Когда речь заходит о культуре, никто не может отнять пальму первенства у французов: необыкновенная, удивительная, утонченная – вот отличительные черты французской культуры. Без сомнения, только долгая и богатая история могла привести к появлению такой богатой культуры. Именно во Франции зародились многие течения мировой культуры, которые оказали существенное влияние на ход истории, развитие науки, искусства и литературы в целом. Культурное наследие Франции поистине огромно. Именно эта страна многие столетия была и остается центром мирового искусства. Франция может быть маленькой страной в плане географии, но она одна из величайших, когда речь заходит о творчестве, искусстве, философии, науке и технике.

Великие писатели, поэты, драматурги, художники, актеры, модельеры, музыканты и ученые, haute couture и haute cuisine – все это неотъемлемая часть самого понятия «Франция». Именно французам мы обязаны появлением кино и киноискусства (Братья Люмьер).Французский кинематограф сформировался после Второй мировой войны: всемирное признание получили: «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954), «Тереза Ракен». В 1940-х - начале 1950-х годов становятся известными такие блестящие актёры как: Жерар Филип, Бурвиль, Жан Маре, Мари Казарес, Луи де Фюнес, Серж Реджани. «Новая волна» французского кино стала отдельным явлением в мировой культуре. Благодаря Франсуа Трюффо, Клоду Лелушу и другим молодым талантливым режиссерам, Франция стала одним из центров мирового киноискусства. В 1960-х годах на сцену французского кино вышли Жанна Моро, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Катрин Денёв, Ален Делон, Анни Жирардо, французские комики Пьер Ришар и Колюш. Тон современному французскому кино задают такие режиссёры как Люк Бессон, Жан-Пьер Жене, Франсуа Озон, Филипп Гаррель. Говоря об актёрах, стоит упомянуть Жана Рено, Одри Тоту, Софи Марсо, Кристиан Клавье, Мэттью Кассовитц, которые стали звездами мировой величины. Именно во Франции, начиная с 1946 года, проводится знаменитый Международный кинофестиваль в Каннах.

Если и есть что-то связанное с Францией и известное всем, то это скорее всего высокая мода (haute couture) . Великие французские модельеры Шанель (Chanel), Диор (Dior), Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent) возвели моделирование одежды в ранг настоящего искусства. Кому как не знаменитой Коко Шанель, мы обязаны появлением в нашем гардеробе таких привычных нам вещей: сумка через плечо, металлическая бижутерия, цепочки, маленькое черное платье, блузки и брюки мужского кроя. (Вспомним, что еще в 1932 г. Начальник французской полиции запретил Марлен Дитрих выходить в брюках на улицу). После войны во Франции происходит настоящая революция в мире моды: в 1946 году появляется первый купальник-бикини, в 1947 г. Кристиан Диор создает свой особый новый стиль. Вскоре Ив Сен Лоран, главный модельер Дома Dior, выпустил свою первую сенсационную коллекцию.

Литература во Франции начинает развиваться в 9 веке, во всяком случае именно этим столетием датируются дошедшие до нас памятки литературы. Своего расцвета литературное творчество достигает в 12 веке. Об этом свидетельствуют знаменитая эпическая поэма «Песнь о Роланде», рыцарская литература («Тристан и Изольда»), поэзия труверов и трубадуров. В эпоху Возрождения появляется роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Мишель Монтень издает свои «Опыты». В эпоху классицизма наравне с литературой активно развивается философия. Имена таких французских философов, писателей и драматургов как Декарт, Паскаль, Ларошфуко, Корнель, Расин, Мольер, Шарль Перро, Жан де Лафонтен знакомы каждому образованному человеку. Каждая литературная эпоха (Просвещения, реализма, романтизма, символизма) во Франции связана с именами, которые сегодня известны во всем мире: Виктор Гюго, Александр Дюма, Стендаль, Бальзак, Флобер, Золя, братья Гонкур, Шарль Бодлер, Верлен, Рембо.

В XX веке, французская литература (литература модернизма) интенсивно развивается, как впрочем и сам французский язык. Марсель Пруст, Андре Жид, Анатоль Франс и Ромен Роллан, Франсуа Мориак и Поль Клодель, Аполлинер, Кокто, Бретон, Арагон, Камю, Йонеско и Беккет стали родоначальниками различных литературных школ и течений. Французские писатели нашего времени (Кристиан Бобен, Амели Нотомб, Фредерик Бегбедер, Мюрюэль Барберри, Давид Фонкинос, Анна Гавальда, Мишель Уэльбек и др.)по-своему талантливо отражают «дух эпохи» в своих произведениях. Французская литература отличается социальной заостренностью, гуманистичностью, утонченностью и красотой формы.

Живопись во Франции начала развиваться очень рано. Уже в 17 веке она занимает ведущее место в культурной жизни страны. Франция подарила нам такие стили искусства как рококо (Антуан Ватто, Франсуа Буше), импрессионизм. В течении многих столетий искусство Италии оказывало существенное влияние на развитие изобразительных искусств Франции. Однако уже в 1860-е годы французское искусство совершает настоящий прорыв, после которого Франция становится бесспорным лидером. Этот прорыв связан в первую очередь с творчеством художников-импрессионистов: Эдуарда Мане и Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Клода Моне, Камиля Писсарро, Гюстав Кайботта и др. Постимпрессионизм известен нам по творчеству таких крупных художников, как Поль Гоген, Винсент ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек. Во Франции постепенно развиваются новые художественные школы и направления в живописи: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), возникает группа «наби» (Пьер Боннар, Морис Дени), фовизм (Анри Матисс, Андре Дерен), кубизм (Пабло Пикассо, Жорж Брак).

Музыкальная культура Франции не менее интересна и разнообразна – это связано с тем, что французский язык сам по себе является чрезвычайно мелодичным, ритм песни часто совпадает с ритмом языка. В 1920-х годах во Францию приходит джаз, наиболее ярким представителем которого стал Стефан Граппелли. В XX в. На пике популярности оказались Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Жорж Брассенс. Возродилась народная музыка (фолк-музыка), фортепиано и аккордеон – вот два инструмента, которые неизменно ассоциируются у нас с французской музыкой. Во второй половине 20 века эстрадная музыка начинает занимать ведущие позиции не только во Франции, но и во всем мире, нам хорошо знакомы такие исполнители как: Мирей Матье, Далида, Джо Дассен, Патрисия Каас, Милен Фармер и многие другие.

Какое явление оказало самое значительное влияние на то, как сформировалось современное европейское мировоззрение? Это именно она, культура Франции, стала основой формирования слоя просвещенного элемента среди множества народов, как Европы, так и других частей света.

Ведущая за собой культура Франции

Многие годы, даже века, Франция была главным центром цивилизации Европы. Культура Франции была именно тем светочем, к которому стремились творцы всех стран и народов сперва Европы, а затем и иных частей света. Даже во времена самого темного средневековья именно Франция была тем местом, где еще оставались островки цивилизованности. Начиная с эпохи возрождения, культура в этой стране бурно развивается. Элитная по своей сущности, она проникает и в широкие массы населения. Великая Французская революция не только не разрушила, а дала ее развитию мощный импульс. Философия, литература, наука, мода, живопись были, есть и будут привлекать наше внимание к этой стране.

Пережившая в прошлые века много кровавых эпизодов, связанных с вопросами религиозной нетерпимости, современная Франция государство светское, с 1905 года строго придерживающееся принципа секуляризма. Религия Франции отделена от государства и не есть его функцией. Треть французов считает себя атеистами. Большинство верующих католики.


Сегодня Франция индустриально-аграрная, высокоразвитая страна. Она является державой ядерной и космической. по ВВП, согласно данным МВФ (2014), пятая в мире. Ее традиционно отличает большая доля государственного сектора. Минимальная зарплата в этой стране 1500 евро.


Ученые из Франции 35 раз получали Нобелевскую премию. Парижская академия наук одна из самых первых в мире по времени основания. Ученые Франции причастны к формированию теоретической основы почти всех отраслей науки. – одна из передовых в мире.


Соединение богатейших традиций и наисовременнейших течений – так можно охарактеризовать искусство Франции. Наскальные рисунки пещеры Ляско и скульптура тираннозавра Филиппа Паскуа органические его части.


Самая изысканная и богатейшая в мире – кухня Франции , заслужено вызывает трепет в сердцах и желудках истинных gourmet. О ней не нужно читать, ею надо наслаждаться! Еда как искусство...


Французы очень любят свои традиции. Они очень интересны и разнообразны. Сама география Франции способствует этому разнообразию. Для путешественников обычаи и традиции Франции будут дополнительным шармом этой страны.


Спорт Франции

Современный это не только традиционный футбол и «Формула-1». Это и парусный спорт, и зимние виды, и различные силовые соревнования. На Олимпиаде в Сочи Французские атлеты завоевали 15 разных медалей, из которых золотых – четыре.

Франция – страна, сравнительно однородная в этническом отношении. Около 9/10 ее населения – французы. Государственный язык страны – французский, принадлежащий к романской группе индоевропейских языков.

Церковь и государство с 1905 г. разделены, но Конституция гарантирует абсолютную свободу вероисповедания. Во Франции преобладающая религия - католицизм. К католикам относятся 90% французов, включая тех, кто порвал с этой религией, но с рождения окрещен по католическому обряду. Около 5% - мусульмане, 3% французов – протестанты, 1,3% - иудаисты, остальная часть верующего населения принадлежит к различным сектам.

На северо-востоке в Эльзасе и северо-восточной Лотарингии живут эльзасцы (1,3 млн.), западные области полуострова Бретань населяют бретонцы (1 млн.). На севере Франции, у границы с Бельгией , живут фламандцы (100 тыс.). Остров Корсику населяют корсиканцы (300 тыс.), и наконец, в предгорьях Пиренеев на западе расселены баски (130 тыс.), а на востоке каталонцы (200 тыс.). Гребень Пиренеев разделяет область их расселения на две неравные части, основная масса этих народов живет в Испании .

Во Франции зарегистрировано порядка 5 млн. иностранцев, главным образом, иммигрантов из Африки, заокеанских владений (Мартиника) и Индокитая.
В начале XIX века Франция была первой страной зарубежной Европы по числу жителей. В 1801 году ее населяло более 28 млн. человек. Теперь же по численности населения (53 млн.) она занимает 4 место после Германии , Италии и Великобритании. Дело в том, что во Франции раньше, чем в других странах зарубежной Европы, начался процесс падения рождаемости, а в годы кризиса 30-х годов смертность даже превысила рождаемость. Кроме того, сказались большие людские потери во время Первой и Второй мировых войн.

После Второй мировой войны численность жителей Франции стала значительно увеличиваться. За 1946-1975 годы население страны выросло на 13 млн. человек, т.е. на 1/3. Это произошло не только за счет естественного прироста, но и миграции иностранных рабочих и возвращения французов из колоний, получивших независимость. Однако современная демографическая ситуация во Франции вновь тревожна: если в начале 60-х годов на 1000 жителей ежегодно регистрировалось 18 рождений, то в последние годы это число сократилось до 13-14. Объясняется это нарастанием кризисных явлений в стране, ростом безработицы и цен, тяжелым экономическим положением значительной части населения, обострением социальных контрастов.

Во Франции мужчины обычно связывают себя супружескими узами к 26 годам, а женщины – к 23. Статистика показывает, что прочность браков слабеет. Быстро увеличивается число разводов. Однако во Франции супруги разводятся все же реже, чем в Великобритании и Германии.

По уровню смертности (10-11 человек на 1000 за год) Франция мало чем отличается от других стран Европы. Средняя продолжительность жизни у мужчин – 75 лет, а женщин – 82. В стране мужчин на 1,1 млн. меньше, чем женщин. Во Франции чуть ли не самая низкая детская смертность на земном шаре.

Естественный прирост населения во Франции невелик: 3-4 человек на 1000 жителей в год, а в экономически отсталых районах Центрального массива и юго-запада страны, откуда уходит молодежь и где большую часть населения составляют пожилые люди, смертность даже преобладает над рождаемостью.

Из Франции реже, чем из большинства других европейских стран, происходила массовая эмиграция. В настоящее время в стране проживает около 4 млн. иностранцев и более 1,5 млн. натурализованных лиц, то есть иностранцев, получивших французское гражданство. Иностранные рабочие, в основном алжирцы, португальцы, испанцы, итальянцы, составляют около 1/10 экономически активного населения страны. Их используют главным образом на самых тяжелых работах – на шахтах и стройках, они заняты малоквалифицированным трудом на металлургических и химических заводах, а также в сфере обслуживания.

За последние десятилетия сильно изменилась структура занятости населения. Сельскохозяйственное население в результате разорения мелких хозяйств и усиленной концентрации и механизации производства за последние 20 лет сократилось почти в 2,5 раз; за это же время вследствие кризиса угольной промышленности уменьшилось на 1/3 число работников добывающей промышленности. Почти стабильно число занятых в обрабатывающей промышленности и на транспорте, так как объем производства в этих отраслях увеличивается главным образом за счет роста производительности труда.

Половину активного населения составляют женщины - 25 млн . В строительстве и особенно в непроизводственной сфере число занятых быстро растет; в торговле, финансовых учреждениях, государственном аппарате, сфере обслуживания трудится около половины работающих – 65%. В сельском хозяйстве занято 6% работающего населения, в промышленности - 30%, в строительстве и в связи – 4%.
Во Франции очень много социальных слоев и групп населения, и социальная структура общества продолжает усложняться. Вместе с тем обостряются противоречия между монополистической буржуазией и всеми другими слоями общества, происходит пролетаризация всех новых групп населения.
Многочисленны во Франции средние и полупролетарские слои населения. Более 6 млн. человек составляют служащие и свыше 4 млн. – мелкие собственники города и деревни.

Экономическая и политическая власть принадлежит монополистической буржуазии, промышленно-финансовой олигархии и тесно связанной с ней политической верхушке господствующего класса. Это самый маленький социальный слой, но он владеет всеми основными средствами производства и полностью подчиняет своим интересам государство как орудие своего классового господства.

В стране чрезвычайно велика разница в уровне доходов буржуазной верхушки общества и основной массы населения. Жилищная проблема чрезвычайно остра. Очень велико число безработных, и среди них особенно много молодежи и женщин. Тяжело отражается на жизни французского народа инфляция, рост цен на продукты и за коммунальные услуги.

Во Франции велика мобильность населения. Ежегодно меняют местожительство более 1 млн. человек. Основное направление миграций – из деревень в города. Бегство из деревни привело к обезлюдиванию многих отсталых аграрных областей и усилило контрасты в размещении населения.

Франция заселена не только плотно, как другие крупные капиталистические державы, её средняя плотность - чуть более 100 человек на 1 кв. км. , тогда как, например, в Великобритании – 230, в Германии – 240. В горных районах и в других областях с малоплодородными почвами плотность населения не достигает и 20 человек. Высокой концентрацией отличается лишь Парижский регион, вобравший в себя около 20% всех жителей Республики. В районах Парижа, Лиона и на севере Франции, то есть там, где наибольшее число городов и промышленных предприятий, плотность населения достигает 300-500 и более человек.
Столица Франции - Париж с населением более 2 млн. человек. Вместе с пригородами он образует Большой Париж, в котором проживает более 10 млн. человек. Следующие по величине города - без пригородов - Марсель (803 тыс.), Лион (414 тыс.), Тулуза (359 тыс.), Ницца (348 тыс.).
Сегодня уже 80% населения живет в крупных городских центрах. Густонаселенному Большому Парижу статистика предсказывает к 2000 году увеличение населения до 16 млн. человек.

Обычно городами считают те коммуны, в центрах которых живет не менее 2 тыс. жителей. В таких городских коммунах сосредоточено 70% всех жителей.
В ХХ веке появилось немного городских поселений. Это в основном так называемые города разгрузки – спутники крупных городов. Кроме того, несколько молодых городов построено у новых мест добычи полезных ископаемых, у новых атомных центров и центров туризма в горах и на берегу моря.

Для Франции типичны малые и средние города, а крупных городов, с числом жителей свыше 100 тыс., здесь меньше, чем в Великобритании или Германии, что объясняется более низким уровнем индустриализации и концентрации производства.
Границы городов во Франции меняются редко, и во многих случаях они сильно устарели. Большинство крупных городов уже давно переросли свои административные рубежи, обросли пригородами, которые сохраняют, однако, свою юридическую независимость. В результате во Франции основной формой городского поселения стали агломерации. Обычно они формируются вокруг одного большого города. Но в промышленных районах Севера и Лотарингии многие агломерации состоят из нескольких близкорасположенных небольших городов и поселков, выросших у шахт, рудников и заводов. Вокруг крупных агломераций сформировались обширные зоны с полугородским-полусельским населением, совершенствование транспортных средств позволяет теперь многим людям, работающим а городах, жить в сельской местности.
Во Франции, как и в Великобритании, исключительно велико значение столицы, которая резко выделяется по числу жителей среди других центров. В Парижской агломерации вместе с окружающей полу городской зоной сконцентрировано более 10 млн. человек, или почти 1/5 населения страны. Правительство проводит политику сдерживания разрастания Парижа (в частности, здесь запрещено строительство новых заводов) и расходует крупные средства на развитие центров экономических районов: Лиона, Марселя, Лилля, Бордо, Нанта, Нанси, Тулузы, Страсбурга.
В среднем городе Франции обычно 20-30 тысяч жителей. Его история отражена в центральных кварталах, где нередко находится старинный замок или монастырь, рядом городская площадь с мэрией, церковью, рынком. Отсюда радиально расходятся улицы. Поблизости от центра расположены дома местной аристократии, магазины и рестораны. Вокруг старого города располагаются более новые кварталы, где среди тихих зданий видны трубы промышленных предпри-ятий.
В крупных городах Франции хорошо развита та или иная промышленность, но крупных, типично индустриальных городов, где в промышленности было бы занято более половины работающего населения, во Франции, в отличие от Великобритании, почти нет (исключая Рубе и Сент-Этьенн). Чаще ярко выраженный промышленный характер имеют средние и малые городские поселения, особенно на севере и на северо-востоке.

Во Франции много городов-курортов – Довиль, Виши, Ницца и другие. В южных городах значительная часть жителей занята в сельском хозяйстве.

Самые людные сельские поселения, имеющие 1000 и более жителей, - в Парижском бассейне и на северо-востоке Франции, где сохранились общинные традиции.
Жители села далеко не всегда занимаются сельским хозяйством. Поселки размещаются иногда на предприятиях, железнодорожных или автомобильных станциях, подчас это центры рыболовства и туризма. Только половина сельских жителей живет доходами от сельского хозяйства.

Сообщение про Францию для 3, 4 класса, расскажет Вам об удивительной родине Наполеона, Маленького Принца и Трех мушкетеров.

Краткое сообщение про Францию

Доклад про Францию стоит начать с того, что располагается она на западе Европы. В ее состав входит еще остров Корсика, расположенный в Средиземном море. Францию часто называют Гексагоном из-за ее шестиугольной формы.

Франция граничит с Германией, Бельгией, Люксембургом на северо-востоке, с Италией и Монако на юго-востоке и с Андоррой и Испанией на юго-западе. Страна омывается Средиземным и Северным морями, Бискайским заливом и проливами Ла-Манш и Па-де-Кале.

Площадь Франции — 551 тыс. км 2 .

Наибольшие реки Франции - Сена, Луара, Рона, Гаронна и Рейн.

Столица Франции — Париж

Большие города Франции — Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Ницца

Население Франции — 66,7 миллиона человек (2016)

Форма правления — президентско-парламентская республика

Территория Франции в основном холмистая, с обширными возвышенностями, низменностями и средневысотными горами. Исключение становят два высокогорных массива на юго–востоке в виде Альп и на юго–западе в виде Пиренеев. Наивысшая точка страны — гора Монблан, ее высота 4807 м.

Климат полностью зависит от Средиземного моря и Атлантического океана. На севере климатические условия более мягкие, влажные и морские, а на юге климат теплый и средиземноморский. В горах климат отличается низкими температурами. Здесь выпадает больше осадков. Покров снега на больших высотах сохраняется.

Во всем мире знают, что французские вина лучшие в мире. Еще Франция прославилась своей модной одеждой, парфюмерией и косметикой. Франция по праву считается мировой столицей моды.

Сегодня во всех странах люди используют самолеты, вагоны и автомобили (Ситроен, Пежо и Рено), сделанные во Франции.

Религия Франции

Приблизительно 4/5 населения страны исповедуют католицизм. Около 12% населения считают себя атеистами. 3% население исповедают ислам, 2% протестантизм, 1% — иудаизм.

Достопримечательности Франции

Во Франции сохранилось с древнейших времен более 5 тысяч замков.

Нотр-Дам, Диснейленд, лес Фонтенбло, базилика Сакре-Кёр, блошиный рынок в припарижском Сент-Уен, руанская флотская армада, Эйфелева башня, Версаль дворец, Лувр, центр Помпиду, Собор Парижской Богоматери хотят посетить все туристы.

Известные французы прославили свою страну на весь мир — Оноре де Бальзак‎, Вольтер‎, Виктор Гюго‎, Жуль Верн‎, Эмиль Золя‎, Альбер Камю‎, Стендаль, Жак ив Кусто, Пабло Пикассо и др.

Надеемся, изложенная информация о Франции помогла Вам. А свой краткий рассказ о Франции Вы можете оставлять через форму комментариев.

Франция — страна, известная во всем мире своим культурным наследием и богатыми национальными традициями, продолжает держать марку законодателя мод и места сосредоточения гурманов и людей с изысканным вкусом. Что же подарила миру культура Франции, и благодаря кому современное поколение с замиранием сердца ждет путешествия сюда?

Говоря о сферах деятельности, где французы достигли колоссальных успехов, нельзя не отметить архитектуру, изобразительное искусство, литературу, кинематограф и музыку. История Франции тесно переплетается с историей других государств, оказавших прямое или косвенное влияние на развитие событий в этой стране. Однако несмотря на восприятие традиций соседей, Франция славится своим особенным стилем и укладом жизни.

Художественная культура Франции: архитектура, живопись, литература, музыка, кинематограф

Одним из самых ярких стилей в архитектуре Франции стал ампир, как явление зародившийся еще в конце XVIII века, накануне Великой революции. Ампир выражал дань французов античному периоду истории в тесном сплетении с мотивами политической борьбы и революционных идей. Основоположником стиля стал живописец Жак Луи Давид, стремившийся выразить в своих творениях любовь к человечеству, свободе, равенству и братству.

Наполеоновский ампир

Особенно ярко отражает желание показать величие страны культура Франции 19 века, когда во главе государства стоял амбициозный и уверенный в собственных силах император Наполеон Бонапарт.

Так называемый наполеоновский ампир был призван пробуждать в гражданах гордость за свою Родину и вызывать ощущение величия за расширяющую границы империю. Однако такое стремление привело к тому, что здания, выполненные в этом стиле, представляют собой, скорее, жесткое и холодное воплощение первоначальных замыслов зодчих, акцентирующих внимание на монументальности и величии, а не на мягких классических формах, лежащих в основе ампира.

Наиболее монументальными и значимыми памятниками того периода стали Церковь святой Марии-Магдалины и Триумфальная арка — копия античной арки Септимия Севера (римского императора). Работа над аркой велась под руководством зодчих Франсуа Фонгена и Шарля Персье. Архитектурная достопримечательность была установлена напротив Дворца Тюильри на площади Каррузель и являлась символом военных побед императора.

Особенности культуры Франции в тот период истории как раз и заключались в необходимости возвеличить правителя государства, укрепив его внутреннее влияние для успешной международной политики.

Инженерный стиль

Вторая половина XIX века ознаменовалась сменой ампира так называемым инженерным стилем, основоположником которого стал архитектор Жорж Эжен Осман. Он выступил с инициативой перепланировки столицы Франции, в результате чего Париж приобрел современный вид.

В этот же период была возведена одна из основных достопримечательностей города — Эйфелева башня.

XX век и модерн

В XX веке культура Франции в области архитектуры ознаменовалась распространением моды на другой стиль — модерн, отражавший современное видение воплощения идей зодчих. Представителями модерна стали архитекторы Эктор Гимари (прославившийся после возведения многоквартирного дома «Замок Беранже») и Ле Корбюзье (занимавшийся в основном проектированием вилл в этом стиле).

Живопись XIX и XX веков

1860-е годы стали знаковой эпохой в развитии французского изобразительного искусства. В этот период качественный прорыв был сделан представителями нового стиля в живописи — импрессионистами. Первыми «ласточками» стали получившие всеобщее признание Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Эдуард Мане, Огюст Ренуар.

Помимо импрессионизма возникли и другие течения, которые со временем распространились в соседних европейских странах или, наоборот, пришли оттуда во Францию — неоимпрессионизм или пуантилизм (представителем которого выступали Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк), постимпрессионизм (отмечен творчеством таких художников, как Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек), фовизм (во главе с Андре Дереном и Анри Матиссом), кубизм (представителем которого выступал Жорж Брак и Марсель Дюшан).

Особо стоит отметить постимпрессионизм, который отчасти перенял художественные принципы импрессионизма, в то же время продолжая искать свой особенный стиль и пути развития в новых формах. На первый план для художников этого направления выходят явления эмпирического мира — формы действительности, желание показать целостную картину мира, а не сиюминутное впечатление.

Неизгладимое впечатление на современников произвело возникновение фовизма — художественное течение, отличавшееся динамикой, выразительностью красок, ярким колоритом, резкостью мазков и чистотой. Представителей этого стиля прозвали «дикими», так как их работы ассоциировались с напором и дикостью животных.

Литература XIX века

Особое внимание стоит уделить французской литературе XIX века. В этот период широкое распространение получает символизм с его недосказанностью, загадочностью, намеками и символами. Яркими представителями направления были Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и Стефан Малларме.

Середина XIX века является, пожалуй, наиболее насыщенным периодом в истории литературы Франции, когда на ее ниве творили такие выдающиеся писатели-прозаики, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Стендаль, Гюстав Флобер, Проспер Мериме, Ги де Мопассан.

Ставшие классическими труды «Три мушкетера», «Собор Парижской Богоматери», «Двадцать тысяч лье под водой», «Отец Горио», «Красное и черное», «Госпожа Бовари», «Кармен», «Милый друг» до наших дней возглавляют списки самых читаемых и любимых произведений мировой литературы.

Знаковый XX век во французской литературе

XX век стал знаковым для истории французской литературы: четырнадцать писателей удостоились Нобелевской премии за свои труды на литературном поприще. Среди них Ромен Роллан, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Такого успеха не знала ни одна другая страна.

Кроме того, в 1903 году во Франции была учреждена Гонкуровская премия, которая считается наиболее престижной в этой области для французских авторов. Из выдающихся литераторов XX века, имевших честь быть отмеченными этой премией, стоит выделить Альфонса де Шатобриана, Марселя Пруста, Жан Жака Готье.

Культура Франции 20 века — отличный пример того, как новаторство и нетрадиционный подход позволяют сделать большой рывок в духовном развитии народа и пересмотреть моральные ценности и устои, проанализировав их, в частности, через призму литературных взглядов.

Музыкальное искусство XIX и XX веков

Так же как и в литературе, в музыкальном искусстве Франции расцвет пришелся на XIX век.

Известность и слава пришли к таким выдающимся музыкантам, как Гектор Берлиоз, Жак Оффенбах, Жорж Бизе.

Стремительно развивается и новый жанр — большая французская опера, в сюжетах которой отражена в основном история Франции. Опера сопровождалась пышными постановками и массовыми хоровыми сценами, которые использовались для достижения большего эффекта. Колоритным образцом нового жанра стало произведение ее основоположника - Даниэля Обера - «Немая из Поричи».

Во второй четверти XIX века большая французская опера превращается в ведущий жанр на подмостках театров. Классикой стали работы композитора Жака Франсуа Фроманталь Эли Галеви «Жидовка», оперы Джакомо Мейербера «Пророк» и «Гугеноты».

Последняя треть XIX века выявила основные тенденции в музыке. Все большее распространение получали массовые формы концертно-театрального быта, симфонические и камерные концерты. Значительную роль в оживлении музыкальной жизни этого периода сыграло «Национальное общество», созданное в 1871 году. Его целью была пропаганда произведений французских композиторов. В течение 30 лет по инициативе общества было проведено более 300 концертов.

От классики к современности

Национальная культура Франции в XX веке формировалась под влиянием общемировых тенденций. Так, особой популярностью стал пользоваться французский шансон, прославивший непревзойденную Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жоржа Брассена и Сержа Генсбура.

Набирает популярность и эстрадная музыка в лице Джо Дассена, Далиды, Мирей Матье и Патрисии Каас.

Если говорить в общем, то культура Франции в сфере музыкального искусства может похвастаться приверженностью классическому жанру. Об этом свидетельствуют многочисленные концертные площадки, залы, театры, в которых как в XIX-XX веках, так и в настоящее время проходят фестивали классической музыки и разнообразные концерты.

Французский кинематограф

Чем еще, кроме архитектуры, живописи, литературы и музыки гордится Франция? Культура и традиции этой страны настолько богаты, что перечислять достижения французов можно долго. Одним из самых весомых вкладов считается создание в 1895 году аппарата для съемки и проекции на экран изображения братьями Люмьер. Это событие стало поворотным моментом в развитии как французского, так и мирового кинематографа.

40 — 50-е годы XX века познакомили мир с лучшими экранизациями французской классики - «Красное и черное», «Пармская обитель». Мировую известность получили блестящие актеры — Жан Маре, Жерар Филип, Луи де Фюнес.

Не менее знаковыми стали следующие два десятилетия XX века, открывшие миру потрясающих мастеров своего дела — Жана-Поля Бельмондо, Жана Моро, Катрин Денёв, Жерара Депардье, Анни Жирардо, Алена Делона и Пьера Ришара.

Правительство страны активно поддерживает развитие кинематографа. Так, в 1976 году была учреждена национальная кинопремия «Сезар». Также ежегодно во Франции проводится всемирно известный Каннский кинофестиваль.

Культура Франции внесла весомую лепту в развитие мировой культуры, дав жизнь многим направлениям и течениям в различных областях знаний и оставив в наследие современным поколениям богатый арсенал для дальнейшего развития.