По материалам http://raschet.ru/

Не так давно «Расчет» писал о выездных проверках, когда о суммах доначислений чиновники извещали налогоплательщиков заранее. Тогда же по касательной была затронута и тема «откупа». В этом материале «коррупционный» вопрос рассмотрим более пристально. Наталья Побойкин а , управляющий партнер юридической компании «Туров и Побойкина - Сибирь» рассказала Ирине Головой о коррупции в налоговых органах и преимуществах легальной работы.

– Не секрет, что приходящих на проверку инспекторов зачастую интересует сумма налога, которую они смогут доначислить, а не реальные нарушения, допущенные компанией. Каким образом бухгалтер и директор могут противостоять такой политике налоговиков?

– Так как 80 процентов компаний работает в России не совсем легально, то при проверках многие предприниматели пытаются предложить взятку сотрудникам налоговой инспекции, понимая, что если не «вырубить» проблему на корню, потом она может «прорасти» и дать серьезные последствия.

Несомненно, у инспекторов имеются планы по суммам доначислений при выездных налоговых проверках, которые сейчас просто так не назначаются. Проведя предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности планируемой для проверки организации, налоговики, как правило, заранее знают сумму доначислений.

– Как часто налоговики приходят по ошибке и что делать в этой ситуации?

– Если предприятие не связано с обнальными конторами и фирмами-«однодневками» и имеет компетентного главного бухгалтера, то можно быть уверенным, что проверка пройдет без доначислений. Если исходить из практики последних лет, процент прихода налоговиков «по ошибке» невелик. В большинстве случаев они приходят в «проблемные» компании.

– Можно как ‑то противостоять даже не проверке, а заранее предписанной сумме доначислений?

– Проверке противостоять мы не можем, потому что у налоговых органов есть право проверять налогоплательщиков. В ходе мероприятия нам необходимо доказать добросовестность юридического лица, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. И если инспекторы видят, что они ошиблись в своих предположениях и зацепиться на данном предприятии не за что, то они просят налогоплательщика показать нарушения, дабы не уходить с проверки без доначислений, с угрозами того, что на проверку может прийти вышестоящий налоговый орган. Эти нарушения могут быть заведомо проигрышными для налоговиков, но «по инструкциям» они не должны возвращаться без доначислений.

– Какие способы налоговики обычно используют, чтобы договориться на взаимовыгодных условиях? Как понять, что инспектор готов обсуждать альтернативные варианты выхода из проверки?

– Вначале прощупывается почва – с чем пришел налоговый инспектор и какова предполагаемая сумма доначислений. Если предприниматель сталкивается с тем, что озвучена сумма с шестью нолями, естественно, она его шокирует и он начинает искать способы уменьшить количество нолей, задавая наводящие вопросы проверяющему.

Кто‑то решает эту проблему через инспекторов, кто‑то напрямую ищет контакты и связи с руководителем отдела выездных налоговых проверок ИФНС и начальником отдела аудита , а кто-то пытается сразу найти выход, если это достаточно крупное предприятие, на начальника налоговой инспекции.

– Какие «правила игры» обычно устанавливают инспекторы?

– Сейчас инспекторы все реже самостоятельно устанавливают правила игры, а все больше отправляют налогоплательщиков к своим руководителям. Те, в свою очередь, подтверждают возможность снизить суммы доначислений; при этом обозначают размер взятки и суммы, которая будет отражена в акте выездной налоговой проверки. В то же время ни налоговики, ни налогоплательщики не доверяют друг другу. Первые боятся брать, вторые опасаются, что договоренности не будут соблюдены. Часто бывает и так: сумма единовременного «вознаграждения» эквивалентна сумме прибыли, заработанной за проверяемые налоговые периоды.

– Вам известно, как именно происходит такой диалог? Ведь если инспектор открыто говорит: «Ничего не знаю, идите сами и договаривайтесь», это де ‑факто означает: идите и дайте ему взятку?..

–…Если инспектор заявляет: «Ничего не знаю», плательщик аккуратно пытается выяснить, так ли это. И если инспектор действительно «ничего не знает», то предприниматель ищет выход на вышестоящих руководителей.

– Всегда ли удается договориться с инспекторами, которые ведут проверку напрямую?

– Нет. С инспекторами все чаще договориться не удается, они, как правило, не принимают решения, а направляют налогоплательщика к руководителю отдела выездных налоговых проверок. Либо налогоплательщик сам выходит на нужного человека, которым может быть либо руководитель отдела аудита, либо начальник инспекции. Как правило, сумма «вознаграждения» составляет до 10 процентов от сумм предполагаемых доначислений. А так как занижение налогоблагаемой базы часто происходит посредством использования фирм-«однодневок», то поставки, работы и услуги от таких компаний исключаются налоговиками из затрат, и доначисляется налог на прибыль и НДС. Суммы эти бывают очень внушительными.

– От чего зависит, будут ли инспекторы договариваться сами или перенаправят вопрос начальнику отдела или инспекции?

– Это зависит от того, как поставлена работа в той или иной инспекции по данному вопросу. Конечно же, есть инспекторы, руководители и начальники инспекций, которые не берут взяток, и это радует.

– Чем отличается обсуждение вопросов напрямую с инспектором или начальником инспекции? Отражается ли это на тех суммах, которые ИФНС запрашивает у компании?

– Естественно, с сотней тысяч рублей доначислений предприниматель не пойдет к начальнику налоговой инспекции, да и ему «неинтересен» такой предприниматель. Если речь идет о миллионах, бывает, и о сотнях миллионов рублей, то налогоплательщик ищет выход на начальника ИФНС или начальников вышестоящих налоговых органов.

– Компания может воспользоваться услугами... скажем, самостоятельного юриста, который способен «решить все вопросы»? Сколько это стоит?

– Обращения к самостоятельному юристу не всегда приводят к нужному результату, даже если тот уверяет, что знает нужных людей и способен с ними договориться.

– Получается, что при такой схеме все еще действует советский закон связей и знакомств?

– При наличии знакомств и связей можно быть более уверенным, что данный вопрос за определенную сумму решится.

– Дает ли договор с начальником отдела или инспекции большие гарантии, чем аналогичные договоренности с рядовыми инспекторами?

– Слово начальника весомее и дороже, нежели слово рядового инспектора. Однако на практике случается, что и начальники отказываются от своих договоренностей. Был случай, налогоплательщик достиг определенных договоренностей с начальником ИФНС, при проверке были представлены все документы, в том числе и по недобросовестным контрагентам, сотрудники фирмы дали правдивые показания. В результате была доначислена многомиллионная сумма… и начальник ИНФС «передумал». Интересы налогоплательщика нам пришлось отстаивать в суде, и это было одно из громких дел. Не стоит забывать, что существует еще и ротация кадров между начальниками налоговых инспекций. Делается это в том числе с целью профилактики коррупции в налоговых органах.

– Знаете ли вы о том, как проходят такие переговоры с начальниками инспекций? Диалог происходит в кабинете или же где ‑то на нейтральной территории?

– Такие вопросы решаются вне стен налоговой инспекции, иногда через доверенное лицо органа.

– Что, на ваш взгляд, мешает федеральной власти, сотрудникам Управления ФНС искоренить коррупцию на местах?

– Несмотря на заявления о «борьбе с коррупцией», за последние 15 лет она выросла в три раза. Поэтому пока коррупция интересна определенной группе лиц, на местах ситуация не изменится. Будут лишь устраиваться образцово-показательные порки, не меняющие картину в целом.

Понятно, что при существующей налоговой нагрузке сложно работать легально. Но оптимизируя налоги посредством фирм‑«однодневок» и обнальных контор, бизнес всегда будет зависеть от «настроений» налоговых органов. Чтобы этого избежать, нужно снижать налоги только законными способами, которых существует несколько десятков.

Раньше было как: решила налоговая вас проверить и обнаружила, что в цепочке подрядчиков и партнеров есть нарушитель. Необязательно это ваш подрядчик, это мог быть даже подрядчик подрядчика или вообще пятое звено в цепочке. Вы могли даже не знать эту компанию и никаких дел с ней не иметь. И вот они что-то недоплатили, а спрашивали с вас.

Налоговая запросто доначисляла необоснованную налоговую выгоду и требовала доплатить за того парня. Они, конечно, собирали какие-то доказательства, но глубоко не копали. Хватало какой-нибудь экспертизы почерка или опроса сотрудников. И даже если сделка реально была и вы честно оприходовали товар или отразили в расходах услугу, на вас всё равно могли повесить недоимку.

Несколько таких дел дошли до Верховного суда, и он объяснил налоговикам, что так нечестно, парни. Теперь налоговая сама официально выпустила разъяснения: как она будет вычислять хитрые схемы, а в каких случаях вам ничего не грозит.

Что такое необоснованная налоговая выгода?

Допустим, вы занимаетесь бизнесом и платите налоги с условной прибыли. Что-то покупаете и продаете, оказываете услуги или пользуетесь услугами. Чем больше у вас расходов, тем меньше налогов. Поэтому вы стараетесь подтвердить как можно больше расходов, отражаете их в учете и заявляете в декларациях. Это законно, если всё делать по правилам.

Иногда хитрые предприниматели используют серые схемы: отразил у себя в расходах какую-то сумму и уменьшил налог. А контрагент у себя в доходах эту сумму не учел и налоги не заплатил. Фирму потом бросили, ликвидировали или переоформили на подставное лицо. В итоге кто-то сэкономил, а бюджет недополучил налогов.

Когда такие схемы созданы специально и в цепочке все в курсе, это незаконно. У того, кто сэкономил на налогах благодаря однодневкам или нечестным поставщикам, возникает необоснованная налоговая выгода. Тогда приходит налоговая, выявляет всех участников, считает, сколько они недоплатили в бюджет, и доначисляет налоги.

Значит, всё справедливо и налоговая правильно делает. В чём тут проблема?

Проблема в том, что налоговая подходила к таким проверкам формально и часто наказывала даже тех, кто вообще был не в курсе и специально ни в каких схемах не участвовал.

Представьте, что вы купили товар. Вот он реальный лежит в коробках. А вот документы на него, с печатями, как положено. А теперь вы перепродаете этот товар с наценкой и платите налоги с прибыли.

И тут к вам приходит налоговая и говорит: вы брали товар у такого-то поставщика, а он оказался подлецом и не заплатил налоги. А не замешаны ли вы в схеме по уходу от налогов? Эти ваши расходы мы не принимаем или принимаем не все, будьте любезны доплатить налоги.

Дальше нужно было ходить по судам. Но многие никуда не ходили и молча платили, чтобы не привлекать внимание. Кто-то выдыхался на первой инстанции и в итоге тоже платил. Были такие, кто дошел до Верховного суда, доказал, что не виноват, и сэкономил несколько миллионов рублей незаконно доначисленных налогов. Обычно на это уходит несколько лет.

У нас нет прецедентной практики. Как решения суда по другим фирмам помогут лично мне?

В России нет прецедентной практики. Но в этот раз вмешался Верховный суд и объяснил такие дела в очередной обзор и объяснил, как правильно, честно и по закону нужно действовать в таких случаях. Как налоговая должна проверять компании и когда нельзя обвинять налогоплательщика в неосмотрительности и доначислять ему налоги.

Налоговая прислушалась к этим рекомендациям и тоже опубликовала разъяснения . Теперь ФНС как будто говорит всем: мы больше не будем проверять вас формально и не станем придираться по пустякам. И вы не виноваты в том, что кто-то из подрядчиков не заплатил налоги. Но мы будем искать внятные доказательства. Вот такие. И если найдем - не поздоровится. Так что собирайте документы, чтобы к вам никто не придрался.

Это письмо Федеральная налоговая служба отправила в региональные налоговые и будет требовать, чтобы его неукоснительно исполняли, а начальство это контролировало. Раньше не было официальной позиции, что такое должная осмотрительность и как проверять контрагентов, чтобы не пришлось за них отвечать. Теперь есть.

По каким правилам налоговая теперь будет искать необоснованную налоговую выгоду?

Есть презумпция добросовестности налогоплательщика. Никого нельзя без доказательств обвинить, что он недоплатил налоги или участвует в серой схеме. И на ровном месте заставить предпринимателя доказывать, что он не виноват, тоже нельзя. Это налоговая должна доказывать, что были нарушения и злой умысел. И доказательства должны быть явными и существенными, а не формальными.

Нельзя просто провести почерковедческую экспертизу и только из-за несходства подписей на документах доначислить налоги. Опрос сотрудников производителя сам по себе тоже не доказательство.

Вот что будет проверять налоговая, если захочет влепить вам необоснованную выгоду и что-нибудь доначислить.

Взаимозависимость. Налоговая должна установить, что компании связаны или подконтрольны друг другу. Или все участники цепочки сговорились и вместе придумали серую схему.

Осмотрительность. Если доказательств связи нет, тогда будут проверять осмотрительность. Например, вы купили что-то подозрительно дорого. Тогда у вас спросят, почему вы так сделали? Не потому ли, что знали, что это фирма-однодневка, и так уменьшали налогооблагаемую базу и обналичивали деньги?

Первое звено. Вы в ответе только за своего контрагента, а не за всю цепочку поставщиков или исполнителей. Если и нужно кого-то проверять на всякий случай, то только своего партнера - фирму, которая указана в документах.

Личные контакты. Налоговая может спросить, куда вы звонили, с кем договаривались и обсуждали поставку товара, кто оказывал услуги. Могут поинтересоваться, знаете ли, где находится офис и склад вашего партнера. И как вы вообще на него вышли?

Налоговая должна исследовать все обстоятельства, а не придираться к мелочам и притягивать за уши факты, которые ничего не доказывают. Но это не значит, что можно оформить накладную, перевести деньги через банк и ничего не бояться. Как миниум могут затребовать документы и пояснения, и тогда их придется предоставить.

Что нужно делать, чтобы застраховать себя от претензий по поводу необоснованной налоговой выгоды?

Правильно оформляйте сделки. Аккуратно храните документы и не пренебрегайте оригиналами. Не используйте шаблонных договоров и следите за формулировками. Запомните: сделка должна быть реальной, с документами и для получения дохода.

Проверяйте, с кем работаете. Необязательно изучать всю подноготную партнера. Можно запросить бесплатную выписку через систему отправки отчетности или какой-нибудь доступный сервис. Там будет видно, что фирма действующая, сдает отчетность и платит налоги. Если нет таких сервисов, проверяйте на сайте налоговой.

Собирайте информацию о поиске партнеров и договоренностях. Это может быть сайт, реклама в журнале, буклет или электронная рассылка. Желательно закрепить это прайсами, коммерческими предложениями или перепиской с обсуждением цены и условиями работы.

Фиксируйте контакты тех, с кем общаетесь. Попросите и сохраните визитку менеджера, маркетолога или любого сотрудника, который приезжает к вам в офис или шлет счета на оплату. Подойдет подпись в электронной почте, если там есть фамилия и телефон.

Проверяйте полномочия. Попросите копию устава, приказ о назначении или доверенность на право подписи. Сверьте данные с актуальной выпиской из госреестра.

Приготовьте пояснения. Например, почему купили товар по такой цене, а не дешевле. Или почему заказали столько рекламы, хотя у конкурентов меньше. И почему бухгалтерские и юридические услуги у вас такие дорогие. И зачем вы столько платите за доставку, а не берете товар у себя в городе, хотя есть производитель. Сделайте скрины отзывов и табличку со сравнением цен, чтобы уровнем подготовки убить налоговиков наповал.

Налоговой запретили принимать неубедительные доказательства. Но они вполне могут найти убедительные, если вы не подготовитесь или подумаете, что вас это не касается.

Если считаете, что претензии незаконные, не спешите соглашаться с доначислениями и требованиями: ищите хорошего юриста и идите в суд.

"Российский налоговый курьер", 2015, N 4

Самые несговорчивые инспекторы сидят в "камералке".

Отпуск директора даст отсрочку при истребовании документов.

Смена бухгалтера убедит инспектора провести сверку.

Периодических встреч с налоговыми инспекторами не избежать любой компании. Чаще всего общаться с налоговиками приходится не по самым простым и приятным поводам. Такая уж у них работа - что-то хотеть и требовать от налогоплательщиков.

К сожалению, часто беседа с проверяющими связана с пропуском срока уплаты налога или представления документов. Или призвана выявить причину возникновения налоговой задолженности. В результате главбуху или директору нередко приходится уповать на высокие чувства инспектора, который может "войти в положение" и помочь привести в соответствие налоговые обязательства.

Совместно с практикующими налоговыми экспертами (список приведен во врезке ниже) мы выяснили, какие действия сотрудников организации благоприятно скажутся на взаимоотношениях с инспекторами и как это повлияет на налоговую репутацию компании.

1. Проще всего договориться с инспектором

из отдела по работе с налогоплательщиками

По мнению большинства опрошенных экспертов (43%), сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками являются самыми добрыми и жалостливыми. Специфика работы предполагает ежедневное и непосредственное общение с представителями компаний. Бухгалтерам приходится бороться с придирками к направленным письмам, заявлениям и жалобам. А уж какие дискуссии разворачиваются на сверке расчетов!

Второе место и 32% голосов достались отделу урегулирования задолженности. Информация о недоимке и переплате, числящаяся в лицевых счетах инспекции, зачастую необъективна. Периодическая смена программного обеспечения, "подвисший" сервер, миграция компаний по регионам, ручной ввод деклараций вкупе с ошибками самих компаний заставляют "недоимщиков" выставлять требования и взыскивать порой виртуальные долги. Мария Лисицына, эксперт по налогообложению ООО "Консультант: ИС", пояснила, что одним из способов урегулирования налоговой задолженности является добровольное погашение недоимки по налогам. Значит, сотрудники отдела урегулирования задолженности привыкли к тому, что с ними пытаются договориться и решить проблемы мирным путем.

Как и следовало ожидать, контрольный блок оказался в конце рейтинга. "Выездники" набрали 16% голосов и заняли третье место. По мнению Надежды Абакумовой, главного юрисконсульта по налоговому праву сети кофеен "Шоколадница", им мешает проявлять человеколюбие вышестоящее руководство. Инспекторы начинают проверку, имея негласный конкретный план - сколько нужно доначислить. В частности, как нам пояснил сотрудник одной из московских инспекций, несколько лет назад в Москве была установлена планка по выездным налоговым проверкам в размере не менее 1 млн руб. доначислений.

Правда, Денис Скрябин, управляющий партнер юридической фирмы "Скрябин и партнеры", отметил, что с выездным отделом приходится договариваться чаще всего. Так как именно от сговорчивости таких специалистов зависит доначисление налогов. Более того, "выездники" зачастую сами предлагают те или иные варианты решения проблемы, если понимают, что выявленную ошибку налогоплательщик сможет исправить на этапе обжалования результатов проверки и бюджет все равно не получит спорную сумму. Бывают случаи, когда инспекторы сами предлагают показать в "уточненке" недоплату и добровольно ее уплатить, а спорную сумму начисленного налога не включают в акт проверки. Получалось, что и проверяющие свой план выполнили по выявленным недоплатам в бюджет, и налогоплательщик обошелся "малой кровью".

Сговорчивость сотрудников отдела камеральных проверок эксперты оценили ниже всего, отдав им 9% голосов. У "камералов" меньше поле для маневра - в основном они работают с документами. Поэтому успех ждет те компании, которые, например, постоянно подтверждают экспортную ставку 0% по НДС или заявляют льготы.

Диаграмма 1

2. Инспекторы - женщины пенсионного возраста

идут на контакт с налогоплательщиками

чаще остальных своих коллег

Как показали результаты опроса, старожилы инспекции больше расположены к компромиссам (53%). Они имеют за плечами многолетний опыт работы и отлично понимают, когда можно сделать поблажку налогоплательщику, а когда это делать опасно. Как отметил Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО "Консультационно-аудиторская фирма "ИНВЕСТАУДИТТРАСТ", женщины пенсионного возраста уже не имеют таких амбиций и потребности самоутвердиться, как их более молодые коллеги. Причем их скорее разжалобят житейские обстоятельства (сложные условия для работы или обстоятельства личной жизни главбуха), чем причины, связанные со сложностями бизнес-процессов. К такому инспектору легче найти подход и расположить к себе, расспросив о детях и внуках, домашних питомцах, поговорив о рассаде, похвалив ее бусики, пожаловавшись на начальника, на круглосуточную работу без выходных и т.п.

Денис Скрябин также советует попытать счастья в урегулировании налоговых проблем в беседе с инспектором в возрасте. У них отсутствует особое рвение наказать и привлечь к ответственности, которое присуще молодым сотрудникам, недавно начавшим профессиональную деятельность в налоговых органах, и начальникам отделов. При этом и начальник, и молодой сотрудник зачастую опасаются идти на переговоры с компанией, так как не хотят подозрений в коррупции.

29% экспертов предпочли бы общаться напрямую с начальниками отделов. Руководитель точно знает свои полномочия и понимает, на какие уступки налогоплательщику он может пойти без ущерба для репутации и без потерь для бюджета. Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы "Уральский союз", отметил, что к компромиссам чаще приводят не уговоры, а убеждение. Поэтому легче добиться желаемого от более компетентного сотрудника. Обычно это начальники отделов средних лет. Возрастное ограничение обусловлено тем, что молодой начальник еще может не знать всех нюансов работы, а инспектор со старым, иногда еще советским, подходом вряд ли пойдет навстречу.

Заходя в кабинет инспектора, избегайте молодых сотрудников, недолго работающих в инспекции. Виной всему - попытки проявить себя или страх перед руководством. Наталия Мезенцева, начальник отдела налоговой отчетности коммерческого банка, объяснила это тем, что молодые сотрудники, как правило, амбициозные люди, нацеленные на карьеру. Делать поблажки налогоплательщикам не в их интересах. Для таких инспекторов важна любая выявленная ими ошибка. Ведь чем они эффективнее проявят себя при проверке компании, тем больше у них шансов на продвижение по службе. А выявленные поблажки налогоплательщикам могут быть расценены как попытки взяточничества.

Диаграмма 2

3. Разбирая с контролерами допущенные ошибки в учете,

лучше занять позицию профессионала

Если налоговики нашли ошибки, лучше всего занять позицию опытного профессионала, который не понимает, как он мог такое допустить. И попытаться доказать инспектору, что ошибка - совершенно случайно возникшее недоразумение. Практика показывает, что к такому бухгалтеру инспектор отнесется с большим уважением и доверием и при отсутствии других нарушений в учете поверит ему. Такой тактики придерживается 81% опрошенных экспертов.

Действительно, всегда приятно пообщаться с умным человеком - профессионалом своего дела. Двум профессионалам легче договориться и понять друг друга. А на ошибки имеет право каждый. Поэтому Сергей Рюмин посоветовал главбуху при беседе с инспектором не прикидываться неопытным сотрудником, который совершает глупые ошибки. Это может вызвать лишь раздражение. Ошибка же профессионала, который еще в ходе беседы покажет свою грамотность, наоборот, приведет к пониманию.

Но 19% респондентов предлагают разыграть перед инспектором неопытного новичка. Причем далеко не всегда речь идет про отсутствие именно бухгалтерского опыта. Бухгалтеры часто ошибаются при переходе на новое ПО. Например, бухгалтер много лет работал в программе "1С", а на новом месте работы установлена программа SAP. Наталья Шамонова, аудитор ООО "Группа Финансы", отметила, что, по мнению налоговиков, бухгалтер-профессионал не должен допускать ошибок. Если все же ошибка закралась, с ней надо разобраться быстро. А вот ошибки молодых специалистов неизбежны из-за недостатка опыта. Кроме того, аргументом в пользу начинающего главбуха будет незнание нюансов и специфики деятельности компании. В частности, если ранее бухгалтер вела учет торговой компании, а теперь работает в сфере строительства.

Если становится понятно, что проверяющий решительно настроен наказать налогоплательщика и считает себя профессионалом в налоговом праве и бухгалтерском учете, то лучше не провоцировать его. А направить к нему начинающего сотрудника, который проявит интерес к опыту инспектора и поинтересуется, как все недочеты или хотя бы часть ошибок можно исправить без существенных налоговых последствий.

Диаграмма 3

4. Презентабельный вид не всегда красит посетителя

в глазах инспектора

Абсолютное большинство экспертов (68%) сошлось во мнении, что выставлять напоказ дорогие вещи и аксессуары не нужно. Так как потом будет сложнее убедить инспектора, что "налогоплательщику и так тяжело живется, а еще эта налоговая проверка...". Достаточно прийти в аккуратной и комфортной одежде. Гораздо важнее - грамотно построить беседу с инспектором и аргументированно изложить свою позицию.

Наталья Шамонова напомнила, что инспекторы - служащие бюджетного учреждения. И зачастую их заработная плата ниже, чем доход бухгалтера средней компании. Поэтому целесообразно не раздражать инспектора дорогим внешним видом.

Правда, 32% опрошенных считают, что прибедняться при явке в инспекцию также не стоит. Евгения Левенец, старший аудитор компании "2К Аудит - Деловые консультации/Морисон Интернешнл", считает, что деловой костюм, портфель и сдержанный макияж всегда выигрывают по сравнению с внешним видом "казанской сироты", настраивают на деловой лад и вызывают уважение. Вместе с тем подобный стиль одежды требует и определенного поведения, в том числе и от инспектора. В результате велика вероятность возникновения взаимного уважения, а не зависти со стороны сотрудника инспекции и "прогибания" компании.

Как пояснила Наталия Мезенцева, выбор внешнего вида зависит от цели визита. Если предстоит встреча с рядовым инспектором, лучше одеться скромно, возможно, даже в стиле casual (джинсы и свитер). Если же предстоит встреча с руководителем инспекции, уместным будет смотреться деловой костюм. Особенно если беседовать с руководителем собирается директор компании. Правда, золотые запонки при нулевых суммах налогов в карточке расчетов с бюджетом будут смотреться весьма подозрительно. И инспектор, вероятнее всего, заинтересуется, на какие доходы (обложенные налогом или нет) гендиректор приобрел дорогие швейцарские часы.

Диаграмма 4

5. Отсрочить дату представления пояснений удастся,

если директор компании находится в отпуске за границей

54% экспертов сошлись во мнении, что отсутствие директора инспекторы посчитают уважительной причиной для переноса срока на дачу пояснений или представление документов. Но такое отсутствие нужно подтвердить документально.

Наталья Шамонова пояснила, что подписать заверенные копии документов может только уполномоченное должностное лицо. Это или руководитель компании, или его доверенное лицо. Если директор отсутствует на рабочем месте (заболел, уехал в командировку или находится в отпуске за границей), а доверенность на право подписи отсутствует, заверить копии документов по запросу инспекции некому. В этом случае компания может направить налоговикам письмо с просьбой продлить срок представления документов и указать дату, к которой бумаги будут готовы (п. 3 ст. 93 НК РФ). Желательно приложить копию приказа о предоставлении отпуска директору. Больше половины респондентов считают, что такую просьбу проверяющие удовлетворят.

Треть опрошенных отметили, что нехватка персонала при подготовке копий бумаг - весомый аргумент для контролеров в случае непредставления документов по запросу инспекции. Также можно сослаться на отсутствие технических возможностей для подготовки копий (сломался ксерокс, документы в архиве, а архив далеко, документы переданы на проверку аудиторам и пр.). Эти доводы также лучше изложить в письменном виде с приложением подтверждающих документов - приказов об увольнении, штатного расписания, акта приема-передачи документов аудиторам.

Сергей Соловьев, налоговый консультант аудиторско-консалтинговой компании, поделился случаем из практики, когда компании удалось не только продлить сроки на подготовку копий истребуемых документов, но и уменьшить объем бумаг. Компания направила в инспекцию расчеты, в которых показала, что с учетом имеющихся ресурсов (копировальной техники, численности сотрудников бухгалтерии, продолжительности рабочего дня) для подготовки копий всех документов, указанных в требовании, ей понадобится около полугода.

Диаграмма 5

6. Социальная направленность деятельности компании

побудит инспектора отложить взыскание налога

до окончания сверки расчетов с бюджетом

Самым весомым аргументом для отсрочки момента взыскания недоимки до окончания сверки, по мнению экспертов, является социальная значимость предприятия. Например, градообразующие предприятия, компании, нанимающие инвалидов, оказывающие бытовые услуги населению, медицинские учреждения, организации детского досуга и пр. Но, по словам Наталии Мезенцевой, это должен быть общеизвестный факт. Кроме того, компании нелишним будет подтвердить документами и расчетами, что уплата задолженности на текущий момент поставит под угрозу выполнение каких-либо социальных программ. Например, гарантийное письмо в адрес детского дома о перечислении денежных средств на ремонт. Также следует пояснить, что в ходе сверки расчетов разногласия с налоговым органом будут урегулированы.

Четверть опрошенных считают, что на инспектора может подействовать тот факт, что ошибка возникла по вине прежнего бухгалтера. Инспектор не заинтересован взыскать задолженность, которая по факту не числится за организацией. Ведь средства придется возвращать из бюджета, да еще и с процентами. Поэтому на практике налоговики охотно идут навстречу компании и сдвигают срок взыскания по требованию до момента окончания сверки.

Кроме того, по мнению Натальи Шамоновой, после сверки может выявиться неучтенная переплата по налогам, пеням и штрафам. Это позволит произвести зачет взыскиваемого налога в счет возникшей переплаты. Тем более что налоговики хорошо знают, что часто недоимка связана с неточностями в учете именно базы проверяющих: сбои в программе, искажение сальдо, "потеря" переплаты при переходе из другой инспекции и передаче лицевых счетов, арифметические и технические ошибки при вводе данных деклараций и т.д.

В беседе с инспектором можно сослаться и на тяжелое финансовое положение организации. Ведь у инспектора нет цели - разорить компанию. Евгения Левенец отметила, что в этом случае документами, подтверждающими отсутствие финансов, могут послужить выписки с расчетного счета и бухгалтерские регистры. А вот взывать к милости инспектора мольбами "иначе директор меня уволит" бессмысленно.

Надежда Абакумова советует не объяснять отсутствие денежных средств неплатежеспособностью контрагента. Инспектор может подумать, что организация сотрудничает с единственным покупателем, и заподозрить, что она является участником схемы ухода от уплаты налогов. Целесообразнее принести выписки из банков, подтверждающие, что на расчетные счета организации давно не поступают денежные средства, поэтому взыскивать налог будет не из чего.

Диаграмма 6

7. Искреннее удивление не убедит инспектора

продлить время на исправление ошибки

Налоговики вправе самостоятельно определять, является ли то или иное обстоятельство исключающим вину налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ, подробнее читайте на с. 12). Опрос показал, что лучшим аргументом станет гарантийное письмо о том, что компания обязуется в ближайшее время исправить неточности в учете и погасить недоимку (67%). Во-первых, у инспектора будет на руках документ, подтверждающий, что налогоплательщик признает ошибку. Во-вторых, документ за подписью директора компании позволит инспектору обосновать перед руководством причины, по которым он продлил время на исправление ошибки и позволил налогоплательщику избежать штрафа, считает Денис Скрябин.

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов

Налоговики не всегда признают наличие переплаты по налогам обстоятельством, смягчающим ответственность компании при возникновении недоимки. Но организации в суде удается снизить размер штрафа (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 23.10.2013 N А32-37825/2012 , Западно-Сибирского от 10.07.2012 N А45-23284/2011 и от 03.11.2011 N А27-2692/2011 округов).

А вот уменьшить ответственность по той причине, что ранее компания не совершала налоговых правонарушений, не удается даже через суд (Постановления ФАС Северо-Западного от 14.05.2013 N А56-43173/2012 и от 08.02.2008 N А05-6875/2007 , Восточно-Сибирского от 10.07.2012 N А78-7098/2011 и Поволжского от 13.09.2011 N А55-25957/2010 округов).

Подробнее о том, какие аргументы и смягчающие обстоятельства помогут компании уменьшить ответственность за нарушение налогового законодательства, читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Топ-10 обстоятельств, ссылаясь на которые компании снижают налоговые штрафы" // РНК, 2014, N 21.

22% экспертов полагают, что вполне достаточно простого обещания, что все ошибки будут устранены. Наталия Мезенцева уточнила, что, помимо "честного слова", необходимо продемонстрировать инспектору, какие мероприятия компания уже провела для устранения ошибки и что планирует предпринять, чтобы не допускать их в будущем. Например, составление уточненной декларации, распоряжение о порядке учета операций, об усилении контроля учета, о назначении ответственного сотрудника. Если инспектор "кровожаден", то, возможно, подействует демонстративная "порка" сотрудников - увольнение, лишение премии и пр.

Сергей Рюмин предложил комплексный подход. Узнав о недочетах, директор сначала искренне удивляется. Это продемонстрирует, что ошибки неумышленные и руководство фирмы к ним непричастно. Далее ругает главбуха и дает указание срочно все исправить. Наконец, пишет письмо инспектору, в котором излагает суть проступка, перечисляет мероприятия по устранению недоразумения и указывает срок, в течение которого все будет исправлено.

Диаграмма 7

8. Инспектор охотнее пойдет навстречу гендиректору,

чем юристу или бухгалтеру

Примерно половина опрошенных экспертов (49%) считают, что инспекторы охотнее всего будут общаться с генеральным директором проверяемой компании. Особенно на комиссии по убыточности, при рассмотрении материалов налоговой проверки и возражений, на допросах, а также для решения вопроса о предоставлении отсрочки по налогам. Как правило, генеральный директор лучше всех в компании может объяснить положение дел в организации и вызывает больше доверия у инспектора. Тем более что просьба со стороны компании, выраженная руководителем, автоматически придает вес рядовому сотруднику инспекции в его собственных глазах.

По мнению Дмитрия Ширяева, руководителю предприятия будет легче добиться снисхождения. Ведь быть в положении просителя для него совсем нехарактерное поведение. Самооценка инспектора точно повысится, если с просьбой к нему обратится лицо выше его по рангу.

Наталия Мезенцева предложила заранее разузнать побольше об инспекторе, который ведет учет компании. Так, если проверяющий - мужчина, он, вероятнее всего, с благосклонностью отнесется к молодой сотруднице бухгалтерии или к генеральному директору, с которым "внезапно" оказались общие увлечения (футбол, рыбалка, гараж и т.д.).

Третье место эксперты отдали бухгалтерам в возрасте. Они могут "надавить" на инспектора уговорами о том, что ошибки в отчетности связаны с переходом на электронный учет, работать с которым немного непривычно, и просьбами из разряда "ну, пожалуйста, а то меня уволят, а мне всего год-два до пенсии продержаться надо".

По мнению экспертов, юристов в инспекциях не жалуют (8%). Евгения Левенец отметила, что юрист или номинальный директор, как правило, не особо разбирается в бухгалтерском учете или налогообложении. Поэтому инспектор охотнее пойдет навстречу сотруднику, который близок ему по возрасту, приятен в общении и достаточно компетентен в налоговых вопросах (например, молодой сотруднице финансовой службы, если инспектор сам молод), нежели импозантный юрист, разбрасывающийся громкими правовыми терминами, но мало понимающий в налоговом учете. Пусть даже юрист будет "вооружен" букетом цветов и конфетами. Правда, вариант презентабельного юриста будет иметь обратный эффект, если инспектором окажется подающий надежды амбициозный молодой специалист, стремящийся построить успешную карьеру в налоговых органах. чем с начальником отдела

Подавляющее большинство опрошенных (94%) считает, что отвлекать начальника отдела инспекции по рядовым вопросам может быть даже вредно. Сергей Соловьев отметил, что незначительные вопросы проще решить с обычным исполнителем. Руководителя незачем загружать техническими проблемами - это может вызвать лишь раздражение с его стороны, что в дальнейшем помешает решению более существенных задач.

Простой исполнитель может, например, сразу внести необходимую корректировку в карточке расчетов с бюджетом, подготовить справку о состоянии расчетов (не в последний день регламентированного срока подготовки документа, а сразу, при получении заявления), дать ознакомиться с проектом акта проверки, напомнить о возможности применить налоговую льготу. Он лучше знает свой участок работы, сколько требуется времени на те или иные действия. В идеале для контакта с налоговыми органами можно выбрать одного сотрудника компании. Общаться приходится часто, поэтому он сможет наладить не только рабочие, но и человеческие отношения с инспекторами.

Обращение к начальнику отдела может занять больше времени, если необходимую операцию начальник самостоятельно не осуществляет, а привлекает сотрудника отдела.

Мария Лисицына заметила, что рядовой сотрудник инспекции, как правило, менее принципиальный, чем его начальник. Поэтому несложный вопрос лучше адресовать ему. Простые исполнители, привыкшие каждый день работать непосредственно с налогоплательщиками, гораздо охотнее пойдут навстречу, чем их руководители.

Если же сотрудник затягивает решение каких-то вопросов и отказывается сотрудничать, в ход можно пустить обещание "пойти к начальнику отдела". Это нередко помогает, потому что многие инспекторы не хотят, чтобы начальник приобщался к решению вопросов, которые находятся в их компетенции. Надежду Абакумову, главного юрисконсульта по налоговому праву сети кофеен "Шоколадница"; Наталию Мезенцеву, начальника отдела налоговой отчетности коммерческого банка; Наталью Шамонову, аудитора ООО "Группа Финансы";

Каждый предприниматель уже в самом начале своей коммерческой деятельности в первую очередь сталкивается с налоговой инспекцией . Многие бизнесмены, особенно начинающие свое дело, часто чувствуют себя не комфортно, испытывают страх или беспокойство при общении с представителями налоговой инспекции.

И, действительно, обстановка в стенах налоговой инспекции довольно мрачная. Любой человек, который хоть раз выстаивал очереди в налоговой, знает, что любой визит в данную организацию, как правило, затягивается надолго и отнимает очень много сил. О строгости и несговорчивости некоторых инспекторов, порой, ходят «легенды».

Конечно, чтобы избежать проблем и сложностей с налоговой инспекцией, в первую очередь, необходимо соблюдать все нормы закона и поддерживать порядок в документах и учете на предприятии.

Главное правило : все необходимые отчеты должны быть сделаны в срок, документы оформлены согласно всем требованиям, вовремя проведена сверка с налоговыми органами.

Однако, для представителей малого бизнеса мы попробуем дать пару советов, как грамотно построить общение с налоговой инспекцией . Собственно, ничего сложного в этом нет – сплошная психология.

Начинать налаживать отношения с налоговиками необходимо с самого открытия предприятия. Взаимоотношения с вашим налоговым инспектором следует строить на взаимном уважении и понимании. Не стоит относиться к инспектору надменно или пренебрежительно, в таком случае вы легко можете нажить грозного врага, который попортит вам не мало крови.

Постарайтесь показать, что вы настроены на сотрудничество и воспринимайте работников налоговой инспекции, как профессионалов . Если вы будете вести себя на равных, то и инспектор будет общаться с вами в том же ключе.

Особенно важно правильно себя вести в спорных ситуациях, прежде чем начинать ругаться и обвинять работников налоговой, постарайтесь самостоятельно разобраться в ситуации .

От ошибок не застрахован никто, в том числе и сотрудники налоговой службы, однако если не предъявлять претензии, а решить вопрос конструктивно, то вы в любом случае останетесь в выигрыше. И проблема решится быстрее, и сотрудники налоговой к вам будут относиться с уважением.

В случае, когда при сдаче отчетности в налоговую у вас обнаружили какие-либо ошибки или неточности, не начинайте повышать на инспектора голос или устраивать скандал, даже если, по вашему мнению, все претензии к вам не обоснованы. Главное сохранять спокойствие и рассудительность . Обратитесь к сотруднику, занимающемуся вашим делом, и попросите (вежливо, но настойчиво) разобраться с вашей проблемой. Если вы считаете себя правым, то аргументируйте свои доводы должным образом. В случае, когда претензии к вам обоснованы, лучше признать свою вину и попросить у инспектора помощи в исправлении и ликвидации вашей ошибки.

В заключении хочу сказать, что в любом случае нужно оставаться человеком , и общаться с собеседником так, как вы хотели бы, чтобы общались с вами. Лояльность, вежливость, грамотность и аргументировать вместе со спокойствием и рассудительностью, станут основой для установления отличных партнерских и в некотором роде даже дружественных отношений с налоговым инспектором.

«К нам пришли налоговики с выездной проверкой и сразу дали понять, какую сумму доначислений хотят получить — около миллиона. Это нормально? У кого-нибудь такое было?» ­- спрашивает один из предпринимателей на популярном форуме klerk.ru.

Как оказалось, такое было у многих. Например, Ольга, главный бухгалтер организации, чья деятельность связана со спортом, рассказала Forbes, что две выездные проверки из трех прошли у нее именно по такой схеме: «Если налоговики адекватные люди и готовы договариваться, то мы только рады. Суммы в обоих случаях были меньше миллиона». На ее взгляд, ничего зазорного в подобных «джентльменских» соглашениях нет: ведь инспекторы кладут деньги не себе в карман, а перечисляют в бюджет.

На условиях анонимности бывший налоговый инспектор рассказал Forbes, как он и его коллеги определяли, с кем из предпринимателей можно договориться: «Такие приемы практикуются со «сговорчивыми» компаниями, которые боятся выявления серьезных нарушений или просто не хотят ссориться с налоговой. Самый простой способ — якобы потерять «первичку», то есть акты приемки-передачи товаров, работ или услуг, накладные или счета-фактуры. В отдельных случаях проект акта выездной налоговой проверки готовит бухгалтер компании, которому проще «найти нарушения» на заранее оговоренную сумму».

Особенно распространенной эта практика стала в последние три года. Дело в том, что в мае 2007 года руководство Федеральной налоговой службы разработало Концепцию планирования выездных проверок. Суть документа сводится к тому, что инспекторы, руководствуясь специальными критериями, должны из всей массы компаний выбирать только подозрительные и именно им назначать ревизию. Критериев одиннадцать, и они также официально опубликованы. Среди них — низкие зарплаты в организации, убытки, значительная доля налоговых вычетов (относительно выручки), выстраивание цепочки посредников, частая «миграция» компании между разными инспекциями и даже регионами.

Чиновники очень довольны своей концепцией. Теперь они наказывают налоговиков, чьи проверки не принесли бюджету больших денег — ведь это значит, что ревизоры ошиблись с объектом. Очень быстро призыв начальства «Идите туда, где есть нарушения» в территориальных инспекциях трансформировался в «Раз пошли, возвращайтесь с деньгами».

«Руководство ФНС, видимо, представляет себе этаких яйцеголовых инспекторов-интеллектуалов, которые щелкают по клавиатуре и математически точно выявляют нарушителей. Но это совершенная утопия! — говорит Михаил Орлов, налоговый адвокат, председатель экспертного совета при Комитете Госдумы по бюджету и налогам. — На «территориях» сидят люди, интеллект которых заставляет усомниться, что у них есть высшее или даже среднее образование. Какой предпроверочный анализ, вы о чем? Они «методом тыка» выбирают компанию из базы, говорят себе: «я здесь должен получить 5 млн согласно разнарядке» — и бодро идут. Понятно, что идут в приличные фирмы. Потом, согласитесь, куда лучше сидеть в офисе солидной компании и перебирать аккуратные подшивки первичных документов или изучать изготовленные в электронном виде налоговые регистры, чем искать подпольную фабрику водки, которая налогов не платит вообще, а ее директор имеет вид уголовника и с которой живыми они не выйдут».

Формально зарплата инспектора не зависит от итогов ревизии. Но только формально. Кроме оклада существуют так называемые средства материального стимулирования сотрудников» У тех, кто работает в отделе выездных или камеральных проверок, повышающие коэффициенты напрямую зависят от величины найденных недоимок. Размер «материального стимулирования» может во много раз превышать основную зарплату.

Сколько получают инспекторы? Например, государственный налоговый инспектор в отделе выездных проверок московской ИФНС №6 получает до 12 000 рублей (данные сайта nalog.superjob.ru). Очевидно, что средства «материального стимулирования» — единственная причина работать на такой должности. Чтобы получить премию, налоговик должен выполнить план по недоимкам. И эти цифры спускаются ему «сверху». По информации журнала «Главбух», в 2009 году в отношении инспекторов, доначисливших меньше миллиона рублей по итогам одной проверки, даже применялись меры вплоть до служебного расследования.

«У нас очень странная система. Сначала Минэкономразвития делает прогноз, каким будет развитие экономики в следующем году. Условно, пусть это будет 1%. Затем Минфин «накладывает» налоговое законодательство на прогноз и говорит, я подчеркиваю, условно — при росте экономики 10% налоговые поступления увеличатся на 1 млрд рублей, — объясняет Орлов. — А потом эта цифра, 1 млрд рублей, разбрасывается по региональным управлениям. Грубо говоря, Москва должна дать на 200 млн больше, чем в прошлом году, Тюмень — на 100 и т. д. То есть каждая инспекция получает конкретное задание. Трагедия в том, что, если сумма не набегает, причин может быть две: либо инспекторы плохо поработали, либо Минэкономразвития и Минфин допустили ошибки в расчетах, сделали ошибочный прогноз. Но вторая версия никогда не рассматривается: в недоборе налогов всегда винована налоговая служба».

На этом фоне предложение налоговиков о «джентльменском» соглашении выглядит вполне дружелюбно. Ведь если компания откажется, инспекторы все равно взыщут эти деньги, пусть даже потребуется придумать какие-то мнимые нарушения. Как рассказывают налоговые адвокаты, в последнее время в ходу формулировка «экономически необоснованные расходы». Это значит, ревизоры отказываются признавать затратами покупку заводом оборудования за границей на том основании, что в России аналогичное оборудование можно было приобрести дешевле. «Если инспекторы предложили договориться и сумма адекватная, очевидно, что налогоплательщик изберет именно этот путь. Если речь о сумме в пределах 3-5 млн рублей, на мой взгляд, лучше согласиться, — продолжает Орлов. — «Пустыми» налоговики все равно не уйдут, а даже несправедливое решение придется долгие месяцы оспаривать в суде».