Александр Яковлевич Розенбаум. Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001).

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой.

Его родители Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы. Софья - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум.

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте.

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь.

В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57.

Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко.

Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова.

Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп.

В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).

Александр Розенбаум - Одесские песни

Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Александр Розенбаум - Гоп Стоп

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно...») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»).

Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну...» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»).


Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота "Чёрного тюльпана"», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий - фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными).

Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Чаще всего выступает или с 6-струнной, или с 12-струнной гитарой. У него собственная насыщенная манера игры, так как артист часто использует спаренные струны, придавая звуку яркую окраску.

Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.).

После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

В 2002 году песня Розенбаума «Начальник из сыскной» прозвучала в криминальном сериале «Бригада». В том же году он получил второй «Золотой граммофон» за песню «Мы живы», а через год - первую премию «Шансон года» за композиции «Глухари» и «Казачья». Далее музыкант получал премию «Шансон года» ежегодно, за исключением 2008 года.

В 2005 году его знаменитая песня «Заходите к нам на огонек...» звучала в мелодраматическом сериале «Две судьбы».

В 2012 году Розенбаум получил третий «Золотой граммофон» за песню «Любовь на бис», исполненную в дуэте с Зарой.

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

В своей творческой деятельности Розенбаум не раз записывал песни в дуэте с другими исполнителями, например, с Григорием Лепсом, Михаилом Шуфутинским, Братьями Жемчужными, Иосифом Кобзоном.

Александр Розенбаум - Вальс-бостон

Общественно-политическая позиция Александра Розенбаума

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан - быть главным морским храмом страны, - по мнению Председателя совета фонда Александра Розенбаума является "святой задачей"».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся «персонами нон грата» на территории Украины.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Рост Александра Розенбаума: 174 сантиметра.

Личная жизнь Александра Розенбаума:

Дважды был женат.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но первый брак длился всего 9 месяцев.

Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, она врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова. Поженились в 1975 году. У пары родилась дочь Анна.

Дочь - Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) - филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля Тиберио Чаки, спортсмена-пловца, который закончил спортивную карьеру. Занимается сетью пивных «Толстый Фраер».

Внуки: Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге; Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005); Дэниэль и Андрей (родились в феврале 2014).

Дискография Александра Розенбаума:

«Домашний концерт» (1981)
«Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Посвящение посвящающим» (1983)
«Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Концерт в Воркуте» (1984)
«Эпитафия» (1986)
«Мои дворы» (1986)
«Нарисуйте мне дом» (1987)
«Дорога длиною в жизнь» (1987)
«Концерт на ЛОМО» (1987)
«Нью-Йоркский концерт» (1987)
«Казачьи песни» (1988)
«Анафема» (1988)
«Гоп-стоп» (1993)
«Ностальгия» (1994)
«Горячая десятка» (1994)
«Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
«Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
«На плантациях любви» (март-май 1996)
«Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
«Возвращение на Арго» (февраль 1997)
«Июльская жара» (ноябрь 1997)
«Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
«Настоящий солдат» (апрель 2001)
«Старая гитара» (2001)
«Странная жизнь» (2003)
«Я вижу свет» (июль-август 2005)
«Попутчики» (2007)
«Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
«Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
«Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
«Метафизика» (2015)

Фильмография Александра Розенбаума:

1985 - Начни сначала - камео
1987 - Два часа с бардами
1991 - Афганский излом - камео
1991 - Побег на край света
1991 - Бессонница
1992 - Чтобы выжить - Джафар (озвучивание - Виктор Проскурин)
2005 - Не хлебом единым - Ростислав Петрович
2008 - Сайд-степ - Георгий Шахов
2011 - Лучшее лето нашей жизни - камео


Популярному российскому исполнителю, поэту, композитору и аранжировщику собственных песен Александру Яковлевичу Розенбауму исполняется 60 лет. Человек со стержнем, настоящий мужчина и талантливый артист, однажды выбравший свой образ и ни разу за всю карьеру не изменивший ему. На сцене это дерзкий, может быть, иногда даже жесткий лирик с гитарой. Он работает в различных жанрах – начиная с шансона, бардовской песни, джаза, рок-музыки, и заканчивая романсами. У него много песен на цыганские темы, темы казачества, песни военной тематики, связанные с Великой Отечественной войной, войной в Афганистане. Много философской лирики. Есть слова и мелодии с близкими ему еврейскими мотивами.

Розенбаум – не только поэт и исполнитель авторских песен. Розенбаум – композитор. Мощное психологическое воздействие песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и музыкальным сопровождением. Розенбаум – профессиональный артист эстрады, и этим все сказано. Каждый из почитателей творчества Александра Яковлевича находит в его репертуаре свои песни, но есть среди них и те, которые, бесспорно, не оставляют равнодушными никого, стали народными: «Вальс-бостон», «Нарисуйте мне дом», «Казачья», «Есаул», «Утиная охота», «Вещая судьба», «Заходите к нам “на огонек”», «Налетела грусть», «Бабий Яр», «Черный тюльпан» и многие другие.

Началом сольной деятельности А. Розенбаума можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова. В моей коллекции музыки имеются первые записи Розенбаума, которые сделаны порой подпольно на частных квартирах, на кухнях, в маленьких клубах, где проводились концерты без афиш или с короткими объявлениями, написанными почитателями его таланта. Кассеты с песнями певца тиражировались любителями, звучали с окон домов и автомашин, несмотря на »табу» официальных властей. Но это всё в прошлом. Сейчас Александр Яковлевич Розенбаум – Народный артист России. Сочиняет, поёт, гастролирует. Мне довелось его слушать в Ленинграде, Минске и совсем недавно в Миннеаполисе. Блестящее зрелище! Неизгладимое впечатление! Александр Розенбаум выглядит со сцены жестким, неприступным мужчиной, который имеет свое мнение на каждый вопрос. Можно относиться по разному к талантливому автору и исполнителю: кому-то Розенбаум нравится, кому-то не нравится, но, слушая его, трудно остаться равнодушным, ибо он искренен и злободневен. Розенбаума знают и слушают многие. Стиль и манера исполнения поэта – барда интересны. Не менее итересно, мне представляется, будет любознательным читателям газеты прочитать высказывания А.Розенбаума о своей национальной принадлежности, о евреях и Израиле, о конфликте на Ближнем Востоке. Завидую тому, кто прочтёт это впервые.

*****

Ненавижу тех, кто берет псевдонимы и кричит, например: «Я русский!» – будучи, допустим, евреем. Другое дело, что я говорю: «Я - российский еврей…» Что скажет народ, возьми я, например, фамилию Розов, Яковлев или Александров? Выкрестов не любят нигде. Если бы я родился в Грузии, я бы писал «Сулико» - и был бы грузинским евреем, а родившись в Молдавии, писал бы для ансамбля «Жок» - и был бы молдавским евреем. Но я - абсолютно российский человек еврейской национальности. Я не целовал землю в тель-авивском аэропорту Бен-Гурион, не на ней я родился, - но у Стены плача сердце вздрогнуло… И все же я пошел бы защищать Израиль, эту страну моих далеких предков…Звезду Давида ношу на груди. Это связано с тем, что я - еврей. Это не кич, а дань уважения народу и символ принадлежности к моим родителям. Не понимаю, когда евреи надевают на себя кресты, а русские - звезду Давида или полумесяц… Религия входит в тебя либо с молоком матери, либо к ней можно идти долгие-долгие годы, и совершенно не обязательно, чтобы еврей стал иудаистом, совершенно не обязательно, чтобы христиа¬нин стал православным… Я знаю в Иерусалиме целую деревню русских людей, которые двести лет исповедуют иудаизм. Я, например, к этому еще не пришел, но я, абсолютно чистый иудей, склоняюсь к христианству: тянет. Иудаизм для меня - совершенно чуждая религия, а христианство мне ближе: я вырос на этой земле, я впитал ее в себя. Но я никогда не говорю, что я - русский. Ненавижу, когда грузин или татарин говорит: «Я вырос на русской земле и считаю себя русским». Не надо себя считать. Ты - еврей, ты - татарин, ты - грузин…На концертах я не устаю повторять о том, что песня «Долгая дорога лета», посвященная евреям, жертвам гитлеровского геноцида, - предупреждение всем тем, у кого еще осталась в голове какая-то националистическая мысль. Пусть помнят, что в мире, устроенном на основе таких мыслей, они сами могут оказаться в этой колонне, идущей из гетто на расстрел, если кому-то не понравится их национальное происхождение…

Еврейскую музыку я начал писать совсем недавно, потому что только недавно начал слушать ее. Те мои песенки как бы из еврейского быта - лишь стилизации, подлинно еврейского там не так уж и много. Хотя и их люблю, считаю своей удачей. Даром что написал их в двадцать один год, мальчишкой. Бог, что ли, водил тогда моей рукой? Или ангел стоял за спиной?.. Но я с моим музучилищным образованием только теперь стал понимать, что «Семь сорок» или «Хава нагила» - не еврейская музыка. Настоящая же еврейская музыка - это сложно: это синагогальная, канторальная музыка. Чтобы ее сочинять, надо сначала многому научиться…

На моей памяти не было такой оголтелой кампании против какой-то отдельно взятой национально¬сти, как это было во времена «дела врачей». Тогда мой папа вынужден был уехать со своим красным дипломом в Восточно-Казахстанскую область. На себе я никогда не ощущал открытого антисемитизма как государственной политики. Да, прижимали меня, афишу с моей фамилией не печатали… Но сегодняшнее положение иначе как кампанией не назовешь - от плакатов с призывами: «Выключить тель-авидение» до гнусных высказываний депутата Макашова про «хороших евреев» и «плохих жидов». Это, увы, слишком характерно не только для генералитета, но и является позорным атавизмом российского сознания в целом…Я не прошу, чтобы меня, еврея, любили - как, впрочем, нормальный русский не просит, чтобы любили его. Он - русский, и все тут. Но я хочу, чтобы государство на деле защищало в равной сте¬пени права всех наций. А так мне хочется спросить, чем москаль Макашов лучше жида Розенбаума? И вообще, кто он - хороший русский или плохой москаль? И кому в Киеве он доверит это определить? Я не призываю сажать Макашова в тюрьму, но Государственная Дума, парламент страны, должна была резко отреагировать… Беда не в отдельно взятом Макашове (больные люди есть везде), беда в том, что сегодня наш социум тяжело болен и нуждается в скорой неотложной помощи. Это я как врач говорю… Надо хотя бы знать, что такое сионизм, который долгое время преподносили у нас как фашизм. А это лишь стремление объединить евреев в одно государство. И что же в этом плохого? А кричать о жидомасонстве, что, дескать, евреи пьют кровь русских младенцев, так об этом может кричать только ублюдок. Причем свои ублюдки есть и у евреев, и у татар, и у якутов - у всех… Я ненавижу Ленина и Дзержинского, так же как Троцкого и Свердлова. И мне стыдно, что последние - евреи. Но они и им подобные - еще не весь народ. А сколько евреев помогало «белому движению» из-за границы? А многие ли знают, что полштаба батьки Махно было еврейским?.. Вот по¬чему подводить все эти дела к национальному знаменателю - глупо, если не сказать больше. И жаль, что к нелюдям, которые играют на этом, прислушивается так много людей.

В современной России нет ограничений свободы передвижения. Евреи, делающие свой выбор в пользу Израиля, могут свободно этот выбор реализовать. Другие, не желающие обрубать корни, привязывающие их к родному дому, к стране, в которой они росли и формировались, тоже не ограничены в возможности жить полноценной еврейской жизнью. Так что на истории российского еврейства рано ставить крест – вы уж простите мне это не совсем еврейское выражение. Еще Вяземский сказал, что главные беды России – дураки и дороги. И если от второй напасти есть надежда избавиться, то от первой – вряд ли. Антисемитизм существовал и существует, как в России, так и во всех остальных странах. Беда не в пустых головах, забивающих вакуум мысли юдофобской ахинеей. Они были и будут всегда, и мы, евреи, научились жить рядом с ними в любой стране. Беда наступает тогда, когда эти пустые головы начинает забривать, то есть рекрутировать, власть. Нынешняя российская власть этим путем, слава Богу, не идет. Я не верю, что она им пойдет в обозримом будущем…

Я знаком с историей сионизма и горжусь тем, что это великое чудо и свершение библейских пророчеств – восстановление Государства Израиль после двух тысяч лет изгнания – было осуществлено в решающей степени благодаря вкладу российских евреев. Владимир Жаботинский (которого я ценю еще и как выдающегося поэта), Бен-Гурион, Менахем Бегин, в конце концов Ариэль Шарон, который блистательно побеждал в прежних войнах Израиля, – все они имеют российские корни. И русские евреи еще сыграют великую роль в истории Израиля. Сегодня самый яркий лидер “русской” общины – Ивет Либерман, по духу и по делу – настоящий продолжатель дела Жаботинского, Бегина, да и “раннего” Шарона. С таким лидером, я думаю, “русская” община пробьет “стеклянный потолок”, который, как я знаю, ограничивает продвижение талантливых русских евреев в израильскую элиту, и сможет опять сделать Израиль сильным, независимым и передовым. Я с огромным интересом прочел его недавно вышедшую на русском книгу “Ничего, кроме правды”. У Либермана стратегическое мышление, железная логика и верность принципам. Как сказал о нем Александр Бовин, “Либерман – это единственный израильский политик, с которым я бы пошел в разведку”.

Я с уважением отношусь к исламу, люблю суфийскую поэзию, однако на этом историческом этапе радикальный ислам несовместим с гражданским равноправием немусульман. Поэтому, боюсь, разделение по разные стороны границ Израиля исламского и неисламского населения – единственный путь. Но враги Израиля должны помнить, что будет с теми, кто придет к ним с мечом… Железную стену Жаботинского, в качестве которой сейчас строится разделительный забор, ведь можно передвинуть и подальше на восток. Как поется у меня в одной песне: “Все вернется!”.. Я люблю и уважаю любую публику. В Израиле живет огромное количество моих бывших соотечественников, и выступать перед ним – всегда большое удовольствие. И сам Израиль, конечно, имеет для меня более весомое значение, чем любая зарубежная страна. Это естественно, поскольку я – еврей. Если б я был российским армянином, для меня бы особым городом был замечательный город Ереван. Я абсолютно российский человек, но так как Иерусалим – столица еврейского государства, то, естественно, она в особенности, а другие города Израиля – в целом, рождают у меня особые чувства. (Из новогоднего интервью “МИГа”, проведенного по телефону между Тель-Авивом и Москвой, декабрь 2005 г. – А.З.)

Вообще-то об антисемитизме я знал, но на себе его не ощущал - ни в школе, ни во дворе. А в детстве я был абсолютно дворовым, там у нас нравы были простые. А если и были какие-то единичные случаи, если я слышал в свой адрес «жидовская морда», то в морду же и бил. Дрался, кстати, я неплохо, все-таки уже был кандидат в мастера спорта по боксу…А потом вдруг еврей Розенбаум стал еще и казаком, причем казаком из Кубанской первой сотни. Меня туда не партия и правительство назначило, меня туда, в свои ряды, приняли простые люди. Чем и горжусь. А если мои песни - про казаков или про евреев - рождают отклик у эстонской или русской, у таджикской или американской публики, то потому, что я никогда не был выкрестом, не отказывался от своей еврейской крови. Самое страшное в жизни - это предательство. И еще зависть. Но они взаимосвязаны. Я не предавал ни своей национальности, ни своей Родины. Примечательно, что как раз эмигранты меня и не очень жалуют - хоть в Штатах, хоть в Израиле… Хотя те же мои соплеменники, по-моему, должны мне памятник поставить - за то, что меня казахи любят. Потому что и благодаря мне они дышат чуть свободнее, чем могли бы без розенбаумовских песен. И казах, и русский, и литовец, и украинец видят, что я - нормальный еврей. Такой же, как он - нормальный казах, нормальный русский, литовец, украинец… То есть человек. (Из книги ”Бультерьер”, 2000г.- A.З.)

В стране, которая полвека назад победила фашизм, это самое явление набирает обороты. Ещё? Народ привык к халяве, привык искать врагов, виновников своих бед – буржуев, американцев,татар, монголов, жидов. У меня есть такое четверостишие:
Опять во всём винят жидо-масонов. О Господи, какая ерунда!
Сто человек надули миллионы? Так что же за народ вы, господа?!

Я это говорил давно, но полушёпотом. Чтобы не дразнить дураков, ведь я еврей. Мне лично не часто приходилось сталкиваться с бытовым расизмом, но я его чувствую. К шовинистам я отношусь, как доктор, ведь это больные люди. Прогноз поэтому для России неутешительный, генная характеристика народа достаточно тяжёлая. На это оказало влияние множество факторов. По моему мнению, даже русские народные сказки – гибельны по своей сути. Везде халява – то щуку волшебную вытащит, то золотую рыбку – всё, что угодно, только бы не работать. Самый положительный герой – Илья Муромец, тридцать три года валялся на печи, ни хера не делал, даже в спортзал не сходил ни разу, а бухнул водички какой-то и легко пошёл, всем ”плохим” накостылял…И прекрасно себя чувствует – шара и халява, снова и везде.

Нет, песен на идиш я не знаю, у меня их нет. Я всегда говорю, что я - еврей ленинградский. Это сейчас у нас есть синагоги, есть прекрасная молодежь, которая, наконец-то, получила возможность изучать свою национальную культуру и язык. В мое время ничего этого не было, не мне вам рассказывать. У нас не было ничего. Еще в пределах бывшей черты оседлости, то есть на территории нынешних Украины, Беларуси, Болгарии, стран Прибалтики, у потомков проживавших там евреев хоть что-то оставалось в головах. А в Ленинграде так совсем ничего уже не осталось. У меня только одна бабушка - только одна! - еще что-то помнила и хранила, поскольку приехала в Санкт-Петербург с Украины совсем юной девушкой. А вот другая моя бабушка, уроженка Питера, так та была уже полностью отрезана от еврейской культуры и традиций. И это плохо. Это как с неграми Севера и Юга: то есть южные еще что-то о своих предках и истории знают, а северные - уже нет. Так что можете считать, что я - негр Севера. Счастливы те современные, молодые музыканты, которые могут творить на национальном языке, в рамках своей национальной культуры. (Из ыступления на творческом вечере в Московсом еврейском общественном центре 03.03.2004 – А.З.)

Торговаться можно со всеми. Хотя Беслан - особый случай. Там были не люди и даже не нелюди, а инопланетяне. Я не шучу! Нелюди - это комендантша Бухенвальда и садистка Эльза Кох, делавшая абажуры из человеческой кожи, Чикатило, Джек-потрошитель, Геббельс или шеф гестапо Гейдрих, расстреливавший евреев. Это крайняя степень омерзительности людей, но все-таки людей. А то, что творят так называемые террористы, взрывая автобусы, дискотеки, рынки, самолеты и - как крайний эпизод - школу в Беслане, за гранью даже той жути. Бомбы в баскетбольной сетке над головами обреченных ребятишек устанавливали пришельцы, “чужие”, для которых человек - лишь некая белковая субстанция. Мы же не задумываемся, убивая комара, что он, может, летит из школы домой к маме, правда? Мы для террористов - те же комары или муравьи под ногами. Они не понимают, что мы живем и дышим, что у нас есть дети, что есть “мирные комары” и “военные”. Они мочат всех! Это враждебная цивилизация - всем нам, землянам… Мировая война объявлена не американцам, русским или евреям. Инопланетянин может вселиться в любого, невзирая на религию и расу. Но все-таки адрес терроризма конкретный: “они” выбрали крайнее ортодоксальное крыло ислама. “Им” сейчас так удобно! Мусульмане в том не виноваты, но от этого не легче! И не надо стесняться: я лично не собираюсь бороться с татарином, индонезийцем, арабом или ингушом. Но с безумными исламистами-фанатиками - да. И первыми за них должны взяться сами мусульмане у себя дома. Придушить гада в зародыше! Все эти “точки” начались еще с мюнхенской Олимпиады и взрывов в Израиле. Вот когда началась бойня! Но никто в мире даже не дернулся, в том числе и в Союзе, хотя кроме еврейских на танцах там погибли 28 русских детей. Нас сейчас клюнул жареный петух, вот мы и задумались. А израильтяне так живут уже 30 лет. Привыкать придется! (”Аргументы и факты”, 04.11.2004 – А.З.)

Я никогда не комплексовал по поводу своей национальности. Может, потому, что жил в больших питерских дворах, в которых вместе росли дети разных национальностей и вероисповеданий. На татарский праздник мы все ели перемяч – треугольные пирожки с мясом, на русскую Пасху всем двором трескали мацу… Ой, простите, куличи. Мацу, конечно, ели на еврейскую Пасху, и вовсе не по религиозным соображениям. Это просто очень вкусная лепешка. На православную Пасху к чаю подавали очень вкусный кулич и творожную пасху. Но однажды (мне тогда было лет 12–13) мы с отцом были в кинотеатре. На экране появились горы трупов погибших в концлагерях евреев. Сзади раздался голос: “Так им и надо!” После сеанса отец схватил того мужика за грудки, отвел в милицию, но мужика, конечно, быстро отпустили… В конце 70-х многие евреи стали уезжать в Израиль. Мы тоже собирались, месяца два или три я даже учил язык. Потом процесс забуксовал, а в 80-м я ушел на сцену. Позже мне предлагали уехать музыкантом, но сейчас я счастлив, что этого не случилось. У меня нет желания переселиться в местечко и жить теплой еврейской семьей. И все-таки я хочу, чтобы мои дети, внуки и правнуки знали наряду с русской культурой еврейскую – музыку, язык. (Из интернет – сайта ”Лица”, 3.12.2004 – А.З.)

История отношений российского казачества с еврейством знала черные страницы. Но это – дело прошлое. Что было, то быльем поросло. Для меня главное, что на протяжении всей русской истории, и тем более все 70 лет советской власти, казачество было символом свободолюбия. Не случайно большевистский тоталитаризм видел в казаках одного из главных врагов и жестоко расправлялся с ними. Так что в последние десятилетия исторические судьбы еврейства и казачества во многом совпали. Кстати, в последние годы существования СССР, когда стала возрождаться еврейская община и ее организации, именно казаки охраняли ее от новоявленных погромщиков – первые съезды и мероприятия еврейской общины…

Каждый русский человек знаком с творчеством известного певца и поэта - Александра Яковлевича Розенбаума. Его проникновенные песни задевают тонкие душевные струны слушателей, этот исполнитель является кумиром множества людей в России.

Талантливость Александра Розенбаума в детстве

Пиночет завалил только три тысячи тех, кто с оружием в руках выступил против режима. Туда же попал и обыкновенный кабацкий лабух Виктор Хара, из которого сделали невесть что. А он просто пошёл со всеми, будоражить.

Розенбаум Александр Яковлевич

День рождения музыкального исполнителя - 13 сентября 1951 года. Родился Александр в интеллигентной семье врачей. Отец будущего певца был урологом, а мать - акушером-гинекологом.

Талантливость будущей знаменитости проявилась ещё в раннем детстве. Он совмещал учёбу в школе с уроками игры на фортепиано. Его обучали одни из лучших музыкальных преподавателей на тот период - Лариса Иоффе и Мария Глушенко. Через год обучения музыке Александр уже участвовал в различных конкурсных мероприятиях, показывая свой уникальный талант.

Неоправданные надежды родителей Александра

Впоследствии отец с матерью настояли на обучении А. Розенбаума иностранному языку. Он изучал французский язык в школе на Витебском проспекте. Но к занятиям Александр был совершенно равнодушен, так как кроме музыки его ничего не интересовало. Он частенько прогуливал уроки французского языка. На занятиях будущий певец занимался сочинением собственных композиций и не придавал значения недовольству педагогов.

Учёба в Медицинском институте

Довольно долго музыкальное творчество было для певца просто отдушиной и приятным провождением времени. В 1968 году родители заставили его поступить в институт в медицинском направлении. При поступлении в это учебное заведение у певца уже имелся арсенал собственных песен.

Тот, кто беды не знал, тот счастья ни капельки не нашёл.

Розенбаум Александр Яковлевич

В 1980 году он решается заняться музыкой на профессиональном уровне. Александр стал выступать с различными музыкальными коллективами, выбрав себе псевдоним «Аяров». Ни в одном ансамбле Александр Яковлевич не нашёл музыкального направления по душе.

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 850 песен и стихов, выпустил 33 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Начало пути


Медицина

Первые песни

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

ПризнанНый талант

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Андрей Сердюков

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить - так любить, стрелять - так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 32 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Медицина


В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.

Первые песни

Если кто-то думает, что первыми песнями Александра Розенбаума были, так называемые «блатные», то ошибается, так как первыми были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета») и о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о любимом родном городе («Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году). К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.


Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

Андрей Сердюков

Александр Розенбаум – автор песен, исполнитель, поэт и композитор, музыкант, работающий в нескольких жанрах: авторская и эстрадная песня, джаз, рок, романс, шансон. Розенбаум получил статус Заслуженного артиста РФ, а затем и Народного артиста.

Александр Яковлевич Розенбаум родился в советском Ленинграде в семье студентов-медиков, которые после окончания института по распределению переехали в Зыряновск, расположенный в Казахстане. Здесь родился младший брат Саши – Владимир. Отец Яков Шмарьевич Розенбаум со временем стал главным врачом городской больницы, специализируясь на урологии, а мать Софья Семеновна Миляева была врачом-гинекологом.


Через 6 лет семья вернулась в Ленинград. Александр учился в средней школе с углубленным изучением французского языка, а параллельно посещал музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки. Самостоятельно занимаясь дома, освоил игру на гитаре.

Помимо музыки, Саша увлекался спортом. В раннем детстве посещал секцию фигурного катания, а с подросткового возраста серьезно занялся боксом в младшей группе при «Трудовых резервах».


После окончания школы Розенбаум поступил в Первый ленинградский медицинский институт, так как парень решил пойти по стопам родителей. В результате Александр стал врачом-терапевтом. Работал в отделении скорой помощи, а параллельно учился в вечернем джазовом училище при Дворце культуры имени Кирова. Получив диплом музыканта-аранжировщика, музыкант встал перед выбором – оставаться и далее врачом, наращивая уже полученный опыт, или пойти по стезе новой профессии. И Александр Розенбаум выбирает музыку.

Музыка

Первые песни начал писать будучи студентом института. В основном это были блатные зарисовки на тему бабелевских «Одесских рассказов» или медицинские истории. После окончания музыкального училища выступал в маленьких залах, которые были в ведомости Ленконцерта, как участник коллективов «Пульс», «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых». На большую сцену в качестве сольного исполнителя Розенбаум вышел в первой половине восьмидесятых годов.

Удивительно, что работая в жанре авторской песни, которая в то время находилась в подполье, Александр Розенбаум достаточно быстро стал участником большинства главных эстрадных концертов от «Шире круг» до «Песни года». Но наибольшую славу принесла исполнителю поездка в Афганистан и ряд выступлений перед воинами-афганцами. В этот период песни воровской тематики практически исчезают из репертуара, сменяясь темой войны и истории России. Также в сюжетах стихов Розенбаума присутствуют цыганская и казачья тема, философская лирика, психологическая драма.

В 1986 году в фильме «Боль и надежды Афганистана» в качестве звуковой дорожки звучит песня «В горах Афгани» в исполнении Розенбаума. Через несколько лет песня музыканта «Вальс-бостон» становится всесоюзным хитом. Эта песня звучит в фильмах «Друг» и «Любовь с привилегиями».

В 1991 году выходит фильм «Афганский излом», музыкальной темой которого становится «Монолог пилота «Черного тюльпана» Розенбаума. Тема войны в Афганистане появляется и в других песнях музыканта: «Дорога длиною в жизнь», «Караван».

Военная тематика продолжает оставаться характерной для творчества Александра Розенбаума, но чаще музыкант обращается к теме Великой Отечественной войны или к морской тематике: «Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…», «38 узлов», «Песня старого миноносца» и другие.

После распада Советского Союза Александр Розенбаум продолжил свои выступления, но в его репертуаре все чаще стали появляться песни, посвященные народу Израиля. Так певец отдавал дань уважения предкам по линии отца.

В 1996 году музыкант впервые получил премию «Золотой граммофон». Награду Розенбауму принесла песня «Ау».

В 2002 году песня Розенбаума «Начальник из сыскной» звучит в культовом криминальном сериале «Бригада». В этом же году Розенбаум получил второй «Золотой граммофон» за песню «Мы живы», а через год первую премию «Шансон года» за композиции «Глухари» и «Казачья». С этого момента музыкант получал премию «Шансон года» ежегодно, за исключением 2008 года. Чаще всего номинировались и выигрывали сразу две песни музыканта.

В 2005 году песня музыканта появляется в популярном мелодраматическом сериале «Две судьбы». В мелодраме играет композиция «Заходите к нам на огонек…». Эта песня попадает в мир кино не в первый раз, композиция уже играла в комедии «Трам-тарарам, или Бухты-барахты» 1993 года.

В 2012 году Розенбаум получил третий и пока последний «Золотой граммофон» за песню «Любовь на бис», исполненную в дуэте с .

В 2014 году музыкант начал работать над новым альбомом. Релиз пластинки «Метафизика» состоялся 11 декабря 2015 года. Всего творческая биография Александра Розенбаума насчитывает более трех десятков альбомов, некоторые из которых выпущены в соавторстве с другими популярными музыкантами. В своей творческой деятельности Розенбаум не раз записывал песни в дуэте с другими исполнителями, например, с , Братьями Жемчужными, .

Розенбаум чаще всего выступает или с 6-струнной, или с 12-струнной гитарой. У него собственная насыщенная манера игры, так как артист часто использует спаренные струны, придавая звуку яркую окраску.

Александр Розенбаум практически не снимает клипы на свои песни, поэтому музыкальные видео, которые можно найти на официальном канале музыканта на YouTube , – это съемки с концертов. Но у певца есть как минимум один красивый и профессиональный клип: видео на песню «Вечерняя застольная», исполненную вместе с Григорием Лепсом и Иосифом Кобзоном. Клип выложен на официальном канале Лепса.

Личная жизнь

В первый раз Александр Розенбаум вступил в брак, когда еще учился в медицинском институте. Но этот студенческий союз просуществовал всего девять месяцев.

Но буквально через год Александр создает новую семью, женившись снова на студентке медицинского института Елене Савшинской, с которой живет до сих пор. В 1976 году у Александра и Елены рождается дочь Анна, которая будет единственным ребенком в семье Розенбаума. Девочка была ослабленным, болезненным ребенком, и родителям пришлось уделять очень много внимания ее здоровью. Когда Анна выросла, она вышла замуж за израильского спортсмена-пловца Тиберио Чаки. Супруги живут в Санкт-Петербурге. Дочь подарила Розенбауму четверых внуков.


Певец очень любит собак. У него живет бультерьер по кличке Лаки.

Помимо музыкальной деятельности, Александр Розенбаум - успешный коммерсант. Он является владельцем ресторана «Белла Леоне» и совладельцем петербургской сети пивных "Толстый Фраер". Кроме того, он является почетным президентом еврейского спортивного общества «Маккаби» и вице-президентом компании «Великий город», которая занимается поддержкой молодых начинающих исполнителей.

Александр Розенбаум сейчас

В апреле 2017 года Розенбаум стал гостем передачи-интервью «Звезда на «Звезде».

Весной этого же года музыкант на концерте в Саратове. Выяснилось, что у Розенбаума сломаны три ребра, из-за чего музыкант перенес следующий концерт в Волгограде на конец мая.


Александр Розенбаум продолжает выступать на регулярной основе. 9 мая 2017 года артист дал посвященный Дню Победы концерт в Санкт-Петербурге, а далее появился в Сочи, Краснодаре и Новороссийске.

Избранная дискография

  • 1983 - Посвящение посвящающим
  • 1986 - Эпитафия
  • 1987 - Нарисуйте мне дом
  • 1987 - Дорога длиною в жизнь
  • 1988 - Анафема
  • 1994 - Вялотекущая шизофрения
  • 1996 - На плантациях любви
  • 1999 - Транссибирская магистраль
  • 2001 - Старая гитара
  • 2007 - Попутчики
  • 2011 - Берега чистого братства
  • 2015 - Метафизика