Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Тайшета
Открытое занятие
(Старшая группа)
Тема: «Россия – Родина моя!»
Подготовила; Михайлова Л.А.
Воспитатель старшей группы № 2
г. Тайшет
Цель : формировать знания детей о России.
Задачи: - расширять представления детей о родной стране;
Развивать речевые умения и навыки детей, выразительность речи при чтении художественных произведений (стихотворения о Родине), память, мышление;
Воспитывать патриотические чувства к Отчизне, гордость за
свою страну;
Закрепить знания детей о том, что Москва – главный город,
столица нашей Родины, о флаге России и его гербе;
Познакомить с мелодией гимна;
Развивать интерес к русским народным играм.
Материалы: герб РФ, полоски белые, синие, красные (каждому), карта географическая, сундучок, канат, фонограмма гимна РФ.
Предварительная работа : подготовка выставки рисунков «Родина моя», беседы о родном крае, его достопримечательностях, разучивание хороводной « Во поле березка стояла», рассматривание иллюстраций, книг по данной тематике.
Индивидуальная работа : разучивание стихотворений о символике России с Ильей Тарасенко, Артемом Королевым.
Словарная работа; активизация словаря – держава, Родина, президент, россияне.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познание, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие,
Восп-ль: (в русском народном костюме) Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я, Василиса Премудрая, принесла вам сундучок, а в нем спрятано все то, что дорого для русского народа. Прошу вас сохранить мой сундучок, ведь появилось в нашем городе страшное Чудо Юдо заморское. Очень уж хочет оно заполучить то, что в моем сундучке.
(выбегает Чудо Юдо, выхватывает сундучок)
Воспитатель: стой, Чудо Юдо, отдай сундучок.
Ч.Ю.: Еще чего, все золото и бриллианты должны быть моими!
Воспитатель: Но там нет золота и бриллиантов. Там то, что дорого нашему русскому народу. То, без чего наша Родина не может существовать и быть самой большой и сильной державой.
Ч.Ю.: Что же это такое?
Воспитатель: Это флаг и герб нашей страны!
Ч.Ю.: И это для вас ценности? Да вы, поди и не знаете ничего о своей Родине, вы же еще в детский сад ходите.
Воспитатель: А ты проверь.
Ч.Ю. Хорошо. Самое простое: как называется ваша страна? (Россия)
А главный город – столица России как называется? (Москва)
А кто у вас царь? (у нас президент В.В. Путин)
А вы кто, если живете в России? (Россияне)
Смотри-ка, точно знают.
Воспитатель: мы даже стихи о Родине знаем. Диана прочти.
Диана: Старый двор, березки молодые,
Хоровод кудрявых тополей –
Это все страна моя Россия,
Милый образ Родины моей!
Воспитатель: Правда, очень доброе и теплое стихотворение?! Все россияне очень любят свою родину, поэты посвящают ей стихи, художники картины, наша армия хранит покой нашей страны.
Ч.Ю.: Какая еще армия? Вот богатыри да, понимаю, но они жили давно, а сейчас нет таких силачей и бояться мне нечего. Сундучок ваш останется у меня, ведь если ваш флаг и герб будут у меня можно считать, что я победил целую страну. Я буду считаться самым сильным.
Воспитатель: Наши ребята тоже не слабые. Одна из русских забав - перетягивание каната. Вот, посмотри.(игра)
Ч.Ю.: Да, силушки вам не занимать, не хотелось бы мне с вами драться. Есть предложение: если вы сейчас сложите из цветных полосок Российский флаг, я отдам вам его. Идет?
Воспитатель: идет. Ребята, сколько цветов у нашего флага?(3) Возьмите три нужных полоски и положите их в нужном порядке. (дети выполняют задание)
Артем Кор.: Флаг России - триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Семен: снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
Алина Бр.: в середине флага - синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Полина Г.: сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он - войнам нет!
(И.Агеева)
Воспитатель: молодцы, все справились с заданием
А теперь давайте расскажем Чуду Юде какая большая наша страна. Физминутка.
Раскинулась моя страна от севера до юга (руки вверх, вниз)
Когда в одном краю весна, (машут руками как птички)
в другом снега и вьюга (обхватывают себя руками как будто замерзли)
И поезд по стране моей (изображают движение поезда)
К границе от границы (руки слева на право)
Не меньше, чем за десять дней (показывают на пальцах)
И то едва домчится.
Ч.Ю.: Отдаю вам флаг, но у меня осталось еще кое что. Российский герб. Если вы расскажете, что на нем изображено, так и быть отдам вам его.
(дети описывают герб)
На щите красного цвета изображен двуглавый, золотой орел.
На груди орла красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец, он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он убивает дракона. Дракон – это символ зла. Изображение на щите - символ победы добра над злом.
Воспитатель: Ну, что справились мы с твоими заданиями? Отдавай герб.
(Ч.Ю. отдает герб и уходит)
Ура, ребята, мы победили. А в честь победителей всегда звучит гимн. Это торжественная песня страны, слова ее величавы, они прославляют нашу Родину. Исполняется гимн в особо торжественных случаях. При исполнении гимна все присутствующие выслушивают его стоя, мужчины без головных уборов, разговаривать нельзя! Такое поведение во время исполнения гимна считается достойным. Авторы гимна – композитор А.В. Александров и поэт С.В. Михалков.
Давайте и мы встанем и молча послушаем гимн России.
(прослушивание)
Воспитатель: Ребята, а вы раньше слышали гимн России? Где?(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь я знаю, что вы можете защитить мой сундучок. Я оставляю его вам и со спокойной душой ухожу в свою сказку. До свиданья.
Марина Птицына
Развернутое комплексно тематическое планирование старшей группы «Мой город, моя страна» Сентябрь. IV нед
Цели :. Расширение представлений о родной стране , о государственных праздниках. Дать элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине - России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране , воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве - главном городе , столице России.
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Социально-коммуникативное развитие Широка страна моя родная » -расширение представлений о родной стране
Презентация – Столица России, гимн, флаг, герб.
Беседа - «Мой любимый город » , «Я – петербуржец» - закрепить и расширить знания детей о своём городе , понятие – «коренной петербуржец»
Беседа - «Дружат народы нашей планеты , «Москва – столица России» , «История России» . Цель : Познакомить детей с историей возникновения страны , с её символикой. Воспитывать интерес к истории своей страны , чувство любви и гордости за свою страну . Воспитывать патриотические чувства.
«Обычаи русского народа» Цель : расширять знания детей об обычаях и традициях русского народа.
Презентация : «Родина» , по стихотворению З. Александровой
Стимулировать возникновению сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Москву» .
Создать условия для возникновения режиссерской игры «Моя улица» . - Способствовать развитию творчества , речевой активности, использовать предметы-заместители. Организовать в группе выставку по
теме «Моя страна » : глобус, карты нашей Родины, герб, флаг, иллюстрации .
Выставка книг в уголке на тему «Моя страна » .
Наборы открыток.
Внести журналы, книги, фотографии, макеты.
Внести в группу Алфавит магнитный
Внести альбом
«Символика страны » . Подвести к пониманию того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны .
Выложить настольно-печатные игры
«Символы России» , «Страна Россия » .
Выложить фотоинформацию «Достопримечательности моего города » .
Д/и : «Кто где живет?» , «Кому, что нужно для труда» , «Собери картинку» .
Энциклопедия «Страны мира »
-иллюстрации природы России .
Предложить оказать помощь
В сборе материала по теме
«Моя страна »
Посетить с детьми Этнографический музей
Познавательное развитие У каждого своя Родина (страна ) - продолжать знакомить с картой и
множеством стран на земле .
Петербург- Ленинград- Петроград» - Работа с фотоматериалом.
Экспериментирование : опыт «Вулкан» . Задачи : показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; систематизировать знания детей о вулканах, показать вулканы на карте.
Рассматривании альбома «Город , в котором я живу» .
Виртуальная экскурсия по городу
Д/и «Загадки на улицах города » , «Доберись до дома» , «Подскажи дорогу» , «Что перепутано?» , «Собери мозаику» , «Угадай по описанию» , «Хитрые вопросы» , «Найди ошибку» .
Рассматривание альбомов с неофициальными символами России – матрёшки, балалайка, самовар, тройка лошадей, берёза
Рассматривание глобуса, карты мира
развитие Составление рассказов из личного опыта : «Моя прогулка по городу »
«Найди лишнее» - д/игра
Чтение художественной литературы -
А. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад»
В. Степанов «Наш дом» , «Что мы Родиной зовем» , альбом «Стихи о празднике, Родине» ;
Н. Забила «Путями-дорогами» ,
«Берегите Россию» , «Я – русский человек» - В. Гусев
«Лучше нет родного края» П. Воронько
С. Баруздин «Страна , где мы живём» .
Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны.
Художественно-эстетическое развитие -познакомить с символами России - (ромашки, берёзки, колосья пшеницы)
Слушание Государственный гимн Российской Федерации
песни о нашем городе . «Салют над городом »
Конструктивная деятельность. - фантазия на тему «Мой город в будущем »
Д/и «Обведи по трафарету и раскрась»
Физическое развитие Массажная дорожка
Гимнастика для глаз
Пальчиковые игры : «Семья» , «Дружная семейка» , «Дом» , «Как у наших у ворот» .
Игра-забава «Кто первый?
Итоговое мероприятие :: проведение детско-родительского досуга «Фотоориентирование» .
Учебно-методическая разработка
Конспект открытого занятия в старшей группе
для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»
Муртазина Любовь Александровна
воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района города Санкт-Петербурга
Программное содержание:
1. Расширять знания о родной стране. Формировать представления о том, что страна, где мы живем, огромна, называется Россия, столица - Москва, научить узнавать флаг, герб, гимн России.
2. Развивать логическое мышление.
3. Обогащать словарь детей существительными: страна, отчизна, родина, карта, граница, герб, флаг, гимн.
4. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
5. Развивать диалогическую речь.
6. Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за свою страну у детей.
Вход детей по музыку («Вместе весело шагать по просторам…»)
Приветствие детей (речь с движением):
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Входит Незнайка: «И я вас приветствую. И где же мы все живем?»
Дети: «Мы живем в России.»
Незнайка: «Что же такое Россия?»
Дети: «Это наша страна, государство.»
Воспитатель: «Как еще можно назвать страну?»
Дети: «Родина, отчизна, отечество.»
Воспитатель: «А как называются люди, которые живут в России?»
Дети: «В России живут россияне.»
Девочка: «Я россиянка.»
Мальчик: «Я россиянин, ты - россиянин.»
Незнайка: «Я вам принес подарок. Только он у меня рассыпался.»
Воспитатель: «Не волнуйся, Незнайка, ребята тебе помогут.»
Дидактическая игра «Ты внимательно смотри и картинку собери». (Дети собирают карту России из кусочков.)
Воспитатель: «Что получилось, расскажите!»
Дети: «Мы собрали карту.»
Воспитатель: «Это карта России. Как сказать по-другому?»
Дети: «Это карта нашей Родины, страны, Отечества, Отчизны.»
Воспитатель: «Правильно, и сегодня мы будем узнавать новое о нашей стране, Родине. Ведь каждый человек должен знать о своей Родине как можно больше.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.»
Незнайка: «Что-то я не вижу ни березок, ни домов.»
Воспитатель: «Незнайка, на карте все уменьшено во много-много раз. Если мы поднимемся над страной высоко-высоко, то увидим ее такой же, как на карте. Ведь на далеком расстоянии все предметы кажутся очень маленькими. Если совсем далеко подняться, то все предметы превращаются в точки.
Что нужно, чтобы подняться над страной очень высоко?»
Дети: «Нужен самолет или ракета.»
Воспитатель: «Сядем в самолет и полетим над землей. Незнайка, полетишь с нами и будешь фотографировать все интересное.
Чтобы хорошо все видеть, надо потренировать глазки: сначала сильно зажмурить, а потом посмотреть вдаль.»
Подвижная игра
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
На посадку!
Воспитатель: «Все приземлились? Сядем и посмотрим, что Незнайка сфотографировал.» (Просмотр слайдов полей, лесов, рек, озер, гор, морей под музыку.)
Воспитатель: «Здорово, поиграем в игру.»
Дидактическая игра «Один - много»
Одно «поле» - мы видим «поля» - «много полей»
Лес - леса - много лесов
Гора - горы - много гор
Река - реки - много рек
Озеро - озера - много озер
Море - моря - много морей
Незнайка: «Потом мы поднялись еще выше. Что это?»
Воспитатель: «Вот так выглядит страна с очень большой высоты, сравним с картой России.»
Дети: «Очень похожа на карту России.»
Воспитатель: «Что можно рассказать о России, глядя на карту?»
Дети: «Россия -огромная страна. В России много лесов и полей. В России есть горы. В России много рек, озер и морей.»
Незнайка: «А что это за красная линия?»
Воспитатель: «Это граница нашей родины. У каждого государства есть границы. Граница отделяет одно государство от другого.» (предлагается детям показать границу России)
Незнайка: «А что за кружочки на карте?»
Воспитатель: «Это города.» (Дети показывают города)
Незнайка: «Где наш город?» (Дети показывают и называют Санкт-Петербург)
Незнайка: «Почему один кружок самый большой?»
Воспитатель: «Это самый большой, главный город России - столица. Как называется?»
Дети: «Столица России - город Москва.»
Воспитатель: «В Москве работает президент, правительство страны, много театров, красивых домов, в небе над Москвой во время праздников вспыхивает салют.»
Гимнастика для глаз «Салют» (Дети надевают на большой пальчик салютик и следят глазами за движением салюта на пальце.)
Высоко салют взлетел,
Совсем низко улетел,
Влево, вправо полетел,
И на место свое сел.
Незнайка: «Интересно, меня все узнают по моей шляпе, а у России есть что-нибудь особенное?»
Воспитатель: «Конечно, это называется «символы». У каждой страны есть государственные символы - герб страны, флаг и гимн. У России герб - двуглавый орел на красном щите. (Слайд герба Российской Федерации)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
(Дети рассматривают герб России)
Незнайка: «А у меня в конверте сколько разных гербов! Как узнать сколько?» (Посчитать)
Воспитатель: «Помогите Незнайке выбрать только гербы России.» (Дети отбирают гербы России)
Воспитатель: «А вы знаете, что у каждой страны есть свой флаг? (Слайд российского флага) Флаг нашей страны трехцветный.»
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска -
Огненный рассвет.
Воспитатель: «Сколько полосок у российского флага и какие?» (Отвечают дети)
Воспитатель: «Белый цвет - это цвет мира. Белый цвет говорит, что наша страна миролюбивая, что она не нападает ни на кого. Синий цвет - верность, вера, народ любит свою страну и защищает ее, хранит верность ей. Красный цвет - цвет силы, кровь, пролитая за страну.»
Дидактическая игра «Какой - какая»
Страна какая - сильная, великая, могучая, миролюбивая
Народ какой - сильный, миролюбивый, могучий, великий
Воспитатель: «Давайте построим один большой флаг» (Строят из полосок флажки и собирают в один большой флаг)
Воспитатель: «У каждой страны есть гимн. Гимн - это главная торжественная песня страны. Гимн исполняют во время праздников и важных событий. При исполнении гимна все встают, а мужчины даже снимают головные уборы. (Звучит запись гимна)
Сегодня мы только немного познакомились с нашей страной. Но дальше к этой теме будем возвращаться все чаще и чаще, ведь каждому интересно узнать побольше о своей Родине.»
Оценка занятия детьми: А вам интересно было с нами? Что понравилось, что узнали нового?
Россия — великая страна, в которой растут замечательные люди. С самого детства необходимо воспитывать патриотические чувства и гордость за свою страну. В начале июня, в преддверии праздника Дня России педагог предлагает детям беседы о родине, о людях, прославивших Россию, о народном и сельском хозяйстве страны, её заповедных местах. Описание бесед, подборку народных подвижных игр, стихи о России, познавательные эксперименты вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Моя родина — Россия!».
Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития запланированы с.р. игры , «Шахтёры», «Фермер», беседа о Москве и пополнение книжного уголка книгами о России.
Познавательное развитие
Решая задачи познавательного развития воспитатель беседует о родине, флаге, гимне нашей страны. Организует игры и повторение стихов о днях недели, наблюдение за насекомыми и творческие игры с песком и водой.
Речевое развитие
Дети знакомятся со стихотворением «Что мы родиной зовём!» для дальнейшего рисования, решают проблемные ситуации, закрепляют навыки определения места звука в слове, что способствует речевому развитию детей.
Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития запланировано изучение гимна России, повторение народных хороводов и творческое рисование «Родина». Дети так же рассматривают альбомы «Награды и ордена», вспоминая о празднике , рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам. Педагог рассказывает детям о народах севера и предлагает украсить волосодержатель.
Физическое развитие
Для физического развития воспитатель подбирает подвижные игры народов России, предлагает вспомнить полюбившиеся физминутки и познакомиться с российскими олимпийскими чемпионами.
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Беседа «Как слушают и поют гимн». Цель: формировать патриотические чувства. | Беседа «Моя родина — Россия». Цель: обогащать знания детей о родине. | Упражнение «Ассоциация». Цель: развивать логическое мышление, активизировать речь. | Игра «Перевёртыши». Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. | Рассказ воспитателя о подвижных играх разных народов России. Цель: вызвать желание играть в новые игры. |
Про- гулка | С.р.игра «Пограничники». Цель: формировать умение действовать в соответствии с ролью, учить спокойно договариваться, вспомнить военные профессии. | Наблюдение за изменениями в природе. Цель: заполнить дневник наблюдений. | Дидактическая игра «Живые слова». Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме. | Игра «Весёлые ладошки». Цель: развивать творческое воображение. | П.и. «Серсо». Цель: учить набрасывать деревянные кольца на кий, развивать глазомер. П.и. «Встречные перебежки». Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. |
ОД | |||||
2 п.д. | Рассказ о работе шахтёра. Цель: расширять знания детей о профессиях. | Эксперимент «Реактивный шарик». Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Чтение стихов о России. Цель: воспитывать гордость за Россию через литературу. | Рассматривание орнаментов северных народов России. Цель: развивать эстетический вкус. | Разучивание игры «Рыбачёк и рыбки». Цель: познакомить с таджикской игрой. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Упражнение «Подарок другу». Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы. | Д.и. «Узнай символы России». Цель: рассказать детям о значении цветов флага. | Игра «Бросаемся слогами». Цель: продолжить учить детей составлять слова с заданным слогом. | Слушание гимна Российской федерации. Цель: обсудить с детьми слова и смысл песни. | Рассказ воспитателя о российских спортсменах. Цель: расширять представления о спорте. |
Про- гулка | Тренинг «Что мы делаем, когда…». Цель: расширять представления о семье. | Дидактические игры по выбору воспитателя. Цель: вспомнить правила игр, формировать выдержку и усидчивость. | Пословицы и поговорки о родине. Цель: поддержать интерес к народному слову. | Развивающее конструирование «Разные постройки». Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов. | П.и. «Кольцебросы». Цель: учить детей набрасывать кольца на колышки, стараясь набросить как можно больше колец. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре. |
ОД |