Литературное течение - это то, что часто отождествляют со школой или литературной группировкой. Означает группу творческих личностей, для них характерно программно-эстетическое единство, а также идейно- художественная близость.

Другими словами, это определенная разновидность (как бы подгруппа) Применительно, например, к русскому романтизму, говорится о «психологическом», «философском» и «гражданском» течениях. В русских литературных течениях ученные выделяют «социологическое» и «психологическое» направление.

Классицизм

Литературные течения 20 века

Прежде всего, это ориентирование на классическую, архаическую и бытовую мифологию; модель циклического времени; мифологические бриколажи - произведения строятся как коллажах реминисценций и цитат из известных произведений.

Литературное течение того времени имеет 10 составляющих:

1. Неомифологизм.

2. Аутистизм.

3. Иллюзия / реальность.

4. Приоритет стиля над сюжетом.

5. Текст в тексте.

6. Уничтожение фабулы.

7. Прагматика, а не семантика.

8. Синтаксис, а не лексика.

9. Наблюдатель.

10. Нарушение принципов связности текста.

Понятия «направление», «течение», «школа» относятся к терминам, описывающим литературный процесс — развитие и функционирование литературы в историческом масштабе. Определения их являются в литературоведческой науке дискуссионными.

Под направлением в XIX веке понимался общий характер содержания, идей всей национальной литературы или какого-либо периода ее развития. В начале XIX столетия литературное направление ассоциировалось в целом с «господствующим направлением умов».

Так, И. В. Киреевский в статье «Девятнадцатый век» (1832) писал о том, что господствующее направление умов конца XVIII века есть разрушительное, а новое состоит в «стремлении к успокоительному уравнению нового духа с развалинами старых времен...

В литературе результатом сего направления было стремление согласовать воображение с действительностью, правильность форм со свободою содержания... одним словом, то, что напрасно называют классицизмом, с тем, что еще неправильнее называют романтизмом».

Еще ранее, в 1824 году, В. К. Кюхельбекер заявил о направлении поэзии как основном ее содержании в статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». Кс. А. Полевой впервые в русской критике применил слово «направление» к определенным этапам развития литературы.

В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное данное время... Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи».

Для «реальной критики» — Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова — направление соотносилось с идеологической позицией писателя или группы литераторов. В целом же под направлением понимались самые разные литературные общности.

Но главным объединяющим их признаком является то, что в направлении фиксируется единство наиболее общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ художественного миропонимания.

Это единство часто обусловлено сходством культурно-исторических традиций, нередко связано с типом сознания литературной эпохи, некоторые ученые полагают, что единство направления обусловлено единством творческого метода писателей.

Нет заданного списка литературных направлений, так как развитие литературы связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальными и региональными особенностями той или иной литературы. Однако традиционно выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, каждое из которых характеризуется своим набором формально-содержательных признаков.

К примеру, в рамках романтического мировосприятия могут быть выделены общенаправленческие черты романтизма, такие, как мотивы разрушения привычных границ и иерархий, идеи «одухотворяющего» синтеза, пришедшего на смену рационалистической концепции «связи» и «порядка», осознание человека как центра и тайны бытия, личности открытой и творческой и т. д.

Но конкретное выражение этих общих философско-эстетических основ миропонимания в творчестве писателей и само их мировоззрение различно.

Так, внутри романтизма проблема воплощения всеобщих, новых, внерациональных идеалов получила воплощение, с одной стороны, в идее бунта, кардинального переустройства существующего миропорядка (Д. Г. Байрон, А. Мицкевич, П. Б. Шелли, К. Ф. Рылеев), а с другой — в поиске своего внутреннего «я» (В. А. Жуковский), гармонии природы и духа (У. Вордсворт), религиозном самосовершенствовании (Ф. Р. Шатобриан).

Как видим, такая общность принципов является международной, во многом разнокачественной, и существует в достаточно размытых хронологических рамках, что обусловлено во многом национальной и региональной спецификой литературного процесса.

Одинаковая последовательность смены направлений в разных странах служит обычно доказательством их наднационального характера. То или иное направление в каждой стране выступает как национальная разновидность соответствующей международной (европейской) литературной общности.

Согласно этой точке зрения французский, немецкий, русский классицизм считаются разновидностями международного литературного направления — европейского классицизма, который представляет собой совокупность наиболее общих типологических признаков, присущих всем разновидностям направления.

Но следует непременно учитывать, что часто национальные особенности того или иного направления могут проявляться гораздо ярче, чем типологическое сходство разновидностей. В обобщении же присутствует некоторый схематизм, который может искажать реальные исторические факты литературного процесса.

К примеру, наиболее ярко классицизм проявил себя во Франции, где он представлен как законченная система и содержательных, и формальных признаков произведений, кодифицирован теоретической нормативной поэтикой («Поэтическое искусство» Н. Буало). Кроме того, представлен значительными художественными достижениями, оказавшими влияние на другие европейские литературы.

В Испании и Италии, где историческая ситуация складывалась иначе, классицизм оказался направлением во многом подражательным. Ведущей в этих странах оказалась литература барокко.

Русский классицизм становится центральным направлением в литературе также не без влияния французского классицизма, но приобретает собственное национальное звучание, выкристаллизовывается в борьбе «ломоносовского» и «сумароковского» течений. В национальных разновидностях классицизма много различий, еще больше проблем связано с определением романтизма как единого общеевропейского направления, в рамках которого нередко встречаются весьма разнокачественные явления.

Таким образом, построение общеевропейских и «мировых» моделей направлений как наиболее крупных единиц функционирования и развития литературы представляется весьма сложной задачей.

Постепенно, наряду с «направлением», входит в оборот термин «течение», часто употребляемый с «направлением» синонимически. Так, Д. С. Мережковский в обширной статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) пишет, что «между писателями с различными, иногда противоположными темпераментами устанавливаются, как между противоположными полюсами, особые умственные течения, особый воздух, насыщенный творческими веяниями». Именно им, по мнению критика, обусловлено сходство «поэтических явлений», произведений разных писателей.

Нередко «направление» признается родовым понятием по отношению к «течению». Оба понятия обозначают возникающее на определенной стадии литературного процесса единство ведущих духовно-содержательных и эстетических принципов, охватывающее творчество многих писателей.

Под термином «направление» в литературе понимают творческое единство писателей определенной исторической эпохи, пользующихся общими идейно-эстетическими принципами изображения действительности.

Направление в литературе рассматривают как обобщающую категорию литературного процесса, как одну из форм художественного мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни, связанную со своеобразным художественным стилем. В истории национальных литератур европейских народов выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, символизм.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Литературные направления (теоретический материал)

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.

Основные черты литературных направлений :

· объединяют писателей определенной исторической эпохи;

· представляют особый тип героя;

· выражают определенное мировоззрение;

· выбирают характерные темы и сюжеты;

· используют характерные художественные приемы;

· работают в определенных жанрах;

· выделяются стилем художественной речи;

· выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.

Классицизм

Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Отличительные черты:

· значительность тем и сюжетов;

· нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;

· надуманные образы, схематические характеры;

· назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;

· использование языка, мало понятного простому народу;

· обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;

· общенациональная, гражданская направленность;

· установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);

· подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).

Представители классицизма

Западноевропейская литература:

· П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;

· Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;

· Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;

· Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;

· Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;

· Ж. Лафонтен – «Басни».

Русская литература

· М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;

· Г. Державин – ода «Фелица»;

· А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;

· Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;

· Д. Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».

Сентиментализм

Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.

Отличительные черты:

· раскрытие человеческой психологии;

· высшей ценностью провозглашается чувство;

· интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;

· идеализация действительности, субъективное изображение мира;

· идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;

· произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.

Представители сентиментализма

· С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;

· – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;

· – роман « страдания молодого Вертера».

Русская литература

· В. Жуковский – ранние стихи;

· Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;

· И. Богданович – поэма «Душенька»;

· А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм

Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.

Отличительные черты:

· необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;

· неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;

· стремление к идеалу, совершенству;

· сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;

· изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);

· контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

Представители романтизма

Западноевропейская литература

· Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;

· – драма «Эгмонт»;

· И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;

· Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;

· П. Мериме – новелла «Кармен»;

· В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;

· В. Скотт – исторический роман «Айвенго».

Русская литература


Литературно-художественные направления, течения и школы

Литература ренессанса

Отсчет нового времени начинается с эпохи ренессанса (renaissanse франц. возрождение) - так принято называть общественно-политическое и культурное движение, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем распространилось в других странах Европы и достигло расцвета к XV-XVI векам. Искусство Ренессанса противопоставляло себя церковному догматическому мировоззрению, объявив человека высшей ценностью, венцом творения. Человек свободен и призван осуществить в земной жизни таланты и способности, дарованные ему Богом и природой. Важнейшими ценностями провозглашались природа, любовь, красота, искусство. В эту эпоху возрождается интерес к античному наследию, создаются подлинные шедевры живописи, скульптуры, архитектуры, литературы. Работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Веласкеса составляют золотой фонд европейского искусства. Литература Возрождения наиболее полно выразила гуманистические идеалы эпохи. Лучшие ее достижения представлены в лирике Петрарки (Италия), книге новелл «Декамерон» Боккаччо (Италия), романе «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» Сервантеса (Испания), романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (Франция), драматургии Шекспира (Англия) и Лопе де Вега (Испания).
Последующее развитие литературы XVII-начала XIX веков связано с литературно-художественными направлениями классицизма, сентиментализма, романтизма.

Литература классицизма

Классицизм (classicus nam. образцовый) - художественное направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв. Родина классицизма - Франция эпохи абсолютной монархии, художественную идеологию которой выразило это направление.
Основные черты искусства классицизма:
- подражание античным образцам как идеалу подлинного искусства;
- провозглашение культа разума и неприятие необузданной игры страстей:
в конфликте долга и чувства всегда побеждает долг;
- строгое соблюдение литературных канонов (правил): деление жанров на высокие (трагедия, ода) и низкие (комедия, басня), соблюдение правила трех единств (времени, места и действия), рациональная ясность и гармоничность стиля, соразмерность композиции;
- дидактичность, назидательность произведений, которые проповедовали идеи гражданственности, патриотизма, служения монархии.
Ведущими представителями классицизма во Франции были трагики Корнель и Расин, баснописец Лафонтен, комедиограф Мольер, философ и писатель Вольтер. В Англии видный представитель классицизма - Джонатан Свифт, автор сатирического романа «Путешествие Гулливера».
В России классицизм зародился в XVIII веке, в эпоху важных для культуры преобразований. Реформы Петра I кардинальным образом повлияли на литературу. Она обретает светский характер, становится авторской, т.е. по-настоящему индивидуальным творчеством. Из Европы заимствуются многие жанры (поэма, трагедия, комедия, басня, позже роман). Это время становления системы русского стихосложения, театра и журналистики. Такие серьезные достижения стали возможными благодаря энергии и талантам русских просветителей, представителей русского классицизма: М. Ломоносова, Г. Державина, Д. Фонвизина, А. Сумарокова, И. Крылова и др.

Сентиментализм

Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - европейское литературное направление конца XVIII - начала XIX вв., провозгласившее чувство, а не разум (как классицисты) важнейшим свойством человеческой природы. Отсюда повышенный интерес к внутренней душевной жизни простого «естественного» человека. Всплеск чувствительности был реакцией и протестом на рационализм и строгость классицизма, ставившего эмоциональность вне закона. Однако расчет на разум как на решение всех социальных и нравственных проблем не оправдался, что предопределило кризис классицизма. Сентиментализм поэтизировал любовь, дружбу, семейные отношения, это по-настоящему демократичное искусство, поскольку значимость человека определялась отныне не его социальным статусом, а способностью сопереживать, ценить красоту природы, быть как можно ближе к естественным началам жизни. В произведениях сентименталистов часто воссоздавался мир идиллии - гармоничной и счастливой жизни любящих сердец на лоне природы. Герои сентиментальных романов часто проливают слезы, много и подробно говорят о своих переживаниях. Современному читателю все это может показаться наивным и неправдоподобным, однако безусловной заслугой искусства сентиментализма является художественное открытие важных законов внутренней жизни человека, защита его права на частную, интимную жизнь. Сентименталисты утверждали, что человек создан не для того лишь, чтобы служить государству и обществу, - он имеет неоспоримое право на личное счастье.
Родина сентиментализма - Англия, романы писателей Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие» и Самюэля Ричардсона «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандисона» ознаменуют появление нового литературного направления в Европе и станут для читателей, особенно для читательниц, предметом восхищения, а для писателей - образцом для подражания. Не менее известны произведения французского писателя Жан-Жака Руссо: роман «Новая Элоиза», художественная автобиография «Исповедь». В России самыми известными писателями-сентименталистами были Н. Карамзин - автор «Бедной Лизы», А. Радищев, написавший «Путешествие из Петербурга в Москву».

Романтизм

Романтизм (romantisme фр. в данном случае - все необычное, таинственное, фантастическое) - одно из очень влиятельных в мировом искусстве художественных направлений, которое сформировалось в конце XVIII - начале XIX века. Романтизм возникает из-за роста индивидуального начала в сентиментальном мире культуры, когда человек все больше осознавал свою уникальность, суверенность от окружающего мира. Романтики провозглашают абсолютную самоценность личности, они открыли для искусства сложный, противоречивый мир человеческой души. Романтизму свойственен интерес к сильным ярким чувствам, грандиозным страстям, ко всему необычному: к историческому прошлому, экзотике, национальному колориту культуры народов, не испорченных цивилизацией. Любимые жанры - новелла и поэма, которым присущи фантастические, гиперболизированные сюжетные ситуации, сложность композиции, неожиданность финала. Все внимание сосредоточено на переживаниях главного героя, необычная обстановка важна как фон, который позволяет раскрыться его мятущейся душе. Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, баллады - также заслуга романтиков.
Герой-романтик стремится к абсолютному идеалу, который ищет в природе, героическом прошлом, любви. Повседневность, реальный мир видятся ему скучными, прозаичными, несовершенными, т.е. абсолютно не соответствующими его романтическим представлениям. Отсюда возникает конфликт между мечтой и действительностью, высокими идеалами и пошлостью окружающей жизни. Герой романтических произведений одинок, не понят другими, а потому либо отправляется в странствие в прямом смысле слова, либо живет в мире воображения, фантазии, собственных идеальных представлений. Любое вторжение в его личное пространство вызывает глубокое уныние или чувство протеста.
Романтизм зарождается в Германии, в творчестве раннего Гёте (роман в письмах «Страдания юного Вертера»), Шиллера (драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»), Гофмана (повесть «Крошка Цахес», сказка «Щелкунчик и мышиный король»), братьев Гримм (сказки «Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты»). Крупнейшие представители английского романтизма - Байрон (поэма «Паломничество Чайльд Гарольда») и Шелли (драма «Освобожденный Прометей») - это поэты, увлеченные идеями политической борьбы, защиты угнетенных и обездоленных, отстаивания свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в разгар войны за независимость Греции. Следование байроновскому идеалу разочарованной личности с трагическим мироощущением получило название «байронизма» и превратилось у молодого поколения того времени в своеобразную моду, которой следовал, например, Евгений Онегин - герой романа А. Пушкина.
Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть XIX века и связан с именами В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, А. Одоевского, Е. Баратынского, Н. Гоголя, Ф. Тютчева. Своей вершины русский романтизм достиг в творчестве А.С. Пушкина, когда он находился в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, - одна из основных тем романтического Пушкина, этому посвящены его «южные» поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».
Еще одно блестящее достижение русского романтизма -раннее творчество М. Лермонтова. Лирический герой его поэзии - мятежник, бунтарь, который вступает в битву с судьбой. Яркий пример - поэма «Мцыри».
Цикл новелл «Вечера на хуторе близ Диканьки», который сделал Н. Гоголя знаменитым писателем, отличается интересом к фольклору, к таинственным, мистическим сюжетам. В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму.
Но традиции романтизма напоминают о себе и в дальнейшем, в том числе в литературе XX века, в литературном течении неоромантизма (нового романтизма). Его визитной карточкой станет повесть А. Грина «Алые паруса».

Реализм

Реализм (от лат. вещественный, действительный) - одно из самых значительных направлений в литературе XIX-XX веков, в основе которого лежит реалистический метод изображения действительности. Задача этого метода заключается в изображении жизни как она есть, в формах и образах, соответствующих действительности. Реализм стремится к познанию и раскрытию всего многообразия социальных, культурно-исторических, нравственно-психологических процессов и явлений с их особенностями и противоречиями. За автором признается право освещать любые стороны жизни без ограничения тем, сюжетов, художественных средств.
Реализм XIX века творчески заимствует и развивает достижения более ранних литературных направлений: у классицизма - интерес к социально-политической, гражданской проблематике; у сентиментализма - поэтизацию семьи, дружбы, природы, естественных начал жизни; у романтизма - углубленный психологизм, постижение внутренней жизни человека. Реализм показал тесное взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на судьбы людей, его интересует повседневная жизнь во всех ее проявлениях. Герой реалистического произведения - обычный человек, представитель своего времени и своей среды. Один из важнейших принципов реализма - изображение типичного героя в типичных обстоятельствах.
Русскому реализму присуща глубокая социально-философская проблематика, напряженный психологизм, непреходящий интерес к закономерностям внутренней жизни человека, миру семьи, дома, детства. Любимые жанры - роман, повесть. Расцвет реализма - вторая половина XIX века, что отразилось в творчестве русских и европейских классиков.

Модернизм

Модернизм (moderne фр. новейший) - литературное направление, сложившееся в Европе и России в начале XX века в результате пересмотра философских основ и творческих принципов реалистической литературы XIX века. Возникновение модернизма было реакцией на кризисное состояние эпохи рубежа XIX-XX веков, когда был провозглашен принцип переоценки ценностей.
Модернисты отказываются от реалистических способов объяснения окружающей действительности и человека в ней, обращаясь к сфере идеального, мистического как первопричине всего. Модернистов не интересует социально-политическая проблематика, главное для них - душа, эмоции, интуитивные прозрения личности. Призвание человека-творца - служить красоте, которая, по их мнению, в чистом виде существует только в искусстве.
Модернизм был внутренне неоднороден, включал в себя различные течения, поэтические школы и группы. В Европе это символизм, импрессионизм, литература «потока сознания», экспрессионизм.
В России начала XX веке модернизм ярко проявил себя в разных сферах искусства, с чем связан небывалый его расцвет, позже получивший название «Серебряного века» русской культуры. В литературе с модернизмом связаны поэтические течения символизма и акмеизма.

Символизм

Символизм зарождается во Франции, в поэзии Верлена, Рембо, Малларме, а затем проникает и в другие страны, в том числе и в Россию.
Русские символисты: И. Анненский Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов - поэты старшего поколения; А. Блок, А. Белый, С. Соловьев - так называемые «младосимволисты». Безусловно, самой значительной фигурой русского символизма был Александр Блок, по признанию многих, первый поэт той эпохи.
В основе символизма лежит идея «двоемирия», сформулированная древнегреческим философом Платоном. В соответствии с ней реальный, зримый мир считается лишь искаженным, вторичным отражением мира духовных сущностей.
Символ (symbolon греч., тайный, условный знак) - особый художественный образ, воплощающий отвлеченную идею, он неисчерпаем в своем содержании и позволяет интуитивно постичь скрытый от чувственного восприятия идеальный мир.
Символы использовались в культуре с древнейших времен: звезда, река, небо, огонь, свеча и т.п. - эти и подобные им образы всегда вызывали у человека представления о высоком и прекрасном. Однако в творчестве символистов символ обретал особый статус, поэтому их стихи отличались сложной образностью, зашифрованностью, порой чрезмерными. В итоге это приводит к кризису символизма, который к 1910 г. прекращает существование как литературное направление.
Наследниками символистов провозглашают себя акмеисты.

Акмеизм

Акмеизм (акте от греч., высшая степень чего-либо, стрела) возникает на основе кружка «Цех поэтов», куда входили Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий, Г. Иванов, Г. Адамович и др. Не отвергая духовной первоосновы мира и человеческой природы, акмеисты в то же время стремились заново открыть красоту и значимость реальной земной жизни. Основные идеи акмеизма в области творчества: логичность художественного замысла, стройность композиции, ясность и гармоничность художественного стиля. Важное место в системе ценностей акмеизма занимала культура - память человечества. В своем творчестве лучшие представители акмеизма: А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев - достигли значительных художественных высот и получили широкое признание публики. Дальнейшее существование и развитие акмеизма было насильственно прервано событиями революции и гражданской войны.

Авангардизм

Авангардизм (avantgarde фр. передовой отряд) - обобщенное название экспериментальных художественных течений, школ XX века, объединенных целью создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым. Наиболее известны из них футуризм, абстракционизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт, соц-арт и др.
Главная черта авангардизма - это отрицание культурно-исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск своих путей в искусстве. Если модернисты подчеркивали преемственность с культурной традицией, то авангардисты относились к ней нигилистически. Известен лозунг русских авангардистов: «Сбросим Пушкина с корабля современности!» В русской поэзии к авангардизму принадлежали различные группы футуристов.

Футуризм

Футуризм (futurum лат. будущее) возник в Италии как течение нового урбанистического, технократического искусства. В России это течение заявило о себе в 1910 г. и состояло из нескольких групп (эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга»). Футуристами себя считали В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, А. Крученых, братья Бурлюки и др. Футуристы претендовали на создание принципиально нового искусства будущего (они называли себя «будетлянами») и потому смело экспериментировали с формами стиха, изобретали новые слова («словоновшества»), свой «заумный» язык, не боялись быть грубыми и антиэстетичными. Это были настоящие анархисты и бунтари, постоянно эпатирующие (раздражающие) вкус публики, воспитанной на традиционных художественных ценностях. По сути своей программа футуризма носила разрушительный характер. По-настоящему оригинальными и интересными поэтами были В. Маяковский и В. Хлебников, обогатившие русскую поэзию своими художественными открытиями, но это было скорее не благодаря футуризму, а вопреки ему.

Вывод по вопросу:

Основные литературные направления

Подводя итог краткому обзору основных этапов развития европейской и русской литературы, главной его особенностью и основным вектором было стремление к разнообразию, обогащению возможностей творческого самовыражения человека. Словесное творчество во все века помогало человеку познавать окружающий мир и выражать свои представления о нем. Диапазон средств, которые для этого использовались, поражает воображение: от глиняной дощечки к рукописной книге, от изобретения массового книгопечатания до современных аудио-, видео-, компьютерных технологий.
Сегодня благодаря Интернету литература меняется и обретает совершенно новое свойство. Писателем может стать любой, у кого есть компьютер и доступ в сеть. На наших глазах появляется новый вид - сетевая литература, у которой есть свои читатели, свои знаменитости.
Этим пользуются миллионы людей на всей планете, выкладывая во всемирный доступ свои тексты и получая мгновенный отклик читателей. Наиболее популярные и востребованные национальные серверы Проза.ру и Стихи.ру - некоммерческие социально ориентированные проекты, миссия которых - «предоставить авторам возможность опубликовать свои произведения в сети интернет и найти читателей». По состоянию на 25 июня 2009 г. на портале Проза.ру 72 963 автора опубликовали 93 6776 произведений; на портале Стихи.ру 218 618 авторов опубликовали 7036319 произведений. Ежедневная аудитория этих сайтов составляет примерно 30 тысяч посещений. Разумеется, в основе своей это не литература, а скорее графоманство - болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству, но если среди сотен тысяч подобных текстов встречается несколько по-настоящему интересных и сильных, это все равно как в груде шлака старатели нашли бы слиток золота.

Понятие литературное направление возникло в связи с изучением литературного процесса и стало означать определенные грани и особенности литературы, а нередко и других видов искусств, на том или ином этапе их развития. В силу этого первый, хотя и не единственный признак литературного направления, – констатация определенного периода в развитии национальных или региональных литератур. Выступая показателем и свидетельством определенного периода в развитии искусства той или иной страны, литературное направление относится к явлениям конкретно-исторического плана. Будучи явлением международным, оно обладает вневременными, надысторическими качествами. Конкретно-историческое направление отражает специфические национально-исторические особенности, формирующиеся в разных странах, хотя и не в одно и то же время. Вместе с тем оно вбирает в себя и трансисторические типологические свойства литературы, среди которых очень часто оказываются метод, стиль, жанр.

К числу конкретно-исторических признаков литературного направления в первую очередь относится осознанная программность творчества, которая проявляется в создании эстетических манифестов, составляющих некую платформу для объединения писателей. Рассмотрение программ-манифестов и позволяет увидеть, какие именно качества являются доминирующими, базовыми и определяющими специфику того или иного литературного направления. Поэтому своеобразие направлений легче представить при обращении к конкретным примерам и фактам.

Начиная с середины XVI и на протяжении XVII в., т. е. на завершающем этапе Ренессанса, или Возрождения, в искусстве некоторых стран, особенно в Испании и Италии, а затем и в других странах обнаруживаются тенденции, которые уже тогда получили название барокко (порт. barrocco – жемчужина неправильной формы) и проявились более всего в стиле, т. е. в манере письма или живописного изображения. Доминирующие черты барочного стиля – витийственность, помпезность, декоративность, склонность к иносказательности, аллегоризму, сложная метафоричность, соединение комического и трагического, обилие стилистических украшений в художественной речи (в архитектуре этому соответствуют «излишества» в оформлении сооружений).

Все это было связано с определенным мироощущением и прежде всего с разочарованием в гуманистическом пафосе эпохи Возрождения, тяготением к иррациональности в восприятии жизни и появлении трагических настроений. Яркий представитель барокко в Испании – П. Кальдерон; в Германии – Г. Гриммельсхаузен; в России черты данного стиля проявились в поэзии С. Полоцкого, С. Медведева, К. Истомина. Элементы барокко прослеживаются и до, и после эпохи его расцвета. К программным барочным текстам можно отнести «Подзорную трубу Аристотеля» Э. Тезауро (1655), «Остромыслие, или Искусство изощренного ума» Б. Грасиана (1642). Основные жанры, к которым тяготели писатели, – пастораль в ее разных формах, трагикомедия, бурлеск и др.


В ХУ1 в. во Франции возник литературный кружок молодых поэтов, вдохновителями и вождями которых были Пьер де Ронсар и Жоашен дю Белле. Этот кружок стали называть Плеядой - по числу его членов (семь) и по названию созвездия из семи звезд. С образованием кружка обозначился один из важнейших признаков, свойственных будущим литературным направлениям, – создание манифеста, которым стало сочинение дю Белле «Защита и прославление французского языка» (1549). Совершенствование французской поэзии напрямую связывалось с обогащением родного языка – через подражание греческим и римским древним авторам, через освоение жанров оды, эпиграммы, элегии, сонета, эклоги, развитие иносказательного стиля. Подражание образцам рассматривалось как путь к расцвету национальной литературы. «Мы вырвались из стихии греков и сквозь римские эскадроны проникли в самое сердце столь желанной Франции! Вперед, французы!» – темпераментно заканчивал дю Белле свой опус. Плеяда была практически первым, не очень широким, литературным направлением, которое назвало себя школой (впоследствии так будут именовать себя и некоторые другие направления).

Еще более четко признаки литературного направления проявились на следующем этапе, когда возникает движение, названное позднее классицизмом (лат. classicus – образцовый). О его появлении в разных странах свидетельствовали, во-первых, определенные тенденции в самой литературе; во-вторых, стремление осознать их теоретически в разного рода статьях, трактатах, художественных и публицистических произведениях, которых с ХУ1 по ХVIII век появилось очень много. В их числе «Поэтика», созданная итальянским мыслителем, жившим во Франции, Юлием Цезарем Скалигером (на лат. яз., издана в 1561 г. после смерти автора), «Защита поэзии» английского поэта Ф. Сидни (1580), «Книга о немецкой поэзии» немецкого поэта-переводчика М. Опица (1624), «Опыт поэзии немцев» Ф. Готшеда (1730), «Поэтическое искусство» французского поэта и теоретика Н. Буало (1674), которое считается своего рода итоговым документом эпохи классицизма. Размышления о сути классицизма отразились в лекциях Ф. Прокоповича, которые он читал в Киево-Могилянской Академии, в «Риторике» М.В. Ломоносова (1747) и «Эпистоле о стихотворстве» А.П. Сумарокова (1748), представлявшей собой вольный перевод названной поэмы Буало.

Особенно активно проблемы данного направления обсуждались во Франции. Об их сути можно судить по той острой дискуссии, которую возбудил «Сид» П. Корнеля («Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» Корнеля» Ж. Шаплена, 1637). Автору пьесы, восхитившей зрителей, вменялось в вину и предпочтение грубой «правды» назидательному «правдоподобию», и прегрешения против «трех единств», и введение «лишних» персонажей (Инфанты).

Это направление было порождено эпохой, когда приобрели силу рационалистические тенденции, отразившиеся в знаменитом высказывании философа Декарта: «Я мыслю, значит я существую». Предпосылки данного направления в разных странах не во всем были одинаковы, но общее заключалось в появлении типа личности, поведение которой должно было согласовываться с требованиями разума, с умением подчинять страсти рассудку во имя нравственных ценностей, диктуемых временем, в данном случае, с общественно-историческими обстоятельствами эпохи укрепления государства и возглавлявшей его тогда королевской власти. «Но эти государственные интересы не вытекают здесь органически из условий жизни героев, не являются их внутренней потребностью, не диктуются их собственными интересами, чувствами и отношениями. Они выступают как норма, которая устанавливается для них кем-то, в сущности художником, который выстраивает поведение своих героев в соответствии со своим чисто рационалистическим пониманием государственного долга» (Волков, 189). В этом обнаруживается соответствующий данному периоду и мироощущению универсализм в толковании человека.

Своеобразие классицизма в самом искусстве и в суждениях его теоретиков проявилось в ориентации на авторитет античности и особенно на «Поэтику» Аристотеля и «Послание к Пизонам» Горация, в поисках своего подхода к соотношению литературы и действительности, правды и идеала, а также в обосновании трех единств в драматургии, в четком разграничении жанров и стилей. Наиболее значительным и авторитетным манифестом классицизма до сих пор считается «Поэтическое искусство» Буало – изысканная дидактическая поэма в четырех «песнях», написанная александрийским стихом, в которой изящно излагаются основные тезисы этого направления.

Из этих тезисов следует обратить особое внимание на следующие: предложение ориентироваться на природу, т. е. действительность, но не грубую, а таящую в себе определенную долю изящества; подчеркивание того, что искусство не должно просто повторять ее, а воплощать в художественные творения, в результате чего «кисть художника являет превращенье // предметов мерзостных в предметы восхищенья». Другой тезис, который предстает в разных вариациях, – это призыв к строгости, стройности, соразмерности в организации произведения, которые предопределяются, во-первых, наличием таланта, то есть способности быть настоящим поэтом («напрасно рифмоплет в художестве стиха достигнуть мнит высот»), а главное, умением четко мыслить и ясно выражать свои идеи («Любите мысль в стихах»; «Учитесь мыслить вы, затем уже писать. Идет за мыслью речь» и т. п.). Этим обусловлено стремление к более или менее четкому разграничению жанров и зависимости стиля от жанра. При этом достаточно тонко определяются такие лирические жанры, как идиллия, ода, сонет, эпиграмма, рондо, мадригал, баллада, сатира. Особое внимание уделяется «эпосу величавому» и драматическим жанрам – трагедии, комедии и водевилю.

В размышлениях Буало присутствуют тонкие наблюдения над интригой, сюжетом, пропорциями в соотношении действия и описательных деталей, а также весьма убедительное обоснование необходимости соблюдения в драматических произведениях единства места и времени, подкрепляемое всепроникающей мыслью о том, что искусность в построении любого произведения зависит от уважения к законам разума: «Что ясно понято, то ясно прозвучит».

Конечно, и в эпоху классицизма не все художники воспринимали буквально декларируемые правила, относясь к ним достаточно творчески, особенно такие, как Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Мильтон, а также Ломоносов, Княжнин, Сумароков. Кроме того, не все писатели и поэты XVII–XVIII вв. принадлежали к данному направлению – за его пределами оставались многие романисты того времени, тоже оставившие свой след в литературе, но имена их менее известны, чем имена знаменитых драматургов, особенно французских. Причина этого – в несоответствии жанровой сущности романа тем принципам, на которых базировалась доктрина классицизма: интерес к личности, характерный для романа, противоречил представлениям о человеке как носителе гражданского долга, руководствующемся некими высшими принципами и законами разума.

Итак, классицизм как конкретно-историческое явление в каждой из европейских стран имел свои особенности, но практически всюду это направление ассоциировалось с определенным методом, стилем и преобладанием тех или иных жанров.

Настоящей эпохой господства Разума и надежд на его спасительную силу стала эпоха Просвещения, которая хронологически совпала с XVIII столетием и ознаменовалась во Франции деятельностью Д. Дидро, Д"Аламбера и других авторов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751–1772), в Германии – Г.Э. Лессинга, в России – Н.И. Новикова, А.Н. Радищева и др. Просвещение, по мнению специалистов, «явление идеологическое, представляющее собой исторически закономерный этап в развитии общественной мысли и культуры, при этом идеология Просвещения не замкнута в пределах какого-то одного художественного направления» (Кочеткова, 25). В рамках просветительской литературы различают два направления. Одно из них, как уже отмечалось в разделе «Художественный метод», называют собственно просветительским, а второе – сентиментализмом. Логичнее, по мнению И.Ф. Волкова (Волков, 1995), первое назвать интеллектуальным (его наиболее значительные представители – Дж. Свифт, Г. Филдинг, Д. Дидро, Г.Э. Лессинг), а за вторым сохранить название сентиментализма. Это направление не имело такой разработанной программы, как классицизм; его эстетические принципы часто излагались в «беседах с читателями» в самих художественных произведениях. Оно представлено большим количеством художников, наиболее известны из них Л. Стерн, С. Ричардсон, Ж. – Ж. Руссо и отчасти Дидро, М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев.

Ключевое слово этого направления – чувствительность, чувствительный (англ. sentimental), что связано с трактовкой человеческой личности как отзывчивой, способной к состраданию, гуманной, доброй, обладающей высокими нравственными принципами. При этом культ чувства не означал отказа от завоеваний разума, но таил протест против чрезмерного господства разума. Таким образом, в истоках направления просматриваются идеи Просвещения и их своеобразная трактовка на данном этапе, то есть преимущественно во 2-й половине ХVIII – первом десятилетии XIX в.

Данный круг идей сказывается в изображении героев, наделенных богатым духовным миром, чувствительных, но способных управлять своими чувствами с тем, чтобы преодолеть или победить порок. Об авторах многих сентиментальных романов и созданных ими героях с легкой иронией писал Пушкин: «Свой слог на важный лад настроя, // Бывало, пламенный творец // Являл на своего героя // Как совершенства образец».

Сентиметализм, безусловно, наследует и классицизму. Вместе с тем ряд исследователей, особенно английских, называют этот период предромантизмом (преромантизмом), подчеркивая его роль в подготовке романтизма.

Преемственность может иметь разные формы. Она проявляется и в опоре на предшествующие идейно-эстетические принципы, и в полемике с ними. Особенно активной по отношению к классицизму оказалась полемика следующего поколения писателей, назвавших себя романтиками, а рождающееся направление – романтизмом, добавляя при этом: «истинным романтизмом». Xронологические рамки романтизма – первая треть XIX в.

Предпосылкой нового этапа в развитии литературы и искусства в целом явилось разочарование в идеалах Просвещения, в рационалистической концепции личности, свойственной той эпохе. Признание всесилия Разума сменяется углубленными философскими исканиями. Немецкая классическая философия (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и др.), явилась мощным стимулом новой концепции личности, в том числе личности художника-творца («гения»). Родиной романтизма стала Германия, где сформировались литературные школы: йенские романтики, активно развивавшие теорию нового направления (В.Г. Вакенродер, бр. Ф. и А. Шлегели, Л. Тик, Новалис – псевдоним Ф. фон Гарденберга); гейдельбергские романтики, проявившие огромный интерес к мифологии и фольклору. В Англии возникла романтическая озерная школа (У. Водсворт, С.Т. Колридж и др.), в России тоже шло активное осмысление новых принципов (А. Бестужев, О. Сомов и др.).

Непосредственно в литературе романтизм проявляется во внимании к личности как духовному существу, обладающему суверенным внутренним миром, независимым от условий существования и исторических обстоятельств. Независимость очень часто толкает личность к поискам условий, созвучных ее внутреннему миру, которые оказываются исключительными, экзотичными, подчеркивающими ее неординарность и одиночество в мире. Своеобразие такой личности и ее мироощущение точнее других определил В.Г. Белинский, назвавший такое качество романтикой (англ. romantic). Для Белинского это тип умонастроения, проявляющийся в порыве к лучшему, возвышенному, это «внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему, возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею… Романтизм – это вечная потребность духовной природы человека: ибо сердце составляет основу, коренную почву его существования». Белинский же подметил, что типы романтиков могут быть разными: В.А. Жуковский и К.Ф. Рылеев, Ф.Р. Шатобриан и Гюго.

Для обозначения различных, а подчас противоположных видов романтики часто используется термин течение. Течения внутри романтического направления в разное время получали неодинаковые наименования, наиболее продуктивными можно считать романтизм гражданской (Байрон, Рылеев, Пушкин) и религиозно-этической ориентации (Шатобриан, Жуковский).

Идеологический спор с Просвещением дополнился у романтиков эстетической полемикой с программой и установками классицизма. Во Франции, где традиции классицизма были наиболее прочными, формированию романтизма сопутствовала бурная полемика с эпигонами классицизма; вождем французских романтиков стал Виктор Гюго. Широкий резонанс получили «Предисловие к драме «Кромвель»» Гюго (1827), а также «Расин и Шекспир» Стендаля (1823–1925), эссе Ж. де Сталь «О Германии» (1810) и др.

В этих работах вырисовывается целая программа творчества: призыв правдиво отражать «природу», сотканную из противоречий и контрастов, в частности, смело соединять прекрасное и безобразное (такое сочетание Гюго называл гротеском), трагическое и комическое, следуя примеру Шекспира, обнажать противоречивость, двойственность человека («и люди и события… бывают то смешными, то страшными, иногда и смешными и страшными одновременно»). В романтической эстетике зарождается исторический подход к искусству (что проявилось в рождении жанра исторического романа), подчеркивается ценность национального своеобразия как фольклора, так и литературы (отсюда требование «местного колорита» в произведении).

В поисках генеалогии романтизма Стендаль считает возможным назвать романтиками Софокла, Шекспира и даже Расина, очевидно, стихийно опираясь на мысль о существовании романтики как определенного типа умонастроения, что возможно и за пределами собственно романтического направления. Эстетика романтизма – гимн свободе творчества, оригинальности гения, в силу чего «подражание» кому бы то ни было сурово осуждается. Особым объектом критики оказывается для теоретиков романтизма всякого рода регламентация, свойственная программам классицизма (в том числе правила единства места и времени в драматических произведениях), романтики требуют свободы жанров в лирике, призывают к использованию фантастики, иронии, они признают жанр романа, поэмы со свободной и неупорядоченной композицией и т. д. «Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам. Собьем старую штукатурку, скрывающую фасад искусства! Нет ни правил, ни образцов; или вернее, нет иных правил, кроме общих законов природы, господствующих над всем искусством», – так писал Гюго в «Предисловии к драме «Кромвель»».

Завершая краткие размышления о романтизме как направлении, следует подчеркнуть, что романтизм ассоциируется с романтикой как типом умонастроения, который может возникать и в жизни, и в литературе в разные эпохи, со стилем определенного типа и с методом нормативного, универсалистского плана.

В недрах романтизма и параллельно с ним вызревали принципы нового направления, которое получит название реализма. К ранним реалистическим произведениям относятся «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, во Франции – романы Стендаля, О. Бальзака, Г. Флобера, в Англии – Ч. Диккенса и У. Теккерея.

Термин реализм (лат. realis – вещественный, действительный) во Франции был использован в 1850 г. писателем Шанфлери (псевдоним Ж. Юссона) в связи с полемикой о живописи Г. Курбе, в 1857 г. вышла его книга «Реализм» (1857). В России термин использовал, характеризуя «натуральную школу», П.В. Анненков, выступивший в 1849 г. в «Современнике» с «Заметками о русской литературе 1848 года». Слово реализм стало обозначением общеевропейского литературного направления. Во Франции, по мнению известного американского критика Рене Уэллека, его предшественниками считали Мериме, Бальзака, Стендаля, а представителями – Флобера, молодого А. Дюма и братьев Э. и Ж. Гонкуров, хотя сам Флобер не считал себя принадлежащим к этой школе. В Англии о реалистическом движении стали говорить в 80-е годы, но термин «реализм» применялся и ранее, например относительно Теккерея и других писателей. Аналогичная ситуация сложилась в США. В Германии, по наблюдениям Уэллека, не возникло осознанного реалистического движения, но термин был известен (Уэллек, 1961). В Италии термин встречается в работах историка итальянской литературы Ф. де Санктиса.

В России в работах Белинского появился термин «реальная поэзия», воспринятый от Ф. Шиллера, а с середины 1840-х годов вошло в обиход понятие натуральная школа, «отцом» которой критик считал Н.В. Гоголя. Как уже отмечено, в 1849 г. Анненков использовал новый термин. Реализм стал названием литературного направления, сущностью и ядром которого был реалистический метод, объединявший произведения самых разных по мировоззрению писателей.

Программа направления во многом была разработана Белинским в его статьях сороковых годов, где он замечал, что художники эпохи классицизма, изображая героев, не обращали внимания на их воспитание, отношение к обществу и подчеркивал, что человек, живущий в обществе, зависит от него и в образе мыслей, и в образе своего действования. Современные писатели, по его словам, уже стараются вникать в причины, отчего человек «таков или не таков». Эта программа была признана большинством русских писателей.

К настоящему времени накопилась огромная литература, посвященная обоснованию реализма как метода и как направления в его огромных познавательных возможностях, внутренних противоречиях и типологии. Наиболее показательные определения реализма были приведены в разделе «Художественный метод». Реализм XIX в. в советском литературоведении ретроспективно был назван критическим (определение подчеркивало ограниченные возможности метода и направления в изображении перспектив общественного развития, элементы утопизма в мировоззрении писателей). Как направление он просуществовал до конца века, хотя сам реалистический метод продолжал жить дальше.

Конец XIX в. ознаменовался формированием нового литературного направления – символизма (от гр. symbolon – знак, опознавательная примета). В современном литературоведении символизм рассматривается как начало модернизма (от франц. moderne – новейший, современный) – мощного философско-эстетического движения XX в., активно противопоставлявшего себя реализму. «Модернизм рождался из осознания кризиса старых форм культуры – из разочарований в возможностях науки, рационалистических знаний и разума, из кризиса христианской веры <…>. Но модернизм оказывался не только следствием «болезни», кризиса культуры, но и проявлением неистребимой внутренней ее потребности к самовозрождению, толкающей к поиску спасения, новых способов существования культуры» (Колобаева, 4).

Символизм называют и направлением, и школой. Признаки символизма как школы обозначились в Западной Европе в 1860-1870-е годы (Ст. Малларме, П. Верлен, П. Рембо, М. Метерлинк, Э. Верхарн и др.). В России эта школа складывается примерно с середины 1890-х годов. Выделяют два этапа: 90-е годы – «старшие символисты» (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А. Волынский и др.) и 900-е годы – «младшие символисты» (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Среди важных программных текстов: лекция-брошюра Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), статьи В. Брюсова «Об искусстве» (1900) и «Ключи тайн» (1904), сборник А. Волынского «Борьба за идеализм» (1900), книги А. Белого «Символизм», «Луг зеленый» (обе – 1910), работа Вяч. Иванова «Две стихии в современном символизме» (1908) и др. Впервые тезисы символистской программы изложены в названной работе Мережковского. В 1910-е годы заявили о себе сразу несколько литературных групп модернистской ориентации, которые тоже считаются направлениями или школами, – акмеизм, футуризм, имажинизм, экспрессионизм и некоторые другие.

В 20-е годы в советской России возникли многочисленные литературные группировки: Пролеткульт, «Кузница», «Серапионовы братья», ЛЕФ (Левый фронт искусств), «Перевал», Литературный центр конструктивистов, ассоциации крестьянских, пролетарских писателей, в конце 20-х годов реорганизовавшиеся в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей).

РАПП была самым крупным объединением тех лет, выдвинувшим многих теоретиков, среди которых особая роль принадлежала А.А. Фадееву.

В конце 1932 г. все литературные группы согласно Постановлению ЦК ВКП(б) были расформированы, и в 1934 г., после Первого Съезда советских писателей, образован Союз советских писателей с детально разработанной программой и уставом. Центральным пунктом этой программы было определение нового художественного метода – социалистического реализма. Перед историками литературы стоит задача всестороннего и объективного анализа литературы, развивавшейся под лозунгом социалистического реализма: ведь она очень разнообразна и разнокачественна, многие произведения получили широкое признание в мире (М. Горький, В. Маяковский, М. Шолохов, Л. Леонов и др.). В те же годы были созданы произведения, которые «не отвечали» требованиям данного направления и потому не публиковались – позднее их назвали «задержанной литературой» (А. Платонов, Е. Замятин, М. Булгаков и др.).

О том, что пришло и пришло ли на смену социалистическому реализму и реализму вообще говорится выше, в разделе «Художественный метод».

Научное описание и подробный анализ литературных направлений – задача специальных историко-литературных исследований. В данном случае необходимо было обосновать принципы их формирования, а также показать их преемственную связь друг с другом – даже в тех случаях, когда эта преемственность приобретает форму полемики и критики предшествующего направления.

Литература

Абишева С.Д. Семантика и структура лирических жанров в русской поэзии второй половины XX в. // Литературные жанры: теоретические и историко-литературные аспекты изучения. М., 2008.

Андреев М.Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983.

Аникст АА. Теория драмы на Западе в первой половине XIX в. М., 1980.

Аристотель. Поэтика. М., 1959.

Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека // Бессознательное. Новочеркасск, 1994.

Бабаев Э.Г. Из истории русского романа. М., 1984.

Барт Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бахтин М.М. Проблема текста // М.М. Бахтин. Собр. соч. Т. 5. М., 1996.

Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996.

Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. Т. 1–2, М., 1986.

Березин Ф.В. Психическая и психофизиологическая интеграция // Бессознательное. Новочеркасск, 1994.

Борев Ю.Б. Литература и литературная теория XX в. Перспективы нового столетия // Теоретико-литературные итоги XX в. М., 2003.

Борев Ю.Б. Теоретическая история литературы // Теория литературы. Литературный процесс. М., 2001.

Бочаров С.Г. Xарактеры и обстоятельства // Теория литературы. М., 1962.

Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М., 1963.

Бройтман С.Н. Лирика в историческом освещении // Теория литературы. Роды и жанры. М., 2003.

Введение в литературоведение: Xрестоматия / Под ред. П.А. Николаева, А.Я.

Эсалнек. М., 2006.

Веселовский А.Н. Избранные работы. Л., 1939.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.

Волкова Е.В. Трагический парадокс Варлама Шаламова. М., 1998.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

Гадамер Г. – Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1993.

Гачев Г.Д. Развитие образного сознания в литературе // Теория литературы. М., 1962.

Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1–3. М., 1968–1971.

Гей Н.К. Образ и художественная правда // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1962.

Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.

Гинзбург Л. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПБ., 2002.

Голубков М.М. История русской литературной критики ХХ в. М., 2008.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

Долотова Л. И.С. Тургенев // Развитие реализма в русской литературе. Т. 2. М., 1973.

Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное // Коммунист. 1980. № 11.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. С. 177–190.

Женетт Ж. Работы по поэтике. Т. 1, 2. М., 1998.

Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.

Западное литературоведение ХХ в.: Энциклопедия. М., 2004.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

Кираи Д. Достоевский и некоторые вопросы эстетики романа // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 1. М., 1974.

Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX– ХХ вв. М., 1994.

Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000. Компаньон А. Демон теории. М., 2001.

Косиков Г.К. Структурная поэтика сюжетосложения во Франции // Зарубежное литературоведение 70-х годов. М., 1984.

Косиков Г.К. Способы повествования в романе // Литературные направления и стили. М., 1976. С. 67.

Косиков Г.К. К теории романа // Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб.,1994.

Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. М., 2004.

Кузнецов М.М. Советский роман. М., 1963.

Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

Леви-СтроссК. Первобытное мышление. М., 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Кн. 1. М., 1992.

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М., 1976.

Местергази Е.Г. Документальное начало в литературе ХХ в. М., 2006.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории литературы. М., 1994.

Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996. Наука о литературе в ХХ в. История, методология, литературный процесс. М., 2001.

Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М., 1982.

Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства. Т. 1. М., 1978.

Плеханова И.И. Преображение трагического. Иркутск, 2001.

Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.

Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970.

Поспелов Г.Н. Лирика среди родов литературы. М., 1976.

Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972

Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.; Л., 1958.

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008.

Ревякина А.А. К истории понятия «социалистический реализм» // Наука о литературе в ХХ веке. М., 2001.

Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М., 1977.

Руднева Е.Г. Идейное утверждение и отрицание в художественном произведении. М., 1982.

Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М., 2003.

Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ в. М., 2003.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

Современное зарубежное литературоведение // Энциклопедический справочник. М., 1996.

Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы конца ХVIII – начала XIX в. М., 1955.

Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.

Тамарченко Н.Д. Литература как продукт деятельности: теоретическая поэтика // Теория литературы. Т. 1. М., 2004.

Тамарченко Н.Д. Проблема рода и жанра в поэтике Гегеля. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ в. // Теория литературы. Роды и жанры. М., 2003.

Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1962, 1964, 1965.

Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

Тодоров Ц. Теории символов. М., 1999.

Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М.; Екатеринбург, 2001. Тэн И. Философия искусства. М., 1994.

Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.

Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.

Тюпа В.И. Типы эстетического завершения // Теория литературы. Т. 1. М., 2004.

Успенский БА. Поэтика композиции // Семиотика искусства. М., 1995.

Уэллек – Wellek R. The Concept of Realism || Neophilologus/ 1961. № 1.

Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности // Бессознательное. Новочеркасск, 1994.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.

Хализев В.Е. Модернизм и традиции классического реализма // В традициях историзма. М., 2005.

Цурганова Е.А. Литературное произведение как предмет современной зарубежной науки о литературе // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 2006.

Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982.

Черноиваненко Е.М. Литературный процесс в историко-культурном контексте. Одесса, 1997.

Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

Шмид В. Нарратология. М., 2008.

Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.

Эсалнек А.Я. Архетип. // Введение в литературоведение. М., 1999, 2004.

Эсалнек А.Я. Анализ романного текста. М., 2004.

Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев, 1994.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.