Главная задача любого бизнеса — заработать деньги. Поэтому прежде чем запускать новое дело предприниматель должен выполнить правильный расчёт точки безубыточности. Данная точка показывает, в какой момент времени бизнес покроет всевозможные убытки, начав наконец-то приносить реальную прибыль. По сути, это обычный расчет эффективности предприятия. Правильное нахождение данной точки покажет бизнесменам и инвесторам насколько выгодно заниматься проектом, какие риски имеются и когда окупятся вложения. На основе этих данных будет приниматься окончательное решение.

Что такое точка безубыточности

Точка безубыточности — это объем оказанных услуг или продаж, при котором прибыль равняется нулю. На английском данное понятие звучит как Break evenpoint, или сокращенно просто BEP. Из курса экономики мы знаем, что прибылью называется разница между TotalRevenu (доходами) и TotalCost (расходами). BEP обычно измеряется в денежном или натуральном выражении. Рассчитав этот показатель, вы сможете понять, какое количество услуг или товаров вам нужно продать, чтобы выйти в ноль. Если продажи будут ниже, то вы будете работать в минус, выше — получать прибыль.

ТБ — важный показатель для предприятия. Согласно ей можно определить насколько эффективно компания работает, стабильно ли она удерживается на рынке и тратит деньги. Если показатель BEP растет, то следует обратить внимание на оптимизацию расходов (при отсутствии изменений в структуре компании). Точка безубыточности может меняться при расширении или сокращении, при изменении цен, открытии новых торговых связей и др. Но как бы там ни было, BEP является одним из ключевых показателей бизнеса — именно по нему определяют перспективность работы и инвестиций.

Зная ТБ, вы сможете решить для себя:

  1. Есть ли смысл вкладываться в предприятие и реально ли оно сможет продать столько товаров, чтобы выйти в ноль.
  2. Определить эффективность работы через некоторое время (в идеале ТБ должна остаться такой же, как и была).
  3. Определить себестоимость продукции. Возможно, будет смысл изменить количество произведенных товаров при падении производства и наоборот.
  4. Привлечь инвестором со стороны, показав им эффективные бизнес-планы, основанные на исследовании рынка и показателях BEP.

Как рассчитать

Итак, с понятием ТБ мы разобрались. Теперь давайте разберем, как рассчитать точку безубыточности. Для этого нужно проанализировать ваше предприятие. Определите, какие затраты являются постоянными (аренда, коммунальные услуги, заработная плата, налоги, амортизация оборудования), а какие — переменными (сырье, премии, расширение, непредвиденные покупки, комплектующие).

Обратите внимание: постоянные затраты — величина фактически постоянная. Отказаться от них никоим образом нельзя, хотя можно сделать задержку по выплатам (к примеру, договориться о переносе арендной платы).

Постоянные затраты меняются лишь тогда, когда происходит что-то глобальное: вы открываете новый цех, вам повышают арендную плату, меняется налоговое или трудовое законодательство, происходит серьезное обесценивание денег (инфляция).

Правильный расчет точки безубыточности позволит вам провести детальный анализ предприятия

Переменные расходы в основном напрямую зависят от объема производства и продаж. Они меняются вместе с рынком. К примеру, поступил заказ, который перекрывает ваш обычный объем производства на 50% — вам придется закупить больше сырья, станки и люди будут работать в 2 смены, поэтому придется больше заплатить за коммунальные услуги и выплатить премии.

Здесь следует учитывать, что переменные затраты при изменении объема производства остаются на том же месте, то есть они считаются условно-постоянными, а точка безубыточности показывает, как быстро вы выйдете на ноль.

Принцип расчета

Точку можно найти двумя разными способами:

  1. По стоимостному выражению.
  2. По натуральному выражению.

Давайте разберемся как правильно посчитать ТБ по второму способу, поскольку он более распространенный. Для этого вам нужно определить несколько показателей:

  • FC — размер постоянных затрат;
  • P — стоимость одной единицы услуги или товара;
  • AVC — размер переменных затрат.

Когда данные будут получены, вы сможете легко рассчитать показатель BEP по формуле BEP=FC/(P-AVC).

Порогом рентабельности, или точкой безубыточности, называется тот объем продаваемой продукции/услуг, при достижении которого компания покрывает все свои расходы, но еще не имеет прибыли. С помощью данного показателя можно рассчитать, подходят ли предприятию выбранные методы роста производства, насколько устойчив курс развития.

Последний параметр позволяет зафиксировать момент наступления финансовой стабильности, то есть когда объем реализации превышает минимальную рентабельность. Далее будет рассмотрен подробно термин «точка безубыточности» и методы ее расчета.

Что такое точка безубыточности

Точкой безубыточности называется тот объем реализованной продукции/услуг, при достижении которого получаемая прибыль (не путать с доходом) становится из отрицательной величины нулевой.

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Прибыль высчитывается путем вычета из дохода компании всех расходов. Точку безубыточности принято выделять двух видов:

  • в натуральном выражении;
  • в денежном значении.

Точку безубыточности определяют для установления того количества продукции/услуг, с реализацией которого доходы и расходы станут равны. Естественно, это применимо к ситуации, когда изначально траты были больше доходов. Как следствие, после превышения точки безубыточности бизнес становится прибыльным. В противовес данному состоянию бизнес работает в минус до тех пор, пока в компании равновесное соотношение еще не достигнуто.

Точка безубыточности показывает, насколько положение компании устойчиво в финансовой сфере. И если эта величина растет, то это признак того, что в фирме есть трудности при получении дохода.

При этом точка безубыточности не фиксирована, ее данные изменяются в соотношении с ростом предприятия. И на ее значение влияет множество факторов – рост товарооборота, открытие новых филиалов, изменение ценообразования и т. д.

Точка безубыточности в свою очередь воздействует на ряд позиций в компании.

  1. При правильном расчете данного показателя видно, разумно ли вкладываться в проект при текущем состоянии финансов.
  2. Этот параметр выявляет проблемы в компании, которые и влияют на изменение его величины.
  3. При установлении точки безубыточности и объема реализации, необходимого в компании, становится понятно, насколько надо увеличить или уменьшить количество продаваемой продукции, масштаб производства при условии пересмотра их стоимости. В противоположной ситуации можно, наоборот, выявить влияние изменения объема производства на формирование цены.
  4. Точка безубыточности показывает, до какой минимальной границы можно снизить прибыль компании, но чтобы при этом все еще сохранялась работа в плюс, без убытков.

График, позволяющий наглядно увидеть появление точки безубыточности

Мнение эксперта

Исправьте до конца года 6 ошибок, которые мешают компании наращивать прибыль

Олег Брагинский,

основатель Школы траблшутеров, директор «Бюро Брагинского»

После того как прошла половина года, обычно подводятся промежуточные итоги, производится анализ работы компании, ее достижений и провалов. Надо помнить, что есть еще шесть месяцев для того, чтобы прибыль выросла и по итогам год был доходным. Но есть некоторые ошибки или неправильные действия, которые могут помешать этому осуществиться. Основные можно увидеть в чек-листе (см. приложение), а 6 главных ошибок выглядят следующим образом.

Ошибка 1. Надоедливые однообразные действия.

Компания может постоянно совершать одни и те же действия – находить клиентов только с помощью воронки продаж, не прислушиваться к заказчикам для создания более лояльной к покупателям атмосферы, продолжать взаимодействовать с потребителями по разным каналам вместо создания объединенного. При этом все отделы разобщены, работают каждый сам по себе – и рекламный, и сервиса, и продаж.

К примеру, в середине зимы в один из агрохолдингов на просторах b2b-рынка пришел покупатель для приобретения удобрения. Руководитель предприятия в процессе общения с клиентом, который оказался директором совхоза, узнал, что последний попал на сайт холдинга благодаря Интернету. Покупку он совершил, а после маркетологи агрохолдинга стали атаковать его регулярно, рассылая имейлы и КП по сети и предлагая то инструменты, то удобрения, то рассаду. Клиенту это не понравилось, вызвало раздражение, так как товары предлагались ненужные, а удобрения – не вовремя. Маркетологам надо было учесть информацию, получаемую от клиентов, сделать рекламу таргетированной и сохранить данного покупателя.

Клиенты не любят, когда в их адрес совершают одни и те же одинаковые действия с завидной регулярностью. Чтобы такого не случилось у вас, в следующие полгода активно общайтесь с заказчиками на всех этапах сотрудничества. Иначе ваши клиенты достанутся конкурентам.

Хорошим решением станет использование Client Journey Map (CJM). Компания McKinsey утверждает, что фирмы на рынке b2b, работающие с CJM, добиваются увеличения прибыли на 10 %. CJM помогает взглянуть на процесс глазами покупателя, обрисовать и применить опыт клиентов. Чтобы это сделать, проведите следующий анализ:

  • каналы в сфере маркетинга, что использовал клиент при самом первом обращении в вашу компанию;
  • что именно на сайте понравилось человеку;
  • что спрашивал у вас заказчик перед тем, как совершить покупку;
  • что из продукции, услуг, какие акции заинтересовали клиента;
  • что не устраивало заказчика во время покупки, с какими возражениями вы столкнулись.

Client Journey Map в переводе с английского называется картой путешествия клиента и представляет собой технологию в сфере маркетинга, позволяющую сделать работу с потребителями максимально простой, повысить их лояльность к фирме, помочь им взаимодействовать с вашей компанией.

Для получения данных, необходимых для осуществления всего вышеизложенного, ваши сотрудники должны постоянно отмечать все моменты и процессы обращения клиента к компании. Для этого стоит установить систему CRM, настроить сайт и все технологии для коммуникаций:

  • фиксировать все сведения о клиентах, какие доступны;
  • в скриптах прописать вопросы, которые продающий сотрудник должен задавать впервые обратившимся людям;
  • объединить данные о том, какие шаги предпринимает заказчик на вашем сайте, с действиями продавцов, работающих с клиентами, пришедшими от воронки продаж.

Таким образом, вы сможете видеть путь пользователя с момента его первого посещения до совершения покупки. Стоит разбить заказчиков по секторам в зависимости от того, насколько похожее у них поведение. И для каждой группы составить карту, лучше всего в виде диаграммы или графика, где будут показаны все моменты соприкосновения клиентов с вашей компанией и их ответные действия. В дальнейшем полученные сведения можно использовать для клиентов с аналогичным поведением.

Этот метод позволит объединить усилия разных служб вашей фирмы, ведь при совместной деятельности отдела маркетинга и продаж и использовании ими полноценной информации результаты работы только улучшатся.

Ошибка 2. Недостаточная детализация покупательского портрета.

Клиентов в компаниях обычно делят на существующих, бывших и новых. Но более детальная дифференциация не проводится, плюс этот принцип не применятся к продавцам, а зря. Поведение потребителей различается не только по указанным критериям, но и в зависимости от региона, в котором они проживают, от того, с каким менеджером они общаются, на какой стадии покупки они находятся. И эти же критерии применимы и к продавцам. Учет данных нюансов позволит сохранить лояльность покупателей и улучшить сервис.

Для решения данной проблемы стоит исходить из сферы деятельности вашей компании и ее миссии. При постановке задачи по повышению продаж на определенных территориях целесообразно детализировать список клиентов по следующим параметрам:

  • их местонахождение;
  • какие именно покупки они совершают в данной местности;
  • с какими именно продавцами они охотнее всего контактируют и делают покупки.

Так станет ясен облик клиента в конкретном регионе. А уже на основе данного портрета потенциальным покупателям можно предлагать именно ту продукцию, что их скорее всего заинтересует. При этом к клиенту стоит приставить именно того менеджера, которому он симпатизирует, потому что это будет способствовать увеличению продаж. В таком случае клиент будет видеть, что у вас качественный сервис и что его ценят в вашей компании.

Если же у предприятия в качестве текущей задачи стоит улучшение работы менеджеров по продажам, то можно использовать следующий подход. Специалистов надо разделить на группы. К примеру, некоторые из них лучше справляются с покупателями-мужчинами, а другие – с покупателями-женщинами. Для организации работы входящие звонки надо адресовать администратору, который уже будет распределять их по наиболее подходящим в зависимости от пола потребителей продавцам.

Учет именно такой информации позволяет сохранять клиентов и увеличивать реализацию. Поэтому надо проводить анализ данных по поведению покупателей и продавцов и правильно выбирать менеджеров для работы с тем или иным заказчиком.

Ошибка 3. Не интересоваться мнением покупателей.

При создании новых видов продукции/услуг компания обычно ориентируется на собственные взгляды, а не на пожелания покупателей или их потребности.

То есть в большинстве случаев мнения клиентов никто не спрашивает и не прислушивается к тем отзывам, что они озвучивают. Как следствие, компания производит продукцию, которая не пользуется спросом, неудобна для покупателей. Обязательно надо прислушиваться к пожеланиям крупных клиентов. Пусть пройдет хотя бы одна полноценная встреча с самыми важными вашими заказчиками.

В виде решения можно предложить по крайней мере один раз в год приглашать клиентов, приносящих вам максимальную прибыль, на своего рода заседание. Если в этом году вы еще не собирали для анализа мнения и отзывы ваших заказчиков, то сделайте это как можно быстрее. Как вариант, стоит организовать деловой уикенд в отеле в городе или с выездом куда-либо, сделать фуршет и обсудить с гостями ваши товары и услуги, попросить оценить сервис вашей компании, развитие бизнеса, узнать их мнение о тех товарах, что вы еще только собираетесь выпускать. На такой встрече вы сможете выяснить следующую информацию:

  • какие улучшения необходимы компании;
  • какие изменения произвести в товарах, готовящихся к выпуску;
  • насколько нужны уже имеющиеся на рынке продукты и т. д.

Вы можете получить эту информацию и во время обычных покупательских опросов, но дело в том, что крупные клиенты любят видеть, что их ценят по заслугам, получать внимание. Поэтому добиться максимальной лояльности от них проще, показав, что вам важно их мнение как экспертов.

Ошибка 4. Удержание клиентов, уже не представляющих ценности.

Часто в кризисное время компании стремятся сохранить любых заказчиков, не смотря на то что они не приносят прибыли. Либо же наоборот стараются привлечь новых клиентов, при этом не пытаясь удержать старых. Однако поток покупателей требует постоянного внимания с вашей стороны. Стоит начать работать по следующей схеме – оставить прибыльных клиентов, а если они ушли, то вернуть их, а ненужных удалить. До окончания года надо отредактировать по данному принципу вашу базу заказчиков.

В качестве решения предлагается сохранение тех потребителей, которые регулярно покупают вашу продукцию, у которых лояльное отношение к вашей компании и которые ратуют за ваш бренд. Базу клиентов стоит разбить по частям, выделив сумму чека, частоту совершаемых покупок, наличие долга или его отсутствие перед вашей фирмой.

Стоит перестать удерживать тех клиентов, чья сумма в чеке и, следовательно, маржа незначительны, пусть даже они совершают покупки часто, или тех, кто обращается к вам очень редко. Для этого можно изменить условия продаж на более выгодные для компании. К примеру, увеличить среднюю сумму покупки. Или изменить условия минимального заказа с одного продукта на несколько. Лояльные клиенты примут эти условия, а остальные отсеются.

Но если вы видите, что заказчики уходят в большом количестве или что вы потеряли ваших лучших клиентов, то ситуацию надо проанализировать. Стоит обзвонить покупателей из b2b-сферы, узнать причины недовольства. Если вдруг выяснится, что лучшие клиенты теперь сотрудничают с конкурентом, поинтересуйтесь, по какой причине они ушли, чего вам не хватает. Такой вопрос можно задавать непосредственно клиентам, а также приобрести продукцию конкурента для сравнения. Сфера b2b позволяет вернуть ушедших заказчиков с помощью интернет-инструментов – рассылок по электронной почте, организации опросов, оповещения о проведении скидок и акций и т. д. Только ориентироваться надо на привлечение покупателей, которые смогут принести прибыль, а не быть бесполезными.

Ошибка 5. Привязка менеджеров к клиентам.

Менеджеры в b2b-сфере обычно работают с собственной клиентской базой. При этом заказчики не любят, когда меняется продавец. А менеджеры действуют по уже наработанной схеме, зачастую забывая сделать предложение новых услуг или продукции. То есть вы платите им за то, что они просто обслуживают регулярного клиента.

Для решения данной проблемы можно провести анализ работы продавцов за последние полгода. И если будет видно, что клиент покупает все то же самое и на ту же самую сумму, что и всегда, то приставьте к нему другого менеджера. Либо можно замотивировать своих сотрудников, привязав получение денежного бонуса к результатам работы. В таком случае, понимая, что его вознаграждение зависит от суммы, потраченной покупателем, от количества проданного товара, менеджер приложит все усилия.

Ошибка 6. Контент непривлекателен для читателей.

На сегодняшний день многие компании используют социальные медиа – блоги, сети, заводят на YouTube свой канал. Но при этом выкладываемый маркетологами контент скучный и неинтересный – обычные отчеты, сухие статьи, речи директоров и т. д. То есть социальные сети используются формально, без цели привлекать клиентов.

Чтобы решить эту проблему, надо сделать интересное и нестандартное наполнение для того, чтобы вас заметили. При этом надо придерживаться трех правил.

  • В соцсетях не должно мелькать руководство. Подписчики уже подсознательно ассоциируют выступление или статью от директора со скучным контентом. А им нужен интересный и живой материал, чтобы переслать его друзьям. Поэтому лучшим наполнением станет размещение фото, развлекательной и познавательной информации.
  • Подавайте товары или услуги, выпускаемые компанией, нестандартно , с интересного ракурса. Можно показать процесс производства или какой-то необычный подход к использованию продукции. Лучше всего придумать не менее десяти таких способов.
  • Нанимайте актеров, чтобы снимать интересный видео-контент. Хоть это и затратнее, но результат того стоит. Актеры смогут более убедительно рассказать про компанию или продукцию, чем обычные сотрудники, способны донести до зрителей эмоции от обладания продуктами. Плюс такой контент будет не только познавательным, но и развлекательным, его будут постоянно «лайкать» и «расшаривать», особенно поклонники актеров и их подписчики.

— объем продаж при котором предприятие покрывает все свои расходы, не получая прибыли.

Ее величина играет важную роль в вопросе устойчивости и платежеспособности компании. Степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяет (запас устойчивости) предприятия. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает .

Формула расчета точки безубыточности

Для расчета точки безубыточности надо разделить издержки на две составляющие:

  • — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).
  • — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Введем обозначения:

В выручка от продаж.
Рн объем реализации в натуральном выражении.
Зпер переменные затраты.
Зпост постоянные затраты.
Ц цена за шт.
ЗСпер средние переменные затраты (на единицу продукции).
Тбд точка безубыточности в денежном выражении.
Тбн точка безубыточности в натуральном выражении.

Формула расчета точки безубыточности в денежном выражении:

(в рублях, долларах и т.п.)

Тбд = В*Зпост/(В - Зпер)

Формула расчета точки безубыточности в натуральном выражении:

(в штуках, килограммах, метрах и т.п.)

Тбн = Зпост / (Ц - ЗСпер)

Пример расчета точки безубыточности


style="center">

Те же данные на графике. Точка безубыточности Тбн = 20 штук

В точке безубыточности линия доходов пересекает и идет выше линии общих затрат, линия прибыли пересекает 0 — переходит из зоны убытков в зону прибыли.

Как влияют на точку безубыточности постоянные затраты, переменные затраты и цена см. .

На первый взгляд, формула расчета точки безубыточности довольно простая, и не должны возникать трудности при вычислении. Но на самом деле все не так просто.

Четыре важных допущения при расчете точки безубыточности

  1. Речь идет о выручке (объеме продаж), поэтому считаем, что продается вся произведенная или закупленная продукция . Складские запасы не учитываются.
  2. Переменные затраты прямо пропорционально зависят от объема продаж. Так бывает не всегда. Например, случай, когда для увеличения объема выпуска продукции пришлось построить новый цех, придется рассчитывать более сложным способом.
  3. Постоянные затраты не зависят от объема продаж. Так тоже бывает не всегда. Если для увеличения объема выпуска продукции пришлось построить новый цех, нанять больше управленческого персонала, увеличить оплату коммунальных услуг — этот случай тоже не подходит под общую формулу.
  4. Точка безубыточности рассчитывается для предприятия в целом или для некоторого усредненного товара .

При расчете точки безубыточности, наверное, самым важным ограничением является допущение 4. Чтобы сделать расчет для каждого товара отдельно, надо знать какая доля постоянных затрат приходится на каждый из товаров. Если товаров много, расчет точек безубыточности отдельно по каждому товару превращается в сложную задачу, требующую большого объема вычислений.

Одним из базовых экономических и финансовых расчетов деятельности любого предприятия является определение его точки безубыточности. Данный показатель указывает на то, при каком объеме производства деятельность организации будет рентабельной и она не потерпит убытков. Программа Excel предоставляет пользователям инструменты, которые в значительной мере позволяют облегчить определение данного показателя и отобразить полученный результат графически. Давайте выясним, как ими пользоваться при нахождении точки безубыточности на конкретном примере.

Суть точки безубыточности состоит в том, чтобы найти величину объема производства, при котором размер прибыли (убытков) будет равен нулю. То есть, при увеличении объемов выпуска продукции предприятие начнет показывать прибыльность деятельности, а при снижении – убыточность.

При расчете точки безубыточности нужно понимать, что все затраты предприятия условно можно разделить на постоянные и переменные. Первая группа не зависит от объема производства и носит неизменный характер. Сюда можно включить объем заработной платы административному персоналу, стоимость аренды помещений, амортизацию основных средств и т.д. А вот переменные затраты прямо зависят от объема производимой продукции. Сюда, в первую очередь, следует относить расходы на приобретение сырья и энергоносителей, поэтому данный вид затрат принято указывать на единицу произведенной продукции.

Именно с соотношением постоянных и переменных затрат связано понятие точки безубыточности. До достижения определенного объема производства постоянные затраты составляют существенную величину в общей себестоимости продукции, но с увеличением объема их удельный вес падает, а значит и падает себестоимость единицы произведенного товара. На уровне точки безубыточности затраты на производство и доход от реализации товаров или услуг равны. При дальнейшем увеличении объема производства предприятие начинает получать прибыль. Вот поэтому так важно определить объемы производства, при которых достигается точка безубыточности.

Расчет точки безубыточности

Рассчитаем этот показатель при помощи инструментов программы Excel, а также построим график, на котором отметим точку безубыточности. Для проведения расчетов будем использовать таблицу, в которой указаны такие исходные данные деятельности предприятия:

  • Постоянные затраты;
  • Переменные затраты на единицу продукции;
  • Цена реализации единицы продукции.

Итак, произведем расчет данных, опираясь на значения, указанные в таблице на изображении ниже.


Создание графика

После того, как была создана таблица, в которой рассчитана точка безубыточности, можно создать график, где эта закономерность будет отображена визуально. Для этого нам придется построить диаграмму с двумя линиями, которые отражают затраты и доходы предприятия. На пересечении этих двух линий и будет находиться точка безубыточности. По оси X данной диаграммы будет располагаться количество единиц товара, а по оси Y денежные суммы.

  1. Переходим во вкладку «Вставка» . Жмем на значок «Точечная» , который размещается на ленте в блоке инструментов «Диаграммы» . Перед нами открывается выбор нескольких типов графиков. Для решения нашей задачи вполне подойдет тип «Точечная с гладкими кривыми и маркерами» , поэтому щелкаем по данному элементу списка. Хотя, при желании, можно использовать и некоторые другие виды диаграмм.
  2. Перед нами открывается пустая область диаграммы. Следует заполнить её данными. Для этого кликаем правой кнопкой мыши по области. В активировавшемся меню выбираем позицию «Выбрать данные…» .
  3. Происходит запуск окна выбора источника данных. В его левой части есть блок «Элементы легенды (ряды)» . Жмем на кнопку «Добавить» , которая размещена в указанном блоке.
  4. Перед нами открывается окно под названием «Изменение ряда» . В нем мы должны указать координаты размещения данных, на основе которых будет строиться один из графиков. Для начала построим график, в котором отображались бы общие затраты. Поэтому в поле «Имя ряда» вводим с клавиатуры запись «Общие затраты» .

    В поле «Значения X» указываем координаты данных, расположенных в столбце «Количество товаров» . Для этого устанавливаем курсор в данное поле, а затем, произведя зажим левой кнопки мыши, выделяем соответствующий столбец таблицы на листе. Как видим, после указанных действий его координаты отобразятся в окне изменения ряда.

    В следующем поле «Значения Y» следует отобразить адрес столбца «Общая сумма затрат» , в котором расположены нужные нам данные. Действуем по вышеуказанному алгоритму: ставим курсор в поле и выделяем с зажатой левой кнопкой мыши ячейки нужного нам столбца. Данные будут отображены в поле.

    После того, как указанные манипуляции были проведены, жмем на кнопку «OK» , размещенную в нижней части окна.

  5. После этого автоматически происходит возврат к окну выбора источника данных. В нем также нужно нажать на кнопку «OK» .
  6. Как видим, вслед за этим на листе отобразится график общих затрат предприятия.
  7. Теперь нам предстоит построить линию общего дохода предприятия. Для этих целей кликаем правой кнопкой мыши по области диаграммы, на которой уже размещена линия общих затрат организации. В контекстном меню выбираем позицию «Выбрать данные…» .
  8. Снова запускается окно выбора источника данных, в котором опять нужно нажать на кнопку «Добавить» .
  9. Открывается небольшое окошко изменения ряда. В поле «Имя ряда» на этот раз пишем «Общий доход» .

    В поле «Значения X» следует внести координаты столбца «Количество товаров» . Делаем это тем же способом, который мы рассматривали при построении линии общих затрат.

    В поле «Значения Y» , точно так же указываем координаты столбца «Общий доход» .

    После выполнения этих действий жмем на кнопку «OK» .

  10. Окно выбора источника данных закрываем, нажав на кнопку «OK» .
  11. После этого линия общего дохода отобразится на плоскости листа. Именно точка пересечения линий общего дохода и общих затрат будет являться точкой безубыточности.

Таким образом, мы достигли целей создания данного графика.

Как видим, нахождение точки безубыточности основано на определении величины объема выпускаемой продукции, при котором общие затраты будут равны общим доходам. Графически это отражается в построении линий затрат и доходов, и в нахождении точки их пересечения, которая и будет являться точкой безубыточности. Проведение подобных расчетов является базовым при организации и планировании деятельности любого предприятия.