.

Сначала были… головоломки. На заре приключенческих игр сюжеты были довольно схематичными, персонажи - картонными, и игры оценивались в первую очередь по сложности задач, которые ставились перед игроком.

Эти дни прошли.

По мере взросления жанра люди стали оценивать игры по качеству сюжета и графики, а не по мастерски придуманным головоломкам. Если же современный покупатель и задумывается о головоломках, то в первую очередь его интересует, насколько они вписываются в сюжет. Не сложны ли они настолько, что игрок не сможет пройти игру? Есть ли в них смысл? Можно ли их решить честно? Интересны ли они?

Как бы то ни было, головоломки все еще лежат в основе приключенческих игр. Хорошие головоломки являются важной частью сценария игры, персонажей и развития сюжета. Хорошие головоломки погружают игрока в выдуманный мир. Наконец, хорошие головоломки делают игру действительно хорошей. Плохие же головоломки не делают ничего из вышеперечисленного. Они только раздражают игрока и мешают ему. Как и плохо написанный текст, они обращают внимание на себя и отвлекают от сюжета, разрушая то впечатление, которое автор пытался создать.

В этой статье мы рассмотрим разные виды головоломок, что отличает хорошие головоломки от плохих, как быть с уровнем сложности и как использовать головоломки для развития сюжета.

Виды головоломок

Искусство создания головоломок заключается в создании оригинального набора задач и их решений, которые подходят к истории, рассказываемой вами. Так или иначе, головоломки можно разделить на несколько категорий, которые важно знать и понимать, когда их можно использовать. Вот некоторые из них.
Использование объекта по его прямому назначению
Это простейшая головоломка. Вы входите в полутемную комнату и видите настенный светильник. Проверяете инвентарь и обнаруживаете лампочку. Затем вкручиваете лампочку в светильник, щелкаете выключателем, и теперь у вас есть свет. Это наиболее простой вид деятельности, которое вы можете предложить игроку.
Необычное использование объекта
Получение пользы от использования вторичных характеристик объектов. Предполагается, что игрок догадается, что предметы могут быть использованы не по прямому назначению. Например, бриллиант обычно вставляют в красивые кольца, но также им можно резать стекло. Свеча может осветить темную комнату, но воск от нее может быть использован, чтобы сделать отпечаток ключа, или же свечой можно сделать пожар, от которого включится сигнализация, или тепло от ее огня поможет проявить тайное послание на кусочке бумаги.
Комбинирование
Иногда вам нужно создать новый предмет из материалов, которые доступны в игре.

Первый вариант такого действия - преобразование одного предмета в другой. Например, если у вас есть расщелина, которую нужно пересечь, и стоящее рядом дерево, вы можете дать игроку топор, чтобы срубить дерево и сделать из него мост.

Второй вариант - комбинируя два или более предмета, игрок может создать что-то абсолютно новое. В примере, который предложил дизайнер Кен Ролстон, вам нужно успокоить ребенка, плачущего в колыбели. Вы берете несколько веточек, связываете их вместе нитью, прикрепляете несколько ярких цветных побрякушек, и вешаете получившуюся карусельку над кроваткой ребенка.

Наиболее частая ошибка с “комбинируемыми” головоломками вот в чем: автор часто предполагает, что игрок придет к именно к тому решению, которое автор запланировал. Возможно, игрок подумает, что ребенок плачет из-за того, что голоден, или замерз, или хочет, чтобы его покачали, или просто взяли на руки? Создание карусельки - это, пожалуй, последний вариант, о котором может подумать игрок. Что нужно сделать автору? Дать игроку нужную информацию, чтобы подтолкнуть к решению. В описываемом примере, мы можем ввести нового персонажа - отца ребенка, который расскажет, что ребенок отдохнул и покушал, но его любимую игрушку - карусельку - забыли дома.

Продолжение - во

«зарядкой для ума»! Действительно, при решении головоломки происходит развитие логического и стратегического мышления, пространственного восприятия, памяти, способности к нестандартному взгляду на ситуацию. Головоломки для детей - это не только прекрасный развивающий инструмент, но и - увлекательный способ досуга, благодаря которому ребенок сможет получить настоящее удовольствие от процесса поиска ответа на сложные вопросы.

Современные производители предлагают огромное разнообразие головоломок различного типа и уровня сложности. Все они имеют одно общее свойство: независимо от типа, головоломка предполагает решить зашифрованную особым образом задачу. Для того, чтобы справиться с ее решением, не нужны энциклопедические знания и эрудиция, зато необходимы нестандартный подход, ловкость, сообразительность, логика и интуиция. Именно поэтому со многими головоломками дети справляются гораздо лучше взрослых, ведь их мышление еще не засорено штампами и стереотипами - оно более непосредственно и открыто для поиска нового.

Решение головоломки не приносит, как правило, конкретных знаний, однако дает и малышам, и взрослым гораздо более широкие возможности по восприятию самых разных наук, в частности, математики, геометрии, логики. Гибкость мышления, умение рассматривать проблему под разными углами, развитое воображение - это те качества, которые пригодятся как в обучении, так и в повседневной жизни. Вот почему решение головоломок является одним из самых полезных развлечений для всей семьи.

Все огромное разнообразие головоломок можно условно разделить на несколько типов:


1. Объемные головоломки. К данной категории можно отнести все головоломки, в которых необходимо проводить какие-либо манипуляции с 3D-деталями: собирать, переставлять, перемешивать или разъединять в соответствии с определенной задачей.
Самая известная объемная головоломка - это кубик Рубика, который считается уже классикой жанра. Кажется, что он был всегда, хотя на самом деле возникла эта интеллектуальная игрушка относительно недавно - в 1975 году. Сложно найти современного человека, который хотя бы раз в жизни ни пробовал собрать одну из граней этого кубика так, чтобы она содержала квадратики одного цвета. Кубик Рубика собирают на время, лучшие ученые планеты придумывают новые алгоритмы этой хитрой и в то же время по-гениальному простой головоломки. Кубик Рубика тренирует пространственно-логическое мышление, умение просчитывать шаги на несколько позиций вперед.

Облегченный вариант кубика - змейка Рубика, которая представляет собой длинную полоску из вращающихся в различных направлениях соединенных друг с другом деталей. Количество фигур, которые можно сделать из змейки Рубика, действительно велико - это могут быть разные варианты как на плоскости, так и в объеме: причудливые абстракции или забавные животные, геометрические башни или бытовые предметы. Змейка Рубика развивает пространственное мышление, воображение, зрительную память.
Металлические объемные головоломки представляют собой соединенные определенным образом детали из стальных трубок, которые, на первый взгляд, не возможно разъединить. И только приложив максимум внимания, ловкости рук и терпения можно прийти к решению.

Такие головоломки предполагают действие методом проб и ошибок, в ходе которого происходит расслабление, снимается усталость и мышечные зажимы с кистей рук.

Деревянные объемные головоломки. Этот вид развлечения довольно разнообразен, но в целом смысл такой интеллектуальной игры сводится также к соединению/разъединению конструкции из нескольких замысловато выстроенных элементов. Такие головоломки могут иметь форму сборного куба или шара с выступающими деталями. Многие из них являются не только развивающей игрушкой, но и оригинальным украшением интерьера. Уровень сложности деревянных головоломок может быть также различным - от новичка до эксперта.

3D – пазлы. Этот тип головоломки предлагает собрать объемную фигуру из мелких полупрозрачных деталей. Сложность сборки будет зависеть от количества и величины элементов. Процесс поиска алгоритма сборки невероятно захватывает и не отпускает до тех пор, пока последняя деталька не займет свое место в композиции.

2. Геометрические головоломки на плоскости. Многие из этих игр пришли к нам из глубины веков и основаны на старинных интеллектуальных забавах древнего Китая, Японии и других стран Востока.
«Вьетнамская игра». Это простая на первый взгляд головоломка состоит из семи геометрических деталей, которые вставлены в рамку-основу и в своем правильном объединении представляют собой круг. Первый вариант игры предполагает перемешивание элементов, а затем - поиск верного варианта их объединения на основе. Второй вариант - это сборка из деталей разнообразных фигур: как заданных инструкцией, так и придуманных в свободной импровизации. Такую игру можно предложить уже 3-4-летним дошкольникам, начав с самых простейших заданий и постепенно наращивая уровень сложности. По типу «Вьетнамской игры» созданы и другие подобные геометрические головоломки: «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Гексамино», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм». Каждая из этих головоломок состоит из оригинальных геометрических деталей, из которых изначально составлена та или иная фигура (квадрат, яйцо, сердечко, фигура человечка и т.д.). Сборка деталей на плоскости поможет детям развить пространственное мышление, глазомер, зрительно-двигательную координацию.
«Тетрис». Его электронный вариант знаком всем, однако есть и другая модификация этой всем известной игры-головоломки. В деревянном варианте Тетриса не нужно стараться разместить традиционные для этой игры детали быстро. Эта игра не на скорость реакции, а на пространственное мышление. Ребенок может думать, анализируя наилучшее размещение каждого нового элемента, а при необходимости - исправлять свои же ошибки. С помощью красочных деталей малыша можно знакомить с понятиями цвета и формы.

3. Головоломки-лабиринты Эту игру любят все малыши, а смысл ее, не зависимо от масштабности и уровня сложности остается неизменным: пройти по причудливым переплетениям дорожек, отыскав единственно возможный путь из пункта А в пункт Б.

4. Словесные игры-головоломки Один из немногих видов головоломок, где эрудиция и словарный запас играют решающее значение.
Традиционные кроссворды, сканворды, чайнворды.
Игры в слова типа «Эрудит», «Словодел» и т.д.
Словесные головоломки расширяют кругозор, позволяют потренировать сообразительность, улучшить грамотность и узнать новые слова.

5. Ребусы и шарады Эта группа головоломок способствует развитию воображения, логики, образного мышления. Простейшие ребусы и шарады можно предложить уже дошкольникам, в то время как со сложными, длинными ребусами с подвохом будут ломать голову не только старшеклассники, но и взрослые.

Позвольте своему ребенку «заразиться» спортивным азартом головоломки, который предполагает настоящий вызов своим интеллектуальным возможностям! Почувствовав его хотя бы раз, юный исследователь окружающего мира уже не сможет остановиться, ведь мозговое усилие в поиске нестандартного решения станет для него истинным удовольствием и действенным мотивом к дальнейшему саморазвитию.


Слово "Головоломка" произошло от выражения "ломать голову" и означает, как несложно догадаться, трудноразрешимую задачу.
Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность.
Но почему это часто не дает результата, и головоломка не решается?

Головоломка. Принцип действия
Головоломка так называется не случайно. Принцип большинства головоломок - с самого начала отправить
человека по ложному пути, сыграть на шаблонности мышления, на стереотипах, или показать "псевдо логичный"
путь, который кажется 100% правильным. "Сломать голову" в таком случае означает сломать "стереотип
мышления", т.е. отказаться от варианта решения, который кажется единственно верным, и подумать..

Как решать головоломки
Для решения головоломок Вам пригодятся все ваши навыки и умения. Вам придется собирать и анализировать
информацию, откидывать лишние данные, которые запутывают, и находить тот самый недостающий бит информации,
который приведет к победе над головоломкой. Благодаря головоломке Ваш мозг вспомнит, что такое причинно-следственная связь,
он включит воображение, он станет критически смотреть на факты, которые лежат на поверхности, он станет искать зацепки,
он научится ставить правильные вопросы, выдвигать гипотезы и проверять их на жизнеспособность.

Как при решении головоломок работает МОЗГ
Мозг включается. Мозг будет решать головоломку, даже когда вы ее отложите в сторону, даже когда вы будете спать.
Даже тогда, когда головоломка "будет забыта" вами, мозг будет продолжать поиски - он так устроен. Мозг - это
машина без кнопки "выкл", и этим нужно пользоваться. Нейрофизиологи утверждают, что невозможно просто "не думать о чем-то".
Чтобы перестать думать о чем-то плохом, Мозгу нужно предложить альтернативу. В этом плане головоломка -
идеальный тренажер для таких качеств нашего ума,
как логическое и пространственное мышление, воображение, внимание и зрительная память, аккуратность и точность,
умение анализировать. Действительно, Головоломка - лучшая развивающая игрушка в мире.

Кому интересны головоломки?
Наш опыт показывает, что Головоломка, которая попадает в руки человеку, вызывает очень много положительных чувств и эмоций.
Интерес, искреннее удивление, азарт, улыбка, желание идти до конца и победить таки!
В нашем интернет магазине представлены головоломки всего мира
- путешествуйте по нашим страницам, пишите, звоните, становитесь умнее и веселее вместе со своей семьей и друзьями.

Полезны ли головоломки детям?
Очень! Ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот почему многие головоломки поддаются детям очень легко.
Мы рекомендуем начинать решать головоломки с детьми от 7-9 лет. В этом возрасте уже интересны сложные задачи, ребенок понимает,
что головоломка не просто механическая игрушка, а Задача, специально разработанная.
Однако в нашем магазине есть головоломки, разработанные специально для детей.
Такие головоломки должны быть изготовлены из экологически чистых материалов, они мягкие, не рвутся и не крошатся,
не аккумулируют грязь, абсолютно безопасны для малышей.

ТИПЫ ГОЛОВОЛОМОК

1. Паззлы . Задача паззла - собрать фигуру или рисунок из плоских частей. Классический пример - это танграмм.
Бывают и объемные паззлы, и укладки. Кстати, слово "Puzzle" в английском языке означает "головоломка",
мы же считаем, что пазл - это разрезанная на кусочки картонная картинка.

2. Механические головоломки . В этом случае головоломка устроена как механизм, т.е. имеет подвижные части,
крепления и т.д. Здесь задача - собрать или разобрать, переместить или освободить какой либо элемент.

3. Веревочные головоломки . Мы их называем "путаницы". Очень увлекательная концепция, смысл которой
распутать переплетения веревочек и освободить части головоломки.

4. Развивающие игрушки-головоломки . Каждая игрушка может содержать много миссий или задач, часто на
креативность мышления. Мировая классика развивающих игрушек это Мозгокрут, Змейка, Пятнашки.

5. Головоломки типа "черный ящик" . Тут нужно понять внутренне устройство головоломки на основнии внешнего
вида (запаха, звука и т.д.).

6. Текстовые и графические головоломки . Это развивающие МОЗГ задачи, для решения которых нужна только
смекалка, а не знания в какой либо сфере.

7. ... границ головоломкам нет, жизнь может подкинуть интересную задачку в любую минуту.
Смотрите вокруг себя, познавайте мир, разгадывайте головоломки и..

Можете логически доказать, куда едет автобус, вправо или влево?

ДА ПРЕБУДЕТ С НАМИ СИЛА ИНТЕЛЛЕКТА!

Головоломками называют задачи, для решения которых требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Механические или предметные головоломки, о которых мы будем говорить, (под словом «головоломки» в дальнейшем будем подразумевать именно их) представляют из себя различного рода устройства или механизмы, которые, как правило, требуется механическими манипуляциями перевести из одного состояния в другое. В первую очередь головоломки - это крайне увлекательные игрушки, занятия которыми при правильной подаче приносят играющим в них людям радость, отдых и эмоциональную разрядку. Но помимо высоких развлекательных качеств в головоломках содержится гигантский образовательный потенциал, который еще предстоит осознать, так как систематическому использованию головоломок в образовательном процессе на данный момент уделяется незаслуженно мало внимания. Головоломки гармонично развивают целый комплекс интеллектуальных способностей: логико-теоретическое мышление, пространственное мышление и воображение, эвристическое и креативное мышление, практические навыки исследовательского поведения и даже формируют очень важные и полезные особенности человеческого мировосприятия - способность видеть выход в «безвыходных» ситуациях. В данной работе мы детально разберем теоретическую основу развития каждого из выделенных нами аспектов. Подробно рассмотрим принципиальные особенности методического подхода, который не всегда правильно осознается педагогами. Разберем конкретные методические приемы работы с головоломками. Особенное внимание уделим особенностям занятий головоломками с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. И отдельно остановимся на вопросах техники безопасности, которые нередко упускаются из виду.

Личностные качества, развиваемые головоломками

В этом разделе мы подробно разберем основные навыки, компетенции и свойства, приобретаемые субъектом в ходе занятия головоломками.

1. Исследовательское поведение

Задачей в головоломке является действие, интуитивно понятное из конструкции самой головоломки - в идеальном случае к ней не требуется дополнительной инструкции, в себе самой она имплицитно содержит все, что необходимо знать для ее решения. В идеальной головоломке, каковыми являются практически все классические головоломки, парадоксальным образом сочетаются казалось бы несовместимые качества: вызывающая простота конструкции, демонстрирующая очевидность невозможности решения, предельная простота и элегантность решения, сочетающаяся с его крайней неочевидностью. И чем более выражено противоречие сложности в простоте, тем более интересной является головоломка. Человек, решающий головоломку, должен совершить по сути невозможную вещь - весь жизненный опыт, стереотипы и привычные алгоритмы мышления однозначно говорят, что решения не существует и существовать не может. На первом этапе решения головоломка является объектом исследования. Решатель должен выработать некую систему анализа, разработать стратегию, позволяющую видеть не поверхностное отношение деталей, но вскрывать не очевидные закономерности. И каждая новая головоломка требует своего индивидуального подхода, своей методики, которая лишь частично может быть заимствована из опыта, вынесенного из решения других головоломок. По сути дела занятия головоломками воспитывают в человеке самостоятельного исследователя.Важно отметить, что решатель головоломок учится не какой-то отдельно взятой исследовательской методике, но постигает методологию исследования - в неформальном виде он овладевает практической способностью самостоятельно разрабатывать новые формы исследовательских техник и алгоритмов, применимых к различным типам не похожих друг на друга систем. Здесь же уместно вспомнить и про категорию «научного удивления», которая является движущей силой научного познания. Очевидный парадокс головоломки, задача которой требует очевидно «невозможного», является мощнейшим мотивом, побуждающим к исследованию, которое продолжается до тех пор, пока противоречие не будет снято.

2. Пространственное мышление и воображение

Существуют различные типы головоломок, и сказать, что все головоломки без исключения учат пространственному мышлению было бы преувеличением. Однако для решения подавляющего большинства головоломок решателю приходится мыслить пространством, постигать его свойства и закономерности. В особенности пространственное мышление развивается при решении типа головоломок, которые в след за известным математиком Мартином Гарднером называют топологическими. Загадки, спрятанные в этих головоломках, как правило представляют из себя не очевидные свойства пространства, с которыми решатель знакомится в процессе игры. Но и при решении других типов головоломок происходит интуитивное познание законов геометрии. Развивается способность в уме прорабатывать потенциальные возможности, представляя, например, решение задачи с конца или мысленно изменяя ее параметры, чтобы лучше понять свойства препятствий, не позволяющих достичь решения. Способность поводить такого рода мысленные эксперименты сама по себе является очень ценной, но вдобавок она способствует развитию пространственного воображения.

3. Абстрактно-логическое и теоретическое мышление

Этот тип мышления в наибольшей степени развивают так называемые комбинаторные или перестановочные головоломки, примерами которых являются знаменитые Пятнашки и Кубик Рубика. В головоломках такого типа каждый отдельно взятый ход тривиален и не представляет никакой проблемы. Сложность же заключается в том, чтобы выработать правильную последовательность ходов, которая будет отличаться в зависимости от частного случая состояния головоломки. Таким образом перед решателем встает проблема анализа системы с целью поиска некоторого стратегического подхода, а затем выработка ряда тактических приемов, позволяющих осуществить данную стратегию. Данная задача решается путем логических операций, приводящих к выработке некоторой теории, которая оказывается подтверждена или опровергнута в ходе решения головоломки. Психологи даже выделяют способность решения такого типа задач в отдельную категорию мышления - комбинаторное мышление .

4. Дивергентное и креативное мышление

Расхожим стереотипом является восприятие головоломок в качестве логических или математических задач, в действительности значительную часть головоломок можно отнести к психологическим задачам. К таким задачам относятся головоломки, которые провоцируют решателя на стереотипные действия, тем самым отвлекая от пути, приводящего к решению. Для решения хорошей головоломки недостаточно просто внимательно проанализировать ее устройство и сделать из этого очевидный вывод - каждая головоломка требует своего нестандартного подхода, она не решается путем отработанных алгоритмов. Для решения потребуется выйти за рамки шаблонов и стереотипов, опробовать множество подходов, посмотреть на задачу с разных углов зрения. В конечном итоге решение достигается через личное открытие, через инсайт, то есть через творческое озарение, приводящее к продуцированию новых идей.Современная средняя школа, унаследовавшая традицию советского образца, еще в более сугубой форме направлена на развитие стереотипного алгоритмического мышления, дрессировки навыков запоминания и воспроизведения информации. В то время как в наш век стремительных перемен и технических революций жизнь ставит перед нами новые задачи, требующие иных нестандартных подходов к их решению. Существует не малое количество методик развития креативности и технических приемов, направленных на стимулирование изобретательских способностей. Эффективность многих из них не бесспорна. Но в прямой тренировке дивергентного мышления и достижения состояния инсайта с головоломками может сравниться, пожалуй, только решение не типовых математических задач, что уже давно педагогами взято на вооружение.

5. Инновационное мышление

Как пишет исследователь психологии инноваций С.Р. Яголковский : «в общем случае инновационность субъекта может быть рассмотрена как его способность на когнитивном, и если это необходимо, на поведенческом уровне обеспечить появление, восприятие, а также возможную доработку и реализацию новых оригинальных идей». Выделяется ряд личностных качеств, оказывающих положительное влияние на инновационность субъекта. Среди них особое место занимают: креативность - способность продуцировать новые оригинальные идеи, высокие исследовательские способности, целеустремленность, осведомленность, склонность к риску, независимость суждений. Из предыдущих пунктов данного раздела видно, что комплекс способностей, навыков и компетенций, приобретаемых при занятии головоломками по многим параметрам идентичен свойствам личности, обладающей полноценным инновационным мышлением. При этом очень важно для становления инновационного мышления, чтобы комплекс необходимых способностей развивался гармонично. Так например Поддьяков А.Н. отмечает случаи обратной корреляции между развитием креативности и исследовательского поведения. Например, гипертрофированное развитие креативности может подавлять развитие исследовательских способностей - внутренний мир субъекта становится на столько богатым, что это приводит к «отрыву от реальности». Существуют и обратные случаи, когда исследовательское поведение не оставляет место креативности. В данном контексте хочется особенно отметить, что занятия головоломками позволяют гармонично развивать пару наиболее необходимых элементов инновационного мышления: исследовательское поведение - креативность, когда они дополняют, а не подавляют друг друга.

6. Формирование «позитивного» мировоззрения

Отдельным пунктом хочется отметить важность головоломок для формирования здорового оптимистического мировоззрения. Как было сказано выше, решение головоломки на первых этапах представляется абсолютно невозможным. Фактически оно расценивается субъектом как выход из безвыходной ситуации. Для человека, решающего головоломки регулярно, преодоление безысходности становится делом повседневного опыта, что меняет или формирует его мировоззрение на бессознательном уровне. Такой человек внутренне «убежден», какой бы безвыходной не казалась жизненная ситуация - решение обязательно существует и, возможно, оно очень просто и красиво. При этом надо особенно отметить, что данная «убежденность» является не абстрактным умозаключением или продуктом внушения, стереотип того, что выход можно найти из очевидно безвыходной ситуации, является результатом жизненного опыта субъекта, который многократно на практике убеждался в его справедливости. И надо сказать, что пользу, которую получает личность, формируя такое мировоззрение, трудно переоценить.

7. «Побочные продукты»

Безусловно приведенный нами выше список личностных качеств, которые развиваются в процессе занятия головоломками, не является исчерпывающим. Так мы, например, ничего не сказали о мелкой моторике, о которой модно ныне говорить в связи с развитием мыслительных способностей, которая безусловно присутствует при решении головоломок. Следует также обозначить развитие целеустремленности и установки на достижение результата. Очень интересным является опыт шведских педагогов по коррекции детского девиантного поведения при помощи головоломок. Авторы метода не требуют решения, а напротив намеренно раскрывают секрет относительно сложной головоломки «подковы» своему подопечному и отдают эту головоломку ему в подарок. Таким образом он становится носителем «тайного» знания, не доступного окружающим. Ребенок оказывается в непривычной для себя ситуации - он может то, чего не могут другие. Через это повышается самооценка ребенка, и он переосмысливает свое место в обществе.

Принципиальные особенности методического подхода

Для занятия головоломками с детьми вопрос специального инвентаря имеет первостепенное значение, но мы рассмотрим его в следующем разделе, приводя конкретные методические приемы. В первую очередь следует отметить, что при занятиях головоломками мы задачей своей практики ставили обучение детей самостоятельному мышлению и в согласии с этой целью организовывали учебный процесс. Но это вовсе не значит, что подопечных следует отпускать в «свободное плавание», следует придерживаться определенных правил:

1. Особенно важно чтобы субъект решил первую головоломку.

Если первый опыт будет отрицательным, человек может получить психологическую травму, сделать преждевременный вывод о своей некомпетентности и навсегда утратить интерес к головоломкам. Для того, чтобы этого не произошло, начинать следует с самых простых головоломок и внимательно, но не навязчиво, следить за ходом решения, быть готовым прийти на помощь. Однако помогать надо аккуратно, если вы расскажите ход решения - результат будет отрицательным. При занятиях с детьми очень часто наблюдаются ситуации, когда первая головоломка дается решателю чрезвычайно сложно, несмотря на то, что сама головоломка проста. Решение же последующих головоломок происходит быстрее и проще, хотя уровень сложности может возрастать.

2. Не раскрывать секретов.

Одна из важных задач организации учебного процесса - обеспечить, чтобы решатели не подглядывали и не рассказывали решения головоломок. При работе с детьми это бывает особенно сложно, однако если поощрять поведение детей, хранящих свои секреты, и порицать раскрывающих - добиться нужной атмосферы вполне возможно. Присутствие родителей в некоторых случаях может стать дополнительной проблемой - родители страдающие гиперопекой стремятся выполнить задачу за ребенка, но это можно несложно предотвратить, озадачив их другой головоломкой.

3. Лучшая подсказка - это вопрос.

Для наших целей раскрытие решения головоломки - плохо практически всегда, но это не значит, что нельзя помочь, дав подсказку. Однако при подсказке очень важно направить мысль решателя в нужном направлении, но не раскрыть секрета головоломки, что само по себе является задачей нетривиальной. Каждая такая подсказка для отдельно взятой головоломки является важным методическим приемом. Важно отметить, что при использовании подсказок у решателя в итоге должно быть ощущение, что головоломка была решена именно им.

4. Головоломок должно быть мало.

Даже если у вас в распоряжении имеется много головоломок, лучше создать искусственный дефицит. Большое количество головоломок, во-первых, производит подавляющее впечатление на решателя, во-вторых, рассеивает внимание - решатели, не доделав одного, могут хвататься за другое и в результат не сделать ничего. Дефицит же наоборот стимулирует интерес - «повезло же тому, кому досталась головоломка!»

5. Очень важно не выносить низких суждений по поводу способностей решателей.

Таким образом человека можно ранить или запрограммировать на неудачу. Многие взрослые люди уже живут с запрограммированным стереотипом, что головоломки им недоступны, они попросту бояться взять их в руки. В своей практике мы неоднократно разрушали такие стереотипы, убеждая попробовать решить простую головоломку, а затем добирались и до сложных.

6. В первую очередь необходим личный интерес педагога к механическим головоломкам.

Педагогу следует самостоятельно прорешать максимальное количество головоломок, по меньшей мере головоломки самого легкого уровня, перед тем, как заниматься с другими людьми. Только так вы сможете понять весь спектр чувств, возникающий у решателей головоломок. Сложные головоломки можно решать вместе с учащимися. Нет ничего страшного, если вы признаетесь в том, что не знаете решение каких-то головоломок. Необходимый инвентарь и методические приемыБольшинство головоломок, приводимых в этом разделе, являются авторскими разработками. В своей практике мы столкнулись с тем, что большинство механических головоломок, представленных на рынке, слишком сложны для детей, поэтому мы были вынуждены заняться разработками и систематическими поисками простых головоломок. Как выяснилось позднее, для взрослых людей в подавляющем большинстве случаев решение этих головоломок также является нетривиальным, и мы рекомендуем вне зависимости от возраста начинать именно с них.

Далее мы приведем примеры головоломок в порядке возрастания их сложности.

К каждой головоломке мы приведем примеры подсказок.

«Рогатка» - многозадачная головоломка

Данная головоломка является самой простой, но в то же время самой востребованной. Задачей в данной головоломке является снять кольцо, находящееся посередине. Впрочем если решатель спрашивает, какое кольцо нужно снять, можно задать ему встречный вопрос, а какое кольцо можно снять? Ожидается, что решатель, проанализировав конструкцию, поймет, что одно кольцо одето, второе приклеено, а как известно, приклеенное не отвязывается.

На этой фотографии изображен первый уровень. Для взрослых он, как правило, является тривиальным, а вот для дошкольников производит впечатление невозможности решения. Подсказка: веревка не может пройти сквозь кольцо, поэтому надо чтобы в отверстие кольца прошел один из концов веревки. Кольцо, вроде, меньше, чем сучек, однако оно со всех сторон одинаковое, и если сразу не прошло, то вертеть его бесполезно. А вот сучек можно попробовать запихнуть в кольцо другой стороной. Когда первый уровень преодолен, предлагается второй уровень. Теперь кольцо, которое надо снять, оказывается в петле и до сучка дойти не может.

Если с ним возникают проблемы, можно показать, что в данном случае кольцо, приклеенное к веревке одето также, как раньше было одето кольцо, которое надо было снять. Таким образом сначала надо осуществить то же действие, что и в прошлый раз, но с приклеенным кольцом. Таким образом мы сводим задачу к первому уровню.

Третий уровень может поставить в тупик даже взрослого человека. Здесь главное не попасться на стереотип, выработанный в первых двух случаях. «Кольцо на палке»Задачей как и в прошлой головоломке является снять кольцо, которое лишь одето, а не приклеено, в данном случае оно меньше диаметром, чем приклееное. В этой задаче основной проблемой решающего, как правило, оказывается то, что, пропихнув кольцо через щель в палочке, он не видит, что можно палочку просунуть в кольцо.

Подсказка: когда маленькое кольцо оказывается висящим на веревке рядом с большим полезно вернуть решателя к первому уровню головоломки «Рогатка» и попросить его сравнить эти головоломки. В итоге решатель должен понять, что способ решения «Рогатки» подходит и для этой головоломки.

«Скоба»

В этой головоломке задачей является снять кольцо, находящееся посередине. В данном случае оно желтое.

Подсказка: здесь снова уместно обратиться к головоломке «Рогатка» и подсказать, что это по сути очень похожие вещи, а скоба выполняет функцию сучка. Можно также подсказать, если требуется дополнительная подсказка, что как и с рогаткой, скоба продевается в кольцо не вся сразу, а по частям, сначала один край, потом другой. «Цепочка»

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой - "ГОЛОВОЛОМКА" головоломка [головоломка] ж.


1) а) Специально подобранная загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области.

б) Забавная поделка, состоящая из различных соединенных между собою элементов, которые необходимо разъединить. 2) перен. Какие-л. сложные проблемы, решение которых требует большого труда.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "ГОЛОВОЛОМКА" головоломки, ж. (разг.). Сложная, трудноразрешимая загадка, задача. || Игрушка, требующая разрешения подобной задачи. Китайская головоломка.

Слово Головоломка в словаре Ожегова
ГОЛОВОЛОМКА, -и, ж. Головоломная загадка, задача. Задать головоломку кому-н. (также перен.: заставить подумать, поразмыслить над чем-н. трудным).

Слово Головоломка в словаре Ефремовой
Ударение: головоло́мка ж.

1. Специально подобранная загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области.

2. Забавная поделка, состоящая из различных соединенных между собою элементов, которые необходимо разъединить.

2. перен. Какие-л. сложные проблемы, решение которых требует большого труда.


Слово Головоломка в словаре Д.Н. Ушакова
ГОЛОВОЛО́МКА, головоломки, ·жен. (·разг. ). Сложная, трудноразрешимая загадка, задача. | Игрушка, требующая разрешения подобной задачи. Китайская головоломка.

Слово Головоломка в словаре Синонимов
софизм, загадка, флексагон, задача, кроссворд, чайнворд

Слово ГОЛОВОЛОМКА в словаре Энциклопедии
загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера.

Слово Головоломка в словаре Синонимы 4
загадка, задача, кроссворд, софизм, флексагон, чайнворд

Слово Головоломка в словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
головоло́мка, головоло́мки, головоло́мки, головоло́мок, головоло́мке, головоло́мкам, головоло́мку, головоло́мки, головоло́мкой, головоло́мкою, головоло́мками, головоло́мке, головоло́мках

Головоломно Головоломно Головоломный Головоломный Головоломный ГоловоломныйГоловоломный Головоломный Головоломный Головоломность Головоломность ГоловоломностьГоловоломность

В толковом словаре Даля этим словом определялась легко опрокидывающаяся двухколесная повозка, например, кабриолет или двуколка


палиндром, кроссворд, шарада (общее)

Сложная задача, загадка

Что собой представляет «кубик Рубика »

Карточный пасьянс

«травмоопасная » задача для эрудита

Задачка, требующая мозгового штурма

Суть кубика Рубика

Похмельная шарада

Загадка для умных

Загадка для эрудита

Трудная загадка, задача

Очень сложная, трудно разрешимая загадка, задача

Задачи-шутки, задачи-загадки, шуточные истории и затейные математические задачи развивают у школьников любознательность и сообразительность. При этом у детей развивается интуиция, догадка, скорость мышления. Особую умственную активность дети проявляют в ходе достижения игровой цели.

занимательный математический материал разной степени трудности. Он может представлять интерес и для взрослых.

Математическая головоломка - задача занимательной математики с игровыми элементами (правилами возможных действий, иногда - сюжетом), требующая в большей степени сообразительности, нежели математической подготовки или специальных знаний.

Многие из общеизвестных головоломок в той или иной степени несут математическое содержание, например, в пентамино существенны формы и расположения фигур, а в судоку - свойства графов. Игру Конвея «Жизнь » и задачу построения фракталов можно также рассматривать в качестве математических головоломок, хотя игрок оперирует с ними только путём задания начальных конфигураций, а после того, как начальные условия установлены, правила головоломки определяют все дальнейшие изменения и ходы.