Для знакомства с произведениями зарубежной литературы отводится 1-2 урока в конце учебного года. Поэтому такая технология, как урок мастерская, – особая педагогическая технология, способная за небольшой промежуток времени рассказать о многом, т.к. основана на ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Вот одно из первых определений, данных этому понятию: "Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для знакомства с произведениями зарубежной литературы отводится 1-2 урока в конце учебного года. Поэтому такая технология, как урок мастерская, – особая педагогическая технология, способная за небольшой промежуток времени рассказать о многом, т.к. основана на ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика . Вот одно из первых определений, данных этому понятию: "Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.

Урок литературы в 8-м классе по теме:

"Роман Мигеля Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"

Книга на все времена

Тип урока: комплексное применение знаний

Форма проведения: исследование

Цели:

  • помочь ученикам понять, почему роман "Дон Кихот" – книга на все времена;
  • совершенствовать умение обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов;
  • развивать способность сопереживать, воображать;
  • развивать умение работать в группах;
  • воспитывать уважение к человеку.

Формулировка конечного результата:

  • развивать навык исследовательской работы
  • уметь отвечать на поставленный вопрос
  • совершенствовать технику чтения

Оборудование: роман Мигеля Сервантеса Сааведра "Дон Кихот";

презентации, созданные группами обучающихся

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Свобода…есть одна из самых драгоценных щедрот,

Которые небо изливает на людей:

с нею не могут сравниться никакие сокровища

Сервантес

Работа над эпиграфом.

Из какого произведения строки, которые стали эпиграфом к нашему уроку?

А что для вас значит свобода? Закончите ассоциативный ряд: Свобода – это…

II. Актуализация знаний.

Назовите книги, героями которых были рыцари…

Что отличает героев этих книг?..(Это люди сильные, мужественные, а в душе – романтики.)

И такой образ стал нам привычным. Сегодня мы продолжим разговор о рыцарях, о романтических героях, обратившись к книге испанского классика Мигеля Де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот» и герою-рыцарю, так не похожему на своих предшественников.

Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа выбрала свои пути решения предложенных задач: БИОГРАФЫ познакомят нас с основными вехами жизни великого романиста. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ должны познакомить нас с историей создания романа, связав ее с фактами из биографии Сервантеса. СОЦИОЛОГИ - должны были провести анкету среди читателей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ - внимательно прочитав текст, отметить особенности, интересные моменты предложенного отрывка из романа.

Слово БИОГРАФАМ

Рассказ о жизни Мигеля Де Сервантеса Сааведра сопровождается созданной ими слайд-презентацией

Слово ЛИТЕРАТУРНЫМ КРИТИКАМ:

Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Сервантеса и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания романа, соотнесенную с жизнью самого писателя…

1. Роман «Дон-Кихот» - самое знаменитое произведение Сервантеса - появился на свет в двух частях с интервалом в несколько лет, первая часть датируется 1605 г., а вторая - 1615-м. Роман сразу завоевал успех, был переведен на многие европейские языки и вот уже четыре века занимает почетное место в сокровищнице европейской классической литературы…

2. Судя по всему, на идею создания Дон-Кихота писателя Мигеля де Сервантеса натолкнул небольшой анонимный рассказик, главный герой которого - крестьянин, в конечном итоге погибающий из-за своей неуемной страсти к чтению эпических поэм. Так и родился “Е1 ingenioso hidalgo don Quijote de ia Mancha” (“Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”) - бедный дворянин, обожающий рыцарские романы. Охваченный безумием, он с головой погружается в мир своих фантазий и, решив стать странствующим рыцарем, отправляется на поиски приключений в обществе жалкой клячи, именуемой Росинантом, и верного оруженосца по имени Санчо Панса.

3. Человек немолодой и близорукий, Дон Кихот постоянно попадает в нелепые ситуации - например, вступает в единоборство с ветряной мельницей, приняв ее за великана… В конце концов он отказывается от героической карьеры и возвращается к нормальной или обычной жизни. История Дон Кихота очень интересна…

Слово СОЦИОЛОГАМ:

Анализ проведённого исследования показал, что

75% респондентов не видят отличий рыцарского романа от романа исторического

80% респондентов не смогли назвать героев изображённых на иллюстрации

65% респондентов слышали о «ветряных мельницах» и догадываются о метафоричности словосочетания

ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ в ходе урока предстояло, прочитав отрывок, ответить на вопросы:

  • Кто же Дон Кихот – чудак или рыцарь?
  • Надо ли быть Дон Кихотом?
  • Есть ли сейчас Дон Кихоты?

Имя нарицательное "донкихот" - у каждого на слуху, но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский", в котором изображен житель "одного села Ламанчского" - пятидесятилетний идальго Алонсо Кихано: страстный любитель рыцарских романов, он возомнил себя странствующим рыцарем и придумал для себя новое имя, которое решил прославить - Дон Кихот. При этом идальго-книгочей никак не принимал в расчет, что "дон" могли приставлять к своим фамилиям только "кабальеро" и "гранды", то есть люди, принадлежавшие к испанской знати, а никак не мелкопоместные дворяне. И все же сеньор Кихано своего добился: имя "Дон Кихот" осталось в веках, а в русскоязычной традиции приставка "дон" даже стала писаться с большой буквы - как часть фамилии! Более того, известность Дон Кихота превзошла известность его создателя. Герой Сервантеса отделился от романа и зажил отдельной жизнью, подобно тени, заслонившей своего хозяина. А тем временем, как писал почти век назад испанский философ Х.Ортега-и-Гассет, где-то на небесах Сервантес, творец "Дон Кихота", с печальной улыбкой вслушивается в споры "кихотистов" и "антикихотистов", "ожидая того, кто родится, чтобы понять его".

Роман, пройдя через сознание миллионов читателей, оказал огромное влияние на культуру, на жизнь людей. Одних он увлекал благородством героя, других остерегал от карикатурных его подвигов. Но каждое время обнаруживало в романе свое содержание.

Рефлексия

Назовите героев повествования:

А) Дон Кихот, он же Алонсо Кихана – бедный идальго, т. е. дворянин.

Б) Санчо Панса – оруженосец, недалекий мужичок из соседней деревни, которого Дон – Кихот прельстил обещанием сделать губернатором одного из завоеванных островов

В) Конь Росинант (перевод – бывшая кляча)

С) Дульсинея Тобосская (крестьянка из соседней деревни – дама сердца)

Блиц-опрос

А) Что думает Дон Кихот о Санчо? (Санчо прост, глуповат, но порой рассуждает чрезвычайно остроумно)

Б) Что думает Санчо о Дон Кихоте? (Дон Кихот – безумец, сумасшедший, который порой произносит такие умные речи, что кажется – ему место на кафедре).

Итог исследования:

Звучит фрагмент "Арагонской хоты" русского композитора Глинки.

Старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа. Глинка словно воскрешает прошлое, он обращается к давним векам и дает старинному танцу новую жизнь. Точно также Сервантес выбирает своего героя – осколок прежних рыцарских времен.

Следуя замыслу писателя, этот роман – пародия, сатира на рыцарство. Поэтому главный герой – фигура комическая. С другой стороны, перед нами рыцарь, философ, моралист, мудрец. Что делает его таковым? Зачем Дон Кихот решил стать рыцарем? Чтобы возродить рыцарский век, т. к., по его мнению, рыцарь является воплощением человеческого идеала, а сам он последний рыцарь, представитель отжившей эпохи. Это хорошо или плохо? Почему же мы тогда смеемся над героем? Наш смех незлой. Мы ведь смеемся не над тем, о чем мечтает герой, не над его желанием переделать мир и людей в лучшую сторону, а над тем, что с ним случается.

Перечислите яркие, запоминающиеся эпизоды, произошедшие с Дон Кихотом, поступки героя… Выборочное чтение эпизодов глава VIII

Как видим, наш герой никак не соответствует уже сложившемуся знакомому образу рыцаря. Ни внешностью, ни поступками…Дон Кихот потерпел поражение от рыцаря Белой Луны, после чего потерял смысл жизни и впал в глубокую печаль. Вскоре он умер. Ему больше нечего делать на Земле. Сервантес, показав смерть Дон Кихота, пресекает все попытки возрождения рыцарской эпохи, а изображая реальную (Это достигается с помощью вставных новелл, эпизодов, что является своеобразием композиции.) жизнь Испании, убеждает читателей в том, что при этой жизни, при новых складывающихся человеческих отношениях рыцарство просто невозможно.

Рыцарские ЗАПОВЕДИ:

1. Мужество 2.Благородство

3.Честь 4.Щедрость

5.Общительность 6.Утонченность

7.Защищать слабых 8. Служить обиженным

Вывод: это те самые заповеди, которые завещаны веками, будущему, т. е.

нам с вами. Эти заповеди и делают роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» книгой на все времена

4.Обобщение.

1. Надо ли быть Дон – Кихотом?

2. Символом чего для Дон Кихота является ветряная мельница

(Надо, но только быть реалистом, не сражаться с ветряными мельницами.) Вот таков наш романтический герой!

Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Модно ли быть Дон Кихотом в 21 веке?"

5. Рефлексия.

1. Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?

6. Итоги, обобщение, подведение результатов

Литература к уроку:

1.Сервантес "Дон Кихот"

2. Тургенев И. С., Гамлет и Дон-Кихот (Речь, произнесённая 10 января 1860 на публичном чтении в пользу О-ва для вспомоществ. нужд. литераторам и учёным), «Современник», 1860, I (перепеч. в «Собр. сочин.», т. X, СПб., 1911);

3. Львов А., Гамлет и Дон-Кихот и мнение о них И. С. Тургенева, СПб., 1863;

4.Карелин В., Донкихотизм и демонизм, Критич. исследование, СПб., 1866;

В. Карелина, изд. 4-е, СПб., 1893;

5.Евлахов А., К трёхсотлетию «Дон-Кихота», «Мир божий», 1905, V (ср. заметку Л. Шепелевича по поводу этой ст. в «Образовании», 1905, VII);

6.Белинский В. Г., Тарантас. Сочин. гр. В. А. Соллогуба, «Собр. сочин.», под ред. Иванова-Разумника, т. II, СПб., 1913, стр. 966 (блестящая характеристика Дон-Кихота и донкихотизма); Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?


БЕССМЕРТНЫЙ АВТОР БЕССМЕРТНОГО РОМАНА (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА МИГЕЛЯ СЕРВАНТЕСА ДЕ СААВЕДРА) Сервантес вечно жив в памяти людей, так же как живы и бессмертны его герои – рыцарь и оруженосец, по-прежнему странствующие в поисках добра, справедливости и красоты по необъятным равнинам своей многострадальной родины. Ф. Кельин

Первые годы Родился 29 сентября (9 октября) 1547 г. , в городе Алкала-де-Энарес Отец, идальго Родриго де Сервантес Мать - донья Леонор де Кортина

Юношество 1569 – 1570 гг. – служба у кардинала Аквавивы. 1570 – 1575 гг. — служба в испанской армии. 7 октября 1571 г. — сражение при Лепанто.

1575 г. – Сервантес с братом был захвачен алжирскими пиратами 1575 – 1580 гг. – в плену у алжирского повелителя Гассан Паши

Ходатайство отца Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года, указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце“ (la Galera del Sol), под командой Каррильо де Кесада» , и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться» . У отца не было средств на выкуп Мигеля, в связи с ранее осуществленным выкупом из плена другого своего сына, также находившегося на том корабле.

Жена и дети Брак с Каталиной де Салазар в 1585 году, когда Сервантесу было 38 лет. У писателя была одна внебрачная дочь - Исабель де Сервантес.

ТВОРЧЕСТВО СЕРВАНТЕСА В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса.

ТВОРЧЕСТВО СЕРВАНТЕСА В 1585 году он выпустил пасторальный роман «Галатея» («La Galatea»). В то же время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.

Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады» . В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время высиживает в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.

С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежуток между 1604 и 1616 гг. появились вторая часть «Дон Кихота» , все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда» . Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи.

23 апреля 1616 г. окончилась жизнь Мигеля Сервантеса де Сааведра (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд» .

Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 г. ; на пьедестале латинская надпись: «Мигелю Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов» .

ДОН КИХОТ - герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605 г. , второй - 1615 г.); он же - Рыцарь Печального Образа; он же - Рыцарь Львов; он же - идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый. Имя Дон Кихот в буквальном переводе означает «Дон Набедренник с клочка земли»

Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской.

Образ героя О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает скупо и только в самом начале книги: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом» . В своё время Александр Дюма так описал д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна пятидесяти лет, который устал от странствий и приключений, но всё ещё готов вступить в бой. К данному эскизу придётся добавить все те шишки и тумаки, которые судьба уготовила идальго в его странствиях: частый голод и отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра, выбитые зубы, помятые бока, нелепость рыцарской амуниции.

В оруженосцы идальго берёт хлебопашца Санчо Пансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.

Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещеных евреев.

В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар.

В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь.

Через два года после женитьбы он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Del ingenioso hidalgo Don Quixote de La Mancha").

В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть "Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.

В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 году он издал сборник "Назидательные новеллы" ("Novelas ejemplares"), а в 1615 году - вторую часть "Дон-Кихота".

Роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" ("Los trabajos de Persiles y Sigismunda") Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года; книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.

Cлайд 1

Cлайд 2

Жизнь … Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещеных евреев.

Cлайд 3

Военная служба.Ранение.Семья. В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар.

Cлайд 4

Литература В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь.

Cлайд 5

Дон Кихот… Через два года после женитьбы он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Del ingenioso hidalgo Don Quixote de La Mancha").

Cлайд 6

Cлайд 7

В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть "Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.

Cлайд 8

В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 году он издал сборник "Назидательные новеллы" ("Novelas ejemplares"), а в 1615 году - вторую часть "Дон-Кихота".

Cлайд 9

Творчество после тюрьмы Роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" ("Los trabajos de Persiles y Sigismunda") Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года; книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.

Cлайд 10

Некоторые факты Дон Кихота. Дело в том, что в "Дон Кихоте" немолодой уже литератор Сервантес пошел на смелый эксперимент с непредвиденными последствиями и возможностями: он поверяет рыцарский идеал современной ему испанской действительностью, и в результате его рыцарь странствует по пространству так называемого плутовского романа.

Cлайд 11

Определение Плутовской роман, или пикареска - повествование, возникшее в Испании в середине XVI века, претендующее на абсолютную документальность и описывающее жизнь плута, мошенника, слуги всех господ (от исп. picaro - плут, мошенник). Сам по себе герой плутовского романа неглубок; его носит по свету злосчастная судьба, и его многочисленные приключения на большой дороге жизни представляют главный интерес пикарески. То есть материал пикарески - подчеркнуто низкая действительность. Возвышенный идеал рыцарства сталкивается с этой действительностью, и Сервантес как романист нового склада исследует последствия этого столкновения.

Факты биографии


Миге́ль де Серва́ нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes
Saavedra; 29 сентября 1547, Алькала-де-Энарес - 23 апреля
1616, Мадрид) - всемирно известный испанский писатель и
солдат. Прежде всего известен как автор одного из величайших
произведений мировой литературы - романа «Дон Кихот ».
Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго
Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать - донья
Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в
бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении
всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах
его жизни. С 1970-х гг. в Испании распространена версия о
еврейском происхождении Сервантеса, повлиявшем на его
творчество.

Военная карьера

Мигель Сервантес участвовал в военных
кампаниях в Италии (был в Неаполе),
Наварино (1572), Тунисе, Португалии, в
морских сражениях (Лепанто, 1571), а
также осуществлял поездки по службе в
Оран (1580-е годы); служил в Севилье

Характер

Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его
так: «поэту, ветреному и мечтательному, недоставало
житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных
кампаний, ни из своих произведений. Это была душа
бескорыстная, неспособная добывать себе славу или
рассчитывать на успех, поочередно очарованная или
негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам…
Его видели наивно влюбленным во все прекрасное,
великодушное и благородное, предающимся романическим
грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то
погруженным в глубокое размышление, то беззаботно
веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным
великодушной и благородной деятельности, удивительным и
наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в
своей гениальности».

Сервантес с Дон
Кихотом

Генрих Гейне сказал о «Дон
Кихоте»:

«Сердце моё готово было разорваться, когда
я читал о том, как благородный рыцарь,
оглушённый и весь смятый, лежал на земле и,
не поднимая забрала, словно из могилы,
говорил победителю слабым умирающим
голосом: «Дульсинея Тобосская - самая
прекрасная женщина в мире, а я самый
несчастный рыцарь на свете, но моё бессилие
не должно поколебать эту истину».

Почтовая марка в СССР с
изображением Сервантеса

в 1604 г. выходит в свет первая часть романа
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»,
имевшая громадный успех в Испании
(в несколько недель разошлось 1-е изд. и в том же году 4
других)
и за границей (переводы на многие языки).

ДОН КИХОТ - герой романа великого испанского писателя Мигеля
де Сервантеса Сааведры (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон
Кихот Ламанчский» (первый том - 1605 г., второй - 1615 г.); он
же - Рыцарь Печального Образа; он же - Рыцарь Львов; он же -
идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу
Добрый.


Немолодой идальго
Алонсо Кихана, житель
некоего села в
захолустной испанской
провинции Ла Манча,
начитавшись рыцарских
романов, воображает
себя странствующим
рыцарем и отправляется
на поиски приключений.
Старой кляче он даёт
звучное имя Росинант,
себя называет Дон
Кихотом Ламанчским, а
крестьянку Альдонсу
Лоренсо объявляет своей
прекрасной дамой
Дульсинеей Тобосской.


В оруженосцы идальго берёт
хлебопашца Санчо Пансу и в
первой части романа совершает
два выезда: принимает
постоялый двор за замок,
нападает на ветряные мельницы
и стада баранов, в которых
видит злых великанов и
волшебников. Родня и
окружающие принимают Дон
Кихота за сумасшедшего, на его
долю достаются побои и
унижения, которые сам он
считает обычными
злоключениями странствующего
рыцаря. Третий выезд Дон
Кихота описан во второй, более
драматичной и горькой части
романа, которая заканчивается
избавлением от безумия и
смертью Алонсо Киханы
Доброго.

Образ героя

О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает
скупо и только в самом начале книги: «Было
нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого
сложения, тощий телом и худощавый лицом».
В своё время Александр Дюма так описал
д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в
восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть
Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна
пятидесяти лет, который устал от странствий и
приключений, но всё ещё готов вступить в бой.
К данному эскизу придётся добавить все те
шишки и тумаки, которые судьба уготовила
идальго в его странствиях: частый голод и
отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра,
выбитые зубы, помятые бока, нелепость
рыцарской амуниции.

Битва с ветряными мельницами

Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный
спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни
одного романа…

Кадр из фильма «Дон Кихот»

Иллюстрации к
роману

В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский
комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто
известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их
попросили определить лучшее произведение мировой
литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон
Кихот».


В прошлом году Испания и весь
мир отметили четырёхсотлетие
первой публикации романа
Сервантеса. 23 апреля, в день
смерти Сервантеса, во многих
странах, в том числе и в России,
в переполненных залах
множество людей, сменяя друг
друга, двое суток беспрерывно
читали на разных языках эту
трагикомическую эпопею от
первой строчки пролога:
«Досужий читатель! Ты и без
клятвы можешь поверить, как
хотелось бы мне, чтобы эта
книга, плод моего разумения…»
- до завершающей авторской
росписи-вздоха «Vale». Никакая
другая книга не читается хором
всем миром.

«Счастливо будет то время… когда, наконец, увидят свет
мои деяния, достойные быть запечатлёнными в бронзе,
высеченными из мрамора и изображёнными на полотне на
память грядущим поколениям».