Кредитному рынку, как и всем финансовым рынкам, характерна процикличность, в связи с чем во время его спада возникают проблемные кредиты. Банковское кредитование развивается вместе с производством, ростом его масштабов и ростом товарооборота, так как является неотъемлемой частью всех материальных процессов, что вызывает потребность в дополнительных источниках финансирования. Таким образом, кредит считается объективным источником финансовых ресурсов. Банковская деятельность неразрывно связана с различного рода рисками: кредитным, рыночным, операционным, ликвидности и другими, наступающие при работе банка с клиентами. Вероятность невозврата выданных банком кредитов - кредитный риск - является наиболее вредоносным для деятельности банковских учреждений. Чаще всего он проявляется в виде дефолта или отказа клиента выплачивать свои обязательства банку, следствием чего является просрочка выплаты тела кредита и процентов по нему, а также не возврат кредита. Управление кредитными рисками банком является одним из основных в банковском менеджменте.

Банкротство кредитных учреждений в основном связано с плохой и неграмотной политикой банка - формирование и управление кредитным портфелем. Можно отметить, что кредитование является основой жизнедеятельности кредитной организации, основным источником дохода и существования банка, и если банк не будет тщательно изучать кредитное дело клиента (если оно есть), предоставленную документацию, не проведет качественный и полный анализ финансового состояния заемщика, стабильности его доходов, не будет проводить постоянный мониторинг своевременных ежемесячных выплат по основному долгу и уплаты процентов за пользование заемными средствами, то банковское учреждение будет вынуждено проводить ряд мер с целью получения не уплаченных в срок средств, чтобы не понести убытки или не обанкротиться. Банковский сектор является одним из столпов, на котором держится экономика страны. Само понятие кредит - достаточно широко, и предполагает разные формы кредитных отношений. Кредит формирует источники денежных средств банка, и представляет одну из форм их вложения. Кредит выдаваемый банком - форма финансовых услуг. Данная услуга учитывает потребности заемщика и условия получения кредита. Можно выделить два направления.

  • 1. Прямое банковское кредитование (кредитные отношения предприятия с банком).
  • 2. Банковское кредитование косвенное (кредитные отношения между

предприятиями и банком в поисках способа досрочного получения

средств - вексель).

Кредит является основным инструментом в работе любого коммерческого банка. Одни из основных разновидностей видов кредита: розничное и ипотечное кредитование. Они являются самыми распространенными банковскими продуктами. Показателем качества выданного кредита является, как хорошо он будет обслуживаться. Погашение для банка задолженности заемщиком производится только по графику кредитного договора. Заемщик должен соблюдать выполнение кредитного договора и графика погашения по нему. Если заемщик соблюдает условия договора, то по нему (заемщику) не формируется просроченная задолженность. В данном случае кредиту присваивается первая категория качества. Заемщик может перестать соблюдать требования по договору, и у него может возникнуть просроченная задолженность, совсем перестать гасить задолженность перед банком, на основании чего заемщик получает статус недобросовестного заемщика, а банк кредиту понижает категорию качества. Появление кредитов с просроченной задолженностью нежелательно для банка. Выдача кредита банками производится с депозитных средств, которые привлекаются от клиентов банка. По привлеченным на депозиты денежным средствам, согласно законодательству, банк несет ответственность перед клиентами. Наличие просроченной задолженности по кредитам у банков строго контролируется регулятором. Согласно законодательству банк обязан при появлении просроченной задолженности по выданному кредиту сформировать резерв. Банк ежедневно отчитывается регулятору о наличии просроченной задолженности по выданным кредитам и сформированных резервах по ним.

У банков в последние годы выросли объемы по просроченной задолженности. Коллекторские агентства работают с данной просроченной задолженностью (договоры цессии). По обзору рынка цессии «Секвойя Кредит Консолидейшн» банковская просроченная задолженность по итогам 2015 г. выросла на 62,96% по сравнению с 2014 г. и достигла 440 млрд руб., изменилась структура портфеля за счет появления ипотечных долгов. Стоит отметить, что это рекордный рост за всю историю развития рынка уступки прав требований. Так, объем сделок (рис. 4.11) за 2009 г. не превысил 38 млрд руб., 2010 г. - 63 млрд руб., 2011 г. - 88 млрд руб., 2012 г. - 130 млрд руб., 2013 г. - 180 млрд руб., 2014 г. - 270 млрд руб.

Рис. 4.11.

Президент «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева: «По итогам 2015 г. рынок цессии показал рекордный рост, в будущем он продолжит расти, однако темпы будут несколько ниже - по предварительным прогнозам, к концу 2016 г. он вырастет на 35%, в 2017 г. - на 25%. Однако даже при подобном «снижении» сегодня это один из самых динамично растущих сегментов финансового рынка. Кроме того, положительной тенденцией станет существенное сокращение доли незакрытых сделок в 2016 г.».

По данной информации, видно, что проблема просроченной задолженности для банков является и остается актуальной. Наличие просроченной задолженности в кредитном портфеле, плохо отражается на состоянии банка. При наличии большой просроченной задолженности у банка может быть отозвана лицензия и он прекратит свое существование.

Многие банки сталкиваются с вопросами неплатежей по кредитам, в связи с чем у банков возникают проблемные активы, поэтому менеджеры этих банков обращаются к таким инструментам, как реструктуризация кредитов. Массовая реструктуризация кредитов без согласования с клиентами банка и учета их финансовых возможностей по соблюдению новых условий погашения кредитов не улучшает качество кредитного портфеля банка. Она позволяет только отсрочку по отражению просроченной задолженности на балансе банка. Возникает повторное нарушение графика ежемесячных платежей по кредиту.

Еще одно из направлений работы банков с проблемной задолженностью - это совместная работа кредитных подразделений с коллекторскими агентствами. Основные методы работы с коллекторскими агентствами: аутсорсинг и уступка прав требования долга (цессия). В законодательстве РФ определение (понятие) «аутсорсинг» отсутствует. Данные правоотношения регулируются гражданско-правовыми договорами. Предоставление коллекторских услуг по агентскому договору - это заключение банком договора с колекторским агентством. По агентскому договору по поручению банка коллекторские агентства работают с должниками по просроченной задолженности. Эффективная работа коллекторского агентства (компании) зависит от самой компании (штат, техническое оснащение, методы работы, квалификация и опыт сотрудников), качества кредитного портфеля, которое передается на агентское обслуживание.

В последнее время в России используется продажа проблемных долгов третьим лицам. Это отражено в главе 24 Гражданского кодекса РФ «Перемена лиц в обязательстве». Банки выставляют на продажу свои кредитные портфели, которые передаются по договору цессии, где срок задолженности от 180 дней. Отсюда можно сделать вывод, что банки стали активнее применять процедуру взыскания долгов с помощью коллекторских агентств.

В России распространен метод продажи банками кредитных портфелей факторинговым агентствам (компаниям). Данные компании в дальнейшем могут передать их для взыскания коллекторским агентствам. Здесь можно отметить, что факторинг может являться как краткосрочная кредитная сделка и одновременно комиссионная сделка. Факторинг по сравнению с коллекторскими агентствами имеет больше возможностей.

Одним из методов по оздоровлению банковского сектора, которое применяется в мировой экономике, - создание «плохих» банков. Вопрос о создании банка проблемных активов в России встает постоянно. Существуют проблемы в создании подобного банка.

  • 1. Трудности с ценой, по которой банк приобретал (покупал) у кредитных организаций их проблемные активы.
  • 2. Передача банком проблемной задолженности на баланс специального банка. После чего банк продолжает свою деятельность. На основании этого государство оплачивает неправильную (ошибочную) политику владельцев и руководства банка.

Создание банка проблемных активов или «плохих» банков может привести к коррупционным действиям банкиров, их должников и чиновников.

Сделав анализ по работе банка с проблемной задолженностью, можно выделить преимущества и недостатки по применяемым методам работы с проблемными кредитами:

I. Работа банка по самостоятельному возвращению проблемной задолженности.

Преимущества

1. Списание безнадежных кредитов к взысканию.

Недостатки

  • 1. Расходы денежных средств банка. Расходы времени на штатных сотрудников банка при отсутствии гарантии возвращения денежных средств.
  • 2. Формирование 51-100% резерва на возможные потери по ссуде.
  • 3. Влияние проблемной задолженности на качественные характеристики кредитного портфеля банка.

III. Уступка права требования долга. Передача кредитного портфеля ПИФу.

Преимущества

  • 1. Отсутствие затрат денежных средств. Не затрачивается время на работу с проблемной просроченной задолженностью. Банк сосредоточивается на прибыльных операциях.
  • 2. С банка снимается ответственность за возвращение просроченной задолженности. Банк избегает конфликта с должником.
  • 3. За счет передачи права требования третьим лицам улучшается качество кредитного портфеля у банка.
  • 4. При передаче долгов ПИФам происходит оптимизация налогообложения.

Недостатки

1. Потеря части кредитного портфеля за счет продажи его с дисконтом.

IV. Сп исание безнадежных кредитов к взысканию.

Преимущество

  • 1. Отсутствуют затраты и не тратится время на работу с проблемной задолженностью. Банк сосредоточивается на прибыльных операциях.
  • 2. За счет списания проблемной задолженности банком у него улучшается качество кредитного портфеля.

Недостатки

  • 1. Формирование банком 100%-ных резервов на возможные потери.
  • 2. Затраты на уплату налогов. Для заемщика списанный кредит - это доход. В данном случае банк выступает как налоговый агент. Он должен списать с этой суммы налог на доходы физических лиц и заплатить налог на прибыль (из суммы высвободившихся резервов).

После проведенного анализа можно сделать вывод, что наиболее

распространенными в настоящее время методами являются:

  • 1) управление проблемной задолженностью самостоятельно;
  • 2) продажа коллекторским и факторинговым агентствам (компаниям)

кредитных портфелей, в том числе связанным.

На практике банки применяют два метода:

1. Банки самостоятельно работают с проблемной задолженностью на

ранних стадиях.

2. На поздних стадиях банки передают проблемную задолженность коллекторским агентствам или продают.

В настоящее банками пересматривают свою кредитную политику в пользу реализации (продажи) своих кредитных портфелей с просроченной задолженностью. Банки могут переуступать свою просроченную задолженность по кредиту по физическим лицам другим физическим лицам. Также банки могут использовать такой метод как, участие банка в бизнесе проблемного заемщика. Одним из популярных методов менеджмента проблемных долгов - реструктуризация просроченной задолженности, реализация проблемного долга.

  • Подписание с коллекторским агентством (компанией) соглашенияотносительно агентского обслуживания кредитного портфеля. Преимущества 1. Отсутствуют временные затраты на работу с проблемной задолженностью, что позволяет банку переключиться на прибыльныеоперации. 2. Финансовые расходы на возвращение проблемной задолженности появляются только в случае возврата проблемной задолженности. Недостатки 1. Расходы на уплату комиссионных услуг коллекторскому агентствузависят от объема возвращенной просроченной задолженности.

Понятие «проблемный кредит». Проблемные кредиты - это так называемые нестандартные, сомнительные и безнадежные ссуды, т.е. все, кроме текущих ссуд, определяемых как ссуды непросроченные (независимо от обеспечения), а также ссуды, имеющие весьма кратковременную просроченную задолженность (до 5 дней включительно) по основному долгу и выплате ссудных процентов, а также лишь однажды переоформленные без изменений условий кредитного соглашения.

Между тем просроченный кредит нельзя назвать проблемным в подлинном его значении, ибо кратковременный невозврат в целом ряде случаев не может свидетельствовать о подлинной опасности невозвращения ссуды. Верно, однако, и то, что отсутствие просроченного платежа по погашению ссуды не является гарантией ее надежности, непросроченная в данный момент ссуда может в будущем перейти в разряд безнадежных долгов.

Тем не менее, нарушение принципов кредитования - это серьезный сигнал для банка, определенная загадка, которую ему следует решить в ходе организации процесса кредитования.

Проблемный кредит - это такой кредит, по которому у банка возникли сомнения в отношении его субъекта, объекта и обеспечения.

Известный американский специалист в области банковского менеджмента Питер С. Роуз полагает, что перевод отдельных кредитов в категорию проблемных «означает, что заемщик не произвел один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту снизилась».

Потери от проблемных кредитов выражаются не только в прямых убытках от невозврата ссуд и неуплаты ссудных процентов. Ущерб, связанный с проблемными кредитами, может быть более ощутим, если учесть, что их возникновение:

«замораживает» средства банка в непродуктивных активах;

Приводит к подрыву репутации кредитного учреждения, доверия вкладчиков и инвесторов;

Увеличивает административные расходы банка, ибо на практике требует особого внимания и дополнительного контроля со стороны кредитных подразделений;

Повышает угрозу оттока из банка квалифицированных кадров вследствие снижения их материального стимулирования из-за падения прибыльности кредитных операций.

Факторы образования проблемных кредитов. Разумеется, о проблемных кредитах следует говорить лишь в отношении уже выданных ссуд. Причины их образования могут быть самыми разнообразными. Некоторые из них могут быть связаны с работой клиента, другие - с деятельностью банка; часть факторов может носить объективный характер, часть - зависеть от субъекта.

Факторы образования проблемных кредитов, зависящие от заемщика, чаще всего связаны с плохим руководством предприятием. Неэффективность работы заемщика может быть также вызвана ухудшением качества его продукции, вытеснением ее с рынка, слабым контролем предприятия за финансами и, как следствие, рост дебиторской задолженности, накладных расходов и т.п.

К факторам образования проблемных кредитов, не зависящих от заемщика, чаще всего относятся непредвиденные политические и экономические события, изменение законодательства, общее ухудшение экономической ситуации, невозможность быстрой перестройки производства продукции в связи с определенным технологическим прорывом, стихийные бедствия и т.д.

Причины, связанные с деятельностью банка, также разнообразны. К не зависящим от банка причинам следует также отнести резкое ухудшение экономической ситуации, когда невозврат банковских ссуд стал общим явлением (таковы, например, события августа 1998 г.). Разумеется, неблагоприятное воздействие на банк могут оказать стихийные бедствия и т.д.

Причины, зависящие от банка, связаны с различными нарушениями кредитного процесса. Это может быть:

Предоставление кредита не на основе экономического обоснования, а исходя из дружеских расположений к заемщику;

Слабый или непрофессиональный анализ кредитной заявки;

Плохое структурирование кредита с позиции риска как следствие поверхностного представления о специфических отраслевых особенностях предприятия, его подлинных потребностях;

Недостаток обеспечения кредита, например, вследствие завышенной оценки залога;

Неправильное документальное оформление кредита, например отсутствие в кредитном договоре оговорок (условий), защищающих интересы банка-кредитора;

Плохой контроль за работой заемщика в период пользования ссудой и др.

Все эти и другие причины так или иначе приводят к нарушению процесса кредитования, подрывают устойчивость как заемщика, так и банка-кредитора. Разумеется, последствия возникают не сразу. «Вызревая», они подают сигналы своего отрицательного воздействия на кругооборот капитала. Это могут быть сигналы, отражающие финансовое состояние заемщика, его производственную деятельность, организацию кредитования, свидетельствующие о:

Наличии просроченной задолженности по платежам в бюджет; неустойчивом спросе на готовую продукцию предприятия-заемщика;

Нарушении сроков представления в банк финансовых и первичных документов;

Серьезных недостатках в бухгалтерском учете;

Отклонении фактических показателей хозяйственно-финансовой деятельности заемщика от плановых;

Невыполнении более чем на 5% плана по реализации продукции;

Низком качестве обеспечения кредита;

Использовании выручки от продажи основных фондов производственного характера в качестве разового источника возврата кредита;

Недостатке оборотного капитала заемщика;

Кратковременных задержках погашения кредита и платы за его использование;

Частых просьбах о пролонгации кредита.

Банк также должен обратить внимание на такие явления в финансово-хозяйственной деятельности заемщика, как:

Резкое увеличение дебиторской задолженности;

Замедление оборачиваемости товарно-материальных ценностей;

Снижение удельного веса краткосрочных активов;

Снижение коэффициента ликвидности;

Уменьшение объема реализации товаров;

Увеличение просроченных платежей (в том числе кредиторской задолженности);

Возникновение убытков от операционной деятельности;

Систематическое превышение кредитной линии;

Слабая диверсификация круга поставщиков и покупателей.

В зарубежной практике выделяют ряд показателей, которые используются для оценки возможного банкротства заемщика. Применительно к российской специфике предпринимательства можно использовать следующую двухуровневую систему показателей.

В первую группу входят показатели, которые свидетельствуют о возможных в обозримом будущем серьезных финансовых затруднениях заемщика, приближающих его к банкротству. Среди них:

Повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;

Превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;

Чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;

Устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;

Хроническая нехватка оборотных средств;

Устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;

Неправильная реинвестиционная политика;

Превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;

Хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов);

Высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности;

Наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов;

Ухудшение отношений с учреждениями банковской системы;

Использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;

Применение в производственном процессе оборудования с истекшими сроками эксплуатации;

Потенциальные потери долгосрочных контрактов;

Неблагоприятные изменения в портфеле заказов.

Ко второй группе показателей относят такие, неблагоприятные значения которых можно рассматривать как критические. Вместе с тем эти показатели указывают, что при определенных условиях или при непринятии действенных мер положение заемщика может резко ухудшиться. K числу таких показателей можно отнести:

Потерю ключевых сотрудников аппарата управления;

Вынужденную остановку, а также нарушения производственнотехнологического процесса;

Недостаточную диверсификацию деятельности предприятия, т.е. чрезмерную зависимость финансовых результатов от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида активов и др.;

Излишнюю ставку на прогнозируемую успешность и прибыльность нового проекта;

Участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом;

Потерю ключевых контрагентов;

Недооценку технического и технологического обновления предприятия;

Неэффективные долгосрочные соглашения;

Политический риск, связанный с предприятием в целом или его ключевыми подразделениями;

Ухудшение структуры активов.

Превентивные меры банков. Своевременное реагирование на сигналы раннего проявления зарождающихся финансовых трудностей позволяет банку принять превентивные меры к улучшению ситуации и защите интересов банка. Эти меры необходимо принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут неизбежными.

Что же должен предпринять банк, заметив сигналы раннего проявления кризисной ситуации?

Прежде всего, работники банка должны произвести более глубокий анализ заемщика, выявить конкретные причины, которые привели к ухудшению положения. Важно при этом выяснить позицию ссудополучателя: хочет ли он возвращать долги, можно ли ему доверять, способен ли он восстановить статус-кво, добившись желаемой прибыли? Вне зависимости от того, решил ли банк сохранить свои отношения с заемщиком или в дальнейшем отказаться от них, банку целесообразно разработать корректирующий план дальнейших действий. При этом необходимо:

Выяснить, насколько глубоки причины, которые привели к ухудшению ситуации;

Занести данный кредит в лист особого наблюдения;

Встретиться с руководством предприятия, наметив план дальнейших мероприятий;

С учетом результатов анализа в случае необходимости изменить условия кредитной сделки (пересмотреть размеры кредитной линии вплоть до ее закрытия, использовать дополнительный залог, повысить ссудный процент и т.д.);

Выяснить потенциальные опасности для банка в других сферах взаимодействия с данным клиентом;

Критически проанализировать всю кредитную документацию, включая кредитный договор с обозначенными в нем условиями кредитования, договор о залоге (с позиции полноты и стоимости обеспечения);

Вновь оценить надежность всех форм обеспечения возвратности кредита (наличие, помимо залога, гарантий, поручительств, векселей и т.и.);

Усилить внимание к состоянию расчетного счета клиента;

Разработать программу изменения структуры задолженности (при необходимости произвести отсрочку возврата кредита).

Меры по реабилитации кредита. Если ухудшающийся кредит не поддается быстрой нормализации, целесообразными становятся мероприятия, в своем комплексе получившие название реабилитации (спасения) кредита. Сюда входят:

1. Привлечение дополнительных форм обеспечения возвратности кредита:

Получение дополнительных гарантий и поручительств;

Привлечение дополнительного обеспечения;

Частичная продажа обеспечения;

Продажа части активов, предотвращение вложения ресурсов в малорентабельные активы;

Сокращение накладных расходов, в целом более экономное расходование ресурсов;

Усиление контроля за дебиторской задолженностью и материальными запасами;

Получение правительственных гарантий (получение средств бюджета для погашения ссуды и уплаты ссудного процента);

2. Привлечение дополнительных капиталов и финансовой помощи:

Поиск новых инвесторов, желающих и способных вложить в данное предприятие дополнительные ресурсы;

Вложение нового капитала с использованием договора простого товарищества;

Увеличение собственного капитал заемщика за счет его акционеров, дочерних предприятий;

Организация финансовой помощи со стороны других финансовых и банковских учреждений;

Продажа предприятия третьей стороне;

3. Организационно-административные меры:

Обсуждение с главными акционерами вопроса о новых руководителях предприятия, набор новой команды менеджеров;

Заключение мирового соглашения с заемщиком (во избежание судебного взыскания ссудной задолженности);

Назначение управляющих и консультантов для работы с заемщиком от имени кредитного учреждения.

Если реабилитация кредита не смогла предотвратить угрозу невозврата кредита, целесообразным становится:

Принятие юридических мер, в том числе официальное обращение к гарантам, поручителям о выполнении ими своих обязательств;

Продажазалога;

Продажакредита;

Оформление документов (иск о банкротстве предприятия-должника).

Работа банка с проблемными кредитами довольно часто на практике организуется в специальном отделе по управлению проблемными ссу-

дами. Там, где это является нецелесообразным (небольшой портфель проблемных кредитов), банки создают специальные рабочие группы из числа сотрудников кредитного подразделения, юридического отдела, отдела безопасности. Методическим обеспечением данной работы чаще всего является разрабатываемое банком «Положение о работе с проблемными кредитами».

Важно, чтобы данная работа носила всесторонний характер. Как уже отмечалось, переход текущих ссуд в разряд проблемных кредитов связан с неправильной организацией кредитного процесса на различных стадиях. Это может быть как следствием плохого анализа, так и завышения цены залога. Потенциально проблемными могут быть ссуды как в силу излишней концентрации рисков в кредитном портфеле, непрофессионального оформления кредитной документации, так и в силу неумения эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс. Эффективность работы с проблемными кредитами во многом определяется квалификацией банковского персонала, качеством информационного и методического обеспечения, умением банка оперативно реагировать на сигналы об ухудшающихся кредитных вложениях.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы определите деятельность банка по управлению процессом кредитования?

2. Какие элементы входят в систему кредитования?

3. Что относится к сильным и слабым сторонам процесса кредитования?

4. Какие требования следует предъявлять к формированию кредитной политики банка и в чем состоит ее суть?

5. Как организована работа банка на различных этапах кредитования?

6. Как вы определите сущность кредитного риска? В чем он конкретно проявляется?

7. По каким признакам можно классифицировать кредитные риски?

8. Какие существуют параметры ограничения крупных кредитов в России и других странах?

9. Какие методы используются банками при системе раннего распознавания кредитных рисков?

10. В чем суть основных методов управления кредитными рисками?

11. По каким направлениям следует анализировать кредитный портфель банка?

12. Как осуществляется управление каждой отдельной ссудой банка?

13. Что такое проблемный кредит и каковы факторы, вызывающие его образование?

14. В чем суть системы реабилитации проблемного кредита?

дипломная работа

1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения

В ходе реализации банком кредитной политики в части обеспечения возвратности кредита немаловажное значение имеет работа с «проблемными» кредитами. Под «проблемными» понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Управление «проблемными» кредитами -- один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.

Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий. Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика. Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит. Существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих появление некачественного, «проблемного» кредита. В отношении стратегии «спасения» кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый «проблемный» кредит по-своему уникален. Поэтому представляет интерес обобщить приемы, применяемые в банковской практике.

Наиболее широко распространены следующие подходы. Во-первых, в процессе контроля за соблюдением условий исполнения обязательств заемщиками, «тревожные» сигналы систематизируются по двум группам: 1) имеющие признаки организованного (нефинансового) и 2) экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих, принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту.

Проблемные кредиты чаще всего являются результатом денежного кризиса у клиента. Указанный кризис может проявиться внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного подразделения являются первой «линией обороны» банка против возможных убытков.

Ухудшение качества кредита необходимо выявлять на ранней стадии, когда в распоряжении банка еще имеется достаточно способов выправления ситуации. В кредитной политике должно быть четко определено, что банк будет делать с проблемными кредитами.

Рассмотрим подробнее признаки «проблемности» кредита.

1. К организационным признакам можно отнести:

необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;

нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;

резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;

радикальные изменения в составе руководителей предприятия-заемщика;

неблагоприятные тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность заемщик;

частое изменение юридического адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.;

длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;

просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.

2. Экономические (финансовые) признаки «проблемности» кредита.

Финансовые признаки проблемности кредита проявляются при анализе финансовой отчетности заемщика и его бухгалтерской отчетности непосредственно в процессе проведения проверок на предприятии заемщика (данные проверки проводит кредитный специалист в период действия кредитного договора). В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее ответственным. Экономические (финансовые) признаки проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.

В целях оперативного и своевременного выявления таких негативных моментов кредитные работники ведут постоянный мониторинг кредитной сделки, всесторонне анализируют хозяйственно-финансовую деятельность заемщика, проводят комплексные проверки наличия, состояния и достаточности принятого обеспечения в строгом соответствии с требованиями действующих в банке нормативных документов.

Источниками информации о подобных кредитах и заемщиках являются: данные анализа финансового состояния заемщика, перечня документов на выдачу кредитов и обслуживания долга, плана мероприятий по обслуживанию кредитного договора; результаты проверок на местах, сведения, полученные от других подразделений банка, информированных о кредитном портфеле головного офиса и филиалов банка, в т.ч. клиентских; публикации в средствах массовой информации и др.

Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности и, как следствие, невозврату кредита (неуплате процентов). Такой причиной может быть чрезмерно высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности.

Выявление тенденции к увеличению доли заемных средств в источниках образования активов предприятий свидетельствует, с одной стороны, об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, с другой -- об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.

При наличии информации о конкретных кредиторах предприятия и сроках выполнения обязательств перед ними составляются соответствующие перечни. Особое внимание уделяется фактам просроченной задолженности предприятия перед бюджетом и по внебюджетным платежам.

Активы предприятия и их структура исследуются как на предмет их использования в производстве, так и на их ликвидность. К наиболее ликвидным активам предприятия относятся денежные средства на счетах и краткосрочные ценные бумаги; к труднореализуемым активам -- основные средства и прочие внеоборотные активы. При анализе первого раздела актива баланса следует обратить внимание, какие тенденции к изменению проявляются в таких его элементах (статьях), как оборудование к установке, незавершенные капитальные вложения. Поскольку данная часть активов не участвует в производственном обороте, то при определенных условиях увеличение их доли может негативно сказаться на результативности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

Скорость оборота текущих активов предприятия является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем эффективнее выбранная стратегия, тем выше скорость оборота.

Однако рост (абсолютный и относительный) оборотных средств свидетельствует не только о расширении производства или об усилении инфляции, но и о замедлении темпов из оборота, что объективно вызывает потребность в увеличении их массы.

При изучении структуры запасов и затрат основное внимание целесообразно уделить выявлению тенденций к изменению таких элементов текущих активов, как производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция и товары. Так, рост запасов и затрат может привести к временному увеличению значения коэффициента текущей ликвидности. Однако необходимо проанализировать, не происходит ли это увеличение за счет необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что в итоге приведет к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния предприятия.

Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам за товары, работы и услуги, по векселям могут свидетельствовать о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, если платежи предприятию задерживаются, оно вынуждено брать кредиты для обеспечения хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.

Необходимым элементом анализа является исследование результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли. Исходная информация содержится в прилагаемой к балансу предприятия форме № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании».

В случае если предприятие убыточно, кредитный специалист делает вывод об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения предприятием нормальной хозяйственной деятельности. Если в ходе хозяйственной деятельности предприятия получена прибыль, следует оценить пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды, фонды накопления и фонды потребления. При этом наличие значительных отчислений в фонды потребления можно рассматривать как одну из характеристик избранной предприятием стратегии в осуществлении финансовой деятельности. А вот при неплатежеспособности предприятия данная часть прибыли -- это потенциальный резерв его собственных средств, которые путем изменения соотношений в распределении прибыли между фондами потребления и накопления нужно было бы направить на пополнение оборотных средств.

При рассмотрении кредита, проявляющего признаки «проблемности», необходимо выяснить причины их возникновения. При этом следует учитывать, что в ряде случаев указанные признаки могут иметь и другое толкование (отличное от проблемного). Например, изменение в планах деятельности клиента может быть вызвано изменением общей конъюнктуры рынка, что не дает возможности заемщику прибыльно работать на привычном для него сегменте рынка. В случае же, если обнаружено отклонение показателей финансовой отчетности (например, снижение выручки, рост кредиторской и дебиторской задолженности), необходимо проанализировать аналогичные финансовые показатели за прошлые годы. Если изменение финансовых показателей связано с сезонным характером бизнеса -- это еще не свидетельствует о реальном ухудшении финансового состояния заемщика в целом.

Признаками финансового неблагополучия заемщика, с точки зрения кредитного специалиста, являются:

нецелевое использование кредита;

падение оборотов по кредиту;

проведение кредитования с нарастающим итогом (перекредитование);

поступление негативной информации о заемщике со стороны службы экономической защиты Банка, деловых партнеров, других банков;

моральное и физическое старение залогового имущества;

ухудшение финансового состояния Гаранта или Поручителя заемщика;

задержка или неполная выплата процентов за пользование предоставленными кредитными средствами.

Независимо от того, являются ли признаки «проблемности» кредита финансовыми или нефинансовыми, ответственный кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:

Провести полный анализ финансового обеспечения кредита заемщика и составить заключение;

собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;

ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;

проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;

изучить возможность получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен.

В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы:

1. Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, в том числе:

разработка программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату ссудной задолженности и выплате процентов, изменение форм кредитования и т.д.);

работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;

назначение управляющих, консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;

расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;

увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;

получение дополнительной документации и гарантий и др.

2. Мероприятия, непосредственной целью которых является возврат кредита в кратчайшие возможные сроки:

реализация обеспечения;

продажа долга заемщика третьей стороне;

обращение к Гарантам и Поручителям;

принятие мер правового характера;

оформление документов о банкротстве и др.

Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик-- Банк» с помощью этой группы мероприятий.

Первое, что возможно предпринять в данной ситуации, -- это пересмотреть условия действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра условий соглашения свидетельствует относительно положительная рентабельность предприятия заемщика, а также то, что он является постоянным клиентом банка.

Второй способ -- расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк признает, что трудности заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество -- выгодно.

Третьим способом, связанным с прерыванием действующего кредитного договора, является продажа части активов заемщика для погашения долга. Решение о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.

Наиболее радикальный, четвертый, способ -- ликвидация залога. При его реализации взаимоотношения между банком и клиентом, как правило, полностью прерываются.

Чтобы приведенные схемы действий с «проблемными» кредитами были успешно реализованы на практике, нужно наладить систему учета, анализа, а также управления кредитным риском.

Единственное условие, которое должно быть соблюдено банком-кредитором, -- это предварительное обращение со своим письменным требованием к основному должнику. Отказ последнего от его удовлетворения дают кредитору право обратиться непосредственно к поручителю. Важным является также положение о том, что поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока окончания поручительства. Если же договором такой срок не предусмотрен, он считается равным одному году со дня наступления срока исполнения должником основного обязательства.

Следует обратить внимание на зарубежный опыт. Так, в американских коммерческих банках существует целая система, помогающая выявить причины возникновения проблемных кредитов, а также спрогнозировать само их появление. Согласно этой системе к возникновению сомнительных кредитов приводят факторы, зависящие и не зависящие от банка. К первым факторам относятся все аспекты, связанные с кредитным процессом, т.е. с адекватным анализом кредитной заявки, кредитной документации и т.д. К независящим от банка факторам относятся неблагоприятные экономические условия, в которых оказался заемщик, стихийные бедствия. Неблагоприятные экономические условия, воздействующие на производственную деятельность заемщика, американские коммерческие банки конкретизируют следующим образом:

1. Большинство фирменных крахов - результат плохо организованного менеджмента. Типичные проблемы - недостаток глубины и разнообразия управленческой экспертизы, неудовлетворительные плановые и бухгалтерские службы, общая некомпетентность. Как правило, несовершенный менеджмент связан с издержками роста, когда динамично развивающаяся компания сталкивается с недостатками сильно зацентрализованного управления, которое не в состоянии охватить все детали хозяйственного процесса.

2. Небольшие компании часто оказываются перед проблемой недостаточности первоначальных вложений. Это происходит в результате недооценки общей стоимости бизнеса, в котором собирается преуспеть данная компания, и переоценка срока, через который ожидается получение прибыли. Данная проблема признается компанией слишком поздно, когда акционерный капитал уже исчерпан, а кредиторы отказывают в дополнительном финансировании.

3. Высокий уровень финансового коэффициента и коэффициента текущих расходов. Финансовый коэффициент отражает отношение внешних долгосрочных обязательств к собственному капиталу корпорации. При высоком финансовом коэффициенте и при падении объема реализации резко увеличиваются затраты по обслуживанию долга. Под коэффициентом текущих расходов понимается отношение фиксированных затрат к валовым затратам. Соответственно при высоком коэффициенте и при снижении объема реализации компания ощущает резкое уменьшение прибыли.

4. Когда компания начинает неоправданно резко увеличивать объемы продаж своей продукции, то возрастает риск ее неоплаты. Причина в том, что компания теряет бдительность в подборе покупателей, не уделяя внимания их платежеспособности. В этой ситуации банк предпринимает рестриктивные меры, направленные на приостановление роста активов, настаивая на том, чтобы фирма притормозила реализацию продукции покупателям с сомнительной платежеспособностью.

5. Новые компании сталкиваются с серьезными проблемами при выходе на рынок. В конкурентной борьбе фирма может избрать как наступательную, так и защитную тактику. Наступательная тактика связана с завоеванием рынка с помощью различных мероприятий (снижения цен, роста объема реализации и т.д.), которые могут привести даже к временной потере дохода. Цель защитной тактики - стабилизировать доходы путем возможного сокращения объема реализации. Если фирма не адаптируется к условиям конкурентной борьбы, то погибает.

6. Многие небольшие фирмы не в состоянии прибыльно развиваться в условиях общего экономического спада.

Перечисленные факторы, влияющие на ухудшение хозяйственной деятельности компании, действуют автономно, независимо от банка. Но банк, зная, где у фирмы возникли слабые места, может и должен дать соответствующие рекомендации, предотвращающие появление несвоевременно погашенных ссуд. Большое внимание американскими коммерческими банками уделяется прогнозированию проблемных кредитов на первой и второй стадиях кредитного процесса, т.е. этапах анализа кредитной заявки и ее исполнения. Банковская практика предлагает обращать внимание на следующие основные моменты, которые помогают в кредитном процессе выявить потенциальные проблемные кредиты:

· недавняя финансовая несостоятельность заемщика, расхождения и противоречия в информации о заемщике;

· заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать;

· моральные качества руководителя (борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи владельцами компании, частые смены в руководстве, строптивый, неуравновешенный характер руководителя, стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс, оказать давление на банковского работника);

· круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован, ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;

· заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент испытывает проблемы;

· упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются по статьям;

· заемщик не представляет четко цель кредита;

· у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;

· отсутствие резервных источников погашения кредита;

· заемщик не имеет материального (сырьевого и т. д.) обеспечения;

· нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;

· отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т. п.);

· пересмотр условий кредитования; изменения в схеме погашения кредита; просьба о пролонгации ссуды;

· отклонения показателей хозяйственно-финансовой деятельности компании заемщика от плановых или ожидаемых;

· отклонения в системе учета и контроля заемщика.

Биржевые спекуляции

Причинами спекуляции могут выступать самые разные факторы рынка. При определенном везении на спекуляции человек может очень быстро разбогатеть. Например...

Кредитные риски в коммерческом банке

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск- это историческая и экономическая категория. Как историческая категория...

Кредиты Центрального банка России

Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов...

Место и роль страхования в финансовой системе России

Страхование имеет длительную историю, на протяжении которой оно из некоммерческого эволюционировало в коммерческий тип. Еще в рабовладельческом обществе были добровольные соглашения...

Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт

Понятие банковских рисков

Работа банка с проблемными кредитами, ее эффективность

Для обеспечения максимального уровня доходности кредитного портфеля банки должны осуществлять постоянный контроль за его состоянием и качеством...

Управление банковскими рисками

В процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой местом и временем возникновения, внешними и внутренними факторами, влияющими на их уровень, и, следовательно...

Управление кредитным риском в коммерческом банке (на материалах Цивильского отделения № 4437 Сбербанка России)

Кредитные операции коммерческих банков являются одними из важнейших видов банковской деятельности. На фондовом и финансовом рынках кредитование сохраняет позицию наиболее доходной статьи активов кредитных организаций...

Управление кредитными рисками в коммерческом банке

В современной экономической литературе и непосредственно в банковской практике управление кредитным риском рассматривается как центр банковской деятельности. Под риском обычно понимается возможность опасности...

Управление кризисной ситуацией в банковской сфере

Словарь современных понятий и терминов дает определение кризису как "затруднительному, тяжелому положению, острому недостатку, нехватке чего-либо; болезненному, переходному периоду; резкому, крутому перелому". М. Реджестер...

Управление проблемными кредитами в банках второго уровня: казахстанский и международный опыт

Проблемный кредит - это кредит, для погашения которого в соответствии с условиями договора у заемщика нет финансовых возможностей. Изучение политики банков и государственных структур в отношении подобных кредиторов показывает...

Управленческий анализ банковской деятельности

В процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой местом и временем возникновения, внешними и внутренними факторами, влияющими на их уровень, и, следовательно...

Банковский сектор - один из самых быстро растущих и популярных в российской экономике. Однако он вызывает беспокойство относительно качества активов (в том числе кредитов) и способности банков управлять кредитными рисками. В мировой экономике кризисные явления влекут за собой ряд негативных процессов, в том числе ухудшение активов банковского сектора. Бурный рост потребления сменяется спадом, динамическое наращение объемов производств - стагнацией. Такие волны непосредственно сказываются на банках. Россия также не является исключением из данной закономерности. Ухудшение экономической ситуации в мире в 2008-2010 годах, очередной кризис и ряд цепных и взаимозависимых реакций в мировой экономической системе привели к увеличению количества проблемных кредитов — просроченных или невозвращенных займов, ссуд, как в нашей стране, так и в других государствах , поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Цель банка в управлении рисками состоит в том, чтобы обеспечить возвратность всех рисковых активов, сузить границы возможных колебаний. Основные банковские риски можно разделить на три типа: кредитный риск, операционный риск и рыночный риск. Проблемы невозврата заемщиком взятой суммы кредита или процентов по нему, рассматриваемые в данной статье, относятся к кредитному риску. Факторами, которые влияют на увеличение или уменьшение данного показателя, в первую очередь являются: структура клиентской базы банка и способы расчёта кредитоспособности заёмщика, а также алгоритм принятия решения по кредиту.

Для снижения доли проблемных кредитов, от общего числа выданных необходимо определить и применить наиболее эффективный способ управления банковскими рисками. Положение Центрального Банка Российской Федерации № 139-И оговаривает методику оценки риска кредитного портфеля коммерческого банка, согласно которой производится оценка риска по каждой кредитной операции с учетом финансового состояния заемщика, обслуживания им кредитной задолженности и уровня ее обеспечения, а затем производится определение ссуды в одну из пяти категорий качества. Высшей, наиболее привлекательной для банка является категория стандартные ссуды, которая предусматривает полное отсутствие кредитного риска, другими словами, вероятность финансовых потерь при неисполнении заемщиком своих обязательств составляет ноль. Во вторую категорию определяются нестандартные ссуды с умеренным кредитным риском от 1 до 20 %. В третью категорию — сомнительные, входят договоры со значительным кредитным риском (обесценение от 21 до 50 %). Четвертая группа включает в себя проблемные ссуды, которые предусматривают высокие кредитные риски (от 51 до 100%). Пятая категория отводится ссудам с потерями до 100 %, т.е. отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнить свои обязательства.

Чтобы увеличить число кредитов, которые входят в первую и вторую категории банки широко используют страхование своих рисков, обязывая заёмщика застраховать свою жизнь или здоровье, тем самым передавая часть риска страховой фирме, которой клиент производит отчисления, заложенные в его ежемесячном платеже банку. В том случае, если заёмщик не сможет исполнять свои обязательства по кредиту (в случае инвалидности или смерти) страховая компания берёт на себя погашение ссуды. Страховкой так же может являться залог или поручитель, лицо, которое берет на себя обязательства по ссуде, если заёмщик прекращает выплаты . Если же банк уже имеет на руках плохой кредит, он может его продать другому игроку рынка, например, коллекторскому агентству.

Насколько эффективны те меры по снижению кредитных рисков, которые применяются российскими банками в настоящее время, можно увидеть, если рассмотреть долю просроченной задолженности в общем объёме кредитного портфеля некоторых банков. У крупных российских банков, таких как «Сбербанк» и «Росбанк» увеличивается из года в год кредитный портфель при уменьшении доли просроченной задолженности, однако всего в диапазоне примерно равном 1%.

Чтобы улучшить показатели и уменьшить количество проблемных кредитов руководству банков необходимо дополнить уже имеющиеся эффективные методы управления риском созданием отделов, занимающихся прогнозированием конъюнктуры, для выявления тенденций на кредитном рынке. Создание моделей, отражающих возможное увеличение или уменьшение числа некачественных активов, в том числе и среди кредитов, позволит заблаговременно предпринимать меры по уменьшению доли просроченных задолженностей по ссудам . Также, для повышения эффективности работы банка и снижения доли одобренных заявок в пользу недобросовестных клиентов необходимо усовершенствовать алгоритм принятия решений по кредиту, чередуя решения, принятые компьютерной программой, решениями компетентного специалиста, повышение квалификации которого так же является одним из способов совершенствования уже имеющихся методик работы с проблемными кредитами. Кроме того, сотрудничество позволит банкам обмениваться информацией на «неблагополучных» клиентов, что приведет к невозможности одному и тому же человеку взять невозвратный кредит у двух разных банков. Углубление сотрудничества и разработка новых схем взаимодействия, как-то страхование отдельных групп заемщиков от специфичных угроз, свойственных именно данной категории клиентов, минимизирует кредитные риски для банка.

Как видно, при всем многообразии имеющихся способов предотвращения проблемных кредитов, руководству банков необходимо продолжить совершенствование и повышение эффективности методик снижения доли плохих активов в своём портфеле.

Научный руководитель: Гришина Екатерина Александровна,
преподаватель кафедры банковского дела, денег и кредита Саратовского социально-экономического института - филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россия

Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на совершение платежей по обязательствам хозяйственно-финансовой деятельности. Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег.

Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу и погашение ссуды.

Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не слу­чайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса фи­нансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом сле­дует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неупла­той долга и процентов. Ущерб, наносимый банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:

Подрывается репутация банка, так как большое число про­сроченных и непогашенных кредитов приведет к падению до­верия вкладчиков, инвесторов и т. д.;

Увеличатся административные расходы, поскольку про­блемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала и непроизводительного расходования времени на поддержание статус-кво;

Повысится угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;

Средства будут заморожены в непродуктивных активах;

Возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань банкротства.

Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.

Большое внимание коммерческими банками уделяется прогнозированию проблемных кредитов на первой и второй стадиях кредитного процесса, т. е. этапах анализа кредитной заявки и ее исполнения. Банковская практика сформулировала признаки,которые помогают в кредитном процессе выявить потенциальные проблемные кредиты в соответствии с рисунком 6.2.


Рисунок 6.2. Признаки проблемности ссудной задолженности

Кредит становится проблемным в случае:



– отказа соответствующего Комитета в пролонгации;

– при возникновении просроченной задолженности;

– получения данных от Службы безопасности или иных источников, которые ставят под сомнение возврат кредита.

В банковской практике разработана общая методика управления проблемной задолженностью (рис. 6.3.)


Рисунок 6.3. Методика управления проблемной задолженностью

При возникновении угрозы невозвратности кредита банками проводится следующий порядок работы соответствующих служб:

1) Работа с проблемными кредитами должна начинаться с низших звеньев организационной структуры банка. Кредитный инспектор, который непосредственно ведет работу с данным заемщиком, должен в трехдневный срок составить служебную записку с краткой характеристикой кредита, причин затруднений с возвратом, плана по возврату задолженности, с указанием ответственных подразделений за реализацию предложенных мероприятий. Служебную записку Кредитный инспектор должен направить Управляющему филиалом на рассмотрение.

Копии служебной записки направляются в Службу безопасности и Юридическую службу. В тот же день информация предоставляется в Кредитное Управление и Службу Внутреннего Контроля Банка. Таким образом, будут проинформированы все подразделения филиала, которые могут быть задействованы в работе с проблемными кредитами.

2) В двухдневный срок, в случае согласия с предложенными мерами по возврату задолженности, уполномоченные сотрудники указанных подразделений должны изложить свое мнение по данному вопросу. Служебная записка с комментариями должна вернуться Кредитному инспектору.

Служебная записка с комментариями выносится Кредитным инспектором на рассмотрение уполномоченного Кредитного комитета. К ней, при необходимости, прикладываются копии документов, подтверждающие основные факты, изложенные в ней.

3) На основании предоставленных материалов уполномоченный Кредитного комитета составляет и утверждает план мероприятий, назначает ответственных за его выполнение и при необходимости, совместно с Кредитным Управлением Банка принимает решение о рассмотрении на Правлении Банка вопроса о передаче кредитного дела в соответствующее подразделение Банка (например, в случае возбуждения искового производства – в Юридическую службу, Службу безопасности) или возвращает дело на доработку.

В решении должен быть указан срок заслушивания вопроса о выполнении утвержденного плана.

При принятии решения о передаче кредитного дела руководитель Службы безопасности и Юридической службы назначает ответственного сотрудника за проведение работ по возврату задолженности, которому Кредитный инспектор обязан предоставить все необходимые материалы.

Передача оригиналов документов кредитного дела осуществляется на основанииакта.

4) При отсутствии результатов по возврату ссудной задолженности в течение до 180 дней с момента вынесения ссуды на счет просроченной задолженности и наличии признаков, свидетельствующих о невозможности возврата ссуды Кредитный комитет выносит решение о списании ссуды.

При принятии решения Правлением Банка о списании, Юридическая служба готовит материалы, подтверждающие невозможность погашения ссуды. На основании решения Правления Банка и вышеназванных материалов ссуда списывается с баланса филиала.

К «проблемным» кредитам можно отнести всякий кредитный проект, в ходе мониторинга которого сотрудники банка выявили какие-либо факторы, ставящие под сомнение своевременный возврат данного кредита.

Важнейшим принципом кредитной работы банка, в случае отнесения того или иного кредита в разряд «проблемных», является срочная разработка комплекса мероприятий по обеспечению возвратности предоставленного кредита с привлечением к его реализации смежных подразделений банка, а также, в случае необходимости, сторонних организаций.

В случае, если по результатам проведения переговоров с Заемщиком и анализа его финансово-экономического состояния, а также внутренних и внешних факторов, влияющих на его деятельность, выявляются возможности по погашению проблемной задолженности в краткосрочной перспективе, – руководство банка готовит свои предложения на рассмотрение Кредитного комитета банка, к компетенции которого относилось решение о предоставлении данного кредита. Кредитный комитет банка, при необходимости, может принять решение об изменении условий кредитного договора (пролонгация, изменение размера процентных ставок, график уплаты процентов основного долга, принятие дополнительного обеспечения).

В противном случае, сотрудники банка должны потребовать от должника досрочного возврата кредита, начать исполнительное производство по взысканию задолженности, в том числе и за счет реализации предоставленного обеспечения, а также рассмотреть иные варианты прекращения обязательства должника (переуступка прав требования, новация и т.п.).

Комплекс мероприятий по обеспечению возвратности кредита необходимо утверждать на заседании соответствующего Кредитного комитета банка. В этом случае он становится обязательным для исполнения всеми подразделениями банка.

При возрастании числа проблемных кредитов банк может создавать рабочие группы, состоящие из различных сотрудников банка, для работы с «проблемными» кредитами (по решению Кредитного комитета банка).

Не реже одного раза в месяц должен осуществляться контроль за целевым использованием кредита, условиями хранения залога. Для этого составляется план регулярных проверок заемщика, банк требует от заемщика документы по фактам целевого использования кредита, назначает ответственных за выполнение плана.

Увеличение объема погашенных проблемных кредитов, минимизация списанных из-за невозможности погашения ссуд при грамотной организации работы по кредитованию, позволит увеличить доходы банка, снизить административные расходы, укрепить репутацию банка.

Контрольные вопросы