балерины.

Тридцать первого мая на странице Павла в «Фейсбуке» появилась следующая запись: «Спасибо всем, кто меня поддерживал! Ваши добрые сердца были маяком надежды на непростой дороге... Увидимся, друзья». В этот день ведущего артиста Большого театра Дмитриченко , осужденного по делу о нападении на Сергея Филина , выпустили на свободу.

В тюрьме я провел три года: суд решил освободить раньше срока. К счастью, удалось выжить, несмотря на попытки со стороны тех, кто меня засадил, сделать все, чтобы уничтожить неугодного им человека. И вправду, все, что нас не убивает, делает сильнее. Теперь знаю - это не просто слова. Если тебе дается испытание, его нужно пройти достойно.

Я снова оказался в Москве, рядом - родители, друзья, любимая, самая прекрасная на свете жена. Ни на кого не держу зла, хотя считаю себя наказанным ни за что. Я отпустил эту ситуацию. Но мой выход из тюрьмы был встречен очень бурно. Адвокат Сергея Филина заявила в телеинтервью, что меня освободили незаконно: «Дмитриченко должен сидеть. Если он не признает свою вину, значит, он опасен!» После таких заявлений меня просто смешит их юридическая безграмотность. Я прекрасно знаю, кто стоит за всей этой историей, но не испытываю чувства ненависти и жажды мести. Есть только один вопрос: зачем у меня украли три года жизни?

Это случилось семнадцатого января 2013 года. Через полчаса все телеканалы, радио и Интернет взорвались: «Худруку Большого театра Сергею Филину плеснули в лицо серной кислотой!», «У Филина ожоги на лице!», «На Филина совершено покушение!» История, как настоящий триллер, обрастала все новыми подробностями, версиями, догадками. Журналисты отреагировали с такой молниеносной быстротой, словно сидели в засаде в сугробах темного двора, где произошло нападение.

Большой театр на следующий день напоминал штаб боевых действий - за кулисами множество телевизионных камер со всего мира. Журналисты примчались освещать громкий криминальный скандал. Бесконечные пресс-конференции, интервью, артисты балета растеряны и подавлены... Все наперегонки строили версии: кто-то говорил, что это месть, кто-то считал, что таким способом хотели занять кресло худрука, многие были уверены - «шерше ля фам», выдвигалось даже такое предположение - не само ли руководство театра все это и организовало? Уж очень быстро, буквально с первых минут пошла атака на Николая Цискаридзе . Филин, который уехал на лечение в Германию, в интервью Der Spiegel заявил: «Цискаридзе должен сидеть в тюрьме!» Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Знаменитого на весь мир танцовщика вызывали на допрос, его преследовали СМИ. В одном из интервью Николай заявил: «Это травля. Уверен, случай с Филиным - спланированная против меня акция». Действительно, дикость!

Моя часть истории началась почти три месяца спустя. До этого жил обычной жизнью. Съездил на фестиваль «Бенуа де ля данс» в Италию. Ни от кого не прятался, не скрывался. А ведь мог бы остаться за границей и не возвращаться...

Пятого марта в пять утра в квартире на Тверской, которую я снимал, раздался звонок. На пороге - семеро, среди них следователь, который приходил в Большой театр: «Будем проводить обыск и искать вещественные доказательства».

По словам экс-артистки театра, балерин труппы заставляли оказывать эскорт-услуги. Вместе с тем появились новости и о сидящем солисте Большого – Павле Дмитриченко: артисты выбрали его своим лидером - главой профсоюза

Артисты Большого театра выбрали лидером своего профсоюза арестованного Павла Дмитриченко, которого следствие считает организатором нападения на худрука Сергея Филина. Об этом заявил солист Большого театра Николай Цискаридзе в программе «Железные леди» на НТВ.

В администрации театра уточнили, что это произошло еще несколько месяцев назад и никак не связано с нападением на худрука Филина и последующим арестом Дмитриченко.

Вот что заявила Business FM руководитель пресс-службы Большого театра Екатерина Новикова: «Это событие имело место быть и такое решение профсоюзом Большого театра было принято, только оно было принято за несколько месяцев до той ситуации, которая всех взбудоражила, и до тех трагических событий, которые произошли с Сергеем Филиным. Вызвана она была тем, что Филин, будучи худруком балета Большого театра, не может совмещать эту должность с руководителем профсоюзной организации чисто юридически. Сейчас на то время, что Павел находится под следствием, выбран какой-то исполняющий обязанности на эту должность, но я пока также не знаю, кто».

Вместе с тем, по словам Цискаридзе, худрук театра Сергей Филин постоянно провоцировал конфликты с коллективом театра: «У Сергея с Павлом было очень много конфликтов. Эти конфликты были на виду у всей труппы. Во время прогона говорили на повышенных тонах. В основном все эти конфликты сводились исключительно с несправедливостями, которые себе позволял Сергей по отношению к артистам. Дело в том, что Павел много лет является профсоюзным лидером, несмотря на то, что Сергей возглавляет профсоюз. Будучи руководителем коллектива, он возглавляет профсоюз. Два года артисты Большого театра бьются за то, чтобы это отменить. Каждый раз нам это не давали. И неделю назад было профсоюзное собрание, на котором присутствовали и артисты балета и артисты хора, и все единогласно выбрали Павла, который находится под следствием. Так как они хотели эти два года».

По словам Цискаридзе, когда Дмитриченко показали по телевидению после задержания, «он был с огромными синяками под глазами, и артисты, которые видели его накануне, считают, что человек не мог за один день так измениться».

Сам Сергей Филин заявил, что никаких конфликтов не было, но ему угрожал танцор Павел Дмитриченко, которого следствие считает организатором нападения. Худрук рассказал это в интервью телеканалу «Россия»: «Никакого конфликта, который был бы открыто и ярко выражен с моей стороны в адрес Павла Дмитриченко, никогда не было. И неприязни с моей стороны к Дмитриченко тоже никогда не было. Но, видимо, кто-то очень хорошо работал над этим, и кто-то подталкивал к этому. Потому что каждый раз, каждый момент, каждая встреча с Павлом Дмитриченко для меня была очередная угроза, очередная демонстрация неприязни, и скрывать я этого сейчас не хочу, потому что это было именно так».

Балерин Большого могли заставлять заниматься эскортом

Известная балерина, бывшая солистка Большого театра Анастасия Волочкова в интервью НТВ обвинила руководство Большого театра в том, что администрация заставляет артисток труппы оказывать эскорт-услуги: «Мне звонили девочки, когда меня уже уволили, и рассказывали мне просто чудовищные вещи. Это тогда - 10 лет назад все начиналось. Сейчас все гораздо хуже. Девочек просто по списочку приглашает администратор и объясняет каждой, что ты идешь на эту тусовку, на банкет, с продолжением, с постелью, с определенными олигархами, с людьми, которые являются - кто-то член попечительского совета, кто-то человек, который просто попал в эту тусовку. Тусовки, где Иксанов, Швыдкой и олигархи организовывали. Если они ехали в Париж, то они не в ночном клубе организовывали, а Версаль снимали. И девочки, когда задавали вопрос администратору, «а если мы не согласимся»? Ответ был такой - «тогда у вас будут проблемы в Большом театре».

В Большом театре ответили, что посоветуют своим артисткам, как защитить свою честь и достоинство, намекая на возможные иски против Волочковой. По данным «Известий», худрук Большого Сергей Филин на первом же допросе назвал Цискаридзе возможным организатором нападения и заявил, что тот шантажировал его.