Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» отражает важнейшие моменты жизни народа, менталитет разных общественных слоев во время мира и в часы войны. Автор презирает высшее общество и очень трепетно описывает жизнь простого русского народа. Однако и среди аристократов есть люди, достойные уважения и восхищения. К ним относится князь Андрей Болконский, жизнь которого переполнена поисками ответов на важнейшие нравственные вопросы, желанием постичь смысл бытия, стремлением к истине и доброте.

Князь Андрей в начале романа

При первом же появлении князя Андрея на страницах романа читатель видит его человеком, не находящим покоя, не довольным собственной жизнью. Все его мечтания сводятся к единственной цели – быть полезным обществу. Поэтому в 1805 году он едет служить в армию, полон восторженных мыслей о Бонапарте.

Болконского не интересуют чины, поэтому он сначала служит в звании адъютанта. Он патриот, каждой клеткой души ощущает ответственность за будущее России, русской армии.

Вопрос патриотизма и героизма – один из основных в романе. Болконский без сомнения отдаст жизнь за родное отечество, сам напрашивается в самые горячие точки, только бы помочь армии выиграть решающие бои, пусть и ценой жизни.

Духовные искания князя Болконского

В самый разгар военной кампании Андрей получает известие о рождении ребенка и смерти жены, перед которой он чувствует вину из-за отсутствия любви к ней. Эти новости потрясли героя и усилили ощущения духовной пустоты и отчаяния. Жизнь для него близилась к логическому завершению, разочарование во всем охватило его существо целиком.

Возрождения князя Андрея произошло после увиденного высокого неба Аустерлица, когда герой оказался на грани жизни и смерти. В дальнейшем душа героя излечилась в разговорах с Пьером Безуховым и после знакомства с молодой Наташей Ростовой, которая окончательно возвратила его к жизни. Герой начинает понимать, что не все еще кончено.

Встреча с Наташей

Встреча с юной, веселой жизнерадостной Наташей вновь пробуждает в Андрее мечты о простом человеческом счастье – семье, детях, новой жизни. Болконскому не хватало мечтательности и поэтичности Наташи, это и привлекло его к ней.

Постепенно, открывшись девушке в чувствах, Андрей начинает чувствовать ответственность за возлюбленную и в то же время бояться обязательств. Отложив свадьбу на год, герои начинают понимать, насколько они различны. За плечами князя опыт, испытания, несчастья, война, ранение. Наташа жене видела жизнь, не чувствовала ее вкуса. Она живет чувствами, Андрей – умом.

Необходимость постоянной деятельности, смены чувств и мест, новых знакомств и событий приводит неопытную девушку в мир Курагиных – циничных и холодных людей. Наташа не смогла устоять перед обаянием Анатоля тем самым разрушив надежды Болконского на счастливую семью. Князь вновь обращается к службе.

Последний этап жизни князя Андрея

Армия заставляет Андрея позабыть личные неудачи, разочарования и обиды. Думать тут приходится о судьбе своего полка. Солдаты любят и гордятся таким предводителем и называют «наш князь».

Перед Бородинской битвой уверенность в победе не покидала Болконского, он верил в силы своих солдат, в свои силы. Он неспешно любовался красотами родной природы, когда получил смертельную рану. Глядя в глаза смерти, князь Андрей понимает собственное единство с окружающим его миром, чувствует всепоглощающую любовь и всепрощение.

Встретившись с Наташей в последний раз, Андрей видит в ней значительные изменения – она стала взрослее, в ее глазах проступало пережитое страдание, осознание собственной вины перед Болконским. Он дарует ей прощение и погружается в любовь к Наташе, любит ее возвышенно, неземной любовью. Эти чувства окрашивают последние часы его жизни. Так князь Андрей обрел веру, соединил в сознании возвышенное и земное – сделал то, к чему стремился всю жизнь.


Величайшее произведение русского писателя - роман Л. Н. Толстого “Война и мир” - освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное время и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования. Но и высший свет, который объединяет все дворянство, имеет своих героев. Тем, кто глубоко равнодушен к судьбе родины, Толстой противопоставляет семьи Болконских и Ростовых. Необычная, яркая и короткая жизнь князя Андрея Болконского наполнена постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде. При первом же знакомстве с князем Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Желая быть полезным Отечеству, мечтая о военной карьере, князь Болконский в 1805 году уезжает на службу в армию. В это время он увлечен судьбой Бонапарта.
Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей по своей натуре - патриот, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого.
Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, - истинный патриотизм и героизм русского народа. Толстой в романе много говорит о верных сынах Отечества, готовых отдать жизнь за спасение родины. Один из них - князь Андрей Болконский: “Увидав Мака и услыхав подробности его гибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе, что ожидает армию и ту роль, которую он должен будет играть в ней”.
Князь Андрей настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать “путь сообщения с войсками, шедшими из России”. Слова Кутузова: “Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить” - не остановили Болконского. “От этого я и прошу отправить меня в этот отряд”, - отвечал он.
Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Ему кажется, что его жизнь кончена. Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”, - говорит князь Андрей Пьеру. И, по-моему, именно под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея: “... в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо... и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”. А встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла.
После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу, он хочет этого, и в то же время боится. Выслушав отца, Андрей откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей - очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять сути молоденькой девушки, совершенно не имеющей жизненного опыта. Наташа живет чувствами, Андрей - разумом.
И вновь Андрея постигает глубокое разочарование. В его отсутствие Наташа не может жить спокойно, ей нужны движение, чувства, смена обстановки, новые события, новые знакомства, и она попадает в мир, где обитают Элен, Анатоль, князь Василий - циничные, холодные представители высшего света. Наташа не может устоять против обольстителя - Анатоля.
Все мечты о семье разрушились в душе Андрея: “Тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший над ним прежде, вдруг превратился в низкий, определенно давивший на него свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного”. И князь Андрей снова возвращается в свою стихию - в армию. Там он должен думать в первую очередь не о себе, а об интересах своего Отечества, о жизни своих солдат. Болконский “... весь был предан делам своего полка. Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”. Им гордились и любили”.
Накануне Бородинского сражения князь Андрей был полон твердой уверенности в том, что русская армия выиграет предстоящую битву. Он верил в народ, своих солдат, в правоту борьбы за Отечество. Андрей ходил по траве, любовался красотой родной земли, рассматривал цветы, землю, листья, травы. И в этот мирный и спокойный момент он получает смертельное ранение. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, он перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Умирая, Болконский соединяется с вечностью. К этому он стремился всегда, но не мог соединить небесное и земное. Князь Андрей сумел это сделать, обретя веру.

Задачи и тесты по теме "Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»"

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир», читатели встречаются с некоторыми образами героев, нравственно сильных и подающих нам жизненный пример. Мы видим героев, которые проходят трудный путь, чтобы найти свою истину в жизни. Таковым представлен в романе «Война и мир» образ Андрея Болконского. Образ многогранный, неоднозначный, сложный, но понятный читателю.

Портрет Андрея Болконского

Мы встречаемся с Болконским на вечере Анны Павловны Шерер. Л.Н.Толстой дает ему такое описание: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами». Мы видим, что присутствие князя на вечере весьма пассивно. Он пришел туда, потому что так положено: на вечере была его жена Лиза, и он должен был находиться рядом с ней. Но Болконскому явно скучно, автор показывает это во всем «…от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага».

В образе Болконского в романе «Война и мир» Толстой показывает образованного, умного, благородного светского человека, умеющего разумно мыслить и быть достойным своего звания. Андрей очень любил свою семью, уважал отца – старого князя Болконского, называл его «Вы, батюшка…» Как пишет Толстой «…весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимой радостью вызывал отца на разговор и слушал его». Он был добр и заботлив, хотя может и не кажется нам таким.

Герои романа об Андрее Болконском

Лиза, жена князя Андрея, несколько побаивалась своего строгого супруга. Перед отъездом на войну она ему сказала: «…Андрей, ты так переменился, так переменился…»

Пьер Безухов «…считал князя Андрея образцом всех совершенств…» Его отношение к Болконскому было искренне добрым и нежным. Их дружба сохранила свою преданность до конца.

Марья Болконская, сестра Андрея, говорила: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли». Этим она подчеркивала особое достоинство брата, его благородство, ум, высокие идеалы.

Старый князь Болконский возлагал на сына большие надежды, но по-отечески любил его. «Помни одно, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» – сказал на прощанье отец.

Кутузов, главнокомандующий русской армии, относился к Болконскому по-отечески. Он принял его радушно и сделал своим адъютантом. «Мне хорошие офицеры самому нужны…», – говорил Кутузов, когда Андрей просился отпустить его в отряд Багратиона.

Князь Болконский и война

В разговоре с Пьером Безуховым Болконский высказал мысль: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь». Но сильна была тяга Андрея к славе, к величайшему предназначению, он шел к «своему Тулону» – вот он, герой романа Толстого. «…мы офицеры, которые служим своему царю и отечеству…», – с истинным патриотизмом говорил Болконский.

По просьбе своего отца, Андрей попал в штаб Кутузова. В армии Андрей имел две репутации, очень не схожие между собой. Одни «слушали его, восхищались им и подражали ему», другие «считали его надутым, холодным и неприятным человеком». Но он заставил их любить и уважать себя, некоторые его даже боялись.

Болконский считал Наполеона Бонапарта «великим полководцем». Он признавал его гениальность и восхищался его талантом вести военные действия. Когда Болконскому поручили миссию доложить австрийскому императору Францу об удачном сражении под Кремсом, Болконский был горд и рад, что едет именно он. Он чувствовал себя героем. Но приехав в Брюнне, он узнал, что Вена занята французами, что есть «Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта…» и о своей славе уже не думал. Он думал о том, как спасти русскую армию.

В Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский в романе «Война и мир» находится на пике своей славы. Сам того не ожидая, он схватил брошенное знамя и с криком «Ребята, вперед!» побежал на врага, за ним побежал весь батальон. Андрей был ранен и упал на поле, над ним было только небо: «…ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» Судьба Андрея после Аустрелицкой битвы была неизвестна. Кутузов писал отцу Болконского: «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества…до сих пор неизвестно, – жив ли он или нет». Но вскоре Андрей вернулся домой и решил более не участвовать в каких-нибудь военных действиях. Жизнь его приобрела видимое спокойствие и равнодушие. Встреча с Наташей Ростовой перевернула его жизнь: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…»

Болконский и любовь

В самом начале романа в разговоре с Пьером Безуховым Болконский сказал фразу: «Никогда, никогда не женись, мой друг!» Андрей, казалось, любил свою жену Лизу, но его суждения о женщинах говорят о его высокомерии: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего!» Когда он первый раз увидел Ростову, она показалась ему радостной, взбалмошной девчонкой, которая только и умеет, что бегать, петь, танцевать и веселиться. Но постепенно к нему пришло чувство любви. Наташа дарила ему легкость, радость, ощущение жизни, то, Болконским было давно забыто. Нет больше тоски, презрения к жизни, разочарования, он чувствовал совсем другую, новую жизнь. Андрей рассказал о своей любви Пьеру и утвердился в мысли жениться на Ростовой.

Князь Болконский и Наташа Ростова были посватаны. Расстаться на целый год для Наташи было мучением, а для Андрея проверкой чувств. Увлекшись Анатолем Курагиным, Ростова не сдержала слова, данного Болконскому. Но волею судьбы Анатоль и Андрей оказались вместе на одре смерти. Болконский простил его и Наташу. После ранения на Бородинском поле Андрей умирает. Его последние дни жизни проводит с ним Наташа. Она ухаживает за ним очень заботливо, глазами понимая и угадывая, что именно хочет Болконский.

Андрей Болконский и смерть

Болконский не боялся умереть. Это чувство он испытывал уже дважды. Лежа под Аустерлицким небом он думал, что смерть пришла к нему. И теперь рядом с Наташей он был совершенно уверен в том, что прожил эту жизнь не зря. Последние мысли князя Андрея были о любви, о жизни. Он умер в полном спокойствии, потому что знал и понимал, что есть любовь, и что он любит: «Любовь? Что такое любовь?… Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь…»

Но все же в романе «Война и мир» Андрей Болконский заслуживает особого внимания. Именно поэтому, прочитав роман Толстого, я решил написать сочинение на тему «Андрей Болконский – герой романа «Война и мир». Хотя достойных героев в этом произведении достаточно, и Пьер, и Наташа, и Марья.

Тест по произведению

ОБРАЗ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
“ВОЙНА И МИР”

“В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский” - так в круговороте лиц сало­на Анны Павловны Шерер появляется главный, хотя и не самый любимый автором герой романа. Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариков­ский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах.

Князь Андрей - светский человек. В этом смысле он подвер­жен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя сокружающими - все выдает в нем приверженца начинающего вхо­дить в светский европейский и российский обиход дендизма. И дей­ствительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетите­лей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуженего.

Но подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпа­тичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится “неожиданно доброю и приятною”. А их даль­нейшая беседа - разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно ува­жающих друг друга людей.

Князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным человеком, в отличие от Пьера Безухова, становления которого происходит все семь лет романной жизни. Таким сформи­рованным, готовым Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть. Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам и мо­мента истины”, точки или события, в которых за личиной просту­пает личность, за телесным - духовное и, самое важное, душевное.

Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем.

Чего стоит его сватовство к Наташе Ростовой. Князь полюбил шестнадцатилетнюю девочку. Сделал ей предложение и получил со­гласие на брак. После этого он преспокойно объявляет молодой не­весте о своем решении ехать за границу на год. Путешествовать. Однако и здесь не укладывается, отсутствуя более, чем надобно. Любовь невинной черноглазой девочки не разбудила Болконского. Его душа по-прежнему спит.

И все семь лет романного существования преследует князя самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Одни из луч­ших страниц романа. Одновременно дань байронической романтике эпохи. “Прекрасная смерть”, - глядя на князя Андрея, произно­сит Наполеон. Здесь много театра и позы, несмотря на пейзаж, на­полненный мертвыми и умирающими людьми. Пробуждение не на­ступает ни здесь, ни позже, ни даже в “славный день Бородина”. Все было не настоящим: смерть, любовь и, как следствие, сама жизнь.

Образ любого человека кристаллизуется в его отношениях с ок­ружающими. У князя Андрея нет отношений. Его движения в сю­жете подчиняются скрытым от глаз закономерностям.

Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фи­тиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Био­логическое начало. Желание жить. Ему кричат: “Ложитесь!” Поклониться смерти - противоречит внутреннему кодексу чести.

Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой при­открывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где “князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся”. Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского “от жизни”.

По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дре­мавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала “моментом истины” его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и тор­жественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: “Где он теперь?”

Общие черты характера и жизни Андрея Болконского. Натурой совершенно иного склада, чем Пьер Безухов , является в «Войне и мире » Толстого князь Андрей. В противоположность первому, человеку чувства, а не ума, князь Андрей всю свою жизнь строит на результатах отчетливой, последовательной, ясной мысли и подчиненной ей воли. В то время, как Пьер большей частью безвольно отдается обстоятельствам и упорно ищет устоя и утверждения духовного не в себе, а в окружающем, общаясь со всеми, открывая каждому свою душу, бессознательно веруя в какое-то общее жизненное руководящее начало, – Андрей Болконский обладает сильной волей, чуждается людей, замкнут в самом себе и утверждается на своем личном начале.

У него в голове сложился законченный жизненный план, он знает свои силы, свой ум и волю, и готовится к власти, влиянию, к деятельности, к высокому общественному положению. Рационалистически настроенный, натура трезвая, «головная», князь Андрей считается только с внешними условиями окружающей жизни. Но автор ведет своего героя через целый ряд исключительных переживаний, в течение которых ему раскрывается совершенно иная сторона жизни, и – прежде индивидуалист, замкнутый и одинокий в личном внутреннем мире, – князь Андрей, как и Пьер, приходит к отречению от личного индивидуалистического устоя и признанию высшей руководящей Силы, объединяющей всех людей, к идеям самоотречения и любви.

Андрей Болконский

Силу воли и твердость характера князь Андрей унаследовал от своего отца, русского барина, генерала Екатерининских времен, человека сурового, властного, скрывающего большую нравственную силу за внешним чудачеством и самодурством. Старый князь Болконский сочувствовал материалистической французской философии XVIII века , и можно установить связь между рационализмом сына, князя Андрея, и этой склонностью отца. Унаследовав от него также ясный ум и стремление к широкой деятельности, князь Андрей чувствовал себя неудовлетворенным пустотой светской жизни, выше которой стоял он по своему уму и интересам.

Так же, как и Пьер, он хорошо видел фальшь и ложь этой жизни. Создав себе собственный внутренний мирок, князь Андрей замкнулся в нем, относясь холодно и даже презрительно к людям и общаясь с немногими. В числе этих немногих был Пьер, с которым Андрея Болконского связывала общность умственных интересов. Опять-таки в противоположность Пьеру князь Андрей был занят не отвлеченными вопросами нравственного порядка, но вопросами жизни практической; он любил все умственные построения связывать с их практическим осуществлением. Поэтому ему были чужды такие чисто теоретические умы, как Сперанский , в котором он после недолгого увлечения разочаровался. Здесь также причина того, что князю Андрею трудно было найти применение своим силам в тех областях государственной службы, где царили формализм, теоретичность, где на первом месте были теоретические формулы, а не потребности действительной жизни.

Свои планы широкой деятельности, надежды на славу и возвышение, князь Андрей основывает потом на службе военной; пример героической судьбы Наполеона волнует его воображение. Чувствуя за собой большой запас нерастраченных сил, волю и ум, князь Андрей видел для себя возможность твердо и полно осуществить намеченные цели и добиться всего, чего он хотел. Но именно ум, нравственная брезгливость и широкие цели отвращали его от многих путей служебной карьеры, на которых успевали карьеристы и хищники. Когда же побывал он на поле Аустерлицкой битвы , то поблекли и его представления об обаянии войны и о военной славе .

Чувство личности. Отличительными чертами Андрея Болконского являются сила воли и властное чувство личности, индивидуалистическая замкнутость его в самом себе и отрешение его личности от всего окружающего. Князь Андрей обнаруживает склонность всегда анализировать свои чувства и впечатления, погружаться в самого себя, жить интересами своего внутреннего мира, считаться как с самым существенным, с фактами своей внутренней жизни. Новое впечатление, поразившее его душу и открывшее какую-либо незамеченную раньше сторону жизни, становится определяющим для его дальнейшего поведения, для всего уклада его существования.

Нравственные поиски князя Андрея в «Войне и мире»

Не внешние факты влияют на его жизнь, а внутренние факты личного духовного сознания. Так, увидев на поле Аустерлицкой битвы ничтожную роль личности в деле войны и громадную власть сил стихийных, не зависящих от личной воли, а главное, почувствовав в виду близкой смерти от раны мелочность своих прежних честолюбивых целей и всего людского муравейника перед впечатлением вечного покоя вселенной, обнимающего и живых и мертвых, – князь Андрей, выздоровев, отрекается от прежних целей и уединяется в своей деревне.

Воля. Сила его воли обнаруживается в той неуклонности, с какой он немедленно осуществляет принятые решения, часто вопреки своему же чувству. Так, почувствовав разногласие свое со Сперанским, разочаровавшись в его деятельности , князь Андрей покидает путь к блестящей служебной карьере, которая ему открывалась. Принимаясь за что-либо, будь то управление полком, или осуществление намеченных в деревне реформ, он настойчиво и терпеливо добивается всего, что было им намечено.

Ещё по теме...

  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 9 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 8 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 7 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 6 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 5 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 4 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 3 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 2 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 1 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 9 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 8 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 7 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 6 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 5 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 4 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 3 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 2 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 1 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 20 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 10 – краткое содержание
  • Разговор князя Андрея с Пьером на пароме («Война и мир»)
  • Разговор князя Андрея с Пьером в Богучарово («Война и мир»)
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 3, часть 3, глава 34 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 3, часть 3, глава 32 – краткое содержание