Современная Япония - однонациональная страна. Около 99 % ее населения - японцы. Среди них выделяют несколько этнографических групп, некогда имевших свои культурные особенности. В значительной мере их сохранила одна из таких групп на островах Рюкю. Корейцы - 0,5 %, китайцы и айны - 0,5%.Этнографической группой японцев являются рюкюсцы (св. 1 млн. человек), отличавшиеся прежде по языку и культуре, но в настоящее время в основном воспринявшие общеяпонскую культуру, образ жизни и литературный язык. Потомки древнейших жителей Японии - Айны заселили Хоккайдо, Курильские острова и южную оконечность Сахалина и Камчатки. После того, как Курильские о-ва и Южный Сахалин временно перешли (соответственно, в 1875 и 1905 г.) во владение Японии, айны были насильственно японизированы, а затем выселены на Хоккайдо, где живут в настоящее время в округе Хидака. В результате ассимиляции айны в значительной степени утратили свою самобытную культуру и язык, но выделяются своим антропологическим типом. Корейцы Японии живут преимущественно в крупных городах - Осака, Токио, Ямагути.

Несмотря на то, что лишь четверть всех живущих в Японии корейских детей обучается в корейских школах (остальные - в японских), корейцы мало поддаются ассимиляции и стойко сохраняют свое самосознание.

Языковая письменность

Языковая ситуация в Японии очень сложна: в стране существует три больших группы диалектов и множество говоров. Сама же письменность японского языка основана на китайской иероглифике. Чтение японских текстов - весьма сложное дело. Созданная в X в. слоговая азбука (из 50 знаков) используется в основном для записи падежных окончаний, послелогов и иных грамматических показателей.

ВВЕДЕНИЕ

Япония слывет одной из самых загадочных и экзотических стран мира. Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает наше воображение своей экзотикой. И визит в эту таинственную страну не рассеет сложившийся миф. «Я побывал в волшебной сказке», - говорят люди, посетившие Японию.

Беспрекословное повиновение и подчинение – в крови у этой нации. Не пугайтесь, когда встретившая вас на пороге своего дома японка падает на колени, кладет на пол перед собой и прижимается к ним лбом – так она выражает свое почтение. Кстати, не вздумайте пожимать хозяину руку в знак приветствия: это здесь не принято.

В представлении европейца давно сложился образ «страны восходящего солнца». При слове «Япония» в воображении живо всплывают красота японских девушек, виртуозные па мастеров карате,Фудзияма, цветущая сакура, икебана, нецке, Сад камней, саке и древнейшая императорская династия. Об исторических событиях минувшей эпохи напоминают многочисленные архитектурные сооружения тех времен: замки, буддистские храмы Киото, Нара и др. Все это будет Японией. Или иллюзией о ней. С иллюзией не расстаются, ее насыщают. И во всем этом я попыталась разобраться в своей работе.

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНЦЕВ

Вопросы этногенеза японцев и в настоящее время все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.

В советском японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.

В середине первого тысячелетия до нашей эры на Японские острова через Корейский пролив с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские племена. С их приходом на островах появились домашние животные - лошадь, корова, овца, к этому периоду относится и возникновение культуры поливного риса. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным аустронезийско-айнским населением происходили вплоть до V в. Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало рисосеяние.

К VI-VII вв. островное население восприняло из Кореи, а также и из Китая элементы китайской и корейской культуры. В VIII в. завершилась ассимиляция на юге Кюсю остатков аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого севера острова Хонсю. Местное айнское население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север.

В настоящее время Япония - одна из самых однородные по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.

Социальная история японцев

Первые сведения о японцах содержатся в китайских источниках, относящихся к I в. до н. э.- V в. н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий. Это «Кодзики» («Записки древности» - 712 г.) и «Нихон секи», или «Нихонги» («Анналы Японии» - 720 г.).

ХОЗЯЙСТВО ЯПОНИИ

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Считается, что история сельского хозяйства Японии насчитывает более 2 тыс. лет. Методика возделывания риса и других зерновых, а также ряда овощных культур была ввезена в страну из Китая через Корею. С тех древних времен в Японии выращивают рис, пшеницу, ячмень, просо, соевые бобы, редьку, огурцы.

Древнейшие крестьянские орудия труда изготовлялись из дерева или камня. Когда в страну из-за рубежа проникла технология обработки железа, производительность труда в сельском хозяйстве резко возросла. В аграрный оборот были вовлечены заболоченные участки и освобожденные от камней горные террасы. А в XVII в. появились первые книги о методах возделывания урожая.

С появлением городов начался отток населения из сельских районов.

Более половины урожая изымалось в качестве налогов, поэтому крестьяне постоянно жили на грани голода. Крестьянский труд пришлось интенсифицировать, прежде всего за счет освоения новых земель, применения удобрений. В период Эдо крестьяне получили право продавать часть урожая на рынке, что позволило придать аграрному производству товарный характер.

До Реставрации Мэйдзи (1868) в сельском хозяйстве было занято около 80% населения страны. Из-за крайней ограниченности сельскохозяйственных угодий животноводство было развито сравнительно слабо. Рис оставался основной сельскохозяйственной культурой, к тому же весьма трудоемкой, что сказалось на формировании национального характера.

После открытия страны для международных контактов японцы проявили огромный интерес к европейской и американской аграрной практике. Однако ситуация с землей в Японии значительно отличалась от ситуации в странах Запада, и поэтому перенос зарубежных технологий на японскую почву не давал результатов. В итоге основой сельскохозяйственного производства в Японии так и осталось рисоводство. Довольно долго в аграрном секторе Японии из-за миниатюрности крестьянских наделов не могла привиться механизация.

Лишь после земельной реформы 1946 г., когда значительные участки плодородной земли были изъяты у помещиков и по низкой цене распределены между фермерами, сельское хозяйство стало приобретать современные черты. Государство поддержало процесс формирования сельскохозяйственных кооперативов, обеспечивших кредитование крестьянских хозяйств и применение на полях сельхозтехники, удобрений, новых интенсивных технологий.

С конца 50-х гг. начался процесс ускоренной урбанизации страны, сопровождавшийся массовым оттоком рабочих рук из деревни. На фермах оставались в основном лишь пожилые люди и дети. Обработка земли вблизи городов приобрела повременный характер, когда работники приезжали в деревню лишь в период очередной страды - посева, уборки урожая.

Благодаря внедрению механизации - тракторов, культиваторов, комбайнов - урожайность риса за 25 лет (с 1950 г. по 1975 г.) увеличилась с 9,5 млн. до 13 млн. метрических тонн. Однако потребление риса (в пересчете на 1 человека) за эти годы уменьшилось. Преимущественно рисовая диета уступила место более сбалансированной мясо-молочной, овощной, фруктовой, и государству пришлось решать проблему перепроизводства риса. Крестьянам стали платить деньги за то, чтобы они на своих рисовых полях выращивали другие культуры.

Сейчас Япония сама обеспечивает свои нужды в рисе на 102%, в картофеле - на 85%, в овощах - на 86%, во фруктах - на 47%, в мясе - на 56%, в молочных продуктах - на 72%, в пшенице - на 7%. По ситуации на 1997 г. аграрный сектор Японии (включающий охоту, лесное дело и рыболовство) составляет 1,9% в ВНП страны (499,86 трлн. иен).

Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6-7 млн. т морепродуктов в год - страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродуктов. Япония располагает большим рыболовным флотом (более 400 тыс. судов общим тоннажем 2,7 млн. бр. рег. т), который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/3 улова обеспечивают прибрежные воды, главным образом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и моллюсков дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пресноводных водоемах.

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование, в котором сохраняется большая роль модернизации отраслей массового экспорт ориентированного производства (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения) и активно развивающиеся новые наукоемкие отрасли (авиационно-космическая, приборостроение и др.) Основные центры: Токио, Кадома, Хадокате, Хиросима, Куре, Футю, Йокодука и др.

Судостроение, специализирующееся на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, испытывало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов (1995 г. - 44% общемирового объема строительства). Судостроительные предприятия размещены по всей территории страны. Главные центры судостроения - крупные портовые города: Йокогама, Кобе, Нагасаки, а также Майдзура, Йокосуки, Сасебо.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого - врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Японцы не коренные жители Японии October 19th, 2017

Все в курсе, что американцы не , точно так же как и теперешнее . А вы знали, что японцы не являются коренным населением Японии?

Кто же тогда жил в этих местах до них?

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии — великая гора Фудзияма — имеет в своем названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают ученые, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки. Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжелые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири. Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов ученые спорят до сих пор. Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант. А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.


Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.


По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались. Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают. Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.


В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи

Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами — половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае. Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве.

источники

(яп.日本人- Нихондзин, ниппондзин) - представители основной группы населения Японии.

Слово «японцы » может употребляться как нейтральный термин для обозначения всех жителей Японского архипелага или как этноним, которым обозначают культурное сообщество - «японский этнос» (без рюкюсцев и айнов) или политическую - «японскую нацию» (вместе с рюкюсцев и айнами).

Происхождение японцев

Проблему происхождения японцев можно рассматривать с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза.

Большинство западных исследователей отмечает неправомерность определять японцев как расу или группу. Однако японские ученые отмечают существований «японской расы» как отдельного биологического таксона. С ним же они связывают становление японского этноса и нации. На сегодня общепризнано считается концепция К. Ханихара, официально опубликованная им в 1990 году. Согласно ей современные японцы являются потомками прото-монголоидного сообщества периода Дземон, близкой к которым есть народы Юго-Восточной Азии. Начиная с 3 века до Р. Х. и кончая 7 веком, эти прото-монголоиды смешивались с ново-монголоидными мигрантами из территории Маньчжурии, Кореи и Китая. В результате смешения возник японский расовый тип, который стал основой для формирования японского этноса. Несмотря на большое количество огрехов в теории К. Ханихары, ее положение можно встретить как в научных трудах так и школьных учебниках.

Если на вопрос расогенеза специалисты готовы дать определенный набор концепций-ответов, то проблема этногенеза японцев выглядит для них гораздо сложнее. Большинство ученых считают, что японцы как этнос возникли на основе яматоской этно-общественной группы в 6-7 веках, основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки. Однако ряд ученых утверждают, что называть яматойцев японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, «японцы» - это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага в конце периода Эдо в 19 веке.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства - , в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США. Ризные культурные сообщества японских островов, включая Айнов и Рюкюйцев, были объединены в единый политический и социальный организм.

Трудности, которые возникают при поиске происхождения японцев связаны с отсутствием согласованной и четкой терминологии по «расе», «этносу» или «нации». Среди ученых нет также и консенсуса того, каким из этих терминов обозначать японцев. Однако на сегодня слово «японцы» используется преимущественно в нейтральном смысле, для обозначения жителей Японии, или же как синоним словосочетания «жители Японии».

Язык

Является родным для подавляющего большинства японцев мира и официальным языком в Японии. Графическая система языка содержит две азбуки (хирагана и катакана), а также около 4 тысяч заимствованных китайских . Согласно статистическим данным Министерства образования Японии, умением читать и писать на японском владеет 99% населения страны.

Происхождение и классификация языка до сих пор неясны. К середине 20 века считалось, что японский язык принадлежит к группе тунгусо-алтайских языков и является родственным, в частности, с корейским. Однако современные исследователи указывают на сходство основной японской лексики с лексикой языков Юго-Восточной Азии. Общность грамматики с языками севера и близость базовой лексики японского языка с юга Азиатского континента усложняет процедуру классификации. Поэтому японский язык принято выделять как изолированный.

Кроме собственно японского языка, в Японии существуют языка айнов и рюкюсцев. Эти языки рассматриваются японскими исследователями как особые древние японские диалекты, однако ряд западных исследователей определяет их именно как отдельные языки.

Культура и религия

Считается что в основе современной японской культуры лежит культура аборигенов Японского архипелага периода Дземон. Неотъемлемыми и органическими частями японской культуры является многогранность традиций, что сейчас получают распространение во всем мире - классическая поэзия, японская живопись, чайная церемония, боевые исскуства, архитектура, самураи, искусство строительства декоративных садов, аранжировки цветов (), сборка фигур (оригами), традиционная опера ноо, кукольный театр бунраку, городской театр кабуки, японская кухня.

Как ни странно, но может показаться, что формирование японской культуры - это постоянное заимствование и «переваривания» иностранных идей. Традиционно основными импортерами мировых достижений мира были Корея, Китай, Испания, Португалия, Голландия. С середины 19 века в качестве «интеллектуального донора» выступают страны Западной Европы и США. Приспособленные к японской почве ноу-хау стали основой для развития японских уникальных продуктов и произведений. Сегодня среди них известны японская электроника, манга и аниме.

Религия играет важную роль в жизни японцев. Однако ее функционирования отличается от подобного на Западе. Характерно совмещение, то есть одновременная принадлежность к двум или более религиозных течений. Основными конфессиями в Японии являются синто и буддизм. Около 1% населения исповедует христианство.

Этнические группы

Японцы (Яматойцы, Рюкюйцы, ) - около 99%. Остальные (китайцы, корейцы, бразильцы, филиппинцы, другие) - около 1%.

В период существования Японской империи (1867 - 1945) до «политических» японцев причисляли корейцев и тайваньцев. Часть нивхов, которые жили на Сахалине, также имели японское гражданство. После оккупации Сахалина СССР, они были высланы в Хоккайдо как «японцы».

По данным Министерства Иностранных дел, количество японцев, проживающих заграницей составляет около 1 миллиона человек. Больше всего их проживает в США. За ними следуют японские общины в КНР, Бразилии и Великобритании.

Никкей

Сроком Никкей (日系- «японский») принято обозначать людей, которые имеют японское корни, предки которых иммигрировали из Японии и живут за границей.

Этимология названия близка к слову российского «русский». Последний является тем, кто принадлежит к «Руси», но «русичем» не является. Подобное наблюдается в названии Никей - человек имеет тесную связь с Японией, но собственно «японцем» он не является. В целом, сроком Никей называют всю японскую диаспору. Японская диаспора имеет 140-летнюю историю. Первые японские эмигранты начали переселяться на Гавайи с 1868 года. Около 750,000 человек мигрировали за границу перед второй мировой войной. Еще 250,000 пересилилися заграницу во второй половине 20 века.

Японские эмигранты и их потомки сохраняют чувство общности и не прерывают связи со страной своих предков. Они играют важную роль в социумах, которые приняли их. Как пример, можно привести правления перуанского президента Альберто Фудзимори (1990-2000), выходца из семьи японских эмигрантов.

Японцы - девятый по численности народ мира (130 миллионов человек). Большинство японцев проживает в собственном национальном государстве Япония (Ниппо́н) (127 миллионов), расположенном на Японских островах, близ побережья Юго-Восточной Азии. Япония – островное государство, состоящее из остров Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и многочисленных примыкающих к ним мелких островов. Территория – 372,2 тыс. км 2. Столица – Токио (10,9 млн.).


Правителями Японии во все исторические времена являлись императоры (микадо), непрерывно ведущие свой род в течение 124 поколений, начиная ещё с VII века до нашей эры. Они обожествлялись, считаясь потомками богини солнца Аматэрасу. Японское иероглифическое сочетание тэнно – Небесный хозяин. Династия японских императоров является самой древней из сохранившихся на сегодняшний день на Земле королевских династий. Согласно традициям, императором Японии не может быть женщина, это правило ни разу не нарушалось.




В Японии средняя продолжительность жизни одна из самых высоких в мире и составляет более 82 лет. Сейчас в Японии более людей перешагнули столетний рубеж.




Традиционное жилище японцев имеет раздвижные стены из рам, заклеенных картоном. Крыша соломенная или черепичная. Пол покрыт циновками из рисовой соломы. Столы, стулья, кресла ставятся только в гостиных. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках. Кроватей нет, спят на циновке, под голову кладут не подушку, а дощечку.


Национальная одежда японцев называется кимоно. В настоящее время японцы в быту носят европейскую одежду. Кимоно можно увидеть на новый год, день совершеннолетия и на японских свадьбах. Женское кимоно отличается от мужского покроем рукавов. У женщин рукава служат своеобразными карманами. У женщин оно подпоясано широким поясом, который завязывается большим бантом на спине.




С культурных традиций наиболее известны чайная церемония, искусство декоративных садов, икебана. Япония - необыкновенная страна. А в какой еще стране главные национальные праздники - цветочные? Весной цветет сакура - японцы любуются ею. Осенью - праздник цветения хризантем, в феврале - праздник цветения сливы, в мае - глицинии и ирисов. И одежда у японок - цветочная, рисунок на кимоно должен быть сезонным.






В настоящее время Япония высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырье, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др.,- и очень быстро вышли на мировой уровень, создав одну из передовых экономик мира.