Разводной мост через реку Неву в Санкт-Петербурге, названный в честь новгородского князя Александра Невского. Планировать постройку моста начали еще в первой половине XX века, но итоговая конструкция в виде семипролетного железобетонного моста с разводным пролетом посредине была построена только в 1960-1965 годах по проекту А. В. Жука и Ю. И. Синицы. В 2000-2002 годах мост подвергся реконструкции.

Место для постройки моста в конце Невского проспекта, чтобы соединить правобережный район с центром, было выделено в генеральном плане города еще в первой половине XX века, но к возведению мостовой переправы приступили только после окончания Великой отечественной войны. Мост был объявлен «градостроительной задачей особой важности», поэтому в конкурсе проектов участвовало восемь коллективов. Рабочим названием моста было Старо-Невский, а после окончания строительства в 1965 году он официально получил современное название в честь Александра Невского.

Из семи пролетов моста пять расположены над рекой, а два крайних — над набережными. Опоры разводного пролета по своим размерам намного превышают габариты соседних опор. В конструкции моста использованы ванты (стальные тросы), которые были пропущены внутри моста и стягивают его составные части — натяжение регулируется лебедками в зависимости от температуры окружающего воздуха. Внутри длинных и широких пандусов моста были сделаны гаражи для машин.

Ограждения, фонари и опоры контактных сетей моста носят строгий, современный характер.

При начальном строительстве моста были допущены грубые ошибки, поэтому уже к 1967 году 56 тросов лопнуло, мост быстро разрушался и движение по нему постоянно ограничивалось. Но полную реконструкцию моста удалось осуществить только в 2000-2001 годах.

В 2003 году, перед празднованием 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, мост украсили художественной подсветкой, в которой использовали 500 светильников и 8 прожекторов.

Центральный разводной пролет моста из двух 25-метровых крыльев разводится очень быстро — всего за две минуты.

Длина моста - 629 м, ширина - 35 м. До постройки Большого Обуховского (вантового) моста мост Александра Невского оставался самым длинным мостом в городе.

Туристу на заметку:

Посещение моста Александра Невского будет интересно туристам, интересующимся архитектурой середины XX века, всем желающим увидеть разводные мосты Санкт-Петербурга, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , Синопской и Малоохтинской набережными.

Мост Александра Невского до 2004 года был самым протяженным в Санкт-Петербурге. Он тянется через Неву и соединяет центр города, а именно окончание Невского проспекта. с заречным районом. Общая длина моста – 906 м, ширина – 35 м.

История

Место для постройки моста в продолжение Невского проспекта было предусмотрено еще до Великой Отечественной войны. Но строительство началось только в 1959 г., когда группа архитекторов и инженеров во главе с Александром Евдониным выиграла конкурс на реализацию строительного проекта с рабочим названием «Старо-Невский мост».

Строительство моста продолжалось 5 лет. Зимой 1963 г. на Неве случилась подвижка льда, спровоцировавшая масштабную аварию, - часть плавучей системы из 20 понтонов была сорвана и поплыла по течению. На платформах находились люди и строительный кран, верхняя часть которого ударилась о край Большеохтинского моста, затормозив движение конструкции по реке. Людей с понтонов удалось эвакуировать, благодаря усилиям вовремя приехавших пожарных.

15 мая 1965 г. мост был практически достроен и получил официальное название в честь полководца Александра Невского. Открытие состоялось в ноябре того же года: первое испытание надежности конструкций прошло 1 ноября, а 5 ноября мост был сдан в эксплуатацию.

В 1967 г. из-за ошибок, допущенных в ходе строительства, критически износилась гидроизоляция, и 56 тросов, поддерживавших конструкцию, лопнули. Мост перекрыли для транспорта, оставив только трамвайное движение. До 1982 г. ремонтные работы не проводили, но после обрушения на воду 17-тонной части левого разводного крыла, его закрыли окончательно, а через Неву наладили паромное сообщение.

Через несколько лет мост открыли для движения вновь, но полноценную реконструкцию провели только в 2000-2002 гг.: заменили 12 м стальных канатов, наладили гидроизоляцию, выполнили косметический ремонт. Позже, к юбилею города оборудовали подсветку из 760 светодиодных прожекторов.

Мост Александра Невского в наши дни

Мост Александра Невского – это конструкция из 7 пролетов, 5 из которых располагаются над рекой, а 2 - по берегам. Разводной центральный пролет выполнен из металла и достигает в длину 50 м. Крылья разводятся за 2 минуты с помощью гидравлического механизма.

Отдельные части моста стягивают ванты – стальные тросы толщиной 7 см каждый, пропущенные сквозь технологические отверстия в металлических элементах. Натяжение тросов можно регулировать в зависимости от погодных условий: в холодное время ослаблять, а в теплое – затягивать посильнее.

Пропускная способность моста Александра Невского: 3 автомобильных потока в одну сторону, 3 - в другую, 2 трамвайных линии и 2 тротуара для пешеходов по сторонам. Несмотря на ширину 35 м, в часы пик на мосту образуются пробки. Жители города советуют в это время пользоваться метро. Время разведения среднего пролета: с 2:20 до 5:10 утра.

Мост назван в честь покровителя Петербурга и защитника Древней Руси, также как , продолжением которого он является, и расположенная рядом с ней площадь. На этом месте прежде не было переправы, но план градостроительства давно предусматривал ее постройку.

Едва отстроившись после войны, Ленинград начинает разрастаться вширь, и на Охте, взамен Петровских пороховых складов проектируются жилые кварталы. Построенный в 1911 году (который также ведет на Охту) становится все более загруженным. Для решения транспортных проблем было необходимо строить еще один мост.

В 1959 году утвердили проект нового моста и уже в следующем году началось его строительство. Впервые в отечественном мостостроении применили технологию, при которой полые железобетонные элементы конструкции стягивались стальными тросами (вантами), находившимися внутри, и регулировка натяжения которых осуществлялась с учетом температуры. Использование уникальной арматуры сделало пролеты более длинными, соответственно уменьшив их число, а гидравлический привод повышал надежность системы разводки, одновременно упрощая ее обслуживание.

Осенью 1965 года в канун празднования годовщины Великого Октября строительные работы завершились. Движение на мосту торжественно открыла танковая колонна, проверив его надежность.

Впоследствии выяснилось, что оригинальные конструкторские идеи опережали материальную базу, в наличии не оказалось достаточно качественных материалов, из-за чего, применяя передовую технологию, не удалось избежать серьезных просчетов.

Едва успели приступить к эксплуатации моста, как начали лопаться проржавевшие тросы. Сначала разрушение моста было едва заметным, движущемуся по нему транспорту, как будто, ничего не угрожало. Но в начале 80-х годов в воду сорвался 700 тонный противовес, который до сих пор покоится на дне Невы. Последовало решение закрыть переправу на ремонт.

В начале текущего тысячелетия был проведен капитальный ремонт с полной реконструкцией разводного пролета. В ходе работ заменили всю гидроизоляцию и более десяти километров тросов.

Сооружение является рекордсменом по длине и высоте среди разводных мостов Санкт-Петербурга: семь железобетонных русловых пролетов заканчиваются на берегу пандусами, и согласно последним данным СПб ГБУ «Мостотрест» длина моста составляет 907,7 метра при ширине 35,8 метра с высотой средней разводной части – 11 метров.

Строгим, утилитарным стилем мост совсем не похож на исторические мосты центра города, но отлично вписывается в застройку промышленного района.

Мост представляет собой 7-ми пролётное железобетонное сооружение с разводным пролётом посередине и пандусами на обоих берегах. Это самый длинный мост в Санкт-Петербурге. Его длина составляла 907.7 метра, ширина – 35.0 метров, в том числе два тротуара по 3.0 метра. Постоянные пролёты перекрыты 3-х пролётными неразрезными балками с жёсткой заделкой на промежуточной опоре (49.9+109.8+123.5 м).
По условиям подмостового габарита в речных пролётах длиной 123.0 метра и 109.8 метра строительная высота главных балок оказалась ограниченной, поэтому промежуточная опора между этими пролётами жёстко объединена с главными балками. Жёсткое объединение опоры с пролётным строением является особенностью моста, которая обуславливает необходимость тщательного наблюдения за поведением моста в процессе эксплуатации.
В поперечном сечении постоянное пролётное строение составлено из 2-х широко расставленных главных балок, пространство между которыми перекрыто системой поперечных и продольных балок. Главные балки имеют криволинейное очертание нижнего пояса и трёхстенчатое коробчатое сечение. Они выполнены из преднапряженного железобетона. Поперечные балки двутаврового сечения из обычного железобетона.
Предварительно напряжённое армирование главных балок произведено шпренгельной открытой арматурой, имеющей связь с бетоном только на участке над промежуточной речной опорой и пучковой, закрытой в бетон. В качестве шпренгельной арматуры использованы стальные канаты. Открытая шпренгельная арматура позволяет производить подтяжку канатов в процессе эксплуатации. Это единственный мост в Санкт-Петербурге, где применена такая система.
Разводной пролёт цельнометаллический двукрылый, с раскрывающейся системой с неподвижной осью вращения, с жёстко прикреплёнными противовесами и гидравлическим приводом, применённым впервые на этом мосту и почти одновременно на Тучковом мосту.
Пульт управления размещён в левобережной верховой опоре разводного пролёта. Пролётное строение разводного пролёта состоит в поперечном сечении из 4-х главных балок. В закрытом состоянии – консольная балка. Размер разводного пролёта в свету составляет 50.0 метров, а высота – 11.0 метров. Это самый высокий мост через реку Неву в пределах города.
Устои моста железобетонные двухстоечного типа на сваях-оболочках, облицованы гранитом. Мост Александра Невского стал первым городским мостом через р. Неву, опоры которого сооружены на сваях-оболочках большого диаметра.
К устоям моста на обоих берегах примыкают пандусы. Наиболее высокие части пандусов имеют по 4 пролёта, начиная от устоя перекрыты железобетонными пролетами балочно-разрезной системы. На левом берегу: 16.71+2х17.46+10.26 метра; на правом берегу: 3х17.46+16.74 метра.
Опоры перекрытой части пандусов сооружены на свайном основании. В этих частях пандусов были размещены гаражи. За перекрытой частью пандусов построены подпорные стенки на естественном основании. Стены перекрытой части пандусов и подпорных стенок облицованы гранитом. С четырёх сторон моста сооружены лестничные спуски с гранитными ступенями и площадками, на которых установлен железобетонный парапет. На пандусах до спусков в качестве перильного ограждения установлен железобетонный парапет, облицованный гранитными плитами, по его концам установлен высокий гранитный парапет, состоящий из 3-х крупных блоков.
Покрытие на проезжей части постоянных пролётных строений асфальтобетонное по железобетонным плитам, на тротуарах – песчаный асфальт. На проезжей части и тротуарах разводного пролётного строения покрытие асфальтобетонное по ортотропной плите.
Тротуар отделён от проезжей части на постоянных пролётных строениях и пандусах гранитным парапетом, на разводном пролёте – металлическим.
На мосту установлено металлическое сварное перильное ограждение в виде бесконечного ряда раздвоенных под углом металлических стержней, завершением которых служат высокие утяжеленные поручни.
Освещение на мосту выполнено в современном стиле. На металлических трубчатых столбах укреплены светильники оригинальной формы.
Со строительством моста были решены транспортные развязки на обоих берегах реки Невы. На левом берегу была проведена перепланировка площади Александра Невского. На месте Калашниковых складов создана новая площадь с транспортными развязками. Продлён проспект Обуховской Обороны, который проходит под береговым пролётом моста. Существовавший железнодорожный путь перенесён к набережной р. Невы и проходит под мостом. На правом берегу предмостовая площадь ограничена двумя проездами – Заневским и Мало-Охтинским, которые тоже проходят под береговым пролетом моста вдоль набережной реки Невы.
В 1982 году во время разводки моста на сооружении произошёл отрыв коробки противовеса левого крыла. Пришлось проводить восстановительные работы и ремонт металлоконструкций разводного пролёта.
С июня 2000 по май 2002 года мост находился в реконструкции. В ходе реконструкции сооружения железобетонные конструкции эстакадной части моста были полностью заменены на металлические. В полном объёме выполнена замена гидроизоляции проезжей части и дорожного покрытия, заменена ортотропная плита на разводном пролете, плиты перекрытия опор, выполнена реконструкция тротуаров сооружения.
В 2005 году выполнили ремонт гидропривода. В этот же период выполнили работы по ремонту металлоконструкций разводного пролёта и работы по устранению дефектов в стационарных пролётах.
В 2007 году выполнили модернизацию компьютерной системы контроля состояния моста и местоположения судов.

Хотите посмотреть на мост Александра Невского с высоты? И увидеть, как он устроен внутри? Пожалуйста!

Мост Александра Невского - самый длинный мост в Санкт-Петербурге из разводящихся. Общая длина - 905,7 метров, почти километр. Длиннее только Большой Обуховский (Вантовый) мост.

Кстати, мост Александра Невского тоже вантовый. Только тут ванты (стальные тросы диаметром 70 мм) находятся внутри конструкции моста и увидеть их снаружи невозможно.

Мост семипролётный, центральный пролёт длиной 50 метров - разводной. Пять пролётов расположены над зеркалом реки, а два крайних - над набережными. Стационарные боковые пролёты, в т. ч. над набережными, перекрыты двумя трёхпролётными неразрезными предварительно напряжёнными строениями коробчатого сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса.

Центральным пролётом моста является разводной двукрылый пролёт; он выполнен из металла. 25-метровые крылья моста разводятся сравнительно быстро - за две минуты, привод разводки - гидравлический.

1. Справа на фотографии - левый берег Невы, а слева - правый. А кто сказал, что будет просто?

2. Мост возвышается не только над Невой, но и над набережными. Длина мостовых пандусов - по 138 метров.


3. Мост Александра Невского соединяет Центральный район и исторический район "Малая Охта", застроенный в середине XX века.


4. Мост соединяет два берега до 2:20 ночи летом, и круглые сутки зимой. Сведка моста происходит примерно в 4:00 утра.


5. Разводным является центральный пролет, который состоит из двух частей - "крыльев" по 25 метров. Каждое крыло базируется на двух опорах.


6. Команда spbblog в составе balu97 , annet_cl , kareliya_piter в предвкушении экскурсии по внутренним помещениям моста.
Вход через будку. Будка двухуровневая: сверху - место для охраны, снизу - вход.


7. Вниз ведет очень крутая лестница.


8. Спускаемся все ниже и ниже. Это помещение уже под мостом. Сверху периодически раздается оглушительных грохот - это по межпролетным стыкам проезжают автомобили.


9. Пульт управления. Находится в одной из четырех опор моста, отсюда идет управление всеми процессами.



11. Прежде чем развести мост, необходимо убедиться, что автомобильное и пешеходное движение остановлено, никто не прорвался за ограждения. Для этого есть радиосвязь и камеры наружного наблюдения.


12. В основном все переговоры между механиками и охраной ведутся по рациям, но в виде резервной связи могут использоваться такие аппараты.



14. Главный механик Анатолий Сергеевич провел для нас очень интересную, подробную экскурсию, ответил на все вопросы и показал все потайные места. Работать на мост Анатолий Сергеевич пришел сразу после армии, и так и работает до сих пор. Очень душевный человек.


15. Пока мост не разведен, спускаемся вниз, чтобы посмотреть на гидравлические цилиндры.
В каждой из четырех мостовых опор находится по два таких цилиндра. Всего восемь. По четыре на каждое из двух мостовых крыльев. Еще не запутались? Тогда дальше.
Гидроцилиндры опускаются вниз и тянут крыло вниз. А так как само крыло прикреплено к мостовым опорам, оно вращается вдоль оси крепления. Таким образом, мост разводится. Чтобы свести мост назад, гидроцилиндры поднимаются обратно и весь процесс происходит в обратном направлении.


16. Диаметр цилиндра не такой уж и большой - чуть толще человеческой руки.


17. Возвращаемся в пульт управления и выходим на тесный технический балкончик. Отсюда можно наблюдать за разведением моста почти "из-под самого моста".


18. На перилах несколько пауков сплели паутины. Место для них рыбное, точнее комаринное. Механики пауков не трогают - что-то вроде приметы.


19. Тот самый момент. 02:00.


20. Поехали!


21. Ну вот почти и все. Прошло всего пару минут. Обратите внимание, что место между опорами занял противовес. В отличие от, например, Литейного моста , тут противовес находится прямо "на улице".



23. Машинное отделение. Совсем небольшое, потому что не единственное - всего их четыре. По одному - в каждой мостовой опоре.


24. Нижняя часть тех самых гидроцилиндров, которые мы видели на фото 15.


25. Переходим в электрощитовое помещение. Заглядываем в один из щитов - тут полный порядок.


26. Силовые кабели очень фотогеничны.


27. Маленький гидроцилиндр, играющий роль стопора, в состоянии, когда мост сведен.


28. Спускаемся еще ниже и через небольшую дверь выходим на переход между мостовыми опорами. Переход находится очень низко, над самой водой.


29. Стационарный пролет, который не разводится.


30. Видите что-то торчит из воды и поблескивает. Это старый 700-тонный противовес мостового крыла. "Торчит" он здесь с 1982 года, с тех пор, как обрушился в воду. Случилось это в смену нашего экскурсовода - главного механика Анатолия Сергеевича. В момент обрушения противовес задел коммуникации и оборвал их, из-за чего мост был полностью обесточен и перестал функционировать. Мост пришлось закрывать, через Неву была организована паромная переправа.


31. А с другой стороны устремленное ввысь мостовое крыло.


32. Осмотрев все внутренности моста, поднимаемся наверх.


33. Классическая фотография блогера, фотографирующего блогера.




36. В заключение небольшое видео о том, как происходит сводка моста. В четырехкратном ускорение.

Экскурсия на мост была организована СПб ГБУ «Мостотрест» и Сообществом питерских блогеров. За что всем огромное спасибо!