Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, имении своих родителей, расположенном в ста верстах от Смоленска и в двадцати верстах от небольшого города - Ельни. Систематическое обучение музыке началось довольно поздно

(20.5(1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской обл., - 3(15).2.1857, Берлин)

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, имении своих родителей, расположенном в ста верстах от Смоленска и в двадцати верстах от небольшого города - Ельни. Систематическое обучение музыке началось довольно поздно и примерно в том же духе, что и обучение общим дисциплинам. Первой учительницей Глинки была приглашенная из Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламер.

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля "Швейцарское семейство". С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина, "Ночь осенняя, ночь любезная" на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие.

Однако главное - не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ни ценились. Глинка "с постоянным и глубоким напряжением" ищет себя в музыке и одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства. Он пишет ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременно настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами.

Постепенно круг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он познакомился с Одоевским, ставшим впоследствии его другом. Всевозможные светские развлечения, многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояние здоровья, все более ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайне неудачного лечения), - всё это не могло помешать композиторской работе, которой Глинка отдавался с прежним "постоянным и глубоким напряжением". Сочинение музыки становилось для него внутренней потребностью.

В эти годы Глинка стал серьёзно задумываться о путешествии за границу. К этому его побуждали различные причины. Прежде всего, путешествие могло дать ему такие музыкальные впечатления, такие новые знания в области искусства и творческий опыт, которых он не мог бы приобрести у себя на родине. Глинка надеялся также в иных климатических условиях поправить своё здоровье.

В конце апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. По пути он задержался в Германии, где провёл летние месяцы. Приехав в Италию, Глинка поселился в Милане, который был в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830-1831 года был необычайно насыщенным. Глинка оказался весь во власти новых впечатлений: "После каждой оперы, возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места". Как и в Петербурге, Глинка по-прежнему много работает над своими сочинениями. В них уже не остается ничего ученического - это мастерски выполненные композиции. Значительную часть произведений этого периода составляют пьесы на темы популярных опер. Инструментальным ансамблям Глинка уделяет особое внимание. Он пишет два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота - произведения, в которых особенно отчётливо проявляются черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка покинул Италию. По пути в Берлин он на некоторое время остановился в Вене. Из впечатлений, связанных с пребыванием в этом городе. Глинка отмечает в "Записках" немногое. Он часто и с удовольствием слушал оркестры Лайнера и Штрауса, много читал Шиллера и переписывал любимые пьесы. В Берлин Глинка приехал в октябре того же года. Месяцы, проведённые здесь, привели его к размышлениям о глубоких национальных корнях культуры каждого народа. Эта проблема теперь приобретает для него особую актуальность. Он готов сделать решительный шаг в своем творчестве. "Мысль о национальной музыке (не говорю ещё оперной) более и более прояснялась", - отмечает Глинка в "Записках".

Важнейшей задачей, вставшей перед композитором в Берлине, было приведение в порядок его музыкально-теоретических познаний и, как сам он пишет, идей об искусстве вообще. В этом деле Глинка отводит особую роль Зигфриду Дену, знаменитому в своё время теоретику музыки, под руководством которого он много занимался.

Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка решил тотчас же отправиться в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однако он в основном успел осуществить свои планы. Во всяком случае, характер его творческих устремлений был уже определён. Подтверждение этому мы находим, в частности, в той поспешности, с которой Глинка, вернувшись на родину, принимается за сочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета - настолько ясно представляется ему характер музыки будущего произведения: "Запала мне мысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась "Марьина роща".

Эта опера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург он стал частым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось избранное общество; занимались по преимуществу литературой и музыкой. Постоянными посетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнёв.

"Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, - пишет Глинка, - Жуковский искренно одобрил моё намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерного для русских".

Увлеченность Глинки была настолько велика, что "как бы по волшебному действию вдруг создался... план целой оперы...". Глинка пишет, что его воображение "предупредило" либреттиста; "...многие темы и даже подробности разработки - всё это разом вспыхнуло в голове моей".

Но не только творческие проблемы заботят в это время Глинку. Он помышляет о женитьбе. Избранницей Михаила Ивановича оказалась Марья Петровна Иванова, миловидная девушка, его дальняя родственница. "Кроме доброго и непорочнейшего сердца, - пишет Глинка матери сразу же после женитьбы, - я успел заметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок и бережливость... несмотря на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях". Но будущая жена ничего не смыслила в музыке. Однако чувство Глинки к Марье Петровне было настолько сильным и искренним, что обстоятельства, которые впоследствии привели к несовместимости их судеб, в то время могли казаться не столь существенными.

Венчались молодые в конце апреля 1835 года. Вскоре после этого Глинка с женой отправился в Новоспасское. Счастье в личной жизни подхлестнуло его творческую активность, он принялся за оперу с ещё большим рвением.

Опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на суд капельмейстеру Кавосу, который, как уже было сказано, являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с репертуара свою собственную оперу. Таким образом, "Иван Сусанин" был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения.

Премьера "Ивана Сусанина" состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери на следующий день: "Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною..."

Острота восприятия новизны музыки Глинки примечательно выражена в "Письмах о России" Анри Мериме: "Жизнь за царя" г. Глинки отличается чрезвычайной оригинальностью... Это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари... Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная на благородную высоту своего первоначального назначения, когда она была ещё не легкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным".

Идея новой оперы на сюжет поэмы "Руслан и Людмила" возникла у композитора ещё при жизни Пушкина. Глинка вспоминает в "Записках": "...я надеялся составить план по указанию Пушкина, преждевременная кончина его предупредила исполнение моего намерения".

Первое представление "Руслана и Людмилы" состоялось 27 ноября 1842 года, ровно - день в день - через шесть лет после премьеры "Ивана Сусанина". С бескомпромиссной поддержкой Глинки, как и шесть лет назад, выступил Одоевский, выразивший своё безусловное преклонение перед гением композитора в следующих немногих, но ярких, поэтических строках: "...на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие".

Однако новая опера Глинки, в сравнении с "Иваном Сусаниным", вызвала более сильную критику. Самым яростным противником Глинки выступил в печати Ф. Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус.

Труды Глинки скоро увенчались новым большим творческим успехом: осенью 1845 года им была создана увертюра "Арагонская хота". В письме Листа к В.П. Энгельгардту мы находим яркую характеристику этого произведения: "...мне очень приятно... сообщить Вам, что "Хоту" только что исполняли с величайшим успехом... Уже на репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом... какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!"

Окончив работу над "Арагонской хотой", Глинка не торопится приняться за следующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углублённому изучению народной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась ещё одна увертюра на испанскую тему - "Ночь в Мадриде". Оставаясь на чужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет "Камаринскую". Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен: свадебной лирической ("Из-за гор, гор высоких") и бойкой плясовой, явилась новым словом в отечественной музыке. В "Камаринской" Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Всё здесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Русская Цивилизация

Краткое сообщение о жизни и творчестве Михаила Глинки для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов

1804 год - село Ново Спасское, Смоленская губерния, семья с дедом композитором польским шляхтичем пополнилась ребёнком. Родился мальчик, назвали его Мишей.

Позднее Михаилу перешли по наследству семейные реликвии и родословный герб. После победы России в войне, смоленская область стала русской областью, с русским городом Смоленск. А сам Глинка, кратко говоря, взял и сменил свое подданство и принял веру русского православного.

Воспитание ребёнка легло на плечи бабушки, Феклы Александровны. Мать его не воспитывала. Наверно, это и есть, та основная причина, в результате которой Михаил вырос нервным, в виде эдакой, мимозы.

А вот как не стало бабушки, парень стал жить с матерью, которая пробовала перевоспитать мальчику. Игру на скрипке мальчик освоил уже на десятом году своей жизни, к одиннадцати умел играть и на фортепиано. Музыкальные азы Глинка получил от гувернантки. Спустя какое-то время родители устроили его в Санкт-Петербургский пансион благородства. Здесь Михаил имел честь, познакомиться с Александром Сергеевичем Пушкиным.

В 1822, окончил пансионат, но это не стало причиной, чтоб перестать заниматься музыкой. Глинка стал музицировать в салонах для дворян, а иногда заменял своего дядю, который был руководителем оркестра.

В эти года, Михаил впервые заявил о себе, как о композиторе. Пробует писать произведения с разным жанром, даже испробовал писание романсов. А какими знаменитыми стали его песни "Не искушай меня без нужды" и "Не пой красавица при мне", их слова и музыка дошли до наших дней.

Успех среди знакомых композиторов, внёс свои коррективы в творчество Глинки. Его неудовлетворённость стиля требовало усовершенствования, над чем скрупулёзно и работал композитор.

30-е годы принесли переезд в Италию и путешествие по городам Германии. Живя на итальянской земле, Глинка, краткая биография которого раскрывает нам суть о том как композитор пробует сотворить итальянские оперы, и ему это удаётся.

В 1833-м переезжает в Берлин, где и устраивается на работу. А с получением письма о смерти отца, выезжает на Родину.

Будучи в родной стороне у Михаила Ивановича появилась идея создать русскую оперу. О чем свидетельствует его кропотливый труд над преданием, которое он выбрал, для воплощения идеи. Выбор героя в предании пал на известного в народе, Ивана Сусанина. В этом же году Михаил женился и переехал в новоспасское, где он и продолжил свою работу. Результат, опера, "Жизнь за царя" появившаяся в 1836 году. Чтоб постановку увидел люд, ей пришлось пережить Катарино Каовусовский суд, решением которого был лестный отзыв о пьесе.

О Глинке, кратко говоря, следует сказать, что его произведения обрели зрелость, от юношества не осталось и следа. О чем свидетельствует работа над созданием симфонического жанра. Глинка, кратко говоря, большую часть своей жизни провёл в путешествиях. Он, то жил в Париже, то в Италии, то Берлине, но все же периодически возвращался на Родину. В одном из таких путешествий в 1856 году глинка уехал в Берлин, где 15 февраля жизнь его оставила.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года. Говорят, что при рождении Михаила, возле его дома всё утро пели соловьи.

Среди его предков не было выдающихся творческих личностей, возможно, поэтому никто, сначала и не предал особого значения этому знамению.

Отец его - отставной капитан русской армии Иван Николаевич. Первые годы жизни мальчика, его воспитанием занималась бабушка по отцовской линии, которая не подпускала к нему мать.

Бабушка чересчур трепетно относилась к внуку. Ребенок рос настоящей «мимозой». Комнату, в которой он находился, сильно протапливали, а гулять выводили только в теплую погоду.

Уже в раннем возрасте маленький Миша чутко реагировал на народные потехи и песни. Народный фольклор произвел на мальчика большое впечатление, которое он трепетно хранил всю свою жизнь. Эти впечатления и переживания, впоследствии будут отражены в творчестве великого .

Михаил Глинка рос набожным мальчиком. Дни церковных праздников производили на него сильное впечатление. Особенно ему нравился колокольный звон, который завораживал сердце маленького гения.

Однажды, Миша услышал в комнате звон обычного медного таза. Он не растерялся и, подойдя к нему, начал выстукивать на тазу звуки, которые напоминали колокольный звон.

Бабушка велела принести еще таз, мальчик устроил настоящий концерт. Вскоре священник местного прихода принес Мише маленькие колокольца со звонницы. Радости мальчика не было предела.

Когда ему было шесть лет, умирает бабушка. Воспитанием сына начинает заниматься его мать. Через четыре года Глинка начнет обучаться игре на скрипке и фортепьяно.

В 1817 году он переезжает в столицу русского государства. В Петербурге поступает в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. В столице Михаил Иванович берет частные уроки у сильнейших музыкантов своего времени.

Интересный, факт, что одноклассником Михаила был младший брат - Лев. Великий поэт частенько навещал брата, так Глинка и познакомился с Пушкиным.

В 1822 году Михаил Иванович окончил обучение в пансионе. С этого момента он активно занимается музыкой, пробует себя в роли композитора, ища свою творческую нишу, работает в разных жанрах. В этот период пишет несколько известных и сегодня, романсов и песен.

Глинка, был человеком творческим, естественно нуждающимся в общение с интересными людьми. Вскоре он знакомится с , Жуковским и другими известными личностями.

Весной 1830 года композитор отправляется в Германию. Путешествие длилось все лето. Осенью он побывал в Италии, особое впечатление на него произвел Милан. Через три года Михаил снова отправляется в Германию, по пути посетив Вену.

В 1834 году Глинка возвращается на Родину, в его голове множество мыслей. Он мечтает создать русскую национальную оперу, и ищет для нее сюжет. В качестве сюжета, по совету Жуковского, была выбрана история об .

В 1836 году работа над оперой «Жизнь за царя» была закончена. Премьера состоялась 27 ноября. Общество долгое время находилось под впечатлением от оперы, премьера прошла на «ура».

После оперы «Жизнь за царя», композитор написал такие гениальные произведения, как «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс - фантазия».

Глинка много путешествовал по Европейским странам, открывал для себя новые горизонты и просторы для полета мысли и творчества. Это был поистине гениальный человек, на произведениях которого выросло не одно поколение русских композиторов.

В конце жизни, Михаил Иванович стал сочинять и переделывать церковные мелодии. Из его начинания, должно было выйти, что-то стоящее, впоследствии общеизвестное. Но болезнь оборвала жизнь талантливого русского композитора. В февраля 1857 года он умер. Похоронен Михаил Глинка был в Берлине, но вскоре по настоянию прах его был перевезен в столицу России.

Михаил Иванович был замечательным композитором, творчество которого пронесено русским народом через десятки лет. Глинка был не только талантливым композитором, но и истинным патриотом. Ведь только истинный патриот мог написать прекрасную оперу - «Жизнь за царя».

Он сильно переживал все события, которые происходили в стране в бытность его жизни. произвело на Глинку сильное впечатление. Он не столько сочувствовал идеям людей его организовавшим, сколько их последующим страданиям.

Глинка Михаил Иванович - известный русский композитор.

Биография

Детство

Отец, Иван Николаевич, был отставным капитаном, родом из шляхтичей. Мать, Евгения Андреевна, с самого рождения сына была отстранена от его воспитания своей властной свекровью, Фёклой Александровной. Бабушка слишком тщательно заботилась о внуке, сделав его к 6 годам болезненным недотрогой. В 1810 году Фёкла Александровна умирает, и Миша возвращается на воспитание в отчий дом.

Образование

Игре на скрипке и на фортепиано Михаил начал учиться с детских лет. Этому его обучала гувернантка, выписанная из Санкт-Петербурга, Варвара Фёдоровна Кламмер. Затем мальчика отдают в Санкт-Петербургский Благородный пансион при педагогическом институте. Здесь его гувернёром становится Вильгельм Кюхельбекер. Глинка берет уроки у прекрасных музыкальных педагогов - Джона Филда, Карла Цейнера. Здесь же происходит знакомство Глинки с А. С. Пушкиным, которое перерастает в дружбу до конца дней поэта.

Творческий путь

Музыка становится для Глинки призванием сразу после окончания пансиона: он активно изучает историю западноевропейской музыки, выступает в салонах. Он сочиняет свои первые удачные произведения: вариации для фортепиано и арфы, романсы, струнный септет, рондо для оркестра, оркестровые увертюры. В круг его знакомых входят Жуковский, Грибоедов, Мицкевич, Дельвиг, Одоевский.

Он отдыхает на Кавказе. А с 1824 года устраивается работать в Главное управление путей сообщения на должность помощника секретаря. К концу 20-х годов вместе с Павлищевым издаёт «Лирический альбом», куда вошли и его собственные сочинения.

С 1830 года в жизни и творчестве Глинки начинается итальянский период, которому предшествует небольшое летнее путешествие по Германии. Милан на тот период времени был центром мировой музыкальной культуры. Здесь Михаил Иванович знакомится с Г. Доницетти и В. Беллини, изучает бельканто и начинает сам сочинять в «итальянском духе».

С 1833 года Глинка поселяется в Германии, где продолжает оттачивать свой музыкальный талант у Зигфрида Дена. Его занятия в 1834 году прерывает известие о смерти отца, и Глинка возвращается в Россию.

Он мечтает создать русскую национальную оперу, а в качестве сюжета выбирает исторический момент - подвиг Ивана Сусанина. Почти три года композитор работает над ней, и наконец в 1836 году была закончена грандиозная опера, получившая название «Жизнь за царя». Её постановка на сцене Петербургского Большого театра была успешна: оперу приняли в обществе с восторгом. Глинку после этого успеха даже назначили капельмейстером Придворной капеллы. В 1838 году Глинка отдыхает и работает на Украине.

В 1842 году свет увидела новая опера Глинки, «Руслан и Людмила», которая вызвала в обществе горячие обсуждения.

В 1844 году Глинка отправляется в новое заграничное путешествие: сначала во Францию, а затем - в Испанию. В Париже сам Берлиоз исполняет его произведения. В 1845 году Глинка даёт большой благотворительный концерт в Париже, после чего он отправляется в Испанию. Здесь он создаёт симфонические увертюры на испанские народные темы, а также увертюру «Арагонская хота».

В 1847 году Глинка возвращается в Россию, потом едет в Варшаву, где создаёт свою знаменитую «Камаринскую», ставшую совершенно новым типом симфонической музыки, в которой сочетаются различные ритмы, характеры и настроения. В 1848 году появляется «Ночь в Мадриде».

С 1851 года Глинка живёт в Санкт-Петербурге, даёт уроки пения, пишет новые оперные партии. Под его влиянием здесь складывается русская вокальная школа.

В 1852 году Глинка хотел отправиться в путешествие в Испанию, но дорога утомила его, и он на целых два года останавливается в Париже. Здесь он работает над симфонией «Тарас Бульба», которая осталась незаконченной.

В 1854 году Глинка возвращается в Россию и начинает писать «Записки», мемуары.

В 1856 году Глинка уехал в Берлин.

Личная жизнь

В 1835 году Глинка женился на своей дальней родственнице, Марии Петровне Ивановой, с которой брак совершенно не удался.

В 1838 году Глинка знакомится с Екатериной Ермолаевной Керн, которую любит до конца своих дней, посвящая ей свои лучшие сочинения.

Смерть

Умер Глинка в Берлине 15 февраля 1857 года. Был похоронен там же, на лютеранском кладбище, но через несколько месяцев его прах был перевезён в Россию и перезахоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Основные достижения Глинки

  • Глинка стал основоположником русской национальной композиторской школы.
  • Его сочинения оказали сильное влияние на дальнейшее развитие русской музыки и на таких композиторов, как А. С. Даргомыжский, члены «Могучей кучки», П. И. Чайковский, развивавших в своих музыкальных произведениях его идеи.
  • Первый создатель русской национальной оперы («Жизнь за царя»).
  • Под влиянием Глинки в Петербурге сложилась русская вокальная школа.

Важные даты биографии Глинки

  • 1804 год - рождение
  • 1804–1810 года - воспитание бабушкой
  • 1814 год - начинает заниматься музыкой с Кламмер
  • 1817–1822 года - учёба в Санкт-Петербургском Благородном пансионе при педагогическом институте
  • 1823 год - поездка на Кавказ
  • 1824–1828 года - работа на должности помощника секретаря в Главном управлении путей сообщения
  • 1829 год - издание «Лирического альбом а»
  • 1830 год - итальянский период, Милан
  • 1833 год - немецкий период, Берлин
  • 1834 год - смерть отца, возвращение в Россию
  • 1835 год - женитьба на М. П. Ивановой
  • 1836 год - опера «Жизнь за царя »
  • 1836–1838 года - капельмейстер придворной певческой капеллы
  • 1838 год - поездка на Украину, знакомство с Е. Е. Керн
  • 1842 год - опера «Руслан и Людмила »
  • 1844 год - поездка во Францию
  • 1845 год - благотворительный концерт в Париже, поездка в Испанию, увертюра «Арагонская хота »
  • 1847 год - «Камаринская »
  • 1848 год - увертюра «Ночь в Мадриде »
  • 1851 год - жизнь в Петербурге
  • 1852–1854 года - жизнь в Париже
  • 1854 год - возвращение в Россию
  • 1856 год - жизнь в Берлине
  • 1857 год - смерть
  • За год до рождения Михаила в семье родился сын, который умер во младенчестве. Фёкла Александровна, бабушка, обвинила в этой смерти мать Глинки, Евгению Андреевну, и своим безудержным самовластием, которым она обладала в семействе, забрала новорожденного внука к себе на воспитание.
  • Юстина Кюхельбекер, родная сестра того самого Вильгельма, вышла замуж за двоюродного брата отца композитора, Григория Андреевича Глинку.
  • Жена Глинки, Мария Петровна, была совершенно необразованна и ничего не понимала в музыке. Она даже понятия не имела, кто такой Бетховен.
  • Когда прах композитора перевозили из Берлина в Санкт-Петербург, гроб был упакован в картон, на котором крупными буквами было написано: «ФАРФОР».
  • Патриотическая песня на музыку Глинки была гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год.

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857).
Основоположник русской классики, первый в истории страны композитор, с необычайной широтой и силой раскрывший в своей музыке национальный характер. Михаил Глинка поднял музыку русского народа до высочайших вершин мирового искусства. Совсем неслучайно Глинку сравнивают с прародителем новой русской литературы поэтом А.С. Пушкиным.

В родном селе Новоспасском Смоленской губернии, с детских лет будущий композитор впитывал яркие интонации и душевную широту народных крестьянских песен. К десяти годам с оркестром дяди, где он освоил игру на разных инструментах, вошла в его жизнь и классическая музыка.

Музыкальное образование Глинка начал получать с четырнадцати лет в Петербургском Благородном пансионе, где впервые обратился к сочинительству. Здесь же он познакомился с будущими декабристами (одним из учителей Глинки был В.К. Кюхельбекер) и общение с ними оказало большое влияние на становление личности юного музыканта.

Постепенно музыка становится делом всей его жизни. Однако в то время в России еще не существовало систематического композиторского образования и чтобы усовершенствовать свое мастерство, композитор отправляется за новыми впечатлениями в Германию, Австрию и Италию, которая особенно влечет музыканта своей природой, историческими памятниками и совершенством мелодий. Широко известные увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», написанные позднее в период 1845-1851 годов, стали воплощением романтических образов этой страны.

Вернувшись из путешествия, под влиянием поэта В.А. Жуковского, Глинка приступает к сочинению оперы, ставшей прорывом в истории отечественного искусства и положившей начало новому периоду развития русской музыки. В 1936 году в Большом театре Петербурга была поставлена опера патриотическая «Иван Сусанин», первоначально имевшая название «Жизнь за царя». Впервые народный напев прозвучал в «серьезном» оперном жанре.

Продолжая русскую тему в своем творчестве, Глинка обращается к сюжету поэмы горячо любимого им А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», над которой он работает в течение шести лет. В 1842 году с неизменным успехом прошла премьера новой оперы. Как и сам поэт, композитор сумел в ней проникнуть в характер и музыкальные интонации других народов.
В 1856 году Михаил Иванович Глинка вновь посещает Берлин, намереваясь глубже изучить европейскую школу полифонического мастерства. В его замыслах – воскресить древнерусские церковные напевы. Однако этим замыслам не суждено было сбыться. В феврале 1857 года композитор скончался, оставив после себя огромное наследие русской симфонической школы.