Анатоль Курагин, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» занимает значительное место в произведении. Это интересный образ, который выполняет очень важную роль – помогает в раскрытии других образов романа.

Анатоль - сын князя Василия Курагина, офицер, брат Ипполита и Элен. Как и все члены семейства Курагиных, Анатоль эгоистичен и испорчен. Все Курагины используют других людей в своих целях, для удовлетворения своих собственных желаний. Элен открыто изменяет мужу, не щадит его самолюбия. Элен, зная, что Наташа является невестой Андрея Болконского, нисколько не задумываясь, сначала устраивает для брата и Наташи свидания, а потом помогает Анатолю похитить девушку.

Пьер пытается объяснить Анатолю неправильность его поведения: «... кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, ... вы губите целую жизнь из-за того, что вам хочется веселиться». Князь Василий называет своего сына «беспокойным дураком», который приносит ему много хлопот: «... этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год...»

Внешняя характеристика Анатоля Курагина довольно привлекательна. Это высокий красавец, имеющий добродушный и «победительный вид», «прекрасные большие» глаза и русые волосы. Но такое описание уже настораживает читателя. Познакомившись с другими героями, мы обращаем внимание, что самые любимые герои Толстого некрасивы внешне, но имеют богатый внутренний мир. За внешней красотой Анатоля ничего не скрывается, там пустота.

Он щеголеват, глуп, нагл, развращен, «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Его жизнь проходит в непрерывных кутежах, он живет лишь для своего удовольствия и увеселения. Героя не заботят взаимоотношения с другими людьми: "Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Женщины вызывают у него презрение, он чувствует свое превосходство над ними, поскольку привык нравиться, но сам при этом не испытывал ни к одной из них серьезных чувств.

Князь Василий пытается женить сына на княжне Марье Болконской. Анатоль и на нее поначалу произвел впечатление, однако его недалекость, а также порочность спасают княжну от этого брака. Курагин отсылает Анатоля из Петербурга в Москву, рассчитывая, что там сын вступит в должность адъютанта главнокомандующего, а также постарается составить хорошую партию. Только самые близкие люди знали, что Курагин два года назад был женат. Когда его полк стоял в Польше, Анатоль вынужден был жениться на дочери одного помещика, однако "Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека".

Наташа Ростова тоже поддалась обаянию героя и уже была готова бежать с ним. Лишь узнав о том, что Курагин женат, она отказывается от своей мысли, но эта история нанесла ей глубокую душевную травму. Роман Наташи с Анатолем стал ударом и для Андрея Болконского, который желает отомстить обидчику, вызвав его на дуэль. Но встречается князь Андрей с Курагиным лишь будучи тяжело раненным, видя в таком же состоянии Анатоля, которому ампутировали ногу. Болконский прощает Курагина, и на этом мы тоже прощаемся с этим героем. Он выполнил свою роль в романе, больше ему нет места среди героев.

Анатоль – привлекательный внешне, совершенно пустой внутри, тем не менее выполняет важную роль в романе. Через его образ проходят другие герои произведения и получают жизненные уроки, которые помогают им в своих духовных исканиях найти правильный путь.

Обновлено: 2012-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.

Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и заканчивая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявлений каких‑то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены Лизы, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой‑то особой истины у «божьих людей», и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по‑своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья.

Антитезой семье Болконских является семья Курагиных: князь Василий, его трое детей: бездушная кукла Элен, «покойный дурак» Ипполит и «беспокойный дурак» Анатоль. Князь Василий – расчетливый и холодный интриган, и честолюбец, претендующий на наследство Кирилла Безухова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия Элен – типичная светская красавица, с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей «мраморной» красотой, т. е. красотой холодной, лишенной чувств и души, красотой статуи. Единственно, что занимает Элен, – это ее салон и светские приемы. Внешняя красота Элен заменяет собой духовную. Элен, по мысли Толстого, пустоцвет, именно поэтому она умирает. Она высмеивает желание Пьера иметь детей: не хочет обременять себя лишними заботами и портить свою фигуру. Дети в ее понимании – обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что самое главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен. Не выполнив своего предназначения женщины, Элен умирает.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба «дураки». Отцу удалось пристроиться на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и с целью его успокоить князь Василий хочет его женить на богатой наследнице Княжне Марье. Брак этот не состоялся, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам: он с легкостью разрушает счастье Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Но судьба наказывает его: на войне Анатоль теряет ногу. Конец жизни Толстой дает додумать читателям: либо Анатоль‑инвалид одиноко доживает свою жизнь, никем не любимый, либо опускается до разврата, убитый горем, либо погибает от гангрены, что очень возможно, учитывая состояние тогдашней медицины.

Примечательно, что никто из Курагиных не оставляет после себя наследников. Старинный же род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который продолжит род. Здесь ясна идея Толстого: будущее за семьей Болконских. Такие же семьи, как семья Курагиных, не имеют будущего.

    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
    • В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение. Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой […]
    • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]
  • Василий Курагин

    Имя Василий в переводе с греческого языка «царь», фамилия Курагин переводится на русский язык как экономный, задумчивый, бессодержательный. Василий Курагин - отец Элен, Анатоля и Ипполита, также он является дальним родственником графа Безухова. Возраст детей Василия колеблется от 20 до 30 лет.

    Внешность: В салоне Шерер Василий Курагин был в придворном, шитом мундире, в чулках, в башмаках и звездах, лицо его было в светлом выражении, он был с надушенной и сияющей лысиной, когда он улыбался, в его улыбке было что-то неожиданно грубое и неприятное.

    Василий Курагин был князем, говорил он «на том изысканном французском языке всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы». Светское общество считает Курагина уважаемым человеком, его окружают женщины, которые восторгаются им. Курагин рассыпает светские любезности, а сам подсмеивается над всеми. На самом деле он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих целей. Он циничен и корыстен, во всем ищет выгоду, главное в его жизни - деньги. Его отношение к окружающим снисходительное, алчность - основная черта характера князя Василия.

    Элен Васильевна Курагина (Безухова)

    Ее имя переводится с французского языка, как « светлая, избранная». Васильевна - царская, Курагина - экономная. Ее отец - Василий Курагин, братья Ипполит и Анатоль, муж - Пьер Безухов.

    Часто упоминается ее «однообразная, неизменяющаяся улыбка и античная красота тела. В салон Шерер она входит «шумя своею белою бальною полой, убранною плющом и мохом и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, как бы любезно представляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины. Элен была так хороша, как будто ей совестно было за свою красоту»

    Графиня Элен была замужем за Пьером, но не любила его, а вступила в брак только ради собственного обогащения. В Вильно она сблизилась с одним влиятельным вельможей, за которого хотела выйти замуж. Опять - таки она его не любила, а хотела выйти замуж из-за денег и статуса. Ради этого она предала святое - веру.

    Так же, как и ее отец, она корыстна и цинична, в свете она умеет быль молчаливо - достойной, производя впечатление умной женщины. Элен - душа общества, ею восхищаются и хвалят, но при этом она одна из самых глупых женщин в мире, так о ней говорит Толстой.

    Анатоль Васильевич Курагин

    Имя Анатоль переводится как «рассвет, восход, восток». Отчество переводится как «царский», а фамилия «экономичный». Он женат на польской девушке и скрывает это.

    Анатоль красив, чрезвычайно хорош собой. Он высокий красавец с добродушным и «победительным видом», «прекрасным большим глазами и русыми волосами».

    Основными чертами Анатоля была наглость, глупость, самоуверенность и спокойствие, когда он с кем-либо разговаривал, в речи не употреблял красивых выражений, речь его была проста. Относится к женщинам с презрением, привык нравиться и не испытывать ни к кому серьезных чувств.

    Ипполит Васильевич Курагин

    Его имя переводится как «распрягающий коней», отчество означает «царский», а Курагин - «экономный».

    «Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой- красавицей, но, несмотря на это он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной улыбкой». У брата лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».

    Ипполит Курагин - был князем, главное, что в нем можно отметить это его необычайная глупость, и самоуверенность. Отец называет сына «покойным дураком», а Толстой говорит о нем, что тот глуп, но не приносит никому вреда. Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником.

    Вывод: Отношения в семье фальшивы и лицемерны, все члены этой семьи живут ради своего удовольствия и удовлетворения, для этой семьи характерно бездушие и самовлюбленность, презрение к людям, отсутствие чести и совести, стыда и бездетность.

    Семья
    князя Василия Курагина.

    Для Толстого мир семьи - основа человеческого
    общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
    Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
    безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
    черты этого семейства.
    И сколько разрушений Курагины внесли - князь
    Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
    Курагины - третье в романе семейное объединение -
    лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
    несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
    круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
    настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
    Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
    безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
    низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
    Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
    моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
    желаний.

    Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
    Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
    был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
    светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
    том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
    наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
    свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
    всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
    Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
    восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
    посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
    но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
    казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
    Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
    беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
    всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
    употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
    иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
    почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
    что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
    выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
    своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
    Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
    "…И зачем
    родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
    бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
    же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
    может отец". Князь
    вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
    блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
    узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
    "она
    хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
    совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
    с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
    непрерывное увеселение.
    Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
    Василия и его дети.

    Элен Курагина
    Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
    пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
    улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
    бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
    робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
    бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
    предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
    открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
    бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
    кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
    слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
    действия этой красоты".
    Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
    Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
    живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
    в брак только ради своего собственного обогащения.
    Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
    животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
    не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
    будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
    своей личной жизни.
    Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
    эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
    свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
    ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
    под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
    ли не уважение.
    Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
    время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
    по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
    ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
    слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
    примирению".
    Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
    стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
    дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
    "Элен,
    возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
    затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
    покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
    В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
    следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
    скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
    ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
    испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
    известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
    подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
    Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
    умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
    Ипполит Курагин .
    "…Князь Ипполит поражал своим
    необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
    сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
    сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
    неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
    тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
    брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
    будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
    неестественное положение".
    Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
    с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
    На приеме у Шерер он предстает нам "в
    темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
    чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
    не смущала.
    Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
    говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
    невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
    любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
    темы.
    Характер Ипполита может служить живым примером того,
    что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
    значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
    необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
    душевную пустоту.
    Князь Василий называет Ипполита "покойным
    дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
    Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
    глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
    Анатоля.

    Анатоль Курагин .
    Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
    и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
    характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
    которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
    "Он не был
    в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
    того, что может выйти из такого или такого его поступка".
    Анатоль целиком свободен от соображения
    ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
    животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
    Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
    что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
    других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
    Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
    единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
    людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
    сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
    колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
    считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
    Такая полная свобода дана Анатолю его
    бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
    Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
    вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
    Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
    весело.
    Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
    Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
    отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
    думал Анатоль.

    «Война и мир» - одно из самых монументальных произведений русской литературы и, без сомнения, лучшее творение Л.Н. Толстого. Роман охватывает промежуток времени почти в десятилетие, показывает судьбы целых поколений, и особое внимание в нём уделяется портретам семей. Крайне интересным представляется сравнение Болконских и Курагиных .

    Несмотря на то, что оба семейства выходцы из дворянского рода, понятия о том, что есть семья и истинные ценности у Болконских и Курагиных сильно разнятся. Однако сначала о сходствах - помимо очевидного благородного происхождения их объединяет тот факт, что главы семейства остались без своих жён. И Василий Курагин, и Николай Болконский были вынуждены заботиться о детях самостоятельно. Всё бремя родительской опеки легло на их плечи, и они изо всех сил старались сделать так, чтобы их отпрыски были счастливы. Правда, представления о благах у них абсолютно разные.

    Семья Болконских в романе представлена Николаем Болконским, его сыном Андреем и дочерью Марьей. Николай - человек военный, строгих нравов и жёсткой дисциплины, что проявляется во всём. Он искренне любит своих детей, но часто просто не умеет показывать эту любовь. Потому хоть его слова порой глубоко ранят их, и Марья, и Андрей знают, что на самом деле отец готов жизнь за них отдать, так же как отдал бы и за Родину.

    Отношение к России занимает особое место. Несмотря на то, что Николай Болконский давно отошёл от военной службы, он не перестаёт переживать за судьбу государства и народа. Для него истинные ценности - это долг Родине, отвага, честь, следование традициям и сохранение чувства собственного достоинства.

    Очень похож на отца князь Андрей. Он не искал лёгкой славы и денег, поэтому хоть у него и была возможность пойти в армию в более высоком звании, чем адъютант, он ею не воспользовался. Привык, как и отец, всего добиваться своим трудом. Чувство патриотизма Болконского было так велико, что он попросил Кутузова направить его в отряд, получивший смертельно опасно задание. Не мог князь Андрей находиться в стороне, хотел быть на передовой и вершить судьбу своей страны самостоятельно.

    Всего себя отдавая России, Болконский был несколько скуп в проявлении чувств с родными. Перед «маленькой княгиней», как часто называл в романе Л.Н. Толстой Лизу Болконскую - жену князя, Андрей чувствует вину. Она подарила жизнь его сыну и умерла при этом. Однако встреча с Наташей Ростовой будто возродила в князе погасший огонь жизнелюбия, правда, именно в отношениях с ней ещё больше подчёркивалась натура Болконского. Они были совершенно разными.

    Марья Болконская всегда видела смысл жизни в том, чтобы устроить чужое счастье. На протяжении романа она совершает много поступков во благо других, в чём-то жертвуя собственными интересами. Однако в конце её чрезвычайная доброта, кротость и добрый нрав были вознаграждены, и она обрела истинное женское счастье с Николаем - братом Наташи Ростовой. Ещё Марья очень религиозна, она верит в Бога и живёт по его заповедям.

    Если в семье Болконских сосредоточены лучшие человеческие качества, то Курагины совсем другие. Василий - чиновник, а потому высокомерное отношение для него является поведенческой нормой. Он любит интриги, искусно их плетёт, чему обучил и всех детей. Пороки сопровождают Василия Курагина и всю его семью.

    Поучая детей, он делает их себе подобными - завистливыми, алчными и готовыми на всё ради достижения своей цели. Лишь один из его детей, а именно Ипполит не слишком сведущ в светском обществе. Он, так же как и другие родственники горд и самоуверен, но это сочетается с глупостью, поэтому Ипполит часто становится предметом насмешек.

    Другие дети Василия - Элен и Анатоль имели гораздо больший успех в свете. Элен - настоящая красавица, но душа её крайне уродлива. Обманом она завлекает Пьера Безухова в сети брака, а после изменяет ему с его же товарищем. Единственное, что интересует её - это деньги и любование собственной персоной.

    Элен - настоящая распутница и хотя об этом знает весь свет, её охотно принимали на раутах. Анатоль под стать сестре производил настоящий фурор своим появлением. Дамский угодник, нарцисс, видящий жизнь лишь как череду сплошных удовольствий - вот те слова, которые точно характеризуют его. Для него нет понятия чести, оно просто пустой звук.

    Сначала он разбивает сердце княжне Марье, когда обещав жениться, заводит интрижку с её же горничной, а после увлекает Наташу Ростову, прекрасно зная о том, что она обещана другому. В той ситуации, где Андрей Болконский проявил бы уважение и сохранил не только свои честь и достоинство, но других причастных к ней, Анатоль поступает иначе. Он идёт на поводу у собственных желаний, не задумываясь о последствиях.

    В романе «Война и мир» не существует двух более разных семей, чем Курагины и Болконские. Одни ратуют за честь, справедливость, помощь ближнему, олицетворяя всё самое лучшее, что есть в России и русских людях, другие же есть воплощение порока, всего самого дурного. Л.Н. Толстой чётко даёт понять, что есть истинные ценности и как он относится к ним.

    Это прослеживает по судьбам героев. Ни один из семьи Курагиных никогда не был счастлив по-настоящему, и Элен, и Анатоль постигла весьма трагичная участь, в то время как семья Болконских обрела счастье. Некоторые познали его уже на пороге смерти, но даже это великая честь.

    Писатель не зря так ярко обозначил черты самого доброго и светлого и противопоставил их всему плохому, Л.Н. Толстой будто хотел показать, что и представил семьи Курагиных, и представитель семьи Болконских есть в каждом из нас. Однако кем быть решать только самому человеку. Стоит только помнить о том, что всякое зло наказуемо, а добро - вознаграждено.