Н. П. Вагнер

Жил-был маленький мальчик, принц Гайдар, сын великого царя Аргелана, и этот маленький принц непременно хотел быть большим.

Он жил в большом дворце, в высоких комнатах, но ему казались они низкими. "Почему, - думал он, - комнаты строят только до потолка? Их нужно было бы строить выше потолка. Прямо до неба".

Когда за обедом или ужином подавали большую рыбу, то он думал: "Почему же она большая?! Если бы она не уместилась в эту залу, то она действительно была бы большая... Вот кит! Его скорей можно назвать большой рыбой, хотя кит вовсе не рыба... Он плавает в большом море-океане!"

Когда его возили по морю и говорили ему: "Видишь, какое оно большое, его берегов не видно", - то он думал: "Да. Оно кажется вам большим потому, что его берегов не видно. А если бы они были видны, то и море было бы для вас небольшое".

Когда он бывал на высоких горах, то смотрел на небо и все думал: "Ах! можно бы было их сделать еще выше... выше... выше - до самого неба".

Наконец, хотя не скоро, его желание исполнилось: он сделался большим; он вырос выше всех людей, которых он знал, но и этого ему было мало.

Что же, - говорили ему, - ты хочешь быть великаном и показывать себя за деньги?

Да, - говорил он, - я хотел бы быть великаном, но не таким, как вы думаете. Я вижу звезды, и мне хочется дорасти до них, чтобы они были перед моими глазами... и не только эти звезды, но и все другие солнца, чтобы они светили мне в глаза и от этого света я сделался бы таким большим, что меня нельзя было бы смерить никакой мерой. Понимаете ли вы? Я боюсь всяких мер, весов и стадий, и вот почему я желал бы вырасти настолько, чтобы они не могли меня нигде достать и... смерить.

Когда исполнилось ему совершеннолетие, то отец его, царь Аргелан, сказал ему:

Ну, Гайдар, теперь ты большой, и надо тебе выбрать невесту. Возьми свиту и ступай в царство Коромандельское, к царю Баджрахану. У него дочь, царевна Гудана, - красавица. И пошел Гайдар со свитой в царство Коромандельское.

Увидал Гайдар Гудану и изумился. Такой красавицы он еще никогда не видывал.

И стал Гайдар разбирать и судить: где и в чем у Гуданы красота сидит? Думал, думал, ничего не решил. Пришел он к Гудане, встал перед ней на колени и говорит ей:

Царевна прекрасная!.. Я без ума от твоего дивного образа, и думаю я: чем этот образ мне нравится? Глаза твои небольшие, но если бы они были больше, если бы они были громадные, то они были бы уродливы и безобразны. И лоб, и нос, и рот твой - все небольшое, но все мне нравится; и больше всего мне нравится взгляд твой открытый, глубокий и ласковый. Царевна Гудана! Красавица из всех красавиц! Если бы ты согласилась выйти за меня замуж, то я был бы без меры счастлив.

Царевич Гайдар! - отвечает ему Гудана, - без меры может быть только великое. И тебе лишь кажется, что ты можешь быть счастлив без меры. Если же ты действительно хочешь быть счастливым, то узнай, что такое есть "великое", и тогда приходи ко мне и будешь женихом моим. Иди, ходи по свету белому! Ищи великого, ибо к нему постоянно стремилось и стремится сердце твое.

И пошел царевич Гайдар, пошел один, без свиты своей, пошел искать по всему свету "великого".

"Великое, - думал он, - скрыто в истине. Кто познал ее, тот познал великое, и сердце его не мучится, не трепещет, не боится ничего, а радуется".

И пошел он к мудрецам земным. Их же много по белу свету рассеяно, и все они ищут истину. Исходил он много всяких мер земных, исходил много всяких земель. И видел, и говорил со всякими мудрецами, но не могли мудрецы указать ему великое. Говорили они о мириадах миров небесных, о беспредельности всего мироздания, всей вселенной, но в этой беспредельности он видел только предел земной мудрости и не нашел он в ней "великого"...

Один раз идет он по дороге, которая ведет в небольшую деревушку, и видит: стоит на этой дороге седой дервиш, старый-престарый; и смотрит он на толпу детей, которые весело играют на лужайке. Подошел Гайдар к дервишу и стал смотреть на ту же толпу и при этом подумал: "На что же он смотрит? На малых ребят?!" И спросил Гайдар дервиша: на что он смотрит так пристально?

На великое, - отвечал дервиш. - Великое скрыто в малом. В малом лежит великое сердце, которое может любить и любовью все победить.

Усмехнулся Гайдар и отошел от дервиша.

"Это сумасшедший, - подумал он. - Я слышал от земных мудрецов, что дети любят только себя самих, а как они любят, это нельзя смерить никакой меркой".

В деревушке, на краю ее, была небольшая хижинка, и около этой хижинки сидела женщина, а около нее была целая дюжина ребят. Старшей девочке было лет 12 - 13. Младшего, годовалого младенца держала женщина на руках.

Мальчик был болен, умирал и, бледный, задыхающийся, лежал на ее руках. Женщина тихо плакала...

Гайдар подошел к ней и спросил:

Что, он болен?

Болен, - сказала женщина, - умирает. - И она вытерла глаза свои платком, которым была обвязана голова ее.

Это сын твой? - спросил Гайдар.

А это, кругом тебя, твои дети?

И все дети молча, серьезно, потупившись, толпились около нее.

Чего же ты плачешь? - спросил Гайдар. - Смотри сколько у тебя детей... И тебе жаль одного...

Если бы их и было не столько, а в десять раз столько, - сказала строго женщина, - если бы их было так много, как песку морского... все равно мне было бы жаль потерять хоть одного из них, ибо я любила бы всех их.

И при этих словах дети прижались к матери, а она еще сильнее заплакала.

И отошел от нее Гайдар, а отходя подумал: "Нельзя смерить эту любовь никакими мерами. Не в ней ли лежит "великое"?

И задумался Гайдар и не заметил, как подошел к большой высокой горе, а у подошвы ее росли большие деревья, и под одним деревом лежал человек, а другой сидел, наклонясь над ним.

Гайдар устал и невольно, не замечая, опустился на землю и сел подле человека.

Что, он болен? - спросил Гайдар человека.

Но человек ничего не ответил ему. Он растирал грудь у того человека, который лежал и тихо, жалобно стонал.

Это брат твой? - снова спросил Гайдар.

Человек обернулся к нему. Строго, пристально посмотрел на него и тихо вразумительно проговорил:

Все мы братья... У всех у нас один отец... - И он снова начал растирать грудь больному человеку. Больной стонал тише и тише. Он засыпал. Растиравший тихо отнял руку от его груди, медленно повернулся к Гайдару и, приставив палец к губам, тихо, чуть слышно прошептал:

Он уснул! И да будет мир над тобой, брат мой!

Он сидел несколько минут молча, опустив голову. Гайдар смотрел на его худое, потемневшее лицо, с большими задумчивыми глазами, на его изношенную, изорванную одежду, на его бедную, заплатанную чалму и думал: "Он, наверное, беден и несчастен". И он тихо вынул из пояса кошелек и так же тихо положил его на руки своего собеседника. Но он отстранил его руку и сказал:

Я не нуждаюсь!.. Отдай твое золото тому, кто не вкусил от даров нищеты и бедности... и кто думает купить на него продажные земные блага...

Ты, верно, из одной деревни с этим больным? - спросил Гайдар.

Нет, он из Иудеи, а я - самарянин. Меня зовут Рабель бен-Ад, а его Самуилом из Хазрана.

Потом, помолчав немного, он пристально посмотрел на Гайдара своими черными глубокими глазами, и Гайдару показалось, что в этих глазах блестит тот же огонь, который он видел в глазах детей, игравших на лугу. И тот же самый блеск он видел в глазах женщины-матери, державшей на руках умирающего ребенка - ее сына. Рабель нагнулся к Гайдару и начал говорить ему тихо, поминутно оглядываясь на спящего Самуила.

Николай Вагнер родился 18 (30) июля 1829 года в Верхотурском уезде Пермской губернии (ныне город Карпинск Свердловской области) в дворянской семье. Детство Вагнер провёл на Урале. С 1840 года, когда отец был утверждён профессором минералогии, геологии и сравнительной анатомии Казанского университета, жил в Казани. В 1841 году Николай Вагнер обучался в частном пансионе М. Н. Львова, затем с 1842 по 1845 год учился во 2-й Казанской гимназии. В 1845 году Вагнер поступил на отделение естественных наук Казанского университета.

После университета Вагнер преподавал естественную историю и сельское хозяйство в Нижегородском Александровском дворянском институте. В 1852 году становится адъюнктом при физико-математическом факультете Казанского университета, магистром, затем доктором.С 1860-го - профессор зоологии, с 1862-го - ординарный профессор зоологии Казанского университета. В 1861-1864 годах Вагнер - редактор «Учёных записок Казанского университета». В 1863 году получает Демидовскую премию Академии наук за исследование «Самопроизвольное размножение у гусениц насекомых», ставшее сенсацией в научном мире того времени. В 1869 году был удостоен премии Бордена от Парижской академии наук и избран почётным членом Сибирского университета.

В 1870-1885 годах - профессор Санкт-Петербургского университета (продолжал читать лекции до 1894 года). Основал на Соловецком острове на Белом море биологическую станцию и был её директором до конца существования станции.
В 1877-1879 годах редактор научно-популярного журнала «Свет». C 1891 года - президент Русского общества экспериментальной психологии, с 1899 - почётный член Казанского университета. В 1901 году издал научно-популярные очерки книгой «Картины из жизни животных».

Известен главным образом как детский писатель.

Петр Николаевич Вагнер, старший сын Николая Петровича Вагнера, профессора зоологии, члена-корреспондента Российской Императорской Академии наук (1898 г.), писателя (литературный псевдоним – Кот-Мурлыка) и Екатерины Александровны Вагнер (урожденной Худяковой), родился в г. Казани в 1862 г. В 1870-71 г. в связи с избранием отца профессором Петербургского университета, семья переехала в столицу. В гимназии К. Мая Петр Николаевич учился только один год. Строго говоря, у нас нет документов, подтверждающих факт учебы в гимназии, но в списках учеников за 1875–1876 гг. значится Петр Вагнер, место жительства (Васильевский остров), знание немецкого языка и то, что Петр Николаевич впоследствии отдал своего единственного сына «к Маю» - все эти факты могут подтвердить наше предположение.

В 1879 г. Петр Николаевич поступил в Морское училище. С 1880 г. принимал участие во внутренних и заграничных плаваниях. Педагогическую деятельность начал в 1886 г. в качестве воспитателя и преподавателя Морского Училища. В 1890 г. окончил Гидрографическое отделение Морской Академии и стал штатным преподавателем Морского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпуса.

По воспоминаниям одного из воспитанников уже в советское время: «Своеобразным человеком был начальник училища П.Н.Вагнер, недавний царский адмирал. При всей его корректности мы чувствовали, что комсомольцы для него - беспокойное «инородное тело», случайно оказавшееся во вверенном ему учебном заведении».

Петр Николаевич был человеком разносторонних интересов и талантов. Он владел тремя языками: немецким, французским и английским. Увлекался музыкой и живописью, в 1894 г. поступил в Императорскую Академию Художеств, в пейзажную мастерскую профессора А.И. Куинджи (1842 – 1910). Атмосфера в мастерской А.И. Куинджи была очень теплой, доброжелательной и неформальной. Соученик и приятель Петра Николаевича известный художник А.А.Рылов в своих «Воспоминаниях» писал:«Вечером собирались в мастерской и ждали прихода модели. После окончания работы с 5 до 7 часов. Затем появлялся служитель, вносил самовар, груду свежих горячих сосисок и вкусных булочек-рогулек. Французскую горчицу вываливали прямо на бумагу и, макая в нее сосиски, отправляли в рот во славу доброго хозяина нашего Архипа Ивановича. После чая начинался концерт, настраивались инструменты и раздавалась веселая музыка: Богаевский, Чумаков и Калмыков играли на гитарах. К ним иногда присоединялся Зарубин и Химони на скрипках, а Латри – на мандолине, морской офицер Вагнер – на балалайке».

Петр Николаевич окончил обучение в Академии Художеств 1899 г. с присвоением ему звания классного художника Академии за пейзажи «Пороги» и «Балтийское море». Петр Николаевич работал главным образом как маринист, был активным участником художественных выставок. Критик Л.М. Антокольский (1872 - 1942) писал: «Лучшие пейзажисты на весенней выставке по обыкновению Зарубин, Вагнер и Столица…Маринист Вагнер прекрасный живописец и техник, которому много мешает его странное, уже несколько лет замеченное пристрастие к «чернильным тонам».

С 1921 по 1929 гг. П.Н. Вагнер – профессор факультета Живописи, Графики, Скульптуры Высшего Художественно-технического Института – ВХУТЕИН (Академии Художеств).

Перечень выставок и каталогов:

2-я осенняя выставка картин. Спб., 1907, с. 6,12.

3-я художественная выставка картин «Северного кружка любителей изящных искусств». Вологда, 1909, с.2.

Осенняя – Спб., 1910, с.3-4.

Весенняя - Пг, 1916, с.6, 26.

Осенняя - Пг, 1916, с. 11, 27.

Выставки картин общества им. А.И. Куинджи: 2-ая – Пг, 1918, с. 7 Л., 1926, с.5. 1-ая гос. Свободная выставка произведений искусства- Пг, 1919, с. 19.

Выставка живописи и акварели запасного фонда Краснодарского краевого художественного музея. Краснодар, 1955, с.4.

Екатеринодарская картинная галерея. Екатеринодар, 1915, с.24.

Картины Харьковского городского художественного музея. Харьков, 1917, с. 5.

Каталоги:

Весенние выставки в залах Императорской Академии Художеств. Спб 1898-1916.

«Искусство и художественная промышленность» Спб., 1899, № 13, с.61 (илл.)

«Художественные сокровища России» Спб., 1904, т. 4, с. 23.

«Родина» Петроград, 1917, №3, с. 29 (илл.) « Нива» 1899 № 50, с. 978-980, портр. А.И. Куинджи и его ученики

Каталог выставки. Л., 1973.

Источники:

Антокольский Л.М. Весенняя выставка Академии художеств;

Плохой хороший человек. Личность и судьба Н.П. Вагнера.

А. Горяшко, Кандалакшский государственный природный заповедник

Николай Петрович Вагнер (1829-1907) -
зоолог, профессор Петербургского университета, открывший педогенез и основавший Соловецкую биостанцию, автор классического труда «Беспозвоночные Белого моря» - фигура хрестоматийная.
Однако, как правило, именно этими сведениями и исчерпывается все, что мы о нем знаем. Попытка узнать больше первым делом приводит к целой череде отрицательных отзывов от разных солидных людей. Профессора А.М. Никольский и Ю.А. Филипченко весьма нелестно отзывались о профессиональной деятельности Вагнера, Ю.И. Фаусек и А.Г. Достоевская оставили его описания как человека, по меньшей мере, странного и даже - сумасшедшего.

В данной работе сделана попытка воссоздать личность Вагнера, основываясь не на этих, хоть и почтенных, но односторонних свидетельствах, а непосредственно на фактах биографии Вагнера, его неизданной переписки и некоторых опубликованных, но малоизвестных автобиографических зарисовках.

Николай Вагнер родился 18 (30) июля 1829 г. в Богословском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии, где работал в то время его отец, человек весьма неординарный. Петр Иванович Вагнер (1799-1876) в 1819 г. окончил Дерптский университет со званием аптекаря, в 1826 г. окончил Виленский университет лекарем первого разряда, после чего приехал на Урал, где был определен врачом в Богословский завод. Здесь Петр Иванович увлекся геологией и открыл новый минерал, который назвал пушкинитом в честь попечителя Казанского учебного округа М.Н. Мусина-Пуш-кина. В результате в 1840 г. П.И. Вагнер был назначен профессором минералогии и геогнозии и возглавил одноименную кафедру в Казанском университете.

Единственный источник информации о детстве Н.П. Вагнера - его эссе «Как я сделался писателем?». Эссе содержит автопортрет чувствительного и впечатлительного мальчика, выросшего на нянюшкиных балладах, увлеченного всем эффектным и необычайным, что удается ему найти в книгах. Бытующее представление о том, что взрослый Вагнер внезапно бросил науку ради литературы, неверно. Уже в гимназии Коля увлекся литературным творчеством.

Увлечение зоологией началось чуть позже. «В последнем классе гимназии меня начала увлекать одна страсть, которая вскоре поглотила меня всецело и крепко держала в своих когтях почти целых десять лет. Я говорю о страсти к энтомологии или, вернее, к собиранию насекомых и составлению из них коллекций» - пишет он. Эта же страсть способствовала и началу дружбы, которая продолжалась 40 лет и стала, похоже, единственной, обошедшейся без разочарований, дружбой Вагнера. Это была дружба с Александром Михайловичем Бутлеровым, будущим великим химиком. Они познакомились шестнадцатилетними, на первом курсе Казанского университета, и на всю жизнь остались друг для друга «Сашечкой» и «Колечкой». Студентом Вагнер начал писать и публиковать научно-популярные статьи о животных, которые писал потом всю жизнь.

Закончив университет с золотой медалью, Вагнер вел жизнь вполне традиционную для ученого: преподавал, защищал диссертации (в 1851 г. - магистерскую «О чернотелках (Melasomata), водящихся в России», в 1854 г. - докторскую «Общий взгляд на паукообразных и частное описание одной из форм (Androctonus occitans) к ним принадлежащих»). Но на это же время приходится и начало более серьезных занятий литературой, случившееся, по утверждению Вагнера, под влиянием все того же Бутлерова, весьма высоко оценившего литературные опыты друга.

В 1862 г., в символическом возрасте 33 лет, к Вагнеру приходит мировая известность.
В работе «Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых» был впервые опубликован установленный им факт педогенеза (девственного размножения) в личиночном состоянии.
А еще через шесть лет, прочтя впервые появившийся в России перевод сказок Андерсена, Вагнер находит многие из них слабыми и сочиняет около дюжины сказок, которые впоследствии составят первое издание «Сказок Кота Мурлыки». Сказки эти пользовались большой популярностью и прославили его среди широкой публики куда более, чем научное открытие. С 1872 по 1913 гг. «Сказки Кота Мурлыки» выдержали девять изданий.

Литературные занятия успешно совмещаются с научной карьерой, в 1871 г. Вагнер становится профессором Петербургского университета. И в том же 1871 г. Вагнер впервые знакомится со спиритизмом (к которому привлек его Бутлеров), а к 1875 г. уже широко известен как один из горячих его сторонников. Совершенно уверившись в достоверности медиумических явлений, Вагнер публикует в известных журналах статьи в защиту спиритизма. Именно эти статьи послужили основой интереса, проявленного к нему Ф.М. Достоевским. Они познакомились в 1875 г. и следующие два года общались довольно плотно, о чем свидетельствует сохранившаяся переписка. Но отношения эти, как почти все отношения Вагнера, оказались не равны. Он интересовал писателя скорее как некий забавный феномен, тогда как сам открывал Достоевскому душу. Исчерпав интерес к спиритизму, Достоевский исчерпал и интерес к Вагнеру, чем его очень ранил.

1876 год в жизни Вагнера удивительно насыщен событиями и весьма показателен: здесь сошлись все сферы его интересов, кажущиеся многим несовместимыми. В 1876 г. Вагнер впервые посещает Соловецкие острова и задумывает устроить здесь биологическую станцию (по его замыслу - даже целую сеть станций). В том же 1876 г. он начинает издавать научно-популярный журнал «Свет» (к сотрудничеству в котором страстно призывает Достоевского и Толстого, обоих тщетно). И в том же 1876 г. создается комиссия под председательством Д.И. Менделеева, чтобы выяснить достоверность спиритических явлений. Вагнер и Бутлеров участвовали в работе комиссии как главные защитники спиритизма. Комиссия пришла к твердому выводу, что «спиритическое учение есть суеверие», чем нисколько не поколебала убеждения Вагнера.

До 1894 г. Вагнер оставался директором Зоотомического кабинета и читал лекции в Университете. Однако фактически в последние годы он уже совершенно отстранился от управления Зоотомическим кабинетом и предоставил все дела вести молодому ассистенту В.М. Шимкевичу. Лекции, которые он читал в этот период, очевидцы вспоминают как анекдот. Вагнер называл студентов «mesdames», пропускал занятия по приказу духов или, по приказу духов же, оказывался одет весьма экстравагантно. Среди этой череды анекдотов крайне важно свидетельство В.М. Шимкевича о том, что студенты «нередко хлопали за его экстравагантные взгляды.
Один раз его встретили аплодисментами. Он спросил, за что. Один из студентов ответил: “за то, что у вас убеждения не расходятся с поступками”.
Это было после того, как он, попав в присяжные, отказался от присяги, как акта, противнаго учению Христа. Суд его от исполнения обязанностей присяжнаго освободил, но на 100 рублей оштрафовал».

Н.П. Вагнер скончался в почтенном возрасте 78 лет. Он занял почетное место как в истории биологии (благодаря открытию педогенеза и созданию Соловецкой биостанции), так и в истории литературы (благодаря «Сказкам Кота Мурлыки»). А кроме того, оставил о себе массу анекдотов и весьма разноречивых, большей частью негативных, отзывов. Представление о его странностях прочно укрепилось в обществе. Однако внимательное знакомство с биографией Вагнера заставляет задуматься, что, может быть, главная его странность, а вернее - непохожесть на других, это удивительная искренность и верность своим убеждениям. Раз увлекшись чем-то, он оставался верен этому на всю жизнь. Так случилось и с литературой, и со спиритизмом, и с дружбой с Бутлеровым. Студенты недаром аплодировали ему «за то, что убеждения не расходятся с поступками». Немногим под силу так прожить жизнь.

Материалы научной конференции, посвященной 70-летию Беломорской биологической станции МГУ : Сборник статей.– М.: Изд. «Гриф и К», 2008.– с. 12-16.