1869 - 1940 г. Выдающийся русский художник. Биография и картины.

В картинах русского живописца Филиппа Малявина, сложно найти тень нищеты и лишений, в которых прошло детство художника, напротив, российская глубинка в его произведениях кажется яркой и беззаботной. «Крестьянская» тема «вытолкала» одаренного самородка к вершинам творческого Олимпа, но так и не «отпустила» из своих цепких объятий. Величавые крестьянки, запечатленные Малявиным в празднично-экспрессивной манере, мгновенно «заводили» зрителя, но вынужденно отказавшись от этой темы, художник остался заложником своих рязанских «мадонн».

Родился Филипп Андреевич Малявин 10 октября 1869 в с. Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии. Первыми «кистями» юному самородку служили древесные угли, с помощью которых он с поразительной точностью мог запечатлеть увиденное. Желание посвятить себя живописи привело юношу на Афон, где он послушником, на протяжении шести лет усердно занимался иконописью, пока его талант не заметил скульптор В. Беклемишев. Уже летом следующего года Филипп становится вольнослушателем Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1899 г., после окончания Академии, Малявин получил не только художественное образование, но и славу портретиста, кисть которого запечатлела образы самых именитых персон высшего света. Вместе с тем, живописец, уже забывший о бедности, не забывал о жителях сельской глубинки, хотя «его» крестьяне не «выказывали» озабоченности своей нелегкой судьбой.

В год окончания Академии, художник «выстрелил» картиной «Смех» – конкурсной работой, взбудоражившей академический совет. Споры разгорелись нешуточные, но последнее слово осталось за «старичками», поэтому диплом Малявину достался благодаря его успехам в портретной живописи. На следующий год, свою оценку произведению дала Всемирная выставка в Париже, присудившая картине золотую медаль, а в 1901 г. полотно стало приобретением венецианской Галереи современного искусства.

После возвращения на родину в 1900 г., Малявин пытался внешне походить на «европейца», вел себя нарочито вызывающе, хотя выглядело это довольно нелепо. Финансовое положение позволило ему обзавестись собственным имением неподалеку от Рязани – деревней Аксиньино. В плане творчества, все осталось по-прежнему: «крестьянская» тема была приоритетной.

В Аксиньино Малявин прожил почти двадцать лет, создавая свои лучшие картины, и редко покидая усадьбу. Здесь он проявил себя и как мастер психологического портрета, легко «читая» характер модели. Касается это и групповых портретов, которые он писал иногда «нахально»; ярко индивидуальны образы каждой героини в работе «Три бабы».

В 1906 г. Малявин в очередной раз явил публике шедевр на «народную тему» – картину «Вихрь», где энергия «души народа» достигла апогея, во весь голос заявив о своем диком необузданном нраве. Критики ошибались, пытаясь связать это произведение с революционными настроениями того времени, ведь художник оберегал свою живопись от идеологической составляющей.

Сложно четко определить художественное направление, в котором работал в этот период Малявин, но живя в эпоху модерна, можно полагать, что он использовал его как технику, хотя знакомство с модернистскими новациями, состоявшееся в Париже, нисколько не впечатлило его.

К 1908 г., в душе Малявина накопилась обида на упреки критики, считавшей, что художник эксплуатирует одну и ту же тему, оставаясь ее заложником. Собравшись достойно ответить «обидчикам», Малявин почти три года работает над полотном «Портрет автора с семьей». В произведении можно найти следы символизма Пюви де Шаванна, тем более, что после «Вихря» художник некоторое время жил в Париже, но, не смотря на старания как самого автора, так и Союза художников, сенсация состоялась, но не в пользу Малявина.

Творческая неудача не сказалась на работоспособности художника, но до 1916 г., на выставках демонстрировались, в основном, рисунки и эскизы. Регулярно поступали заказы на портреты. «Возвращением в строй», можно считать появление картины «Баба», где знакомая экспрессия «народного» образа, снова мощно заявила о себе.

Казалось бы, с изменением в России государственного строя в 1917 г., Малявин будет комфортно чувствовать себя в новых условиях; он вовлекается в культурно-просветительскую работу, создает портреты «вождя», ярко-индивидуальные крестьянки на его полотнах гротескно «радуются» жизни, продолжая петь и танцевать, но, наверное, не такой свободы ждал художник. Воспользовавшись моментом, в 1922 г. он вместе с семьей, фактически сбежал из России.

Выставки в Европе чередовались одна за другой, Малявин был востребован, его «русская» тема, иногда в гротескном обрамлении, пользовалась успехом, пейзажи и портреты получали высокие оценки, но после расставания с родиной, картины художника утратили непобедимую стихийную силу, мощно звучавшую в России.

В семидесятилетнем возрасте, не оправившись от потрясения, вызванного арестом в Брюсселе, 23 декабря 1940 Филипп Малявин умер в Ницце, где он жил с 1930-х годов. Чтобы попасть домой, художник пешком прошагал пол-Европы.

Малявин Филипп Андреевич (1869-1940)

Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской.

В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина , Малявин стал его учеником.

Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря , К А Сомова , А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты.

Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов.

Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (1910) и др. Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина.

К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.

Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей.

Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.

Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов. Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (1910) и др.

Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина. К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.

В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906 г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911 г. он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.

В 1918 г. Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920 г. переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 г. с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х гг. Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы.

Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.

Крестьянка в красном платье. 1900-е. Масло


Две девки. 1910. Масло


Вихрь. 1906. Масло


Крестьянская девушка с чулком. 1895. Масло

Фили́пп Андре́евич Маля́вин (11 октября - 23 декабря ) - живописец, график. Работал на стыке «модерн », импрессионизма , экспрессионизма. Автор Ленинианы. Помимо В. Ленина , писал с натуры А. Луначарского , Л. Троцкого . Член объединений «Мир искусства » и «Союз русских художников ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Филипп Малявин

    ✪ Малявин о тайцзицюань-02 02 2013

Субтитры

Биография

Филипп Малявин родился 11 (23) октября г. в Самарской губернии (ныне - Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян. Рисовать начал рано, с четырех-пяти лет. Копировал иконописные образа , писал портреты односельчан. В г. вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона , где, по его представлениям, он сможет обучаться «церковной живописи». Прибывший в декабре 1891 г. на Святую гору скульптор В. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и предложил тому поступать в Императорскую Академию художеств.

Осенью 1892 г. Филипп Малявин становится вольнослушателем Академии. В 1894 г. переходит в только что сформированную мастерскую И. Репина , где знакомится с И. Грабарем , Б. Кустодиевым , К. Сомовым , А. Остроумовой , А. Мурашко. По окончании Академии художеств в 1900 г. Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его картина «Смех», создававшаяся как выпускная, но отклоненная Советом профессоров Академии за бессодержательность. Между тем во Франции работа получила восторженный прием и была удостоена золотой медали. В 1901 г. полотно экспонируется в Венеции, откуда приобретено для Международной галереи современного искусства Ка"пезаро, Венеция.

С 1900 г. начинается рязанский период в творческой биографии Филиппа Малявина, продлившийся без малого двадцать лет. После женитьбы на однокурснице по Академии, ученице Репина, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич, Малявин поселяется в усадьбе в сельце Денежникове. В браке родились дочери Зоя и младшая Галина, умершая от эпидемии сыпного тифа в начале 1920-х в Рязани [см. Сёмина М. Филипп Малявин. - М., 2014; Она же. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. - М., 2016. № 1(14)]. В 37 лет Филипп Андреевич Малявин получает звание Академика живописи. Очередная творческая поездка во Францию состоялась в 1907 г. (по другим данным - в 1906). По приезде в Париж остановился у Елизаветы Кругликовой, через которую познакомился с проживавшем в Медоне Ильей Мечниковым, портрет которого нарисовал. В 1908-10 гг. не экспонировался, работал в своей студии в Денежникове. В начале 1911 г. показывает художественному сообществу «Автопортрет с семьей». Большинство критиков восприняло картину как творческое фиаско, что, однако, не остановило художника, продолжившего выставочную деятельность с 1912 года.

В 1919 г. Рязанский губернский отдел Наркомата просвещения организует первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Благодаря охранной грамоте произведения Ф. Малявина не были национализированы, бо льшую часть которых ему удалось вывезти за границу. Осенью 1920 г. вместе с семьей художник переезжает в Москву, а в 1922 г., под предлогом организации передвижной выставки эмигрирует во Францию (через германо-итальянскую границу). В г. в парижской галерее Шарпентье проходит вторая персональная выставка мастера (к 55-летию). В конце 1920-х переселяется с семьей в Ниццу. 1930-е гг. отмечены всплеском творческой активности: почти ежегодно персональные выставки Малявина проходят в городах Англии, Дании, Италии, Норвегии, Чехословакии, Франции, Швеции, Югославии. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, экспериментирует с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи. Упрочивает репутацию блестящего салонного портретиста, получая заказы на написание портретов членов европейских монарших домов, представителей богемы, видных деятелей культуры русского зарубежья.

Осенью 1933 г. Ф. Малявин организует одну из крупнейших в своей творческой карьере персональных выставок. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. Последняя персональная выставка состоялась в апреле 1939 г. в мастерской в Ницце. Художник скончался 23 декабря 1940 г. и был похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.

Художественное наследие Ф. А. Малявина представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, провинциальных музеев России, ведущих европейских музеев, а также в музее принца Евгения в Стокгольме, в частных и музейных коллекциях США. Графика Малявина, рассеянная по различным российским и зарубежным собраниями, пользуется огромным спросом у коллекционеров. В августе 2016 года в городе Бузулуке был открыт памятник Малявину.

Произведения

  • Крестьянская девушка с чулком (1895)
  • За книгой (1895)
  • Портрет К. Сомова (1895)
  • Портрет И. Грабаря (1895)
  • Портрет Е. Мартыновой (1897)
  • Портрет молодого князя С. Оболенского (1899)
  • Смех (1899)
  • на Викискладе
    • Александрова Н. Ф. А. Малявин. Альбом. - М., 1966.
    • Живова О. А. Филипп Андреевич Малявин. Жизнь и творчество. Монография. - М., 1967.
    • Каталог выставки «Филипп Малявин». Научно-исследовательский музей Академии художеств. - Л., 1969.
    • Никитин А.О. Ф.А. Малявин и основание Рязанского художественного училища // Рязанская старина. М., 2003. № 1.
    • Сёмина М. «Он пишет кондовую Русь». Новые материалы к биографии Филиппа Малявина // Русское искусство. - М., 2012. №1.
    • Ljunggren M. Филипп Малявин в Швеции // Toronto Slavic Quarterly. - Toronto, Fall 2012. No 42.
    • Kozicharow N. «Racy of the Soil»: Filipp Maliavin’s London Exhibition of 1935 // A People Passing Rude. British Responses to Russian Culture. - Cambridge, 2012.
    • Филипп Малявин. 1869–1940. Альманах. Вып. 385. - СПб., 2013.
    • Сёмина М. Филипп Малявин. Монография. - М., 2014.
    • Сёмина М. Усадьба художника Малявина // Золотая палитра. - М., 2015. № 1(12).
    • Сёмина М. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. - М., 2016. № 1(14).
    • Сёмина М.В. Художественное наследие Филиппа Малявина в музейных собраниях Европы и Америки // Научная конференция «Историк искусства, критик, куратор в пространстве художественной жизни XX–XXI вв. Памяти Андрея Владимировича Толстого» / Российская Академия художеств. - М., 21-22 декабря 2016.
    • Сёмина М.В. Памятник художнику Малявину на Оренбуржье // Петербургские искусствоведческие тетради. - СПб., 2017. № 43.

Живописец, график

Происходил из крестьянской семьи. В 1885 учился иконописи в русском монастыре Св. Пантелеимона на Афоне. При содействии скульптора В. А. Беклемишева в 1892 поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался у П. П. Чистякова. С 1894 по 1899 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств (ВХУ) - в мастерской И. Е. Репина. В 1899 создал конкурсную (выпускную) картину «Смех». Произведение было отвергнуто Советом ИАХ. Лишь благодаря ходатайству Репина и В. В. Матэ Малявин получил за портреты звание художника без права пенсионерской поездки. Однако неудача выпускной работы была временной. Годом позже картина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 приобретена в коллекцию Международной галереи современного искусства в Венеции. Малявин приобрел европейскую известность и, вдохновленный успехом, создал целую серию картин, изображающих русских крестьянок.

Экспонировал свои работы на выставках ТПХВ (1895, 1900–1901), «Мира искусства» (1899–1903, 1906, 1911, 1921, 1922), Берлинского Сецессиона (1903–1904). С 1903 - член и постоянный экспонент Союза русских художников. В 1900 и 1906 художник совершил путешествия в Париж, в 1906 выставлялся на Осеннем салоне. В том же году удостоен звания академика. До 1900 жил в Москве, в 1900–1917 - в деревне Аксиньино под Рязанью, в 1918–1920 - в Рязани.

После революции работал в Рязанском комиссариате просвещения, участвовал в создании городской картинной галереи, студии живописи, охраны памятников старины. Являлся одним из руководителей Рязанских Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).

Во время Всероссийской конференции 1920 был делегатом от Союза русских художников. Сделал много натурных зарисовок В. И. Ленина.

В 1922 уехал из России во Францию (через Берлин). Жил в Париже, Мальме, затем в Ницце. В эмиграции живописная манера Малявина, также как и круг тем, мало изменились. Художник продолжал писать русских крестьянок («Свадьба» (1923), «Русские крестьянки» (1925), «Женщина в желтом платке» (1926), «Танец» (1926, 1928, 1930), «Сельская кокетка» (1927), «Пляска» (1930)), много работал как портретист. Его работам 1920-х - 1930-х, как и более ранним произведениям 1890-х - 1910-х, присущи необычайная насыщенность и декоративность цвета; за годы почти не претерпела изменений палитра Малявина, благодаря которой его произведения легко узнаваемы. Вместе с тем, художник неоднократно подвергался критике за то, что в своем позднем творчестве, по сути, повторял самого себя, тиражируя «русские» мотивы для европейских зрителей и коллекционеров.

Персональные выставки Малявина состоялись в 1919 в Рязани, в 1924 - в галерее «Шарпантье» в Париже, 1933 - в Праге и Белграде, 1934 - в Ницце и Стокгольме, 1935 - в Лондоне. В 1969 в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР в Ленинграде прошла мемориальная ретроспектива работ мастера, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.

Произведения художника хранятся в российских музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее и Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (в основном работы 1890-х - начала 1920-х, т. е. доэмиграционного периода). Значительная часть наследия находится в зарубежных частных собраниях, в частности в коллекции зятя Малявина - парижского художника Л. М. Бенатова.