Один из важных аспектов поэтических раздумий Некрасова - ответственность самого народа за происходящее с ним, и здесь надежды поэта неотделимы от скептических интонаций. Некрасов отчетливо видит распад традиционных форм крестьянского быта, и в то же время осознает его своеобразную цельность и гармонию, человеческую красоту крестьянских характеров и убожество их существования. Апофеозом душевной красоты русского крестьянства стала написанная незадолго перед «Железной дорогой» поэма «Мороз, Красный нос».

Исследователи обращают внимание на великолепное знание поэтом народного быта, фольклорных и этнографических источников, обнаруживающееся в этой поэме, народных поверий и суеверий. Предметом поэтического изображения в поэме «Мороз, Красный нос» является трагедия крестьянской семьи - смерть кормильца, а затем гибель его жены. Однако эта трагедия складывается из обыденных, хотя и печальных эпизодов, событий и фактов. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», вторая, так же как вся поэма - «Мороз, Красный нос», и это повторение свидетельствует не столько о скупости в выборе художественных средств, сколько о важности второй части, несущей особую идейно-композиционную нагрузку.

Первая часть - обстоятельный рассказ о кончине и похоронах Прокла: как старик-отец копал могилу, как его обряжали, как голосили по покойнику, как жалели его соседи и односельчане (попутно вспоминается жизнь и смерть Прокла), как после похорон вдова приходит в настудившуюся избу и на том же Савраске, на котором только что везли прах мужа, едет в лес по дрова. Как замечал еще биограф Некрасова В. Е. Евгеньев-Максимов, говоря об обыденных явлениях и обыкновенных людях, поэт умеет показать их с таких сторон, что они представляются нашему сознанию не только замечательными, но и высокими. Обратим внимание, например, с каким художническим тактом представлен в поэме отец Прокла, на долю которого пришлось тягчайшее испытание - рыть могилу собственному сыну. Дважды еще возникает фигура несчастного старика - и оба раза создается выразительная картина при максимальной экономии художественных деталей. Односельчане прощаются с Проклом, но отец не сливается с этой толпой: их и его горе несопоставимы:

Старик бесполезной кручине

Собой овладеть не давал:

Подладившись ближе к лучине,

Он лапоть худой ковырял.

Минута его последнего прощания с сыном также отделена от общего прощания:

Высокий, седой, сухопарый,

Без шапки, недвижно-немой,

Как памятник, дедушка старый

Стоял на могиле родной!

Не менее впечатляющ и портрет самого Прокла, лежащего «на белом сосновом столе», созданный без «лишнего слова», с минимальным использованием изобразительно-выразительных средств. Но все же центральной фигурой в поэме остается Дарья, жена Прокла. Уже в самом начале ее появляется образ «красивой и мощной славянки». Здесь же и поставлен вопрос о ее драме:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына-раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Но эта драма не столько индивидуальная, сколько общеженская. В полной мере личность Дарьи раскрывается во второй части поэмы. В потоке сознания героини, которую уже осилило горе и которой остается недолго жить, переплетаются прошлое, настоящее и глубинные, затаенные мечты о будущем. Дарья думает о том, как они с Проклом радовались бы детям, женили сына, представляет, как ей одной теперь нужно будет нести всю тяжесть домашних забот - она как будто беседует с покойным мужем. Вдова вспоминает, как она отправилась ночью за десять верст в монастырь к чудотворной иконе, чтобы спасти Прокла, но икона чуда не произвела. И уже в цепких объятьях «воеводы Мороза», последними усилиями затухающего сознания, Дарья «в своем заколдованном сне» вызывает из памяти картину знойного лета и с улыбкой довольства и счастья, при мыслях о детях и живом муже уходит из жизни... Образ Мороза, подсказанный народно-поэтической традицией и давший название поэме, как бы делает саму природу соучастницей трагедии.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Фольклорная и литературная основа образа Мороза

В основе образа Мороза, красного носа лежит мифологический образ божества, которое в славянской мифологии насылало снег и морозы. От того, насколько зима будет снежной, зависело плодородие.

Это зимнее божество в сказках называется Трескуном или Студенцом, чья функция – давать награду за правильное поведение. Морозко из сказки одаривает работящую старикову дочь и наказывает старухину ленивую: все получают по заслугам.

В пословицах часто одушевляется природная стихия мороза: от мороза краснеет нос, он щиплет за уши, «скачет по ельничкам, по березничкам». Мороз из загадок – строитель мостов.

Литературный образ Мороза разрабатывался Одоевским. Мороз из сказки «Мороз Иванович» напоминает Госпожу Метелицу из сказки братьев Гримм. К нему можно попасть через колодец, у него с волос иней сыплется (а у Госпожи Метелицы из перин летит снег на землю). Мороз Иванович тоже одаривает рукодельницу и воспитывает (а не убивает) ленивицу.

История создания образа в поэме

Поэма «Мороз, красный нос» состоит из двух частей. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», а вторая, как и вся поэма, - «Мороз, красный нос». Именно во второй части появляется герой, который вынесен в название поэмы.

Первоначальный вариант поэмы назывался «Смерть Прокла». В нём не было акцента на мифологическом Морозе, потому что меньшее значение играла Дарья , с которой связан сюжетно Мороз-воевода.

Образ Мороза появляется в ХХХ главе второй части. Прежде чем Мороз превращается в личность, он становится причиной смерти Прокла, застрявшего в сугробе и замёрзшего снежной зимой. Мороз покушается на детей Дарьи, остужая её избу. Именно мороз заставляет её идти в лес за дровами.

Дарья – воительница, она борется за жизнь своей семьи, Прокла и детей. Она не собирается сдаваться и, несомненно, победила бы в борьбе, если бы Мороз не явился к ней лично.

Сущность Мороза

Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворён. Он – грозный воевода, который осматривает свои владения. Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение – отрицательное: «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».

Приложение воевода – это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток. Мороз-воевода воюет против самой жизни.

Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замёрзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.

В этот момент его образ становится антропоморфным, появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу (в конце поэмы – булаву).

Характер Мороза

В песне Мороза раскрывается его характер: он хвастается своими победами над водоёмами: морями-окиянами и реками. Живую, подвижную воду Мороз превращает в неживые дворцы и мосты, «каких не построит народ». Мороз глумится над мертвецами, замораживая им кровь и леденя мозг, смеётся над живыми и пугает их без разбора: и седоков, и коней, и воров, и пьяных, и баб. Мороз дурачит людей, белит им рожи и примораживает бороды. Так что характер у Мороза несимпатичный: хвастливый, насмешливый и задиристый.

Зато Мороз богат: «Богат я, казны не считаю». Мороз предлагает Дарье стать его царицей и обещает: «Приголублю, согрею, дворец отведу голубой». Здесь Мороз выступает в роли бога Аида, который похитил богиню плодородия Персефону, вынужденную одну треть года жить в царстве мёртвых. Дарья, олицетворение плодородия и достатка (мать двоих детей, носящая третьего) готова перейти в царство мёртвых.

Для того чтобы завладеть Дарьей, Мороз произносит сказочную формулу с тройным повтором: «Тепло ли тебе?» По закону сказки нужно трижды отвечать утвердительно, тогда божество наградит. А если станешь жаловаться – погибнешь. После третьего вопроса Мороз обращается в Прокла. Именно эта уловка «седого чародея» заставила Дарью сдаться: ей стало так любо, что она закрыла глаза и заулыбалась.

Дарья медленно засыпает смертным сном, который избавляет её от мучений: «Последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица». Дарья постепенно становится частью побеждённой Морозом природы: «Пушисты и белы ресницы, морозные иглы в бровях... В сверкающий иней одета...»

Мороз побеждает Дарью, превращая её в мёртвую, как он побеждает всё живое. Но он щедро одаривает Дарью не только мнимыми богатствами (иней и снег), но и самым дорогим, чем можно одарить человека – покоем, заменившим скорби и страсти.

  • «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова
  • Образ Дарьи в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»

Дарья – крестьянка, молодая вдова погибшего от горячки Прокла .­ Она настоящая женщина – любящая жена и мать. Трудолюбива­ «и труд ей несет воздаянье: семейство не бьется в нужде».

Ее внешнюю красоту и богатый внутренний мир­ Некрасов описывает, как «тип величавой славянки». И несмотря на все тяготы крестьянской жизни «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Дарья вынослива и терпелива, она безропотно отправляется в лес за дровами по сильному морозу. Ее бесстрашию можно позавидовать, ради спасения мужа она отправилась за десять верст в монастырь, что бы раздобыть чудотворную икону.

Но, увы, красота и сила крестьянки иссушена горем. Последнее, что у нее осталось – это гордость. Волю своим чувствам вдова дает лишь в тихом безмолвном лесу, где свидетелями ее слез выступают «вольные птицы, но выдать не смели в народ…».

В процессе рубки дров она озадачена не, сколько своим будущим, а своих детей. Но что-то в Дарье меняется, происходит надлом «душа истомилась тоской» и она как завороженная «без думы, без стона, без слез». В своей тоске и горе, крестьянка забывает о детях, ее мысли охвачены мужем, и она подается морозному забвению, которое ей дарит ощущение покоя и счастья. Молодая вдова погружается в сон, в котором видится ей знойный день, ее счастливая семья с живым мужем. Судьба дает шанс Дарье очнуться от наваждения, но ей лучше «в своем заколдованном сне…». Автор просит не грустить о ней, ведь она ушла в забвенье­ счастливой с улыбкой на лице.

Сочинение

Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины - «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос». С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:

* Красавица, миру на диво,
* Румяна, стройна, высока.
* Во всякой одежде красива,
* Ко всякой работе ловка.

Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники - и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, «сердечным смехом», песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:

* Коня на скаку остановит,
* В горящую избу войдет!

Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:

* И первая доля: с рабом повенчаться.
* Вторая - быть матерью сына раба,
* А третья - до гроба рабу покоряться.

Разве что не пришлось « рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалости на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Более того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье - и потому семья ее не знает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.

В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая судьба сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. А еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в поэме « Мороз, Красный нос », но и во многих других произведениях поэта.

Другие сочинения по этому произведению

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Сказочный Морозко в поэме Некрасова «Мороз Красный Нос» Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3) «Есть женщины в русских селеньях...»(по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2) Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2) Отношение Тургенева к Славянке в поэме «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (2) Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»