Алексей Жуматаев

Бизнес-план магазина

Доброго времени суток! Сегодня в статье мы поговорим о том, как открыть свой магазин и составим типовой бизнес-план магазина .

По многим просьбам я сегодня напишу типовой бизнес-план магазина , несмотря на то что я уже писал статью все таки остается много вопросов, один из них .

Перед тем как писать статью я как всегда обратился к Великому ТОП10 яндекса, почему-то сейчас эта поисковая система не особо любит мой сайт. Зато она через чур слишком сильно любит мой старый сайт biz911.ru и Вы наверное догадались что именно он и возглавляет список и находится на месте ТОП1.

Себя критиковать сложно, да и критиковать нечего – статья на самом деле хорошая, правда выявилось несколько недоразумений самой поисковой системы:

  • Я искал запрос “Бизнес-план магазина”, получил в итоге бизнес-план магазина одежды;
  • Статья писалась в 2014 году до кризиса и встряски с долларом. Старая статья, уже не актуальна даже для одежды. Вид деятельности стал другим так как поменялись ОКВЭД и что самое главное, все расчеты можно выбросить в мусор, так как цены взлетели на 40%-100% и естественно информация об открытии магазина уже совсем не актуальна.

Это вроде как предисловия к статье об открытии своего магазина. Так что исправляем ситуацию и пишем типовой бизнес-план открытия магазина .

Вы можете законно спросить, почему именно типовой? Да очень просто, направлений в торговле столько, что я сам просто лет 10 буду писать магазинов на темы которые, просят посетители сайта и группы ВК. Весь месяц расписан вперед и я по мере возможности их пишу.

Как открыть магазин с нуля

Первое что должен решить будущий предприниматель, это какой именно, а точнее магазин чего он хочет открыть. Проще говоря, какую именно идею бизнеса в торговле хочет реализовать предприниматель.

Идея для открытия магазина

Как Вы понимаете идей, для открытия магазина тысячи и Вам как-то надо определиться какую именно продукцию будет продавать Ваш магазин.

Уникальная картина мира индивида и ее отображение на тексты: на примере текстов людей, совершивших р

Марина Новикова-Грунд Социальная психология Отсутствует

Эта книга может быть полезна тем, кто профессионально работает со словом, будь-то психологи, филологи, писатели, историки. Но в первую очередь она обращена к психотерапевтам, для которых анализ высказываний клиента – это важнейший источник информации о нем, а то, что говорят они сами, – единственный их рабочий инструмент.

Строгий, лишенный произвольных интерпретаций и «вчитывания» посторонних смыслов анализ текста позволяет воссоздать индивидуальную картину мира автора этого текста – то есть увидеть мир глазами другого.

Книга состоит из четырех разделов, посвященных разным аспектам продуктивного времяпровождения с малышом. Первый раздел книги знакомит читателя с моральными аспектами воспитания, он полон ценных советов по развитию личности и формированию характера ребенка.

Во втором предлагается практическая методика развития речи, подробно описываются такие упражнения, как рассказ по картине, театр теней , техника изучения стихов. Два следующих раздела посвящены здоровью ребенка и развлечениям, в них читатели узнают о витаминном рационе, прививках и закаливаниях малыша, а также об интересной организации досуга и о приобщении ребенка к родным традициям и культуре.

Книга будет полезной и интересной для молодых родителей , психологов, педагогов и всех, кто интересуется проблемами воспитания детей.

Оно может быть использовано для индивидуальных и групповых занятий.

Дизайн интерьера

Наталия Митина Поиск работы, карьера Отсутствует

Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить о работе дизайнера интерьера по телепередачам, посвященным ремонту квартир, складывается впечатление, что дизайнер просто выбирает цвет стен и диванных подушек или художественно развешивает картины.

На самом же деле его задача – сделать реальностью мечту клиента о красивом, гармоничном и удобном для жизни интерьере, а для этого нужна вполне прозаическая работа: измерения, чертежи, технические решения, согласования, составление смет, поиск нужных стройматериалов и предметов мебели, работа со строителями.

Кроме того, когда у дизайнера серьезный бизнес, ему приходится думать и о налогах, рекламе, поиске новых клиентов и о многом другом. Наталия Митина, архитектор и дизайнер интерьера, основатель и руководитель студии Koncepcija, развеивает мифы вокруг дизайна интерьера и рассказывает обо всех нюансах работы профессионала – начиная от выбора учебного заведения до создания собственной дизайн-студии.

Я был зятем Хрущева

Алексей Аджубей Биографии и Мемуары Наследие кремлевских вождей

– …Я не писал политическую биографию Хрущева – это занятие для историков. Хорошо, что такая биография при жизни Никиты Сергеевича у нас в стране не появилась – вряд ли она была бы правдивой. Я не вступаю в спор ни с кем, ибо каждый имеет право на собственную точку зрения.

Мера порядочности и ответственности тоже сугубо индивидуальна. Когда думал над тем, как выстраивать повествование о теперь уже далеких годах , мне показалось важным не столько следовать хронологическими ступенями или пытаться чертить точную схему событий, во всем их объеме и разнообразии, – да мне и не под силу такая работа, – сколько составить картину из штрихов и фактических зарисовок о людях, событиях, о радостном и горестном, не только о Хрущеве… Алексей Аджубей, муж Рады Никитичны Хрущевой, главный редактор газет «Комсомольская правда» и «Известия».

Мемуары о своем тесте и его нелегком времени Аджубей решился опубликовать только в разгар перестройки.

Штрихи речевого портрета Прикамья: учебное пособие по спецкурсу

Т. И. Ерофеева Языкознание Отсутствует

Учебное пособие по спецкурсу представляет результаты исследования речи горожан в ракурсе, определяемом проблематикой социальной диалектологии. Демонстрируются нормы устной городской литературной речи, лексикон городских социолектов, методика их исследования, индивидуальная речевая продукция – тем самым создаются штрихи языковой картины мира горожан.

Предназначено для студентов филологического факультета , учителей школ и тех, кто интересуется проблемами комплексного изучения человека, – литераторов, социологов , психологов и др.

Как избавиться от стресса

Анатолий Яковлевич Анцупов Общая психология Отсутствует Нет данных

В работе в популярной форме раскрываются роль стресса в жизни современного человека, его сущность и зависимость от эволюционной структуры психики. Характеризуются объективные факторы возникновения стресса, его связь с индивидуальными и социальными пороками.

Даются практические рекомендации по устранению социально-психологических и личностных причин стресса. Обосновывается влияние на стресс границ картины мира, имеющейся у человека: пространственных, временных, содержательных и вероятностных. Раскрывается тесная связь стресса и конфликтов.

Показывается зависимость стресса от качества управления, прежде всего стратегического. Предлагаются тесты, позволяющие оценить разные характеристики стресса у конкретного человека.

Психология биэтнических семейных отношений

З. И. Айгумова Прочая образовательная литература Отсутствует

Монография излагает проработанную авторскую позицию, рассматривающую особенности биэтнических семейных отношений через различные аспекты: психологические проблемы семейных отношений, удовлетворенность браком, модели культурного приспособления, роль интерпсихических и интрапсихических факторов в мотивации выбора супруга, особенности адаптации супругов к иноэтнической среде, психологические особенности ролевых ожиданий в биэтнических семейных отношениях и степень их согласованности.

Также обсуждены личностные особенности супругов и их детей из биэтнических браков – личностные особенности супругов из биэтнических семей, психосоциокультурные факторы, определяющие идентичность личности из биэтнических семей, этническая идентичность супругов.

Чрезвычайно важен тот момент, что супруги из биэтнических семей в той или иной степени сталкиваются с трудностями при взаимодействии. Данное столкновение часто противоречащих друг другу картин мира, различных систем ценностей, ранее не соприкасавшихся или мало соприкасавшихся, привело к необходимости их сопряжения на уровне индивидуального сознания, психологической адаптации к иной системе смыслов и ценностей.

Для студентов, специализирующихся в области психологии, психологии семьи, этнопсихологии.

Эрик и месть Валету

Алексей Соснин Боевое фэнтези Отсутствует

Открывая эту книгу, словно волшебный ларец, мы даже не можем себе представить, что с первых же строк этого необычного произведения помимо нашей воли мы будем вовлечены в сказочно-романтический по форме, но вполне реальный и жизненный по содержанию человеческий круговорот.

Необычность новой повести Алексея Соснина «Эрик и месть Валету» заключается в том, что классическая схема «форма соответствует содержанию» здесь отступает перед силой нашего воображения. Той необъяснимой силой, которая безудержно вовлекает нас в волшебный мир фэнтези.

Действие повести развивается без всяких завязочных описаний. С первых же страниц книги перед нами раскрываются сказочные, но реально очерченные видения, и вопреки нашему рационализму мы переносимся на романтическое игровое поле. Сразу представляем себе средневековых рыцарей, ощущаем себя в окружении магов и волшебников.

Чтобы не утомлять читателя, автор использует минимальный набор художественных средств. Все сюжетные линии оформлены им всего лишь концептуальными набросками. В остальном он всецело доверяет читателю. Всякая сценическая концепция определена индивидуальной жизненной реальностью, поэтому у читателя будет своя игра, своя картина мира, отвечающая его представлениям и ощущениям.

Автор дарит возможность нашему воображению дополнить картину своими образами, действиями и мыслями. Приглашая тем самым нас в соавторы необычайного повествования. И, словно страстные геймеры, мы проведём эту игру до самого победного конца, до самой последней строчки.

Вместе с героями повести мы пройдём все этапы обретения зрелости и мудрости. Возмужаем в схватках с оборотнями, в сражениях со злыми волшебниками. Нас будет возвышать счастье любви и опускать страсть ненависти. Мы будем доверчивы, веря в правду и обманываясь в коварной лжи.

Как смысл жизни сыновний долг взойдёт для нас на один уровень с великой миссией спасения человечества. Позади останется тернистый жизненный путь, освящённый духом борьбы добра и зла. И на этом пути мы всегда будем следовать вполне земному отцовскому завету во всех делах следовать своему сердцу, потому что именно оно помогает принимать правильное решение в трудную минуту.

Пропустив через себя весь этот круговорот характера в социальной природе, как и герои книги, мы неизбежно подойдём к той черте, за которой стоит подвести итоги. Пусть и промежуточные, но столь же необходимые, чтобы на новом уровне следовать по своему жизненному пути дальше.

И главное, чтобы с гордостью вписать эти итоги в свою биографию, как это случится в открытом перед вами произведении: «Несмотря на печаль об ушедших, два королевства праздновали победу, которая будет вписана в историю эльфов и людей».

Трудовые споры. Учебно-практическое пособие для бакалавриата и магистратуры

Николай Георгиевич Гладков Учебная литература Бакалавр и магистр. Академический курс

В пособии комплексно освещается порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров в судах с учетом одновременного применения судами, разрешающими индивидуальные трудовые споры, трудовых и гражданско-процессуальных норм. Рассмотрены проблемы, возникающие при разрешении коллективных трудовых споров, и пути их разрешения, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров юрисдикционными органами.

Настоящее издание раскрывает картину судебной практики по разрешению трудовых споров в соответствии с разработанными Пленумом Верховного Суда РФ руководящими разъяснениями судам. В структуру пособия включены вопросы, которые помогут студентам осуществить контроль знаний.

Образ мира в зеркале языка

Сборник статей Культурология Концептуальный и лингвальный миры

Сборник научных статей (первый выпуск из новой серии «Концептуальный и лингвальный миры») посвящен рассмотрению таких вопросов, актуальных для современной лингвистики, как ментальность и менталитет народа, концептуальная, языковая и индивидуально-авторская картины мира, история народа и языковое сознание личности, ментальное пространство художественного текста и др.

Сборник предназначен для лингвистов, литературоведов, культурологов, психологов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами языка, психологии, культуры.

Общая и неорганическая химия. В 2 ч. Часть 1. Теоретические основы 2-е изд., пер. и доп. Учебник и п

Нина Георгиевна Никитина Учебная литература Профессиональное образование

Учебник поможет студентам сформировать адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания законов химии, состава и строения вещества, химических и физико-химических свойств элементов и соединений. В первой части рассмотрены основы химической термодинамики, кинетики, свойства растворов, теория строения атома и химической связи, окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы, свойства комплексных соединений.

Вторая часть учебника посвящена химии s-, р-, d-элементов. Каждая глава содержит характеристику подгруппы, физические и химические свойства простых веществ и их соединений, сведения об их получении, применении, токсичности и экологической опасности. Учебник содержит образцы решения задач, контрольные вопросы и тесты.

В Приложениях приведены все необходимые вспомогательные сведения. Для лучшего усвоения материала в учебник включен обширный лабораторный практикум. Лабораторные работы содержат индивидуальные задания с элементами научного исследования, проведением количественных расчетов и оценкой погрешности определений.

Спрятаться за цветами (сборник)

Людмила Темнова-Зимина Эссе Отсутствует

В книгу кинодраматурга и режиссера документального авторского кино Людмилы Темновой-Зиминой вошли киносценарии, стихи, эссе, размышления о кино и жизни. В мире снято множество кинофильмов, разных по жанру и качеству. Каждый из них представляет собой индивидуальный взгляд сценариста и режиссера.

В конечном итоге рассказанная история начинает жить на экране самостоятельно в той форме, которую ей придали создатели картины, а сами они остаются за кадром, словно волшебники-эльфы, прячущиеся за цветами.

Искусство. Современное. Тетрадь одиннадцатая

Вита Хан-Магомедова Отсутствует Нет данных

В искусстве Китая сохранялась связь с древними традициями, художники хорошо усваивали уроки старых мастеров. Живописец в 1800-м писал картины так, как это делали в 1300-м. Сегодня, обращаясь к традиции, художники изобретательно вводят элементы языка творцов Запада, оригинально трансформируют их, используют новые технологии, создавая яркие, индивидуальные работы; находят символы, чтобы связать прошлое и настоящее как Мао, Дом правительства ХУШ века (фон для работ Вана Гуангьи, Ая Вэйвэя).

Осторожно – люди. Из произведений 1957–2017 годов

Илья Крупник Современная русская литература Отсутствует

Проза Ильи Крупника почти не печаталась во второй половине XX века: писатель попал в так называемый «черный список». «Почти реалистические» сочинения Крупника внутренне сродни неореализму Феллини и параллельным пространствам картин Шагала, где зрительная (сюр)реальность обнажает вневременные, вечные темы жизни: противостояние доброты и жестокости, крах привычного порядка, загадка творчества, обрушение индивидуального мира, великая сила искренних чувств – то есть то, что волнует читателей нового XXI века.

При всем обилии посвященной П. М. Третьякову литературы кажется, что неведомый художник набросал легкими штрихами его образ, взялся было за краски – но так и не докончил картины, не расцветил ее яркими красками индивидуальности, не вдохнул в нее Божью искру души… Разумеется, говоря о Третьякове, нельзя обойти вниманием то, что представляло для него цель жизни – создание коллекции картин в Лаврушинском переулке.

В этой книге Третьяковской галерее будет отдано немало места. Однако основную свою задачу автор этой книги видит в том, чтобы с опорой на документальные свидетельства показать читателю многогранную личность, какой был Павел Михайлович Третьяков.

Сетка. Инструмент для принятия решений

Мэтт Уоткинсон Зарубежная деловая литература Отсутствует

Новаторская книга Мэтта Уоткинсона, лауреата премии за лучшую книгу по менеджменту 2014 года, представляет стройную и простую систему принятия безошибочных решений в бизнесе. Автор рассматривает предприятие или компанию как целостный организм, в котором все элементы тесно взаимосвязаны, так что любые перемены в одном из них неминуемо повлекут за собой серьезные последствия для всей системы.

Ему удалось разработать простую для использования, но очень эффективную аналитическую модель – сетку, позволяющую верно оценить картину в целом, взглянуть на ситуацию в динамике, спрогнозировать результаты изменений, организовать как командную, так и индивидуальную работу.

«Сетка, о которой я расскажу, – это инструмент для принятия более продуманных и обоснованных решений. С ее помощью можно выявлять проблемы и находить перспективные области в уже существующем бизнесе, а также обкатывать новые идеи. Я писал ее для того, чтобы жизнь каждого моего читателя стала проще и лучше.

От этого выиграют все». (Мэтт Уоткинсон).

Валентин Серов. Любимый сын, отец и друг: Воспоминания современников о жизни и творчестве выдающего

Сборник Биографии и Мемуары Портрет Эпохи

При упоминании имени Валентина Серова перед глазами сразу появляется картина «Девочка с персиками», знакомая каждому с детства. В ранних картинах художника угадывается стиль импрессионистов, который со временем перерастет в особую индивидуальную манеру письма.

Этот великий труженик, человек уникального дарования, богатой духовной жизни, редкой внутренней красоты, от природы очень молчаливый и настойчивый в раз и навсегда избранных принципах, был прекрасным пейзажистом и графиком, но прославили его все же работы портретного жанра.

В умении на полотне показать человека живым и точно передать его внутреннюю суть равных Серову не было. Любим и почитаем он и сегодня, что ярко показала выставка, приуроченная к 150-летию художника, – на ней побывало около полумиллиона посетителей. Настоящая книга вобрала в себя воспоминания о Валентине Серове его современников: матери, дочери, коллег и писателей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отображения индивидуальной картины мира человека на его тексты. Карта индивидуальной картины мира

В основе предлагаемой работы лежат эмпирические наблюдения над 3000 текстов текстовых методик (ТМ), представляющими собой пары коротких спонтанных рассказов, которые пишутся в течение 15 мин. на специально подобранную тему, один - от собственного лица, а второй - от лица другого человека. Подтвержденные клинической беседой, анамнестическими данными, а также рядом экспериментов, они свидетельствуют о том, что к нерешенной проблеме и к непережитой до конца травме человек возвращается в своих рассказах до тех пор, пока ее не решит и не переживет.

Следствием этого является уточнение: экзистенциальные тревоги и страхи являются объектами постоянного возвращения и повторяются в речи человека многократно, поскольку не могут быть окончательно разрешены и пережиты.

В рамках этой концепции на основе наблюдения за регулярно повторяющимися элементами текстов ТМ был создан , соотнесенных с экзистенциальными тревогами. В него вошли текстовые элементы трех уровней - глубинно-синтаксического, семантического и сюжетного. На каждом из уровней в процессе порождения текста говорящим совершается одновременно множество свободных выборов из ряда теоретически допустимых вариантов, причем относительно осознаваемым является только выбор сюжета (но не его структура), так что системность выборов возможных вариантов не является результатом целенаправленных намерений автора текста.

Стандартный список состоит из 16 позиций, представленных в виде бинарных переменных, и 12 из них включают обязательную опцию «формальный маркер». Вошедшие в список параметры обладают важным свойством - они взаимонезависимы, так что могут присутствовать в тексте в любом наборе. Индивидуальная картина мира человека может быть извлечена из его текстов, формализована и представлена в виде «карты», как уникальная комбинация текстовых параметров. Это позволяет строго и единообразно сопоставлять картины мира различных людей, групп людей, объединенных общей стратегией совладания с экзистенциальными тревогами, а также регистрировать изменения в индивидуальной картине мира человека, произошедшие в результате травмы, психотерапевтического воздействия и других фундаментальных изменений. Ниже приводится Стандартный список текстовых параметров , который используется для создания карты.

Стандартный список текстовых параметров

1. Агенсные конструкции (Ag.). Параметр соотнесенности с актом свободы Семантика параметра: Некто совершает действие по своей воле. Формальные показатели: наличие одушевленного существительного или замещающего его личного местоимения в номинативе (кроме глагола «быть» и «долженствовать»). Примеры: он идет, пишет, думает.

2. Неагенсные конструкции (nAg). Параметр соотнесенности с актом несвободы и с отсутствием силы. Семантика параметра: Некто совершает действие не по своей воле, или: с ним совершает действие кто-то или что-то. Формальные показатели: отсутствие одушевленного существительного или замещающего его личного местоимения в номинативе при глаголе, либо их наличие при глаголе «быть» и «долженствовать». Примеры: ему пришло в голову, открытие было совершено, компьютеры захватят мир.

3. Внешние предикаты (Ex). Параметр соотнесенности с внешним пространством и с движением. Семантика: событие происходит во внешнем пространстве, т.е. его можно видеть и / или слышать. Формальных показателей, поскольку речь идет о семантической оппозиции, нет; но диагностирующими индикаторами служат: описания актов физического перемещения из одного места в другое, описания мимических и пантомимических движений, актов говорения и другого звучания (т.е. движения голосовых связок и звуковых волн); актов изменений физических свойств и характеристик; актов категоризаций по физическим признакам. Примеры: он побежал, покраснел, был толстым, является алкоголиком .

4. Внутренние предикаты (In). Параметр соотнесенности с внутренним пространством и с недоступностью для наблюдения. Семантика: Событие происходит во внутреннем пространстве, душевном или телесном. Оно ненаблюдаемо извне. Формальных показателей, поскольку речь идет о семантической оппозиции, нет; но диагностирующими индикаторами служат: наличие недоступного зрению и слуху внутреннего пространства, а также - и благодаря этому - наличие событий, не осмысляемых как физическое движение. Примеры: он помнит, хочет, боится, у него изменился ход мысли (в последнем случае имеет место метафора движения, но не оно само).

5. Прошедшее время (P). Параметр соотносится с утверждением говорящего, что событие началось и завершилось - произошло. Семантика: событие перестало быть наблюдаемо непосредственно, и уже никто и ничто не обладает силами его изменить. Соответственно, говорящий независимо от характера и оценки события, репрезентирует себя по отношению к нему в рамках оппозиций» быть сильным / слабым» и «быть активным / пассивным» как «слабого» и «пассивного» (в момент говорения). Формальные показатели: грамматические форманты прошедшего времени.

6. Настоящее время (Pr). Параметр соотносится с утверждением говорящего, что событие длится сейчас. Семантика: В длящемся сейчас событии говорящий присутствует и непосредственно его переживает или наблюдает пусть со стороны, но тоже непосредственно, и, соответственно, он обладает силой воздействовать на его дальнейший ход и завершение, однако ему неизвестно, чем завершится это событие. Соответственно, говорящий волен репрезентировать себя любым образом в рамках оппозиций «быть сильным/ слабым» и «быть активным/ пассивным» (в момент говорения). Формальные показатели: грамматические форманты настоящего времени.

7 Будущее время (F). Параметр соотносится с утверждением говорящего, что события еще нет, но некто или нечто может повлиять на то, чтобы оно началось или не начиналось, как и на то, чем оно завершится. Семантика: Говорящий оценивает, обладает ли он, или кто-либо другой, или что-либо другое, силой воздействовать на ход и завершение события. Соответственно, говорящий волен репрезентировать себя любым образом в рамках оппозиций «быть сильным/ слабым» и «быть активным/ пассивным» (в момент говорения). Формальные показатели: грамматические форманты будущего времени.

8. Абсолютное время (A). Параметр соотносится с утверждением говорящего, что событие не определено как потенциально изменяемое или потенциально недоступное воздействиям. Семантика: говорящий умалчивает свою степень включенности в событие, устраняется от определения себя как сильного / слабого или активного / пассивного по отношению к событию. Формальные маркеры: все предикаты, являющиеся не глаголами, а другими частями речи, а также все предикаты (в том числе глаголы), использованные для описания акта категоризации. Примеры: любовь, смерть, описание, категоризация.

9. Количество фигур (Nf). Параметр соотносится с более или менее «эгоцентрической вселенной» автора текста. Семантика: наличие лишь одной фигуры в тексте (Nf=1) означает предельную степень эгоцентризма и одиночество, обычно неосознаваемое, автора текста, который, создавая свой сюжет, сконцентрирован исключительно на себе и не испытывает надобности ввести в текст фигуры других людей; наличие нескольких необобщенных фигур (Nf>1) означает, что «мир других людей» автора текста не пуст. Примеры: Мне удалось похудеть на 20 кг. Это стоило больших усилий. Из рациона были исключены вредные продукты, пришлось заниматься в бассейне и на тренажерах. Теперь я счастлива (Nf=1). Я сбросила лишний вес. Это было трудно. Мама отнеслась к моему похудению с обидой и раздражением. Но мой муж меня поддержал, даже готовил мне салатики. Сейчас и он, и дети мной гордятся (Nf>1).

10-14. Уровни самоотождествления (Zon A-E). Параметр соотнесен со степенями отождествления говорящего с теми, о ком он говорит. Семантика: в зависимости от помещения фигуры на тот или иной уровень тождественности самому говорящему, а также от того, какие уровни остаются незаполненными, говорящий сообщает о существующих у него представлениях о проницаемости внутреннего мира других людей и о сопоставимости их внутреннего мира с его собственным, а также об актуальности/ неактуальности для него осуществить акты проникновения и сопоставления. Формальные маркеры.

ZonА : в описании фигуры присутствуют внутренние предикаты, выводящие за границы хронотопа «здесь и / или сейчас». Примеры: он вспомнил, как бывал в этом месте прошлым летом ;

ZonВ : в описании фигуры присутствуют внутренние предикаты, которые указывают на наличие другого хронотопа, чем «здесь и сейчас», но не вводят его описание. Примеры: он что-то вспомнил; я мечтаю .

ZonС: в описании фигуры (а чаще - обобщенного множества фигур) присутствуют внутренние предикаты, не указывающие на наличие другого хронотопа, чем «здесь и сейчас», и направленные только и исключительно на одного персонажа. Примеры: он мной восхищается; они все меня осуждают .

ZonD: в описании фигуры (или обобщенного множества фигур) присутствуют только внешние предикаты при отсутствии внешних деталей. Примеры: он стоял у стены .

ZonЕ : в описании фигуры присутствуют только внешние предикаты, а также более, чем 2 внешние детали. Примеры: он неподвижно стоял у стены, его волосы растрепались, а плечи были напряжены .

15-16. Сюжет (SJ). Параметр соотносится с сообщением об идентичности автора, а также о его жизненных и текстовых стратегиях. Семантика: все сюжеты текстов ТМ были сведены к двум сюжетным макросхемам: «внешней» и «внутренней», а также их комбинациям. «Внешняя» макросхема (SJ1) организовывала события, происходящие в пространстве объектов, доступных стороннему наблюдению; «внутренняя» макросхема (SJ2) организовывала события, происходящие в ментальном или телесном пространстве проективной фигуры из ZonA, недоступном для стороннего наблюдения. Формальные маркеры (SJ1): описание действия заканчивается результатом, который оценивается как позитивный, негативный или амбивалентный. Формальные маркеры (SJ2): описание перцепций и эмоций, не направленное на достижение результата. Примеры (SJ1): Мы гуляли с папой, я ел мороженое. Оно растаяло и упало. Я заплакал. Папа купил мне новое мороженое . Примеры (SJ2): Мороженое было вкусное и красивое. Шоколадные оттенки были темные в глубине и отливали молочным блеском там, где подтаяли. Во рту было холодно и сладко. Шершавый вафельный рожок пах ванилью . (для примеров использованы два фрагмента одного текста).

Легко видеть, что любой короткий связный текст может быть представлен в виде кортежа (упорядоченного множества) приведенных 16 параметров, причем на каждом из 16 мест может стоять 1, если параметр присутствует в тексте, и 0, если он отсутствует (для параметра Nf, который в более подробной версии представлен не как бинарный, а как n-арный, наличие единственной фигуры в тексте кодировалось как 0, а наличие более одной фигуры - как 1). Этот 16-местный кортеж из нулей и единиц был назван «Картой индивидуальной картины мира человека», поскольку каждый из параметров, как было показано выше, соотнесен с экзистенциальными проблемами, а их конкретная комбинация представляет собой образ индивидуальной стратегии совладания с ними.

экзистенциальный тревога индивидуальный

Таблица 1. Карта индивидуальной картины мира человека

Количество теоретически возможных комбинаций составляет 2^16, соответственно, вероятность случайного совпадения n карт равна 1: [(2^16)^n-1]. Таким образом, метод открывает возможность для сравнения малого (в предельном случае всего двух) текстов.

В качестве иллюстрации приведем фрагмент экспериментального исследования текстов ТМ, полученных от 7 пациентов кризисного центра, госпитализированных после повторных попыток суицида. В качестве контрольной группы были использованы 100 текстов ТМ, полученных от учащихся и преподавателей РГГУ, никогда не совершавших суицидальных попыток.

Таблица 2. Карты индивидуальных картин мира суицидентов совпали по всем 16 параметрам следующим образом:

Вероятность случайного совпадения составляет 1: [(2^16)^7-1], то есть ничтожна.

В контрольной группе совпадений по 16 параметрам не было обнаружено.

Это может интерпретироваться как наличие общей стратегии совладания с экзистенциальными тревогами у группы людей, бесстрашно прибегающих при фрустрирующих обстоятельствах к демонстративным суицидальным попыткам. Комбинация параметров в картах их картин мира свидетельствует, что исследованные суициденты воспринимают себя бессильными и зависимыми от непобедимых обстоятельств (Ag=0), именно поэтому акт суицидальной попытки для них субъективно безопасен и незначителен - ведь любое их действие несущественно и не имеет силы; события их внутреннего мира непереносимы и потому обесценены и умалчиваются (In=0); прошлое также обесценено и «вычеркнуто» вместе с опытом ошибок и побед (P=0), а реальная жизнь и достижение целей состоятся в сверхценном будущем (F=1), которое случится по воле обстоятельств и вне связи с опытом прошлого и усилиями авторов текстов. Наличие только одной фигуры, расположенной в зоне A, и обобщенных фигур в зоне C (zA=1; zC=1; Nf=0) можно расценивать как репрезентацию тотального «эгоцентрического одиночества» в текстах суицидентов, Протагонисты текстов, написанных суицидентами, окружены миром, где вместо конкретных людей с именами, лицами, мыслями и чувствами встречаются только бледные проекции самого автора, единообразно его ненавидящие в «пространстве настоящего» или им восхищенные в «пространстве будущего».

Стандартный список текстовых параметров , с одной стороны, является психологически содержательным (соотносится с элементами экзистенциальной картины мира), а с другой, как легко видеть, позволяет, благодаря опции «Формальные маркеры», однозначно выделить 16 точек в любом тексте ТМ, по которым его можно сравнить с любым другим текстом ТМ. Другими словами, любой текст ТМ, а также любой другой спонтанный связный текст, на написание которого было потрачено не более 15-20 мин., может быть представлен в виде набора параметров из списка .

Литература

1. Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии. В кн.: Экзистенциальная психология, М., 2001

2. Новикова-Грунд М.В. Текстовые методики в группе. В сб.: Труды Института психологии им. Л.С. Выготского, вып. 1; М., 2001

3. Новикова-Грунд М.В. Проблема понимания\ непонимания: от позитивизма к герменевтике. В сб.: Труды Института психологии им. Л.С. Выготского, вып. 2; М.2002)

4. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной, Б.С.К., Восточно-Европейский институт психоанализа, СПб, 1997

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, М., Педагогика-Пресс 1994

6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., Класс, 1999

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ранние периоды онтогенеза человека как решающие для становления концепции мира, его общей картины и развития личности человека. Картины мира у детей. Этапы развития субъективной картины мира ребенка и их специфика. Проблемы реабилитации подростков.

    реферат , добавлен 01.07.2010

    Феномен и роль мировоззрения в индивидуальной картине мира. Стиль питания как социально-психологический феномен. Психологические исследования людей, имеющих различные стили питания. Характеристики мировоззрения у людей с различным стилем питания.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Картина мира, ее составляющие и детское общественное мнение. Понятие социогенетической инварианты. Проблема воздействия информационной среды на ребенка. Зарубежные и отечественные концепции медиаобразования. Экран и становление детской картины мира.

    реферат , добавлен 02.10.2009

    Исследование и интерпретация понятия "образ мира" в психологии. Сравнительный анализ психологических особенностей образа мира у молодежи и людей пенсионного возраста по показателям жизнедеятельности, личностным характеристикам, функциональным механизмам.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Два способа построения картины мира: метафизический и диалектический. Познание сторон противоречия в их обособленности друг от друга. Современная диалектическая форма отражения мира. Парность - одна из основных особенностей мышления детей от 6 до 9 лет.

    статья , добавлен 29.06.2013

    Исследование жизненного пути психолога Альфреда Адлера. Изучение его концепции индивидуальной теории личности. Описания достижений исследований в области изучения психологии людей. Характеристика основных понятий и положений в индивидуальной психологии.

    реферат , добавлен 21.12.2014

    Пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память. С помощью познавательных процессов человек смог выжить как биологический вид, распространиться на всей планете Земля.

    реферат , добавлен 24.01.2004

    Принципы индивидуальной психологии: стремление к цели, схема апперцепции, чувства неполноценности и общности. Индивидуальность в социальном контексте, стиль жизни в индивидуальной психологии А. Адлера: распознание, понимание и коррекция стиля жизни.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Альфред Адлер как основоположник индивидуальной психологии. Жизненный путь ученого, его труды и идеи, разногласия во взглядах с Зигмундом Фрейдом. Основные положения работы "Очерки по индивидуальной психологии" Адлера, рекомендации и разработка методик.

    реферат , добавлен 18.08.2009

    Жизненный путь Альфреда Адлера - основоположника индивидуальной психологии, сделавшего значительный вклад в понимание личности и основавшего неофрейдизм. Исследование личности человека: рассмотрение как социального существа и исцеление методом ободрения.

Помимо национальной языковой картины мира принято выделять инди­видуальную (авторскую) языковую картину мира – отображение окружаю­щей действительности в мировосприятии языковой личности, мировидение языковой личности через призму языка.

По справедливому замечанию Д.С. Лихачева, «и слово, и его значения, и концепты этих значений существуют не сами по себе в некоей независимой невесомости, а в определенной человеческой «идиосфере». У каждого чело­века есть свой, индивидуальный культурный опыт, запас знаний и навыков, которыми и определяется богатство значений слова и богатство концептов этих значений, а иногда, впрочем, и их бедность, однозначность. В сущности у каждого человека есть свой круг ассоциаций, оттенков значения и в связи с этим свои особенности в потенциальных возможностях концепта. Чем мень­ше культурный опыт человека, тем беднее не только его язык, но и «концептосфера» его словарного запаса, как активного, так и пассивного. Имеет зна­чение не только широкая осведомленность и богатство эмоционального опы­та, но и способность быстро извлекать ассоциации из запаса этого опыта и осведомленности. Концепты возникают в сознании человека не только как «намеки на возможные значения», «алгебраическое их выражение», но и как отклики на предшествующий языковой опыт человека в целом – поэтиче­ский, прозаический, научный, социальный, исторический и т.п.»

По словам немецкого философа и историка начала XX в. Освальда Шпенглера, мир – это, то, что он значит для живущего в нем существа. Мир, соотнесенный с определенной душой – это мир, доступный пониманию и уни­кальный для каждого отдельного человека. И оттого существует столько же миров, сколько бодрствующих созданий, и в существовании каждого их них этот мнимо единственный, автономный и вечный мир оказывается постоянно новым, однократным, никогда не повторяющимся переживанием».

Интересное обоснование существования индивидуальной картины мира дает английский философ Бертран Рассел в своем знаменитом трактате «Чело­веческое познание: его сфера и границы»: «Коллектив знает больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, все содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индиви­дуальной жизни. Когда человек говорит: «Я никогда не смогу передать того ужаса, который я испытал, увидев Бухенвальд» или: «Никакие слова не могут выразить моей радости, когда я снова увидел море после долгих лет тюремного заключения», он говорит нечто такое, что является истинным в самом строгом и точном смысле слова: он обладает через свой опыт познанием, которым не об­ладают те, чей опыт был другим, и которое не поддается полному выражению в словах. Если он первоклассный художник слова, он может создать у восприим­чивого читателя состояние сознания, не во всем отличающееся от его собственного, но если он попытается воспользоваться научными методами, поток его опыта будет безнадежно утерян в пыльной пустыне».

Наиболее ярким проявлением индивидуальной картины мира является писательское творчество: «каждое литературное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия и организации мира, т.е. ча­стный вариант концептуализации мира. Выражаемые в литературно-художественной форме знания автора о мире представляют собой систему представлений, направленных адресату. В этой системе наряду с универсаль­ными общечеловеческими знаниями имеются уникальные, самобытные, по­рой, парадоксальные представления автора. Таким образом, концептуализа­ция мира в художественном тексте, с одной стороны, отражает универсаль­ные законы мироустройства, с другой стороны, индивидуальные, порой, уни­кальные, воображаемые идеи» [Бабенко 2001: 35].
Т.о., именно человек является носителем национальной ментальности и языка. Человек предстает в двух ипостасях – мужчина и женщина. Этот ас­пект с точки зрения философии и лингвистики особенно интенсивно начал развиваться в науке конца XX в. и получил названия – тендерная философия и тендерная лингвистика, или просто гендер(от греч. genus «род, рождаю­щийся, рожденный»).

Рассматривая понятие "мировоззрения" в научно-психологическом контексте, можно рассмотреть понятия, являющиеся связанными, родовыми, чтобы более точно и определенно понять смысл первого. Так, Д.А. Леонтьев считает, что понятие "образ мира", "картина мира" являются близкими по значению к понятию "мировоззрение".

Понятие "образ мира" более традиционно для науки и активно используется различными психологами, лингвистами, философами. Конкретно в психологической науке введение термина "образ мира" было связано с распространением общепсихологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева, в контексте которой рассматривался процесс построения образа, главным определяющийся не отдельными воспринимаемыми характеристиками объектов, а с особенности построения образа мира объектом в целом .

А.Н. Леонтьев рассматривает "образ мира" как "методологическую установку, предписывающую исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития познавательной деятельности". Его положение о том, что "становление образа мира у человека есть его переход за пределы "непосредственно чувственной картинки"" , что образ мира - не конечная, оформленная картиной, а динамичное образование, зависящее непосредственно от воспринимающего объекта, послужило толчком для дальнейшего изучения феномена мировосприятия.

Так, рассматривающие проблему восприятия образа в рамках познавательных процессов, С.Д. Смирнов , В.В. Петухов , иное значение придают взятому нами термину в своих работах.

С.Д.Смирнов в свои работах делает различение между "миром образов" трактующимся как отдельные чувственные впечатления, и "образом мира", отличающегося целостностью и завершенностью, являющегося амодальным, имеющего многоуровневую структуру знаний, приобретающего эмоционально-личностный смысл. Петухов, рассматривая понятие "образа мира" в своей статье предлагает использовать способы и приемы решения мыслительных задач как структурную единицу в изучении представлений о мире, а также говорит о необходимости дальнейшего изучения восприятия образов.

Также, понимание внешнего и внутреннего мира рассматривается Василюком в книге "Психология переживания" . Автор выделяет типологию жизненных миров, основанную характеристиках простоты или сложности внутреннего и внешнего миров, рассматривая их не как градацию, а как некую целостность. "Жизненные миры" рассматриваются не как отдельно взятые, противопоставленные срезы действительного мира, а как компоненты единого психологического внутреннего мира личности.

Так же, различное понимание терминов "образ мира", "картина мира" можно найти в работах В.В. Зинченко, Ю.А. Аксеновой, Н.Н. Королевой, Е.Е.Сапоговой, Е.В. Улыбиной, А.П. Стеценко.

Однако, для нашего исследования наиболее интересным представляется трактовка Д.А. Леонтьева. В статье "Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность" он дает следующее определение термину "картина мира": "Это имеющаяся у каждого человека индивидуальная система представлений о том, как устроен мир в различных его деталях".

Подчеркивая субъективную связность картины мира, автор говорит о способности психики достраивать собственные представления и убеждения до некого завершенного, законченного образца, как бы удаляя все неизвестные компоненты, стирая их значимость для самой себя. Таким образом, картина мира может быть заполнена и объективными знаниями, фактами окружающего мира, так и собственными фантазиями, домыслами, однако в любом случае индивид имеет потребность ощущать точную и цельную систему "жизненных ориентиров".

А мировоззрение же в свою очередь, являясь центральным компонентом картины мира (см. рис. 3), несет в себе некую генерализацию - обобщенные суждения и убеждения о каких-либо объектах, которую можно понимать и как структурную единицу, и как критерий выявления. Так, к примеру, суждение о неком единичном объекте "Алина - глупая" еще не является мировоззренческой единицей, а лишь отражает отношение к этому объекту или подмечает факт окружающего мира, а убеждение в позиции, что "все женщины - глупы", заключающее в себе обобщенное генерализованное заключение уже является мировоззренческой единицей.

Рис. 3

Таким образом, под мировоззрением Леонтьев Д.А. понимает "составную часть, точнее, ядро индивидуального образа мира, содержащую как представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей, так и представления о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека."