Плюшкин Федор Михайлович - коллекционер, собиратель псковских древностей, купец первой гильдии, потомственный Почетный гражданин г.Пскова, член городской управы, представитель одной из крупных торговых фирм города, почетный член Псковского археологического общества, входил в совет церковно-археологического музея, один из учредителей местного попечительства. Известность Ф.М.Плюшкину принесла собранная им на территории Псковской губернии коллекция древностей, насчитывавшая более миллиона исторических экспонатов.

Родился 7 февраля 1837 в г.Валдае Новгородской губернии в богатой купеческой семье, которая вела крупные торговые дела в Валдае, Новгороде, Пскове, Дерпте, Риге и даже в Индии. Однако Плюшкин не стал богатым наследником. В результате трагической случайности караван барок с дорогими товарами, принадлежавшими семье, затонул. В 1848 году от холеры умер отец мальчика, не успевший дать своему способному сыну достойного образования. Позднее из-за недобросовестности одного из поставщиков разорилась его мать, лишившись всего своего состояния. Мальчика отдали в учение к дядям – Николаю и Ивану Плюшкиным, братьям отца, державшим торговлю в Валдае. Плюшкин стал мальчиком на побегушках - прислуживал в лавке, убирал двор, бегал в трактир за кипятком. Несколько позднее подросшего Фёдора родственники отправили в Москву в услужение к фабриканту Бутикову. Московскому хозяину понравилось усердие молодого работника, его исполнительность и любовь к чтению. Вскоре Фёдор был назначен приказчиком. Через некоторое время вследствие внутрисемейных интриг Бутиковых юноше пришлось расстаться с ними и вновь вернуться к родственникам, которые к тому времени перебрались в Псков, где владели одним из крупнейших каменных домов в городе, расположенном на углу Сергиевской и Петропавловской улиц. В этом трёхэтажном доме находились магазины, номера для приезжающих и театр.

Именно в этом доме молодой Фёдор Михайлович 7 февраля 1859 в день своего двадцатидвухлетия открыл собственное торговое дело – галантерейную лавку. Пожар, случившийся летом 1867г., уничтожил дотла дом, где жил и торговал Фёдор Плюшкин. В 1870г. на старом фундаменте Плюшкин построил собственный каменный дом и навсегда осел в Пскове, пройдя все ступени торговой науки, от мелкого торговца в розницу до крупного оптовика.

Помимо торговли Плюшкин всегда интересовался историей. В начале 1870-х годов он начал собирать свою знаменитую коллекцию. В 33 года Плюшкин был принят в члены престижного губернского археологического общества. Коллекционирование постепенно стало основным делом его жизни. Его домашний музей насчитывал около одного миллиона экспонатов и включал в себя памятники традиционной культуры многих народов мира, старинные рукописи, иконы, гравюры, литографии, произведения живописи, декоративно- прикладного искусства, почтовые марки, монеты, медали, ордена, масонские вещи и т.п. Плюшкин собирал всё: великое и малое, реликвии и пустяки. В его музее, наряду с уникальными экспонатами вроде ценнейшей масонской коллекции (часть предметов которой принадлежала императору Павлу I) или представлявшими большую ценность рукописями XV-XIX вв. (некоторые отсутствовали даже в государственных хранилищах), блестящей нумизматической коллекцией, превышающей числом Эрмитажное собрание, а также редкими живописными полотнами, уживались вещи вполне заурядные: многочисленные дубли, чучела птиц, просто случайные предметы. Такая «всеядность» собирателя несколько снижала общее значение его коллекции и давало повод современникам приравнивать его музей к «лавке старьевщика», а собирательскую деятельность самого Фёдора Михайловича квалифицировать как «трогательное крохоборство». Сам Плюшкин пестроту и наличие случайных экспонатов в своём музее объяснял вынужденной необходимостью скупать у продавцов всё, что бы те ни предлагали. Как правило, эти предложения включали не только шедевры. Гораздо чаще попадались заурядные и серийные произведения. Плюшкин брал всё, понимая, что следующего раза может не быть. Приобретая экспонаты, собиратель, к сожалению, не фиксировал, что они собой представляют, где и когда бытовали. Его огромная коллекция не имела ни описей, ни обычного перечня предметов. Все данные о них хранились лишь в памяти собирателя.

Самой любимой плюшкинской коллекцией была нумизматика. Ее масштаб - 84 огромных ящика! Здесь было несколько старинных русских кладов, найденных в окрестностях Пскова, рубли царя Дмитрия Иоановича, рубль Емельяна Пугачева, рубли Антона Ивановича, Иоанна Антоновича, императора Константина Павловича, русские ассигнации, а также монеты из фарфора и раковин. Приблизительно в коллекции насчитывалось 100 тысяч экземпляров монет.

Плюшкин собрал редкую коллекцию книг и рукописей, икон, скульптуры, церковных облачений и т. п. Ему принадлежала икона «истязательницы» Настасьи Минкиной, фаворитки Аракчеева, которую убили собственные крепостные. Плюшкиным собрано множество предметов, которые относятся и к христианским культам, и к сектантству, и к масонству. Например, в коллекцию входили масонские передники, ленты, значки, кубки и прочие принадлежности масонского ритуала.

Богат и разнообразен этнографический музей купца, где собрано все, что имело отношение к укладу русской жизни в Псковской губернии, и богатое собрание серебряной посуды и столового серебра. По отзывам очевидцев, очень красивой была коллекция фарфора Аракчеева, хрусталя, принадлежавшего коронованным особам, кошельков, вееров, табакерок.

Художественная коллекция составляла 1029 картин, 700 миниатюр. В музее были картины известных русских и иностранных авторов (Верещагин, Венецианов, Айвазовский, Шишкин, Пуссен); гравюры, миниатюры, лубочные рисунки, собрание драгоценный камней, перстней, колец.

Много места занимало старинное оружие. Здесь находились различные образцы вооружения, начиная от каменных топоров и кончая образцами обмундирования, памятными медалями, знаками отличия, рукописями, знаменем Наполеона.

В рукописном отделении было 287 рукописей: среди них одна - XV века, 10 - XVI в., 58 - XVII в., 130 - XVIII в., 88 - XIX в. Имелись грамоты Ивана Грозного, письма Гоголя, полководцев Суворова, Витгенштейна. Отдел старописных книг и книг церковных имел 147 единиц, из них одна - XVI века, 29 - XVII века, 18 книг старообрядческой печати.

Из рукописей и автографов можно упомянуть подлинники Пушкина, Гоголя, Суворова, из вещей - фарфор генералиссимуса, его люстра и табакерка, пожалованная Екатериной II, много старописных изданий и ценных книг с иллюстрациями.

Плюшкин очень не любил покидать Псков. Практически всё своё собрание он сформировал в пределах Псковской губернии, по всей вероятности широко пользуясь услугами корреспондентской сети. Подобный способ был распространён не только в любительском собирательстве, но и при комплектовании фондов государственных музеев. Плюшкин писал: «Я не принимаю на себя ответственность ни за подлинность, ни за качество материалов, из которых они сделаны, так как считаю, что эти вопросы подлежат разрешению только специалистов». В начале 1900-х годов собиратель начал вести переговоры с Русским музеем Императора Александра III о продаже своей коллекции. Переговоры были длительными, их прервала скоропостижная кончина коллекционера. Наследники Фёдора Михайловича решили продать собрание отца, чтобы поправить своё финансовое положение. По слухам, за всё собрание ими запрашивалось 350 тысяч рублей. Столь высокая сумма была не по силам ни одному государственному музею. Для определения истинной стоимости плюшкинских коллекций в Псков была направлена экспертно-оценочная комиссия, состоявшая из известных специалистов в области истории культуры, искусства и музейного дела (Н.Н.Врангель, А.А.Миллер, Н.М.Могилянский, Н.В.Покровский, К.Ф.Ольденбург, К.К.Романов, Н.И.Репников, А.А.Спицын, В.И.Срезневский, Н.Д.Чечулин). Каждый из экспертов написал своё заключение относительно тех разделов собрания, которое он осматривал. Мнение членов комиссии было практически единодушным и гласило, что, несмотря на наличие отдельных произведений, представляющих несомненную ценность, это собрание как нечто целое особого значения не имеет. Возникла реальная угроза продажи плюшкинского собрания за границу. Покупатели имелись ещё при жизни владельца. В затянувшихся финансовых делах относительно приобретения собрания Плюшкина точку поставил русский император Николай II. В октябрьском номере журнала «Старые годы» за 1913 год сообщалось: «Плюшкинская коллекция приобретена Государем Императором за 100 000 рублей и будет распределена по музеям». В настоящее время экспонаты музея Плюшкина хранятся в Эрмитаже, Российском этнографическом музее, Русском музее, Российском Этнографическом и Музее истории религии, а также в Библиотеке Российской Академии Наук. Часть коллекции осталась в Пскове и хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике.

Федор Михайлович Плюшкин похоронен на Дмитриевском кладбище города Пскова.


Ф.М.Плюшкин с сыном среди собранной им коллекции

Меню статьи:

Среди всех помещиков образ Плюшкина – самый непритязательный и отталкивающий. Это, пожалуй, единственный из всех помещиков, в личности которого найти хоть одно мелкое положительное качество кажется подвигом.

Характеристика личности Плюшкина

Со Степаном Плюшкиным читатель знакомится во время его солидного возраста. О его характере в молодости и причинах формирования тех или иных качеств, к сожалению, не известно ничего, поэтому читателям и исследователям не остается ничего кроме, как воспринять черты его личности как должное, особо не вдаваясь в подробности формирования его характера.

Отличительной чертой Плюшкина является его необычайная жадность и скупость. Такая характеристика его касается не только крестьян, но и ближайших родственников и даже себя лично.

Плюшкин – очень богатый человек, но он живет так, как будто бы у него нет ничего кроме того, что одето на нем.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете рассмотреть таблицу, где описаны в поэме Гоголя “Мертвые души”

Такого мнения о Плюшкине не только Чичиков, посетивший этого помещика, но и все окружающие. Собакевич крайне неодобрительно отзывается об этом помещике и даже не стремится скрыть свое раздражение и неодобрение его личностью: «Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему».

Плюшкин предвзято относится к офицерам – он считает, что все они бесчестные люди, спускающие все деньги за карточным столом и живущие в помощью лжи и обмана.Чем старее, тем беспокойней и подозрительней становится Плюшкин: во всем ищет подвох и обман, что значительно усложняет общение с ним.

Жизнь Плюшкина лишена смысла – большинство своих дел и действий он делает «потому, что так надо», у него нет никакой цели в жизни в результате его жизнь все больше и больше становится похожа на существование и ожидание смерти.


Степан Плюшкин – крайне негостеприимный человек, он не любит общаться с другими людьми, а гости раздражают его, даже если они приезжают по делу. Такое отношение он не скрывает и прямо говорит об этом приехавшему к его усадьбу Чичикову, как бы утверждая, что он не рад его приезду.

Внешность Плюшкина

Плюшкин обладает необычной отталкивающей внешностью. Такое положение вещей связано не с его физическими данными, как, например, в случае с Собакевичем. Его неприятный внешний вид стал причиной игнорирования определенных гигиенических процедур и общего безразличия к своему внешнему виду. Когда Чичиков впервые увидел Плюшкина, то долгое время пребывал в недоумении после увиденного, так как «такого он еще не видывал». Внешне Плюшкин напоминал что-то среднее между мужчиной и женщиной. Он был очень тощий, лицо его не имело никаких отличительных элементов – оно было такое же тощее, как и его тело.

Предлагаем читателям ознакомиться с в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

На лице особенно выделялся подбородок – он был очень заостренным и завернутым настолько, что время от времени приходилось его вытирать, так как во время разговора Плюшкин оплевывал подбородок. Брови его были высоко расположены на лице, а глаза были непомерно маленькими, похожими на загнанных зверьков. Брился Плюшкин очень редко – его подбородок «с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей».

Одежда Плюшкина также желает быть лучше. В первую очередь она не соответствует его гендерному аспекту – по ее внешнему виду сложно определить мужская она или женская. Состояние этой одежды просто ужасающее – она похожа на лохмотья однотонно грязного цвета.

В целом костюм Плюшкина сложно разделить на элементы – он кажется сплошным куском лохмотьев: «никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук».

Семья и трагические перемены в личной жизни

Образ Плюшкина – это один из тех образов, о семье и прошлом которого мы знаем больше всего (о прошлом других помещиков и их семьи мы можем догадываться только из намеков). Судя по всему, Плюшкин никогда не отличался особой гуманностью и жизнерадостностью, но семейная жизнь необычно преобразила этого человека. Скорее всего, жена Плюшкина имела на него большое влияние и держала его в рамках. Однако такое положение вещей не длилось вечно – после смерти жены, негативные качества характера Плюшкина стремительно начали развиваться – и он стал абсолютно негативной личностью. После смерти жены у Плюшкина осталось трое детей – сын и две дочки. Младшая дочка умирает совсем маленькой. С другими детьми отношения у Плюшкина не заладились – вскоре оба ребенка покидают родительский дом. Дочка – Александра – выходит замуж без благословения отца, а сын сбегает в армию. С сыном у Плюшкина утрачивается всякая связь, возможно, его уже нет в живых.

С дочерью Александрой Плюшкин периодически общается, но назвать это полноценным общением невозможно – Плюшкин недоброжелательно и негостеприимно принимает дочку и ее детей, хотя простил ее за такой неблагочестивый поступок. В целом же «человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине» и он остался в гордом одиночестве не только в своем большом доме, но и в обществе в целом.

Усадьба Плюшкина

Исходя из такого описания внешности и характера Плюшкина, ждать отлично обустроенной усадьбы – пустое дело. И на практике это его раз доказывается. Плюшкину жалко материала для ремонта построек и строительства домов крестьян, поэтому все его постройки выглядят унылыми развалинами.

В целом же усадьба Плюшкина обширная и большая – в деревне живет много крепостных, но полноценной их жизнь нельзя назвать. В то время, когда хозяйство Плюшкина процветало, в деревне действовало две церквушки, но на момент повествования обе они не действуют и находятся в запустении.


Когда жена Плюшкина была жива, хозяйство Плюшкина процветало – крестьяне усердно работали и приносили значимый доход. После смерти жены все остановилось – крестьяне по привычке занимаются выращиванием различных культур, но они никуда не сбываются и поэтому сгнивают.

Дом Плюшкина

Дом Плюшкина имеет такое же унылое состояние, как и все в имении этого помещика. Раньше его дом был светлый и красивый. Здесь раньше часто бывали гости, а дом полон был веселья, но со временем дом становился все больше ветхим и запустелым. «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера*, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски».

Дом давно не ремонтировался – природные явления и время значительно разрушили его структуру и заметно ухудшили общее состояние.

Все окна в доме Плюшкина закрыты и свет проникает только в два окна – кабинет и спальню самого Плюшкина.

Состояние внутри дома мало чем отличается от внешнего облика – из-за темноты Чичикову не удалось подробно рассмотреть детали, но общее впечатление было не радужное – дом Плюшкина напоминал нежилой дом.

В кабинете Плюшкина царит беспорядок, все вещи лежат вперемешку с мусором. Старые вещи, даже если они были неисправны и вряд ли могли быть отремонтированы все равно не выбрасываются, а складируются по углам комнаты.

Сад и его значение в поэме

Единственным жизнерадостным местом в усадьбе Плюшкина является сад. Расположенный за домом, он олицетворяет величие и силу природы. Как и за всеми вещами в поместье Плюшкина, за садом никто не ухаживает и он постепенно пришел в запустение, но все еще выглядит величественно и красиво: «зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица».

Отношение к крестьянам и состояние крестьянских домов

У Плюшкина наибольшее число крепостных, по сравнению со всеми остальными помещиками – около тысячи. У Плюшкина крайне негативное отношение к крестьянам независимо от их отношения и качества работы. Плюшкин считает, что крепостные постоянно обкрадывают его и поэтому очень скептически и придирчиво относится ко всем своим сбережениям. Он настолько запугал своих крестьян, что они боятся что-либо брать без спроса, даже если это необходимые для жизни вещи: «Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить». На складах Плюшкина большинство продовольствия пропадает и после просто выбрасывается: «сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль», но использовать даже немного испорченные продукты также крестьянам нельзя.

4.7 (94.29%) 7 votes

Вий в свободном переложении Плюшкина

Часть первая http://www.youtube.com/watch?v=K-2z6g4cy_0
Можно прослушать в исполнении автора

Глава 15

Переезд на съёмную квартиру не занял много времени, потому, что перевозить-то собственно было и нечего. Весь скарб состоял из видавшего виды холодильника, обклеенного со всех сторон фантиками от конфет, такого же старого скрипучего дивана с просаленными подлокотниками, стола времён Сталина, достаточно большого и устойчивого, стиральной машинки «Ока» и магнитолы, тоже старой и скрипучей. Замыкал весь этот хлам огромный тяжеленный шифоньер, выполненный старым мастером по спец заказу. Ещё было несколько вязанок книг по медицине и каких- то закрытых мешков со шмотками и кухонной утварью. Правда детская мебель радовала глаз.
Мой тёзка свои игрушки переносил сам. Он был не по-детски серьёзным и казался от этого не по годам развитым. К взрослым обращался исключительно на Вы и был весьма с ними почтительным. Его сестра же проявляла свои незаурядные способности организатора, чувствовалась школьная закалка молодёжного активиста.
Из помощников были кроме меня ещё трое, это её муж, Олина подруга и друг. В первую очередь меня интересовал Владимир, муж Людмилы. Когда мы с ним работали на пару с тяжёлой мебелью, он показался мне вполне адекватным мужиком с покладистым характером и без инициативной натурой. Даже, когда решение, как развернуть мебель, для того, что бы поместить её в проём двери казалось очевидным, он смотрел на меня отрешённым взглядом и ждал команды. Был он, кроме всего прочего, весьма замкнут и за всё время погрузки только и бормотал:
-Людмила, ты это…,ты прости меня…, я…это…
А далее разобрать его бред не представлялось возможным. Обратил внимание и на одежду. В такой я хожу только за грибами и на рыбалку. Сама Людмила практически с мужем не общалась. Она даже не называла его по имени.
-Да уж…,-и эта, произнесённая мной вслух фраза, заставила Володьку на мгновение выйти из коматозного состояния и изречь:
-Ты это…Ты Людку не знаешь…Она баба что надо…
Потом каматозник опять забубнил, и я постарался не забивать свою голову его чушью. У меня своей чуши на тот момент хватало на двоих.
Тем временем, двое одноклассников, молодой человек и девушка, по-молодецки бегали по лестнице с не тяжёлыми сумками и пакетами в руках, при этом от любого сказанного друг другу слова истерически заливались гортанным смехом.
Оля краснела за них и оправдывалась:
-Не люблю я этих малолеток…Вечно их пробивает на ха-ха…
Её слова до меня дошли не сразу, но чуть позже я понял, что она имела ввиду. Молодым людям было по 17 лет. Такой романтический влюбчивый возраст… Позже, когда неполная семья въехала в новую квартиру и мы с Людмилой периодически в тайне от детей начали встречаться, случилось вот что…
Как обычно, созвонился с Людмилой на предмет встречи, та сказала, что задержится на работе, но пригласила всё равно к себе, потому, что дверь сможет открыть дочка. И мне предлагалось подождать.
Звонок разбудил дремавшую кошку, она соскочила с дивана, на котором спала Ольга и опережая хозяйку помчалась помогать отрывать входную дверь. Едва переступил через порог, как оказался в объятиях девчонки, которая после поцелуя в щёку тут же нашлась:
-Это не по настоящему, так можно…
Я опешил…Оля опередила меня с ответом на незаданный вопрос:
-У меня все друзья взрослые…Такие как Вы…А некоторые и покруче….
-А что так?-поинтересовался я.
И выяснилось, что Людмилина дочь уже с 14 лет начала жить как взрослая. Она встречалась с парнем, которому месяц назад исполнилось 26. Они расстались. От этого она не стала старше. Всё те же подростковые манеры и разговоры.
Пригласила на кухню и принялась готовить. Сидел напротив неё и думал:
-Какая помощница подрастает у мамы, будет маме на кого положиться в старости…
А хозяйка ловко орудовала ножом, кромсая в импровизированный салат свежевымытые овощи. Она стояла ко мне спиной и я невольно начал сравнивать её с Ксюшей. Ксюшка конечно постарше, но не многим...
В конце концов, пришёл к выводу, что несмотря на свою юность, она явно не дотягивала до моей женщины. Ксюша была почти модель, а Оля девочкой-подростком. Правда, и на её пухленькой фигурке тёмно-синий махровый халатик смотрелся вполне прилично, обволакивая кольцом её округлую попу. Но её попку не хотелось щупать, её попку хотелось отшлёпать…
Оля разложила салат по тарелкам, повелительно распорядилась нарезать хлеба и приступила к трапизе. Тщательно пережёвывая пищу, Оля нет-нет да и поглядывала на меня, стараясь уловить на моём лице отпечатки признаков своего очарования.
Перехватив её заискивающий взгляд, долго не мог восстановиться под его напором. Оля мои движения расценила по-своему. Она подошла ко мне и смело уселась на колени, обеими руками обвив мою шею и начинающую лысеть голову.
-Вот это финт,-просвистел я,-что дальше-то…?
Для Ольги дальше оказалось всё просто. Она вытянула трубочкой свои алые губки и направила их к моим. Потом, словно магнит припала к ним и как взрослая дама принялась языком водить по их очертаниям. Стало даже любопытно…А Оля продолжала внедряться языком в глубину моего рта, чем вызвала отклик моего языка и мы затянулись в страстном поцелуе.
Холодок пробежал по спине. И девушка почувствовала, как что-то большое и упругое стало подпирать её с низу. В тот момент в свои объятия она вложила все свои силы. Я стряхнул её с коленок и уже стоя, когда запустил свои шаловливые ручонки под халатик, почувствовал кончиками пальцев мягкое нежное восприятие её округлых нежных бёдер и столь же нежной попки.
Юная леди стояла передо мной в одном халатике и всё спланировала заранее. Я даже сравнил её со своей девушкой...До её припухших сосочков мои руки просто не успели дойти, потому что кошка сплошного чёрного окраса спрыгнула с подоконника, с которого она за секунду до этого безразлично рассматривала наши с Олей движения, лениво направилась к двери. Действительно, раздался звонок и Оля, отстранившись от меня, как ни в чём не бывало, пошла открывать дверь. Единственное, что бросалось в глаза, так это её пышащие жаром щёки.
Она перехватила у мамы сумки и понесла на кухню. Обходя в тесном коридоре друг друга мы как бы невзначай прижались телами и тотчас отпрянули…Оля взахлёб принялась хвалить гостя за то, что он пришёл не с пустыми руками, а заодно и своё умение быстро приготовить «вещь» из ничего.
Мама не заметила ничего подозрительного в поведении дочери и прошла на кухню. Оля прошла в свою комнату и затихла. Мы же с Людмилой при подростке не осмелились заняться любовью. Прошли в зал и до звонка её сына, который ходил в литературный кружок, рассматривали фотографии из семейного альбома.
Наши с Людмилой встречи у неё дома планировались заранее, так как нужно было согласовать абсолютно все графики и найти окно в 2-3 часа, что бы остаться одним. Не знаю, как, но Людмила выкраивала для встреч бывало и по 4 дня в неделю. Она говорила, что в это время отдыхает душой и телом. Я верил ей и старался не подводить.
Вместо цветов, в такие дни, я приносил продукты. Людмила брала у меня из рук оба пакета, ставила их на пол, как будто я сам не мог этого сделать и начинала ритуал встречи. Она обеими руками брала меня за воротник, притягивала к себе и впивалась в губы. Все движения её были точны и резки. Затем расстёгивала на куртке молнию и вешала её на плечики.
Прихожая в этой квартире просторная, в ней уместился даже новый импортный холодильник, который мы купили с ней почти сразу после переезда. В этом красавце бытовой техники принесённые мной продукты просто размазывались в объёме. Но смотрелся он среди прочей рухляди как то не очень. Очередная покупка пала на телевизор, выбирали все вместе. Пришли за маленьким, потому что, как я понял, Людмиле было не удобно принять от мужчины дорогой подарок, в результате купили навороченный. Телевизор на какое-то время приковал всё внимание ребятишек к себе так, как выдавал прекрасное чёткое изображение в стереоформате. Людмила шутила:
-Не знаю, радоваться покупке или плакать…Теперь детей не выпроводить на улицу просто так…То у них фильм хороший, то передача интересная…
-Да ладно, чего там,-успокаивал я женщину.
Но окончательно женщина запротестовала, когда речь зашла о покупке ноута. Была война, но дети одолели маму и она уступила, правда с кучей условий. Довольны остались все. В следующий раз мы замахнулись на диван. Скрип старого раздражал и не давал в полной мере выходу эмоциям Людмилы, когда мы занимались на нём сексом.
Учитывая её темперамент, мне приходилось не легко. Особенно в начале, когда весь мой предыдущий опыт говорил обратное. Людмила любила секс без правил, точнее, правила были, но почему –то всегда её. Она как вихрь, могла среди ясного неба так набедокурить, что мало не казалось. И это мне нравилось.
С этой женщиной не нужно было тратить время на подготовительные ласки, говорить комплименты и вообще, что либо делать. Она всё делала сама. Она даже не просила меня забить гвоздь в стену, а брала молоток и забивала его. Да так умело…Вот и в сексе всё делала сама.
Женщина сверху, это единственная поза, которой женщина владела в совершенстве.
После недельной гонки, инициативу в свои руки взял я. Как и положено, начал с классической позы, мужчина сверху. После душа совсем голенькие и мокрые мы как всегда подошли к дивану, Людмила бросила мне:
-Ложись на спину….
Я безвольно подчинился, а когда она привычно оказалась на мне, то я неожиданно для себя и тем более для неё, ловко подмял под себя. Её удивлённым глазам не было предела. Я смотрел на неё, а она на меня. Зная её темперамент, решил всё сделать по-своему, наоборот. Начал с чувственного поцелуя в губы, при этом не впился в её губы как это делала она, а очень нежно слегка притронулся к ним, и тут же отстранился.
Моя напарница не закрыла глаз, а продолжала наблюдать, как бы со стороны за моими дальнейшими действиями. Мне пришлось прибегнуть к хитрости, я начал целовать её в ресницы, вынуждая закрыть глаза. Потом перенёс свои поцелуи на разрумянившиеся щёки, а дальше опять на губы. В ход пошёл язык. Он, самым своим кончиком начал водить по губам женщины, меняя при этом и нажим и направление движения.
Иногда язык делал не смелую попытку погружения несколько глубже и получив отпор, тотчас возвращался на исходную позицию. На знакомство с языком партнёрши ушло несколько минут. Они не были потрачены в пустую, потому, что женщина начала трепетать всем телом, когда наши языки начинали танцевать. Кончик моего языка провёл ей по нёбу. Людмила вздрогнула и затихла в ожидании повторений.
-Это только начало, глупышка…,-подумал я и продолжил ласки.
Через мгновение сфокусировался на её шее и ушах. Когда мои губы ложились на шею и мягко подтягивали её кожу к себе, Людмила начинала выгибать голову вверх и в сторону, стараясь открыть доступ к ещё большим участкам открытого тела. Затем волосы начинали биться об подушку и выдавать её готовность принять новые ласки.
Оторвался от шеи и мгновение уделил оценке грудей. Они требовали доработки. Небольшие, заострённые, с небольшими кругами коричневой кожи вокруг набухших сосков и парой-тройкой длинных чёрных жёстких волосков, её груди смотрели в раскос и своей необычностью предполагали углублённые исследования на упругость и прочие оценки. Я прильнул к ним. Языком обозначил круг и принял сосок в рот. Прижал его к нёбу и стал рассасывать, как делают это новорожденные.
От причёски тут же не осталось и намёка, потому что Людмила забилась в конвульсиях и потекла. Соски обмякли и сморщились, тело расслабилось, а дыхание стало приходить в норму. Через несколько минут всё пришлось повторять заново. На этот раз язык обрабатывал спрятанный внутрь пупок. Реакция на прикосновения не бурная, но ожидающая дальнейших действий.
Опустился в поцелуях на новый уровень, уровень пришёлся на выпяченный наружу лобок. Он оказался свежевыбритым с запахом недавно принятого душа. Мой язык принялся исследовать возвышенность, подбираясь незаметно к впадине на её теле. Женщина приподняла таз и обнажила губы, приглашая поласкать и их языком. Ещё минута и мой язык ощутил соленоватый вкус, это произошла его встреча с её клитером.
После нескольких движений вокруг, язык вынурнул наружу, что бы потом снова погрузиться во тьму. Клитор, и без того напухший и скользкий, ещё больше увеличился в размерах и требовал от моих губ полностью поглатить себя, но не просто, а с нажимом и круговыми движениями.
На помощь для глубокого внедрения вглубь пещерки я призвал пальцы, которые к тому времени успели ухватить попку партнёрши и уже сильно привлекали её к моему лицу, помогая языку справиться с поставленной задачей. Людмила громко с отрывом стонала и перебрасывала по дивану своё тело с безумной яростью, пытаясь найти оптимальный угол атаки.
Ощутив, что женщина на подходе, резко отстранился от неё, заставив на мгновение открыть мутные глаза и тут же завис над тем же местом, упираясь в огненную стихию своим членом. С конца закапало сначала на лобок, а затем и на клитер. Мой член напрягся и начал проникновение. На полпути остановился и поспешил на выход, но не до конца, а так, что бы снова и снова подразнить её язычок.
Каждое вхождение углубляло проход совсем чуть-чуть. Людмила же старалась своими встречными движениями заполучить всё и сразу. Однако, обладая достаточным опытом мне, как правило, удавалось сдерживать её похоть. Наконец, погружение состоялось. Людмила ахнула, замерла и с диким напором начала принимать в себя всё удары моего конца.
Вот тут я уже перестал контролировать свои движения и они распоясались. Удары о лобок наносились с большой амплитудой и силой нажима. Потом, в ход пошло изменение угла атаки, что тут же сказалось на состоянии партнёрши, потому что после этого она уже перестала сама контролировать своё поведение и не придумала ничего лучше, как громко стонать и кричать во всё горло. Её безрассудное поведение добавило масла в огонь, мы нагнали невероятный темп и вскоре вышли на финишную прямую, при чём на мгновение она меня опередила и уже билась в конвульсиях, когда к ней, наконец, мне удалось присоединиться.
Немного полежав рядом без движений я спросил, не хочет ли она продолжить гонку. Она устало выдохнула и отказалась, сказав, что такого секса у неё ещё никогда не было и она за это время выложилась по полной программе. А я и не возражал…
В следующий раз Людмила полностью доверилась мне. Отключили все телефоны. Перед душем Людмила выпросилась на кухню покурить и выпить чашечку кофе. Она курила много и часто. Я ругал её и пытался остановить. После того как она призналась, что имеет незаконченное высшее образование и сама без пяти минут доктор и знает, что делает, я отступился.
Последовал за женщиной. Та села на против меня, затянулась сигаретой, набрала в рот побольше дыма и отвернувшись к приоткрытому окну начала наслаждаться процессом. Людмила была достаточно образованной и начитанной собеседницей и мне с ней было легко общаться на любую тему, даже на такую, как футбол или хоккей. Это была ходячая энциклопедия. Откуда это у неё?
Она рассказала, что до 18 лет была прилежной ученицей в школе и по настоянию родителей поступила в медицинский.
Учёба давалась легко и она на курсе блистала своими знаниями. Когда девушка перешла на 5 курс её ждали перемены. Умер отец. Влияние семьи ослабло на столько, что девке захотелось ощутить дыхание свободы. И впервые в её жизни появился мужчина. До него на молодую еврейскую девушку парни как то не спешили заглядываться...
С ним познакомились на картошке. Перенесли знакомство в город и вскоре поженились. Родилась Оля. Володя, с которым мы уже встречались при переезде, не всегда был букой. Золотые голова и руки обернулись трагедией для семьи. Он ударился в пьянку, хотя вначале просто приходил под лёгким шафе, всегда с готовым оправданием на устах.
-Отблагодарили водкой, я не смог отказаться, что бы не обидеть людей,-так он оправдывался перед супругой.
Потом Володька стал продавать из дома всё, что попадало под руку. А ещё потом, когда Людмила поставила вопрос ребром быть ли семье, муж крепко задумался и закодировался. Для семьи настали совсем другие времена. Людмила, которая устала от пьяных выходок мужа и наконец увидела просвет в отношениях сделала робкую попытку закрепить свалившееся счастье и решилась на рождение второго ребёнка. Муж обрадовался рождению мальчика и, видимо от чрезмерного счастья вновь запил.
На этот раз капитально. К тому времени потерял работу и жил только на скромный заработок жены. А та пахала с утра до ночи продавцом в супермаркете, где немножко подворовывала. Вскоре обман открылся и она тоже оказалась на улице. Присоединилась к мужу. Пили вместе. Жёстко и беспробудно.
Очнулась только когда встал вопрос о лишении её родительских прав и дети отдавались на воспитание в детский дом. Поклялась себе, что вернёт детей. Через год они уже жили вместе. Муж пить не перестал, а наоборот на глазах превращался в «нелюдя». Идти женщине было некуда. А у мужа была 2 комнатная квартира, правда в придачу к ней двое пьющих пенсионеров, родителей мужа.
Людмила для себя поставила целью во что бы то ни было вырваться из порочного круга и воспитать своих детей достойными людьми. У которых, по крайней мере, не было бы заветного Новогоднего желания чего-нибудь, но сытно поесть. Услышав эту историю я испытал шок.
Наверное и встречаться я с Людмилой начал от сострадания. Так или иначе, но женщина со мной ощутила, наконец, себя женщиной и преобразилась. Мы справили ей приличную одежду и я заметил, что женщина вовсе не переросток неопределённого возраста, а вполне респектабельная дама с вполне приемлемой фигурой и смазливым нарисованным лицом.
Что то перепало и детям. С младшим даже успели подружиться, но про отношения с Олей я вообще молчу. Дочка Людмилы не оставляла надежду остаться со мной наедине, правда все попытки так или иначе сводились на нет. К Людмиле по прежнему с моей стороны так и не было чувств. Скорее я восторгался её волей и трепетным отношениям к своим детям. Ради них она готова была пожертвовать своей жизнью и собственным счастьем. И это не пустые слова…
Через пару месяцев разведёнка примерила на себя бремя вдовы. Её бывшего по- пьяне грохнули собутыльники и его тело нашли недалеко от дома. Она не расстроилась и даже не пошла на похороны, хотя со своей стороны я призывал её сделать усилие над собой и проводить отца её детей в последний путь. Дети, следуя примеру матери не пошли на похороны отца тоже. Как говорит русская пословица, это было всё «по-еврейски». Я решил, что не имею права осуждать их и больше мы к этому вопросу не возвращались.
Постепенно начал привыкать к чужой и новой для меня семье.
Людмила работала не на себя, как мне могло показаться раньше, а на хозяйку. Та полностью доверилась продавщице и приходила только раз в месяц, что бы забрать свой доход. Людмила конечно приворовывала, но знала меру. Отношения устраивали обеих женщин.
Однако денег катастрофически не хватало, особенно когда после оплаты съёмной квартиры почти ничего не оставалось. Хорошо, что обеды для детей были бесплатными. Сама же целыми днями Людмила курила, подавляя на какое-то время чувство голода. С моим приходом в семью всё изменилось. Дети перестали голодать и у них появилось всё необходимое для нормальной жизни. Людмила по ночам, наверное плакала от счастья, потому что чрезмерная влажность подушки оставалась до самого вечера, до моего прихода.
Но полностью сходиться с Людмилой я не собирался…Приходил как обычно…и уходил как обычно…А Людмила сама так и не осмелилась предложить мне окончательный переезд.
Отношения затягивались на фазе кратковременных встреч. Ощущение свободы не отпускало меня…
Кроватно-диванные отношения между тем развивались нарастающими темпами. Мы с Людмилой перешли к экспериментам. Как правило, перед тем как оттянуться, мы с ней вместе принимали душ. Она поворачивалась ко мне спиной, а я брал в руки мочалку и доводил её тело до лилово-красных оттенков. Начинал с шеи. Людмила сгибала её вниз и обнажала от волос.
Потом, мочалка скользила вниз, по позвоночнику, перебирая каждый позвонок в отдельности. А когда она доходила до поясницы, то Людмила начинала нервничать и просила не опускаться ниже. От чего я так и не понял. Хотя несколькими минутами позже, когда она разворачивалась ко мне лицом и я проводил мыльной рукой по ей щекам и ресницам, она разрешала мне всё. Даже пускала мою руку себе между ног.
И вообще, Людмила отчего то боялась стоять ко мне спиной. Всякий раз, когда у меня появлялось желание войти в неё со спины, она выворачивалась и глядя мне в глаза просила:
-Пожалуйста не нужно, мне не приятно…
Я вспоминал Ксюху и удивлялся...
Мне всё же удалось убедить партнёршу довериться. Таким осторожным я ещё никогда не был. Прямо в душе, когда тёплая вода заливала её спину и моё лицо, я нагнул её так, что она вынуждена была выставить вперёд обе руки и сохраняя равновесие замереть в ожидании.
Нежными движениями рук начал массировать её напряжённую шею, плечи и руки. Потом перешёл к легким поглаживаниям плеч и лопаток. Людмила не шевелилась. Когда мои руки начали соскальзывающее движение вниз и вплотную подобрались к её талии с боков, Людмила попыталась освободиться от моих рук и произнесла:
-Давай всё-таки не будем…
Я что то промычал в ответ, но движений не прекратил. Она обречённо опустила голову.
Отложил в сторону мочалку и продолжил массировать её тело руками. Мыльная пена придавала движениям необыкновенную лёгкость и эротичность. Движения пришлись на бёдра, когда партнёрша взбрыкнула и стала вырываться. Удерживать я её не стал, так как почувствовал всю серьёзность её намерений.
-Хорошо,-тогда сказал я и продолжил массажировать другие части тела.
Женщина успокоилась и мы продолжили наслаждаться любовью.
Похожая картина ещё не раз наводила меня на определённые мысли. Несомненно женщина когда-то подверглась насилию…
На преодоление её страхов ушёл месяц. Постепенно я подводил партнёршу к мысли о неизбежности вторжения со спины, но для этого она должна мне полностью довериться. Я убеждал её, что ей будет совсем не больно, а наоборот приятно. И вот Людмила смирилась со своей участью окончательно. Она допустила меня до бёдер без видимого страха и сожаления.
Понимая, что наступает момент истины, я не мог ошибиться в своих действиях, поэтому развернул женщину к себе лицом и в последний раз открыто посмотрел ей в глаза. И по взгляду я понял, что она мне доверяет. Опустился перед ней на корточки и стал ласкать поцелуями её животик и бёдра. Постепенно поворачивая женщину вокруг оси остался один на один с её попкой. Она задрожала мелкой не проходящей дрожью.
Нанёс несколько чувственных поцелуев в область ягодиц, попеременно перенося фокус на следующий участок. И только после этого поднялся. Взял свой инструмент в руку и как можно нежнее дотронулся им между ног. Людмила, подчиняясь лёгкому нажиму наклонилась. Моя свободная рука не прекращала ласкать её ягодицы. А другая, та что с инструментом, начала лёгонько продавливать его вглубь, при этом совершая раскачивающе-вкручивающие движения.
Между ног засопливилось и безболезненное вторжение стало очевидным. Медленно и нежно мой член был полностью поглощен её плотью. Она не ойкнула и не вскрикнула… Цель безболезненного введения пениса состоялась и осталось только вывести партнёршу на новый уровень ощущений и эмоций. После нескольких приятных для неё вхождений женщина окончательно освободилась от напряжения и уже сама стала провоцировать меня на проникающие движения с обычной амплитудой и нажимом. Отчётливые хлопки моего живота об её попу только усиливали наши движения и наконец Людмила начала подмахивать. Процесс пошёл…
После акта, женщина созналась, что будучи студенткой она действительно была изнасилована придурком-одногруппником в позе со спины, после чего уже никогда не могла допустить физического контакта в этой позе. Страх после нашего романтического вечера у женщины пропал навсегда.
Более того, она всякий раз потом, когда у нас с ней были уже другие встречи, предлагала сама вторжение со спины и именно не в классическом исполнении. Предложения звучали как вызов и с благодарностью принимались мной как наивысшая степень доверия.

Обычные охранные раскопки на месте дома XIX века, снесённого ещё в советское время, подарили археологам весьма редкую находку – клад нумизмата.

В кладе были шесть жестяных банок (размерами 13х18 см), а также серебряные кубок и ковш, внутри которых находились монеты и другие мелкие предметы. Некоторые монеты были уложены в мешочки, другие - завёрнуты в бумагу и лишь потом уложены в банки.

Коллекция охватывает большой временной отрезок – от XV до начала XX в., в ней есть и монеты-чешуйки Новгорода, Пскова, Твери, Москвы, и монеты Николая II. Не все находки относятся к редкостям: так, в кладе есть медные пятаки Екатерины II, которые особой ценности не представляют. Однако здесь же были, например, полуполтина Алексея Михайловича (её делали из европейского талера, разрезав его на четыре части), и монета недолгого правления Бориса Годунова, и редкие деньги непродолжительного правления Петра I, и рубль Алексея Михайловича 1654 г. (который чеканили всего только один год). Кроме того, в кладе нашлись польские монеты, чеканившиеся в России, полный набор монет от Петра I до Петра III, монеты Елизаветы, Анны Иоанновны, коронационные монеты Николая I и Александра III.

Из других, «немонетных» находок интересна серия орденов и медалей XVIII–XIX вв., среди которых – два ордена Станислава и орден Анны. Есть и другие награды: кубок и два бокала с вензелями Екатерины II. Особое любопытство вызывает наградной ковш с имперским гербом и дарственной надписью (её можно будет прочесть после реставрации). Там же находился костяной игольник китайского или японского производства.

Одна из банок оказалась заполнена предметами мелкой культовой пластики: иконами-складнями, образками, киотными крестами. Точное количество находок пока неизвестно – они пока не отреставрированы и не очищены. Однако сообщается, что только в одной банке лежало 305 монет.

«Человека, который собирал коллекцию, мы бы обязательно знали. Они все были известны, не скрывали свои имена, состояли в Археологическом обществе. Такой коллекцией мог владеть только Фёдор Плюшкин», – считает Татьяна Евгеньевна Ершова, руководитель «Псковского археологического центра», проводившего раскопки.

Фёдор Михайлович Плюшкин (1837–1911) был купцом и владельцем одной из самых больших частных коллекций в России. Есть легенда, что А.С. Пушкин увидел фамилию Плюшкиных на вывеске в Валдае, рассказал о ней Н.В. Гоголю, а тот наградил этой фамилией помещика-«коллекционера» из «Мёртвых душ». В общем-то, художественный вымысел был не так уж далёк от прототипа. Плюшкин собирал свою коллекцию более 40 лет, и в ней, помимо шедевров живописи кисти Верещагина, Венецианова, Айвазовского, Шишкина, уникальных документов (писем А.В. Суворова, Н.В. Гоголя) и личных вещей А.А. Аракчеева, были чучела гусей и уток, какие-то маловразумительные булыжники и вырезки из популярных журналов. Всего коллекция Плюшкина насчитывала около миллиона (!) предметов, среди них – 84 ящика монет (нумизматическое собрание Эрмитажа в то время было скромнее).

Плюшкин, однако ж, пускал публику в свой частный музей. Один из современников писал: «Сокровища размещены где только можно, без всякой системы: картины и портреты развешаны по стенам как попало, иконы теснятся возле больших пейзажей или маленьких силуэтов в старинных рамах, а возле стен, в витринах и на шкапах громоздятся фарфоровая посуда, самовары чуть ли не петровского времени, старинные часы, древнее оружие».

В последние годы жизни коллекционер вёл переговоры с музеями о продаже своего детища, но договориться не удалось. Уже после смерти Плюшкина всё собранное им за 100 тысяч рублей купил Николай II, после чего коллекция разошлась по разным институциям: часть поступила в Российский этнографически музей, часть – в Эрмитаж, часть в Русский музей, рукописи из неё сейчас находятся в Пушкинском доме. Точно установлено место хранения примерно 10% коллекции Плюшкина (около 100 тысяч предметов).

Между тем археологи отмечают, что клад был спрятан уже после смерти купца. Судя по газетам, в которые были завёрнуты монеты, сокрытие произошло не раньше осени 1917 года. Возможно, предметы спрятал наследник Плюшкина, живший в то время во Пскове. Как бы ни сложилась его судьба (а, скорее всего, она была трагической), за кладом хозяин не вернулся.

По материалам

Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный и таинственный классик русской литературы. Его произведения наполнены мистикой и тайнами. Знакомясь с творчеством этого величайшего писателя, читатели, каждый по-своему, понимают глубочайший смысл, заложенный в его произведениях.

В данной работе мы попытаемся определить роль сада в шестой главе поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, а также выяснить смысл и функцию каждого элемента.

Плюшкин - чистилище

Всё путешествие предпринимателя Чичикова- это путешествие по аду, чистилищу и раю. Ад- Манилов, Коробочка, Ноздрёв и Собакевич; чистилище- это Плюшкин. Не случайно описание его поместья находится посередине, в шестой главе.

Гоголь представлял своё творение в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». По аналогии с данным произведением автор решил провести Чичикова: первый том - ад, второй том - чистилище, третий том - рай . Это мнение заслуженного учителя России, доктора педагогических наук Натальи Беляевой. Мы, анализируя главу, будем придерживаться этой точки зрения и отнесем Плюшкина к чистилищу.

Усадьба - это господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом и пр., поэтому, ставя своей целью определить смысл и функцию сада в шестой главе, мы затронем по мере надобности и те усадьбы, которые упомянуты рядом с ним (дом).

В Плюшкине осталось что-то человеческое, у него есть душа. Это подтверждается, в частности, описанием преображения лица Плюшкина, когда речь зашла о его товарище. Важной отличительной чертой является и то, что у Плюшкина живые глаза: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши... » . В его селе есть две церкви (присутствие Бога).

Дом

В рассматриваемой нами главе упомянуты дом и сад. Дом даже дважды: при въезде в усадьбу и при выезде из неё. Дом видится Чичикову, когда он подъезжает к усадьбе.

Обратим внимание на окна, обозначающие «лицо» дома: фасад - от face - лицо, а окно- от «око »- глаз. Автор пишет: «Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги» . Треугольник на одном из окон отсылает к «божественной символике». Треугольник- символ Святой троицы , а синий - цвет неба. Дом символизирует нисхождение во тьму перед возрождением , то есть чтобы попасть в рай (в данном случае сад), нужно пройти через тьму. Сад находится позади дома и, таким образом, произрастает свободно, выходя за село и пропадая в поле.

Сад

Сад - один из излюбленных образов художественной литературы. Садовый пейзаж характерен для русской традиции, особенно поэтической. Так, упоминает сад А.С.Пушкин в «Евгении Онегине»; «Запустение» Е.А.Баратынского; «Сад глухой и одичалый» у А.Н. Толстого. Гоголь, создавая пейзаж сада Плюшкина, входил в эту традицию.

Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души»- это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый… ». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа.

Сад - царство растений, поэтому всегда важно, что растёт в нём и как. В саду Плюшкина Гоголь упоминает берёзу, хмель, бузину, рябину, лесной орешник, чапыжник, клён, осину. Остановимся на первом упомянутом в саду Плюшкина дереве - берёзе. Берёза играет роль Космического дерева , соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Корни дерева символизируют ад, ствол - земную жизнь, крона- рай. Берёза была лишена верхушки, но не всей кроны. Можно разглядеть параллель с образом Плюшкина, у которого всё-таки осталась душа в отличие от Манилова, Коробочки, Ноздрёва и Собакевича.

Автор сравнивает берёзу с колонной. Колонна символизирует мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землёй ; также символизирует Древо Жизни. Из этого следует, что душа Плюшкина тянется к Небу, к раю.

Излом, которым оканчивался ствол березы, представлен в виде птицы. Птица - символ освобожденной от плоти человеческой души . Но птица чёрная. Черный – символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции чёрный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины .

Остановимся на некоторых других растениях, связь которых с Плюшкиным и нашим его пониманием удалось установить. Это: хмель, ива, чапыжник. «…Дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья… », - данный фрагмент напоминает описание внешности Плюшкина: «Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей» . Растительность на лице Плюшкина, как седой, жёсткий чапыжник. Однако скребница из проволоки уже утрачивает связь с садом: это не живая плоть, а металл.

По всему саду произрастал хмель. Он рос понизу, обвивал до середины березу и оттуда свешивался вниз, цеплялся за вершины других деревьев, висел в воздухе. Хмель считается растением, соединяющим человека с духовным миром. Таким образом, в саду Плюшкина есть не только горизонтальная бесконечность, но и вертикаль, соединяющая землю с небом. Сломанная в берёзе, она восстанавливается хмелем.

Далее упоминается клён. Клён - символ молодости, юности красоты, любви, свежей силы, жизни . К этим значениям присоединяется и значения огня. Огонь - символизирует солнце и солнечный свет, энергию, плодородие, божественный дар, очищение. Кроме того, огонь – это медиатор, связывающий небо и землю . Разумеется, нельзя думать о возможном преобразовании Плюшкина, но на духовное преображение человека Гоголь, судя по всему, надеется.

Затем следует описание осины. Осина представляет символ плача и стыда . Ворона- символ одиночества. Жизнь Плюшкина даёт основание для того и другого.

Таким образом, всё, что было или может быть в человеке лучшего, живого, уходит в сад. Мир человеческий тускл и мёртв, а сад буйно живёт и сияет. Сад, как место пребывания души, позволяет вспомнить, что в Гоголевском мире мёртвых есть проблеск жизни.